Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование познавательного интереса младших школьников во внеурочной деятельности

Работа №109979

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы60
Год сдачи2017
Стоимость4245 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
85
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1. Понятие познавательного интереса в психолого-педагогической
литературе 7
1.2. Особенности организации внеурочной деятельности младших
школьников в условиях реализации ФГОС НОО 15
1.3. Условия формирование познавательного интереса младших
школьников во внеурочной деятельности 17
Выводы по 1 главе 19
2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ
ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 20
2.1. Изучение уровня развития познавательного интереса у младших
школьников 19
2.2. Организация педагогической работы по развитию
познавательного интереса во внеурочной деятельности 31
2.3. Анализ результатов педагогической работы 43
Выводы по 1 главе 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИНФОРМАЦИОННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57


Актуальность проблемы и темы исследования. Актуальность темы определена качественными переменами в обществе, где главная роль присуща человеческому фактору, т.е. личности, владеющей современным мышлением, мотивированной к инновационному поведению, способной жить и с успехом работать в постоянно меняющемся обществе, которое основывается на признанных и национальных ценностях.
Главной проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является учебно-познавательная активность школьников. Ее роль состоит в том, что обучение является систематической деятельностью, которая направлена не только на осмысление учебного материала, но и на развитие у ученика познавательной активности, а также положительного отношения к познавательной деятельности. Преобразующий характер деятельности связан с активностью субъекта. Знания, приобретенные в готовом виде, обычно, вызывают трудности у обучающихся в их использовании к объяснению наблюдаемых явлений и решению определенных задач. В данный момент в мире снижается авторитетность самопроизводящийся деятельности (иными словами репродуктивная деятельность), которая связана с применением обычных технологий обучения. В нынешних условиях важно создание креативной среды в образовании, важнейшим правилом которой является нацеленность на новые образовательные результаты.
Поэтому, большинство педагогов понимают, что конкретная цель обучения - это не только получение определенных знаний, умений и навыков, но и развитие воображения, наблюдательности, сообразительности и воспитание творческой личности в целом. На это указывает нам и Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, в котором говорится о том, что «внеурочная деятельность школьников рассматривается как деятельность, обладающая огромным потенциалом для создания воспитывающей и развивающей среды в образовательной организации, формирования различных сфер личности ребенка, удовлетворения его познавательных потребностей и развития творческих способностей».
Актуальность исследования обусловлена обострением ряда противоречий:
- между нормативно-правовым регулированием образовательного процесса в начальной школе, направленного на развитие познавательного интереса у младших школьников и недостаточной обеспеченностью его реализации во внеурочной деятельности;
- между необходимостью раскрытия у младших школьников и недостаточно разработанными направлениями и методическими путями его формирования в общеобразовательных организациях.
Выявление данных противоречий определило основную проблему нашего исследования, - каковы педагогические условия раскрытия познавательного интереса младших школьников во внеурочной деятельности.
Рассмотрев актуальность проблемы, ее неполную изученность, ее недостаточная разработанность и большая практическая значимость определили тему нашего исследования: «Развитие познавательного интереса младших школьников во внеурочной деятельности».
Цель исследования: обосновать и реализовать в образовательном процессе педагогические условия, способствующие развитию познавательного интереса младшего школьника.
Объект исследования: внеурочная деятельность младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия познавательного интереса младших школьников во внеурочной деятельности.
Гипотеза: познавательного интереса потенциала младших школьников будет более успешным, если будут:
• изучены сущностные характеристики понятия «познавательный интерес»;
• обоснованы психолого - педагогические условия, способствующие развитию познавательного интереса обучающихся во внеурочной деятельности (интерес к природе, потребность в продуктивной деятельности, сотрудничество и сотворчество);
• разработана программа курса «Юные экологи », способствующая
развитию познавательного интереса детей младшего школьного возраста, реализующаяся во внеурочной деятельности.
Для достижения цели определили следующие задачи:
1. Рассмотреть научно-методическую литературу по проблеме развития познавательного интереса младших школьников.
2. Раскрыть сущность понятия «познавательный интерес»;
3. Обосновать условия, в которых происходит развитие познавательного интереса младших школьников в рамках ФГОС НОО.
4. Разработать и реализовать во внеурочной деятельности программу курса «Юные экологи », способствующая развитию познавательного интереса детей младшего школьного возраста, реализующаяся во внеурочной деятельности.
Методологической основой исследования являются общая теория познавательного интереса, представленная в работах Л.И. Божович, А.К. Марковой, Н.Г. Морозовой, Г.И. Щукиной; концепция возрастной периодизации (Д.Б. Эльконин); концепции личностно ориентированного подхода в образовании школьников (концепция развивающего обучения, концепция диалогического обучения) (И.С. Якиманская и др.); исследования соотношения интересов и мотивов в учебной деятельности (Л.И. Божович и др.).
Методы исследования: изучение и обобщение педагогического опыта, наблюдение, беседа, психолого-педагогический (констатирующий, формирующий и контрольный этапы).
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Основные этапы исследования. На первом этапе исследования осуществлялся теоретический обзор литературы по вопросам формирования познавательного интереса младших школьников во внеурочной деятельности.
На втором этапе исследования была проведена опытно - экспериментальная работа на базе 2 «А» и 2 «В» классов ГБОУ СОШ №14 «Центр Образования» г.о. Сызрань по формированию у младших школьников познавательного интереса во внеурочной деятельности. В исследовании принимали участие дети 8-9 лет. Опытно - экспериментальная работа проводилась на протяжении 2016/2017 учебного года.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты и научные представления могут использоваться в построении хода развития познавательного интереса в рамках внеурочной деятельности.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ литературы позволил сформулировать основные понятия исследования познавательного интереса младших школьников.
В работе познавательная деятельность рассматривается как активное изучение человеком окружающей действительности, в процессе которого индивид приобретает знания, познает законы существования окружающего мира и учится не только взаимодействовать с ним, но и целенаправленно воздействовать на него.
Познавательный интерес представляет собой избирательную направленность на отдельные объекты окружающего мира, связанную с положительно-эмоциональным отношением, познавательной активностью и волевым усилием субъекта.
Познавательный интерес проявляется в эмоциональном поведении младших школьников (эмоциональная напряженность, мимика, движения, жесты), сформированности речи (интонации, интенсивность тона голоса и т.д.). Активность младшего школьника на уроке прямо связана с его познавательным интересом.
Внеурочная деятельность - деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные сообщества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.
Разрабатывая систему мероприятий по формированию познавательного интереса и развитию творческих способностей во внеурочной деятельности и вовлечению детей в активную творческую познавательную деятельность, считаем целесообразным и эффективным использования следующих современных образовательных технологий:
• Технология сотрудничества
• Игровые технологии
• Технологии проектной и исследовательской деятельности
• Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)
Проведение экспериментального исследования развития познавательного интереса показало, что у детей экспериментальной и контрольной группы познавательный интерес развит приблизительно на одном уровне. Уровень развития познавательного интереса в экспериментальной группе составляет 10% (ВУ), 50%(СУ), 40%(НУ), в контрольной группе уровень развития познавательного интереса 18% (ВУ), 46%(СУ), 36% (НУ).
Для формирующего этапа нами была разработана и апробирована программа курса «Юные экологи», способствующая развитию познавательного интереса обучающихся, реализованная во внеурочной деятельности. В ходе реализации занятий были использованы различные формы уроков путешествие, исследование, игра, проект и т.д. При изложении нового материала, при закреплении, повторении и проверке знаний ребята выполняли творческие задания, играли в дидактические игры, решали проблемные вопросы, познавательные задачи, требующие в основном не воспроизведения фактов и определения уже известных понятий, а самостоятельного использования их для доказательств, оперирования природоведческими понятиями в новых условиях.
Полученные в ходе контрольного эксперимента данные показали рост положительной динамики развития познавательного интереса в экспериментальной группе. Высокий уровень развития познавательного интереса составляет 30%, что на 12% что выше, чем в контрольной группе. Средний уровень составляет 60%, что на 14% выше, чем в контрольной группе, низкий уровень в экспериментальной группе составляет 10%, что на 26% меньше, чем в контрольной группе.
Разработанный и внедренный комплекс занятий, положительно повлиял на формирование познавательного интереса у учеников экспериментальной группы.
Результаты диагностики свидетельствуют о положительной динамике. Таким образом, контрольный эксперимент подтвердил эффективность выдвинутых психолого-педагогических условий формирования у младших школьников познавательного интереса во внеурочной деятельности .



1. Амонашвили, Ш.А. Развитие познавательной активности в начальной школе// Вопросы психологии / Ш.А. Амонашвили, 2013. - №5 - с. 36 - 41.
2. Аквилева Г.Л., Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе. — М., 2011.
3. Аквилева Г.Л., Клепинина З.А. Наблюдения и опыты на уроках при-родоведения.— М., 2008.
4. Бабанский, Ю.К. Выбор методов обучения в средней школе / Ю.К. Бабанский. - М., 1991. - 356 с.
5. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию [Текст] : книга для учителя / В. Б. Бондаревский. - Москва : Просвещение, 2005.
6. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: Методика обучения: 1-4 классы. — М.: Вентана-Граф, 2005. — 240 с.
7. Виноградова Н.Ф., Рыдзе О.А. «Окружающий мир» как учебный предмет в начальной школе: особенности, возможности, методические подходы. М., Педагогический университет «Первое сентября», 2008.
8. Горбаткина И.М. Формирование основ естественно-научной классификации в курсе «Окружающий мир». // Начальное образование. - 2012. - № 3.
9. Григорьева Е.В. Методика преподавания естествознания / Е.В. Григорьева. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЯАДОС, 2008. — 253 с.
10. Дусавицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности. - М.: «Дом педагогики», 2006. - 208 с.
11. Жадобко Е. Б. Времена года в познавательных задачах на уроках природоведения: Методич. пособие / Калинингр. ун-т. - Калининград, 2007
12. Зверев И.Д. Учебные исследования по экологии в школе. — М., 2013.
13. Луначарский, А.В. О Воспитании и образовании. / А.В. Луначарский. - М.: Просвещение, 2006. - 315 с.
14. М.В.Матюхина Изучение мотивационной сферы учащихся / Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. - Улан-Удэ, 2004. - 186 с.
15. Методика «Познавательная активность младшего школьника» Вариант 2 Автор А.А. Горчинская В кн. Баранова Э.А. «Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников» - СПб.: Речь, 2005
16. Миронов А.В. Методика изучения окружающего мира в начальных классах. М., 2012. - 360 с.
17. Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе / Н.Г. Морозова. - М., Знание, 2009. - с. 5 - 46.
18. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 456 с.
19. Обучение и развитие/Под ред.Л.В. Занкова.-М.: Просвещение, 2005.
20. Орг А.О., Белицкая Н.Г. Олимпиады по предмету Окружающий мир. ФГОС. 2 класс. М., 2012.
21. Пакулова В.М., Кузнецова ВЛ. Методика преподавания природоведения. — М., 2000.
22. Пешросова Р.А., Голов В.Л., Сивоглазов В.Л. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе. — М., 2009.
23. Плешаков АА. Тематическое планирование по программе «Зеленый дом» для начальной школы: Книга для учителя.— М., 2009.
24. Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч.1.
- 2-е изд. - М.: Просвещение, 2009. - 317 с. - (Стандарты второго поколения).
25. Программа внеурочной деятельности. Система Л.В. Занкова:
сборник программ / сост. Е.Н. Петрова. - 2-е изд., испр. И доп. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом
«Федоров», 2012.
26. Рубинштейн, А.В. Основы общей психологии./ А.В. Рубинштейн. - С-П.: Издательство «Питер», 2010. - 448с.
27. Сластенин, В.А. Педагогика учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. - М.: Издательский центр «Академия», 2012.-576с.
28. Сапронов И.А. Познавательный интерес в структуре учебной мотивации младшего школьника // Проблемы педагогики и психологии, № 3, 2008. С. 185 -189.
29. Савенкова В.В. Дидактическая игра как средство формирования естественно-научных знаний младших школьников // Начальное образование. - 2013. - № 3.
30. Сухомлинский В. А. Проблемы воспитания всесторонне развитой личности // История педагогики в России. М., 1999.
31. Трайтак Д.Л. Естествознание: каким ему быть в начальной школе// Педагогика, 2005. — № 2. С. 39-40.
32. Талызина, Н.Ф. Управление познавательной деятельностью учащихся. М.: МГУ, 2009.
33. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования /М-во образования и науки Рос. Федерации.-М.: Просвещение, 2010.
34. Харламов, И.Ф. Педагогика: учебное пособие / И.Ф. Харламов. - М.: Юрист, Черноусова, Ф.П., Круть, И.Н. Стимулирование познавательной деятельности как средство саморазвития и самореализации личности. // Завуч, №8, 2013. с. 107-117
35. Чудинова, Е.В. Окружающий мир. Методические рекомендации для учителя, 2 класс / Е.В. Чудинова, Е.Н. Букварёва. - Издательство: Вита- Пресс. - 2003. - 112 с.
36. Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в психологии / Г.И. Щукина- М.: Просвещение. - 2009. - 125 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ