Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Социальная политика в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в постсоветских странах

Работа №69591

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

социология

Объем работы110
Год сдачи2017
Стоимость5730 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
249
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Теоретические основания изучения социальной политики в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 10
1.1. Междисциплинарное изучение детства: основные направления
исследований 10
1.2. Социальная политика в отношении детей сирот: социологическое
изучение 17
1.3. Развитие социальной политики в отношении детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, в СССР и после 1991 года 32
1.4. Теоретическая модель социальной политики в отношении детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей 40
Глава 2. Эмпирическое изучение социальной политики в отношении детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в странах
постсоветского пространства 48
2.1. Методология изучения и сравнительного анализа социальной политики в
отношении детей-сирот 48
2.2. Анализ результатов исследования 51
2.3. Выводы 81
Заключение 85
Библиография 87
Приложение

В странах Центральной и Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии 1.3 миллиона детей лишены родительской опеки, при этом около половины из них проживают в учреждениях интернатного типа . Несмотря на существование значительных различий между странами региона, для некоторых из них характерна высокая численность детей, проживающих в учреждениях внесемейного ухода.
Существенный прогресс в сфере сокращения численности детей, помещаемых в детские дома, отмечен в Азербайджане, Грузии, России, Молдове и Белоруссии . Тем не менее, проводимые во многих странах постсоветского пространства реформы в сфере социальной защиты детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дают наименее значительные результаты для детей с инвалидностью. В странах Центральной и Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии 35% детей в интернатных учреждениях имеют инвалидность, особенно высокий показатель характерен для России, Молдовы, Белоруссии и Украины . При этом дети с тяжелыми формами инвалидности часто живут в учреждениях низкого качества, где существует проблема насилия и жестокого обращения.
Социальный состав детей-сирот на территории стран бывшего СССР менялся в различные исторические периоды. В период Гражданской и Великой отечественной войн основную долю составляли биологические сироты, в настоящее время наибольшее число сирот - так называемые социальные сироты. Используя термин «социальные сироты» акцентируется внимание на причине сиротства. К социальным сиротам относятся дети, не имеющие родителей вследствие невозможности или неспособности родителей выполнять свои обязанности по воспитанию детей .
По словам И.И.Осиповой: «Сиротство как социальное явление существует столько же, сколько и человеческое общество, и является его неотъемлемым элементом» , при этом она отмечает возрастающую актуальность проблемы сиротства в государствах, переживающих социально¬экономические изменения в результате войн, революций или реформ, которые неизбежно влекут за собой снижение уровня жизни населения или отдельных социальных групп. В таких случаях дети становятся «заложниками семейных проблем» .
Объект исследования: социальная политика в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в России, Белоруссии, Украине, Молдове, Туркменистане, Таджикистане, Узбекистане, Казахстане, Кыргызстане, Грузии, Армении, Азербайджане, Эстонии, Латвии и Литве.
Предмет: современное состояние социальной политики в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в постсоветских странах и основные изменения, произошедшие в данной сфере после 1991 года.
Согласно определению Конвенции о правах ребенка, ребенком считается «каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста» .
Существуют различные подходы к определению детей-сирот. Согласно определению ЮНИСЕФ, ребенок-сирота - это ребенок, потерявший одного или обоих родителей; при этом выделяют две категории детей-сирот: single orphan - ребенок, потерявший одного родителя, и double orphan - потерявший обоих родителей .
В отдельных странах различные категории детей могут относиться к детям-сиротам: согласно иммиграционному законодательству США, ребенок считается сиротой в случае смерти обоих родителей, а также в тех случаях, когда родители были признаны пропавшими, отказались от ребенка, либо в случаях разлучения или потери обоих родителей, признания родителей пропавшими. Сиротой также может считаться ребенок, мать которого не замужем .
Для целей настоящего исследования будут использованы следующие определения: ребенок-сирота - это ребенок, оба или единственный родитель которого умерли. Дети, оставшиеся без попечения родителей - это дети, которые не проживают с хотя бы одним из своих родителей по любым причинам и при любых обстоятельствах .
Актуальность изучения систем защиты детства в странах бывшего СССР обусловлена, в первую очередь, значительным числом детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки.
Численность социальных сирот продолжает увеличиваться, несмотря на рост ВВП и значительный прогресс в области реформ, касающихся социального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, который был отмечен в докладе ЮНИСЕФ о состоянии системы формальной опеки и усыновления детей-сирот в странах Восточной Европы и Центральной Азии .
Воспитание детей-сирот в интернатных учреждениях продолжает оставаться наиболее распространенным типом устройства в большинстве стран рассматриваемого региона. Несмотря на развитие семейных форм воспитания во многих странах Восточной и Центральной Европы, к настоящему моменту они не могут полностью заменить практику помещения детей, оставшихся без родительской опеки, в детские дома .
По данным доклада ЮНИСЕФ , одним из основных факторов, оказывающих влияние на решение о помещении ребенка в учреждение для детей-сирот, является бедность членов семьи. Отсутствие одного из родителей, миграция, лишение родительских прав, инвалидность ребенка также могут выступать в роли решающих факторов. Несмотря на это, вышеназванные причины могут не сыграть решающую роль при открытом доступе семей с детьми к бесплатным социальным услугам, так как во многих случаях родители нуждаются в предоставлении мест в организациях дошкольного образования, чтобы иметь возможность работать.
Цель работы: проанализировать системы социальной политики постсоветских стран в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:
1. Охарактеризовать степень научной разработанности тематики, связанной с изучением системы социальной защиты детей-сирот.
2. Рассмотреть социологические концепции социальной политики.
3. Описать развитие социальной политики в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в СССР и после его распада.
4. Разработать теоретическую модель для изучения и анализа социальной политики, реализуемой в интересах детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
5. На основе данных экспертного опроса проанализировать современное состояние социальной политики в отношении детей-сирот в странах постсоветского пространства.
В качестве теоретико-методологических оснований работы использованы теории социального контроля: концепция тотальных
институтов И.Гофмана и дисциплинарных институтов М.Фуко, и социального конструктивизма: концепции В.Зелизер , Дж.Квортруп, а
также типология фамилиалистских политик С.Лойтнер, модели соотношения ролей семьи и государства в сфере воспитания детей Дж.Эннью и Л.Ф.Хардинг, теория path-dependency.
Для проведения эмпирического исследования применяется метод экспертного опроса, что дает возможность получить новые качественные данные, которые не отражены в имеющихся официальных источниках. В качестве информантов выступали представители некоммерческих
организаций, деятельность которых осуществляется в сфере профилактики социального сиротства и включает взаимодействие с государственной системой социальной защиты детей и оказание непосредственной помощи детям группы риска.
Данное исследование направлено на описание опыта реализации социальной политики в отношении детей-сирот пятнадцати стран, долгое время составлявших единое государство с общей системой социальной защиты детей-сирот.
В результате получены качественные данные, характеризующие актуальную ситуацию в сфере реализации социальной политики в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также изменения, произошедшие в системе социальной политики в сфере защиты детей-сирот после распада СССР. Результаты данного исследования могут быть использованы в качестве основания для разработки социальных проектов, направленных на улучшение положения детей-сирот и оценку эффективности программ и проектов в сфере социальной защиты детей.
Участие по одному эксперту от каждой страны является ограничением данного исследования, так как не позволяет в полной мере оценить изменения социальной политики в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после распада СССР. Данное ограничение отчасти компенсируется с помощью анализа законодательной базы, статистических данных и отчетов государственных и негосударственных организаций.
В дальнейшем, основываясь на результатах описательного исследования, возможно разработать программу прикладного социологического исследования с целью оценки эффективности мер социальной политики в отношении изучаемой группы детей в отдельной стране или с целью проведения сравнительного исследования.
Для осуществления подобных исследований необходимо сформировать пул экспертов из различных областей деятельности, связанных с политикой защиты семьи и детства: представителей государственных и
негосударственных организаций разного уровня (международных и местных НПО, государственных организаций, осуществляющих работу на государственном и муниципальном уровне), оказывающих
непосредственную помощь уязвимым категориям детей, осуществляющих исследовательскую и законотворческую деятельность, что позволит изучить проблему в более широком контексте.
Научная новизна работы заключается в следующем:
1. Обобщены социологические концепции и теории, позволяющие проводить анализ социальной политики защиты детей.
2. На основании результатов эмпирических исследований и социологических теорий разработана теоретическая модель социальной политики в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
3. Представлены результаты качественного исследования, отражающие изменения социальной политики в отношении детей-сирот в постсоветских странах после 1991 года и отличительные особенности систем защиты детей-сирот на современном этапе развития.
Степень научной разработанности. Существует большое количество исследований, посвященных описанию и анализу системы социальной защиты детей-сирот в СССР, что касается социальной политики постсоветских стран - имеется ряд работ, характеризующих ситуацию в отдельных странах, и ограниченное количество сравнительных исследований.
Исследования проводятся преимущественно с использованием количественной методологии. Характерное ограничение для исследований, основанных на сравнении статистических данных, заключается в различиях систем учета детей, находящихся в системе формальной опеки. В разных странах системы учета детей, находящихся под опекой государства, могут существенно отличаться: так, дети, находящиеся в школах-интернатах, в медицинских учреждениях, учреждениях уголовного правосудия могут не учитываться в общей статистике детей в системе институционального ухода. Сравнение результатов социальной политики, в частности, политики деинституционализации, по статистическим данным часто является непродуктивным .
В рамках данной работы планируется рассмотреть социальную политику с точки зрения социологических концепций, определить стратегии и основные приоритеты социальной политики в отношении детей-сирот в странах постсоветского пространства и провести сравнительный анализ на основании данных качественного исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В период существования СССР помещение детей в интернатные учреждения являлось наиболее распространенной формой устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Воспитание детей вне семьи являлось нормой: многие дети, которые имели семью, в течение длительного периода проживали отдельно в школах-интернатах. После распада СССР в странах постсоветского пространства происходит изменение общей идеи социальной политики в отношении детей. Во всех странах была ратифицирована Конвенция о правах ребенка, которая признает приоритет семейного воспитания детей. Исследования негативных последствий жизни в интернатных учреждениях, которые проводились с 50-х гг. XX в. значительно способствовали изменению принципов воспитания детей-сирот. Деятельность международных неправительственных организаций также способствовала формированию общей политики государства, направленной на улучшение положения детей-сирот.
В данной работе осуществлен анализ социальной политики в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в странах постсоветского пространства на основании данных экспертного опроса и в рамках социологических концепций.
В ходе эмпирического исследования выявлены общие черты, свойственные системам социальной защиты детей-сирот в постсоветских странах. Общей основой для всех стран постсоветского пространства является направленность социальной политики на
деинституционализацию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, тем не менее, отдельные аспекты социальных политик и меры, направленные на деинституционализацию, разнятся.
К основным различиям относятся: замещающих родителей, функционирование интернатных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, системы мер профилактики социального сиротства.
Процессы деинституционализации начались в рассматриваемых странах примерно в один временной период - во второй половине 2000-х годов, но только в последние годы больше внимание начинает уделяться профилактике социального сиротства и помещения детей в интернатные учреждения. Ранее основная работа была направлена на поиск оптимальной формы устройства и работу с последствиями отсутствия адекватной системы профилактики.
К перспективам дальнейших исследований относится изучение влияния социально-экономических событий, культурных и религиозных особенностей населения на развитии социальной политики в интересах детей-сирот и положение данной группы детей в целом.
Также одним из направлений последующих исследований может стать анализ социальной политики в отношении детей-сирот в более широком контексте системы социальной защиты населения и семейной политики.



1. Adopting better care. Improving adoption services around the world. Positive care choices: Working paper 3. - EveryChild, 2012.
2. Ainsworth F., Thoburn J. An exploration of the differential usage of residential care across national boundaries // International Journal of Social Welfare. - 2014. - Vol.23, Issue 1. - С. 16-24.
3. Analysis of the progress, remaining challenges and trends in Child Care System Reform (Armenia, Belarus, Georgia, Moldova and Ukraine). - Chisinay, Moldova. 24-29 November 2009.
4. At home or in a home? Formal care and adoption of children in Eastern Europe and Central Asia. UNICEF Regional office for Central and Eastern Europe and the Commonwealth of Independent States (CEE/CIS). - The United Nations Children’s Fund, 2010.
5. Bogdanova E., Bindman E. NGOs, Policy Entrepreneurship and
Child Protection in Russia: Pitfalls and Prospects for Civil Society // Demokratizatsiya: The Journal of Post-Soviet Democratization. - 2016. - 24
(2). - С. 143-171.
6. Bogdanova E., Bindman E. NGOs, Policy Entrepreneurship and Child Protection in Russia: Pitfalls and Prospects for Civil Society // Demokratizatsiya: The Journal of Post-Soviet Democratization. - 2016. - 24 (2). - C. 143-171.
7. Bowlby J. A Secure Base: Parent-Child Attachment and Healthy Human Development. Tavistock professional book. London: Routledge, 1988.
8. Bronfenbrenner U. The ecology of human development. Experiments by nature and design. - Harvard University Press, 1979.
9. Children under the age of three in formal care in Eastern Europe and Central Asia. A right-based regional situation analysis. - UNICEF, 2012.
10. Esping-Andersen G. The Three World of Welfare Capitalism. - Princeton University Press, 1990.
11. EveryChild Moldova’s Programme Experience: Improving
Children’s Lives through Deinstitutionalisation. - EveryChild, 2013.
12. Family matters: a study of institutional childcare in Central and Eastern Europe and the former Soviet Union. - EveryChild, 2005.
13. Fox L.M. Two value positions in recent child care law and practice // The British Journal of Social Work. - 1982. - № 12 (1). - C. 265-290.
14. Gilbert N., Parton N., Skivenes M. Child Protection Systems: International Trends and Orientations. New York: Oxford University Press, 2011.
15. Harder A.T., Kongeter S., Zeller M., Knorth E., Knot-Dickscheit J. Instruments for research on transition: Applied methods and approaches for exploring the transition of young care leavers to adulthood // Children and Youth Services Review. - 2011. - Volume 33, Issue 12. - C. 2431-2441.
16. Harding L.F. Perspectives in child care policy. - Longman, 1997.
17. Ismayilova L., Aytakin H. Reforming child institutional care in the Post-Soviet block: The potential role of family-based empowerment strategies // Children and Youth Services Review. - 2014 - №47. - C. 136-148.
18. James Al., Jenks Ch., Prout Al. Theorizing Childhood. - London: Polity, 1998.
19. James Al., Jenks Ch., Prout Al. Theorizing Childhood. London: Polity, 1998.
20. Korzh A. Educational Inequalities and Ukrainian Orphans' Future
Pathways: Social Reproduction or Transformation through the Hidden
Curriculum? (Ed.D. Dissertation). - Teachers College, Columbia University. - 2013. - 309 с.
21. Korzh A. What Are We Educating Our Youth for? The Role of Education in the Era of Vocational Schools for "Dummies" and Diploma Mill Universities in Ukraine // European Education. - 2013. - Vol.45, №1. - С. 50¬73.
22. Kozlova T.Z. Motives for tacking orphan children into a foster care // Russian Education and Society. - 2013. - Vol.55, Num.9. - С. 68-83.
23. Leitner S. Varieties of Familialism: Developing Care Policies in Conservative Welfare States // End of Welfare as We Know It? Continuity and Change in Western Welfare State Settings and Practices / Sandermann Ph. - Settings and Practices Opladen : Verlag Barbara Budrich, 2006. - С. 37-51.
24. Lippman L. H., Moore K. A., McIntosh H. Positive indicators of child well-being: A conceptual framework, measures and methodological issues // Applied research in quality of life. - 2011. - Vol.6, Issue 4. - С. 425-449.
25. Muhamedrahimov R. J., Grigorenko, E.L. Seeing the Trees within the Forest: Addressing the Needs of Children without Parental Care in the Russian Federation // New Directions for Child and Adolescent Development. - 2015. - №147. - С. 101-108.
26. Orphan // US Citizenship and Immigration Services. Official
Website of the Department of Homeland Security [Официальный сайт]. Режим доступа: https://www.uscis.gov/tools/glossary/orphan (Дата
обращения: 02.05.2017).
27. Orphans // UNICEF [Официальный сайт]. Режим доступа:
http: //www.unicef.org/media/media 45279.html (Дата обращения:
29.04.2016).
28. Polanyi K. The Great Transformation. The Political and Economic Origins of Our Time. - Boston: Beakon Press, 1944. - 317 с.
29. Qvortrup J. Childhood and societal macrostructures. Childhood exclusion by default. Working Paper 9. Child and Youth Culture. - Denmark, 1999.
30. Residential Care of Children. Comparative Perspectives / Ed. by Courtney M.E., Iwaniec D. - Oxford University Press, 2009.
31. Scaling down: reducing, reshaping and improving residential care around the world. - EveryChild, 2011.
32. Social Monitor. Social protection for child rights and well-being in Central and Eastern Europe, the Caucasus and Central Asia. - UNICEF, 2015.
33. Studies in Modern Childhood. Society, Agency, Culture / Ed. by Qwortrup J. - Palgrave Macmillan, 2005.
34. Thoburn J. Globalisation and Child Welfare: Some Lessons From a Cross-National Study of Children in Out-Of-Home Care. - Social Work Monograph, 2007.
35. Wildeman C., Waldfogel J. Somebody’s Children or Nobody’s Children? How the Sociological Perspective Could Enliven Research on Foster Care // Annual Review Sociology. - 2014. - №40. - С. 599-561.
36. Zelizer V. Pricing the priceless child: the changing social value of children. - Princeton: Princeton University Press, 1994.
37. Астоянц М.С. Социальное сиротство: условия, механизмы и динамика эксклюзии (социокультурный контекст) // Отечественный журнал социальной работы - 2010. - №2. - с. 52-68.
38. Безрукова Л.А. Государственное «призрение». Об истории воспитательной работы с беспризорными детьми в России // Инспектор ПДН. - 2007, №2.
39. Бессчетнова О.В. Сиротство в России: от призрения к деинституционализации // Социологические исследования. - 2011. - №11. - с. 102-110.
40. Брошенные государством. Насилие, отсутствие заботы и изолированность детей с инвалидностью в российских интернатах. - Human Rights Watch, 2014. - 182 с.
41. Бурханова Ф. Б., Третьякова К.В. Совершенствование института патронатной семьи в России: мнение специалистов // Семья в современном обществе. Сборник материалов Второй Всероссийской заочной научно-практической конференции / под.ред. Ф.А. Мустаевой. -
Магнитогорск: изд-во Магнитогорск.гос.техн. университета
им.Г.И.Носова, 2015. - С. 11-22.
42. Вместе к успеху. Обзор систем защиты детства в России и США: На пути к взаимопониманию / Рабочая группа «Защита детства», Российско-Американская программа «Обмен социальным опытом и знаниями», Фонд Евразия. - Москва-Вашингтон: 2015. - 67 с.
43. Володина Ю.А., Матяш Н.В., Сидорина М.С. Деинституционализация детей-сирот в открытом социокультурном пространстве. Монография. — М.: Педагогическое общество России, 2012. — 256 с.
44. Гайдар Е. Гибель империи. Уроки для современной России. - М.: РОССПЭН, 2006. - 439 с.
45. Гилинский Я. Девиантология. Социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений». - Санкт- Петербург: Юридический центр Пресс, 2004. - 520 с.
46. Государственный доклад о положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации от 18 декабря 2014 года.
47. Дети в трудной жизненной ситуации: преодоление социальной исключенности детей-сирот / Доклад Фонда поддержки детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Москва, 2012. - 78 с.
48. Занозина В.Н., Колосова Е.М., Чистиков А.Н. Сиротство и беспризорность в России: история и современность. - СПб: Лики России,
2008. - 304 с.
49. Зезина М.Р. Система защиты детей-сирот в СССР // Педагогика. - 2000, №3. - С. 58-67.
50. Зезина М.Р. Социальная защита детей-сирот в послевоенные годы (1945-1955) // Вопросы истории. - 1999, №1. - С. 127-136.
51. Козлова Т.З. Люди, лишённые родительских прав: их социализация и жизненные траектории. - М: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2015. - 223 с.
52. Конвенция о правах ребенка. Режим доступа: http: //www.un.org/ru/documents/decl conv/conventions/childcon. shtml (Дата обращения: 10.05.2017).
53. Куруленко Э.А. Детство как социокультурный феномен // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2012.
- №2-3. - С. 838-844.
54. Куруленко Э.А. О культуре детства // Вестник СамГУ. - 2012.
- №5(96). - С. 126-130.
55. Латов Ю.В. Теория зависимости от предшествующего
развития в контексте институциональной экономической
истории // TERRA ECONOMICUS. 2005. Т. 3. № 3. - С. 36-43.
56. М.Фуко Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. - М.: Ad Marginem, 1999. - 480 с.
57. Мыльникова Г.Л. Детский дом: уроки прошлого. - М.: Московский рабочий, 1990. - С. 189.
58. Нечаева А.М. Охрана детей-сирот в России: история и современность. - М.: Дом, 1994. - 176 с.
59. Нечаева Е.Л., Каппасов И.Ж., Айкенова Д.М. Ситуационный анализ государственной политики в отношении детей в Казахстане // Социологические исследования. - 2014. - №11. - С.90-95.
60. Ображей О.Н. Детство как объект социологического изучения // Социологический альманах. - 2012. - №3. - С. 358-362.
61. Осипова И.И. Социальное сиротство: теоретический анализ и практика преодоления. Монография. - Нижний Новгород: Изд-во НИСОЦ,
2009. - 208 с.
62. Ослон В.Н. Дети-сироты в образовательном пространстве России (по результатам опроса регионов о реализации гарантии доступности качественного образования для детей-сирот и лиц из их числа и поддержки их на всех уровнях образования) // Психологическая наука и образование. - 2016. - Т.21. - №1. - С. 146-155.
63. Патронатная семья в современной России: состояние и пути совершенствования // Профессиональные замещающие семьи в современной России: опыт, проблемы, направления совершенствования. Патронатная семья как форма семейного устройства детей: материалы Всероссийского научно-практического семинара (г.Уфа, 18-19 декабря 2014 г.) / отв. ред. Ф.Б. Бурханова. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2015. - С. 20-35.
64. Политика семьи и детства в постсоциализме: коллектив.моногр. / Под ред. В.Шмидт, Е.Ярской-Смирновой, Ж.Черновой (Библиотека «Журнала исследований социальной политики»). М: ООО «Вариант»: ЦСПГИ, 2014.
65. Попова Т.А. Особенности эмоционально-личностной сферы подростков, воспитывающихся в детском доме и патронатной семье / Фундаментальные исследования. Психологические науки. - 2013. - №8. - С. 1233-1237.
66. Попова Т.А. Тревожность и самооценка детей, воспитывающихся в детском доме и патронатной семье // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия №1 Психологические и педагогические науки. - 2013. - №1. - С.90¬100.
67. Попова Т.А., Канаева Л.А. Особенности агрессивности, тревожности и субъективного переживания одиночества у подростков из детского дома и семьи // Фундаментальные исследования. - 2014. - №5-2. С. 398-401.
68. Потепалов Д.В. Детская беспризорность в первые годы советской власти: историографический очерк // Гуманизация образования.
- 2012. - №1. - с. 23-29.
69. Потепалов Д.В., Чернышков В.В. Дискуссионные вопросы истории детской беспризорности в России в 1920-1930-е гг. // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2015. - №4(99). - С.29-33.
70. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. - СПб: Питер, 2005. - 406 с.
71. Русакова М.М. Обзор законодательства и литературы по этическим аспектам исследования благополучия и нарушения прав детей- сирот // Теория и практика общественного развития. - 2014. - №14. - С. 53-58.
72. Русакова М.М., Одинокова В.А. Теоретические основы и опыт
мониторинга соблюдения прав и благополучия детей в интернатных учреждениях: обзор публикаций // Теория и практика общественного развития. - 2014. - №14. Режим доступа: http://teoria-
practica.ru/rus/fLles/arhiv zhumala/2014/16ZsociologyZrusakova-odinokova.pdf (Дата обращения: 10.05.2016).
73. Семья Г.В. Как искоренить сиротство. [Электронный ресурс].
- Режим доступа: http://ecpol.ruZindex.php/syuzhety/604-kak-iskorenit-
sirotstvo. (Дата обращения: 10.05.2016).
74. Семья Г.В., Головань А.И., Зуева Н.А., Зайцева Н.Г. Социально-правовые основы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на семейные формы воспитания / Под науч. Ред. Г.В. Семья. М.: АНО «Центр развития социальных проектов»: ООО «Вариант», 2014.
- 120 с.
75. Сибирева М.Ю. Категория детства в истории социологии // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2010. - №1(50). С. 167¬177.
76. Сидорина Т.Ю. Два века социальной политики. - М.:
Российский государственный гуманитарный университет, 2005. - 442 с.
77. Славко А.А. Детские дома и школы для детей-сирот в России в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период // Вестник Чувашского университета. - 2010, №1. - С. 79-88.
78. Социальная политика и мир детства в современной России / Коллективная монография под ред. Е.Р. Ярской-Смирновой и Е.П. Анто¬новой. М.: ООО «Вариант», 2009. - 272 с.
79. Филипова А.Г. Политика государства по социальной защите детей, оставшихся без попечения родителей: региональный аспект (на материалах Хабаровского края, 80-90-е годы XX века): диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. - Комсомольск- на-Амуре, 2006. - 202 с.
80. Червоненко Е. Система социальной защиты детей и элементы патронирования в Советской России: краткие итоги и перспективы изучения // Нужда и порядок: история социальной работы в России, ХХ в.: Сб. Науч. ст. / Под ред. П. Романова, Е.Р. Ярской-Смирновой. - Саратов: Научная книга: ЦСПГИ, 2005. - С. 342-352
81. Щеглова С.Н. Как изучать детство? Социологические методы
исследования современных детей и современного детства. Москва: ЮНПРЕСС - по заказу и при поддержке Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), 2000. Режим доступа: http://www.ynpress.ru/cgi-
bin/main.cgi?action=show&dir=metodbiblioteka&file=11 (Дата обращения: 29.04.2016)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ