Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Борьба с детской беспризорностью в 1920-е гг. (на материалах Самарского региона)

Работа №107673

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

история

Объем работы91
Год сдачи2019
Стоимость4000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
105
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Беспризорность как социальное явление в СССР в 1920-х гг
1.1Понятие, причины и масштабы беспризорности в СССР в 1920-х гг.
1.2Социальный портрет беспризорника в СССР в 1920-х гг
Глава 2. Государство и общество в борьбе с детской беспризорностью
2.1Деятельность органов советской власти на государственном и местном
уровнях в борьбе с детской беспризорностью в СССР в 1920-х гг
2.2Общественные организации, благотворительная деятельность, и их роль
в борьбе с детской беспризорностью в СССР в 1920-х гг
Заключение
Список используемых источников
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Приложение 8
Приложение 9
Приложение 10

В современном мире проблема беспризорности является одной из самых значимых: список причин растет от локальных конфликтов до банальных пьянства и безответственности родителей. Огромное количество детей на данный момент имеют фактический или формальный статус сироты (во втором случае родители лишены родительских прав).
Так как беспризорность, спустя столетия, не теряет своей актуальности в современных реалиях, а дети продолжают терять родителей, то государство с каждым годом должно вырабатывать все более эффективную модель борьбы с ней. Во времена СССР страна прошла 4 «волны» детской беспризорности и накопила существенный опыт в плане борьбы с ней, однако невозможно выработать методы борьбы и пресечения проблемы или явления, не изучив основ и так называемых «корней» проблемы.
Из этого следует актуальность данной работы. Современная система методов борьбы с беспризорностью во многом опирается на опыт предшествовавших поколений. Изучение основ явления беспризорности - истории его содержания, распространенности, причин и образа того самого первого советского беспризорника способствует более глубокому ее изучению и осознанию. В свою очередь, детальное рассмотрение формирования методов по ликвидации беспризорности на территории СССР со стороны руководящих и местных органов, а также общественных организаций дает толчок для дальнейших исследований, использующих уже другие временные рамки, что может использоваться как базис для разработки эффективных методов борьбы уже с современной беспризорностью и безнадзорностью.
Степень изученности темы. Историческая и историко-педагогическая литература по данной проблеме огромна. Явление беспризорности исследовалось, как в советский период, так и в постсоветский.
В советский период публикуются работы, посвященные беспризорным детям, их жизни. В том числе авторы пытаются определить и выявить


государственных органов в борьбе с детской беспризорностью, дают характеристику местам содержания детей, таких как детский дом или колонии[ Беспризорные в трудовых коммунах (практика работы с трудными детьми) / Под ред. В. Л Швейцера и С. М. Шабалова М, 1926, Лившиц Е. Социальные корни беспризорности М, 1925, Радченко А. О трудовом воспитании наших сирот и беспризорных // Вестник просвещения М, 1925].
Работа Л. Василевского «Голгофа ребенка», вышедшая в свет в 1924 году, позволяет определить одну из главных причин "первой волны" беспризорности - голод[ Василевский Л. Голгофа ребенка Л - М , 1924 - 247 с.]. Хоть автор и не затрагивает других причин, лежащих в основе проблемы беспризорности, в ней приводятся данные статистки о количестве беспризорных детей на территории всего государства, предоставляется возможность сравнить официальные данные статистки с данными, которые приводятся лично Василевским.
Более детально к рассмотрению проблемы детской беспризорности подошел М. Богуславский в своей работе «Борьба с детской беспризорностью в РСФСР»[ Богуславский, М. Борьба с детской беспризорностью в РСФСР / М. Богуславский // Красная Новь. - 1927. - № 8. - С. 139-162.]. Как и Василевский, он уделял особое внимание численности беспризорников, однако к ней он добавлял масштабы их присутствия на той или иной территории или части страны, а также писал о методах борьбы с данным явлением. Более детально он подошел к причинам беспризорности. В отличие от Василевского, выделяющего единственную причину - голод, Богуславский обращает внимание на безработицу среди взрослых и подростков, проживающих не только в городах, но и деревнях.
М. Эпштейн в 1928 году в работе "Состояние детской беспризорности и очередные задачи с ней" освещает данную проблему уже на закате 1920-х гг., т.е. на закате самой проблемы с официальной точки зрения, однако обращает внимание на то, что, не смотря на окончание десятилетия,
окончания проблемы нет[ Эпштейн, М. Состояние детской беспризорности и очередные задачи борьбы с ней / М. Эпштейн // Народное просвещение. - 1928. - № 1. - с. 54-63.]. Автор рассматривает официальные
статистические данные, согласно которым уровень беспризорности значительно снизился, и описывает реальное состояние детской беспризорности на тот момент, выделяет новые, логично вытекающие из предыдущих задач борьбы с ней.
П. Артамонов, как и М. Эпштейн, в своем труде в 1929 году выводит новые задачи, отличные от задач начала 1920-х гг., борьбы с беспризорностью, вскользь освещает тему детских домов[ Артамонов, П. Задачи борьбы с детской беспризорностью и детдом (К партсовещанию по вопросам образования) / П. Артамонов // Народное просвещение. - 1929. - № 1. - С. 7889.].
Современная историография представлена в большинстве случаев содержательными статьями по теме изучаемого периода. Прежде всего, можно выделить основные тематики исследований: роль детских домов в десятилетие «первой волны» беспризорности; причины детской беспризорности, методы борьбы с ней и проблемы социальной адаптации беспризорных детей.
Роли детских домов в 1920-ее гг. уделяет множество исследователей: В. В. Беляков, Е. В. Ибрагимов, Е. А. Метелькова, А. Ю. Нагорнова[ Беляков, В.В. Сиротские детские учреждения в России. Исторический очерк. [Текст] / В.В.Беляков. - М.: Проспект, 1993. - 343 с.; Ибрагимов, Е.В. Роль детских домов в решении проблемы детской беспризорности и безнадзорности (на материалах Среднего Поволжья) / Е.В. Ибрагимов // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. — Вопросы теории и практики. 2011. — № 3 (9): в 3-х ч. Ч. III. — C. 56-59.; Метелькова Е. А. Детские дома в конце 1920-х - начале 1930-х гг. (на примере детского городка им. Луначарского и детской колонии им. Крупской г. Ярославля) / Е. А. Метелькова // Ярославский педагогический вестник. - 2013.- № 3. - с. 249-252.; Нагорнова А. Ю. Призрение и социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в России с древнейших времен до второй половины ХХ в. [Текст] / А. Ю. Нагорнова // История и современность. - 2016. - № 1. - с. 154-170.]. Все они признают значимость детских домов в жизни беспризорников, но в противовес значимости освещают проблемы работы и организации данных детских учреждений на этапе «первой волны» детской беспризорности в 1920-е гг.
Тему жизни беспризорника в трудовых домах, колониях и тюрьмах затронула А. Э. Дубоносова в работе «Педагогические методы перевоспитания несовершеннолетних преступников (1918-1930 гг.)»,
акцентируя внимание на таком дискуссионном вопросе, как ужесточение репрессивных мер по отношению к беспризорникам с целью их ликвидации как социального явления[ Дубоносова А. Э. Педагогические методы перевоспитания несовершеннолетних преступников (1918-1930 гг.) [Электронныйресурс] / А. Э. Дубоносова. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-metody-perevospitaniya-nesovershennoletnih- prestupnikov-1918-1930-gg (дата обращения: 13.11.2018)].
Детально освещены причины детской беспризорности и методы борьбы с ней в работах А. М. Нечаевой, А. Н. Кривоносова, А. Ю. Рожкова, О. Хлобустова[ Нечаева, А.М. Детская беспризорность — опасное социальное явление / А.М. Нечаева // Государство и право. — 2001. — №6. — С. 57-65.; Кривоносов, А.Н. Исторический опыт борьбы с беспризорностью [Текст] /А.Н. Крисанов // Государство и право. - 2007. - №7. - С. 91-96.; Рожков, А.Ю. Борьба с беспризорностью в первое советское десятилетие [Текст] / А.Ю. Рожков // Вопросы истории. - 2002. - № 1. - С. 45-60.; Хлобустов, О. Об опыте борьбы с детской беспризорностью [Электронный ресурс] / О. Хлобустов. Режим доступа: http://www.ovsem.com/user/oobdp (дата обращения 08.10.2018).]. В сравнении с исследованиями советского периода в работах исследователей современного периода выделяются новые, комплексные причины беспризорности; авторы проводят причинно-следственные связи между событиями Первой Мировой и Гражданской войн и многотысячным скачком детской беспризорности в 1920-х гг. При этом события войн не являются единственными причинами - авторы также выделяют социальные и психологические причины.
В работе «К вопросу о понятии «Детская Беспризорность» С. А. Самсонова детально рассматривает историю и процесс введения в науку, законодательные акты и обиход понятия «беспризорность», его осмысления и трансформацию с течением времени; прослеживает процесс оформления «безнадзорности» в самостоятельное понятие, отличное от «беспризорности»; выявляет специфику данных терминов на момент определенного временного промежутка[ Самсонова С. А. К вопросу о понятии «Детская беспризорность» [Электронный ресурс] / С. А. Самсонова. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/k-voprosu-o-ponyatii- detskaya-besprizornost (дата обращения 01.11.2018)].
Под авторством А. А. Славко в свет вышло несколько работ, затрагивающих тему беспризорности. В работе «Динамика численности беспризорных детей в России (1920-1940 гг.) прослеживает тенденции изменения численности беспризорных детей в первые три десятилетия советской власти[ Славко А. А. Динамика численности беспризорных детей в России (1920-1940 гг.) / А.
А. Славко //Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 11. - 2009. - № 6. - С. 160-163.]. Он освещает различные точки зрения на дискуссионные вопросы, в том числе, на сокрытие и фальсификацию данных о количестве беспризорных в конце 1920-х гг. В работе «Начало формирования нормативно-правовой базы по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью в России в первые годы советской власти» автор в хронологическом порядке рассматривает процесс формирования основы для осуществления государственной политике в области охраны детства, акцентируя внимание на ее изменчивости и своеобразной деградации на протяжении десятилетия[ Славко А. А. Начало формирования нормативно-правовой базы по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью в России в первые годы советской власти [Электронный ресурс] / А. А. Славко. - Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/nachalo-formirovaniya-normativno-pravovoy-bazy-po-borbe-s- detskoy-besprizornostyu-i-beznadzornostyu-v-rossii-v-pervye-gody-sovetskoy (дата обращения: 03.03.2019)].
О. Б. Маслова в труде «Численность и социальный состав беспризорных детей Советской России в 1920-е годы» так же затрагивает вопрос о численности беспризорников на протяжении всего десятилетия, акцентирует внимание на географии распространения беспризорных детей по территории государства, уделяя особое внимание отдельным регионам[ Маслова О. Б. Численность и социальный состав беспризорных детей Советской России в 1920-е годы [Электронный ресурс] / О. Б. Маслова. - Режим доступа:
https://www.pglu.ru/upload/iblock/927/uch_2010_xv_00014.pdf (дата обращения: 08.11.2018)]. Автор детально рассматривает социальный состав беспризорников по нескольким критериям: происхождение, возраст, семейное положение; прослеживает тенденции его изменения.
Т. А. Антонова в статье «Опыт работы с беспризорными детьми в первые годы советской власти» рассматривает беспризорность как социально-педагогический феномен в истории России[ Антонова Т. А. Опыт работы с беспризорными детьми в первые годы советской власти [Электронный ресурс] / Т. А. Антонова. - Режим доступа:
https://eyberleninka.ru/artiele/v/opyt-raboty-s-besprizornymi-detmi-v-pervye-gody-sovetskoy- vlasti (дата обращения: 04.11.2018)].
Проблемы ликвидации беспризорности в СССР в 1920-1930-е гг. в плане правового аспекта были рассмотрены Н. Н. Билим в одноименной работе[ Билим Н. Н. Проблемы ликвидации беспризорников в СССР в 1920-1930 гг. (правовой аспект) / Н. Н. Билим // Общество и право. - 2011. - № 1. - с. 13-16.].
Характеристика личности беспризорника детально представлена в статье Н. В. Семиной «Личность беспризорника 20-40-х гг. ХХ века (исторический аспект)»[ Семина Н. В. Личность беспризорника 20-40-х гг. XX века (исторический аспект) [Электронный ресурс] / Н. В. Семина. - Режим доступа:
https://eyberleninka.rU/artiele/v/liehnost-besprizornika-20-40-h-gg-xx-veka-istorieheskiy-aspekt (дата обращения 12.11.2018)]. Личность беспризорника рассматривается в единстве ее биологических и социальных качеств, отмечаются ее положительные и отрицательные черты.
Я. Н. Сироткин в труде «Первая мировая война и рост числа беспризорных в России» на основе документального материала с использованием статистического и сравнительного методов анализирует рост беспризорных детей и преступлений несовершеннолетних в течение 19141920 гг. как фактор и следствие Первой мировой войны[ Сироткин Я. Н. Первая мировая война и рост числа беспризорных в России [Электронный ресурс] / Я. Н. Сироткин. - Режим доступа: www.grani.vspu.ru (дата обращения: 05.11.2018)].
Причины беспризорности комплексно рассмотрены Д. В. Потепаловым в работе «Детская Беспризорность в первые годы Советской власти: историографический очерк»[ Потепалов Д. В. Детская беспризорность в первые годы Советской власти: историографический очерк / Д. В. Потепалов // Гуманизация образования. - 2012. - № 1. - С. 23-29.]. Акцент в исследовании делается на рассмотрение причин детской беспризорности с двух противоборствующих точек зрения: советской и критической, представленной в виде белоэмигрантских исследователей и их последователей.
А. Ю. Рожковым была разработана классификация деятельности беспризорников, в которой он выделил три категории наиболее характерных занятий для них в своем труде «Беспризорники»[ Рожков А. Ю. Беспризорники/ А. Ю. Рожков // Родина. - 1997. - № 9. - С. 70-76.]. Тяжелый быт несовершеннолетних: их занятия, преступная деятельность, проституция описывается А. П. Соловьяновым в его работе «Повседневная жизнь беспризорных детей Советской России в 1920-е гг.»[ Соловьянов А. П. Повседневная жизнь беспризорных детей Советской России в 1920-е гг. [Электронный ресурс] / А. П. Соловьянов. - Режим доступа: https://biblioelub.ru/index.php?page=book&id=230986 (дата обращения: 05.11.2018)].
Тему детской проституции и наркозависимости затронула в своих работах «Советская повседневность: нормы и аномалии от военного коммунизма к большому стилю»[ Лебина Н. Б. Советская повседневность: нормы и аномалии от военного коммунизма к большому стилю / Н. Б. Лебина. - М.: Новое литературное обозрение, 2015. - 260 с.] и «Белая фея, или как «наводили марафет» в Советской России»[ Лебина Н. Б. Белая фея, или как «наводили марафет» в Советской России / Н. Б. Лебина // Родина. - 1996. - № 9. - с. 64-66.] Н. Б. Лебина. Автор демонстрирует на материалах 1920—1950-х годов трансформацию политики большевиков в сфере питания и жилья, моды и досуга, религиозности и сексуальности, а также смену отношения к традиционным девиациям - пьянству, самоубийствам, проституции.
Областная историография по 1920-м гг. представлена работами Ю. Ю. Аншаковой. Основной их темой являет голод в Поволжье вначале 1920-х гг., вместе с тем затрагивается проблема обеспечения детских домов и беспризорных детей едой и одеждой со стороны благотворительных общественных и иностранных организаций[ Аншакова Ю. Ю. Из простого человеколюбия: о работе международного союза помощи детям в Поволжье во время голода начала 1920-х гг / Ю. Ю. Аншакова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2017. - № 3. - с. 77-82.; Аншакова Ю. Ю. «Служение друзей»: гуманитарная помощь квакеров Самарской губернии во время голода начала 1920-х годов / Ю. Ю. Аншакова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2013. - № 5. - с. 68-73.; Аншакова Ю. Ю. «Увиденное мною в Самаре я не забуду никогда»: голод начала 1920-х годов и помощь голодающим в Самарской губернии [Электронный ресурс] / Ю. Ю. Аншакова. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/uvidennoe-mnoyu-v-samare-ya-ne-zabudu-nikogda- golod-nachala-1920-h-godov-i-pomosch-golodayuschim-v-samarskoy-gubernii (дата обращения: 03.05.2019)].
Деятельность и эволюцию самарского общества «Друг детей» рассматривает в своей работе Ю. А. Изюмова[ Изюмова Ю. А. Самарское общество «Друг детей» и борьба с беспризорностью в 1920-е гг / Ю. А. Изюмова // Самарский земский сборник. - 2009. - № 1. - с. 78-83.]. При этом в работе затрагивается реализация социальной политики государства в пределах Самарской губернии.
Таким образом, историография по данной теме представлена обширным и разнообразным материалом, как со стороны советских, так и постсоветских исследователей. Советская историография заложила базис, использованный впоследствии постсоветскими историками. Ею были выделены основополагающие причины, представлены к вниманию некоторые методы борьбы и охарактеризованы масштабы трагедии, в то время как постсоветская историография расширяет рамки, вводит для рассмотрения новые темы для исследований. Дальнейшее изучение темы целесообразно, поскольку требуется ее всестороннее изучение на областных уровнях.
Целью данной работы является комплексное рассмотрение беспризорности как социального явления и выявление мер по борьбе с ней на государственном, местном и общественном уровнях в Советской России в 1920-е гг.
Исходя из этого, конкретные задачи исследования можно определить следующим образом:
1.Выяснить историю начального становления таких понятий, как «беспризорность» и «безнадзорность»; их практическое употребление и уровень разграничения на протяжении 1920-х гг.; определить причины и масштабы беспризорности в СССР в 1920-е гг.
2.Составить комплексный социальный портрет советского беспризорника 1920-х гг.
3.Изучить деятельность органов советской власти на государственном и местном уровнях в борьбе с детской беспризорностью в СССР в 1920-х гг.
4.Изучить роль общественных и благотворительных организаций в борьбе с беспризорностью в СССР в 1920-х гг.
Объектом исследования является беспризорность как массовое социальное явление, а также политика и деятельность государственных и общественных организаций в работе по ее ликвидации в СССР в 1920-х гг.
Предметом исследования являются аспекты, характеризующие беспризорность, а также мероприятия по ее ликвидации в 1920-х гг. в СССР. 1920-х гг. в СССР.
Хронологические рамки исследования охватывают период 1920-х гг. Данный временной промежуток характеризуется, прежде всего, началом так называемых «волн беспризорности». Отправная точка исследования была определена с учетом значимости событий, произошедших вначале 1920-х гг. Начало «первой волны» совпадает с началом строительства новой республики. Примечательным является трансформация политики нового государства на протяжении десятилетия в сторону отката к методам времен революций и Гражданской войны. Заключительная рамка исследования проходит в конце 1920-х гг. и связана с угасанием «первой волны» беспризорности в СССР, официальным заключением о спаде численности беспризорников по стране до незначительных масштабов.
Территориальные рамки работы определены Самарским регионом. На примере отдельно взятого региона предоставляется возможность детально рассмотреть явление беспризорности, а также действие советской политики в попытке создания системы охраны детства, показать уровень ее соответствия действительности.
Источниковая база исследования представлена неопубликованными архивными источниками, а также опубликованными документами и материалами по борьбе с беспризорностью в СССР в 1920-х гг. на территории Самарского региона.
Неопубликованные источники представлены делопроизводственными материалами. Информация об источниках этой группы была получена в Управлении по делам архивов администрации г. о. Тольятти (Ф. Р-2, Р-19, Р83, Р-123, Р-130, Р-267) и Самарском областном государственном архиве социально-политической истории (Ф. 1, 2, 8, 53, 57, 141, 9467)[ Управление по делам архивов администрации г. о. Тольятти. Ф. Р-2. Оп. 1. Д. 2. Список детских домов Ставропольского уезда на 1921 год, Ф. Р-19. Оп. 4. Д. 60. Материалы по опеке беспризорных детей за 1929 год, Ф. Р-83. Оп. 1. Д. 11. Из протокола № 2 от 10.01.1922 г. заседания президиума Ставропольского УИКа «О мероприятиях по улучшению положения в детских домах», Ф. Р-123. Оп. 1. Д. 157. Подписные листы по сбору добровольных пожертвований на создание воздушного флота и в помощь беспризорному больному ребенку за 1923 год, Ф. Р-130. Оп. 1. Д. 43. Указания, письма Мелекесского УИКа по организации борьбы детской безнадзорностью за 1925 год, Ф. Р267. Оп. 1. Д. 127. Сведения о беспризорности по селениям волости за 1926 год; СОГАСПИ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 926. Отчеты губернской комиссии по обследованию детских домов и помощи детям, Ф. 2. Оп. 1. Д. 15. Выписки из протоколов общих партсобраний и заседаний бюро ячеек РКП/б/ по вопросам борьбы с беспризорностью, помощи голодающим и др. вопросам, Ф. 8. Оп. 1. Д. 401. Протоколы заседаний окружной тройки по организации общества «Друг детей» и отчеты по борьбе с беспризорностью, Ф. 53. Оп. 1. Д. 490. Переписка с укомами и райкомами о борьбе с детской беспризорностью, предоставлении подросткам рабочих мест и др., Ф. 141. Оп. 1. Д. 939. Заявление об оказании материальной помощи, о предоставлении работы, о приеме детей в детские дома, Ф. 9467. Оп. 1. Д. 266. Акты обследований школ № 11, 16, 40; детских домов № 24, 28, 33, 35. И др.].
Опубликованные источники можно разделить на следующие группы: нормативно-правовые; источники личного происхождения; материалы периодической печати; статистические материалы.
Первая группа источников представлена декретами, постановлениями, приказами Совнаркома РСФСР, ВЦИКа и СНК РСФСР и Наркомпроса РСФСР, Наркомздрава РСФСР, Наркомюста РСФСР в области решения
Вторая группа источников представляет собой источники личного происхождения - автобиографии, очерки очевидцев событий тех годов, некоторые из которых представлены в литературной форме. Данная группа позволяет проследить исторический фон событий, изложенный в более эмоциональной и адаптированной на большую аудиторию форме, без которой нельзя всецело охватить суть происходивших исторических событий[ Авдеев А. В. Ленька Охнарь / А. В. Авдеев. - М.: Советский писатель, 1969. - 211 с.; Авдеев А. В. Моя одиссея / А. В. Авдеев. - М.: Советский писатель, 1975. - 412 с.; Гайдар А. На графских развалинах / А. Гайдар. - М.: Мир искателя, 2010. - 64 с.; Гумилевский Л. И. Плен / Л. И. Гумилевский. - Харьков: Пролетарий, 1927. - 105 с.; Дзержинский Ф. Э. Избранные статьи и речи 1908-1926 / Ф. Э. Дзержинский. - ОГИЗ: Государственное издательство политической литературы, 1947. - 390 с.; Кожевников А. В. Шпана: Из жизни беспризорных / А. В. Кожевников. - М.: Гос. изд., 1929. - 218 с.; Макаренко А. С. Педагогическая поэма / А. С. Макаренко. - М.: ИТРК, 2003. - 720 с.; Мурашова Е. В. Обратно он не придет / Е. В. Мурашова. - М.: Детская литература, 1998. - 104 с.; Сейфуллина Л. Н. Правонарушители / Л. Н. Сейфуллина // Сибирские огни. - 1922. - № 2. - С. 19-39.].
Третья группа источников включает в себя материалы периодической печати, которые отражают на своих страницах в первую очередь освещение проблемы беспризорности, решения власти по поводу борьбы с ней (публикация официальных постановлений и призывов к действию со стороны руководящих органов)[ Волжская коммуна: газета. Орган Губ. Комитета Р. К. П. и Губернского Исполнительного Комитета Советов - 1920 - 1929.]. Не менее интересны и информативны материалы,
носящие характер призывов к помощи беспризорным детям на территории Самарского региона от лица его жителей, благодаря чему можно проследить реакцию общественности на данную трагедию. В сумме данные материалы помогают всесторонне оценить проблему беспризорности в 1920-е гг., так называемой «первой волны» беспризорности, и проследить реакцию на нее не только руководящих органов государства, но и общественности на местном уровне.
Четвертая группа представлена Всесоюзной переписью населения от 1926 года, отражавшей официальную версию государства относительно числа количества беспризорных детей в момент начала некоторой стабилизации общества в середине 1920-х гг[ Всесоюзная перепись населения 17 декабря 1926 г.: краткие сводки / изд. ЦСУ Союза ССР. - М, 1927-1929. - 10 т. - В надзаг. : Центр. статист. упр. СССР. Отд. Переписи. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://elib.shpl.ru/ru/nodes/17507-vsesoyuznaya- perepis-naseleniya- 17-dekabrya- 1926-g-kratkie-svodki-m-1927-1929 (дата обращения: 14.11.18)].
Научная новизна. В научный оборот введены новые неопубликованные источники.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


История начального становления таких понятий, как «беспризорность» и «безнадзорность» находится во временных рамках с 1913 до 1935 гг. Процесс осмысления каждого из этих понятий дался советскому обществу и государству не в один момент. Советской России потребовалось более 20 лет, чтобы от перечисления широкоприменяемых признаков беспризорности перейти к лаконичному и четкому термину, включавшему в себя такие виды беспризорности, как: беспризорность-сиротство, беспризорность-нужда, беспризорность-заброшенность и беспризорность-беззащитность. Еще больше времени понадобилось на осмысление и отделение понятия «безнадзорный» от «беспризорного». На протяжении всех 1920-х гг. безнадзорность входила в состав беспризорности, последняя являлась крайней формой проявления первой.
Процесс закрепления и практического употребления данной терминологии в 1920-х гг. затрудняли, прежде всего, две существенные причины: малограмотность исполнителей центральной власти и огромное количество мнений по поводу беспризорности в советском обществе. К 1935 г. удалось достичь определенного единства взгляда касательно этих вопросов, однако в рамках данной работы используется терминология с учетом специфики именно 1920-х гг.
Можно сказать, что главной причиной беспризорности в 1920-е гг. в Советской России являлись большие потери населения во время войн и голода. Были и другие причины: экономический кризис; безработица; обнищание широких слоев населения; ослабление семейных устоев; утрата старшими и младшими поколениями моральных ценностей; алкоголизм; распространение среди детей и взрослых психических заболеваний. В связи с этим наиболее корректным будет утверждение о комплексности взаимосвязанных между собой причин.
Если до революции и войн в России насчитывалось до 2,5 млн. беспризорных, то после Гражданской войны в стране насчитывалось от 7 млн. беспризорников.
Всеобщая трудовая повинность, обязательная для всех граждан от 16 до 50 лет, подразумевала, что женщина должна была идти на производство, а ее дети оставались без присмотра.
Большую роль в увеличении беспризорности играл и следующий факт: пребывание детей, старше 13 лет в детдомах являлось затруднительным, а устройство их на работы было невозможным из-за роста безработицы. Многие дети и подростки оказывались снова на улице не только в результате расформирования детдомов, но и из-за режима экономии и слабого финансирования, бежали оттуда из-за голода и плохих условий.
Беспризорник 1920-х гг. - это, как правило, грязный, в лохмотьях, болеющий чем-либо ребенок или подросток, выглядящий старше своих лет из-за чрезмерного употребления табака, алкоголя и кокаина с противоречивыми взглядами, как на мир, так и на общество в целом. Жить беспризорник мог в любом месте, которое могло ему приглянуться, показаться безопасным - от ям и мусорных баков до вокзальных лавок - или куда его могли доставить против его воли - от спального места в детском доме до койки в общих местах лишения свободы.
Чаще всего среди беспризорников оказывались дети от 8 до 14 лет из семей рабочих или крестьян. Как правило, вся деятельность беспризорника была завязана на криминале, мало кто из них подчинялся трудовым программам в детских или трудовых домах. Наиболее распространенной сферой деятельности была кража в различных ее проявлениях, реже - разбой. Беспризорные девочки обычно, помимо краж, были задействованы в сферах нелегальных услуг.
В советской России возобладали социальное воспитание детей и государственная опека над ними. Борьба с беспризорностью здесь очень быстро превратилась из социального явления в политическое. Для большевиков важна была не просто ликвидация многомиллионной детской беспризорности, а такая борьба с нею, при которой обеспечивался бы приоритет классовых ценностей.
Попечением о беспризорных занимались различные ведомства и организации (наркомздрав, наркомпрос, НКВД, профсоюзы, комсомол, партийные органы, женотделы и т. д.) Учет беспризорников, помимо них, вели органы ГПУ, милиция, уголовный розыск и их транспортные подразделения. Такая мозаика «заинтересованных» лиц только мешала делу борьбы с этим социальным пороком.
Социальная политика государства за одно десятилетие претерпела существенные изменения. Всего выделяется шесть периодов ее трансформации от попытки сформировать качественную систему охраны детства до буквально репрессивных мер. Условно их можно объединить в два крупных. До середины 1927 года актуальным являлся лозунг «Все дети - дети всего государства», и для его реализации прикладывались определенные усилия, переломным моментом стало принятие трехлетнего плана по ликвидации детской беспризорности в 1926 году и осознание невозможности его осуществление полтора года спустя. С конца 1927 года по 1929 гг. проходили массовые кампании отлова и задержания уличных детей, а беспризорность и бродяжничество официально объявлялись вне закона.


Неопубликованные источники
Управление по делам архивов администрации г. о. Тольятти.
1.Ф. Р-2. Оп. 1. Д. 2. Список детских домов Ставропольского уезда на 1921 год. Статистические сведения о детях детских домов Самарского уезда на 1921 год.
2.Ф. Р-19. Оп. 4. Д. 60. Материалы по опеке беспризорных детей за 1929 год.
3.Ф. Р-83. Оп. 1. Д. 11. Из протокола № 94 от 04.12.1920 г. заседания президиума Ставропольского УИКа «Об организации Укомиссии по осмотру детских домов, садов и дома матери и ребенка в г. Ставрополе».
4.Ф. Р-83. Оп. 1. Д. 19. Из протокола № 2 от 10.01.1922 г. заседания президиума Ставропольского УИКа «О мероприятиях по улучшению положения в детских домах».
5.Ф. Р-123. Оп. 1. Д. 157. Подписные листы по сбору добровольных пожертвований на создание воздушного флота и в помощь беспризорному ребенку за 1923 год.
6.Ф. Р-123. Оп. 1. Д. 159. Подписные листы в помощи беспризорному и больному ребенку.
7.Ф. Р-130. Оп. 1. Д. 43. Указания, письма Мелекесского УИКа по организации борьбы с детской безнадзорностью за 1925 год.
8.Ф. Р-130. Оп. 1. Д. 44. Сведения, списки и др. по борьбе с детской беспризорностью. Положение о ячейках «Друзья детей» за 1925 год.
9.Ф. Р-267. Оп. 1. Д. 79. Сведения о размещении беспризорных детей в волости за 1925-1926 гг.
10.Ф. Р-267. Оп. 1. Д. 127. Статистические сведения по учету беспризорных детей за 1926 год. Сведения о беспризорности по селениям волости за 1926 год.
11.Ф. Р-267. Оп. 1. Д. 136. Материалы (сведения, акты, переписка и др.) по ликвидации детской безнадзорности за 1926-1927 гг.
СОГАСПИ - Самарский областной государственный архив социальнополитической истории:
1.Ф. 1. Оп. 1. Д. 926. Отчёты губернской комиссии по обследованию детских домов и помощи детям
2.Ф. 2. Оп. 1. Д. 15. Выписки из протоколов общих партсобраний и заседаний бюро ячеек РКП/б/ по вопросам борьбы с беспризорностью, помощи голодающим и др. вопросам.
3.Ф. 8. Оп. 1. Д. 401. Протоколы заседаний окружной тройки по
организации общества «Друг детей» и отчеты по борьбе с
беспризорностью.
4.Ф. 53. Оп. 1. Д. 342. Протокол заседания коллегии политико
просветительного отдела от 21 декабря 1923 г. Планы, программы, отчеты о работе клубов. Списки, программы, отчеты о работе клубов. Списки детских домов, школ 2-й ступени, профессионально-учебных заведений г. Самары...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ