Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Социальная политика в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в постсоветских странах Social policy for orphans and children left without parental care in post- Soviet states

Работа №129691

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

социология

Объем работы110
Год сдачи2017
Стоимость5730 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
20
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Теоретические основания изучения социальной политики в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 10
1.1. Междисциплинарное изучение детства: основные направления
исследований 10
1.2. Социальная политика в отношении детей сирот: социологическое
изучение 17
1.3. Развитие социальной политики в отношении детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, в СССР и после 1991 года 32
1.4. Теоретическая модель социальной политики в отношении детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей 40
Глава 2. Эмпирическое изучение социальной политики в отношении детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в странах
постсоветского пространства 48
2.1. Методология изучения и сравнительного анализа социальной политики в
отношении детей-сирот 48
2.2. Анализ результатов исследования 51
2.3. Выводы 81
Заключение 85
Библиография 87
Приложение

В странах Центральной и Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии 1.3 миллиона детей лишены родительской опеки, при этом около половины из них проживают в учреждениях интернатного типа . Несмотря на существование значительных различий между странами региона, для некоторых из них характерна высокая численность детей, проживающих в учреждениях внесемейного ухода.
Существенный прогресс в сфере сокращения численности детей, помещаемых в детские дома, отмечен в Азербайджане, Грузии, России, Молдове и Белоруссии . Тем не менее, проводимые во многих странах постсоветского пространства реформы в сфере социальной защиты детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дают наименее значительные результаты для детей с инвалидностью. В странах Центральной и Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии 35% детей в интернатных учреждениях имеют инвалидность, особенно высокий показатель характерен для России, Молдовы, Белоруссии и Украины . При этом дети с тяжелыми формами инвалидности часто живут в учреждениях низкого качества, где существует проблема насилия и жестокого обращения.
Социальный состав детей-сирот на территории стран бывшего СССР менялся в различные исторические периоды. В период Гражданской и Великой отечественной войн основную долю составляли биологические сироты, в настоящее время наибольшее число сирот - так называемые социальные сироты. Используя термин «социальные сироты» акцентируется внимание на причине сиротства. К социальным сиротам относятся дети, не имеющие родителей вследствие невозможности или неспособности родителей выполнять свои обязанности по воспитанию детей .
По словам И.И.Осиповой: «Сиротство как социальное явление существует столько же, сколько и человеческое общество, и является его неотъемлемым элементом» , при этом она отмечает возрастающую актуальность проблемы сиротства в государствах, переживающих социально¬экономические изменения в результате войн, революций или реформ, которые неизбежно влекут за собой снижение уровня жизни населения или отдельных социальных групп. В таких случаях дети становятся «заложниками семейных проблем» .
Объект исследования: социальная политика в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в России, Белоруссии, Украине, Молдове, Туркменистане, Таджикистане, Узбекистане, Казахстане, Кыргызстане, Грузии, Армении, Азербайджане, Эстонии, Латвии и Литве.
Предмет: современное состояние социальной политики в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в постсоветских странах и основные изменения, произошедшие в данной сфере после 1991 года.
Согласно определению Конвенции о правах ребенка, ребенком считается «каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста» .
Существуют различные подходы к определению детей-сирот. Согласно определению ЮНИСЕФ, ребенок-сирота - это ребенок, потерявший одного или обоих родителей; при этом выделяют две категории детей-сирот: single orphan - ребенок, потерявший одного родителя, и double orphan - потерявший обоих родителей .
В отдельных странах различные категории детей могут относиться к детям-сиротам: согласно иммиграционному законодательству США, ребенок считается сиротой в случае смерти обоих родителей, а также в тех случаях, когда родители были признаны пропавшими, отказались от ребенка, либо в случаях разлучения или потери обоих родителей, признания родителей пропавшими. Сиротой также может считаться ребенок, мать которого не замужем .
Для целей настоящего исследования будут использованы следующие определения: ребенок-сирота - это ребенок, оба или единственный родитель которого умерли. Дети, оставшиеся без попечения родителей - это дети, которые не проживают с хотя бы одним из своих родителей по любым причинам и при любых обстоятельствах .
Актуальность изучения систем защиты детства в странах бывшего СССР обусловлена, в первую очередь, значительным числом детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки.
Численность социальных сирот продолжает увеличиваться, несмотря на рост ВВП и значительный прогресс в области реформ, касающихся социального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, который был отмечен в докладе ЮНИСЕФ о состоянии системы формальной опеки и усыновления детей-сирот в странах Восточной Европы и Центральной Азии .
Воспитание детей-сирот в интернатных учреждениях продолжает оставаться наиболее распространенным типом устройства в большинстве стран рассматриваемого региона. Несмотря на развитие семейных форм воспитания во многих странах Восточной и Центральной Европы, к настоящему моменту они не могут полностью заменить практику помещения детей, оставшихся без родительской опеки, в детские дома .
По данным доклада ЮНИСЕФ , одним из основных факторов, оказывающих влияние на решение о помещении ребенка в учреждение для детей-сирот, является бедность членов семьи. Отсутствие одного из родителей, миграция, лишение родительских прав, инвалидность ребенка также могут выступать в роли решающих факторов. Несмотря на это, вышеназванные причины могут не сыграть решающую роль при открытом доступе семей с детьми к бесплатным социальным услугам, так как во многих случаях родители нуждаются в предоставлении мест в организациях дошкольного образования, чтобы иметь возможность работать.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В период существования СССР помещение детей в интернатные учреждения являлось наиболее распространенной формой устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Воспитание детей вне семьи являлось нормой: многие дети, которые имели семью, в течение длительного периода проживали отдельно в школах-интернатах. После распада СССР в странах постсоветского пространства происходит изменение общей идеи социальной политики в отношении детей. Во всех странах была ратифицирована Конвенция о правах ребенка, которая признает приоритет семейного воспитания детей. Исследования негативных последствий жизни в интернатных учреждениях, которые проводились с 50-х гг. XX в. значительно способствовали изменению принципов воспитания детей-сирот. Деятельность международных неправительственных организаций также способствовала формированию общей политики государства, направленной на улучшение положения детей-сирот.
В данной работе осуществлен анализ социальной политики в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в странах постсоветского пространства на основании данных экспертного опроса и в рамках социологических концепций.
В ходе эмпирического исследования выявлены общие черты, свойственные системам социальной защиты детей-сирот в постсоветских странах. Общей основой для всех стран постсоветского пространства является направленность социальной политики на
деинституционализацию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, тем не менее, отдельные аспекты социальных политик и меры, направленные на деинституционализацию, разнятся.
К основным различиям относятся: замещающих родителей, функционирование интернатных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, системы мер профилактики социального сиротства.
Процессы деинституционализации начались в рассматриваемых странах примерно в один временной период - во второй половине 2000-х годов, но только в последние годы больше внимание начинает уделяться профилактике социального сиротства и помещения детей в интернатные учреждения. Ранее основная работа была направлена на поиск оптимальной формы устройства и работу с последствиями отсутствия адекватной системы профилактики.
К перспективам дальнейших исследований относится изучение влияния социально-экономических событий, культурных и религиозных особенностей населения на развитии социальной политики в интересах детей-сирот и положение данной группы детей в целом.
Также одним из направлений последующих исследований может стать анализ социальной политики в отношении детей-сирот в более широком контексте системы социальной защиты населения и семейной политики.



1. Adopting better care. Improving adoption services around the world. Positive care choices: Working paper 3. - EveryChild, 2012.
2. Ainsworth F., Thoburn J. An exploration of the differential usage of residential care across national boundaries // International Journal of Social Welfare. - 2014. - Vol.23, Issue 1. - С. 16-24.
3. Analysis of the progress, remaining challenges and trends in Child Care System Reform (Armenia, Belarus, Georgia, Moldova and Ukraine). - Chisinay, Moldova. 24-29 November 2009.
4. At home or in a home? Formal care and adoption of children in Eastern Europe and Central Asia. UNICEF Regional office for Central and Eastern Europe and the Commonwealth of Independent States (CEE/CIS). - The United Nations Children’s Fund, 2010.
5. Bogdanova E., Bindman E. NGOs, Policy Entrepreneurship and
Child Protection in Russia: Pitfalls and Prospects for Civil Society // Demokratizatsiya: The Journal of Post-Soviet Democratization. - 2016. - 24
(2). - С. 143-171.
6. Bogdanova E., Bindman E. NGOs, Policy Entrepreneurship and Child Protection in Russia: Pitfalls and Prospects for Civil Society // Demokratizatsiya: The Journal of Post-Soviet Democratization. - 2016. - 24 (2). - C. 143-171.
7. Bowlby J. A Secure Base: Parent-Child Attachment and Healthy Human Development. Tavistock professional book. London: Routledge, 1988.
8. Bronfenbrenner U. The ecology of human development. Experiments by nature and design. - Harvard University Press, 1979.
9. Children under the age of three in formal care in Eastern Europe and Central Asia. A right-based regional situation analysis. - UNICEF, 2012.
10. Esping-Andersen G. The Three World of Welfare Capitalism. - Princeton University Press, 1990.
11. EveryChild Moldova’s Programme Experience: Improving
Children’s Lives through Deinstitutionalisation. - EveryChild, 2013.
12. Family matters: a study of institutional childcare in Central and Eastern Europe and the former Soviet Union. - EveryChild, 2005.
13. Fox L.M. Two value positions in recent child care law and practice // The British Journal of Social Work. - 1982. - № 12 (1). - C. 265-290.
14. Gilbert N., Parton N., Skivenes M. Child Protection Systems: International Trends and Orientations. New York: Oxford University Press, 2011.
15. Harder A.T., Kongeter S., Zeller M., Knorth E., Knot-Dickscheit J. Instruments for research on transition: Applied methods and approaches for exploring the transition of young care leavers to adulthood // Children and Youth Services Review. - 2011. - Volume 33, Issue 12. - C. 2431-2441.
16. Harding L.F. Perspectives in child care policy. - Longman, 1997.
17. Ismayilova L., Aytakin H. Reforming child institutional care in the Post-Soviet block: The potential role of family-based empowerment strategies // Children and Youth Services Review. - 2014 - №47. - C. 136-148.
18. James Al., Jenks Ch., Prout Al. Theorizing Childhood. - London: Polity, 1998.
19. James Al., Jenks Ch., Prout Al. Theorizing Childhood. London: Polity, 1998.
20. Korzh A. Educational Inequalities and Ukrainian Orphans' Future
Pathways: Social Reproduction or Transformation through the Hidden
Curriculum? (Ed.D. Dissertation). - Teachers College, Columbia University. - 2013. - 309 с.
21. Korzh A. What Are We Educating Our Youth for? The Role of Education in the Era of Vocational Schools for "Dummies" and Diploma Mill Universities in Ukraine // European Education. - 2013. - Vol.45, №1. - С. 50¬73.
22. Kozlova T.Z. Motives for tacking orphan children into a foster care // Russian Education and Society. - 2013. - Vol.55, Num.9. - С. 68-83.
23. Leitner S. Varieties of Familialism: Developing Care Policies in Conservative Welfare States // End of Welfare as We Know It? Continuity and Change in Western Welfare State Settings and Practices / Sandermann Ph. - Settings and Practices Opladen : Verlag Barbara Budrich, 2006. - С. 37-51.
24. Lippman L. H., Moore K. A., McIntosh H. Positive indicators of child well-being: A conceptual framework, measures and methodological issues // Applied research in quality of life. - 2011. - Vol.6, Issue 4. - С. 425-449.
25. Muhamedrahimov R. J., Grigorenko, E.L. Seeing the Trees within the Forest: Addressing the Needs of Children without Parental Care in the Russian Federation // New Directions for Child and Adolescent Development. - 2015. - №147. - С. 101-108.
26. Orphan // US Citizenship and Immigration Services. Official
Website of the Department of Homeland Security [Официальный сайт]. Режим доступа: https://www.uscis.gov/tools/glossary/orphan (Дата
обращения: 02.05.2017).
27. Orphans // UNICEF [Официальный сайт]. Режим доступа:
http: //www.unicef.org/media/media 45279.html (Дата обращения:
29.04.2016).
28. Polanyi K. The Great Transformation. The Political and Economic Origins of Our Time. - Boston: Beakon Press, 1944. - 317 с.
29. Qvortrup J. Childhood and societal macrostructures. Childhood exclusion by default. Working Paper 9. Child and Youth Culture. - Denmark, 1999.
30. Residential Care of Children. Comparative Perspectives / Ed. by Courtney M.E., Iwaniec D. - Oxford University Press, 2009.
31. Scaling down: reducing, reshaping and improving residential care around the world. - EveryChild, 2011.
32. Social Monitor. Social protection for child rights and well-being in Central and Eastern Europe, the Caucasus and Central Asia. - UNICEF, 2015.
33. Studies in Modern Childhood. Society, Agency, Culture / Ed. by Qwortrup J. - Palgrave Macmillan, 2005.
34. Thoburn J. Globalisation and Child Welfare: Some Lessons From a Cross-National Study of Children in Out-Of-Home Care. - Social Work Monograph, 2007.
35. Wildeman C., Waldfogel J. Somebody’s Children or Nobody’s Children? How the Sociological Perspective Could Enliven Research on Foster Care // Annual Review Sociology. - 2014. - №40. - С. 599-561.
36. Zelizer V. Pricing the priceless child: the changing social value of children. - Princeton: Princeton University Press, 1994.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ