Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование биоэлектрической активности головного мозга, вегетативного гомеостаза, морфотипа и психологических свойств личности в различные периоды.

Работа №6865

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

биология

Объем работы164стр.
Год сдачи2004
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
632
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Список сокращений 4
Введение 5
1. Физиологические, конституциональные и психологические особенности организма детей в период первого и второго детства (обзор литературы) 11
1.1. Возрастные особенности электрической активности головного
мозга 11
1.2. Особенности функционирования вегетативной нервной системы у детей в период первого и второго детства 23
1.3. Конституциональные особенности детей первого и второго
детства 35
1.4. Характеристика психологического развития детей младшего и среднего школьного возраста 41
2. Материалы и методы исследования 48
2.1. Исследованный контингент 48
2.2. Метод регистрации биоэлектрической активности головного мозга 49
2.3. Антропометрический метод 50
2.4. Метод оценки вегетативной обеспеченности сердечной деятельности 53
2.6. Психологическая типология личности детей первого и второго
детсва 51
2.6. Методы статистической обработки результатов исследования 59
2.7. Корреляционный анализ 60
3. Особенности биоэлектрической активности головного мозга, конституции и вегетативной обеспеченности сердечной
2

деятельности детей в период первого и второго детства
(результаты собственных 61
исследований)
3.1. Особенности биоэлектрической активности головного мозга
детей 62
3.2 Соматотипологические особенности детей 74
3.3. Особенности вегетативной обеспеченности сердечной деятельности 91 детей
3.4. Психологические особенности личности детей в период первого и второго детства 97
3.5. Корреляционные связи между показателями ЭЭГ и
антропометрическими 110 параметрами
4. Обсуждение результатов 124
5. Выводы 139
6. Список литературы 141


Актуальность исследования. Одной из актуальных задач современной физиологии, адаптологии и антропологии яыляется изучение морфофункциональных особенностей организма человека в различные периоды онтогенеза.
В документах ВОЗ последних лет появляется дефиниция «измерения уровней здоровья», рассматривающая здоровье в качестве «ресурса для повседневной жизни». Здоровье оценивается степенью адаптированности организма к окружающей среде, начало болезни рассматривается как явление дезадаптации функциональных систем, а сама болезнь - как результат поломки адаптационного механизма. С этих позиций, разработка любой типологии, отражающей различные стороны жизнедеятельности, является одной из главных задач изучения как изменчивости, так и адаптации человека.
Проблема сохранения здоровья подрастающего поколения тесно связана с экологическими проблемами, недостаточным питанием, невысоким уровнем валеологической культуры. Организм ребенка подвержен воздействию различных факторов внешней среды, на что и реагирует в зависимости от своих конституциональных и психологических особенностей. Известно, что для оценки морофофункциональных качеств организма в различные периоды онтогенеза адекватным и целесообразным является конституционально-типологический подход. Представление о конституции как о биохронологической целостности организма, составляющие которой объединены единством темпов роста и развития систем организма, получает все большее распространение в современной науке. Рядом исследований установлено, что различная восприимчивость организма к подобного рода воздействиям зависит от его соматотипологической «защищенности» или «ослабленности» (Н.А. Агаджанян и др., 1995; О.А. Бутова, 1998; 1999; 2000; 2001; 2002; 2003; Л.В. Твердякова, 2001; И.М. Лисова., 2002). Существенные
5

умственные нагрузки выступают в роли мощного стрессового фактора, способного вызвать снижение функциональных резервов кардиоваскулярной системы (Б.О.Бородин, 1990; Н.А. Агаджанян и др., 1997; Ward, T.E.; McKeown, B.C.; Maxwell, P.T.; 1986).
В свою очередь, не менее актуальным вопросом является здоровье популяции, а в особенности одной из наиболее подверженной неблагоприятным факторам окружающей среды части популяции - детей школьного возраста. Это обусловлено тем, что на данном этапе онтогенеза происходит ряд структурно-функциональных изменений органов и функциональных систем организма ребенка. Кроме того, в этот период дети переживают крайне сложный, динамический социо-психофизиологический процесс - адаптацию к обучению в школе. Этот же период является крайне важным для формирования личности ребенка (Т.Я. Сафонова, А. Д. Фролова 2001; Н.Г. Лусканова, И. А. Коробейников 2001).
Период младшего школьного детства характеризуется активным развитием когнитивной сферы, становлением личности ребенка, формированием его социального «Я», развитием самосознания. Воздействие эндогенных и экзогенных неблагоприятных факторов в данный возрастной период может повлечь за собой дизонтогенетическое развитие (Киршбаум Э.И., Еремеева А.И., 1993; И.Л. Соломин, 1999; Е.М. Мастюкова 2001; В.В. Лебединский 2001).
Одним из основных заболеваний в педиатрической неврологии считается эпилепсия. Болезнь, дебютирующая в детском и подростковом возрасте достаточно распространена. В частности, распространенность фебрильных судорог достигает 5-14% среди детей до 6 лет (П.А. Темин, М.Ю. Никаноров,1997; К.Ю. Мухин, А.С. Петрухин, 2000). Наряду с нарушениями в психологической сфере, у больных эпилепсией весьма часто встречается широкий спектр различных «ассоциированных» патологических состояний. Так же известно, что эпилепсия и судорожные синдромы нередко
6

коморбидны с рядом тяжелых нервно-психических заболеваний (В.И. Елкин, 1971; Betts J.,1995). Дискуссионным остается вопрос о нарушении когнитивных функций у больных эпилепсией (Е.Ю. Кравцов 1994; Е.И. Баздырев 1997; G. Beck-Managetta, et. al 1982; R.M. Hill, W.M. Vemaiud, G.M. Retting 1982). В литературе встречаются единичные физиолого¬антропологические исследования больных эпилепсией. В весьма значительном ряде исследований, посвященных эпилепсии и сопутствующим заболеваниям, не учтены возрастные, психологические и конституциональные особенности больных эпилепсией, хотя доказано, что для здоровья человека психологические факторы не менее важны, чем и социальные, биологические и экологические.
Представлялось актуальным изучение особенностей формирования биоэлектрической активности головного мозга, конституциональных и психологических особенностей, а так же вегетативного гомеостаза у детей в возрасте 7 - 12 лет (период первого и второго детства), больных эпилепсией.
Цель и основные задачи исследования.
Цель исследования - изучение биоэлектрической активности головного мозга и механизмов вегетативной регуляции сердечного ритма, психологических особенностей детей на конституциональной основе в зависимости от возраста.
Задачи исследования.
1. Выявить особенности формирования биоэлектрической активности головного мозга детей первого и второго детства в норме и при эпилепсии.
2. Оценить вегетативный гомеостаз и адаптивные возможности организма практически здоровых детей и детей-эпилептиков и особенности становления их психологической сферы
3. Изучить соматотипологическую принадлежность детей первого и второго детства.
7

4. Изучить степень взаимосвязей морфологических и функциональных, психологических признаков организма обследованных детей первого и второго детства.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1. Установлено, что у 25% практически здоровых детей в период первого и второго детства при регистрации ЭЭГ отмечаются выраженные изменения биоэлектрической активности, выражающиеся в пароксизмальной активности с деформацией ритмов и сглаженностью зональных различий.
2. На ЭЭГ больных эпилепсией детей обнаружен ряд отличий от показателей здоровых детей: у больных детей первого детства ниже максимальное представительство альфа- и бета-ритмов, выше амплитуда бета- и тета-ритмов, все три показателя дельта-ритма значительно выше, чем у здоровых. К периоду второго детства увеличивается представительство медленноволнового диапазона на ЭЭГ что свидетельствует о снижении функциональной активности головного мозга больных эпилепсией детей.
3. Обнаружены скрытые нарушения сердечного ритма у практически здоровых детей первого и второго детства астеноидного соматотипа с ускоренными темпами соматотипологического развития. У детей перовго и второго детства, страдающих эпилепсией, отмечены существенные изменения показателей, характеризующих вегетативный гомеостаз, на фоне конституциональных диссоциаций.
4. Показано, что варианты психологической дезадаптации у практически здоровых детей первого и второго детства отмечаются на фоне изменения функциональной активности коры больших полушарий и сопровождают «кризы» онтогенетического развития. У больных эпилепсией детей обнаружен неблагоприятный симптомокомплекс психологических свойств личности, выражающийся в повышенной тревожности, ухудшении познавательной сферы.
5. Обнаружен ряд корреляционных связей между показателями ЭЭГ и аптропометрическими параметрами у здоровых девочек и мальчиков в период первого детства. У девочек высокий коэффициент корреляции отмечен между показателям мезоморфии и амплитудой дельта-ритма, между
143

показателем эндоморфии и индексом альфа-ритма, у мальчиков - между показателем эндоморфии и максимальным представительством альфа-ритма.
6. У больных эпилепсией детей в период первого и второго детства обнаружено меньшее количество корреляционных связей между показателями ЭЭГ и аптропометрическими параметрами, чем у здоровых сверстников. К периоду второго детства их количество у мальчиков уменьшается, а у девочек их не обнаружено, что служит доказательством усиления степени рассогласования между темпами созревания функциональных систем, в большей степени выраженных у больных эпилепсией девочек.
7. Комплексное исследование морфофункциональных показателей у практически здоровых и у детей больных эпилепсией выявило особенности формирования биоэлектрической активности головного мозга, вешетативной обеспеченности сердечной деятельности в зависимости от конституции, пола, наиболее ярко проявляющиеся в период второго детства



1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология. - М.:ВШ, 2000. - 498с.
2. Агаджанян, Н.А. Физиологическое обоснование «экологического портрета» человека и пути оптимизации адаптации //Эколого¬физиологические проблемы адаптации: Матер. VII Всеросс. симп. - М:, 1994. - С.5-8.
3. Агаджанян, Н.А., Шахова, О.Н. Эколого-физиологические аспекты адаптации организма студентов // Образ жизни и здоровье студентов: Матер. I Всеросс. научн. конф. - М., 1995. - С. 17-18.
4. Агаджанян, Н.А., Гичев, Ю.П., Торшин, В.И. Экология человека. - М., Новосибирск, 1997. - 355 с.
5. Агаджанян, Н.А., Жвавый, Н.Ф., Ананьев, В.Н. Адаптация человека к условиям Крайнего Севера: эколого-физиологические механизмы. - М.: КРУК, 1998. - 240 с.
6. Агаджанян, Н.А., Радыш, И.В., Дурре Шавхар. Вегетативный статус у иностранных студенток при адаптации к средней полосе России. // Здоровье студентов:// Тез. Междунар. научно-практ. конф. - М.: Изд-во РУДН, 1999. - С.- 35.
7. Агаджанян, Н.А., Сушкова Л.Т., Нефедьев, В.В. Разработка новых методов исследования эколого-физиологических механизмов адаптации человека // Эколого-физиологические проблемы алаптации: Матер. Х Междунар. симп. - М.: Изд-во РУДН, 2001 - С .17-20.
8. Акинина, С.П. Возрастное становление активности симпато-адреналовой системы и отдельных показателей холинергической системы детей и подростков. Автореф. ... дисс. канд. мед. наук. - М.: , 1979 - 26 с.
9. Александровский, Ю.И. Пограничные психические расстройства. - М.: Зевс. - 1997. - 576 с.
10. Алешина, Е.С., Дейнека, О.С. Соотношение когнитивного стиля с индивидуальным стилем на основе анализа ориентировочных и
145

исполнительных компонентов // Когнитивные стили. - Таллин., - 1986. -С. 65-68.
11. Антропова, М.В. Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной и трудовой деятельности. - М.: ВШ, 1971. - 250 с.
12. Антропова, М.В., Козлов, В.И. Морфофизиологические критерии «школьной зрелости». // Вестник АМН СССР, 1979, № 10. - С. 27-30.
13. Антропова, М. В. Некоторые факторы, определяющие работоспособность школьников. // Охрана здоровья детей и подростков. - Киев, 1978. - С. 17-21.
14. Антропова, М.В. Взаимосвязь психофизиологических и морфологических показателей, определяющих готовность детей к обучению в школе. // Новые исследования по возрастной физиологии. 1981, № 1 - С. 97-101.
15. Антропова, М.В., Бородкина, Г.В., Кузнецова, Л.М. Физиология развития ребенка // Материалы междунар. конференции. - М., 2000. - С.18-21.
16. Аршавский, И.А. Очерки по возрастной физиологии. - М., 1967. - 457 с.
17. Акинщикова, Г.И. Телосложение и реактивность организма человека. - Л.: Изд-во Ленингр.ун-та, 1969. - 228с.
18. И.Л., Бабий, О.В., Морозова Особенности вегетативного гомеостаза у детей с частыми респираторными заболеваниями. // Вюшк Украшской медщшь 2002 № 4. - С. 22-25.
19. Баздырев, Е.И. Сравнительная оценка психических нарушений у детей с эпилепсией. // «Человек и лекарства», 1997. - С. 12.
20. Бальмагия, Т.А. К оценке значения системы развития скелетной мускулатуры для пубертатного роста и преобразования сердечно¬сосудистой системы. Автореф. ... дисс. канд. мед. наук. - М.: , 1971 - 17 с.
146

21. Бородин, Б.О. Психологические особенности личности лиц, страдающих гипертоническими кризами. Автореф. дисс. ... канд. мед. наук. - Харьков, 1990. - 28 с.
22. Бадалян, Л.О., Темин, П.А., Мухин, К.Ю. Фебрильные судороги. Методические рекомендации. - М.: Медицина, - 1987 - 74 с.
23. Бадалян, Л.О. Детская неврология. - М.: Медицина, - 2001 - 394 с.
24. Березин, Ф.Б. Некоторые аспекты психической и психофизиологической адаптации человека // Психическая адаптация человека в условиях Севера. - Владивосток, 1980. - С. 4-43.
25. Белова, Е.В., Голованова, Г.Б., Емцева, В.П., Колоколенкина, Р.П. Изменение общих и церебральных гемодинамических показателей при различных видах умственной деятельности. // Физиол. человека. - 1980. Т.6 №3. - С. 21-36.
26. Белоконь, Н.А., Кубергер, М.Б. Болезни сердца и сосудов у детей: Руководство для врачей. - М., 1987. - 480с.
27. Беляев, Л. М., Хрусталева, Е.К. Функциональные заболевания сердечно-сосудистой системы у детей. - Минск.: Амалфея, 2002. - 208 с.
28. Березин, Ф.Б. Некоторые аспекты психической и психрфизиологической адаптации человека. - Владивосток, Изд-ва АН СССР 1980. - С. 4-43.
29. Бехтерева, Н.П. Здоровый и больной мозг человека. - Л.: Наука, 1979 - 207 с.
30. Бец, Л.В. Антропологические ампекты изучения гормонального статуса человека. Автореф. дисс. ... докт. биол. наук. - М., 2000. - 23с.
31. Биниауришвили, Р.Г., Вейн, А.М., Гафуров, Б.Г., Рахматджанов, А.Р. Эпилепсия и функциональные состояния мозга. - Ташкент.: Медицина,
1985. - 239 с.
147

32. Благосклонова, Н.К. Исследование ориентировочной реакции у детей с нарушениями поведения аффективно-возбудимого типа // Журн. невропатол. и психиатр. - 1987. -Т.87, №10. - С. 1539-1543.
33. Благосколонова, Н.К. Оценка патологических знаков на ЭЭГ детей и подростков. - М.: Медицина, 1994. - 128 с.
34. Благосколонова, Н.К., Коптелов, Ю.М. Электоэнцефалограмма детей с синдромом Ландау - Клеффнера // Физиология человека. - 1996. - Т.22, №5. - С. 30-36.
35. Благосколонова, Н. К. Электрическая активность мозга детей при эпилепсии. - М.: Медицина, 2000. - 238 с.
36. Богоявленская, Д.Б. Интелектуальная активность как проблема творчества. - М.: РНД, 1993. - 148 с.
37. Божович, Л.И. Этапы формирования личности. - М.: Воронеж, 1995. - 288 с.
38. Болдырев, А.И. Пограничные формы эпилепсии. // Мат. 12-го съезда психиатров России. М., 1984. - С. 321 - 323.
39. Бондарь, Е.В. Состяние здоровья подросков и перспективы его сохранения в условиях современного экологического кризиса. // Мат. конф. «Актуальные проблемы медицины и биологии». Томск. 2003. - С. 284-285.
40. Бреслав, Г.М. Эмоциональные процессы. - Рига,1984. - 154 с.
41. Бреслав, Г.М. Уровни активности учения школьников и этапы формирования личности // Формирование активности учащихся и студентов в коллективе. - Рига, 1985 - С. 45-49.
42. Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. - М.:Наука, 1990 - 174 с.
43. Бройтигам, В. Психосоматическая медицина. - М.: ГЭОТАР Медицина,
1999. - 372 с.
44. Бунак, В.В. Антропометрия. - М., - 1968. - 376 с.
148

45. Бутова, О. А. Конституция и экологическая пластичность организма // Экологические проблемы адаптации: Матер. VIII Междунар. симп. - М., 1998 - С. 66-67.
46. Бутова, О.А. Физиолого-антропологическая характеристика состояния здоровья подростков: Автореф. дисс. ... докт. мед. наук. - М., 1999. - 40 с.
47. Бутова, О.А. Экологическая безопасность: медицинская экология, конституция и здоровье // Вестник СГУ. - 2001, - Вып. 28. - С. 99-106.
48. Бутова,О.А., Твердякова, Л.В. Морфофункциональный статус детей Ставрополья как критерий здоровья // Тез. докл.. Х Междунар. симп. «Эколого-физиологические проблемы адаптации». - М., 2001.- С. 93-94.
49. Бутова, О.А., Лисова, И.М. Дерматотип и соматотип подростков Ставрополья // Здоровый город - здоровые дети: Матер. межрегион. научно-практ. конф. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2000. - Вып. 3, Ч. . - С. 148-149.
50. Вейн, А.М., Родштат, И.В. Роль неврогенных факторов в гнезе соматических болезней. // Тер. Арх., 1974.№10 - С.11-16.
51. Вейн, А.М., Вознесенская, Т.Г., Голубев, В.Л. Заболевания вегетативной нервной системы. - М., Медицина., 1991. - 624 с.
52. Вейн, А.М., Соловьева, А.Д., Колосова, О.А. Вегетативно-сосудистая дистония. - М.: Медицина, 1981. - 306 с.
53. Вейн, А.М. Синдром вегетативной дистонии // Журнал невропатологии и психиатрии. - 1989. - Вып. 10. - С. 13-19.
54. Вельтищев, Ю.Е., Казанцев, Л.З. Наследственные болезни обмена веществ. - М., 1992. 456 с.
55. Вельтищев, Ю.Е. Рост ребёнка: закономерности, отклонения, патология и превентивная терапия. - М.: 1994.-80с.
56. Вилюнас В.К, Психологические механизмы мотивации человека. - М.: Медицина, - 1990. - 182 с.
149



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ