Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности динамики эмоционально-волевой сферы лиц с астено-депрессивным синдромом при применении метода биоакустической коррекции

Работа №89365

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы133
Год сдачи2021
Стоимость4920 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
103
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы астено-депрессивного
синдрома 10
1.1 Подходы к рассмотрению астено-депрессивного синдрома
в структуре депрессивных расстройств 10
1.2 Причины, симптомы, лечение астено-депрессивного синдрома 17
Глава 2 Методы аудиовизуальных воздействий 29
2.1 Метод музыкотерапии 30
2.2 Метод биоакустической коррекции 38
Глава 3 Исследование особенностей динамики эмоционально¬
волевой сферы лиц с астено-депрессивным синдромом
при применении метода биоакустической коррекции 51
3.1 Организация исследования 51
3.2 Анализ результатов исследования 58
Заключение 77
Список использованной литературы 80
Приложения

По данным Всемирной организации здравоохранения в мире ежегодно болеет депрессивными заболеваниями более 300 миллионов человек. Весь спектр депрессивных расстройств выходит на первое место среди всех заболеваний в настоящее время. По мнению исследователей, продолжает наблюдаться рост числа заболевших и эта тенденция сохраниться. С одной стороны, это связано и с улучшающейся диагностикой, и ростом внимания самих людей к своему психическому здоровью. Но, с другой стороны, бесспорно, оказывает влияние современный образ жизни, заставляющий огромное количество людей находиться в состоянии хронического стресса: стремительно увеличивающийся темп жизни, влекущий за собой перенапряжение на работе, нарушенный баланс «работа-отдых», неумение расслабляться и отдыхать. Среди одной из основных причин можно назвать глобальную информатизацию современной жизни, создающую дополнительную нагрузку на психику человека, в том числе и огромный поток негативной информации, который человек получает ежедневно. Прошедший 2020 год, прошедший под знаком пандемии коронавируса (СОУГО-19), внес серьезные коррективы в жизнь людей всего мира. Имеющиеся проблемы еще усугубились, добавились новые. Постоянное нахождение в ситуации страха, иногда даже паники, ожиданий чего-то плохого приводит к полной разбалансировке психической сферы человека, т.к. подорванной оказывается фундаментальная ценность жизни. В такой ситуации становится практически невозможным сохранять устойчивость и обеспечивать свою целостность. По нашему мнению, это приведет к новой вспышке психических расстройств, в том числе депрессивного спектра.
Среди всех нарушений депрессивного спектра можно выделить группу субдепрессивных расстройств, которые по своей тяжести еще не доходят до клинических вариантов депрессии. С точки зрения экзистенциальной психологии, депрессия - это психическое расстройство, тяжесть которого определяется степенью нарушения переживания ценности жизни, которая затрагивает все измерения человека: телесное, психическое и персональное. А при субдепрессивных расстройствах нарушено пока только персональное измерение, при котором утрачивается способность воспринимать ценность всего того, что ранее наполняло жизнь человека радостью и придавало ей смысл. Человек в этом состоянии уже достаточно сложно, но он еще трудоспособен, может выполнять свои привычные функции. Но опасность этих нарушений в том, что без своевременного их лечения и сопровождения, они достаточно быстро усугубляются и переходят в более тяжелые стадии.
К таким субдепрессивным расстройствам относится и достаточно распространенный сейчас астено-депрессивный синдром, в котором на первый план выходит физическая и психическая утомляемость, истощаемость, а затем уже сниженный фон настроения, эмоциональная лабильность, раздражительность, потеря интереса к окружающему, сниженная работоспособность, нарушение скорости психических процессов. Четко установленных причин возникновения астено-депрессивного синдрома не выявлено, скорее всего это воздействие целого ряда негативных факторов, которые вызывают общее ослабление организма и переутомление нервной системы, которая в таком состоянии уже не может сопротивляться возникающим трудным ситуациям и стрессам. Сперва у переживающих астено-депрессивный синдром возникают функциональные нарушения в эмоциональной и физической сфере, которые со временем могут перерасти в стойкие патологические изменения, привести к развитию хронических заболеваний.
Поэтому одной из существенных проблем становится подбор методов лечения и его своевременное проведение. Лечение астено-депрессивного синдрома на ранних стадиях позволяет сократить сроки лечения, ограничиться изменением образа жизни и применением немедикаментозных методов лечения. Отсюда, как никогда в настоящее время становится актуальным поиск и использование максимально немедикаментозных методов лечения астено-депрессивного синдрома.
Традиционно лечение/реабилитация субдепрессивных синдромов включает использование психотерапевтических методов (особенно зарекомендовавший себя в сопровождении депрессивных состояний и аффективных расстройств в целом когнитивно-бихевиоральный подход), физиотерапевтических процедур (ароматерапия, массаж, дыхательные практики), по необходимости - «легкого» медикаментозного сопровождения. А за последние десятилетия при такой распространенности аффективных расстройств активно и очень успешно стали использоваться в реабилитации методы адаптивной саморегуляции, в частности относящиеся к этой группе методы ЭЭГ-обратной связи. Методы ЭЭГ-обратной связи позволяют человеку с помощью специальных приборов, регистрирующих биоэлектрическую активность головного мозга, научиться контролировать процессы, которые обуславливают динамику электрофизиологических показателей мозговой активности, путем «обратного возврата» значений физиологических параметров в доступной форме (в виде аудио- и видео-информации).
Одним из методов, относящихся к данной группе является метод биоакустической коррекции (далее БАК), основанный на принципе непроизвольной саморегуляции. В его основе лежит предъявление музыкоподобных звуков, параметры которых согласованы с показателями ритмической структуры электроэнцефалограммы ( далее ЭЭГ) и синхронны с событиями биоэлектричской активности мозга. Это создает уникальные условия адаптивной стимуляции и способствует эффективному восстановлению функционального состояния центральной нервной системы (далее ЦНС). Под воздействием негативных факторов (стрессы, экология, неправильный образ жизни, чрезвычайные, экстремальные ситуации и т.д.) головной мозг перестает осуществлять саморегуляцию всех процессов в организме, в результате чего возникают «сбои», которые выражаются в возникновении эмоциональных и соматических расстройств. По мнению создателей метода (Константинов К.В. и соавторы) он позволяет активировать естественные процессы регулирования в головном мозге, за счет чего происходит коррекция психоэмоциональных и физических нарушений.
Эффективность метода подтверждена 25-летними научными исследованиями, клиническими испытаниями и лечебной практикой. Результаты исследований изложены в научных статьях и защищены в диссертационных работах. Исследования, в основном, касались изучения особенности функционирования головного мозга, центральной нервной системы под воздействием БАК, а также реабилитации детей при нарушениях развития (задержки психического и речевого развития, далее — ЗПРР, синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, далее - СДВГ), реабилитации взрослых при поражениях головного мозга, при лечении ряда соматических заболеваний. Изучение проблемы воздействия метода на взрослых людей, страдающих невротическими, психическими расстройствами достаточно ограничено (клиническое исследование Мирошникова Д.Б., Трушиной В.Н., Щегловой Н.В. больных неврозом с астеническим синдромом). Об использовании метода биоакустической коррекции у лиц с астено-депрессивным синдромом обнаружено не было.
Таким образом, цель нашего исследования — изучить динамику эмоционально-волевой сферы лиц с астено-депрессивным синдромом после применения курса биоакустической коррекции.
Объект исследования — эмоционально-волевая сфера лиц с астено- депрессивным синдромом.
Предмет исследования — особенности динамики эмоционально-волевой сферы лиц с астено-депрессивным синдромом после воздействия методом биоакустической коррекции.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические аспекты проблемы астено-депрессивного синдрома.
2. Рассмотреть теоретико-методологические основания использования метода биоакустической коррекции.
3. Сформировать программу эмпирического исследования.
4. Охарактеризовать особенности эмоционально-волевой сферы испытуемых с астено-депрессивным синдромом.
5. Оценить динамику показателей эмоционально-волевой сферы лиц с астено-депрессивным синдромом после воздействия методом биоакустической коррекции.
6. Провести сравнительный анализ результатов в исследуемых группах.
Гипотезы исследования:
1. У лиц с астено-депрессивным синдромом после применения метода биоакустической коррекции в экспериментальной группе будет выявлена положительная динамика в эмоционально-волевой сфере, а в группе плацебо после применения метода музыкотерапии не произойдет значимых изменений.
2. После применения метода биоакустической коррекции у лиц с астено-депрессивным синдромом снизится напряженность психологических защит, тревожность, астения, улучшатся показатели общего фона настроения, саморегуляции поведения, регуляторно-личностных свойств.
Теоретико-методологические основания исследования:
• Синдромальный подход в классификации депрессивных расстройств (Авербух Е.С., Нулер Ю.Л., Снежневский А.В.)
• Системно-деятельностная концепция психической саморегуляции функционального состояния Дикой Л.Г.
• Подход к пониманию эмоционально-волевой сферы (Чумаков М.В.)
• Психоэволюционная теория эмоций Плутчика Р., структурная теория личности Келлермана Г.
• Концепция индивидуальных стилей саморегуляции Моросановой В.И.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ источников по проблеме исследования.
2. Методы сбора и фиксации данных:
2.1. «Индекс жизненного стиля» (Плутчика Р., Келлермана Х., Конте Х.Р.)
2.2. «Индекс жизненной удовлетворенности» (в адаптации Паниной Н.В.)
2.3. «Исследование волевой саморегуляции» (Зверькова А.В. и Эйдмана Е.В.)
2.4. «Шкала астенического состояния» (Малковой Л.Д.)
2.5. «Личностная шкала проявлений тревоги» (Тейлор Дж., адаптация Немчина Т.А.)
2.6. «Стиль саморегуляции поведения» (автор Моросанова В.И.)
3. Эксперимент.
4. Методы математико-статистической обработки данных.
5. Контент-анализ.
Эмпирическая выборка исследования.
Общее количество выборки — 36 человек. Выборка была разделена на 2 части: испытуемые с астено-депрессивным синдромом, принимавшие участие в эксперименте, участники экспериментальной и плацебо групп (24 человека) и испытуемые без признаков психоэмоциональных расстройств, участники контрольной группы (12 человек).
Пол испытуемых: в исследовании приняло участие 26 женщин и 10 мужчин, что составило 72% и 18 % соответственно.
Возраст испытуемых: 35-53 года (период зрелости).
Научная новизна исследования заключается в изучении влияния метода биоакустической коррекции на лиц с астено-депрессивным синдромом, а также в сравнительном анализе экспериментальной группы с группами контраста.
Теоретическая значимость работы заключается в расширении представлений об астено-депрессивном синдроме, в том числе о его терапии посредством метода биоакустической коррекции.
Практическая значимость работы. Выявленные особенности позволят включить метод биоакустической коррекции как один из немедикаментозных методов в систему оказания психотерапевтической помощи лицам с астено-депрессивным синдромом, что чрезвычайно важно в профилактике растущего количества депрессивных расстройств.
Положения, выносимые на защиту:
1. Динамика эмоционально-волевой сферы у лиц с астено- депрессивным синдромом после применения метода биоакустической коррекции выражается достоверным уменьшением одного из признаков синдрома - астении, снижением актуализации психологических защит (отрицание, компенсация), улучшением одного из показателей саморегуляции — моделирования и жизненной удовлетворенности в целом.
2. Положительная динамика эмоционально-волевой сферы у лиц с астено-депрессивным синдромом после применения метода биоакустической коррекции (при сравнении с контрастными группами) свидетельствует об эффективности применения метода и возможности его использования в терапии данного расстройства.
Внедрение результатов исследования. Результаты исследования внедрены в диагностический и терапевтический процесс Центра детской и семейной психологии «Каритас+» (г. Барнаул). Разработана программа психотерапевтического сопровождения для взрослых, страдающих субдепрессивными расстройствами в целом и астено-депрессивным синдромом, в частности, включающая в том числе применение метода биоакустической коррекции.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В своей работе мы изучали особенности динамики эмоционально-волевой сферы у лиц с астено-депрессивным синдромом при применении метода биоакустической коррекции.
Данная тема относится к малоизученным и чрезвычайно актуальным в силу стремительно увеличивающегося количестве людей с аффективными расстройствами в целом и с астено-депрессивным синдромом, в частности, особенности за последний год на фоне ситуации, связанной с пандемией коронавируса (COVID-19) и проблем, которые ее сопроводили.
Сам феномен астено-депрессивного синдрома является недостаточно изученным в силу отсутствия уточненного патогенеза депрессии и общепризнанной классификации депрессивных синдромов. Существует множество подходов и классификаций (Авербух Е.С., Вертоградова О.П., Нулер Ю.Л., Михаленко И.Н., Чайка Ю.Ю., Снежневский А.В., Мартынихин И.А.), которые позволили выделить основные признаки рассматриваемого расстройства. Астено-депрессивный синдром - атипичное субдепрессивное расстройство, при котором ведущий аффект (сниженный фон настроения, тоска) недостаточно выражен, а на первый план выступают такие обязательные симптомы как физическая и психическая утомляемость, истощаемость, слабость. Особенность субдепрессивных расстройств в том, что при их наличии человек еще является вполне трудоспособным (т.к. состояние, как правило, еще не подрывает основы жизнедеятельности) и поэтому может не считать его серьезным, не обращаясь к врачам. Но основная их опасность заключается в том, что субдепрессивные состояния достаточно быстро могут перейти на более глубокий сложный уровень, на котором без медикаментозной помощи уже не обойтись.
Крайне важным является оказание своевременной терапевтической помощи лицам с субдепрессивными расстройствами и с астено- депрессивным синдромом, в частности. Поиск эффективных методов немедикаментозной помощи привел нас к изучению достаточно нового метода биоакустической коррекции, относящегося к группе методов адаптивной саморегуляции, интерес к которым в связи с развитием нейронаук стремительно возрастает. Метод биоакустической коррекции, совмещающий в себе несколько технологий: ЭЭГ-обратную связь, нейросенсорную ЭЭГ- зависимую стимуляцию и музыкотерапию, основан на идее синхронизации предъявляемых сенсорных стимулов и эндогенной биоэлектрической активности мозга, которая запуская процессы синаптической пластичности, приводит к активации естественных процессов саморегуляции и восстановительных функций организма. Метод Бак учитывает индивидуальные текущие особенности организма (биоэлектрическую активность головного мозга), за счет чего возрастает его эффективность.
В нашем исследовании принимали участие 3 группы испытуемых: экспериментальная группа, в которой исследовалось влияние метода БАК на лиц с астено-депрессивным синдромом; группа плацебо, в которой у лиц с астено-депрессивным синдромом вместо преобразованных музыкоподобных звуков (как в методе БАК) в качестве сенсорного стимула предъявлялась музыка Моцарта, и контрольная группа — лица без признаков психоэмоцональных расстройств, которые во время течения эксперимента не получали дополнительной специфической стимуляции.
В результате проведенного эмпирического исследования нами были изучены и расширены представления об особенностях эмоционально-волевой сферы лиц с астено-депрессивным синдромом. Синдром отображает целый комплекс изменений не только в эмоциональном состоянии, но и в способностях к саморегуляции: снижение психологического благополучия, актуализация и напряженность системы психологических защит, ухудшение эмоционального состояния, снижение показателей ряда звеньев системы саморегуляции.
Межгрупповые и внутригрупповые различия в экспериментальной группе и группе плацебо, включающие субъективную самооценку испытуемыми своего состояния, указывают на улучшение показателей эмоционально-волевой сферы у лиц с астено-депрессивным синдромом после применения метода биоакустической коррекции, которое выражается не только в выраженном снижении проявлений астении, снижении напряженности ряда психологических защит (отрицания и компенсации), общей жизненной удовлетворенности, но и одного из звеньев системы саморегуляции - моделирования.
Данный факт, а также определенное ухудшение состояния эмоционально-волевой сферы в контрольной группе свидетельствует об определенной эффективности применения метода и возможности его использования в комплексной терапии данного расстройства.
Результаты проведенного исследования внедрены в диагностический и терапевтический процесс Центра детской и семейной психологии «Каритас+» (г. Барнаул). Разработана программа психотерапевтического сопровождения для взрослых, страдающих субдепрессивными расстройствами в целом и астено-депрессивным синдромом, в частности. Программа включает консультации врача-психиатра, курс биоакустической коррекции (10-15 сеансов по показаниям) при одновременном психотерапевтическом сопровождении (когнитивно-поведенческая терапия, телесная терапия, ароматерапия).



1. Авербух Е.С. Депрессивные состояния. Л.: Изд-во Ленинградский университет, 1962. 192 с.
2. Александровский Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. М.: Изд-во Наука, 1976. 272 с.
3. Алешина Н.В., Степанов В.П., Филиппова С.Ю. Применение препарата Фенотропил для лечения астено-депрессивных синдромов при отдаленных последствиях черепно-мозговых травм // Трудный пациент. 2005. Том 3, № 5.
С. 15-18.
4. Альтман Я.А., Громыко Д.И., Голубев А.А., Варфоломеев А.Л. Восприятие коротких музыкальных отрывков человеком при повышенном эмоциональном фоне // Высшая нервная деятельность. 2006. Том 56, № 3. С. 334-337.
5. Ашанина Е.Н., Кулаков Д.В. Теория и практика коррекции дезадаптивных нервно-психических состояний с помощью аудиовизуального воздействия и биологически обратной связи. СПб.: Изд-во Политехника-сервис, 2012. 101 с.
6. Ашанина Е.Н., Сеник М.Н. Современные исследования техник аудио-визуального воздействия // Вестник психотерапии. 2018. № 67 (72). С. 44-65.
7. Балабан П.М., Коршунова Т.А., Сетевые, клеточные и молекулярные механизмы пластичности в простых нервных системах. // Успехи физиологических наук. 2011. Том 42, № 4, С. 3-19.
8. Бекшаев С.С., Левина М.Ю., Яковлев Н.М., Ващилло Е.Г. Динамика структуры электроэнцефалограммы у больных неврозом в процессе лечения методом электроэнцефалографической биологической обратной связи // «Биоуправление-3. Теория и практика». Новосибирск, 1998. С. 203-211.
9. Бобров А.С. Эндогенная депрессия. Иркутск: Изд-во РИО ГИУВа, 2001. 384 с.
10. Болдырева Г.Н., Шарова Е.В., Добронравова И.С. Роль регуляторных структур мозга в формировании ЭЭГ человека // Физиология человека. 2000. Том 26, № 5. С. 19-34.
11. Бронин С.Я. Малая психиатрия большого города. М.: Изд-во Бином, 2014. 312 с.
12. Вассерман Л. И., Ерышев О. Ф., Клубова Е. Б., Беспалько И. Г., Аристова Т. А. и др. Психологическая диагностика индекса жизненного стиля: Пособие для врачей и психологов. Спб.: Изд-во Санкт-Петербургского государственного научно-исследовательского психоневрологического института им. В.М.Бехтерева, 1999. 48 с.
13. Вейн А.М., Судаков К.В., Левин Я.И. и др. Особенности структуры сна и личности в условиях хронического эмоционального стресса и методы повышения адаптивных возможностей человека // Вестник Российской Академии Медицинских Наук. 2003. № 4. С 13-17.
14. Вертоградова О.П., Волошин В.М. Анализ структуры депрессивной триады как диагностического и прогностического признака // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 1983. Том 83, вып. 8. С. 1189-1194.
15. Вертоградова О.П. Депрессия как общемедицинская проблема // Журнал Медицина для всех. 1994. №2 (4). С.2-5.
16. Влах Н.И., Данилов И.П. Система психологической профилактики и помощи лицам с синдромом эмоционального выгорания // Журнал Медицина в Кузбасе, 2017. Том 16, № 4. С. 166-169.
17. Выготский Л.С. Лекции по психологии. М.: Изд-во Перспектива, 2018. 148 с.
18. Гайнуллина А.Ф., Хакимов Э.Р., Шаяхметова Э.Ш, Блеер А.Н. Исследование функционального состояния центральной нервной системы юных боксеров на фоне применения аудиовизуальной стимуляции // Спортивный психолог. 2017. № 2 (45). С. 65-69.
19. Галянт И.Г. Метод Томатиса как средство инклюзивного образования // Сборник статей IX Международной научно-практической конференции Наука и образование: сохраняем прошлое, создаем будущее. 2017. С. 11-17.
20. Гиндикин В.Я. Справочник: соматогенные и соматоформные психические расстройства. М.: Изд-во Триада-Х, 2000. 255 с.
21. Глазачев О.С., Бобылева О.В. Возможности коррекции эмоционального и психофизиологического статуса студентов методом полимодальной сенсорной стимуляции // Социально-экологические технологии. 2013. № 2. С. 103-114.
22. Глоссарий психопатологических синдромов и состояний: Методическое пособие для унифицированной клинической оценки психопатологических состояний (Сост. Ануфриев А.К., Либерман Ю.И., Остроглазов В.Г.) М.: Изд-во ПИК ВИНИТИ, 1990. 112 с.
23. Головин М.С., Айзман Р.И. Повышение психофункциональных резервов организма студентов под влиянием аудиовизуальной стимуляции // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2014. № 5 (21). С. 119-126.
24. Голуб Я.В., Емельянов В.Д., Красноперова Т.В., Курпатов В.И. Анализ воздействия светозвуковой стимуляции на некоторые электрофизиологические показатели // Журнал Вестник психотерапии. 2015. № 58. С. 101-112.
25. Грицышина М.А., Константинов К.В., Трушина В.Н., Нефедова Г.Э. Восстановление психоэмоционального состояния и когнитивных нарушений у больных с органическим поражением мозга методом биоакустической коррекции // Материалы II Всероссийской научно-практической конференции Количественная ЭЭГ и нейротерапия. СПб., 27-29 апреля 2009. С. 17.
26. Гринь-Яценко В.А. Эффективность использования электроэнцефалографической биологической обратной связи в коррекции нарушений внимания у детей // Журнал Биологическая обратная связь. 2000. №3. С. 20-28.
27. Гуменюк В.А., Семенова Я.С., Судаков К.В. Электрофизиологические и вегетативные показатели эмоционального восприятия человеком динамической цветомузыки // Журнал Физиология человека. 2002. Том 28, № 1. С. 57-66.
28. Декер-Фойгт Г.Г. Введение в музыкотерапию. Спб.: Изд-во Питер, 2003. 208 с.
29. Дикая Л.Г. Психическая саморегуляция функционального состояния человека. М.: Изд-во Институт психологии РАН, 2003. 318 с.
30. Дыбов М.Д., Шевченко В.Ф., Ситников А.Г. Биоакустическая психокоррекция при невротических нарушениях // Военно-медицинский журнал. 2000. №1. С. 46-49.
31. Есимбаева В.Н. (Трушина В.Н.) , Константинов К.В. Клименко В.М. Реабилитация детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью методом биоакустической коррекции. // Тезисы XVI общероссийского форума Здоровье России и биологическая обратная связь. Спб., 16-23 марта 2003. С. 56-58.
32. Ефимов О.И., Ефимова В.Л., Рожков В.П. Изменение временных характеристик центральной обработки звуковой информации в результате нейроакустических тренировок по методам Tomatis и InTime у детей // Нейрокомпьютеры: разработка, применение. 2016. № 2. С. 50-55.
33. Жуков В.В., Кожин А.А., Мрыхин В.В. Низкоинтенсивная лазерная терапия больных с астено-депрессивным синдромом. // Лазерная медицина. 2016. №20 (2). С.28-31.
34. Захарова Н.Н., Авдеев В.М. Функциональные изменения ЦНС при воспроизведении музыки (к проблеме исследования положительных эмоций) // Высшая нервная деятельность. 1982. Том 32, № 5. С. 915-924.
35. Зимкина AM., Меницкий ДН, Анюмонов ЮГ., Зингерман AM., Лоскутова Т.Д, Шишкин БМ. Механизмы саморегуляции функций и функциональных состояний. // Адаптивная саморегуляция функций / под ред. Н.Н. Василевского - Л., Изд-во Медицина, 1977. с. 149.
36. Зиннатова А.А. Влияние музыки на человеческий организм // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2009. № 4. С.17-19.
37. Зотов П.Б., Уманский М.С. Депрессия в общемедицинской практике (клиника, диагностика, лекарственная терапия). Методическое пособие для врачей. М.: Изд-во Высшая школа, 2006. 35 с.
38. Иванец Н.Н., Кинкулькина М.А. Лечение непсихотических депрессий в амбулаторных условиях. // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С.Корсакова. 2006. № 5. С. 60-62.
39. Ильин Е.П. Психология воли. 2-е издание. Спб.: Изд-во Питер, 2009. 368 с.
40. Калашник Г.А. Влияние классической музыки на
электроэецефалографические показатели здорового человека/ Г.А.Калашник, В.А.Семилетова // Современные проблемы нейробиологии: научная конференция с международным участием. Ярославль, 2014. С. 32-36.
41. Киреева Л.Н. Сравнительная оценка влияния различных музыкальных направлений на гемодинамические показатели здоровых студентов и студентов с синдромом вегетативной дистонии // Сборник материалов международной конференции Морфоклинческие аспекты безопасности жизнедеятельности. Воронеж, 2013. С.235-237.
42. Кирносова Е.Н. "Эффект Моцарта": pro et contra // Наука 21 века: вопросы, гипотезы, ответы. 2017. № 2 (23). С.29-34.
43. Классификация психических и поведенческих расстройств: Клинические описания и указания по диагностике. Киев: Изд-во Факт, 1999. 272 с.
44. Князева Т.С., Пашина А.Х. Связь тревожности и эмоционального фона личности с особенностями восприятия музыки // Психологический журнал. 2001. Том 22, № 1. С. 123-127.
45. Колчева Ю.А., Константинов К.В., Скоромец А.П., Беникова Е.В. Применение метода биоакустической коррекции в нейропедиатрии. - Спб.: Изд-во Санкт-Петербургского государственного медицинского педиатрического университета, 2018. 88 с.
46. Колчева Ю.А., Константинов К.В. Возможности сочетанного применения БАК и ТКМП у детей с расстройствами аутистического спектра. // Четвертая научно-практическая конференция с международным участием Клиническая нейрофизиология и нейрореабилитология. Спб., 2016. С. 117-118.
47. Колчева Ю.А., Константинов К.В., Беникова Е.В. Возможности использования метода «Биоакустическая коррекция» при задержках психического и речевого развития у детей. // XIV Мнухинские чтения. Международная научная конференция Роль психических расстройств в структуре школьной дезадаптации. Спб.: Альта Астра, 2016. С.129- 133.
48. Колчева Ю.А., Константинов К.В. Возможности биоакустической коррекции мозга при заболеваниях нервной системы у детей // Актуальные проблемы неврологии. Материалы девятой научно-практической конференции неврологов северо-западного федерального округа РФ с международным участием. Сыктывкар, 31 марта-1 апреля 2016. С. 58-60.
49. Константинов К.В. Особенности восприятия акустического образа собственной биоэлектрической активности головного мозга. // Российский физиологический журнал им. И. М. Сеченова, 2014. № 7. с. 710-721.
50. Константинов К.В. Саморегуляция психофизиологического состояния человека в условиях ЭЭГ-акустической обратной связи: дис. ... канд. биол. наук. СПб., 2002. 187 с.
51. Константинов К.В., Карпенко М.Н., Леонова М.К. Динамика уровня серотонина в сеансах прослушивания акустического образа собственной ЭЭГ // Нейрокомпьютеры: разработка, применение. 2014. №7. С.32-37.
52. Константинов К. В., Леонова М. К. Избирательное влияние латеральной
акустической ЭЭГ-зависимой стимуляции на параметры вербальной и образной рабочей памяти // Фундаментальные и прикладные проблемы нейронаук: функциональная асимметрия, нейропластичность и
нейродегенерация : сборник материалов второй всероссийской конференции с международным участием / под ред. М.А. Пирадова, С.Н. Иллариошкина, В.Ф.Фокина. М.: Изд-во ФГБНУ НЦН, 2016. 141 с.
53. Константинов К.В., Мирошников Д.Б., Трушина В.Н. Непроизвольная саморегуляция функционального состояния ЦНС в методе ЭЭГ-акустической коррекции. // Материалы I Всероссийской научно-практической конференции Количественная ЭЭГ и нейротерапии. СПб., 15-16 октября 2007. С.47.
54. Константинов К.В., Мирошников Д.Б., Шайтор В.М. Оптимизация речевых функций у детей с задержкой психического и речевого развития на основе биоакустической коррекции // Материалы IV Международного Балтийского конгресса по детской неврологии. Спб., 2013. С. 87-92.
55. Константинов К.В., Сизов В.В., Мирошников Д.Б. Патент на изобретение №2192777 «Способ биоакустической коррекции психофизиологического состояния организма» приоритет от 7.04.2000. Зарегистрирован 20.11.2002.
56. Константинов К.В., Сизов В.В., Мирошников Д.Б., Клименко В.М. О возможных механизмах саморегуляции ЭЭГ и психофизиологического состояния человека в условиях акустической обратной связи // Биологическая обратная связь. 2001. № 4. С. 19-23.
57. Константинов К.В., Сизов В.В., Мирошников Д.Б. Методическое руководство по использованию психофизиологического компьютерного комплекса «Синхро-С». Спб.: Изд-во Санкт-Петербургского государственного медицинского педиатрического университета, 2002. 87 с.
58. Константинов К.В., Сизов В.В., Мирошников Д.Б., Есимбаева В.Н. (Трушина В.Н.), Габдрахманов С.Ю., Клименко В.М. Восстановление межполушарной симметрии биоэлектрической активности мозга больных с астеноневротическим синдромом методом биоакустической коррекции. // Бюллетень экспериментальной биологии и медицины. 2000. Том 129, № 2. С. 139 -141.
59. Константинов К.В., Сизов В.В., Мирошников Д.Б., Есимбаева В.Н. (Трушина В.Н.), Габдрахманов С.Ю., Соколова Е.С., Клименко В.М. Восстановление психофизиологического состояния больных неврастенией в курсе биоакустической коррекции // Сборник тезисов VII Всероссийской школы молодых ученых Актуальные проблемы нейробиологии, Казань, 27-29 сентября 2000. С. 56-57.
60. Константинов К.В., Трушина В.Н., Яковлев Н.М., Клименко В.М. Модуляция функциональной активности слухового и зрительного анализаторов в условиях прослушивания акустического образа ЭЭГ височного и затылочного отведений // Российский физиологический журнал им. И.М. Сеченова. 2009. Том 95, № 1. С.87-95.
61. Косухин Е.С. Комплексная медицинская реабилитация больных бронхиальной астмой с применением биоакустической психокоррекции: дис. ... канд. психол. наук. М., 2015. 220 с.
62. Кузнецова В.А. Психолого-педагогические условия достижения успешности у спортсменов группы высшего спортивного мастерства (на материале спортсменов-велосипедистов): дис. ... канд. психол. наук. М.,
2016. 249 с.
63. Кэмпбелл Д. «Эффект Моцарта». М.: Изд-во Поппури, 1999. 320 с.
64. Лазарев М.Л. Концепция музыкальной гармонизации развития ребенка до и после рождения (психолого-медико-педагогические аспекты) // Ученые записки РГСУ. 2016. Том 15, № 2 (135). С. 56-72.
65. Левин Я.Н. «Музыка мозга» в лечении больных инсомнией // Журнал неврологии и психиатрии. 1997. Том 97, № 4. С. 39-43.
66. Медицинский энциклопедический словарь / под ред. В.И. Бородулина. М.: Издательский дом «Оникс 21 век», 2002. 704 с.
67. Мосолов С.Н. Клиническое применение современных антидепрессантов. СПб: Изд-во Медицинское информационное агентство, 1995. 568 с.
68. Нуллер Ю.Л., Михаленко И.Н. Аффективные психозы. Л.: Изд-во Медицина, 1988. 264 с.
69. Панков М.Н., Соловьев А.Г., Грибанов А.В. Изменения энергетического метаболизма головного мозга у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью при функциональном ЭЭГ-биоуправлении // Вестник психотерапии. 2017. № 61 (66). С. 131-141.
70. Пападопулос Т.Ф. Острые эндогенные психозы. Л.: Изд-во Медицина, 1975. 191 с.
71. Парцерняк С.А., Герцев А.В., Ищук В.Н. Оценка эффективности применения визуально-аудиальной стимуляции в комплексной терапии больных с полиморбидной сердечно-сосудистой патологией, протекающей на фоне расстройств тревожно-депрессивного спектра // Вестник психотерапии. 2016. № 58 (63). С. 101-112.
72. Плотичер А.И. Опыт клинической группировки депрессивных состояний // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 1964. Том 64, вып. 11. С. 1676-1682.
73. Подкорытов В.С., Чайка Ю.Ю. Депрессии. Современная терапия. Харьков: Изд-во Торнадо, 2003. 350 с.
74. Рабинович М. Я. Замыкательная функция мозга (нейронные механизмы). М.: Изд-во Медицина, 1975. 248 с.
75. Саморегуляция психофизиологического состояния раненых и больных на основе методики биоакустической коррекции: Учебно-методическое пособие / под ред. А.М. Щеголькова. М.: Изд-во ГИУВ МО РФ, 2011. 33 с.
76. Семченко В.В., Степанов С.С., Боголепов Н.Н., Синаптическая пластичность головного мозга. М.: Изд-во Директ-Медиа, 2014. 499с.
77. Смекалкина Л.В. Медицинская и социально-психологическая реабилита-ция участников локальных конфликтов с последствиями травм в системе этапного восстановительного лечения : дис. ... д-ра мед. наук. М., 2011. 236 с.
78. Смулевич А.Б. Депрессии при соматических и психических заболеваниях. М.: Изд-во Медицинское информационное агентство, 2003. 432 с.
79. Смулевич А.Б. Депрессии в общей медицине. М.: Изд-во Медицинское информационное агентство, 2002. 252 с.
80. Снежневский А.В. Общая психопатология. М.: Изд-во МедПресс-Информ, 2015. 208 с.
81. Снежневский А.В. Руководство по психиатрии. В двух томах. Том 2. М.: Изд-во ЁЁ-Медиа, 2012, 544 с.
82. Суховершин А.В., Васютина Е.М., Подорогин А.В. Антистрессовая психофизиологическая коррекция вегетативных нарушений у больных артериальной гипертензией в санатории // СагбюСоматика. 2015. № 1. С. 88¬89.
83. Тиганов А.С. Эндогенные депрессии: вопросы классификации и систематики // Депрессия и коморбидные расстройства. / под ред. А.Б. Смулевича. М.: Изд-во НЦПЗ РАМН, 1997. 154 с.
84. Торопова А.В., Львова Т.В. Опыт музыканта в психологической реабилитации детей с психосоматическим профилем личности. М.: Изд-во Ритм, 2012. 179 с.
85. Трушина В.Н. Адаптивная саморегуляция психофизиологического состояния детей с синдромом нарушения внимания и гиперактивностью на основе ЭЭГ-акустической внешней обратной связи: дис. ... канд. мед. наук. Спб., 2009. 231с.
86. Трушина В.Н., Константинов К.В., Клименко В.М. Изменение соотношения тета и бета ритмов (индекс невнимательности) в лобных отведениях у детей с СНВГ в ходе проведения лечебных сеансов биоакустической коррекции. // Материалы 4 Международного Междисциплинарного конгресса Нейронаука для медицины и психологии. Судак, 6-13 июня 2009. С. 13-19.
87. Уильямсон В. «Мы - это музыка». М.: Изд-во Манн, Иванов и Фербер, 2015. 240 с.
88. Фаттахова Р.Р., Шерстобитов Ю.А. Возможности применения аудиовизуальной стимуляции как средства повышения стрессоустойчивости у сотрудников ОВД // Проблемы современного педагогического образования.
2017. № 55. С. 310-316.
89. Федотчев А.И., Радченко Г.С. Музыкальная терапия и «музыка мозга»: состояние, проблемы и перспективы исследований // Успехи физиологических наук. 2013. Том 44, № 4. С. 35-50.
90. Федотчев А.И. Стресс, его последствия для человека и современные нелекарственные подходы к их устранению // Успехи физиологических наук. 2009. Том 40, № 1. С. 102-115.
91. Федотчев А.И., Бондарь А.Т. Метод двойной обратной связи от ЭЭГ ритмов пациента для коррекции функциональных расстройств, вызванных стрессом. // Высшая нервная деятельность. 2008. Том 58, № 3. С. 376-381.
92. Фесенко Е.В., Фесенко Ю.А. Использование метода биоакустической коррекции в лечении заикания и других речевых расстройств у детей // Специальное образование. 2014. Том 1, № 10. С. 206-211.
93. Фролов М.В., Милованова Г.Б., Мехедова А.Я. Влияние сопровождающей музыки на результаты операторской деятельности у лиц с различным уровнем тревожности // Физиология человека. 2005. Том 31, № 2. С. 49-57.
94. Чайка Ю. Ю., Чайка Ю. В. К постановке проблемы ранговой структуры депрессивного синдрома // Украинский медицинский альманах. 2005. Том 8, № 4. С. 259-261.
95. Черниговская Н.В. Адаптивное биоуправление в неврологии. Л.: Изд-во Наука, 1978. 134с.
96. Черниговская Н.В., Мовсисянц С.А., Тимофеева А.Н. Клиническое значение адаптивного управления. Л.: Изд-во Медицина, 1982. 128с.
97. Чумаков М.В. Эмоционально-волевая сфера личности. М.: Изд-во Юрайт, 2020. 107 с.
98. Чуркин А.А., Мартюшов А.Н. Практическое руководство по использованию МКБ-10 в психиатрии и наркологии. М.: Изд-во ГНЦ СиСП им. В. П. Сербского , 2010. 132 с.
99. Шамаева Т.Ф. Особенности биоэлектрической активности головного мозга лиц с тревожно-депрессивным синдромом и ее динамика под влиянием адаптивной саморегуляции: дис. ... канд. биол. наук. Спб., 2019. 148 с.
100. Шпилени Л.С., Тегза В.Ю., Дьяконов И.Ф. Современные и перспективные технологии медико-психологической реабилитации военнослужащих // Биомедицинский журнал Медлайн.ру. 2015. Том 16, Ст. 60. С. 659-668.
101. Щегольков А.М., Константинов К.В., Юдин В.Е Применение метода биоакустической коррекции в медицинской реабилитации. СПб.: Издательский Дом Научное обозрение, 2017. 265 с.
102. Шушарджан С.В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма. М.: Изд-во Антидор, 1998. 363 с.
103. Шушарджан С.В. Музыкотерапия: история и перспективы // Клиническая медицина. 2000. № 3. С. 15-18.
104. Шушарджан С.В. Руководство по музыкальной терапии. М.: Изд-во Медицина, 2005. 450 с.
105. Шушарджан С.В. Современные методы музыкальной терапии и эффекты, возникающие при воздействии музыкой и различными акустическими сигналами на организм человека // Традиционная медицина. Восток и Запад. 2005. Том 2, №2. С. 23-29.
106. Электронный учебник «Психиатрия и медицинская психология» (Мартынихин И.А. Глава 7. Патология эмоций). [Электронный ресурс] // URL: https://psychiatr.ru/education/slide/370(дата обращения: 21.09.2020).
107. Яценко М.В., Кайгородова Н.З., Молоков М.В., Белкин М.Н. Эффект воздействия цветостимуляции на ситуативную тревожность и умственную работоспособность студентов первого курса // Известия АГУ 2014. №2 (82). С.79-83.
108. Angel L.A., Polzella D.J., Elvers G.C. Background music and cognitive performance // Percept. Mot. Skills. 2010. Vol.110, № 3. P 1059-1064.
109. Antonietti A. Why is music effective in rehabilitation? // Stud.Health Technol. Inform. 2009. V. 145. P 179-194.
110. Bergstrom I., Seinfeld S., Arroyo-Palacios J. Using music as a signal for biofeedback // International Journal of Psychophysiology. 2014. Vol. 93 (1). P 140-149.
111. Brieger P., Ehrt U., Bloenk R., Marneros A. Consequences of comorbid personality disorders in major depression // J. Nerv. Ment. Dis. 2002. Vol. 190, № 5. P 304-309.
112. Cacciafesta M., Ettorre E., Amici A. et al. New frontiers of cognitive rehabilitation in geriatric age: the Mozart Effect // Arch.Gerontol.Geriatr. 2010. V. 51, № 3. P 79-82.
113. Cantor, David S.; Evans, James R. Clinical Neurotherapy: Application of Techniques for Treatment. Academic Press. 2014. 448 p.
114. Cohen M. X. Where Does EEG Come From and What Does It Mean? // Trends in Neurosciences. 2017. Vol. 40. P 208-218.
115. Flick S., Roy-Byrne P., Cowley D. et al. DSM-III-R personality disorders in a mood and anxiety disorders clinic: Prevalence, comorbidity and clinical correlates // J. Affect. Dis. 1997. Vol. 27. P. 71-79.
116. Fukui H., Toyoshima K. Music facilitate the neurogenesis, regeneration and repair of neurons // Med. Hypotheses. 2008. V. 71, № 5. P 765-769.
117. Gomez P., Danuser B. Relationships between musical structure and psychophysiological measures of emotion // Emotion. 2007. V. 7, № 2. P. 377-387.
118. Hillecke T., Nickel A., Bolay H.V Scientific perspectives on music therapy // Ann. NY Acad. Sci. 2005. V. 1060. P 271-282.
119. Hornickel J., Chandrasekaran B., Zecker S., Kraus N. Auditory brainstem measures predict reading and speech-in-noise perception in school-aged children // Be-hav. Brain Res. 2011. Vol. 216 (2). P 597-605.
120. Hughes J.R. The Mozart Effect // Epilepsy Behav. 2001. V. 2, № 5. P 396-417.
121. Hughes J.R., Daaboul Y., Fino J.J., Shaw G.L. The “Mozart effect” on epileptiform activity // Clin. Electroencephalogr. 1998. V. 29, № 3. P 109-119.
122. Hughes J.R., Fino J.J. The Mozart effect: distinctive aspects of the music--a clue to brain coding? // Clin. Electroencephalogr. 2000. V. 31, № 2. P 94-103.
123. Jausovec N., Habe K. The “Mozart effect”: an electroencephalographic analysis employing the methods of induced event-related desynchronization/ synchronization and event-related coherence // Brain Topogr. 2003. V. 16, № 2. P 73-84.
124. Jausovec N., Jausovec K., Gerlic I. The influence of Mozart’s music on brain activity in the process of learning // Clin.Neurophysiol. 2006. V. 117, № 12. P 2703-2714.
125. Jenkins J.S. The Mozart effect // J. R. Soc. Med. 2001. V. 94, № 4. P 170¬172.
126. Jones L., Tiller N.B., Karageorghi C.I. Psychophysiological effects of music on acute recovery from high-intensity interval training // Physiology & Behavior. 2017. Vol. 170. P 106-114.
127. Keith S. Dobson, Steven D. Hollon Randomized trial of behavioral activation, cognitive therapy, and antidepressant medication in the prevention of relapse and recurrence in major depression // Journal of Consulting and Clinical Psychology. 2008. Vol. 76, № 3, P. 468-477.
128. Koelsch S. A neuroscientific perspective on music therapy // Ann. NY Acad.Sci. 2009. V. 1169. P 374- 384.
129. Koelsch S. Towards a neural basis of music-evoked emotions // Trends Cogn.Sci. 2010. V. 14, № 3. P 131-137.
130. Levitin D.J., Tirovolas A.K. Current advances in the cognitive neuroscience of music // Ann. NY Acad. Sci. 2009. V. 1156. P 211-231.
131. Mindlin G., Rozelle G. Brain music therapy: home neurofeedback for insomnia, depression, and anxiety // Abstracts of the International Society for Neuronal Regulation 13-th Annual conference. Atlanta, Georgia. September 7-10 2006. P 12-13.
132. Musacchia G., Large E.W., Schroeder C.E. Thalamocortical mechanisms for integrating musical tone and rhythm // Hear Res. 2014. Vol. 308. P. 50-59.
133. Rauscher F.H., Shaw G.L., Ky K.N. Music and spatial task performance // Nature. 1993. V. 365, № 6447. P 611.
134. Saldanha D. et al. Reduction in Drug Prescription using Biofeedback Relaxation in Neurotic and Psychosomatic Disorders // Med J Armed Forces India. 2007. Vol. 63(4). P 315-317.
135. Salimpoor V.N., Benovoy M., Longo G. et al. The rewarding aspects of music listening are related to degree of emotional arousal // PLoS One. 2009. V. 4, № 10. P 74-87.
136. Teplan M., Krakovska A.; Stolc S. Direct effects of audio-visual stimulation on EEG // Computer Methods and Programs in Biomedicine. 2011. Vol. 102 (1). P 17-24.
137. Thompson W.F., Schellenberg E.G., Husain G. Arousal, mood, and the Mozart effect // Psychol. Sci. 2001. V. 12, № 3. P 248-251.
138. Trainor L. Science & music: the neural roots of music // Nature. 2008. V. 453, № 7195. P 598-599.
139. Wu D., Li C., Yin Y. Music composition from the brain signal: representing the mental state by music // Comput. Intell. Neurosci. 2010. № 26. P 71-76.
140. Zhu W., Zhao L., Zhang J. et al. The influence of Mozart’s sonata K.448 on visual attention: an ERPs study // Neurosci. Lett. 2008. V. 434, № 1. P 35-40.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ