Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ БИОЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ГОЛОВНОГО МОЗГА, ВЕГЕТАТИВНОГО ГОМЕОСТАЗА, МОРФОТИПА И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ В РАЗЛИЧНЫЕ ПЕРИОДЫ ОНТОГЕНЕЗА ЧЕЛОВЕКА

Работа №27601

Тип работы

Диссертация

Предмет

физиология

Объем работы164
Год сдачи2004
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
486
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Список сокращений 4
Введение 5
1. Физиологические, конституциональные и психологические особенности организма детей в период первого и второго детства (обзор литературы) 11
1.1. Возрастные особенности электрической активности головного мозга 11
1.2. Особенности функционирования вегетативной нервной системы у
детей в период первого и второго детства 23
1.3. Конституциональные особенности детей первого и второго детства 35
1.4. Характеристика психологического развития детей младшего и
среднего школьного возраста 41
2. Материалы и методы исследования 48
2.1. Исследованный контингент 48
2.2. Метод регистрации биоэлектрической активности головного мозга 49
2.3. Антропометрический метод 50
2.4. Метод оценки вегетативной обеспеченности сердечной
деятельности 53
2.6. Психологическая типология личности детей первого и второго детства 51
2.6. Методы статистической обработки результатов исследования 59
2.7. Корреляционный анализ 60
3. Особенности биоэлектрической активности головного мозга, конституции и вегетативной обеспеченности сердечной
деятельности детей в период первого и второго детства
(результаты собственных исследований)
3.1. Особенности биоэлектрической активности головного мозга детей 62
3.2 Соматотипологические особенности детей 74
3.3. Особенности вегетативной обеспеченности сердечной
деятельности детей
3.4. Психологические особенности личности детей в период первого и
второго детства 97
3.5. Корреляционные связи между показателями ЭЭГ и
антропометрическими параметрами
4. Обсуждение результатов 124
5. Выводы 139
6. Список литературы 141

Актуальность исследования. Одной из актуальных задач современной физиологии, адаптологии и антропологии яыляется изучение морфофункциональных особенностей организма человека в различные периоды онтогенеза.
В документах ВОЗ последних лет появляется дефиниция «измерения уровней здоровья», рассматривающая здоровье в качестве «ресурса для повседневной жизни». Здоровье оценивается степенью адаптированности организма к окружающей среде, начало болезни рассматривается как явление дезадаптации функциональных систем, а сама болезнь - как результат поломки адаптационного механизма. С этих позиций, разработка любой типологии, отражающей различные стороны жизнедеятельности, является одной из главных задач изучения как изменчивости, так и адаптации человека.
Проблема сохранения здоровья подрастающего поколения тесно связана с экологическими проблемами, недостаточным питанием, невысоким уровнем валеологической культуры. Организм ребенка подвержен воздействию различных факторов внешней среды, на что и реагирует в зависимости от своих конституциональных и психологических особенностей. Известно, что для оценки морофофункциональных качеств организма в различные периоды онтогенеза адекватным и целесообразным является конституционально-типологический подход. Представление о конституции как о биохронологической целостности организма, составляющие которой объединены единством темпов роста и развития систем организма, получает все большее распространение в современной науке. Рядом исследований установлено, что различная восприимчивость организма к подобного рода воздействиям зависит от его соматотипологической «защищенности» или «ослабленности» (Н.А. Агаджанян и др., 1995; О.А. Бутова, 1998; 1999; 2000; 2001; 2002; 2003; Л.В. Твердякова, 2001; И.М. Лисова., 2002). Существенные умственные нагрузки выступают в роли мощного стрессового фактора, способного вызвать снижение функциональных резервов кардиоваскулярной системы (Б.О.Бородин, 1990; Н.А. Агаджанян и др., 1997; Ward, T.E.; McKeown, B.C.; Maxwell, P.T.; 1986).
В свою очередь, не менее актуальным вопросом является здоровье популяции, а в особенности одной из наиболее подверженной неблагоприятным факторам окружающей среды части популяции - детей школьного возраста. Это обусловлено тем, что на данном этапе онтогенеза происходит ряд структурно-функциональных изменений органов и функциональных систем организма ребенка. Кроме того, в этот период дети переживают крайне сложный, динамический социо-психофизиологический процесс - адаптацию к обучению в школе. Этот же период является крайне важным для формирования личности ребенка (Т.Я. Сафонова, А.Д. Фролова 2001; Н.Г. Лусканова, И.А. Коробейников 2001).
Период младшего школьного детства характеризуется активным развитием когнитивной сферы, становлением личности ребенка, формированием его социального «Я», развитием самосознания. Воздействие эндогенных и экзогенных неблагоприятных факторов в данный возрастной период может повлечь за собой дизонтогенетическое развитие (Киршбаум Э.И., Еремеева А.И., 1993; И.Л. Соломин, 1999; Е.М. Мастюкова 2001; В.В. Лебединский 2001).
Одним из основных заболеваний в педиатрической неврологии считается эпилепсия. Болезнь, дебютирующая в детском и подростковом возрасте достаточно распространена. В частности, распространенность фебрильных судорог достигает 5-14% среди детей до 6 лет (П.А. Темин, М.Ю. Никаноров,1997; К.Ю. Мухин, А.С. Петрухин, 2000). Наряду с нарушениями в психологической сфере, у больных эпилепсией весьма часто встречается широкий спектр различных «ассоциированных» патологических состояний. Так же известно, что эпилепсия и судорожные синдромы нередко коморбидны с рядом тяжелых нервно-психических заболеваний (В.И. Елкин, 1971; Betts J.,1995). Дискуссионным остается вопрос о нарушении когнитивных функций у больных эпилепсией (Е.Ю. Кравцов 1994; Е.И.
Баздырев 1997; G. Beck-Managetta, et. al. 1982; R.M. Hill, W.M. Vernaiud, G.M. Retting 1982). В литературе встречаются единичные физиолого-антропологические исследования больных эпилепсией. В весьма значительном ряде исследований, посвященных эпилепсии и сопутствующим заболеваниям, не учтены возрастные, психологические и конституциональные особенности больных эпилепсией, хотя доказано, что для здоровья человека психологические факторы не менее важны, чем и социальные, биологические и экологические.
Представлялось актуальным изучение особенностей формирования биоэлектрической активности головного мозга, конституциональных и психологических особенностей, а так же вегетативного гомеостаза у детей в возрасте 7 - 12 лет (период первого и второго детства), больных эпилепсией.
Цель и основные задачи исследования.
Цель исследования - изучение биоэлектрической активности головного мозга и механизмов вегетативной регуляции сердечного ритма, психологических особенностей детей на конституциональной основе в зависимости от возраста.
Задачи исследования.
1. Выявить особенности формирования биоэлектрической активности головного мозга детей первого и второго детства в норме и при эпилепсии.
2. Оценить вегетативный гомеостаз и адаптивные возможности организма практически здоровых детей и детей-эпилептиков и особенности становления их психологической сферы
3. Изучить соматотипологическую принадлежность детей первого и второго детства.
4. Изучить степень взаимосвязей морфологических и функциональных, психологических признаков организма обследованных детей первого и второго детства.
Научная новизна. Впервые исследованы с позиций системного подхода морфофункциональные особенности детей, в том числе страдающих эпилепсией, в периоды первого и второго детства. Показано, что среди здоровых детей значительный процент составляют дети с выраженными нарушениями биоэлектрической активности головного мозга, выявлена взаимосвязь некоторых осей телосложения и показателей ритмов ЭЭГ, как у здоровых, так и у больных детей. Обнаружено, что у больных детей происходит рассогласование темпов морфофункционального соматического развития, нарушения корково-подкорковых взаимодействий, вегетативной обеспеченности и проявлений психологической дизалаптации.
Установлено, что больные дети характеризуются неблагоприятным симптомокомплексом психологических свойств личности, нарушениями в познавательной сфере.
Теоретическая и практическая значимость. Полученные данные о морфологических особенностях, об особенностях биоэлектрической активности головного мозга головного мозга, о вариантах вегетативной обеспеченности сердечной деятельности, психологических особенностях личности детей, в том числе и больных эпилепсией, на разных этапах онтогенеза позволяют предложить модель своеобразия становление биоэлектрической активности головного мозга, формирования морфофункционального статуса и особенностей психологической адаптации детей первого и второго детства.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты работы могут быть использованы в качестве характеристик психосоматического развития и вегетативной обеспеченности сердечной деятельности как практически здоровых детей, так и страдающих эпилепсией в период первого и второго детства.
Материалы исследования используются при чтении лекций и проведении занятий по предметам физиологического и морфологического блоков в Ставропольском государственном университете, Ставропольской государственной медицинской академии, в диагностической и клинической работе Краевой детской клинической больницы. г. Ставрополя.
Положения, выносимые на защиту.
1. Возрастная динамика биоэлектрической активности головного мозга проявляется в снижении функциональной активности коры в период первого детства, и активации диэнцефальной области в период второго детства. При эпилепсии выявлены нарушения корково-подкорковых взаимодействий.
2. Ускорение темпов соматотипологического развития у практически здоровых детей первого и второго детства ассоциируется с нарушениями вегетативной обеспеченности организма. Конституциональные диссоциации детей, больных эпилепсией сопровождаются нарушениями вегетативной обеспеченности и проявлениями психологической дизадаптации.
3. Сопряженность становления морфотипа и формирования биоэлектрической активности головного мозга подтверждается тесными корреляционными связями осей телосложения и компонентов сомы с параметрами ЭЭГ у детей первого детства.
Апробация диссертации. Основные положения диссертационного исследования доложены и обсуждены на: I Международной Интернет конференции «Физиология человека и животных. Экологическая безопасность» (Ставрополь, 2002), X Международной конференции «Циклы природы и общества» (Ставрополь, 2002), Межрегиональной научно¬практической конференции, посвященной 55-летию ФФК (Ставрополь, 2002), Межрегиональной конференции «Проблемы психофизиологии» (Ставрополь, 2003), Международной конференции «Актуальные проблемы медицины и биологии» (Томск, 2003), Межрегиональной конференции, посвященной 80-летию И.А. Држевецкой (Ставрополь, 2003).
Публикации. По материалам диссертации опубликовано 6 работ.
Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, обзора литературы, материалов и методов исследования, двух глав результатов исследования и их обсуждения, выводов, библиографического указателя, включающего 232 источника, из них 196 отечественных и 36 иностранных. Работа изложена на *** страницах машинописного текста, содержит 34 рисунка и 14 таблиц.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1. Установлено, что у 25% практически здоровых детей в период первого и второго детства при регистрации ЭЭГ отмечаются выраженные изменения биоэлектрической активности, выражающиеся в пароксизмальной активности с деформацией ритмов и сглаженностью зональных различий.
2. На ЭЭГ больных эпилепсией детей обнаружен ряд отличий от показателей здоровых детей: у больных детей первого детства ниже максимальное представительство альфа- и бета-ритмов, выше амплитуда бета- и тета-ритмов, все три показателя дельта-ритма значительно выше, чем у здоровых. К периоду второго детства увеличивается представительство медленноволнового диапазона на ЭЭГ что свидетельствует о снижении функциональной активности головного мозга больных эпилепсией детей.
3. Обнаружены скрытые нарушения сердечного ритма у практически здоровых детей первого и второго детства астеноидного соматотипа с ускоренными темпами соматотипологического развития. У детей перовго и второго детства, страдающих эпилепсией, отмечены существенные изменения показателей, характеризующих вегетативный гомеостаз, на фоне конституциональных диссоциаций.
4. Показано, что варианты психологической дезадаптации у практически здоровых детей первого и второго детства отмечаются на фоне изменения функциональной активности коры больших полушарий и сопровождают «кризы» онтогенетического развития. У больных эпилепсией детей обнаружен неблагоприятный симптомокомплекс психологических свойств личности, выражающийся в повышенной тревожности, ухудшении познавательной сферы.
5. Обнаружен ряд корреляционных связей между показателями ЭЭГ и аптропометрическими параметрами у здоровых девочек и мальчиков в период первого детства. У девочек высокий коэффициент корреляции отмечен между показателям мезоморфии и амплитудой дельта-ритма, между показателем эндоморфии и индексом альфа-ритма, у мальчиков - между показателем эндоморфии и максимальным представительством альфа-ритма.
6. У больных эпилепсией детей в период первого и второго детства обнаружено меньшее количество корреляционных связей между показателями ЭЭГ и аптропометрическими параметрами, чем у здоровых сверстников. К периоду второго детства их количество у мальчиков уменьшается, а у девочек их не обнаружено, что служит доказательством усиления степени рассогласования между темпами созревания функциональных систем, в большей степени выраженных у больных эпилепсией девочек.
7. Комплексное исследование морфофункциональных показателей у практически здоровых и у детей больных эпилепсией выявило особенности формирования биоэлектрической активности головного мозга, вешетативной обеспеченности сердечной деятельности в зависимости от конституции, пола, наиболее ярко проявляющиеся в период второго детства



1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология. - М.:ВШ, 2000. - 498с.
2. Агаджанян, Н.А. Физиологическое обоснование «экологического портрета» человека и пути оптимизации адаптации //Эколого¬физиологические проблемы адаптации: Матер. VII Всеросс. симп. - М:,1994.- С.5-8.
3. Агаджанян, Н.А., Шахова, О.Н. Эколого-физиологические аспекты адаптации организма студентов // Образ жизни и здоровье студентов: Матер. I Всеросс. научн. конф. - М., 1995. - С. 17-18.
4. Агаджанян, Н.А., Гичев, Ю.П., Торшин, В.И. Экология человека. - М., Новосибирск, 1997. - 355 с.
5. Агаджанян, Н.А., Жвавый, Н.Ф., Ананьев, В.Н. Адаптация человека к условиям Крайнего Севера: эколого-физиологические механизмы. - М.: КРУК, 1998. - 240 с.
6. Агаджанян, Н.А., Радыш, И.В., Дурре Шавхар. Вегетативный статус у иностранных студенток при адаптации к средней полосе России. // Здоровье студентов:// Тез. Междунар. научно-практ. конф. - М.: Изд-во РУДН, 1999. - С.- 35.
7. Агаджанян, Н.А., Сушкова Л.Т., Нефедьев, В.В. Разработка новых методов исследования эколого-физиологических механизмов адаптации человека // Эколого-физиологические проблемы алаптации: Матер. Х Междунар. симп. - М.: Изд-во РУДН, 2001 - С.17-20.
8. Акинина, С.П. Возрастное становление активности симпато-адреналовой системы и отдельных показателей холинергической системы детей и подростков. Автореф. ... дисс. канд. мед. наук. - М.: , 1979 - 26 с.
9. Александровский, Ю.И. Пограничные психические расстройства. - М.: Зевс. - 1997. - 576 с.
10. Алешина, Е.С., Дейнека, О.С. Соотношение когнитивного стиля с индивидуальным стилем на основе анализа ориентировочных и исполнительных компонентов // Когнитивные стили. - Таллин., - 1986. -С. 65-68.
11. Антропова, М.В. Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной и трудовой деятельности. - М.: ВШ, 1971. - 250 с.
12. Антропова, М.В., Козлов, В.И. Морфофизиологические критерии «школьной зрелости». // Вестник АМН СССР, 1979, № 10. - С. 27-30.
13. Антропова, М. В. Некоторые факторы, определяющие работоспособность школьников. // Охрана здоровья детей и подростков. - Киев, 1978. - С. 17-21.
14. Антропова, М.В. Взаимосвязь психофизиологических и
морфологических показателей, определяющих готовность детей к обучению в школе. // Новые исследования по возрастной физиологии. 1981, № 1 - С. 97-101.
15. Антропова, М.В., Бородкина, Г.В., Кузнецова, Л.М. Физиология развития ребенка // Материалы междунар. конференции. - М., 2000. - С.18-21.
16. Аршавский, И.А. Очерки по возрастной физиологии. - М., 1967. - 457 с.
17. Акинщикова, Г.И. Телосложение и реактивность организма человека. - Л.: Изд-во Ленингр.ун-та, 1969. - 228с.
18. И.Л., Бабий, О.В., Морозова Особенности вегетативного гомеостаза у детей с частыми респираторными заболеваниями. // Вгснж Украшской медщшЁ 2002 № 4. - С. 22-25.
19. Баздырев, Е.И. Сравнительная оценка психических нарушений у детей с эпилепсией. // «Человек и лекарства», 1997. - С. 12.
20. Бальмагия, Т.А. К оценке значения системы развития скелетной мускулатуры для пубертатного роста и преобразования сердечно¬сосудистой системы. Автореф. ... дисс. канд. мед. наук. - М.: , 1971 - 17 с.
21. Бородин, Б.О. Психологические особенности личности лиц, страдающих гипертоническими кризами. Автореф. дисс. . канд. мед. наук. - Харьков, 1990. - 28 с.
22. Бадалян, Л.О., Темин, П.А., Мухин, К.Ю. Фебрильные судороги. Методические рекомендации. - М.: Медицина, - 1987 - 74 с.
23. Бадалян, Л.О. Детская неврология. - М.: Медицина, - 2001 - 394 с.
24. Березин, Ф.Б. Некоторые аспекты психической и психофизиологической адаптации человека // Психическая адаптация человека в условиях Севера. - Владивосток, 1980. - С. 4-43.
25. Белова, Е.В., Голованова, Г.Б., Емцева, В.П., Колоколенкина, Р.П. Изменение общих и церебральных гемодинамических показателей при различных видах умственной деятельности. // Физиол. человека. - 1980. Т.6 №3. - С. 21-36.
26. Белоконь, Н.А., Кубергер, М.Б. Болезни сердца и сосудов у детей: Руководство для врачей. - М., 1987. - 480с.
27. Беляев, Л. М., Хрусталева, Е.К. Функциональные заболевания сердечно-сосудистой системы у детей. - Минск.: Амалфея, 2002. - 208 с.
28. Березин, Ф.Б. Некоторые аспекты психической и
психрфизиологической адаптации человека. - Владивосток, Изд-ва АН СССР 1980. - С. 4-43.
29. Бехтерева, Н.П. Здоровый и больной мозг человека. - Л.: Наука, 1979 - 207 с.
30. Бец, Л.В. Антропологические ампекты изучения гормонального статуса человека. Автореф. дисс. . докт. биол. наук. - М., 2000. - 23с.
31. Биниауришвили, Р.Г., Вейн, А.М., Гафуров, Б.Г., Рахматджанов, А.Р. Эпилепсия и функциональные состояния мозга. - Ташкент.: Медицина,1985.- 239 с.
32. Благосклонова, Н.К. Исследование ориентировочной реакции у детей с нарушениями поведения аффективно-возбудимого типа // Журн. невропатол. и психиатр. - 1987. -Т.87, №10. - С. 1539-1543.
33. Благосколонова, Н.К. Оценка патологических знаков на ЭЭГ детей и подростков. - М.: Медицина, 1994. - 128 с.
34. Благосколонова, Н.К., Коптелов, Ю.М. Электоэнцефалограмма детей с синдромом Ландау - Клеффнера // Физиология человека. - 1996. - Т.22, №5. - С. 30-36.
35. Благосколонова, Н.К. Электрическая активность мозга детей при эпилепсии. - М.: Медицина, 2000. - 238 с.
36. Богоявленская, Д.Б. Интелектуальная активность как проблема творчества. - М.: РНД, 1993. - 148 с.
37. Божович, Л.И. Этапы формирования личности. - М.: Воронеж, 1995. - 288 с.
38. Болдырев, А.И. Пограничные формы эпилепсии. // Мат. 12-го съезда психиатров России. М., 1984. - С. 321 - 323.
39. Бондарь, Е.В. Состяние здоровья подросков и перспективы его сохранения в условиях современного экологического кризиса. // Мат. конф. «Актуальные проблемы медицины и биологии». Томск. 2003. - С. 284-285.
40. Бреслав, Г.М. Эмоциональные процессы. - Рига,1984. - 154 с.
41. Бреслав, Г.М. Уровни активности учения школьников и этапы формирования личности // Формирование активности учащихся и студентов в коллективе. - Рига, 1985 - С. 45-49.
42. Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. - М.:Наука, 1990 - 174 с.
43. Бройтигам, В. Психосоматическая медицина. - М.: ГЭОТАР Медицина,1999. - 372 с.
44. Бунак, В.В. Антропометрия. - М., - 1968. - 376 с.
45. Бутова, О.А. Конституция и экологическая пластичность организма // Экологические проблемы адаптации: Матер. VIII Междунар. симп. - М., 1998 - С. 66-67.
46. Бутова, О.А. Физиолого-антропологическая характеристика состояния здоровья подростков: Автореф. дисс. . докт. мед. наук. - М., 1999. - 40 с.
47. Бутова, О.А. Экологическая безопасность: медицинская экология, конституция и здоровье // Вестник СГУ. - 2001, - Вып. 28. - С. 99-106.
48. Бутова,О.А., Твердякова, Л.В. Морфофункциональный статус детей Ставрополья как критерий здоровья // Тез. докл.. Х Междунар. симп. «Эколого-физиологические проблемы адаптации». - М., 2001.- С. 93-94.
49. Бутова, О.А., Лисова, И.М. Дерматотип и соматотип подростков Ставрополья // Здоровый город - здоровые дети: Матер. межрегион. научно-практ. конф. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2000. - Вып. 3, Ч. . - С. 148-149.
50. Вейн, А.М., Родштат, И.В. Роль неврогенных факторов в гнезе соматических болезней. // Тер. Арх., 1974.№10 - С.11-16.
51. Вейн, А.М., Вознесенская, Т.Г., Голубев, В.Л. Заболевания вегетативной нервной системы. - М., Медицина., 1991. - 624 с.
52. Вейн, А.М., Соловьева, А.Д., Колосова, О.А. Вегетативно-сосудистая дистония. - М.: Медицина, 1981. - 306 с.
53. Вейн, А.М. Синдром вегетативной дистонии // Журнал невропатологии и психиатрии. - 1989. - Вып. 10. - С. 13-19.
54. Вельтищев, Ю.Е., Казанцев, Л.З. Наследственные болезни обмена веществ. - М., 1992. 456 с.
55. Вельтищев, Ю.Е. Рост ребёнка: закономерности, отклонения, патология и превентивная терапия. - М.: 1994.-80с.
56. Вилюнас В.К, Психологические механизмы мотивации человека. - М.: Медицина, - 1990. - 182 с.
57. Виноградов, В.В. Гормоны, адаптация и системные реакции организма. - Минск: Наука и техника, 1989. - 254 с.
58. Владимирова, Г. И. Функциональная диагностика в детском возрасте. - София.: Медицина и физкультура, 1979. - С. 88-91.
59. Воробьев, В.М., Чебаков, В.П. Особенности показателей сердечного ритма в норме и при психологической дезадаптации. Физиол. человека. -1981. Т.7 №2. - С. 15-28.
60. Выготский, Л.С. Кризис семи лет. - Л.: Союз, 1960 - 270 с.
61. Выготский, Л.С. Проблемы возрастной периодтзации детского развития // Вопр. Писхологии. - 1972,№2. - С.114-123.
62. Выготский, Л.С. Вопросы детсткой психологии. - СПБ.: Союз., 1997. - 220 с.
63. Выготский, Л.С. Вопросы детсткой психологии. - СПБ.: Союз., 1999. - 224 с.
64. Гавриленко, О.Н. Параметр тревожности и цветопредпочтение. // Проблема цвета в психологии/ Под. ред. Митькина, А.А. - М.: Библио -1996.- С. 144 - 185.
65. Галкина, Н.С. Электроэнцефалограммы детей в норме и при патологии. - М.: Медицина, - 1973. - 304 с.
66. Глазачев, О.С., Судаков, В.А. Взаимодействие функциональных систем гомеостатического уровня у детей и подростков в норме и радиоэкологически неблагоприятной среде // Успехи физиол. наук. - М.: Наука, Т.30. - №3, 1999. - С. 73-92.
67. Гнездицкий, В.В., Коптелов, Ю.М., Новожилов, В.И. Пространственная локализация источников на основе модели эквивалентного диполя. - М.: ДВ.. - 1991. - 70 с.
68. Гнездицкий, В.В. Обратная задача ЭЭГ и клиническая
электроэнцефалография. - Таганрог., Изд-во ТРУ, 1999 - 264 с.
69. Грачева, Г.С., Минкина, В.А., Шевченко, Л.И. Физическое развитие детей от рождения до 17 лет. - М.: Изд-во МГУ, 1977. - 187 с.
70. Година, Е. З., Миклашевская, Н. Н. Экология и рост: влияние факторов окружающей среды на процессы роста и полового созревания у человека // Хрестоматия по антропологии. - М.: Российское психологическое общество, 1997. - С. 294-301.
71. Голенда, И.Л. Иванова, В.И., Способ разносторонней экспресс- характеристики организма и среды его обитания // Тез. докл. 3-го Съезда физиологов Сибири и Дальнего Востока. - Новосибирск. - 1997. - С. 42 -43.
72. Горбачевская, Н.Л., Кожушко, Л.Ф. Электрофизиологическое исследование функций головного мозга у детей с пограничной умственной отсталостью. Журн. невропатологии и психиатрии. - 1990, №2. - С. 18-27.
73. Грибанов, А.Н. Значение исходного уровня функционирования регуляторных систем организма для направления изменения гемодинамических показателей у больных гипертонией //Вестник РУДН. - М.: Серия "Медицина". 2003. № 1. С. 43-48.
74. Гримм, Г. Основы конституциональной биологии и антропометрии. - М.: Медицина, 1967. - 291 с.
75. Гурович, В.Я. Взаимодействие общемедицинской и психологической помощи при эпилепсии. // РМЖ, 2002 №3. - С. 14 - 18.
76. Давыдов, В.В. Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования // Вопросы психологии. - Минск, 1984 - С. 59-123.
77. Данилова, Н.Н., Астафьев С.В. Изменение вариабельности сердечного ритма при информационной нагрузке // ЖВНД. 1999. Т.49. Вып.1. - С.28¬37.
78. Дерябин, В.Е. Типология телосложения детей и подростков в 8-17 лет. - М., 1997. - 68 с.- Деп. в ВИНИТИ 14.07.97., №23983-В97.
79. Дичев, Т.Г., Тарасов, К.Е., Проблема адаптации и здоровье человека. - М.: Наука. 1976. - 183 с.
80. Доскин, В.А, Келлер, Х., Мураенко, Н.Н., Тонкова- Ямпольская. Морфофункциональные константы детского организма. - М.: Медицина,1997. - 287 с.
81. Дубровина, И.В. Индивидуальные особенности школьников. - М.: Медицина, - 1975. - 289 с.
82. Дубровинская, Н.В. Нейрофизиологические основы внимания. - Л.:Наука, - 1985. - 144 с.
83. Егорова, И.С. Электроэнцефалография. - М.: Медицина, 1973 - 296с.
84. Елкин, В.И. Генетика эпилепсии. - Л.: Медицина, 1971. - 488 с.
85. Жирмунская, Е.А. Клиническая электроэнцефалография. - М.:Мэйби, 1991 - 78 с.
86. Жирмунская, Е.А. В поисках объяснения феноменов ЭЭГ. - М.: НФП Биола, 1996. - 120 с.
87. Жирмунская, Е. А., Лосев, В. С. Электроэнцефалография в клинической практике . - М., 1997. - 118 с.
88. Зенков, Л.Р. Электроэнцефалография. - М.: Медицина, 1991. - 196 с.
89. Зенков, Л.Р. Клиническая электроэнцефалография с элементами эпилептологии. - Таганрог.: Изд-во Таганрогского государственного радиотехнического университета, 1996. - 358 с.
90. Зенков, Л.Р., Ронкин, М.А. Электроэнцефалография // Функциональная диагностика нервных болезней. - М.: Медицина, 1991. - С. 7-146.
91. Зенков, Л.Р., Ронкин, М.А. Вызванные потенциалы нервной системы // Функциональная диагностика нервных болезней. - М.: Медицина, 1990. - 336 с.
92. Зенков, Л.Р., Кууз, Р.А. Отношение бульбо-понто- мезенцефальных структур и мозжечка к электрической активности большого мозга. - М.:Наука.- 1986. - 358 с.
93. Зенков, Р.А., Кууз, Р.А., Парамонова, Л.В. Электрическая активность большого мозга и мозжечка при кранио-вертебральных аномалиях. - М. Наука, - 1970. - 254 с.
94. Иваницкий, А.М. Информационные процессы мозга и психическая деятельность. - М.:Наука, 1976. - 200 с.
95. Казначеев, В.П., Баевский, Р.М., Берсенева, А.П. Донозологическая диагностика в практике массовых обследований населения. - Л.: Медицина, 1980. - 225с.
96. Казначеев, В.П., Казначеев, С.В. Адаптация и конституция человека. - Новосибирск: Наука, 1986. - 120 с.
97. Состояние сердечно-сосудистой системы детей и подростков при вегето-сосудистой дистонии. // В кн. Актуальные вопросы детской кардиологии. - Минск., 1971 - С. 46 - 127.
98. Калюжная, Р.А. Физиология и патофизиология сердечно-сосудистой системы детей и подростков. - М.: Медицина, 1973. - 327 с.
99. Карлов, В.А. Эпилепсия. - М.: Медицина, 1990. - 336 с.
100. Карманов, А.А. Методика определения основных психологических параметров при помощи теста Люшера. - М.: НОВА. - 2003. - 59 с.
101. Киршбаум, Э.И., Еремеева, А.И. Психологическая защита. -Владивосток: Фаэтон, 1993. - 258 с.
102. Киселева, А.М. Кровообращение у детей в норме и патологии. - М.: Медгиз. - 1971 - 322 с.
103. Клиорин, А.И., Тиунов, Л.А. Функциональная неравнозначность эритроцитов. - Л., 1974. - 147 с.
104. Клиорин А.И., Чтецов В.П. Биологические проблемы учения о конституциях человека - Л: Наука, 1979. - 188 с.
105. Козлов, В.И., Фарбер, Д.А. Физиология развития ребенка. - М.: Педагогика. - 1983. - 294 с.
106. Корсунская, М.И. Динамика физического развития детей дошкольного возраста Москвы за 30 лет. М.: Наука. - 154 с.
107. Криворучко, Т.С. Особенности физического развития детей и подростков. - Кишинев.: Педагогика, 1976. - 96 с.
108. Кудрявцева, Е.В. К проблеме прогнозирования умственного утомления при длительной монотонной работе. Автореф. дисс. . канд. биол. наук. - М., ИМБП, 2001. - 23 с.
109. Кузнецов, С.И. Инвариантное моделирование в медицине на базе кластерного анализа. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 1997. - 208 с.
110. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология. - М.: Изд-во РОУ. - 1995. - 176 с.
111. Стецюк, Е., Лебедев, С., Классический гемодиализ. - М.: Изд-во Альтин, 1996. 256 с.
112. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет. - М.: Изд-во РОУ, 1996. - 180 с.
113. Лакин, Г.Ф. Биометрия.- М.: Высшая школа, 1990. - 352 с.
114. Лакосина, Н.Д.,Ушаков Г.К. Вегето - сосудистая дистония у детей щкольного возраста, - М.: Медицина, 1995 - 321 с.
115. Латаш, Л.П. Гипоталамус, приспособительная активность и ЭЭГ. - М.: Наука, - 1968. - 296с.
116. Лебедева, И.С. ЭЭГ и сенсомоторные параметры в норме и при некоторых видах психических расстройств. Автореф. дисс. . канд. биол. наук. - М.: Изд-во МГУ. - 1993. - 16 с.
117. Лебединский , В.В Общие закономерности психического
дизонтогенеза. // В кн. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития. - СПб.: Питер, 2001. - С.129 -149.
118. Лейтес, Н.С. Умственные способности и возраст. - М.: Наука, 1971. - 230 с.
119. Лесны, И. Клинические методы исследования в детской неврологии.М.: - Медицина, 1987. - 174 с.
120. Липкина, А.И. Самооценка школьника. - М.: Наука, 1976. - 86 с.
121. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: МГУ, 1977. - 194 с.
122. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М.: Педагогикаю - 1982 - 227 с.
123. Лисова, И.М. Адаптационные возможности и конституциональные особенности организма студентов разных климатогеографических регионов. Автореф. дисс. . канд. биол. наук. - Ставрополь, 2002. - 22с.
124. Лукашевич, И.П., Мачинская, Р.И., Фишман, М.Н. Диагностика функционального состояния мозга детей младшего школьного возраста с трудностями обучения. - М.: Наука. - 1994. - 114 с.
125. Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии. - М/Academa. - 2002. - 378 с.
126. Лусканова, Н.Г., Коробейников, И.А. диагностические аспекты проблемы школьной дезадаптации у детей младшего школьного возраста. Охрана здоровья детей // В кн. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития. - СПб.: Питер, 2001. - С. 149-166.
127. Майорчик, В.И. Изменения ЭЭГ в зависимости от локализации опухоли мозга. Клиническая электроэнцефалография. - М.: Медицина. - 1973. - С. 106- 146.
128. Мастюкова, Е.А. Виды и причины отклонений развития у детей. Охрана здоровья детей // В кн. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития. - СПб.: Питер, 2001. - С. 166 - 195.
129. Мастюкова, Е.М., Благосклонова, Н.К. Приобретенная детская афазия и эпилепсия// Журн. невропатол. и психиатр. - 1989. -Т.89, №6. - С. 53-56.
130. Медведева, В.М. Гигиеническое обоснование дифференцированного обучения в начальных классах вспомогательной школы. Автореф. . дисс. канд. мед. наук. - М.: , 1978 - 20 с.
131. Минин, В.В. Особенности вегетативных и эндокринных функций у сельских и городских школьников пубертатного возраста. Автореф. дисс. . канд. биол. наук. - Томск. 2002. - 22с.
132. Минин, В.В., Яковлев, В.О. Особенности вегетативного гомеостаза школьников города Томска в пубертатном периоде. // Вестник ТГПУ, 2002 №2 - С. 55-59.
133. Мухин, К.Ю., Петрухин, А.С. Эпилептология детсткого возраста. - М.: Медицина, - 2000. - 622 с.
134. Мухина, В.С. Шестилетний ребенок в школе. - М.: Наука. - 1986. - 166 с.
135. Мюллер, П., Нойман, П., Шторм, Р. Таблицы по математической статистике. - М., 1982. - 271 с.
136. Нарикашвили, С.П. Нарушения сна при эпилепсии. - М.: Наука, 1962. - 281 с.
137. Наута, Д. Физиология коры больших полушарий головного мозга. - М.: Иностранная литература, 1963. - 263 с.
138. Немов, Р.С Психология. Т. 1, 2,3. - М.: Просвещение, 1994.
139. Новикова, Л.А. ЭЭГ детей и подростков в норме // Детская клиническая электроэнцефалография. - М.: Медицина, 1994. - С. 29- 53.
140. Никитюк, Б.А. новое в понимании механизмов акцелерации роста и развития детей и подростков. // Морфофункциональное проявление акцелерации развития детского организма. - М.: Медицина, - 1979. - С. 134 - 137.
141. Никитюк, Б.А., Чтецов, В.П. Морфология человека - М.: Изд-во МГУ, 1990 - 344 с.
142. Никитюк, Б.А., Хапалюк, А.В. Проблема конституционных
диссоциаций в интегративной антропологии // Рос. Морфол. Ведомости: - М.:, 1998 - №1(6) - С. 176-183.
143. Ноздрачев, А.Д., Щербатых, Ю.В. Современные способы оценки функционального состояния вегетативной нервной системы // Физиология человека. - 2001. - №6. - С.135-141.
144. Обухова, Л.Ф, Детсткая психология: Теории, факты, проблемы. - М.: Изд-во «Тривола», 1996. - 360 с.
145. Окуджава, В.М. Основные нейрофизиологические механизмы эпиактивности. - Тбилиси.: Ганатлеба. - 1969. - 206 с.
146. Окуджава, В.М., Местворишвили, Л.П., Багашвили, Т.И. Влияние ретикулярной формации ствола мозга на судорожную активность больших полушарий.// Физиол. журнал. СССР. - 1979. №10. - С. 1465- 1472.
147. Парайц, Э., Сенаши, Й. Неврологически и нейрохирургичские исследования в грудном и детском возрасте. - Будапешт.: Изд-во Академии Наук Венгрии, 1980. - 302 с.
148. Панасюк, Т.В. Телосложение и процессы роста детей дошкольного возраста при различных двигательных режимах. Автореф дисс. . канд. биол. наук. - М.: МГУ, 1984. - 26 с.
149. Папышева, О.Р. Физическое развитие детей, больных сахарным диабетом. - М.: Изд-во РГМУ. - 2002. - 169 с.
150. Пенфилд, У., Джаспер, Г. Эпилепсия и функциональная анатомия головного мозга человека. - М.: Иностранн. лит., 1958. - 482 с.
151. Петровский, А.В. Возрастная и педагогическая психология. - М.: ВШ. - 1973. - 232 с.
152. Петрухин, А.С. Эпилептология детского возраста. - М.: Медицина. -2000. - 623.
153. Погодаев, К. И. Анатомия и физиология детского организма. - М.: Медицина, 1976 - 152 с.
154. Погодаев, К.И. Эпилептология и патохимия мозга. - М.: Медицина. -1986. - 1986. - 284.
155. Пратусевич, Ю.М. Умственное утомление школьника. - М.:Педагогика, 1964 - 361 с.
156. Реан, А.А., Коломинский, Я.Л. Социальная педагогическая психология. - СПб.: Питер, - 1999. - 412 с.
157. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании.
- М.: ВЛАДОС, - 1996. - 184 с.
158. Роненсон, О.Д., Виноградов, А.Ф.,. Лукацкий, М.А. Взаимосвязь вегететивной и психосоматической адаптации школьников в критические периоды онтогенеза. // Труды Томского государственного университета. -
2001. - С. 64-65.
159. Русалов, В.М. Биологические основы индивидуально-псиологических различий. - М., 1980. - 352 с.
160. Рыбалко, Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. - СПб.: Питер, 2001 - 221 с.
161. Сараджишвили, М.П. О функциональной значимости вторичных эпилептических очагов. // Журн. невропатол. и психиатр. - 1971. Т.71. №8. - С. 191-209.
162. Сараджишвили, П.М., Геладзе, Т.Ш. Эпилепсия. - М.: Медицина, 1977. - 304 с.
163. Сафонова, Т.Я., Фролова, А.Д. Охрана здоровья детей // В кн. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития. СПб.: - Питер, 2001. - С. 55-63.
164. Селицкий, Г.В., Свидерская, Н.Е. Электрофизиологическое
исследование регуляции мыслительного процесса. // Физиол. человека. -1986. Т.6 №3. - С. 21-36.
165. Сиротюк, А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. - М.: Сфера, 2003 - 285с.
166. Слободская, Е.Р. Динамика ортоклиностаза и индивидуально-типологические особенности сердечного ритма у детей раннего возраста. // Физиология человека, 1998. Т. 21. №2. - С.54 - 60.
167. Смирнова, Н.С., Соловьева, В.С. периодизация онтогенеза // Хрестоматия по антропологии. - М.: Российское психологическое общество, 1997. - 238 с.
168. Соловьева, А.Д. Вегетативные нарушения при органических заболеваниях нервной системы. - М.: Медицина, 1991 - 256 с.
169. Соловьев , А.Д. , Вознесенская ,Т.Г. Современные представления о гипоталамическом синдроме // Журн. невропатол. и психиатр. - 1988. - Т.88. вып.10. - С. 12-16.
170. Соломин, И.Л. Уровень тревожности младших дошкольников, как фактор успешности общения. - М.: Феникс. 1999. - 184 с.
171. Сосин, Д.Г., Орлов С.А., Белов Н.Н., Варианты телосложения человека и методы соматотипирования в современной медицине. - Тюмень, Изд-во ТМУ 2003. - 189 с.
172. Столин, В.В. Самооценка личности. - М.: ВШ, 1983. - 178 с.
173. Строганова, Т.А., Посикера, И.Н. Функциональная организация поведенческих состояний бодрствования младенцев. - М.: Институт психологии РАН, 1993. - С. 78 - 166.
174. Студеникин, М.Я. Реакции растущего организма на неблагоприятные факторы. Физиол. человека. - 1978. Т.2 №1. - С. 39-45.
175. Темин, П.А., Никанорова, М.Ю. Диагностика и лечение эпилепсии у детей. - М.: Можайск-Терра. - 1997. - 656 с.
176. Таннер, Д. Рост и конституция человека. М. 1979. - 471 с.
177. Твердякова, Л.В. Морфофункциональные особенности развития организма детей Ставропольского края в препубертатном периоде онтогенеза: Автореф. дисс. ... канд. биол. наук. - Ставрополь, 2001. - 24с.
178. Фарбер, Д.А. Функциональное созревание мозга в раннем онтогенезе. - М.: Медицина. - 1969. - 279 с.
179. Фарбер, Д.А. Формирование нейрофизиологических механизмов зрительного восприятия в процессе индивидуального развития ребенка. // Физиология человека. - 1978. Т.; № 1. - С. 654-667.
180. Фарбер, Д.А., Семенова, Л.К., Алферова, В.В. Структурно-функциональная организация развивающегося мозга. - Л.: Наука, 1990. - 198 с.
181. Фарбер, Д.А. Функциональное созревание мозга в раннем онтогенезе. - М.: Просвещение, 1996. - 388 с.
182. Фарбер, Д.А., Алферова, В.В. Электроэнцефалограмма детей и подростков. - М.: Педагогика. - 1972. - 274 с.
183. Фарбер, Д.А., Богина, Е.В. Значение эмоциональной активации в
восприятии стимула у дошкольников. // Новые исследования по возрастной физиологии. - 1978. №1 (10) - С. 16-20.
184. Фарбер, Д.А., Вильдавский, В.Ю. Гетерогенность и возрастная динамика альфа-ритма ЭЭГ // Физиология человека. - 1996. - Т.8 №5. - С. 5-12.
185. Фомченко, О.Ф., Новик, Г.В., Карташев, А.В. Антропологические данные у младших школьников г. Гомеля // Авиценна, 2000. - С. 1-5.
186. Хамаганова, Т.Г. Влияние факторов внешней среды и
наследственности на морфофункциональное развитие детей и подростков на разных этапах онтогенеза. Автореф. ... дисс. канд. биол. наук. - М.: , 1979 - 22 с.
187. Хрипкова, А.Г. Возрастная физиология. - М.: Просвещение. - 286 с.
188. Хрисанфова, Е. Н. Конституция и эндокринный статус человека // Междунар. мед. обзоры. - 1994. - № 4. - С. 254-257.
189. Хьелл, Л., Зиглер, Д. Теория личности. - СПб.: Феникс. - 1999. - 236 с.
190. Шагас Ч. Вызванные потенциалы в норме и патологии. - М.: Мир, - 1975. - 357 с.
191. Щварков, С.Б. Особенности вегетативной дистонии у детей. - М.: Медицина. - 1991 - 258с.
192. Шпрах, В.В., Синьков, А.В., Синькова, Г.М. Цереброгенные нарушения ритма и проводимости сердца у больных эпилепсией // Журню неврол. и психиатр. - 2000. №2. - С. 120-122.
193. Шорин, Ю.П., Мирзаханова, Р.М., Казин, Э.И. Оценка адаптивных возможностей организма с различным типом полового созревания по вегетативным, морфометрическим и гормональным показателям // Физиология человека. - 1993, №3. - С.94-99.
194. Юматов, Е.А. Сердечно-сосудистые реакции при эмоциональных перенапряжениях. // Физиол. человека. - 1980. Т.6 №5. - С. 31-37.
195. Яррулин, Х.Х. Клиническая реоэнцефалография. - Л.: Медицина. - 1967 - 282 с.
196. Яйленко, А.А. Особенности вегетативного статуса у детей различных морфофенотипов // Российский педиатрический журнал, 2001№6. - С. 23
197. Avoli, M. Mechanisms of generalized epilepsy with spike and wave discharge // Electroenceph. Clin. Neurophysyol. - 1985 - V.61,№3. - P. 561.
198. Beck-Managetta, G., Lee, J. l. Malformations and minor anomalies in children of epileptic mothers: Preliminary results of the prospective Helsinki study. In: Janz D, Dam M, Richens A, eds. Epilepsy, pregnancy, and the child. New York: Raven 1982 p. 317-323.
199. Betts, J. Pseudoseizures // In. Woman and epilepsy. 1995 - P.28-89.
200. Brian, L. Problems actuels et objectifs souhaites de la recherche sur les constitutions humaines // Bull et men Soc. Anthropol. - Paris. - 1973. - №10. - P. 273-284.
201. Burncham, W.M. Core mechanisms in generalized convulsions. // Fed. Proc. - 1985. - Vol. 44,№8 - P. 595.
202. Coen, R.J. Tharp, B.R. Neonatal electroencephalography. // Adv. Perinatal Med. London. - 1985. - V.4. - P. 267-297.
203. Chartian, G.E., White, L.E. Electroencephalographic patterns resembling those of sleep. / Electroencephalogr. Clin. Neurophysiol., 1974. - p.47-58.
204. De-Weerd, A.W., Arts, W.F. Significance of centro-temporal spikes on the EEG // Acts Neurol. Scandic. - 1993/ - Vol.87. - P.429-433.
205. Doose,H., Deiterich, E. Kindlichie epilepsie. - Bonn. - 1985. - 324 p.
206. Drake M.E., Miles, E.Paroxysmal hypervenyilation responses in the adult Electroencephalogram. / Clin Electroencephalogr. 1986.V. 17., - p. 61-65.
207. Dreifuss, F.E. Classification and recognition of seizures // Clin. Ther. - 1985. - Vol.7. - P. 1-47.
208. Eeg-Olofsson, O., Safwenbery , J., Wigrtz A. Electroencephalogramm of normal children.// Epilepsia. - 1970; 23: Р. 27 - 34.
209. Gloor, P. Thalamocortical relationships.in generalized epilepsy. Boston, Birchauser, - 1975. - 259 p.
210. Hartmann,E. The new methods of cardiovascular studies. / Clin. Cardiol. 2003. V. 1 - p. 123-124.
211. Hill, R.M. Vernaiud, W.M., Retting G.M.Relationship of antiepileptic drug exposure of the infant and developmental potential. In: Janz D, Dam M, Richens A, eds. Epilepsy, pregnancy, and the child. New York: Raven, 1982 -p. 58-77.
212. Hingley, A.T. Epilepsy: Taming the Seizures, Dispelling the Myths. New York. 2002. - 212 p.
213. Hughes, .J.T., Cayaffa J. Legal aspects of epilepsy. / Neuro Clin. 1977. -223.
214. Fenton,G.V. Electoencephalography. Chichester, - 1994.- p. 459 - 466.
215. Gambardella,A., Gotman. 216. Gibbs, F.A., Gibbs, E.L. Atlas of electroencephalography. - Cambridge: Advision-Wesley press., 1950. - Vol.2. - 179 p.
217. Kellaway, P. Infantile spasms. - London. 1965. - 253 p.
218. Matiegka, J. The testing of physical effiency // Amer. J. Physiol. Antropol.
- 1921. - V.2. - №3. - P. 133-230.
219. Maulsby, I. Sleep disorders. - Science, 1971. V. p. - 1070-1078.
220. Nedermeyer,E. Maturation of the EEG. Baltimore. - 1993. - 465 p.
221. Pollock, V. E. Schneider, L.S. Simulationeous EEG during finger movements. // NeuroReport. - 1992. V.3. - p. 1057-1060.
222. Robinson, S. Relationship between EEG and Bechavior. Psichotropic. Drugs. and the Human EEG. // Amer. J. EEG Technol., 1974. - V. 7. - p. 188¬226.
223. Roulet, E., Deonna, T., Despland P.A. // Epilepsia. - 1996; 30. Р. 564 - 568.
224. Rudel, H.-U. Clinical cardiology. - New York. - 247 p.
225. Saul, L.J., Davis, H. Psychologic coorelations with the electroencephalogramm. / Psychosom. med. - 1994. - V. 11., p. 361-376.
226. Shuster, E.A. Epilepsy in women. // Mayo Clin Proc. - 1996;71. - Р.991¬999.
227. Stoddart, J. C. Electroencephalographic activity during voluntary controlled alveolar hyperventilation. / Brit. J. Anaesth. - 1976. V. 39. - P. 2-10.
228. Tucker, L. A. Relationship between perceived somatotype and body cathexis of college males.// Psychological Reports. 1987. Vol.50 - P. 983-989.
229. WassemanD.H., Smith, J. Epilepsy in childhood., 1979. - 250 p.
230. Ward, T.E., Hart, C.L. McKeown, B.C. Kras, J. The Bruce Treadmill Protocol: does walking or running during the fourth stage alter oxygen consumption values. Journal of Sports Medicine and Physical Fitness, 38(2) р. 132-137.
231. Westmorland, B., Stockard, J. The EEG in infants and children.: Normal paaterns./ Amer. J. EEG Technol., 1997. - V. 17. - p. 187-206.
232. Widimsky,I. ,Feifarova, M., Feifar, L Changes of cardiac out-put in hypertensive disease // Cardiologia. -1976.-V.31.-P.381-389.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ