Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МНЕМОТЕХНИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Работа №67637

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы111
Год сдачи2020
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
958
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ
РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
1.1. Развитие памяти в психолого-педагогических
исследованиях 5
1.2. Особенности развития памяти детей старшего
дошкольного возраста с задержкой психического развития 29
1.3. Характеристика мнемотехники как средства развития памяти детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 4
ГЛАВА 2 ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО РАЗВИТИЮ
ПАМЯТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
2.1. Диагностика развития памяти у старших
дошкольников с задержкой психического развития 49
2.2. Результаты изучения уровня развития памяти у
старших дошкольников с задержкой психического развития 52
2.3. Комплекс занятий по развитию памяти детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития с использованием мнемотехники 59
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ Протокол фиксации результатов с
Е 1. перечнем стимульного материала к методике «Заучивание 10 слов»
А. Р. Лурия 85
ПРИЛОЖЕНИЕ Стимульный материал к методике
Е 2. «Образная память» Л. Ф. Симоновой
ПРИЛОЖЕНИЯ Стимульный материал к методике
Е 3. «Исследование непроизвольной
зрительной памяти» Т. Д. Марцинковской 87
ПРИЛОЖЕНИЕ Конспекты комплекса занятий по
Е 4. развитию памяти детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития с использованием мнемотехники 88


Актуальность проблемы и темы исследования. Известный факт, что без памяти невозможно нормальное функционирование личности и ее развитие. Память заложена в основу способностей человека и является условием обучения, приобретения знаний, развития умений и навыков. Память является важным познавательным процессом, который лежит в основе развития и учения, обеспечивающим целостность и развитие личности.
Новые задачи, поставленные сегодня перед дошкольным образованием, диктуют новые требования к психологической готовности детей, поступающих в школу. Одним из важных аспектов этой готовности является создание таких средств и приемов развития памяти, которые будут способствовать эффективному запоминанию материала и увеличению объема памяти.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одно из главных направлений, обеспечивающее полноценное умственное развитие детей, связанное с формированием знаний, умений и навыков — это формирование произвольности психических процессов, в том числе памяти.
Дошкольники старшего возраста имеют богатейшие возможности для развития памяти, а одной из важных задач в этом плане является обеспечение условиями, гарантирующими полноценное умственное развитие детей, связанное с формированием знаний, умений и навыков, которое основывается на запоминании познавательной информации.
Проблему формирования и развития памяти изучали и посвятили ей свои труды многие отечественные и зарубежные психологи, такие как П. П. Блонский, Л. В. Занков, Л. С. Выготский, В. С. Мухина, Г. А. Урунтаева, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, Р. С. Немов, Л. Д. Столяренко и др. Они считали необходимым использование на занятиях средств и приемов для эффективного запоминания у детей.
Как указывают авторы В. С. Мухина, Г. А. Урунтаева в старшем дошкольном возрасте бурно развивается память ребенка. И для обогащения этого развития необходимо применять различные мнемотехнические приемы.
П. П. Блонский, Р. С. Немов предполагали, что такое средство, как мнемотехника, является наиболее эффективным, так как она направлена на стимуляцию и оптимизацию процессов памяти.
Исследованию детей с задержкой психического развития посвящены труды Т. А. Власовой, В. Д. Шадрикова, О. В. Защиринской, Л. В. Черемошкиной, Р. В. Демьянчук, Н. А. Плешаковой, В. И. Лубовского, М. С. Певзнер и др.
О. В. Защиринская отмечает, что дети с задержкой психического развития склонны механически заучивать информацию. Но и этот способ мнемической деятельности для них затруднен, так как сами механизмы памяти ослаблены: снижены полнота, скорость, прочность и точность запоминания.
По мнению Т. А. Власовой и М. С. Певзнер, у детей с задержкой психического развития снижен объем памяти, прочность запоминания недостаточно большая, наблюдается недоразвитие произвольной памяти. При целенаправленной психолого-педагогической работе возможно существенное улучшение мнемической деятельности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
В. Д. Шадриков и Л. В. Черемошкина отмечают, что мнемотехника обеспечивает более легкое и эффектное запоминание, сохранение и воспроизведение информации у старших дошкольников с задержкой психического развития, благодаря использованию доступных приемов ассоциации, классификации и группировки.
В своих исследованиях В. И. Лубовский, Н. А. Плешакова, Р. В. Демьянчук пришли к выводу, что с использованием приёмов мнемотехники облегчается запоминание у детей с задержкой психического развития и увеличивается объём памяти за счет образования дополнительных ассоциаций.
Таким образом, можно сказать, что к вопросу формирования и развития памяти исследователи подошли с различных сторон и были изучены многие аспекты данной проблемы. Мало исследованными остались вопросы изучения мнемотехники как средства развития памяти детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в современных условиях дошкольного образования.
Следовательно, можно выделить противоречие между необходимостью развития памяти у старших дошкольников с задержкой психического развития и недостаточной изученностью мнемотехники как средства развития памяти детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Проблема исследования заключается в поиске возможностей мнемотехники как средства развития памяти детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Актуальность и проблема исследования, а также вышеизложенное противоречие позволили сформулировать 14
тему выпускной квалификационной работы: «Мнемотехника как средство развития памяти у старших дошкольников с задержкой психического развития».
Объект исследования: развитие памяти у старших дошкольников с задержкой психического развития.
Предмет исследования: мнемотехника как средство развития памяти у старших дошкольников с задержкой психического развития.
Цель исследования: теоретически обосновать мнемотехнику как средство развития памяти у старших дошкольников с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования: можно предположить, что мнемотехника будет успешным средством развития памяти у старших дошкольников с задержкой психического развития, поскольку:
— содержит наглядную опору при запоминании и воспроизведении информации;
— включает доступные приемы (ассоциации, классификации и группировки).
Для реализации поставленной цели и проверки рабочей гипотезы были поставлены следующие задачи:
1. На основе изучения и анализа психолого-педагогической литературы выявить особенности развития памяти у старших дошкольников с задержкой психического развития.
2. Дать характеристику мнемотехники как средства развития памяти у старших дошкольников с задержкой психического развития.
3. Провести диагностику особенностей развития памяти у старших дошкольников с задержкой психического развития. 
5. Разработать комплекс занятий по развитию памяти у старших дошкольников с задержкой психического развития с использованием мнемотехники.
Методы исследования:
— теоретические: анализ психолого-педагогической литературы в аспекте изучаемой проблемы, сравнение, обобщение;
— эмпирические: тестирование, метод анализа
педагогической документации.
Практическая значимость исследования определяется тем, что разработанный нами комплекс занятий по развитию памяти у старших дошкольников с задержкой психического развития может быть использован в практике педагогов- психологов дошкольного образовательного учреждения.
База исследования: исследование проводилось на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Солнышко» поселка Свободный Свердловской области. В исследовании приняли участие воспитанники подготовительной к школе группе в количестве 5 человек (3 мальчика и 2 девочки). Все испытуемые имеют заключение Территориальной психолого-медико¬
педагогической комиссии с рекомендациями по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с задержкой психического развития.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и источников, включающая 42 наименования, 4 приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На основе изучения и анализа психолого-педагогической литературы мы выявили сущность основных понятий: память, характеристики памяти, процессы памяти, виды памяти, особенности развития памяти старших дошкольников с задержкой психического развития, мнемическая деятельность, мнемотехника.
Л. В. Черемошкина и В. Д. Шадриков рассматривают память как психическое свойство человека, заключающееся в накоплении, хранении и воспроизведении опыта и информации [38].
П. П. Блонский считает, что память является комплексным отражением высших психических функций по накоплению познавательных способностей и сохранению, и воспроизведению знаний и навыков [4].
Основными характеристиками памяти, А. Н. Леонтьева, Б. С. Волкова, В. Я. Ляудис, являются: объем, быстрота запечатления, точность воспроизведения, длительность сохранения и готовность к использованию сохраненной информации. Процессами памяти являются запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание и забывание [9, 24].
П. П. Блонский выделил четыре вида памяти: двигательную (моторную) память; эмоциональную память; словесно-логическую память и образную память. По характеру целей деятельности В. Д. Шадриков различает произвольную и непроизвольную память. По продолжительности сохранения материала выделяет мгновенную, кратковременную, оперативную и долговременную память [4, 38].
Как отмечает Н. А. Плешакова, уровень сформированности непроизвольной, а в особенности произвольной памяти у старших дошкольников с задержкой психического развития снижен по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Для них характерны: ограниченность объёма памяти, сниженная прочность запоминания, неточность воспроизведения и забывание информации [41].
Одной из главных причин снижения эффективности мнемической деятельности у старших дошкольников с задержкой психического развития является их неумение рационально организовывать и контролировать свою работу, а также применять приемы запоминания.
Исследования В. И. Лубовского показали, что наиболее эффективным средством развития памяти у старших дошкольников с задержкой психического развития является мнемотехника [26].
Как считает В. А. Козаренко, мнемотехника — это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса во время игры.
Экспериментальные исследования А. Н. Леонтьева, В. Я. Ляудис, В. Д. Шадрикова, Л. В. Черемошкиной позволяют выделить следующие основные мнемические действия, а точнее, системы или совокупности действий, выступающих в качестве мнемических приемов или способов запоминания: ассоциация, аналогии, схематизация, ритмизация, мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы, классификация, группировка, составление предложений [24, 38].
Н. А. Плешакова, Р. В. Демьянчук определили, что применение внешних и внутренних опор может быть наиболее эффективным способом расширения границ памяти у старших дошкольников с задержкой психического развития и незаменимым средством компенсации её недостатков. Этой цели служит широкий арсенал средств, начиная от использования наглядных опор при запоминании и воспроизведении информации, заканчивая включением доступных приемов запоминания материала, таких как ассоциация, группировка и классификация [16, 41].
Для диагностики уровня сформированности памяти у старших дошкольников с задержкой психического развития в исследовании использовались методики «Запоминание 10 слов» А. Р. Лурия, «Образная память» Л. Ф. Симоновой, «Исследование непроизвольной зрительной памяти» Т. Д. Марцинковской.
По методике «Заучивание 10 слов» А. Р. Лурия, направленной на изучение кратковременной и долговременной памяти у старших дошкольников с задержкой психического развития, средний уровень развития кратковременной памяти и очень низкий уровень развития долговременной памяти выявлен у 20% участников. Низкий уровень развития кратковременной памяти и очень низкий уровень развития долговременной памяти зафиксирован у 80% детей, что говорит о недостаточной сформированности исследуемых видов памяти.
Исследование образной памяти у старших дошкольников с задержкой психического развития по методике «Образная память» Л. Ф. Симоновой позволило получить данные о низком уровне развития данного вида памяти у 2 дошкольников (40%); на среднем уровне данный вид памяти сформирован также у 2 испытуемых, что составляет 40%; высокий уровень образного запоминания обнаружен у одного ребенка (20%), который использовал ассоциации при воспроизведении изображений.
У изучаемой группы дошкольников с задержкой психического развития образная память сформирована недостаточно, они называют только те изображения, с которыми у них возникают ассоциации или складывается пара по аналогии.
Исследование непроизвольной зрительной памяти по методике «Исследование непроизвольной зрительной памяти» Т. Д. Марцинковской выявило, что средний уровень выполнения характерен для 4 старших дошкольников с задержкой психического развития (80%). Дети продемонстрировали неустойчивое внимание и запоминание требуемого от них действия, выполнение заданий замедленно, допускаются ошибки. Один ребенок (20%) показал низкий уровень, в его работе прослеживается невнимательность, рассеянность, задание выполнил наполовину, отвлекался.
Полученные данные по проведенным методикам свидетельствуют о том, что у данной группы старших дошкольников с задержкой психического развития образная память и непроизвольная зрительная память сформированы лучше, чем кратковременная и долговременная память. Эти виды памяти необходимо развивать дополнительно. Установлено, что для большинства детей данной выборки характерно запоминание, основанное на зрительных опорах. Исходя из этого, был разработан комплекс занятий по развитию памяти детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития с использованием мнемотехники.
Учитывая особенности развития старших дошкольников с задержанным вариантом развития, мнемотехнические приемы, такие как мнемоквадраты, мнемотаблицы, ассоциация, группировка, классификация, целесообразно использовать как основу при проведении разнообразных дидактических игр.
Каждое занятие предполагает работу с наглядными образами (мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы, предметы, вызывающие ассоциации на изучаемую тему). Принцип занятий построен от простого к сложному. Также используется схематичная зарисовка образов, включающая детскую фантазию, за счет чего проводятся ассоциации. Использование разнообразного наглядного материала способствует стойкой фиксации созданных образов в памяти ребенка.
Разработанный комплекс занятий по развитию памяти у старших дошкольников с задержкой психического развития может быть использован в практике педагогов-психологов дошкольного образовательного учреждения.



1. Приказ Министерства образования и науки РФ от
17.10.2013, № 1155 «Об утверждении Федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования». — М. : Центр педагогического образования,2014.— 32 с.
Литература
2. Ананьева, Т. В. Психолого-педагогическое
сопровождение семьи, воспитывающей «особого» ребенка [Текст] / Т. В. Ананьева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2007. — № 1. — С. 64-67.
3. Андреева, И. В. Мнемотехника в современном образовании [Текст] / И.В.Андреева // Учебно¬исследовательская и практическая деятельность в современном экологическом образовании. — 2002. — С. 48-49.
4. Блонский, П. П. Память и мышление [Текст] / П. П.Блонский. — М. : Издательство ЛКИ, 2007. — 208 с.
5. Богданова, Т. Г. Психологические проблемы семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями в развитии [Текст] / Т. Г. Богданова // Специальная психология. — 2004. — № 1. — С. 23-28.
6. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. — М., 2010. — 400 с.
7. Венгер, Л. А. Игры и упражнения, развивающие умственные способности у детей дошкольного возраста [Текст] / Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко. — М., 2006. — 400 с.
8. Власова, Т. А., Певзнер, М. С. О детях с отклонениями в развитии [Текст] / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. — М. : Педагогика, 1973. — 173 с.
9. Волков, Б. С. Детская психология: психическое развитие ребенка до поступления в школу [Текст] / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. — М. : Кноракс, 2010. — 189 с.
10. Волохина, Е. А. Дидактика [Текст] / Е. А. Волохина, И. В. Юкина. — Ростов-Н/Д. : Феникс, 2009. — 288 с.
11. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л. С. Выготский. — СПб. : Союз, 2006. — 224 с.
12. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка [Текст] / Л. С. Выготский. — М. : Смысл, 2010. — 512 с.
13. Гилевич, И. М. Дети с отклонениями в развитии [Текст] / И. М. Гилевич, Е. А. Забара, М. В. Ипполитова // Альманах Института коррекционной педагогики РАО. — 2007. — № 10. — С. 34-37.
14. Грабенко, Т. М. Коррекционные, развивающие, адаптирующие игры [Текст] / Т. М. Грабенко, Т. Д. Зинкевич- Евстигнеева. — СПб., 2004. — 148 с.
15. Гуткина, Н. И. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы преемственности между дошкольным и школьным образованием [Текст] / Н. И. Гуткина // Психологическая наука и образование. — 2010. — С. 27-32.
16. Демьянчук, Р. В. Память у детей с разными формами задержки психического развития [Текст] / Р. В. Демьянчук. — СПб., 2001. — 148 с.
17. Ермакова, И. А. Психологические игры и упражнения [Текст] / И. А. Ермакова. — СПб. : Корона-принт, 2006. — 74 с.
18. Жигорева, М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь [Текст] / М. В. Жигорева. — М. : Издательский центр Академия, 2006. — 110 с.
19. Житникова, Л. М. Учите детей запоминать: пособие для воспитателя детского сада [Текст] / Л. М. Житникова. — М. : Просвещение, 2007. — 87 с.
20. Заморев, С. И. Игровая терапия. Совсем не детские проблемы [Текст] / С. И. Заморев. — СПб. : Речь, 2006. — 326 с.
21. Занков, Л. В. Избранные педагогические труды [Текст] / Л. В. Занков — М. : Новая школа, 1996. — 431 с.
22. Зеленцова-Пешкова, Н. В. Игротерапия для дошкольников [Текст] / Н. В. Зеленцова-Пешкова. — Ростов-Н/Д. : Феникс, 2014. — 156 с.
23. Коноваленко, В. В. Картинный дидактический материал для занятий и игровой деятельности с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста: пособие для педагогов и родителей [Текст] / В. В. Коноваленко, В. В. Коноваленко. — М. : Гном и Д, 2010. — 48 с.
24. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. [Текст] / А. Н. Леонтьев // — М. : Политиздат, 1975. — 375 с.
25. Лисина, М. И. Формирование личности ребенка в общении [Текст] / М. И. Лисина. — СПб. : Питер, 2012. — 318 с.
26. Лубовский, В. И. «Врастание в культуру» ребенка с нарушениями развития [Текст] / В. И. Лубовский // Культурно-историческая психология. — 2006. — № 3. — С. 3-7.
27. Лурия, А. Р. Маленькая книжка о большой памяти [Текст] / А. Р. Лурия. — М. : Издательство МГУ, 1978 — 158 с.
28. Лэндрет, Г. Л. Игровая терапия как способ решения проблем ребенка [Текст] / Г. Л. Лэндрет. — М. : Воронеж, 2006—319 с.
29. Маркова, Л. С. Построение коррекционной среды для дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / Л. С. Маркова. — М. : Айрис, 2005. — 160 с.
30. Мухина, В. С. Детская психология [Текст] / В. С. Мухина. — М. : Академия, 2011. — 432 с.
31. Немов, Р. С. Общие основы психологии [Текст] / Р. С. Немов. — М. : Владос, 2003. — 688с.
32. Подласый, И. П. Курс лекций по коррекционной педагогике [Текст] / И. П. Подласый. — М. : Владос, 2003. — 350 с.
33. Регуш, Л. А. Проблемы психологического развития и их предупреждение [Текст] / Л. А. Регуш. — СПб. : Речь. 2006.—228 с.
34. Сеченов, И. М. Рефлексы головного мозга [Текст] / И. М. Сеченов. — М.; Л. : Изд-во АН СССР, 1942. — 151 с.
35. Симонова, Л. Ф. Память. Дети 5-7 [Текст] / Л. Ф. Симонова. — Ярославль : Академия развития, 2000. — 183 с.
36. Столяренко, Л. Д. Основы педагогики и психологии: Учебное пособие
для прикладного бакалавриата [Текст] / Л. Д. Столяренко, В. Е. Столяренко. —
Люберцы : Юрайт, 2016. — 134 c.
37. Цыпина, Н. А. Особенности пересказа текста шестилетними детьми с ЗПР [Текст] / Н. А. Цыпина // Педагогический листок — 1989. — С. 42-48.
38. Шадриков, В. Д., Черемошкина, Л. В. Мнемические способности: Развитие и диагностика [Текст] / В. Д. Шадриков, Л. В. Черемошкина. — М. : Педагогика, 2002. — 176 с.
Источники из интернета
39. Егорова, Т. В. Использование мнемотехники в процессе развития памяти у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития [Электронный ресурс]. — Режим доступа:https://cyberleninka.ru (Дата обращения 13.10.2019) .
40. Защиринская, О. В. Психология детей с задержкой психического развития [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://elibrary.ru(Дата обращения 17.10.2019).
41. Никитина, О. А., Плешакова, Н. А. Мнемотехника как средство коррекции произвольной памяти у старших дошкольников с задержкой психического развития [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://elibrary.ru(Дата обращения 20.10.2019).
42. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология: Учебное пособие для студ. сред.пед. учеб. заведений. [Электронный ресурс]. — Режим доступа:http://pedlib.ru (Дата обращения
12.10.2019) .


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ