Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Работа №31950

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы59
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
922
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1. Психолого-педагогические и лингвистические основы развития речи
младших школьников 7
1.2. Развитие речевых умений и навыков младших школьников с учетом
уровня системы языка 12
1.3. Проектная деятельность и особенности ее организации в начальной
школе 15
1.4. Влияние проектной деятельности на развитие речи младших
школьников 19
Выводы по первой главе 23
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 25
2.1. Диагностика исходного уровня развития речевых умений и навыков
младших школьников 25
2.2. Разработка и реализация проектной деятельности как средства
развития речевых умений и навыков младших школьников 36
2.3 Анализ эффективности экспериментальной деятельности по развитию
речевых умений и навыков средствами проектной деятельности 43
Выводы по второй главе 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Жизнь каждого человека протекает в условиях постоянного общения между людьми знакомыми, незнакомыми, родными, близкими и случайными собеседниками, между людьми духовно связанными и эмоционально неприятными. Именно в процессе общения и благодаря ему индивидуальное сознание каждого человека не ограничивается личным опытом, а обогащается результатами общественного опыта. Речь - это средство, через которое осуществляется процесс духовного, сознательного общения между людьми.
Речь - это дар человека. Красивая, правильная речь - это показатель образованности, интеллекта, культуры личности. Предполагается, что человек со сформированными речевыми умениями и навыками способен передавать словами чувства, мысли, свои знания и убеждения, он способен доказывать свою точку зрения, утешать...
Современная система образования рисует портрет будущего выпускника, который умел бы слушать и говорить так, чтобы его слушали, который умел бы словесно импровизировать; речь которого лилась бы прекрасным потоком, а он стремился бы к постоянному совершенствованию своей речи [4]. Для того чтобы достигнуть такого результата необходимо начинать работу по развитию речи ребенка как можно раньше, в идеале с рождения. Однако этот момент должен реализоваться силами семьи, на школу же возлагается ответственность за развитие речевых умений и навыков, начиная с первого класса.
Тема выпускной квалификационной работы объединяет два серьезных и актуальных вопроса: во-первых рассматривает речевые умения и навыки младших школьников, а во-вторых берет во внимание проектную деятельность как перспективное и востребованное, на сегодняшний день, средство формирования универсальных учебных действий, в том числе коммуникативных компетенций и речевых навыков.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что весь процесс обучения, в том числе развития мышления, памяти, воображения, эмоциональной грамотности, коммуникативных навыков младших школьников осуществляется благодаря активному развитию речи. При этом важно находить наиболее эффективные средства, приемы и методы ее развития, одним из которых является проектная деятельность, организованная учителем и реализованная обучающимися.
Проблемой речевого развития младших школьников в течение нескольких десятилетий занимались такие ученые как М.Т. Баранов, М.Р. Львов, Т.А. Ладыженская, Т.Г. Рамзаева. На сегодняшний день данным вопросом занимаются: О.Н. Бершанская, Б.В. Капарник, Л.В. Рыжникова- Гришина, С.В. Юртаев и др. Проблема реализации проектной деятельности в начальной школе, на сегодняшний день очень актуальна, ее вопросом занимаются такие авторы, как: С.А. Аксючиц, А.Б. Воронцов, Е.И. Долян, Л.В. Калинина, М.Э. Шкуро, Н.Ф. Яковлева и др.
Анализ научно-методической литературы позволил выявить противоречие между лингвистическим развитием речевых умений и навыков современных школьников, насыщенности их речи выразительными средствами языка, умением строить логически верные, грамматически правильные устные и письменные высказывания с одной стороны и практической реализацией развития данных умений актуальными, интересными, инновационными средствами обучения, в том числе реализацией проектной деятельности, на уроках в начальной школе.
Выявленные противоречия позволили обозначить проблему, причинами которой является типичный для современного мира рост электронных технологий, новых форм общения, таких как «общение в чате», электронные форумы и конференции, где зачастую для того чтобы передать максимум информации происходит сокращение языковых средств речи, речь беднеет, становится менее выразительной. Все это требует организации проектной деятельности как эффективного средства развития речевых умений и навыков младших школьников.
Цель выпускной квалификационной работы: изучить, теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем доказать целесообразность и эффективность использования проектной деятельности как средства развития речевых умений и навыков младших школьников.
Объект исследования: процесс развития речевых умений и навыков младших школьников.
Предмет исследования: проектная деятельность как средство развития речи детей младшего школьного возраста.
Гипотеза: проектная деятельность на уроках в начальной школе может быть эффективным средством развития речевых умений и навыков младших школьников.
Исходя из цели и гипотезы исследования, были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по исследуемой проблеме;
2. Выявить исходный уровень сформированности речевых умений и навыков младших школьников;
3. Разработать и организовать проектную деятельность в начальной школе как средство развития речи младших школьников;
4. Оценить результативность опытно-экспериментальной
деятельности по организации проектной деятельности как средства развития речевых умений и навыков.
Теоретической и методической основой исследования являются:
- перечень планируемых результатов выпускника начальной школы по итогу освоения раздела «Развитие речи»; методика развития речевых умений и навыков младших школьников (Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов, Л.В. Рыжникова-Гришина, С.В. Юртаев); методика развития речи с учетом уровней языка (О.Н. Бершанская);
- научно-методическая литература о структуре, этапах и особенностях организации проектной деятельности в начальной школе (С.А. Аксючиц, Т.И. Балина, Л.В. Калинина и др.).
Методы исследования:
- теоретические (анализ научно-методической литературы по теме исследования);
- эмпирические (диагностика уровня развития речевых умений по методике О.Н. Бершанской);
- методы математической и статистической обработки информации.
Этапы исследования:
I. Констатирующий этап (октябрь-ноябрь 2018г.). Анализ психологопедагогической и методической литературы по теме исследования. Диагностика уровня развития речевых умений и навыков младших школьников.
II. Формирующий этап (ноябрь 2018-январь 2019г.). Разработка конспектов проектной деятельности младших школьников, ее организация с участниками экспериментальной деятельности в рамках формирующего этапа выпускной квалификационной работы.
III. Контрольный этап (январь-апрель 2019г.). Подведение итогов, обобщение и описание результатов опытно-экспериментальной деятельности по развитию речевых умений и навыков младших школьников посредством проектной деятельности.
База исследовательской деятельности: МБОУ СОШ №5 г. Елабуги, РТ.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанный план организации проектной деятельности может быть использована учителями начальных классов на уроках русского языка и литературного чтения, а также во внеурочной деятельности для реализации успешного процесса развития речевых умений и навыков обучающихся.
Структура выпускной квалификационной работы включает: введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе выпускной квалификационной работы было рассмотрено теоретическое обоснование проблемы развития речевых умений и навыков младших школьников посредством проектной деятельности. Здесь уделялось внимание психолого-педагогическим и лингвистическим основам развития речевых умений и навыков младших школьников с учетом уровня системы языка, а также проектная деятельность, особенности ее организации в начальной школе и ее влияние на развитие речи младших школьников.
Так, речевые умения - это способность управлять речевой деятельностью, с целью решения коммуникативных задач общения, а речевые навыки - это отработанные многократным повторением упражнений речевые умения. Развитие речевых умений и навыков - это процесс преподавания, опирающийся на выбор методов, обеспечивающих приобретение школьниками речевых и коммуникативных компетенций. Методика развития речи школьников строится по принципу постепенного наращивания трудности с учетом программных требований. Включает: совершенствование техники речи, обогащение словаря обучающегося, выполнение речевых упражнений, а также словесное иллюстрирование, речевые импровизации, развернутые ответы на вопросы.
Проектная деятельность - это интегрированный вид деятельности учащихся, объединенной общей целью, согласованными методами, способами и приемами, направленными на достижение общего результата. При организации такой деятельности учащиеся взаимодействуют между собой, делегируют обязанности, высказывают свою точку зрения, выслушивают мнения участников своей группы. Анализ научно-методической литературы по вопросу эффективности применения проектной деятельности для развития речевых умений и навыков младших школьников выявил схожую позицию многих авторов о том, что проектная деятельность может быть эффективна как средство формирования таких умений и навыков, как умение формулировать собственное мнение и позицию, используя языковые средства речи, умение раскрывать тему и основную мысль высказывания, умение слушать и слышать
собеседника, навык вдумчивого чтения, умение строить монологические высказывания, задавать вопросы, владеть диалогической формой речи.
Эмпирически эффективность использования проектной деятельности как средства развития речевых умений и навыков была изучена в рамках опытноэкспериментальной деятельности. Исследование проводилось в три этапа:
На первом этапе (констатирующем) был диагностирован исходный уровень развития речевых умений и навыков младших школьников.
По результатам исследования выявлена необходимость формирования следующих речевых умений и навыков: акцентологических умений и навыков, т.е. умение правильно ставить ударение в словах, умений правильно определять лексическое значение слов, умений и навыков грамотного оформления письменной речи, умений излагать свою мысль доступно, логически последовательно, так чтобы была ясна основная мысль повествования.
На втором этапе (формирующем) разработан и реализован перечень рекомендаций, способствующих развитию речевых умений и навыков младших школьников, через построение системы урочной и внеурочной деятельности на основе проектной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
На третьем этапе (контрольном) произведена оценка результативности использования проектной деятельности как средства развития речевых умений и навыков младших школьников.
В рамках формирующего этапа эксперимента был разработан проект развития речевых умений и навыков младших школьников «Речь - дар человека, средство духовного, сознательного общения». В рамках проекта уроки русского языка и литературного чтения проходили в форме проектной деятельности.
Реализация проектной деятельности способствовала формированию речевых умений лексического уровня (умение объяснять значение слов, умение лексически обоснованно сочетать слова при составлении словосочетаний). В процессе выполнения проекта по созданию дидактической игры, а также оформления мини-словаря, выполнения заданий учебного проекта происходило формирование навыков грамотного оформления письменной речи.
Формирование речевых умений излагать свою мысль доступно, логически последовательно, так чтобы была ясна основная мысль повествования, происходило за счет участия школьников в проектной деятельности на уроках литературного чтения.
На контрольном этапе исследования была произведена повторная диагностика уровня развития речевых умений и навыков младших школьников, в которой приняли участие 43 ученика вторых классов. Результаты диагностики позволили проследить динамику в развитии речевых умений и навыков участников экспериментальной группы на лексическом уровне и уровне связной речи. Общий показатель уровня развития речевых умений и навыков учеников экспериментальной группы составляет 91,68% по сравнению с констатирующим этапом, где составлял 75,43%. Это высокий показатель, свидетельствующий о том, что проектная деятельность, как средство развития речевых умений и навыков, использованная на формирующем этапе эксперимента была эффективной.
Таким образом, гипотеза о том, что проектная деятельность может быть эффективным средством развития речевых умений и навыков младших школьников подтвердилась.
Цель ВКР - изучить, теоретически обосновать и опытноэкспериментальным путем доказать целесообразность и эффективность использования проектной деятельности как средства развития речевых умений и навыков младших школьников - достигнута.
В результате всего вышесказанного можно сделать вывод о целесообразности и эффективности применения проектной деятельности в урочной и внеурочной деятельности в начальной школе как средства развития речевых умений и навыков младших школьников.



1. Приказ министерства образования и науки Российской федерации от 6 октября 2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». - Зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009г. №15785.
2. Приказ министерства образования и науки Российской федерации от 18 декабря 2012г. №1060 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. №373». - Зарегистрирован Минюстом России 11.02.2013г. №26993.
Стандарты:
3. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (ред. от. 18.12.2012) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - № 12. - 22.03.2010; Российская газета. - 2011. - 16 фев. - № 5408.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ. - 4-е изд., перераб. - М. : Просвящение, 2016. - 53с.
Словари:
5. Азимов Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. - Москва. : ИКАР, 2009. - 448с.
6. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Ч.3-2 /
В.И. Даль. - М.: Лазар. Ин-та Восточ. Языков, 1865. - 509с.
7. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка / М.Р. Львов. - М.: Просвящение, 1988. - 240с.
8. Розенталь Д.Э. Словарь-справочник лингвистических терминов. - 3-е изд., испр. и доп. / Д.Э. Розенталь, М.А. Теленкова. - М.: Просвящение, 1985. - 399с.
Учебники и учебные пособия:
9. Баранов М.Т. Методика преподавания русского языка в школе / М.Т. Баранов, Н.А. Ипполитова, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов. - М. : Академия, 2001. - 368с.
10. Бершанская О.Н. Оценка достижений младших школьников: диагностика речевого развития учащихся: учеб-метод пособие / авт.-сост. О.Н. Бершанская. - Киров: Старая Вятка, 2012. - 118 с.
11. Воронцов А.Б. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / А.Б. Воронцов, В.М. Заславский, С. В. Егоркина под ред. А.Б. Воронцова. - М.: Просвящение, 2011. - 176с.
12. Глаголева Ю.И. Новое качество уроков в начальной школе: Алгоритм проектирования / Ю.И. Глаголева. - Спб.: КАРО, 2015. - 120с.
13. Елизаров А. Учебный проект в школе: высокий педагогический
результат / Елизаров А. - М.: Лаборатория знаний, 2019. - 136с. - [электронный ресурс]. - режим доступа:
https ://www. studentlibrary.ru/book/ISBN9785001016205/
14. Елькина О.Ю. Продуктивный опыт младших школьников: состояние и перспективы развития. Книга для учителя / О.Ю. Елькина. - М.: Флинта, 2017. - 146с.
15. Крючкова Л.С. Практическая методика обучения русскому языку
как иностранному / Л.С. Крючкова. - М.: Флинта, 2017. -
http://www.studentlibrary.ru/books/ISBN9785976500303.html
16. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников - 3-е изд., перераб. и доп. / М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева. - Тула: Родничок; М.: АСТ,
2003. - 238с.
17. Рыжникова-Гришина Л.В. Развитие речи: система работы / Л.В. Рыжкова-Гришина. - М.: ФЛИНТА, 2015. - 250с.
18. Рыжникова-Гришина Л.В. Система работы по развитию речи учащихся начальных классов (на материале авторских учебно-методических пособий) диссертация / Л.В. Рыжникова-Гришина. - Рязань: Елец.гос.ун-т им. И.А. Бунина, 2009. - 290с.
19. Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся / Т.А. Ладыженская. - М.: Просвящение, 1975. - 210с.
20. Шапкина С.А. Формирование готовности младших школьников к восприятию литературно-художественного произведения на основе лингвориторического подхода / С.А. Шапкина, А.А. Ворожбитова. - М.: Флинта, 2014. - 117с.
21. Шатилова М.Ю. Проектирование в начальной школе: от замысла к реализации / М.Ю. Шатилова, Н.И. Ильина, Н.И. Селезнева. - М.: Учитель,
2017. - 161с.
22. Юртаев С.В. Основы совершенствования речевой деятельности младших школьников: учебное пособие / С.В. Юртаев. - Зеизд. - М.: Флинта,
2013. - 243с.
23. Юртаев С.В. Языковое образование и речевое развитие младших
школьников [Электронный ресурс] : учеб. пособие / С. В. Юртаев. - 2-е изд., стер. - М.: ФЛИНТА, 2013. - 238c. Режим доступа:
http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785976516601.html/
24. Яковлева Н.Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении: учебное пособие. - 2-е изд., стер. / Н.Ф. Яковлева. - М. : Флинта,
2014. - 144с.
Периодическая печать:
25. Аксючиц С.А. Технология решения проектных задач в начальной школе / С.А. Аксючиц // Начальная школа, 2015. - №4. - с. 35-42
26. Балина Т.И. Как можно применять метод проектов на уроках русского языка и литературы / Т.И. Балина // Молодой ученый, 2014. - №4. - с. 1189-1192.
27. Белова Н.В. Использование проектной деятельности в экологическом воспитании / Н.В. Белова // Начальная школа, 2016. - №10. - с.43-44.
28. Бельды О. Н. Развитие связной речи у детей с нарушениями речи на основе познавательно-исследовательской деятельности // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. - Пермь: Меркурий, 2015. — с. 60-62.
29. Болховская Е. В. Развитие навыка анализа текста у младших школьников в процессе преподавания литературного чтения на основе исследовательской деятельности / Е.В. Болховская // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. - Пермь: Меркурий, 2015. - с. 157-159.
30. Бренз Е.Ю. Изложение как средство развития речи / Е.Ю. Бренз //
Портал педагога, 2016 (электронный ресурс:
https://portalpedagoga.ru/servisv/publik/publ?id=13112)
31. Долян Е.И. Развитие творческого потенциала средствами проектной деятельности / Е.И. Долян // Начальная школа, 2018. - №12. - с. 44-48.
32. Глизерина Н.Д. Текст на уроках грамматики как средство формирования коммуникативной компетенции / Н.Д. Глизерина // Начальная школа, 2015. - №1. - с. 32-34.
33. Гурьянова М.В. Индивидуальные и групповые проекты в начальной школе / М.В. Гурьянова [электронный ресурс], 2017. - Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnava-shkola/dlva-kompleksov-detskii-sad-nachalnava- shkola/2017/03/17/individualnve-i-gruppovve/ (Дата обращения: 18.11.2018г.)
34. Зиновьева Т.И. Звуковая сторона речи и произносительная культура / Т.И. Зиновьева // Начальная школа, 2014. - № 7. - с. 26-30.
35. Иванцова Е.А. Проектная деятельность как средство развития связной речи младших школьников с ЗПР / Е.А. Иванцова // Электронный журнал: 1 сентября, 2017. - https://открытый урок.рф/статьи/647683/
36. Калинина Л.В. Решение нравственно-ориентированных проектных задач в современном образовательном процессе начальной школы / Л.В. Калинина // Начальная школа, 2015. - №5. - с. 27-29.
37. Капарник Б. В. Речевые умения младших школьников / Б.В. Капарник // Научный аспект №1, 2013. - 228с. http://na-iournal.ru/3-2013- gumanitarnye-nauki/334-rechevye-umeniia-mladshih-shkolnikov
38. Коник О.Г. Психолого-педагогические основы процесса формирования речевых умений младших школьников / О.Г. Коник, С.А. Борцова // Школьная педагогика, 2017. - № 1. - с. 28-32
39. Мартыненко О.В. Проектный метод в обучении на уроках русского языка и литературного чтения. От теории к практике / О.В. Мартыненко // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI междунар. науч. конф. - Челябинск: Два комсомольца,2015. - с. 150-153.
40. Нимаева Е. Г. Проектная деятельность в начальной школе / Е.Г. Нимаева // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. - Пермь: Меркурий, 2015. - с. 182-184.
41. Самыкина С.В. Проектные задачи в начальной школе: виды задач, алгоритм проектирования / С.В. Самыкина // Начальная школа, 2018. - №6. - с. 22-27.
42. Сахарова И.А. Проектно-исследовательская деятельность как средство развития детской одаренности / И.А. Сахарова // Начальная школа,
2018. - №12. - с.49-52.
43. Семенова Н.А. Проектная деятельность младших школьников в урочное время / Н.А. Семенова // Научно-педагогическое образование, 2014. - с.74-76
44. Суворова Н.В. Использование мини-проектов на уроках русского
языка и литературы / Н.В. Суворова // социальная сеть работников образования nsportal.ru, 2015. - [электронный ресурс]. - режим доступа:
https://nsportal.ru/shkola/russkiv-vazvk/librarv/2015/07/20/ispolzovanie-mini- proektov-na-urokah-russkogo-yazyka-i-literatury/ 


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ