Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Работа №68285

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы65
Год сдачи2017
Стоимость4770 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
351
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ
РЕЧИ 7
1.1. Развитие связной речи у старших дошкольников 7
1.2. Особенности связной речи у старших дошкольников с
общим недоразвитием речи 12
1.3. Возможности использования сюжетно-ролевой игры для развития связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 18
ГЛАВА II ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ 27
2.1. Исследование уровня развития связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 27
2.2 Методические рекомендации по развитию связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи с
использованием сюжетно-ролевой игры 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46
ПРИЛОЖЕНИЯ

Проблема развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи занимает одно из основных направлений в современной логопедии.
В современной психолого-педагогической литературе определены теоретические подходы к развитию связной речи как универсальной способности, характеризующей целостное развитие ребенка и являющейся важным показателем его готовности к усвоению школьных навыков (Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова и др.).
Формирование связной речи у детей дошкольного возраста и факторы ее развития изучались В.В. Гербовой, Э.П. Коротковой, Н.М. Крыловой, В.И. Логиновой, Г.М. Ляминой, Е.И. Радиной, Е.А. Флериной и др.
На подходы к изучению связной речи дошкольника оказали влияние исследования, выполненные под руководством Ф.А. Сохина и О.С. Ушаковой (Л.В. Ворошнина, А.А. Зрожевская, Г.А. Кудрина, Е.А. Смирнова, Н.Г. Смольникова, Л.Г. Шадрина).
Значительные трудности в овладении навыками связной речи отмечаются у детей с общим недоразвитием речи, которые обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы - фонетико-фонематического, лексического, грамматического, недостаточной сформированностью как произносительной, так и семантической сторон речи. Кроме того, наличие вторичных отклонений в развитии ведущих психических процессов (восприятия, внимания, памяти, воображения и др.), создает дополнительные затруднения в овладении связной речью.
Проблему изучения связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи исследовали многие авторы: В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Р.Е Левина, Е.М. Мастюкова, Н.А. Никашина, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, В.А. Ястребова и др. Авторы подчеркивают необходимость специального обучения связной речи детей с общим речевым недоразвитием, что необходимо для полного преодоления дефекта и успешного обучения.
Авторы говорят, что у детей с недоразвитием речи отмечаются трудности планирования развернутых высказываний и их языкового оформления. Для их высказываний (пересказ, различные виды рассказов) характерны: нарушения связности и последовательности изложения,
смысловые пропуски, лексические затруднения, большое число аграмматизмов при построении предложений.
В настоящее время в теории и практике логопедии поднимается вопрос о применении различных средств развития связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. К одному из таких средств относится сюжетно-ролевая игра, которая дает ребенку возможность ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, проигрывая их неоднократно, вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремленность в выполнении поставленной цели, помогает становлению связной речи.
Сюжетно-ролевая игра - средство социализации ребенка, включающее в себя как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия, так и стихийные, влияющие на формирование связной речи. Игра становится компонентом становления социального организма, развивающегося в деятельности, развивающая речь.
Анализ литературных данных дает основание утверждать, что, несмотря на интерес к проблеме, на наличие многообразия научных исследований и методических разработок, так или иначе затрагивающих эту проблему, до настоящего времени существуют вопросы, касающиеся логопедической работы по формированию связной речи детей с недоразвитием речи. Поэтому вышесказанное подтверждает актуальность выбранной темы «Использование сюжетно-ролевой игры как средство развития связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи».
Проблема исследования - совершенствование логопедической работы по развитию связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами сюжетно-ролевой игры.
Цель исследования - разработка методических рекомендаций по развитию связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами сюжетно-ролевой игры.
Объект исследования - процесс развития связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования - методические рекомендации по развитию связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами сюжетно-ролевой игры.
Гипотеза исследования: развитие связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи с помощью сюжетно-ролевой игры будет эффективным при соблюдении следующих условий:
- систематическое использование сюжетно-ролевой игры на
логопедических занятиях;
- целенаправленная и планомерная организация сюжетно-ролевой игры.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи исследования:
1. Теоретически обосновать проблему использования сюжетно-ролевой игры как средства развития связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
2. Изучить уровень развития связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
3. Разработать методические рекомендации по развитию связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием сюжетно-ролевой игры.
Теоретико-методологическую основу исследования составили психолингвистические представления о тексте, восприятии и порождении речевого высказывания (Н.И. Жинкин, А.А. Залевская, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия и др.); исследования В.В. Гербовой, Э.П. Коротковой, Н.М. Крыловой, В.И. Логиновой, Г.М. Ляминой, Е.И. Радиной, Е.А. Флериной и др. об особенностях формирования связной речи у детей дошкольного возраста и факторах ее развития; работы В.К. Воробьевой, В.П. Глухова, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Л.Ф. Спировой, Т.Б. Филичевой, А.В. Ястребовой и др., где подчеркивается, что у детей с ОНР отмечаются различные нарушения связной речи.
Исходя из целей и задач исследования, нами использовались следующие методы:
теоретические: анализ психолого-педагогической литературы;
эмпирические: педагогический эксперимент (констатирующие этап); анализ продуктов устно-речевой деятельности детей;
количественный и качественный анализ полученных данных.
База исследования: муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Колокольчик» п. Чернянка Белгородской области.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Теоретическое обоснование проблемы использования сюжетно-ролевой игры как средства развития связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи позволило сделать следующие выводы.
В настоящее время проблема развития связной речи является значимой, так как от сформированности связной речи зависит полнота познания окружающего мира, становление сознания, успешность обучения в школе и развитие личности в целом.
Особенно актуальной и важной становится данная проблема по отношению к детям с общим недоразвитием речи. Дети с недоразвитием речи при пересказе и рассказе затрудняются строить фразы, прибегают к перефразировкам и жестам, теряют основную нить содержания, путают события, затрудняются в выражении главной мысли, не заканчивают фразы. Такая речь хаотична, бедна выразительностью оформления.
Анализ возможностей использования сюжетно-ролевой игры для развития связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи показал, что сюжетно-ролевая игра обладает большим воспитательным и развивающим потенциалом. Она является средством развития связной речи для дошкольников с недоразвитием речи.
Нами было проведено экспериментальное исследование, целью которого являлось выявление уровня развития связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Для выявления уровня развития связной речи у старших дошкольников нами была использована программа диагностики связной речи у дошкольников В.К. Воробьевой.
Результаты исследования связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи показали, что уровень их связной речи I и II. Исследование показало, что I уровень составил 50%, II уровень - 50%.
Изучение связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи показало, что лишь немногие из них способны самостоятельно построить текст; большинству требуются вопросы-подсказки; рассказы отличаются непоследовательностью, отсутствием оценочных суждений, завершающих описание. Как правило, рассказы бессвязны, в качестве средств межфразовой связи используются повторы и местоимения, отмечаются проблемы с грамматическим оформлением предложений.
Дети с ОНР испытывают трудности при составлении рассказа, отдельных фраз-высказываний. Рассказы детей сводятся к простому перечислению действий, изображенных на картинках. При пересказе сказки или небольшого рассказа обнаруживаются неполное понимание текста, нарушение последовательности при передаче событий, пропуск существенных для содержания моментов, многочисленные повторы, трудности подбора слов.
Методические рекомендации представляют собой описание системы логопедической работы по развитию связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием сюжетно-ролевой игры. Так в рекомендациях описывает логопедическая работа с детьми, состоящая из трех этапов (подготовительный, основной, заключительный), представлены планы взаимодействия логопеда с воспитателями и родителями по проблеме исследования.
Таким образом, поставленные задачи решены, цель нашего исследования достигнута.



1. Алексеева, М.М., Яшина, В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений [Текст]. - М.: Академия, 2000. - 400 с.
2. Арсеньева, М.В. Коррекция нарушений связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи средствами детской художественной литературы: дисс... кан. пед. наук [Текст]. - Спб., 2014. - 322 с.
3. Виноградова, Н.А. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников [Текст]. - М.: Айрис-пресс, 2009. - 128 с.
4. Власенко, И.Т. Методы обследования речи у детей [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://botan.cc/prepod/ logopediya/ohfxonbj.html
5. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным
недоразвитием речи: учеб. пособие [Текст]. - М.: АСТ: Астрель:
Транзиткнига, 2006. - 350 с.
6. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст]. - М., 2015. - 368 с.
7. Гербова, В.В. Развитие речи в детском саду [Текст]. - М., 2010. - 65 с.
8. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием [Текст] / В.П. Глухов. - М.:АРКТИ, 2004. - 168 с.
9. Гризик, Т.И. Говорим правильно. Слушаем и беседуем [Текст]. - М.: Просвещение, 2011. - 24 с
10. Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у детей [Текст]. - М., 2004. - 342 с.
11.Зрожевская, А.А. Обучение монологам-описаниям // Дошкольное воспитание [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cheloveknauka.com/a-v-
zrazhevskaya-biografiya-i-tvorchestvo
12. Князева, М.Ю. Сюжетно-ролевая игра как средство развития связной речи в коррекционной работе с детьми с ОНР // Продленка [Электронный ресурс].
Режим доступа: http://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/doshkolnoe- obrazovanie/stati/146921-statja-sjuzhetno-rolevaja-igra-kak-sredstvo-r.html
13. Корицкая, Е.Г. Формирование развернутой описательно-повествовательной речи у детей с третьим уровнем общего недоразвития речи [Текст] / Е.Г. Корицкая, Т.А. Шимкович / Сост. Р.А. Белова-Давид. - М.: 2002. - 86 с.
14. Короткова, Н.А., Михайленко, Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду [Текст]/ НОУ уч. центр им. М.А. Венгера. - М.: Развитие, 2002. - 123 с.
15. Краснокуева, Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста [Текст]. - Ростов-на-Дону, 2010. - 136 с.
16. Лаврик, М.С. Формирование сложных синтаксических конструкций в речи
старших дошкольников [Текст] : автореф. дис... канд. педагог. наук [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.monographies
.ru/ru/book/section?id=3644
17. Ладыженская, Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cyberleninka. ru/article / n/razvitie-svyaznoy-pismennoy-rechi-nachalnaya-shkola
18. Лалаева, Р.И., Серебрякова, Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у
дошкольников [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.twirpx.com/file/165513/
19. Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики [Текст]. - М.: Смысл, 2003. - 287 с.
20. Леушина, А.М. Развитие связной речи у дошкольников
http://vestnik.yspu.org/releases/2009_1g/32.pdf
21. Лурия, А.Р. Язык и сознание [Текст]. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - 211 с.
22. Люблинская, А.А. Детская психология [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/1833164/
23. Мастюкова, Е.М. Логопедия [Текст]. - М.: Просвещение, 2000. - 342 с.
24. Миронова, С.А. Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pedlib.rU/Books/1/0132/1_0132-2.shtml
25. Основы теории и практики логопедии [Текст]: учебное пособие / под ред. Р.Е. Левиной. - М.: Альянс, 2013. - 367 с.
26. Остапова, З.В. Развитие связной родной речи старших дошкольников в коми детском саду: дис. ... канд. пед. наук [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www.dslib. net/teoria-vo spitania/razvitie-svj aznoj -rodnoj -rechi-starshih- doshkolnikov-v-komi-detskom-sadu.html
27. Протодьяконова, Н.В., Иванова, Н.Н. Использование сюжетно-ролевых игр в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с ОНР // Научно¬методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 30. - С. 91-96.
28. Рубинштейн, С.Л. Речь и общение. Функции речи. Развитие речи у детей [Текст]. - СПб.: Питер, 2002. -720 с.
29. Семенова, Н.В. Обучение высказываниям типа рассуждений детей седьмого года жизни: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2001 159 c
30. Смольянинова, Е.Н. Связная речь (словосочетание) и грамматика / Е.Н. Смольянинова. - СПб., 2003.
31. Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст]. - М.: Просвещение, 2006. - 297 с.
32. Спирова, Л.Ф. Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи [Текст]. - М.: Педагогика, 2000. - 192 с.
33. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей [Текст] / Е.И. Тихеева; под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 2011. - 159 с.
34. Ткаченко, Т.А. Формирование и развитие связной речи [Текст]. - М., 2001. - 96 с.
35. Усачева, Л.Н. Коррекционная направленность игровой деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи (сюжетно-ролевая игра): автореф. дис. канд. пед. наук [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mreadz.com/read-297076/p68
36. Ушакова, О.С., Струнина, Е.М. Методика развития речи детей дошкольного
возраста: учеб-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват.
Учреждений [Текст]. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 288 с.
37. Филичева, Т.Б. Основы логопедии [Текст]. - М., 2011. - 225 с.
38. Харитонова, Е.А. Развитие фразовой речи в процессе сюжетно-ролевой игры у детей с общим недоразвитием речи: дисс. канд. пед. наук [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/razvitie-frazovoi- rechi-v-protsesse-syuzhetno-rolevoi-igry-u-detei-s-obshchim-nedorazvitiem-
39. Шаховская, С. Н. Развитие речемыслительных способностей детей [Текст]. - М., 2009. - 165 с.
40. Шитова Т.П. Развитие фантазии и творчества дошкольников в сюжетно-ролевых играх [Текст] //Ребенок в детском саду. - 2004. - №6. - С. 14-17.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ