Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие памяти у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития по средствам сюжетно – ролевой игры (Дефектологическое дошкольное образование, Алтайский государственный педагогический университет)

Работа №36687

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы79
Год сдачи2019
Стоимость1800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
487
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Выпускная квалификационная работа.
База исследования: исследование проводилось на базе детский сад «Тополёк» МОУ «Паспаульская СОШ им. Е.Ф. Трофимова». Экспериментом охвачено 10 детей 5-6 лет с нормой развития и 20 детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Много приложений ( в том числе с результатами исследования).
Если поменять в данной работе название базы исследования, то она (работа) подойдет для любого города или вуза.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Понятие и сущность памяти как психического процесса 7
1.2. Особенности памяти у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития 13
1.3. Сюжетно-ролевая игра как средство развития памяти 20
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 27
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ 28
2.1. Организация, методы и результаты исследования развитию памяти у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития 28
2.2. Содержание работы по развитию памяти у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством сюжетно-ролевой игры 41
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 55
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ 72


Проблема воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) является одной из наиболее важных и актуальных проблем педагогики и психологии.
В последние годы отмечается значительный рост количества детей с отклонениями в развитии. Чаще всего это дети с задержкой психического развития.
Если интеллектуальный и эмоциональный потенциал ребёнка не получает должного развития в дошкольном возрасте, то в последствии не удаётся реализовать его в полной мере. Особенно это касается детей с задержкой психического развития.
К числу актуальных, но всё ещё не исследованных проблем следует отнести проблему исследования одной из важнейших психических функций – памяти, в частности, изучение вопросов по развитию произвольного запоминания у старших дошкольников с ЗПР.
Память детей с задержкой психического развития относится к тем психическим процессам, которые нарушаются вместе с вниманием и определяют структуру данного отклонения в развитии. У детей данной группы отмечается своеобразие развития как образной, так и словесной памяти.
Формирование произвольности запоминания является важнейшим возрастным новообразованием на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста. Обеспечение психолого-педагогических условий для достижения детей с ЗПР определённого уровня произвольного запоминания – важнейшая задача коррекционно-развивающего обучения.
Вопросами развития произвольной памяти у детей с ЗПР занимались следующие педагоги и психологи: Н. Г. Поддубная, Т. А. Власова, М. С. Певзнер, Ю. Г. Демьянов, Т. В. Егорова и др. Ученые выделили особенности памяти у детей с ЗПР: уменьшение объема и скорости запоминания, недостаточное развитие зрительной и слуховой памяти, неумение рационально организовывать и контролировать свою работу и т. п.
Без достаточного уровня сформированности произвольной зрительной и слуховой памяти невозможно полноценное обучение, так как учебный процесс опирается преимущественно на эту форму памяти. Т. А. Власова, М. С. Певзнер указывают на снижение произвольной памяти у детей с задержкой психического развития как на одну из главных причин их трудности в обучении.
Каждый период жизни и развития ребенка характеризуется определенным ведущим видом деятельности. В отечественной психологии под ведущей деятельностью понимается та, в процессе которой происходят качественные изменения в психике детей, формируются и развиваются основные психические процессы и свойства личности, появляются психические новообразования, характерные именно для данного конкретного возраста. Так, для детей дошкольного возраста ведущим видом деятельности является игра.
Игра – самый важный для личностного развития ребенка процесс, при котором происходит освоение представления об объекте, установление этого представления (впечатление) в мышечную, телесную память, символизация объекта, то есть первичное обобщение.
Актуальность проблемы развития памяти у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, поиск наиболее эффективных средств развития памяти определили выбор темы исследования: «Развитие памяти у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития по средствам сюжетно ролевой игры».
Возникает проблема, какие педагогические условия организации сюжетно-ролевой игры, будут способствовать развитию произвольной зрительной и слуховой памяти, у детей с ЗПР дошкольного возраста.
Цель работы – разработка и реализация программы развития памяти у детей с задержкой психического развития по средствам сюжетно-ролевой игры.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
 рассмотреть понятие памяти;
 изучить особенности памяти у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития;
 охарактеризовать сюжетно-ролевую игру, как средство развития памяти;
 провести опытно-экспериментальную работу по развитию памяти у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством сюжетно-ролевой игры;
 сделать анализ результатов опытно-экспериментальной работы.
Объект исследования – развитие памяти у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – развитие памяти у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития по средствам сюжетно – ролевой игры.
Гипотеза исследования базируется на предположении о том, что использование сюжетно-ролевых игр на занятиях педагога-дефектолога с детьми с задержкой психического развития будет способствовать повышению уровня кратковременной и долговременной памяти, а также повысит уровень опосредованного и осмысленного запоминания.
Методологической основой исследования явились труды известных отечественных ученых, занимающихся проблемой развития памяти у дошкольников в частности, таких авторов, как Т. Зинченко, Е. Н. Соколов, А. Р. Лурия, Л. С. Выготский, Г. А. Урунтаева, И. Ю. Левченко, С. Л. Рубинштейн и др., а также источники сети интернет.
Для реализации поставленных задач использовались следующие теоретические и эмпирические методы.
Теоретические:
1. Изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Анализ и обобщение материала, полученного эмпирическим путем.
Практические:
1. Педагогический эксперимент.
Практическая значимость исследования заключается в разработке и апробации программы развития памяти у детей с задержкой психического развития по средствам сюжетно-ролевой игры
База исследования: исследование проводилось на базе детский сад «Тополёк» МОУ «Паспаульская СОШ им. Е.Ф. Трофимова». Экспериментом охвачено 10 детей 5-6 лет с нормой развития и 20 детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Структура выпускной квалификационной работы: общий объем работы 75 страниц, состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы в размере 60 источников, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Дошкольный возраст – время бурного развития высших психических функций. Каждый новый год и месяц приносит качественные изменения, меняются мышление, речь, внимание, эмоционально-волевая сфера. Поэтому развитие памяти у детей дошкольного возраста, наряду с другими функциями, является первоочередной задачей родителей, актуальность которой нельзя переоценить. Особенно необходимо уделять внимание развитию памяти у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Задержка психического развития (ЗПР) – темповое отставание развития психических процессов и незрелость эмоционально-волевой сферы у детей, которые потенциально могут быть преодолены с помощью специально организованного обучения и воспитания. Задержка психического развития характеризуется недостаточным уровнем развития моторики, речи, внимания, памяти, мышления, регуляции и саморе­гуляции поведения, примитивностью и неустойчивостью эмоций, плохой успеваемостью в школе. Диагностика ЗПР проводится коллегиально комиссией в составе медицинских специалистов, педагогов и психологов. Дети с задержкой психического развития нуждаются в специально организованном коррекционно-развивающем обучении и медицинском сопровождении. Особенно необходимо уделять внимание развитию памяти у детей данной категории.
В дошкольном детстве игра носит и развивающий, и воспитательный характер: с её помощью формируются важные личностные качества и развиваются умственные способности и познавательные процессы, в том числе и память. Сюжетно-ролевая игра выступает одним из основных методов развития кратковременной и долговременной памяти, зрительной и слуховой, оказывает положительное влияние на развитие опосредованного и осмысленного запоминания у дошкольников.
С целью определения особенностей развития памяти у детей дошкольного возраста посредством применения сюжетно-ролевых игр была организована и проведена опытно-экспериментальная работа.
На основе анализа результатов констатирующего этапа экспериментального исследования, которые показали, что у детей дошкольного возраста с ЗПР наблюдаются нарушения в развитии памяти, была разработана программа сюжетно-ролевых игр, направленная на развитие памяти у детей дошкольного возраста. Для дошкольников была создана специальная предметно-развивающая среда для проведения работы по развитию памяти посредством сюжетно-ролевых игр. Были оформлены специальные центры с игровыми модулями, сюжетно-ролевыми играми, дидактическими играми, наглядным материалом. Также была разработана программа сюжетно-ролевых игр «Поиграем!». Всего, согласно содержанию программы «Поиграем!», было организовано и проведено в рамках формирующего этапа опытно-экспериментальной работы 10 сюжетно-ролевых игр, направленных на развитие памяти у детей дошкольного возраста.
На контрольном этапе экспериментального исследования было установлено, что после реализации программы наблюдается положительная динамика развития кратковременной и долговременной памяти, а так же осмысленного и опосредованного запоминания. Это позволяет сделать вывод о том, что разработанная нами программа с использованием сюжетно-ролевой игры способствует развитию кратковременной, долговременной памяти, опосредованного и осмысленного запоминания у детей дошкольного возраста с ЗПР.
Таким образом, имеются достаточные основания утверждать, что задачи исследования решены, а его гипотеза подтверждена. Проведенное исследование не претендует на исчерпывающее решение проблемы развития памяти дошкольников с задержкой психического развития посредством сюжетно-ролевой игры.



1. Андреева, А. Д. Особенности психологического развития дошкольников с ЗПР [Текст] / А. Д. Андреева // Вестник Мининского университета. – 2014. – №2. – С. 5-20.
2. Богданова, Т. Г. Диагностика познавательной сферы ребенка дошкольного возраста [Текст] / Т. Г. Богданова, Т. В. Корнилова. – Москва : Аспект Пресс, 2016. – 363 с.
3. Борисова, Е. А. Особенности зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР [Текст] / Е. А. Борисова // Сборник материалов всероссийской заочной научно-практической конференции, Биробиджан, 20 октября 2014 г. – Биробиджан : ИЦ ФГБОУ ВПО «ПГУ им. Шолом-Алейхема», 2014. – 154 с.
4. Борякова, Н. Ю. Психолого-педагогическое изучение детей с ЗПР [Текст] / Н. Ю. Борякова // Коррекционная педагогика. – 2016. – № 2 – С. 33-43.
5. Буршит, И. Е. Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие детей дошкольного возраста с ЗПР [Текст] / И. Е. Буршит // Международный научный журнал «Символ науки». – 2016. – №1. – С. 139-141.
6. Васильева, А. А. К вопросу о формировании познавательной сферы у старшего дошкольника [Текст] / А. А. Васильева // Актуальные проблемы психологического знания. – 2010. – № 4. – С. 94-98.
7. Веракса, Н. Е. Познавательное развитие в дошкольном детстве [Текст] / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – Москва : Мозаика-Синтез, 2012. – 335 с.
8. Виноградова, Н. А. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников: практическое пособие [Текст] / Н. А. Виноградова, Н. В. Позднякова. - 2-е изд. – Москва : Айрис-пресс, 2016. – 125 с.
9. Власова Т. А. О детях с отклонениями в развитии [Текст] / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. – Москва : Просвещение, 1973. – 456 с.
10. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка [Текст] / Л. С. Выготский // Психология развития. – 2001. – С. 56-79.
11. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский. – Москва : Академия, 2014. – 480 с.
12. Вышкина, А. И. Игра дошкольника : проблема педагогической компетентности [Текст] / А. И. Вышкина // Игра и дети. – 2010. – № 7. – С. 10 -12.
13. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология : учебное пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов [Текст] / М. В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л. М. Орлова. – Москва : Педагогическое общество России, 2013. – 512 с.
14. Грибанов, А. В. Особенности аудиомоторных реакций у детей с разным уровнем развития произвольной памяти [Текст] / А. В. Грибанов // Экология человека. – 2008. – № 5. – С. 44-47.
15. Дубровина, Т. И. Экспериментальное изучение памяти дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / Т. И. Дубровина, И. Ю. Левченко // Дефектология. – 2014. – № 3. – С. 45-52.
16. Дубровина, Т. И. Особенности слухоречевой памяти у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / Т. И. Дубровина // Специальная психология. – 2016. – № 3-4. – С. 5-16.
17. Егорова, Т. В. Своеобразие процесса запоминания у детей с ЗПР [Текст] / Т. В. Егорова // Дефектология. – 2016. – №4. – С. 16-23.
18. Занятия для развития памяти детей с ЗПР [Электронный ресурс] // ЗПР. – Режим доступа: https://rebenkoved.ru/otkloneniya-v-razvitii/zpr/zanyatiya-dlya-razvitiya-pamyati-detej-s-zpr.html. (Дата обращения: 11.12.2018).
19. Зинченко, Т. Память в экспериментальной и когнитивной психологии [Текст] / Т. Зинченко. – Санкт-Петербург : Питер, 2015. – 320 с.
20. Истомина, З. М. Развитие произвольного запоминания у дошкольников. Психология памяти [Текст] / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова : Хрестоматия по психологии. – Москва : «ЧеРо», 2012. – 456 с.
21. Кириллова, Т. С. Игровые технологии в образовании [Текст] / Т. С. Кириллова // Актуальные проблемы развития современной науки и образования : Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 апреля 2015 г. : в 5 частях. – Часть IV. – Москва : «АР-Консалт», 2015. – С. 71-73.
22. Коваленко, Б. И. Особенности памяти в дошкольном возрасте [Текст] / Б. И. Коваленко // Мир психологии. – 2016. – №1. – С. 45-51.
23. Колмогорова, Л. С. Программа «Мой мир»: Базис личностной культуры детей 5 – 6 лет [Текст] / Л. С. Колмогорова, Л. А. Никитина, Л. И. Шварко, О. И. Давыдова, О. Р. Меремьянина. – Барнаул : БГПУ, 2007. – 60 с.
24. Колмогорова, Л. С. Психологическая культура как условие и средство сохранения психического здоровья детей [Текст] / Л. С. Колмогорова // Начальная школа. – 2007. – № 6. – С. 18–25.
25. Комарова, Н. Ф. Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду [Текст] / Н. Ф. Комарова. – Москва: Скрипторий, 2010. – 157 с.
26. Краснощёкова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста [Текст] / Н. В. Краснощекова. – Москва : Инфра-М, 2015. – 184 с.
27. Краткий психологический словарь [Текст] / Под общ. ред. А.В Петровского, М. Г. Ярошевского. – Ростов-на-Дону. : Феникс, 1999. – C. 249.
28. Лебединский, В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте [Текст] / В. В. Лебединский. – Москва : Academia, 2014. – 144 c.
29. Левченко, И. Ю. Особенности памяти дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / И. Ю. Левченко, Т. И. Дубровина // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2013. – № 2. – С. 5-12.
30. Лиман, Н. А. Познавательное развитие старших дошкольников [Текст] / Н. А. Лиман. – Москва : ТЦ Сфера, 2015. – 225 с.
31. Лурия, А. Р. Лекции по общей психологии [Текст] / А. Р. Лурия. – Санкт-Петербург : Питер, 2016. – 320 с.
32. Менчинская, Н. А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка [Текст] / Н. А. Менчинская. – Мосвка : Инфра-М, 2013. – 448 с.
33. Морозова, К. Е. Особенности развития психомоторной сферы дошкольников с ЗПР [Текст] / К. Е. Морозова // Адаптивная физическая культура. – 2013. – №4. – С. 62-66.
34. Новоселова, С. Л. Развивающая предметная среда : Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах Л. Н. Павлова [Текст] / С. Л. Новоселова. – Москва : Айресс-Пресс, 2015. – 119 с.
35. Обухова, Л. Ф. Детская психология :. 2-е изд., стереотип. [Текст] / Л. Ф. Обухова. – Москва : Тривола, 2016. – 360 с.
36. Омельченко, Л. Техника для памяти [Текст] / Л. Омельченко // Обруч. – 2017. – № 1. – С. 28-30.
37. «От рождения до школы» : Основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – Москва : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 304 с.
38. Панфилова, А. П. Игровое моделирование в деятельности педагога : учебное пособие [Текст] / А. П. Панфилова ; под общ. ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. – Москва : Академия, 2014. – 368 с.
39. Пасяева, К. З. Развитие внимания и памяти у дошкольников с ЗПР [Текст] / К. З. Пасяева // Дефектология. – 2005. – №7. – С. 38-40.
40. Петлякова, Э. Н. Развиваем память и внимание : пособие для будущих первоклассников, учителей и родителей [Текст] / Э. Н. Петлякова. – Ростов на Дону : МарТ , 2005. – 159 с.
41. Петроченко, Г. Г. Развитие детей 6-7 лет и подготовка их к школе [Текст] / Под ред. А. М. Леушиной. – Москва : Выш. шк., 2015. – 206 с.
42. Пиаже, Ж. Интеллект и сенсомоторные функции [Текст] // Избранные психологические труды: пер. с англ. и фр. / Ж. Пиаже. – Москва: Международная педагогическая академия, 2012. – 680 с.
43. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов [Текст] / под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. – Москва : Гардарики, 2010. – 417 с.
44. Развитие мозга и формирование познавательной деятельности ребенка [Текст] / Под ред. Д. А. Фарбер, М. М. Безруких ; Российская академия образования ; Московский психолого-социальный институт. – Мосвка : ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 432 с.
45. Развиваем произвольную память у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития [Электронный ресурс] / С. Н. Грязных // Дефектология. – Режим доступа: http://doshkolnik.ru/defectologiya/12975.html. (Дата обращения: 11.12.2018)
46. Растем играя. Средний и старший дошкольный возраст: Пособие для воспитателей и родителей [Текст] / В. А. Недоспасова. – Москва : Просвещение, 2013. – 215 с.
47. Рыжих, О. Г. Развитие познавательной деятельности у дошкольников [Текст] / О. Г. Рыжих // Педагогика. – 2015. – №4. – С. 12-16.
48. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. – Москва : Питер, 2012. – 705 с.
49. Семенова, О. А. Особенности произвольной регуляции деятельности у детей 5-6 лет [Текст] / О. А. Семенова // Новые исследования. – 2008. – Т. 1. – № 17. – С. 21-38.
50. Солсо Р. Модели памяти [Текст] / Р. Солсо // Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романов. – Москва: ЧеРо, 2016. – С. 547-563.
51. Соколов, Е. Н. Нейронные механизмы памяти и обучения [Текст] / Е. Н. Соколов. – Москва : Наука, 1981. – 140 с.
52. Сюжетно-ролевая игра, роль и значение в развитии ребёнка [Электронный ресурс] / Е. В. Старкова // Опят работы воспитателя. – Режим доступа: http://a2b2.ru/methods/11388_syujetno_-_rolevaya_igra_rol_i_znachenie
53. Сюжетно-ролевые игры как средство развития эмоционально-положительных отношений между детьми [Электронный ресурс] / Л. В. Еропова. – Режим доступа: https://eropova-estalsad7.edumsko.ru/articles/post/498020. (Дата обращения: 11.12.2018)
54. Урунтаева, Г. А. Диагностика психологических особенностей дошкольника [Текст] / Г. А. Урунтаева. – Москва : Академия, 2013. – 180 с.
55. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного общего образования. – Москва : Просвещение, 2016. – 50 с.
56. Фотекова, Т. А. Особенности развития познавательных процессов у детей с отклонениями в развитии [Текст] / Т. А. Фотекова // Дефектология. – 2013. – №2. – С. 25-28.
57. Черемошкина, Л. В. Мнемические способности детей 7-12 лет с задержкой психического развития [Текст] / Л. В. Черемошкина, С. В. Мурафа // Вопросы психологии. – 2011. – № 5. – С. 34-44.
58. Эльконин, Д.Б. Детская психология : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии [Текст] / Д. Б. Эльконин. - 5-е изд., стер. – Москва : Академия, 2008. – 383 с.
59. Чоома, А. Д. Значение сюжетно-ролевой игры для развития дошкольников [Текст] / А. Д. Чоома // Актуальные задачи педагогики : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). – Чита : Издательство Молодой ученый, 2016. – С. 63-66.
60. Ярусова, Е. А. Сюжетно-ролевая игра как средство эмоционального, познавательного и коммуникативного развития дошкольников 5 - 7 лет [Текст] / Е. А. Ярусова // Игровая деятельность в детском саду. – 2016. – № 5. – С. 12-17.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ