Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОНСТРУИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №93692

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы105
Год сдачи2022
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
118
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА КРЕАТИВНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 6
1.1. Понятие «креативность» с точки зрения различных авторов 6
1.2. Особенности развития креативности детей старшего дошкольного
возраста 12
1.3. Конструирование как средство развития креативности детей
старшего дошкольного возраста 18
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И РАЗВИТИЮ КРЕАТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА 26
2.1. Описание диагностических методик и показателей диагностики
креативности детей старшего дошкольного возраста 26
2.2. Анализ результатов диагностического исследования креативных
способностей старших дошкольников 30
2.3. Описание хода работы по организации конструирования,
способствующей развитию креативности старших
дошкольников 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 83


Актуальность исследования. Проблема креативного развития особенно актуальна в наши дни, когда люди все больше погружаются в мир развивающихся технологий, но совершенно не уделяется внимание креативности.
Дошкольный возраст - самый благоприятный период для развития креативности. В это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах, улучшаются психические процессы - внимание, восприятие, мышление, речь, воображение, память, развиваются личностные качества, а на их основе - способности и склонности.
Как отмечал Н.Н. Поддьяков, в возрасте 4-6 лет интенсивно формируются и развиваются навыки и умения, способствующие изучению детьми внешней среды, анализу свойств предметов и явлений и воздействию на них с целью изменения. Данный уровень интеллектуального развития, соответствующий наглядно-действенной форме мышления, становится предварительным этапом в развитии индивидуально-психологических особенностей личности, которые определяют степень творческих способностей.
Понятие креативности рассматривалось в зарубежной психологии такими авторами как: Ф. Баррон, Дж. Гилфорд, А. Ребер, Дж. Перри - Смит, Е.П. Торренс, Э. Фромм, Д. Фельдман и другие. В отечественной психологии понятие креативность рассматривалось следующими авторами: Д.Б. Богоявленская, А.А. Лосева, А.М. Матюшкина, Я.А. Пономарев, А.И. Савенков, М.А. Холодная, Е.Л. Яковлева и др.
Одним из эффективных средств развития креативности является конструирование. Однако проблема организации конструирования для развития креативности детей старшего дошкольного возраста, недостаточно изучена в современной литературе.
Таким образом, существуют противоречия:
- между необходимостью создать условия для развития креативности у детей старшего дошкольного возраста, ориентированной в основном на овладение предметными знаниями, умениями и навыками;
- между необходимостью развивать у старших дошкольников креативность и недостаточной разработанностью методического обеспечения, позволяющего целенаправленно осуществлять этот процесс.
На основании выделенных противоречий, анализа философской, психолого-педагогической литературы, а также в результате изучения опыта работы детского сада была сформулирована проблема исследования, заключающаяся в теоретическом осмыслении педагогических средств, обеспечивающих высокий уровень развития креативных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Вышеизложенным обуславливается актуальность темы выпускной квалификационной работы «Конструирование как средство развития креативности детей старшего дошкольного возраста».
Объект исследования: процесс развития креативности детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: конструирование, способствующее развитию креативности детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования заключается в выявлении, теоретическом обосновании возможности конструирования как средства развития креативности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Проанализировать проблему креативности детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе.
2. Определить ряд основных показателей диагностики креативности детей старшего дошкольного возраста и подобрать диагностические методики.
3. Осуществить диагностику креативности детей старшего дошкольного возраста и представить анализ результатов исследования.
4. Разработать комплекс занятий по конструированию для развития креативности детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
- библиографический (изучение научной литературы по теме исследования);
- эмпирический (тестирование).
Практическая база исследования: Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение детский сад №32 г. Алапаевск. В исследовании приняло участие 24 ребенка старшего дошкольного возраста.
Структура выпускной квалификационной работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и 3 приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе исследования по теме «Конструирование как средство развития креативности детей старшего дошкольного возраста» были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать проблему креативности детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе.
2. Определить ряд основных показателей диагностики креативности детей старшего дошкольного возраста и подобрать диагностические методики.
3. Осуществить диагностику креативности детей старшего дошкольного возраста и представить анализ результатов исследования.
4. Разработать комплекс занятий по конструированию для развития креативности детей старшего дошкольного возраста.
В параграфе 1.1 «Понятие «креативность» с точки зрения различных авторов» дано понятие «креативность» разных авторов - Д.Б. Богоявленской, Дж. Гилфорда, Е. Торренса, М.А. Холодной и т.д.
Дж. Перри-Смит и К. Шэлли рассуждают о понятии креативности следующим образом: свой творческий потенциал люди могут реализовывать путем генерирования новых способов исполнения своей работы, за счет придумывания новых технологий, идей, использования старых, уже известных подходов в новых условиях. В итоге Дж. Перри-Смит и К. Шэлли определяют креативность как «подход к деятельности (работе), который ведет к генерированию новых идей, процессов и решений». В данном определении очевидна ориентация на результат творческого процесса.
В параграфе 1.2 «Особенности развития креативности детей старшего дошкольного возраста» мы узнали, старший дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития креативности. Данный возраст выпадает на конец второго этапа и на третий этап развития детского
воображения, когда при создании образов ребенком используются разнообразные приемы, в том числе комбинирование уже приобретенных представлений, их преобразование. Для образного мышления старшего дошкольника характерна гибкость его представлений, подвижность. Он проявляет способность представить себе предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. Гибкость мышления старшего дошкольника связана с перестройкой и переоценкой ситуации, со способностью увидеть новое в старом, а нестарое в новом. Для творческого продукта, созданного старшим дошкольником характерна оригинальность, вариативность. Креативность детей старшего дошкольного возраста развивается в три этапа: организационно-подготовительный, развивающий и аналитико-информационный.
В параграфе 1.3 «Конструирование как средство развития креативности детей старшего дошкольного возраста» мы выяснили, что большое значение для развития личности ребенка, его креативных способностей, воображения, мышления для формирования пространственных представлений имеет конструирование. На занятиях в детском саду закладываются основы для развития технического творчества в дальнейшем. Успешное решение этих задач возможно при условии, что конструктивная деятельность детей будет организована с учетом их возрастных возможностей.
В параграфе 2.1. «Описание диагностических методик и показателей диагностики креативности детей старшего дошкольного возраста», выделив три основных показателя развития креативности у детей старшего дошкольного возраста: оригинальность, беглость и гибкость были подобраны методики диагностирования. Так, для исследования показателя беглости использовались субтесты (субтест 1 «Использование предметов» (Е.Е. Туник), субтест 4 «Словесная ассоциация» (Е.Е. Туник), субтест 6 «Эскизы» (Е.Е. Туник), субтест 2 «Завершение фигуры» (П. Торренса)). Изучение показателя «гибкость осуществлялось посредством таких методик как субтест 1 «Использование предметов», субтест 4 «Словесная ассоциация», субтест 6 «Эскизы». Для исследования показателя «оригинальность» использовались: субтест 2 «Завершение фигуры» (П. Торренса), субтест 6 «Эскизы» (Е.Е. Туник) и субтест 7 «Спрятанная форма» (Е.Е. Туник).
В параграфе 2.2. «Анализ результатов диагностического исследования креативных способностей старших дошкольников» были проанализированы результаты диагностирования уровня развития креативности детей старшего дошкольного возраста и выяснено, что преобладающая часть старших дошкольников, 17 человек (71 %) обладают низким уровнем развития креативности. Для данных детей характерна низкая продуктивность генерирования идей, медленное переключение с одной задачи на другую, малое число групп данных ответов, а также низкий уровень своеобразных решений поставленных задач. Средний уровень креативности был выявлен у 7 человек (29 %). Данными детьми давалось среднее количество генерируемых ответов, средний темп при выполнении предлагаемых задач, средний показатель оригинальных ответов. Полученные результаты подтвердили необходимость проведения целенаправленной работы по повышению уровня креативности детей старшего дошкольного возраста. Диагностирование позволило выявить ряд проблем в развитии креативности старших дошкольников: наблюдается низкий уровень развития по всем показателям, но наиболее низкие результаты были получены по показателю «гибкость». Это подтвердило необходимость осуществления
целенаправленной педагогической работы по развитию креативности с помощью конструирования.
Параграф 2.3. «Описание хода работы по организации конструирования», на основе полученных результатов диагностирования и выявленных трудностей, была спланирована работа по организации конструирования, направленная на развитие креативности старших дошкольников. Решались такие задачи как повышение уровня развития показателя креативности «гибкость», «оригинальность» и «беглость». Для решения поставленных задач были разработаны конспекты занятий, направленных на развитие креативности старших дошкольников. На развитие гибкости были разработаны занятия: «В гости к Роботу Хохоше», «Строители мостов», «Дети», «Кораблики», «Гаражи, сарайчики, домики», «Автомобили», «Зонтики». На развитие беглости - «Постройка ограды (вольер) для животных», а на развитие оригинальности - «Рыбки в Аквариуме». Каждое занятие строилось по следующей структуре: вводная часть занятия: данная часть занятия включает в себя упражнение на развитие логического мышления, на активизации памяти и внимания, моторики; основная часть занятия: включает в себя практическую деятельность с конструктором; заключительная часть: направленна на подведение итогов занятия, обобщение полученных знаний, умений и навыков.
С первых уроков дети изучали свои возможности использования конструктивных умений в каждой теме, рассматривали приобретение конструктивных умений, на занятиях предусматривалась как индивидуальная, так и коллективная работа. Работа велась во второй половине дня. Занятия были запланированы раз в неделю.
В результате проведенного исследования поставленные задачи выполнены. Цель исследования, состоящая в теоретическом обосновании возможности конструирования как средства развития креативности у детей старшего дошкольного возраста, достигнута.



1. Акулова, Е. Формируем у детей самостоятельность и ответственность [Текст] / Е. Акулова. - М. : Дошкольное воспитание, 2009. - 89 с.
2. Амет-уста, З. Р. Специфика конструктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста [Текст] / З. Р. Амет-уста, Ш. Ф. Бекташева // Форум молодых ученых. - М, 2019. - С. 161 - 166.
3. Барышева, Т. А. Творчество : теория, диагностика, технологии. Словарь справочник [Текст] / Т. А. Барышева. - СПБ. : Изд-во ВВМ - 2014. - 380 с.
4. Бычкова, З. Н. Конструирование из бумаг как средство развития творческих способностей у старших дошкольников [Текст] / З. Н. Бычкова, Н. А. Степанова // Международный студенческий научный вестник. - 2018. - № 5. - С. 1-8.
5. Богоявленская, Д. Б. Одаренность и творчество [Текст] / Д. Б. Богоявленская // Одаренный ребенок. - М, 2016. - №5. - С. 6-16.
6. Венгер, Л. А. Педагогика способностей [Текст] / Л. А. Венгер. - М. : Педагогика, 1973. - 96 с.
7. Выготский, Л. Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте [Текст] / Л. Н. Выготский. - СПБ. : Союз, 1997. - 92 с.
8. Гилфорд, Дж. Три стороны интеллекта [Текст] / Дж. Гилфорд // Психология мышления. - М, 1965. - №2. - С. 6-16.
9. Гурвиц, В. Н. Развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста в художественном конструировании [Электронный ресурс] // Наука и школа. 2013. URL: https://cyberleninka.ru/article/nZrazvitie-tvorchestva-u- detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-v-hudozhestvennom-konstruirovanii (дата обращения: 21.06.2020).
10. Донцова, М. А. Формирование творческих способностей в конструировании и моделировании из бумаги у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / М. А. Донцова // Молодой ученый. - 2019. - № 9.1 (247.1). - С. 62-66.
11. Дружинин, В. П. Психология общих способностей [Текст] / В. П. Дружинин. - СПБ. : Юрайт, 2002. - 368 с.
12. Дьяченко, О. М. Развитие воображения дошкольника [Текст] / О. М. Дьяченко. - М. : Мозаика - Синтез, 2008. - 129 с.
13. Жанадилова, А. М. Формирование креативности у детей
дошкольного возраста (4-7 лет) [Текст] / А. М. Жанадилова // Психология, образование: актуальные и приоритетные направления исследований
Материалы Международной научно - практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов, молодых ученых и их наставников. - 2019. - С. 122-127.
14. Жуланова, А. А. Структурно-функциональная модель развития креативности детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Инновационная наука. 2018. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strukturno- funktsionalnaya-model-razvitiya-kreativnosti-detey-starshego-doshkolnogo- vozrasta (дата обращения: 21.06.2020).
15. Журавлев, А. Л, Развитие научных представлений Я. А. Пономарева в области психологии группового творчества [Текст] / А. Л. Журавлев, Т. В. Галкина // Ярославский педагогический вестник. - № 5. - 2018. - С. 235-242.
16. Запорожец, А. В. Психологическое развитие ребенка [Текст] / А.В. Запорожец. - М. : Педагогика, 1986. - Т.1 - 318 с.
17. Келина, И. В. Исследование особенностей развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности [Электронный ресурс] // Международный студенческий научный вестник. 2018. URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=18560 (дата обращения: 21.06.2020).
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ