ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ В 7
БАСКЕТБОЛЕ
1.1. Обучение перемещению юного
баскетболиста 7
1.2 .Средства и методы обучения приемам игры с мячом в баскетболе 14
1.2.1. Характеристика и методика обучения передачам мяча
юных баскетболистов 14
1.2.2. Особенности обучения броскам в кольцо в баскетболе 16
1.2.3. Специфика подхода при обучении ведению мяча юных
баскетболистов 18
1.3. Анатомо-физиологические и психологические особенности
детей 8-9 лет 21
Глава 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 30
2.1. Методы исследования 30
2.2. Организация исследования 33
Глава 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 34
3.1. Содержание методики обучения техническим приемам в
нападении юных баскетболистов в структуре тренировочных занятий 34
3.2. Результаты педагогического исследования по применению методики в обучении техническим приемам в нападении игры баскетбол
ВЫВОДЫ 39
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ 44
45 46
49
Актуальность исследования. Баскетбол - как средство физического воспитания, нашел применение в различных звеньях физкультурного движения и занимает ведущие позиции. Присущие ему высокая эмоциональность и зрелищность - обусловлены динамичностью игры. Комплексный и разносторонний характер игры положительно воздействует на функции организма - проявления физических и двигательных качеств.
Баскетбол - это спортивная игра, которая состоит из естественных движений; ходьба, бег, прыжки. Специфических двигательных действий без мяча; остановки, повороты, финты, а также с мячом; передачи, броски и ведения. Поэтому, разносторонне владение техникой баскетбола - одна из главных задач обучения юных баскетболистов. Правильная начальная постановка техники - зависит от профессионализма спортивного наставника, его теоретической подготовленности, эрудиции, знание современных обучающих технологий, степени владения методикой обучения конкретному разделу программы и является основой для достижения высоких спортивных результатов.[25]
В современной литературе подробно освещаются вопросы теории и практики, средств и методов спортивной тренировки баскетболистов различного уровня мастерства. Гораздо в меньшей мере раскрыты аспекты преподавания баскетбола, как комплексной программы преподавания начинающих баскетболистов. Вместе с позитивными результатами, в решении представленных проблем, следует выделить ряд вопросов, которые не нашли поля своего отражения. Во-первых, не разработан надежный технологический подход к формированию технических и тактических действий юных баскетболистов, поэтому часто не выполняются требования начального этапа становления "школы баскетбола". Во-вторых, остаются недостаточно выявленными детерминанты усвоения основных приемов игры, что существенно затрудняет проектирование динамических игровых ситуаций и структурно-логических схем обучения.
Изложенное дает основание считать, что разрешение объективного противоречия между высокой значимостью начального этапа в процессе подготовки баскетболистов и недостаточной разработанностью условий и способов технической подготовки для этого этапа является актуальным.
Цель работы состоит в обосновании методики обучения техническим приемам (передача мяча, бросок мяча, ведение мяча) игры баскетбол в группе начальной подготовки.
Объект исследования: процесс обучения техническим приемам (передачи мяча, броска мяча, ведение мяча) в игре баскетбол, в группе начальной подготовки.
Предмет исследования: методика обучения техническим приемам юных баскетболистов, в группе начальной подготовки.
На основании анализа специальной научно-методической литературы, а также сформированной цели, определены следующие задачи исследования:
1. Исследовать особенности методики обучения техническим приемам игры в нападении баскетбол, в группе начальной подготовки.
2. Разработать методику обучения техническим приемам (передача мяча, бросок мяча, ведение мяча) игры баскетбол в группе начальной подготовки.
3. Изучить эффективность предложенной методики в процессе педагогического эксперимента.
4. Разработать практические рекомендации по обучению техническим приемам (передача мяча, бросок мяча, ведение мяча) игры баскетбол в группе начальной подготовки.
Гипотеза. Предполагалось, что изучение приемов баскетбола в упрощенных и усложненных условиях, а также применение игровых упражнений позволит эффективно обучить технике начинающих баскетболистов.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования:
1. Теоретический анализ научно-методической литературы.
2. Педагогические наблюдения.
3. Педагогическое тестирование по показателям физической и технической подготовленности баскетболистов в группе начальной подготовки.
4. Педагогический эксперимент.
5. Метод математической статистики.
Новизна работы заключалась в разработке методики обучения техническим приемам (в нападении) баскетболистов в группе начальной подготовки в условиях тренировочного процесса.
Практическая значимость заключается во внедрении в тренировочный процесс баскетболистов группы начальной подготовки, разработанной методики по обучению техническим приемам (в нападении), как следствие эффективности тренировочного процесса.
1. Теоретический анализ литературных источников, позволяет выявить, что обучение юных баскетболистов на начальном этапе, как комплексной программы преподавания изучено недостаточно.
2. Разработана и предложена нами методика обучения техническим приемам в нападении игры баскетбол. Данная методика состоит из трех взаимосвязанных этапов обучения с применением обучения в упрощенных и усложненных условиях и применения игровых упражнений и подвижных игр.
3. Педагогический эксперимент показал, что среднегрупповые
показатели баскетболистов: - в тесте «передача мяча» улучшились к завершению эксперимента на 12,3 %; - в тесте «штрафной бросок»
результативность с 10,4 % возросла на 19,6 % и составила 30%, от реализованных бросков; - в тесте «челночный бег с ведением мяча» улучшились на 12,4%; - в тесте «передвижение в защитной стойке»
результаты улучшились на 12,7%. Обработка результатов тестирования юных баскетболистов с помощью методов математической статистики, показала, что в каждом тесте выявлены статистически достоверные изменения.
4. В результате проверки эффективности разработанной методики в ходе педагогического эксперимента было установлено, что предложенная гипотеза нашла свое подтверждение в полученных результатах и практическое применение данной методики в обучении групп начальной подготовки является целесообразным.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
1. Для эффективного обучения техническим приемам в нападении, игры баскетбол, в группах начальной подготовки необходимо правильно подбирать упражнения и дозировать нагрузку, учитывать закономерность возрастного развития, физиологическое состояние организма.
2. Детям 8-9 лет, на начальном этапе обучения следует применять упражнения; на равновесие, на координацию, на физическое развитие, с применением подвижных игр продолжительностью 7-10 минут. Применять 1-2 игры в основной и заключительной части занятий, учитывая целенаправленное воздействие подвижных игр на технику изучаемых приемов. Различные эстафеты проводить в заключительной части занятия.
3. С целью формирования игровых навыков, в приближенной к игровой деятельности, на втором этапе обучения целесообразно применять упражнения: на соревновательной скорости; с использованием зрительных ограничений (специальные очки); выполнение приема сочетании с другими игровыми действиями; по временному ограничению; с сопротивлением и противодействием. Задание выполняют 7-10 минут, а потом предлагать, резко отличающее по характеру упражнение.
4. При проведении тренировочных занятий, с целью совершенствования комплексного выполнении технических приемов, рекомендуется применять следующие подвижные игры: «школа», «баскетбол без ведения», «пятнашки с ведением мяча», «футбол-баскетбол», «полоса препятствий».
5. Использовать различные эстафеты с элементами разучиваемых приемов: - эстафеты с использованием ведения одного мяча; - эстафеты с использованием ведения двух мячей; - эстафеты «передача зигзагом»; - эстафета «слалом»; - эстафета «поезд»
1. Ашмарин, Г.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании: учебное пособие [Текст] /Г.А.Ашмарин-М.: Просвещение, 1995. -287с.
2. Бабушкин, В.З. Подготовка юных баскетболистов
[Текст]/В.З.Бабушкин - К.: Здоровье 1985 - 144с.
3. БогенМ.М. Обучение двигательным действиям [Текст]/М.М.Боген- М.: Физкультура и спорт. 1985. -192с.
4. Безруких, М.М. Возрастная физиология [Текст] /М.М.Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А.Фабер. Учебное пособие для студ. вузов. - М.: Академия 2003. -416с.
5. Гандельсман А.Б. Физическое воспитание детей школьноговозраста [Текст] /А.Б.Гандельсман, Д.А.Смирнов - М.: Просвещение, 2006.
6. ГомельскийА.Я. Баскетбол. Секреты мастерства [Текст]/
A. Я.Гомельский - М.: 1997. -224с.
7. Железняк Ю.Д. Спортивные игры (теория и методика обучения) [Текст] / Ю.Д.Железняк, Ю.М. Портнов - М.: Академия 2001.-520с.
8. Джерри В. Краузе Баскетбол - навыки и упражнения [Текст]/
B. Джерри, перевод с английского - М.: АСТ: Астрель, 2006. -196с.
9. Зинин, А.М. Детский баскетбол [Текст] / А.М.Зинин - М.:
Физкультура и спорт. 1969.- 183с.
10. Зельдович Т. Подготовка юных баскетболистов: учебное
пособие [Текст] /Т. Зельдович -М.: Физкультура и спорт 1964. -216с.
11. Иваницкий М.Ф. Анатомия человека. Учебник для институтов физической культуры [Текст] / М.Ф. Иваницкий - М.: Терра - спорт, 2003. -624с.
12. Ильин, Е.П. Психофизиология физического воспитания: учебное пособие для студентов факультета физического воспитания пед. вузов [Текст]/Е.П. Ильин - М.: Просвещение, 1980. -199с.
13. Корабина Е.П. Психологическая помощь в развитии личности [Текст]/ Е.П. Корабина - СПб.: Сфера, 2011. -63с.
14. Коробков И.Н. Развитиеспортивных навыков спортсменов [Текст] / -М.: Физкультура и спорт 1976. -65с.
15. Костикова Л.В. Баскетбол. Азбука спорта [Текст] / Л.В.Костикова - М., 2002. -130с.
16. Костонев А.М. Факторы влияющие на качество исполнение приема [Текст] / А.М. Костонев, -М.: Просвещение, 1967. -123с.
17. Корягин В.М. Баскетбол / В.М. Корягин[и др.] - К.: Высшая школа. Головное изд. 1989. - 232 с.
18. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека [Текст] / И.Ю.Кулагина, - СПб.: Сфера, 2006. -464с.
19. Кузин В.В. Баскетбол:начальный этап обучения [Текст] / В.В. Кузин, С.А. Полиевский. - М.: Дрофа, 2003. -176с.
20. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры [Текст] / Ю.Ф. Курамшин -М.: Советский спорт, 2004. -464с.
21. Коц Я.М. Физиология мышечной деятельности: учебник для институтов физической культуры [Текст]Я.М. Коц. -М.: Физкультура и спорт. 1982.-447с.
22. Лях В.И. Концепция физического воспитания и оздоровления детей и подростков [Текст] / В.И. Лях, Г.Б.Мейксон, Л.Б.Кофман, -М.:1992.
23. Марцинковская Т.Д. Психология развития: учебник для студентов: высшая психология учебных заведений [Текст] / Т.Д. Марцинковская, Т.М. Марютина, Т.Г.Стефаненко, - М.: Академия 2005. -528с.
24. Матрушин В.П. Баскетбол на уроках в 5-6 классах: физкультура в школе [Текст] / В.П. Матрушин, -М.: Просвещение, 1990. -154с.
25. Нестеровский Д.И. Баскетбол: теория и методика: учебное пособие для вузов [Текст] / Д.И. Нестеровский, - М.: Академия, 2004. -336с.
26. Поляков В.А. Обучение основам технике нападения игры в баскетбол: учебно-методическое пособие для учителей и студентов факультета физической культуры [Текст] / В.А. Поляков, Д.И. Нестеровский, - Пенза, 1996. -120с.
27. Портнов Ю.М. Баскетбол: учебник для вузов физической культуры [Текст] / Ю.М. Портнов, - М.: Физкультура и спорт, 1997.-480с.
28 Сапин М.Р. Анатомия и физиология детей и подростков: учебное пособие для студ. вузов [Текст] /М.Р.Сапин, З.П.Брыксина, - М.: Академия, 2007. -432с.
29. Степаненкова Э.А. Теория и методика физического воспитания и
развития ребенка: учебное пособие для вузов [Текст] / Э.А.
Степаненкова. - М.: Академия, 2001. -368с.
30. Чернова Е.А. Подвижные игры в системе подготовки баскетболистов: метод: рекомендации для тренеров ДЮСШ по баскетболу [Текст] / Е.А.Чернова, - М.: 2001.
31. Шаханская А.В. Влияние нагрузок на функциональное состояние и регуляторно-адаптивные возможности сердечно - сосудистой системы юных баскетболистов: теория и практика физической культуры / А.В. Шаханская [и др.]. 2014.-№11.
32. Яхонтов, Е.Р. Юный баскетболист: пособие для тренеров [Текст] / под редакцией Е.Р. Яхонтова, - М.: Физкультура и спорт, 1987. -175с.
33. Коц. Я.М. Физиология мышечной деятельности: учебник для институтов физической культуры [Текст] / Я.М .Коц, -М.: Физкультура и спорт, 1982.-447с.