Международно-правовые аспекты борьбы с терроризмом
|
Введение 3
Глава 1. Понятие, сущность и история международно-правового развития противодействия терроризму 7
1.1. Общетеоретические основы понятия борьбы с терроризмом 7
1.2. История развития международного сотрудничества в сфере
противодействия терроризму 23
Глава 2. Анализ международно-правовых актов по борьбе с терроризмом . 34
2.1. Международные соглашения Организации Объединенных Наций 34
2.2. Международные соглашения Российской Федерации 43
3. Деятельность международных организаций по борьбе с терроризмом .... 48
3.1. Борьба с терроризмом в рамках Организации Объединенных Наций ... 48
3.2. Борьба с терроризмом в рамках Европейского союза 52
Заключение 56
Список использованной литературы 60
Глава 1. Понятие, сущность и история международно-правового развития противодействия терроризму 7
1.1. Общетеоретические основы понятия борьбы с терроризмом 7
1.2. История развития международного сотрудничества в сфере
противодействия терроризму 23
Глава 2. Анализ международно-правовых актов по борьбе с терроризмом . 34
2.1. Международные соглашения Организации Объединенных Наций 34
2.2. Международные соглашения Российской Федерации 43
3. Деятельность международных организаций по борьбе с терроризмом .... 48
3.1. Борьба с терроризмом в рамках Организации Объединенных Наций ... 48
3.2. Борьба с терроризмом в рамках Европейского союза 52
Заключение 56
Список использованной литературы 60
Актуальность темы. В современном мире, международный терроризм представляет собой одну из важных проблем и препятствует поддержанию международного мира и безопасности. Терроризм разрушительно воздействует на социум любого государства, будь то страны первого, второго или третьего мира, расшатывает его изнутри, ведя к деградации государства и дестабилизации общественного порядка. Ежегодно в мире жертвами международного терроризма становятся тысячи людей, государствам наносится крупный экономический ущерб. Так, согласно заявлению главы Контртеррористического управления ООН, Владимира Воронкова: «.за 2017 год было совершено 11 тысяч терактов более чем в 100 странах. В результате погибли 25 тысяч человек, было ранено 33 тысячи человек. Совокупный экономический ущерб от терактов превысил 90 миллиардов долларов США1» .
Стремясь воспрепятствовать распространению данной угрозы, международное сообщество координирует свои усилия на принятии необходимых мер, направленных на выявление, пресечение и расследование подобных преступлений, а также пытается всячески воспрепятствовать распространению «чумы XXI века». Тем не менее, не смотря на прилагаемые усилия, международных терроризм продолжает сохраняться, лишь незначительно изменяя свои формы.
Целью нашей работы является изучение взаимодействия государств в сфере противодействия терроризму на международном уровне.
Для достижения цели исследования, нами были поставлены следующие задачи:
1. Определение содержания понятия и сущности борьбы с терроризмом;
2. Изучение истории развития международного сотрудничества в сфере борьбы с терроризмом;
3. Анализ нормативно-правовой базы сотрудничества государств в противодействии терроризму;
4. Исследование особенностей сотрудничества государств на универсальном и региональном уровне, в формате двухсторонних соглашений, а также результаты такого сотрудничества в сфере борьбы с терроризмом.
Объектом исследования нашей работы является международных терроризм во всех его проявлениях, а предметом - причины и современное состояние борьбы с терроризмом, а также, возможные пути решения данной проблемы.
Методологическая основа исследования. В ходе исследования нами применялись различные общенаучные и частнонаучные методы исследования. В частности, использовались методы анализа и сравнения, при исследовании нормативно-правовой базы сотрудничества и выявления общих закономерностей описываемых процессов, формально-юридический метод, посредством которого было сформулировано определение «терроризм», использовались методы индукции и дедукции.
Степень разработанности проблемы представлена рядом работ как отечественных, так и зарубежных специалистов, таких как УР. Латыпов, В.П. Емельянов, О.В. Дамаскин и др.
Нормативную основу работы составляют: Устав Организации Объединённых Наций от 26 июня 1945 года, Токийская Конвенция 1963 года о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов, Гаагская Конвенция 1970 года о борьбе с незаконным захватом воздушных судов, Конвенция 1971 года о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, Протокол 1998 года о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию, дополняющий Конвенцию о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, Конвенция 2010 года о борьбе с незаконными актами в отношении международной гражданской авиации, Протокол 2010 года, дополняющий Конвенцию о борьбе с незаконным захватом воздушных судов, Протокол 2014 года, изменяющий Конвенцию о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов, Конвенция 1973 года о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, Международная конвенция 1979 года о борьбе с захватом заложников, Конвенция 1980 года о физической защите ядерного материала, Поправки 2005 года к Конвенции о физической защите ядерного материала, Конвенция 1988 года о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, Протокол 2005 года к Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, Протокол 1988 года о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе, Протокол 2005 года к Протоколу о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе, Конвенция 1991 года о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения, Международная конвенция 1997 года о борьбе с бомбовым терроризмом, Международная конвенция 1999 года о борьбе с финансированием терроризма, Международная конвенция 2005 года о борьбе с актами ядерного терроризма, Конвенция Шанхайской организации сотрудничества против терроризма, Договор государств - участников Содружества Независимых Государств о противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма, Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом
и экстремизмом, Договор о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом, Соглашение о сотрудничестве в области выявления и перекрытия каналов проникновения на территории государств-членов Шанхайской организации сотрудничества лиц, причастных к террористической, сепаратистской и экстремистской деятельности, Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма, Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма (одобрена резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 49/60 от 9 декабря 1994г.), Европейская Конвенция о пресечении терроризма ETS N090, а также ряд Резолюций Совета Безопасности ООН и нормативные акты Европейского союза.
Стремясь воспрепятствовать распространению данной угрозы, международное сообщество координирует свои усилия на принятии необходимых мер, направленных на выявление, пресечение и расследование подобных преступлений, а также пытается всячески воспрепятствовать распространению «чумы XXI века». Тем не менее, не смотря на прилагаемые усилия, международных терроризм продолжает сохраняться, лишь незначительно изменяя свои формы.
Целью нашей работы является изучение взаимодействия государств в сфере противодействия терроризму на международном уровне.
Для достижения цели исследования, нами были поставлены следующие задачи:
1. Определение содержания понятия и сущности борьбы с терроризмом;
2. Изучение истории развития международного сотрудничества в сфере борьбы с терроризмом;
3. Анализ нормативно-правовой базы сотрудничества государств в противодействии терроризму;
4. Исследование особенностей сотрудничества государств на универсальном и региональном уровне, в формате двухсторонних соглашений, а также результаты такого сотрудничества в сфере борьбы с терроризмом.
Объектом исследования нашей работы является международных терроризм во всех его проявлениях, а предметом - причины и современное состояние борьбы с терроризмом, а также, возможные пути решения данной проблемы.
Методологическая основа исследования. В ходе исследования нами применялись различные общенаучные и частнонаучные методы исследования. В частности, использовались методы анализа и сравнения, при исследовании нормативно-правовой базы сотрудничества и выявления общих закономерностей описываемых процессов, формально-юридический метод, посредством которого было сформулировано определение «терроризм», использовались методы индукции и дедукции.
Степень разработанности проблемы представлена рядом работ как отечественных, так и зарубежных специалистов, таких как УР. Латыпов, В.П. Емельянов, О.В. Дамаскин и др.
Нормативную основу работы составляют: Устав Организации Объединённых Наций от 26 июня 1945 года, Токийская Конвенция 1963 года о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов, Гаагская Конвенция 1970 года о борьбе с незаконным захватом воздушных судов, Конвенция 1971 года о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, Протокол 1998 года о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию, дополняющий Конвенцию о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, Конвенция 2010 года о борьбе с незаконными актами в отношении международной гражданской авиации, Протокол 2010 года, дополняющий Конвенцию о борьбе с незаконным захватом воздушных судов, Протокол 2014 года, изменяющий Конвенцию о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов, Конвенция 1973 года о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, Международная конвенция 1979 года о борьбе с захватом заложников, Конвенция 1980 года о физической защите ядерного материала, Поправки 2005 года к Конвенции о физической защите ядерного материала, Конвенция 1988 года о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, Протокол 2005 года к Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, Протокол 1988 года о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе, Протокол 2005 года к Протоколу о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе, Конвенция 1991 года о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения, Международная конвенция 1997 года о борьбе с бомбовым терроризмом, Международная конвенция 1999 года о борьбе с финансированием терроризма, Международная конвенция 2005 года о борьбе с актами ядерного терроризма, Конвенция Шанхайской организации сотрудничества против терроризма, Договор государств - участников Содружества Независимых Государств о противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма, Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом
и экстремизмом, Договор о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом, Соглашение о сотрудничестве в области выявления и перекрытия каналов проникновения на территории государств-членов Шанхайской организации сотрудничества лиц, причастных к террористической, сепаратистской и экстремистской деятельности, Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма, Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма (одобрена резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 49/60 от 9 декабря 1994г.), Европейская Конвенция о пресечении терроризма ETS N090, а также ряд Резолюций Совета Безопасности ООН и нормативные акты Европейского союза.
Подводя итоги проведённого нами исследования, можно заключить, что поставленные перед нами цели и задачи были достигнуты в полном объёме и опираясь на результаты проведённого нами исследования, можно сделать следующие выводы.
Хотя международное сообщество в настоящее не располагает единым и точным определением понятия «терроризм» и нормы разных международных актов содержат разные определения данного явления, все же, из проведенного исследования можно определить, что понятие «терроризм» по своему содержанию и смыслу подразумевает собой деятельность, направленную на совершение террористических актов в государствах, посредством совершения которых планируетсяоказание воздействия на деятельность должностных лиц государств или международных организаций (либо наносится вред международным отношениям и правопорядку) в интересах субъекта терроризма.
Под понятием «террористический акт» подразумевается непосредственное совершение преступного деяния, к которым можно отнести поджог, применение или угроза применения ядерных взрывных устройств, радиоактивных, взрывчатых, химических, биологических, токсических, отравляющих, аварийно-химически опасных ядовитых веществ, уничтожение, повреждение или захват транспортного средства или других объектов, посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, представителя национальных, этнических, религиозных или иных групп населения, захват заложников, похищение человека, создание опасности причинения вреда жизни, здоровью или имуществу неопределенного круга лиц путем создания условий для аварий и катастроф техногенного характера либо реальной угрозы создания такой опасности, распространение угроз в любой форме и любыми средствами, а также совершение иных действий, которые создают опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных опасных последствий.
История же сотрудничества государств в области борьбы международным терроризмом берёт своё начало в 1937 году, подписанием Конвенции о предупреждении терроризма и наказании за него, которая так и не вступила в силу.
После окончания Второй мировой войны разработка международных нормативных актов по борьбе с терроризмом ведется в рамках Организации Объединенных Наций, которая была основана 24 октября 1945 года. В настоящее время в рамках ООН было принято 19 международных соглашений, направленных на борьбу с терроризмом:
1. Токийская Конвенция 1963 года о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов;
2. Гаагская Конвенция 1970 года о борьбе с незаконным захватом воздушных судов;
3. Конвенция 1971 года о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации;
4. Протокол 1998 года о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию, дополняющий Конвенцию о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации;
5. Конвенция 2010 года о борьбе с незаконными актами в отношении международной гражданской авиации;
6. Протокол 2010 года, дополняющий Конвенцию о борьбе с незаконным захватом воздушных судов;
7. Протокол 2014 года, изменяющий Конвенцию о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов;
8. Конвенция 1973 года о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов;
9. Международная конвенция 1979 года о борьбе с захватом заложников;
10. Конвенция 1980 года о физической защите ядерного материала;
11. Поправки 2005 года к Конвенции о физической защите ядерного материала;
12. Конвенция 1988 года о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства;
13. Протокол 2005 года к Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства;
14. Протокол 1988 года о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе;
15. Протокол 2005 года к Протоколу о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе;
16. Конвенция 1991 года о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения;
17. Международная конвенция 1997 года о борьбе с бомбовым
терроризмом;
18. Международная конвенция 1999 года о борьбе с финансированием терроризма;
19. Международная конвенция 2005 года о борьбе с актами ядерного терроризма.
Также Советом Безопасности ООН было принято большое количество резолюций, направленных против международного терроризма. Каждый год принимаются двусторонние и многосторонние соглашения государств по борьбе с терроризмом.
Активная деятельность по борьбе с терроризмом ведется в основном рамках ООН, свою работу ведет Контртеррористический комитет Организации Объединенных Наций, который в настоящее время возглавляет заместитель Генерального секретаря ООН, Владимир Иванович Воронков. В докладе Группы высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам содержатся следующие направления деятельности ООН по борьбе с терроризмом:
1. сдерживание, поощрение социальных и политических прав, борьба с организованной преступностью, уменьшение масштабов нищеты и безработицы и предотвращение распада государств;
2. усилия по борьбе с экстремизмом и нетерпимостью, в том числе посредством образования и содействия публичным обсуждениям;
3. разработка более действенных инструментов для глобального сотрудничества в борьбе с терроризмом.
Борьба с международным терроризмом также ведется и в рамках иных международных организаций, таких как ШОС, Совета Европы, СНГ, ЕС и др. За борьбу с терроризмом в Европейском Союзе отвечают следующие органы:
1. Европол (Департамент по борьбе с серьезными преступлениями, управление по борьбе с терроризмом);
2. Координатор по борьбе с терроризмом;
3. Комитет экспертов по борьбе с терроризмом Совета Европы (CODEXTER);
4. Специальная комиссия по борьбе с терроризмом Совета Европы.
Хотя международное сообщество в настоящее не располагает единым и точным определением понятия «терроризм» и нормы разных международных актов содержат разные определения данного явления, все же, из проведенного исследования можно определить, что понятие «терроризм» по своему содержанию и смыслу подразумевает собой деятельность, направленную на совершение террористических актов в государствах, посредством совершения которых планируетсяоказание воздействия на деятельность должностных лиц государств или международных организаций (либо наносится вред международным отношениям и правопорядку) в интересах субъекта терроризма.
Под понятием «террористический акт» подразумевается непосредственное совершение преступного деяния, к которым можно отнести поджог, применение или угроза применения ядерных взрывных устройств, радиоактивных, взрывчатых, химических, биологических, токсических, отравляющих, аварийно-химически опасных ядовитых веществ, уничтожение, повреждение или захват транспортного средства или других объектов, посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, представителя национальных, этнических, религиозных или иных групп населения, захват заложников, похищение человека, создание опасности причинения вреда жизни, здоровью или имуществу неопределенного круга лиц путем создания условий для аварий и катастроф техногенного характера либо реальной угрозы создания такой опасности, распространение угроз в любой форме и любыми средствами, а также совершение иных действий, которые создают опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных опасных последствий.
История же сотрудничества государств в области борьбы международным терроризмом берёт своё начало в 1937 году, подписанием Конвенции о предупреждении терроризма и наказании за него, которая так и не вступила в силу.
После окончания Второй мировой войны разработка международных нормативных актов по борьбе с терроризмом ведется в рамках Организации Объединенных Наций, которая была основана 24 октября 1945 года. В настоящее время в рамках ООН было принято 19 международных соглашений, направленных на борьбу с терроризмом:
1. Токийская Конвенция 1963 года о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов;
2. Гаагская Конвенция 1970 года о борьбе с незаконным захватом воздушных судов;
3. Конвенция 1971 года о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации;
4. Протокол 1998 года о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию, дополняющий Конвенцию о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации;
5. Конвенция 2010 года о борьбе с незаконными актами в отношении международной гражданской авиации;
6. Протокол 2010 года, дополняющий Конвенцию о борьбе с незаконным захватом воздушных судов;
7. Протокол 2014 года, изменяющий Конвенцию о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов;
8. Конвенция 1973 года о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов;
9. Международная конвенция 1979 года о борьбе с захватом заложников;
10. Конвенция 1980 года о физической защите ядерного материала;
11. Поправки 2005 года к Конвенции о физической защите ядерного материала;
12. Конвенция 1988 года о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства;
13. Протокол 2005 года к Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства;
14. Протокол 1988 года о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе;
15. Протокол 2005 года к Протоколу о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе;
16. Конвенция 1991 года о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения;
17. Международная конвенция 1997 года о борьбе с бомбовым
терроризмом;
18. Международная конвенция 1999 года о борьбе с финансированием терроризма;
19. Международная конвенция 2005 года о борьбе с актами ядерного терроризма.
Также Советом Безопасности ООН было принято большое количество резолюций, направленных против международного терроризма. Каждый год принимаются двусторонние и многосторонние соглашения государств по борьбе с терроризмом.
Активная деятельность по борьбе с терроризмом ведется в основном рамках ООН, свою работу ведет Контртеррористический комитет Организации Объединенных Наций, который в настоящее время возглавляет заместитель Генерального секретаря ООН, Владимир Иванович Воронков. В докладе Группы высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам содержатся следующие направления деятельности ООН по борьбе с терроризмом:
1. сдерживание, поощрение социальных и политических прав, борьба с организованной преступностью, уменьшение масштабов нищеты и безработицы и предотвращение распада государств;
2. усилия по борьбе с экстремизмом и нетерпимостью, в том числе посредством образования и содействия публичным обсуждениям;
3. разработка более действенных инструментов для глобального сотрудничества в борьбе с терроризмом.
Борьба с международным терроризмом также ведется и в рамках иных международных организаций, таких как ШОС, Совета Европы, СНГ, ЕС и др. За борьбу с терроризмом в Европейском Союзе отвечают следующие органы:
1. Европол (Департамент по борьбе с серьезными преступлениями, управление по борьбе с терроризмом);
2. Координатор по борьбе с терроризмом;
3. Комитет экспертов по борьбе с терроризмом Совета Европы (CODEXTER);
4. Специальная комиссия по борьбе с терроризмом Совета Европы.
Подобные работы
- МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ПО БОРЬБЕ С ТЕРРОРИЗМОМ В XXI ВЕКЕ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - ТЕРРОРИЗМ КАК СОЦИАЛЬНОЕ И ПРАВОВОЕ ЯВЛЕНИЕ
Дипломные работы, ВКР, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - СОТРУДНИЧЕСТВО ГОСУДАРСТВ В БОРЬБЕ С
ТЕРОРИЗМОМ
Дипломные работы, ВКР, международное публичное право. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018 - Терроризм: политико-правовое измерение и противодействие в рамках международного сотрудничества
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2021 - МЕЖДУНАРОДНЫЕ ГАРАНТИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И БОРЬБА С ТЕРРОРИЗМОМ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Международно-правовые механизмы борьбы с терроризмом
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ БОРЬБЫ С ТЕРРОРИЗМОМ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Пиратство и морской разбой: международно-правовые средства противодействия
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2018 - ПРОЯВЛЕНИЯ ТЕРРОРИЗМА, МЕТОДЫ БОРЬБЫ С НИМ
Дипломные работы, ВКР, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2019



