ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Состояние проблемы исследования по данным научно-методической литературы
1.1. Анатомо-физиологические и возрастные особенноститеннисистов 7-9
лет 6
1.2. Проблема технической подготовки начинающих теннисистов в
настольном теннисе 13
1.3. Особенности техники перемещения начинающих теннисистов у
стола 20
Глава 2.Методы и организация исследования
2.1. Методы исследования 24
2.2. Организация исследования 28
Глава 3. Анализ эффективности экспериментальной методики обучения
технике перемещения начинающих теннисистов у стола
3.1. Характеристика экспериментальной методики 30
3.2. Анализ эффективности экспериментальной методики 36
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 44
ВЫВОДЫ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48
Актуальность. Настольный теннис - не просто массовый и популярный вид развлечения в нашей стране, этот вид спорта также входит в программу Олимпийских игр, в котором разыгрывается 5 комплектов олимпийских медалей. И путь к наградам в этом спорте сложен, труден и многогранен. Начинается он с поиска и отбора начинающих талантливых спортсменов и продолжатся ежедневным кропотливым трудом тренера и спортсмена в поисках оптимальных путей совершенствования спортивного мастерства [3].
Если мы хотим добиться успеха в соревновательном виде спорта, нам необходимо выработать четкую директиву, определяющую развитие спортсмена (атакующий или защитный стиль игры, игра «со стола» или в средней зоне и др.). Такая директива позволяет решить, в каком направлении происходит развитие настольного тенниса и становится руководством к действию. Но все выбранные начинающим спортсменом пути развития на таком поприще как настольный теннис, проходят под эгидой постоянного движения, действия и перемещения [6].
Стол для игры по ширине чуть более полутора метров, и на первый взгляд может показаться, что играют в настольный теннис только рукой: замахнулся и ударил по мячу ракеткой. Однако это не так. Если следитьза игрой сильнейших теннисистов, то можно заметить, что ноги игрока не стоят на месте, а как бы танцуют (выделывают «па»). Даже внимательно наблюдая за игрой теннисиста, порой трудно заметить, когда и как он успел очутиться в нужном для отражения мяча месте. В этом и состоит мастерство, ведь выполнять передвижения к мячу нужно между ударами, чтобы вовремя находиться в нужном месте. А правильные и быстрые перемещения — залог хорошей игры.
Подсчитано, что за одну встречу иногда теннисисту приходится выполнить 400—700 ударов и преодолеть расстояние 800— 1500 м. Кроме того, чем дальше игрок отходит от стола, тем больше ему приходится передвигаться [4].
В связи с этим техника обучения юных и начинающих спортсменов в настольном теннисе начинается, во-первых, с постановки техники простых, но основополагающих ударов (толчки, откидки и накаты справа и слева) и перемещения у стола, так как правильная и быстрая работа ног в поединке по настольному теннису играет ключевую роль в победном исходе встречи.
Естественно, что субъективность суждений о простоте такой игры как настольный теннис приводит к различного рода противоречиям, как в вопросах описания исходного положения тела спортсмена при приеме мяча, так и в вопросах методики обучения. При этом возникает необходимость поиска новых подходов и решений, способных качественно обновить сложившиеся представления о средствах и методах обучения начинающих теннисистов. В связи с этим возникает проблема и особую актуальность приобретает разработка научно обоснованной методики технической подготовки и отдельных технических элементов, в частности, технике перемещения спортсмена у стола в настольном теннисе, главной задачей которого является надёжное овладение основами спортивной техники.
Цель работы заключалась в теоретической разработке и экспериментальном обосновании методики обучения начинающих игроков настольного тенниса технике перемещения у стола.
Объект исследования: процесс технической подготовки начинающих теннисистов.
Предмет исследования: методикаобучения технике перемещения
начинающих теннисистов у стола.
В исследовании были поставлены следующие задачи:
1. На основе анализа литературы изучить особенности технической подготовки в настольном теннисе, акцентировать внимание на технике перемещения спортсмена у стола.
2. Разработать экспериментальную методику обучения начинающих игроков в настольный теннис технике перемещения у стола.
3. Выявить эффективность экспериментальной методикиобучения технике перемещения теннисистов у стола.
Для решения поставленных нами задач мы применили следующие методы
1. Анализ научно-методической литературы.
2. Педагогическое наблюдение.
3. Метод экспертных оценок.
4. Контрольное тестирование.
5. Педагогический эксперимент.
6. Математико-статистические методы.
Гипотеза исследования: предполагалось, что разработанная методика обучения рациональному перемещению у стола начинающих игроков, основанная на сочетании средств технической направленности различной сложности и упражнений на быстроту и точность действий при ударах мяча, позволит качественно повысить технику игры детей 7-9 лет, занимающихся настольным теннисом в процессе дополнительного образования, а также точность и стабильность их двигательных и ударных действий.
Новизна исследования состоит в том, что в результате всестороннеготеоретического обзора проблемы исследования и проведения педагогического эксперимента была разработана методика, повышающая эффективность обучения технике перемещения начинающих теннисистов.
Практическая значимость. Фактические материалы, практические рекомендации, полученные в ходе исследования, могут быть использованы тренерами-преподавателями при подготовке игроков в настольном теннисе.
Структура работы:выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, практических рекомендаций, выводов и списка использованной литературы. Список использованной литературы содержит 30 наименований источников. Содержание работы изложено на50 страницах.
Обучение начинающих теннисистов - это сложная задача, требующая от тренера искренности, любви к детям и обширных межотраслевых знаний педагогического дела. При работе с начинающими теннисистами нужно стремиться к тому, чтобы воспитать игрока, владеющего правильной базовой техникой (ударные действия и перемещения по площадке) - таким образом, будет заложена здоровая основа для его дальнейшего спортивного роста.
В ходе всестороннего теоретического и практического рассмотрения проблемы мы пришли к следующим выводам:
1. На основе анализа специализированной литературы нами были изучены особенности технической подготовки начинающих теннисистов, выявлена прямая зависимость выигрыша на соревнованиях от согласованности ударных действий и перемещения игрока у стола. Конечно, не стоит забывать и о других значимых составляющих настольного тенниса, как удары, психологическая подготовленность спортсмена к соревнованиям, умение предсказывать будущие действия соперника, скорость реакции на движущийся объект и мн. др., но грамотные и точные передвижения легко сравнимы с любым из данных компонентов. А также рассмотрены особенности техники передвижения у стола игроков.
2. Разработаннаяметодика обучения игроков рациональной технике перемещения у стола основана на сочетании средств технической направленности различной сложности с применением специально разработанного комплекса физических упражнений позволила ускорить процесс обучения, а также повысить стабильность и точность выполнения ударных действий теннисистов 7-9 лет.
3. Результаты математической обработки данных полученных по окончании эксперимента, позволяют утверждать об эффективности разработанной методики обучения техники ведения мяча у юных теннисистов.
1. Амелина А. Н. Настольный теннис [Текст] / А.Н. Амелина, В.А. Пашинин. - М.: Физкультура и спорт, 2017. - 112 с.
2. Астахов С. В. Китайский синдром. [Текст] // Настольный теннис, 2008, №5 (40), с. 28-31.
3. Байгулов Ю.П. Настольный теннис: Вчера, сегодня, завтра
[Текст] / Ю.П. Байгулов. - М.: ФиС, 2000. - 215 с.
4. Байгулов Ю.П. Романин А.Н. Основы настольного тенниса
[Текст] / Ю.П. Байгулов, А.Н. Романин. - М.: ФиС, 1980. -119 с.
5. Барчукова Г. В. «Настольный теннис» [Текст] / Г. В.
Барчукова. - «Физкультура и спорт», 1990 г. - 246 с.
6. Барчукова Г. В. Настольный теннис для всех [Текст] / Г.В. Барчукова. - М.: Физкультура и спорт, 2017. - 208 с.
7. Барчукова Г. В. Теория и методика настольного тенниса [Текст] / Г. В. Барчукова, В. М. Богушас, О. В. Матыцин: под ред. Г. В. Барчуковой. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 528 с.
8. Барчукова Г. В. «Учись играть в настольный теннис» [Текст] / Г. В. Барчукова. - «Советский спорт». - Москва, 1989. - 174 с.
9. Богушас В. М. Играем в настольный теннис: Кн. для учащихся [Текст] / В. М. Богушас. - М.: Просвещение, 1987. - 128 с.
10. Еременко К. Мастера малой ракетки[Текст] / К. Еременко, А. Силинков. - Ташкент: Еш гвардия,1988. - 128 с.
11. Ерофеева В. А. Общие основы педагогики: конспект лекций. [Текст]Учеб. для студ. высш. учеб. Заведений / В. А. Ерофеева. - М.: ЮРАЙТ. 2006. - 146 с.
12. Журавский В.П. Настольный теннис - такая простая и сложная игра [Текст] / В.П. Журавский. - Донецк: ООО «Юго-Восток, Лтд», 2007. - 201 с.
13. Иванов B.C. Настольный теннис [Текст] / В.С. Иванов. - М.: Физкультура и спорт, 1979. - 196 с.
14. Лысова Н. Ф. Возрастная анатомия, физиология и школьная гигиена [Текст]: Учеб. пособие / Н. Ф. Лысова, Р. И. Айзман, Я. Л. Завьялова, В. М. Ширшова. — Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2010. — 398 с.
15. Любимова З.В., Маринова, К.В К.В., Никитина, А.А. Возрастная физиология [Текст]: Учеб. для студ. высш. учеб. Заведений / З.В. Любимова, К.В. Маринова, А.А. Никитина. - М.: Гуманит. Изд. центр Владос. 2003.- Ч.1. - 304с.
16. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): [Текст]Учеб. для ин-тов физ. Культуры. / Л. П. Матвеев — М.: Физкультура и спорт, 1991. — 543 с.
17. Матыцин О.В. Многолетняя подготовка юных спортсменов в настольном теннисе. [Текст] / О.В. Матыцин. - М.: Изд. «Теория и практика физической культуры», 2001. - 188 с.
18. Милоданова, Ю.А., Жданов В.Ю., Жданов И.Ю. Обучение настольному теннису за 5 шагов. [Текст] /Ю.А. Милоданова, В.Ю. Жданов, И.Ю. Жданов. - 2015. - 150 с.
19. Обреимова Н.И., Петрухин, А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростко [Текст] / Н.И. Обреимова, А.С. Петрухин. - М., Академия, 2000. - 373с.
20. Орман Л. Современный настольный теннис [Текст] / Л. Орман. - М.: Физкультура и спорт, 1985. - 175 с.
21. Прищепа, И.М. Возрастная анатомия и физиология: учеб. Пособие. [Текст] / И.М. Прищепа. — Минск: Новое знание, 2006. —416 с.
22. Федюкович Н. И. Анатомия и физиология человека: Учебное пособие. [Текст] / Н. И. Федюкович. - Ростов н/Д: изд-во: «Феникс», 2003. - 416 с.
23. Худец Р. Настольный теннис. Техника с Владимиром Самсоновым [Текст] / Р. Худец. пер. с англ. Белозеров О. - М.: ВистаСпорт, 2005. - 272 с.
24. Чикишева О. В. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — с. 90-92.
25. Шпрах С. Д. У меня секретов нет. [Текст]Учебно-методическое пособие для тренеров, спортсменов, любителей настольного тенниса. / С. Д. Шпрах. - М.: Физкультура и спорт, 2001. - 217 с.
26. Настольный теннис: Примерная программа спортивной
подготовки для детско-юношеских спортивных школ и специализированных детско- юношеских школ олимпийского резерва (этапы спортивного совершенствования), школ высшего спортивного мастерства. [Текст]/ Г.В. Барчукова, В.А., Воробьев, О.В. Матыцин. - М. Советский спорт, 2009. - 60 с.
27. http://www.dissercat.com/content/metodika-tekhnicheskoi- podgotovki-igrokov-v-nastolnyi-tennis-na-etape-nachalnoi-sportivnoi- s#ixzz53mCVNFAN)
28. http://www.ttsport.rU/iz-istorii-nastol_nogo-tennisa./pub.255/
29. http://def.kondopoga.ru/1180508419-nastolnyy-tennis- rekomenduemaya-literatura.html
30. http: //tabletennis.ru/katalog/prinadl ezhnosti/knigi-zhurnalyi/kniga- nastolnyij-tennis-glazami-trenera-vv-komanov.html