Анализ системы финансирования космической отрасли и разработка предложений по её совершенствованию, на примере ФГУП ЦНИИмаш
|
ВВЕДЕНИЕ 3
I. КОСМИЧЕСКАЯ ОТРАСЛЬ В ХОЗЯЙСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ
РОССИИ 7
1.1 Состояние и тенденции развития космической деятельности
России 7
1.2 Российская космическая отрасль на мировом рынке
космических услуг 19
1.3 Роль и место ФГУП ЦНИИмаш в космической деятельности
России 28
II. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ФГУП ЦНИИМАШ 36
2.1 Федеральный бюджет – как основной источник
финансирования 36
2.2 Внебюджетные источники финансирования 46
III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ
ФГУП ЦНИИМАШ 53
3.1. Модернизация ракетно-космической отрасли на
современном этапе 53
3.2. Разработка мероприятий по оптимизации системы
финансирования ФГУП ЦНИИмаш 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 80
I. КОСМИЧЕСКАЯ ОТРАСЛЬ В ХОЗЯЙСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ
РОССИИ 7
1.1 Состояние и тенденции развития космической деятельности
России 7
1.2 Российская космическая отрасль на мировом рынке
космических услуг 19
1.3 Роль и место ФГУП ЦНИИмаш в космической деятельности
России 28
II. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ФГУП ЦНИИМАШ 36
2.1 Федеральный бюджет – как основной источник
финансирования 36
2.2 Внебюджетные источники финансирования 46
III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ
ФГУП ЦНИИМАШ 53
3.1. Модернизация ракетно-космической отрасли на
современном этапе 53
3.2. Разработка мероприятий по оптимизации системы
финансирования ФГУП ЦНИИмаш 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 80
В современный кризисный период, характеризующийся неустойчивостью развития российской экономики, осознана неэффективность и изъяны существующих инструментов и механизмов государственного регулирования. В связи с этим правительство Российской Федерации взяло курс на модернизацию экономики и инновационное развитие, в том числе развитие высокотехнологичных отраслей промышленности в целом и ракетно-космической промышленности (далее – РКП), в частности, как одной из ведущих наукоемких отраслей Российской Федерации. В настоящее время техническое и технологическое обеспечение российской РКП отстает от ряда аналогичных отраслей передовых стран мира. Это в первую очередь связано с определенными финансовыми проблемами РКП в период до 2000 года, износом основных фондов, оттоком высококвалифицированных кадров.
Безусловно, основной проблемой отрасли является систематическое недофинансирование со стороны государственного бюджета, которое отразилось на всех сферах деятельности РКП. Конечно, нужно учесть, что РФ только начинает выходить из последнего финансово-экономического кризиса, а любой проект в области космической деятельности (далее – КД) является высокорисковым и высокозатратным. Тем не менее, все государства, претендующие на сильные конкурентоспособные позиции на мировом рынке космической продукции и услуг, затронутые кризисом в гораздо большей степени (например, США и государства Европейского Союза), увеличивают свои расходы на КД прямым методом – выделением финансирования, и косвенным – передавая ряд производственных функций бизнесу и используя различные экономические инструменты стимулирования развития национальной космической деятельности. Одновременно кризис и сегодняшнее развитие РКП требуют от правительства России переосмысления подходов, ведь узкая специализация отечественных предприятий отрасли, и в частности ракетно-космической промышленности, на которых доля непрофильной гражданской продукции не превышает 10%, делает их полностью зависимыми от государственного заказа и ограничивает развитие отрасли рамками приоритетов, ориентированных на удовлетворение государственных нужд.
Однако бюджетное финансирование не в состоянии решить все экономические проблемы РКП, в связи с чем на данном этапе развития российской экономики очень важен поиск дополнительных источников финансирования проектов РКП за счет внешних инвестиций в производства предприятий РКП, оптимизации использования существующих ресурсов, что и обуславливает актуальность темы.
Анализ дополнительных источников в виде инвестиций из-за рубежа сможет наглядно показать целесообразность дополнения существующей системы планирования бюджета РКП элементами, учитывающими необходимость развития инновационного потенциала предприятий, которые характерны для зарубежных стран. К таким можно отнести :
- реализацию приоритетных проектов и программ;
- создание прорывных критических технологий;
- широкое внедрение информационно-коммуникационных технологий;
- ресурсо- и энергосбережение;
- модернизацию производства;
и ряд других направлений. Наряду с разработкой соответствующих целевых программ перспективным направлением следует считать стимулирование предприятий к использованию собственных средств на инновационное развитие, которые могут быть получены в результате экономии различных ресурсов, создания высокой рентабельности за счет реализации мероприятий по снижению себестоимости и повышения производительности труда, применения инновационных технологий.
Цель курсовой работы
На основе анализа существующего мирового рынка ракетно-космических услуг предприятий РКП разработать мероприятия по ее совершенствованию.
Безусловно, основной проблемой отрасли является систематическое недофинансирование со стороны государственного бюджета, которое отразилось на всех сферах деятельности РКП. Конечно, нужно учесть, что РФ только начинает выходить из последнего финансово-экономического кризиса, а любой проект в области космической деятельности (далее – КД) является высокорисковым и высокозатратным. Тем не менее, все государства, претендующие на сильные конкурентоспособные позиции на мировом рынке космической продукции и услуг, затронутые кризисом в гораздо большей степени (например, США и государства Европейского Союза), увеличивают свои расходы на КД прямым методом – выделением финансирования, и косвенным – передавая ряд производственных функций бизнесу и используя различные экономические инструменты стимулирования развития национальной космической деятельности. Одновременно кризис и сегодняшнее развитие РКП требуют от правительства России переосмысления подходов, ведь узкая специализация отечественных предприятий отрасли, и в частности ракетно-космической промышленности, на которых доля непрофильной гражданской продукции не превышает 10%, делает их полностью зависимыми от государственного заказа и ограничивает развитие отрасли рамками приоритетов, ориентированных на удовлетворение государственных нужд.
Однако бюджетное финансирование не в состоянии решить все экономические проблемы РКП, в связи с чем на данном этапе развития российской экономики очень важен поиск дополнительных источников финансирования проектов РКП за счет внешних инвестиций в производства предприятий РКП, оптимизации использования существующих ресурсов, что и обуславливает актуальность темы.
Анализ дополнительных источников в виде инвестиций из-за рубежа сможет наглядно показать целесообразность дополнения существующей системы планирования бюджета РКП элементами, учитывающими необходимость развития инновационного потенциала предприятий, которые характерны для зарубежных стран. К таким можно отнести :
- реализацию приоритетных проектов и программ;
- создание прорывных критических технологий;
- широкое внедрение информационно-коммуникационных технологий;
- ресурсо- и энергосбережение;
- модернизацию производства;
и ряд других направлений. Наряду с разработкой соответствующих целевых программ перспективным направлением следует считать стимулирование предприятий к использованию собственных средств на инновационное развитие, которые могут быть получены в результате экономии различных ресурсов, создания высокой рентабельности за счет реализации мероприятий по снижению себестоимости и повышения производительности труда, применения инновационных технологий.
Цель курсовой работы
На основе анализа существующего мирового рынка ракетно-космических услуг предприятий РКП разработать мероприятия по ее совершенствованию.
Космическая деятельность сегодня является неотъемлемой составляющей мировой экономики и науки, определяя развитие значимых комплексов международной инфокоммуникационной инфраструктуры, а также систем, обеспечивающих национальную безопасность ведущих стран мира.
В настоящее время для России космическая деятельность является своего рода императивом развития, позволяющим не только обеспечивать информационное единство и мониторинг состояния объектов и ресурсов огромной континентальной державы, но и обеспечивать высокий, глобально конкурентоспособный уровень фундаментальных научных исследований, национальной безопасности, наконец, духовного и культурного единства россиян, объединенных памятью о достижениях и приоритетах отечественной космонавтики.
Ракетно-космическая промышленность является базовым элементом отечественного космического потенциала, отличается наукоемкими, высокотехнологичными производственными процессами и создаваемыми изделиями, обладает высокими инновационными возможностями, эффективная реализация которых способна оказать существенное влияние на развитие экономики в целом.
В отличие от многих других отраслей промышленности России (например, радиоэлектроника и приборостроение), ракетно-космическая промышленность смогла не только пережить экономический, технологический спад двух прошедших десятилетий, но и сохранить высокий уровень конкурентоспособности – например, в 2011 г. половину всех коммерческих запусков была произведена с помощью российских ракет-носителей.
С начала развития российской ракетно-космической промышленности основным заказчиком являлось и продолжает являться государство, основным источником – федеральный бюджет, т.к. мероприятия в рамках государственных программ по освоению космоса отличаются высокой стоимостью и длительной продолжительностью, что не привлекает частных инвесторов.
Однако, бюджетное финансирование не в состоянии решить все экономические проблемы РКП, в связи с чем на данном этапе развития российской экономики очень важен поиск дополнительных источников финансирования предприятий РКП.
В результате проведенного исследования решены поставленные перед автором задачи и получены следующие основные выводы:
1. Современное состояние отечественной космической деятельности характеризуется сохранением конкурентных преимуществ отечественных средств выведения для обеспечения на минимально необходимом уровне потребностей страны в услугах фиксированной спутниковой связи и вещания, завершения развертывания спутниковой группировки системы ГЛОНАСС, полномасштабным выполнением международных обязательств России по проекту создания и эксплуатации Международной космической станции. Вместе с тем, допущено существенное отставание от мирового уровня в средствах и технологиях космической связи и вещания, гидрометеонаблюдения и дистанционного зондирования Земли, в орбитальных средствах для фундаментальных космических исследований, персональной спутниковой связи, ретрансляции и спасания объектов, терпящих бедствие.
В настоящее время для России космическая деятельность является своего рода императивом развития, позволяющим не только обеспечивать информационное единство и мониторинг состояния объектов и ресурсов огромной континентальной державы, но и обеспечивать высокий, глобально конкурентоспособный уровень фундаментальных научных исследований, национальной безопасности, наконец, духовного и культурного единства россиян, объединенных памятью о достижениях и приоритетах отечественной космонавтики.
Ракетно-космическая промышленность является базовым элементом отечественного космического потенциала, отличается наукоемкими, высокотехнологичными производственными процессами и создаваемыми изделиями, обладает высокими инновационными возможностями, эффективная реализация которых способна оказать существенное влияние на развитие экономики в целом.
В отличие от многих других отраслей промышленности России (например, радиоэлектроника и приборостроение), ракетно-космическая промышленность смогла не только пережить экономический, технологический спад двух прошедших десятилетий, но и сохранить высокий уровень конкурентоспособности – например, в 2011 г. половину всех коммерческих запусков была произведена с помощью российских ракет-носителей.
С начала развития российской ракетно-космической промышленности основным заказчиком являлось и продолжает являться государство, основным источником – федеральный бюджет, т.к. мероприятия в рамках государственных программ по освоению космоса отличаются высокой стоимостью и длительной продолжительностью, что не привлекает частных инвесторов.
Однако, бюджетное финансирование не в состоянии решить все экономические проблемы РКП, в связи с чем на данном этапе развития российской экономики очень важен поиск дополнительных источников финансирования предприятий РКП.
В результате проведенного исследования решены поставленные перед автором задачи и получены следующие основные выводы:
1. Современное состояние отечественной космической деятельности характеризуется сохранением конкурентных преимуществ отечественных средств выведения для обеспечения на минимально необходимом уровне потребностей страны в услугах фиксированной спутниковой связи и вещания, завершения развертывания спутниковой группировки системы ГЛОНАСС, полномасштабным выполнением международных обязательств России по проекту создания и эксплуатации Международной космической станции. Вместе с тем, допущено существенное отставание от мирового уровня в средствах и технологиях космической связи и вещания, гидрометеонаблюдения и дистанционного зондирования Земли, в орбитальных средствах для фундаментальных космических исследований, персональной спутниковой связи, ретрансляции и спасания объектов, терпящих бедствие.
Подобные работы
- Совершенствование механизмов реализации государственного заказа в современных экономических условиях (на примере национального проекта «Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации»)
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5450 р. Год сдачи: 2021



