ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Теоретические аспекты изучения средств речевого воздействия в телевизионном дискурсе 6
1.1. Развитие науки о речевом воздействии 6
1.2. Различные подходы к классификации речевого
воздействия 13
1.3. Место речевой манипуляции в теории речевого воздействия 15
1.4. Речевая манипуляция в телевизионном дискурсе и ее
разновидности 18
Выводы по ГЛАВЕ 1 26
ГЛАВА II. Речевые средства эмоционального воздействия в телевизионном дискурсе 28
2.1. Использование средств речевой манипуляции Дональдом Трампом
в политическом телевизионном дискурсе 28
2.2. Использование средств речевой манипуляции Хиллари Клинтон в
политическом телевизионном дискурсе 38
Выводы по ГЛАВЕ II 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СЛОВАРЕЙ 55
В настоящее время самым популярным средством массовой информации по праву является телевидение. Это объясняется тем, что человеку легче всего воспринимать картинку с экрана, подкрепленную звуковым сопровождением. Пользуясь этим, нам подают огромное количество искаженной информации в виде устных сообщений, и поэтому в настоящее время очень остро стоит проблема воздействия на индивида при помощи речи. Для того чтобы более обдуманно воспринимать информацию, поступающую посредством телевидения и уметь отличить правду от вымысла, человеку, живущему в XXI веке, чрезвычайно важно знать приемы речевого воздействия.
Возможностью влияния на людей при помощи речи интересуется множество специалистов в области психологии, педагогики, социологии, пиара, политологии и лингвистики. Однако, не смотря на то, что вопрос речевого воздействия получил должный интерес среди исследователей, необходимо отметить, что на сегодняшний день он все еще остается открытым и является одним из важнейших в современной лингвистике.
Для нашего исследования представляют интерес средства речевого воздействия, используемые Дональдом Трампом и Хиллари Клинтон в рамках их первых предвыборных дебатов.
Актуальность исследования определяется недостаточной разработанностью явления речевого воздействия в телевизионном дискурсе, а также масштабом распространения самого телевизионного дискурса, ростом его влияния на сознание людей и высокой популярностью выбранных политиков.
Объектом исследования является политический телевизионный дискурс, в котором осуществляется речевое воздействие.
Предметом исследования выступают речевые средства воздействия, используемые политиками в выбранном телевизионном дискурсе.
Цель исследования - рассмотреть явление речевого воздействия в телевизионном дискурсе и проанализировать речевые средства, которые активно используются в целях воздействия на адресата.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1) изучить основные теоретические положения, связанные с понятием «речевое воздействие»;
2) выявить основные способы и виды речевого воздействия;
3) разграничить понятия «речевое воздействие» и «речевая манипуляция»;
4) раскрыть особенности телевизионного дискурса и его жанры;
5) показать особенности и приемы использования средств речевой манипуляции в телевизионном дискурсе;
6) исследовать особенности употребления средств речевой манипуляции Дональдом Трампом и Хиллари Клинтон в политическом телевизионном дискурсе.
Теоретико-методологическую базу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых в области лингвистики, журналистики, психологии: по теории речевого воздействия О.С. Иссерс, ГА. Копниной, П.Б. Паршина, К.Ф. Седова, И.А. Стернина, Е.В. Шелестюк; по риторике, НЛП, политической и массовой коммуникации Р.М. Блакара, Д. Карнеги, Г. Шиллера; по психологии манипуляции Е.Л. Доценко, С.Г. Кара-Мурзы,
В.П. Шейнова.
Фактическим материалом данного исследования послужили языковые реализации явления речевой манипуляции, используемые Дональдом Трампом и Хиллари Клинтон во время их первых предвыборных дебатов на американском телеканале NBC News.
С помощью метода сплошной выборки из видеозаписи политических дебатов политиков было выявлено около 170 приемов речевой манипуляции.
В работе применялись следующие теоретические методы исследования: анализ литературы по исследуемой теме; обобщение; конкретизация; классификация; сравнение исследовательских явлений; дедукция. Сбор материала осуществлялся методом сплошной выборки в политическом телевизионном дискурсе. При исследовании практического материала использовался метод контент-анализа видеозаписей. Для систематизации и обобщения результатов использовались описательный метод, анализ словарных дефиниций, контекстуальный анализ.
Апробация работы: основные положения выпускной
квалификационной работы были освещены в виде доклада на ежегодной студенческой конференции в рамках недели науки, проводимой в НИУ БелГУ. По проблематике настоящей работы была опубликована статья «Речевые средства эмоционального воздействия в политическом дискурсе» в сборнике студенческих работ «Национальные языки и культуры в эпоху глобализации (по материалам научной сессии НИУ «БелГУ» «Студенческая весна - 2018», 12-18 апреля 2018г.)».
Структура и содержание работы определены составом решаемых проблем и задач. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, где обуславливается актуальность исследования, двух глав, раскрывающих понятие речевого воздействия и речевой манипуляции, их разновидностей и особенностей их употребления в телевизионном политическом дискурсе на примере выступлений Дональда Трампа и Хиллари Клинтон, заключения, освещающего ключевые моменты проведенного исследования, списка использованной литературы, списка использованных словарей, списка источников фактического материала. Общий объем работы составил 56 страниц.
Речевое воздействие представляет собой сложный
психолингвистический процесс, так как объединяет в себе психологические и лингвистические аспекты. Разновидностью речевого воздействия является речевое манипулирование, которое отличается по нескольким основным признакам. Речевое манипулирование, в отличие от речевого воздействия является скрытым и подразумевает стремление подчинить адресата своей воле, навязать свою точку зрения, изменить его взгляды на что-либо, ввести в заблуждение. У адресата, в свою очередь, создается иллюзия
самостоятельного принятие решения, то есть адресат не осознает оказываемого на него воздействия.
Речевое манипулирование можно встретить практически во всех сферах коммуникативной деятельности человека, так как манипулирование всегда подразумевает наличие как минимум двух действующих лиц - адресата и адресанта. Мы видим его в политике, рекламе, психотерапии, обучении. В условиях массовой коммуникации важнейшим инструментом воздействия на людей являются средства массовой информации, так как при помощи них регулируется и изменяется мнение и поведение людей. Особо значима роль телевидения, как главного источника информации и любимого способа отдохнуть и отвлечься от всего после тяжелого рабочего дня.
Данные, которые передают СМИ, часто бывают недостоверными и неполными, что позволяет создать то представление о действительности, которое необходимо телеканалу. В связи с огромным потоком информации, который телевидение выдает телезрителю, он редко пытается разобраться в сути дела, а лишь просто поглощает ее. Поэтому эффективность речевой манипуляции достигается не только с помощью умения искусно использовать ресурсы языка, но и благодаря отсутствию защитной реакции у адресата.
Не смотря на то, что манипулятивные возможности языка все чаще становятся объектом лингвистических исследований, основные сложности изучения феномена речевого манипулирования информацией в СМИ сохраняются до сих пор. Они обусловлены междисциплинарным характером предмета исследования, смешением различных способов воздействия в речевых практиках и отсутствием в лингвистике общепринятой классификации средств речевого общения и единого понятийного аппарата.
В нашем исследовании систематизированы языковые средства манипулирования политиков на материале теледебатов на американском телевидении. Нами были выделены грамматический, лексический и фонетический уровни употребления средств речевой манипуляции в политическом дискурсе.
Каждый политик, употребляя тот или иной прием речевого воздействия, преследует свои личные цели, которые мы и попытались выяснить в практической части нашего исследовании.
Наиболее частотными на грамматическом уровне оказались повторы, параллельные конструкции и риторические вопросы. Самые популярные средства на лексическом уровне - это слова аффективы, ссылки на авторитетные или же неизвестные источники, а также приемы интимизации, самопрезентации и перехода на личности. Среди фонетических приемов манипуляции, часто используемых политиками, можно выделить интонацию и паузы.
Полученные результаты раскрывают механизм функционирования и степень воздействия языковых средств манипуляции информацией в телевизионном дискурсе. Однако изучение речевой манипуляции не исчерпывается нашим исследованием, так как эта область лингвистики постоянно обновляется и усложняется, поэтому существует множество перспективных направлений будущих исследований.
1. Аристотель. Риторика. - Эксмо-Пресс, 2015. - 256 с.
2. Арнольд И.В. Стилистика. Современный английский язык (учебник для вузов): 4-е изд., испр. и доп., науч. ред. Бухаркин П.Е. - М.: Изд-во «Флинта», 2002. - 384 с.
3. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство
1986. - 445 с.
4. Блакар Р.М. Язык как инструмент социальной власти // Язык и моделирование социального взаимодействия: Переводы. - М.: Прогресс,
1987. - С. 88-125.
5. Быкова О.Н. Опыт классификации приемов речевого манипулирования в текстах СМИ // Речевое общение. - Красноярск.: Изд-во Красноярск, гос. ун-та, 2000. - C. 42-53.
6. Быкова О.Н. Языковое манипулирование. - Красноярск.: Изд-во Красноярск, гос. ун-та, 1999. - C. 99-103.
7. Волошинов В.Н. Слово в жизни и слово в поэзии. К вопросам социологической поэтики. - Звезда, 1926, №6 - С. 244-267.
8. Данилов С.Ю. О канонах внутрижанровой интеракции // Жанры речи. - Сб. науч. ст. Саратов, 2002. - С. 218-219.
9. Де Соссюр Ф. Курс общей лингвистики. Екатеринбург.: Изд-во Урал. ун-та, 1999. - 432 с.
10. Денисюк Е.В. Манипулятивное речевое воздействие:
коммуникативно-прагматический аспект. - Екатеринбург.: Изд-во
Уральского гос. ун-та им. А.М Горького, 2003. - 200 с.
11. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. - М.: ЧеРо, 1997. - 344 с.
12. Желтухина М.Р. Специфика речевого воздействия тропов в языке СМИ: автореф. дис ... доктора филол. наук: - М., 2004. - 358 с.
13. Завьялова, О.Н. Речевое (языковое) манипулирование /
О.Н. Завьялова//Культура русской речи: энциклопедический словарь-
справочник/под ред. Л.Ю. Иванова, А.П. Сковородникова, Е.Н. Ширяева и др. - М.: Флинта: Наука, 2007. - С. 566-570.
14. Иссерс О.С. Речевое воздействие: Учебное пособие. - М.: Флинта, 2009. - 224 с.
15. Иссерс О.С. Что говорят политики, чтобы нравиться своему народу. - Вестник Омского университета, 1996. №1. - C.71-74.
16. Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. - М.: Изд-во ЭКСМО Пресс, 2001. - 832с.
17. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. - Волгоград.: Перемена, 2002. - 477 с.
18. Копнина Г.А. Речевое манипулирование. - 4 изд. Испр. - М.: ФЛИНТА, 2012. - 170 с.
19. Кошанский Н.Ф. Общая риторика. - М.: Русская панорама, 2013. - 319 с.
20. Ларина Е.Г. Телевизионный дискурс и его жанровое
разнообразие. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/v/televizionnyy-diskurs-i-ego-zhanrovoe- raznoobrazie (дата обращения: 15.04.2018).
21. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. - М.: Смысл, 1997. -
287 с.
22. Леонтьев А.А. Основы теории речевой деятельности. - М.: Наука, 1974. - 368 с.
23. Ломоносов М.В. Краткое руководство к красноречию Полн. собр. соч. Т.7. - М.: Л., Изд-во Академии наук СССР, 1952. - 240 с.
24. Панкратов В.Н. Психотехнология управления людьми: Практическое руководство. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2000. - 294 с.
25. Паршин П.Б. Речевое воздействие: основные формы и
разновидности // Рекламный текст: Семиотика и лингвистика. - М.: Изд. дом Гребенникова, 2000. - 270 с.
26. Романова Е.С., Гребенников Л.Г. Механизмы психологической защиты: генезис, функционирование, диагностика. - М.: Талант, 1996. - 144 с.
27. Седов К.Ф. Общая психолингвистика. - М.: Лабиринт, 2004. -
304 с.
28. Серль Д. Косвенные речевые акты. - М.: Прогресс, 1986. - 230 с.
29. Сопер П. Основы искусства речи. - М.: Феникс, 2005. - 448 с.
30. Стернин И.А. Основы речевого воздействия. - Воронеж.: Истоки,
2012. - 178 с.
31. Стернин И.А. Практическая риторика. - Воронеж.: Истоки, 2012.
- 169 с.
32. Сунь Цзы Искусство Войны. - М.: София, 2013. - 192 с.
33. Цуладзе А.М. Политические манипуляции или покорение толпы.
- М.: Книжный дом «Университет», 1999. - 144 с.
34. Шейгал Е.И. Семиотика политического дискурса - М.: Волгоград.: Перемена, 2000. - 367 с.
35. Шейнов В.П. Скрытое управление человеком. - Харвест, 2006. -
431 с.
36. Шелестюк Е.В. Способы, типы, приемы и инструменты речевого воздействия. - Пятигорск.: Пятигорский государственный лингвистический университет, 2006. - 286 с.
37. Шидо К.В. Рекламный слоган как особый жанр английских рекламных текстов: дис ... канд. филол. наук: 10.02.04. - Саратов, 2002. - 241 с.
38. Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. - М.: Мысль, 1980. - 326 с.
39. Якушев А.В. Философия (конспект лекций). - М.: Приор-издат,
2004. - 224 с.
40. Abroms, G.M. Persuasion in psychotherapy / G.M. Abroms. - American Journal of Psychiatry, 1968. - №124 (9). - P.1212-1219.
41. Allwood, J. Logic and spoken interaction / J. Allwood // Reasoning and discourseprocesses. - Т. Myers, K.M.B. Brown eds. L. etc.: Acad. Press,
1986. - P. 67-91.
42. Bruthiaux P. The Discourse of Classified Advertising Oxford. - New York.: Oxford University Press, 1996. - 208 p.
43. Carnegie D. Public Speaking and Influencing Men in Business. - Kessinger Publishing, 2003. - 326 p.
44. Carnegie Dale, Carnegie Dorothy. The Quick and Easy Way to Effective Speaking. - Reissue Simon & Schuster, 1990. - 224 p.
45. Crystal D. English as a Global Language. - Cambridge.: Cambridge University Press, 2003. - 212 p.
46. Dyer G. Advertising as Communication. - London and New York.: Methuen, 1982. - 254 p.
47. Geis M.L. The Language of Television Advertising. - New York.: Academic Press, 1982. - 257 p.
48. Stiff J.B., Mongeau P.A. Persuasive Communication. - New York.: The Guilford Press, 2003. - 383 p.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СЛОВАРЕЙ
1. Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. Изд. 2-е, стереотипное. - М.: Эдиториал УРСС, 2004. - 576 с.
2. Краткий словарь когнитивных терминов / Под общ. ред.
Кубряковой Е.С. - М.: Филологический факультет МГУ им
М.В. Ломоносова, 1996. - 242 с.
3. Лингвистический энциклопедический словарь / Под ред. Ярцева В.И. - М.: Научное изд-во «Большая российская энциклопедия», 2002. - 507 с.
4. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. - [Электронный
ресурс]. - Режим доступа: http://www.ozhegov.org/ (дата обращения:
20.04.2018) .
5. Семенов А.В. Этимологический словарь русского языка. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://evartist.narod.ru/text15/001.htm (дата обращения: 28.04.2018).
6. Словарь общеупотребительной терминологии английского языка делового общения / Dictionary of general business English terminology: словарь / Назарова Т.Б.; Ред. Крупнов В.Н. - М.: Астрель: АСТ, 2002. - 128 с.
7. Longman Business English Dictionary. - Pearson ESL, 2000. - 533 p.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ФАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА
1. English sub The first U.S presidential debate Donal Trump vs Hillary Clinton. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=6LJdZTv6S78 (дата обращения: 10.05.2018)