Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Интервью в сетевых медиа: речевые средства установления контакта

Работа №131236

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

журналистика

Объем работы111
Год сдачи2018
Стоимость5650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
19
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 9
1.1 Интервью как жанр: история и современность 9
1.2 Диалог: вопросы и ответы 16
1.3 Речевые практики и коммуникативный статус собеседников в интервью 24
1.4 Типы вопросно-ответных единств в интервью 30
Глава 2. Психолингвистические аспекты речевой коммуникации 35
2.1 Вербальные и невербальные средства общения 35
2.2 Виды вопросов 40
2.3 Основные типы коммуникабельности людей 47
2.4 Подготовка к интервью 51
2.5 Речевые средства установления контакта 54
2.6 Особенности дефиниций речевого портрета 60
2.7 Культура речи и особенности речевого поведения 62
Глава 3. Особенности речевых средств установления контакта в сетевых интервью 68
3.1 Программа «Вдудь»: общая характеристика, подготовка к интервью, речевые тактики 68
3.2 Взаимосвязь вербальных и невербальных компонентов 79
3.3 Виды вопросов в сетевом интервью 88
3.4 Прецедентные феномены и языковая игра в речевом поведении 93
Заключение 99
Список используемых источников 104
Приложение (количественные данные о видах вопросов, использованных в выпусках программы «вДудь») 109

Сегодня Интернет является одним из основных источников оперативной информации. Статус сетевых медиа, который в течение долгого времени был под вопросом, сейчас чётко определён в Законе РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 29.07.2017) «О средствах массовой информации»: «под сетевым изданием понимается сайт в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”, зарегистрированный в качестве средства массовой информации в соответствии с настоящим Законом (абзац введён Федеральным законом от 14.06.2011 N 142-ФЗ)»1. Бсть много каналов на сайте youtube.com, имеющих регулярно выходящие программы под одним названием, постоянную аудиторию, автора(ов), но данные каналы не зарегистрированы как СМИ. При этом упомянутый выше закон под СМИ понимает «периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмму, радиопрограмму, видеопрограмму, кинохроникальная программу, иную форму периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием)»2. Следовательно, по закону мы можем отнести к средствам массовой информации каналы на сайте youtube.com, несмотря на то, что официально как СМИ в России они не зарегистрированы.
Так как наша работа посвящена речевому контактоустановлению в сетевых медиа (в частности, на канале youtube.com), нам кажется важным в начале работы сказать о том, что, по сути, интервью в Интернете в рамках канала журналиста или блогера не отличается от интервью телевизионного за исключением некоторых рамок этики. По этой причине мы считаем справедливым применять к сетевым СМИ теоретическую базу, относящуюся к традиционным медиа, так как «жанры сетевой периодики практически ничем не отличаются от жанров традиционной прессы»3.
В настоящее время «в глобальном информационном пространстве возникла новая медиареальность, так сказать, психологическая terra incognita»4. При этом очевидна тенденция к сращению психологии и журналистики в массовой коммуникации: «на ТВ и в газетах применяются чисто психологические методики организации материала практически в качестве новых жанров: фокусированное интервью; очерк на основе глубинного тестирования; обозрение с психоаналитической проработкой символики и т.п. Со своей стороны, новейшая практическая психология, используя журналистские методы, расширяет своё воздействие до уровня массовой коммуникации»5. Исследователи отмечают важность психологических характеристик и относительно сетевых медиа: «при обращении к анализу сетевых СМИ на первый план в качестве критериев типологизации выходят психологические характеристики адресатов массовой информации»6.
Диалог, по мнению Л. Р. Дускаевой, это «одно из наиболее часто употребляемых понятий в разных науках. Диалог изучается, помимо лингвистики, философией, социологией, педагогикой, психологией, информатикой. В современных лингвистических исследованиях диалог также изучается в разных аспектах: социолого-лингвистическом, семиотическом, психолингвистическом, функционально-стилистическом и т.д.»7. Любой диалог - это психологическое воздействие коммуникантов друг на друга. Воздействие осуществляется с помощью вербальных и невербальных компонентов, за которыми стоят речевые и психологические интенции. Интервью на телевидении и в Интернете, в отличие от печатного, обладает рядом визуальных характеристик, так как мы видим поведение собеседников, их реакции на вопросы, слышим индивидуальные особенности их речи. Всё вышесказанное говорит в пользу актуальности исследования коммуникативных и психологических особенностей в сетевой российской журналистике.
Настоящее исследование может представлять интерес для студентов факультетов журналистики, журналистов-практиков, а также всех, кто занимается исследованием медиаречи.
Научная новизна данной работы заключается в определении психологических и коммуникативных особенностей интервью в сетевых медиа, исследовании зависимости этих особенностей от личности интервьюера и интервьюируемого, их межличностных отношений и обсуждаемого вопроса. Важно анализировать жанр интервью комплексно, потому как оно имеет ряд особенностей (возможность демонстрировать реакцию коммуникантов, их мимику, жесты, интонирование высказываний). Необходимо учитывать как коммуникативные особенности, так и психологические, потому что «мы на пороге развития неклассической ветви теории журналистики, основу которой должна составить специальная психологическая концепция, адекватная современной медиареальности»8. Отметим, что к коммуникативным особенностям интервью в сетевых (видео) медиа мы отнесём речь (что произносят коммуниканты), а к психологическим - жесты, мимику, реакции, положение тела в пространстве, интонации.
Объектом исследования является интервью в сетевых СМИ как медиажанр.
Предметом исследования стали речевые средства установления контакта в интервью сетевых медиа.
Целью настоящей работы является определение наиболее эффективных речевых средств контактоустановления при работе в жанре интервью в условиях сетевых медиа.
Цель работы обусловила следующие задачи:
1) рассмотреть историю появления интервью как жанра;
2) оценить пространство распространения интервью на телевидении и в сетевых медиа, представив спектр его разновидностей;
3) определить коммуникативный статус собеседников в интервью;
4) проанализировать зависимость эффективности коммуникации от вербальных и невербальных средств контактоустановления;
5) выявить речевые средства установления контакта коммуникантов в интервью сетевых медиа.
Для изучения специфики жанра интервью были использованы работы Р. А. Борецкого, В. Л. Цвика, Л. П. Шестеркиной, Т. Д. Николаевой, А. В. Колесниченко. Историческая ретроспектива российского телевидения рассмотрена с опорой на труды А. Г. Беспаловой, Е. А. Корнилова, А. А. Шереля. Особенности коммуникации в сетевых медиа изучены по работам М. Ю. Сидоровой, И. Н. Блохина, С. Г. Корконосенко. Психологический аспект в журналистике был изучен с помощью работ А. И. Волковой, Т. И. Поповой, А. М. Шестериной.
Для решения поставленных задач были применены следующие общенаучные методы: наблюдение, сравнительный анализ, дедукция.
Проведённое исследование позволяет вынести на защиту следующие положения:
1. В процессе глобализации жанр интервью обогатился возможностями сетевых медиа и остался на лидирующей позиции, имея чёткие формообразующие черты, на которые не влияет смешение других жанров СМИ.
2. Возможности радио, телевидения и сетевых медиа предполагают комплексный подход к изучению вербальных и невербальных средств установления контакта с целью корректной интерпретации вопросно- ответных единств вкупе с функциональными аспектами диалогического единства реплик собеседников.
3. Важной составляющей анализа средств установления контакта является платформа размещения медиапродукта. Традиционные СМИ подчиняются законодательству Российской Федерации и соблюдают внутреннюю цензуру, в то время как сетевые медиа обладают большей свободой слова и, следовательно, большим воздействием на аудиторию.
4. Вариативность проведения съёмки и возможность смены локаций прямо влияют на поведение коммуникантов. В случае, когда съёмочной площадкой становится привычное для героев программ место (квартира, офис), их поведение более расслабленное, реакции - более яркие. Процесс создания выпуска на съёмочной площадке сковывает поведение и реакции героя программы.
5. Основными приёмами воздействия ведущего на собеседников являются приветствие и выбор тональности общения. Они тесно взаимосвязаны друг с другом, потому что в процессе приветствия ведущий выбирает тональность дальнейшего общения с гостем, и это напрямую влияет на ход и характер беседы.
По структуре работа состоит из введения, трёх глав, пятнадцати параграфов, заключения, списка литературы и приложения.
Глава I посвящена теоретическому аспекту работы. В ней мы рассматриваем историю появления жанра интервью в России и мире, его особенности как метода получения информации, развитие жанра интервью с самого начала и до наших дней с учётом особенностей сетевых медиа. Далее мы изучаем особенности коммуникативных и психологических аспектов в интервью на телевидении, описываем типы интервью, языковые техники, применяемые интервьюерами. Третья глава исследования посвящена анализу эмпирического материала на основе теоретических знаний, полученных в первых двух главах работы. В заключении излагаются и описываются выводы исследования и оценивается эффективность проведённой работы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Глобализация современного мира отражается в СМИ смешением жанров, их особенностей, сочетанием лучших аспектов и появлением новых веяний в журналистике. Интервью - яркий жанр, остающийся на лидирующей позиции, при этом обогащаясь возможностями сетевых медиа. Мы рассмотрели развитие жанра интервью, изучили речевые средства установления контакта и после этого пришли к выводу, что наиболее оптимальный подход для изучения интервью в визуальных медиа - это комплексный анализ вербальных и невербальных средств установления контакта, потому что радио даёт возможность определения голосовых характеристик коммуниканта, телевидение и сетевые медиа помогают увидеть реакции собеседников, их жесты и мимику, что составляет комплекс вербальных и невербальных средств, которые необходимо анализировать совместно, чтобы корректно интерпретировать вопросно-ответные единства вкупе с функциональной составляющей диалогического единства реплик коммуникантов. Для достижения поставленной цели мы составили собственную классификацию уровней невербальной коммуникации вкупе с вербальной составляющей.
Данное исследование направлено на выявление наиболее ярких речевых средств установления контакта в интервью в сетевых медиа. Для определения речевых контактоустанавливающих средств был проведён комплексный анализ составляющих программы «вДудь», который позволил составить собственную классификацию уровней невербальной коммуникации вкупе с вербальной составляющей:
1) первый уровень (уровень лица): взгляд, улыбка, положение бровей и сопровождающие их выражения:
• хитрая улыбка и прищур ведущего, сопровождающиеся восклицаниями «Ну-ка!», «Да-да-да!»;
• отсутствие улыбки и сдвиг бровей к центру, создающий эффект хмурого лица, сопровождающиеся молчанием;
• удивлённо приподнятые брови и широко открытые глаза, имеющие две ответные реакции, в зависимости от наличия или отсутствия улыбки на лице;
• взгляд ведущего на экран смартфона говорит либо о готовности задать следующий вопрос, который записан в смартфоне, либо о равнодушном отношении к скучному, на его взгляд, ответу собеседника;
2) второй уровень (уровень груди и пояса):
• руки и ладони как средство остановки реплики гостя и отсутствие желания перебивать его вербальными средствами;
• рисование в воздухе объектов разговора;
• стимулирование продолжения рассказа жестами ладоней;
• поучение, демонстрация своего места путём жестов руки, держащей смартфон;
• положение рук за спиной как сигнал о готовности слушать собеедника;
• демонстрация скуки путём скрещивания рук на груди или ладоней на уровне пояса в позе стоя, потирания пальцев или обручального кольца;
3) третий уровень (уровень ног):
• «фирменная» поза ведущего как демонстрация доминирования и неформального общения;
• положение скрещенных ног под или перед стулом (креслом) с прямой или расслабленной спиной как свидетельство состояния предельного включения в беседу или состояния «релакса».
Важным определяющим моментом интервью в сетевых медиа является платформа, на которой выходит медиапродукт. В интернете (в сравнении с традиционными СМИ) мало границ, следовательно, большая свобода отражается и в речевом поведении говорящих. Интервьюер может позволить себе нарушать такие критерии культуры речи, как чистоту речи и её эстетичность, посредством использования нелитературных выражений, грубой лексики, жаргонизмов, вульгаризмов, обсценной лексики.
Интервью из официальной беседы всё чаще в программе «вДудь» трансформируется в приятельский разговор, где всё более уместной становится возможность перебить партнёра, где ведущий может позволить себе часто смотреть в экран смартфона, чтобы процитировать гостя или вспомнить следующий вопрос. Формат этой программы предполагает «перебивки», в которых коммуниканты перемещаются в другую локацию на съёмочной площадке, и зачастую именно в этих «перебивках» звучат наиболее провокационные вопросы, то есть мы можем говорить о зависимости речевого поведения интервьюера от места проведения интервью. Несколько вариантов проведения съёмки (студия, рабочий кабинет, дом, офис, квартира, улица) демонстрируют разное поведение собеседников, поэтому мы можем говорить о зависимости речевого поведения интервьюируемого от локации проведения съёмки.
Юрий Дудь в своей речи использует языковую игру и прецедентные феномены, но это происходит нечасто. Целью использования как прецедентных текстов, так и языковой игры является не демонстрация уровня знаний или культурного кода, а поддержание коммуникации и выражение собственного отношения к тому или иному событию или ситуации. Употребление ведущим прецедентных феноменов и языковой игры, как и их характер, напрямую зависит от личности интервьюируемого, потому что в выпусках с Владимиром Познером или Леонидом Парфёновым Юрий Дудь прибегает к данным приёмам, а в программах с рэперами ведущий пользуется другими средствами выражения своего мнения и отношения.
Важным аспектом установления контакта является характер вопросов, задаваемых интервьюером. Анализ данного эмпирического материала позволил прийти к выводам о том, что наибольшей популярностью в беседе с медийными персонами пользовался управляющий тип вопросов, а именно фильтрующие, и предметный тип вопросов, в котором наиболее частотными стали фактицирующие и оценивающие виды вопросов. В интервью с общественными и политическими деятелями ведущий чаще всего обращается к фильтрующим, фактицирующим и оценивающим видам вопросов, а также к усилительным и провоцирующим видам поведенческого типа вопросов. Отметим, что большое количество оценивающих вопросов, относящихся по классификации А. В. Колесничеснко к предметному типу, говорит о желании ведущего узнать мнение гостей, зависимо от их статуса, возраста, социального положения. Наименьший процент в статистике в интервью получили утверждающие и гипотетические вопросы, потому что целевой аудитории не так интересно знать предположительные действия коммуникантов в воображаемых ситуациях, гораздо любопытнее узнать реальные действия, настоящие реакции, субъективную оценку.
Ведущий воздействует на своих собеседников приветствием и выбором тональности общения - последний является основополагающим в программе «вДудь». Дальнейшее поведение интервьюера в выпуске зависит именно от того, в каком тоне он начинает разговор с гостем. Стоит отметить, что не всегда официальный тон общения предполагает более скованную (с обеих сторон) беседу. Например, выпуск с Владимиром Познером демонстрирует, что уважительное отношение собеседников друг к другу и обращение на «вы» позволяют получить ответы, которые никому не удавалось получить ранее.
Большим воздействующим потенциалом обладает имплицитно поданная информация, которая в анализируемых выпусках представлена такими приёмами, как:
• ссылка на неизвестный источник (позволяет снять ответственность интервьюера за вопрос, задать неудобный собеседнику вопрос);
• сравнение (часто используется для яркой демонстрации отношения ведущего к предмету вопроса, обладает контактоустанавливающей функцией);
• объединение нескольких вопросов в один (нередко используется при открытии интервью, реже - для нагнетания обстановки).
Наиболее часто Юрий Дудь пользуется такими речевыми приёмами установления контакта, как вопросно-ответный ход, эмоциональные восклицания вкупе с созданием проблемной ситуации, использование юмора, комплиментов, специальных слов и выражений, обеспечивающих обратную связь.
По классификации Т. А. Ван Дейка Юрий Дудь пользуется следующими речевыми ходами (тактиками):
• «приведение примера»;
• «неожиданность»;
• «внесение элемента неформальности»;
• «прямое включение».
На основе проанализированных выпусков программы «вДудь» можно сказать, что Юрий Дудь успешно пользуется вербальными и невербальными средствами установления контакта, потому что ведущий достигает цели интервью, получает ответы на поставленные (даже провокационные) вопросы и имеет огромное количество просмотров выпусков своей программы на ютубе.


1. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979.
2. Блохин И. Н., Корконосенко С. Г. Сетевые СМИ российского мегаполиса. СПб., 2011.
3. Борецкий Р.А., Цвик В.Л. Телевизионная журналистика. М., 2002.
4. Дускаева Л. Р. Диалогическая природа газетных речевых жанров. СПб., 2012.
5. Гойхман О. Я. Речевая коммуникация. М., 2008.
6. Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений. СПб., 2009.
7. Иссерс О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. М., 2008.
8. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. М., 2004.
9. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М., 1987.
10. Китайгородская М. В., Розанова Н. Н. Русский речевой портрет. Фонохрестоматия. М., 1995.
11. Коми Л. Н. Теория культуры. Екатеринбург, 1993.
12. Матвеева Г. Г. Скрытые грамматические значения и идентификация социального лица («портрета») говорящего. СПб., 1993.
13. Санников В. З. Русский язык в зеркале языковой игры. М., 2002.
14. Панфилова А. П. Психология общения. М., 2013.
15. Формановская Н. И. Речевое общение: коммуникативно-прагматический подход. М., 2002.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ