Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Элементы теории вероятностей в курсе математики основной школы

Работа №63661

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

математика

Объем работы60
Год сдачи2017
Стоимость4790 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
169
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Вероятностная линия в курсе школьной математики 6
1.1 Элементы комбинаторики 6
1.2 События и их классификация 9
1.3 Вероятностная линия в учебниках Г.В. Дорофеева и И.Ф. Шарыгина .. 15
Глава II . Методика обучения элементам теории вероятностей 24
2.1 Методика изучения основных понятий теории вероятностей 25
2.2 Методика изучения основных теорем теории вероятностей 36
2.3 Методика изучения понятия «случайная величина». Изучение основных
характеристик случайных величин 43
Глава III . Элективный курс «Вероятность вокруг нас» 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
ЛИТЕРАТУРА

На сегодняшний день внедрение элементов теории вероятностей в курс математики основной школы является делом непростым и достаточно специфическим.
Согласно традиционным подходам обучения элементам теории вероятностей, считается, что главным в изучении данного курса должен стать практический опыт самих учащихся, который обеспечивает формирование, систематизацию и развитие представлений о «случайном» в мире, который нас окружает. Эта линия требует своеобразных форм, средств и приемов обучения, соответствующих возрасту и интересам учащихся: дидактических игр и экспериментов, живых наблюдений и предметной деятельности. Поэтому, обучение желательно начинать с вопросов, в которых требуется найти решение поставленной проблемы на фоне реальной ситуации. Необходимо отметить, что в процессе обучения не следует доказывать все теоремы, так как на это тратиться большое количество времени, в то время, как основной задачей курса является практическая работа.
В связи с тем, что курс изучения теории вероятностей в школе был введен недавно, и учитывая его специфичность, в настоящее время количество методической литературы для педагогов очень мало. Отсюда возникают проблемы с реализацией данного курса в школьных учебниках. В основном, элементы теории вероятностей изучаются в конце учебного года. На мой взгляд, такой подход к обучению данного курса является малоэффективным и низкокачественным. Так как материал достаточно сложный, он требует повышенной концентрации внимания и понимания, а учитывая, что в конце учебного года у учащихся исчерпываются все силы и желание учиться, этот курс так и остается не пройденным или изучается поверхностно. Такое недопустимо, ведь задания по теории вероятностей включены в список обязательных задач на ОГЭ и ЕГЭ. Поэтому в настоящее время одной из наиболее актуальных проблем методики преподавания математики является проблема введения в школьный курс элементов теории вероятностей, который давал бы возможность познакомить всех учащихся с миром случайного, с самых ранних лет формировать у них умение накапливать и систематизировать представления о свойствах окружающих явлений, в большинстве своем имеющих стохастическую природу.
Объектом исследования является процесс освоения курса теории вероятностей учащимися 5-9 классов общеобразовательной школы.
В качестве предмета исследования выступает методика обучения основам теории вероятностей в общеобразовательной школе.
Цель исследования - теоретически обосновать и содержательно представить базовый и элективный курс «Вероятность вокруг нас» для учащихся 7-х и 8-х классов средней общеобразовательной школы.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Представить теоретический материал, изучаемый на базовом уровне с примерами и методическими указаниями по их решению;
2. Рассмотреть и проанализировать методику, посвященную вопросу введения элементов теории вероятностей в школьную математику;
3. Разработать структуру, содержание и методику проведения факультативного курса «Вероятность вокруг нас» в средней общеобразовательной школе.
В ходе решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
1. Изучение и анализ учебно-методической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2. Теоретический анализ проблемы, определение основных
положений исследования;
3. Обобщение и анализ теоретико-методического материала;
4. Решение задач по данной теме.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Основной целью изучения теории вероятностей в школе является знакомство с элементами этой науки как адекватным средством описания явлений реального мира путем построения и изучения их стохастических моделей.
Одной из методических задач при изучении основных понятий и теорем теории вероятностей является задача формирования у ученика элементов теоретико-вероятностного стиля мышления.
Методические рекомендации для учителей
Основные понятия теории вероятностей (события, вероятность, случайная величина) изучаются в конкретно-индуктивной логике; вводить понятия целесообразно, рассматривая простейшие вероятностные модели.
Изучение отношений и операций над событиями и их свойств идет на основе использования наглядно-графических средств (диаграммы Эйлера— Венна), что дает ученикам возможность проследить аналогию между событиями и множествами, операциями над событиями и операциями над множествами (вместе со свойствами операций), подчеркивая тем самым тесную связь между теорией множеств и теорией вероятностей.
Изучение теорем желательно вести с использованием примеров, иллюстрирующих их применение. Методически целесообразным является прием демонстрации решения задач, которые наиболее просто решаются именно с применением теорем теории вероятностей.
Множество вероятностных задач опирается на комбинаторные формулы, поэтому целесообразно тему «Комбинаторика» изучить до введения понятия вероятности, необходимо развить у учащихся комбинаторное мышление.
В связи с тем, что курс теории вероятностей сложен и требует особого внимания, следует изучить эту тему в середине учебного года.
Требования к курсу по выбору
• Имеет прикладное общеобразовательное значение;
• Способствует развитию логического мышления;
• Показывает ряд межпредметных связей;
• Направлено на удовлетворение познавательных интересов учащихся;
• Обладает доступностью и новизной для учащихся;
• Применение активных форм обучения;
• Соответствие возрастной группе учащихся.



1. Алгебра. 7 класс: учебник для общеобразоват. учреждений / Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова, Е.А. Бунимович и др. -М.: Просвещение, 2014. - 287с.
2. Алгебра. 8 класс: учебник для общеобразоват. учреждений / Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова, Е.А. Бунимович и др. -М.: Просвещение, 2014. - 320с.
3. Алгебра. 9 класс: учебник для общеобразоват. учреждений / Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова, Е.А. Бунимович и др. -М.: Просвещение, 2014. - 304с.
4. Булычев В.А. Комбинаторика. Элементы теории вероятностей и статистики/
B. А. Булычев, Е.А. Бунимович// Математика в школе. -2011. -№6. С.9-25.
5. Бунимович Е.А. Преподавание теории вероятностей и статистики в школе/ Е.А. Бунимович// Математика в школе. -2009. -№7. 79с.
6. Бурмистрова Т.А. Сборник рабочих программ 7-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Т.А. Бурмистрова. - М.: Просвещение, 2014. - 96с.
7. Высоцкий И.Р. Типичные ошибки в преподавании теории вероятностей и статистики/ И.Р.Высоцкий, И.В. Ященко// Математика в школе. - 2014. -№5.
C. 20-41.
8. Иванов С.О. Математика. Подготовка к ЕГЭ-2014. Теория вероятностей/ С.О. Иванов, Е.Г. Коннова, Д.И. Ханин. - Ростов-на-Дону.: Легион, 2013. - 63с.
9. Математика. 5 класс: учебник для общеобразоват. учреждений / Г.В. Дорофеев, И.Ф. Шарыгин, С.Б. Суворова и др. -М.: Просвещение, 2013. - 303с.
10. Математика. 6 класс: учебник для общеобразоват. учреждений / Г.В. Дорофеев, И.Ф. Шарыгин, С.Б. Суворова и др. -М.: Просвещение, 2013. - 303с.
11. Методика и технология обучения математике. Курс лекций: пособие для вузов/ Н.Л. Стефанова, Н.С. Подходова, В.В. Орлов и др. - М.: Дрофа, 2008. - Ч.2, лекция 28. - С.395-415.
12. Мостеллер Ф. Пятьдесят занимательных вероятностных задач с решениями/ Ф.Мостеллер. - М.: Наука, 1975. - 112с.
13. Сайт единой коллекции ЦОР [Электронный ресурс]/ URL: http://school- collection.edu.ru.
14. Сайт математика- практика, тесты, форум [Электронный ресурс]/ URL: https: //www. math 10.com.
15. Сафина Р.М. Индивидуальные задания по теории вероятностей: учебно-методическое пособие/ Р.М. Сафина. - Казань.: Казанский (приволжский) федеральный университет, 2013. - 43с.
16. Суворова С.Б. Алгебра. Методические рекомендации. 8 класс: учебное пособие для общеобразоват. организаций / С.Б. Суворова, Е.А. Бунимович, Л.В. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2015. - 244с.
17. Суворова С.Б. Алгебра. Методические рекомендации. 9 класс: учебное пособие для общеобразоват. организаций / С.Б. Суворова, Е.А. Бунимович, Л.В. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2015. - 214с.
18. Суворова С.Б. Алгебра. Методические рекомендации. 7 класс: учебное пособие для общеобразоват. организаций / С.Б. Суворова, Е.А. Бунимович, Л.В. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2015. - 214с.
19. Суворова С.Б. Математика. Методические рекомендации. 5 класс: учебное пособие для общеобразоват. организаций / С.Б. Суворова, Л.В. Кузнецова, С.С. Минаева, Л.О. Рослова. - М.: Просвещение, 2013. - 201с.
20. Суворова С.Б. Математика. Методические рекомендации. 6 класс: учебное пособие для общеобразоват. организаций / С.Б. Суворова, Л.В. Кузнецова, С.С. Минаева, Л.О. Рослова. - М.: Просвещение, 2013. - 159с.
21. Тюрин Ю.Н. Теория вероятностей и статистика/ Ю.Н. Тюрин, А.А. Макаров, И.Р. Высоцкий, И.В. Ященко. - М.: МЦНМО: ОАО «Московские учебники», 2008. - 256с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ