Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕМЕ «СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ» В КУРСЕ МАТЕМАТИКИ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

Работа №111038

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы54
Год сдачи2018
Стоимость4370 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
99
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ
ТЕМЕ «СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ» В КУРСЕ АЛГЕБРЫ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ 8
§1. Понятие логико-математического анализа содержания темы школьного курса математики (на примере темы «Статистические данные») 8
§2. Цели обучения теме «Статистические данные» в школьном курсе математики 10
§3. Основные требования к знаниям и умениям учащихся по теме «Статистические данные» 13
§4. Анализ содержания теоретического материала темы «Статистические данные» в учебниках алгебры разных авторов 16
§5. Анализ задачного материала по теме «Статистические данные» в курсе математики основной школы в учебниках алгебры 7-9 классов 21
Выводы по первой главе 28
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ТЕМЕ
«СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ» В КУРСЕ АЛГЕБРЫ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ 30
§6. Формы, методы и средства обучения теме «Статистические данные» в курсе алгебры основной школы 30
§7. Методические рекомендации по обучению теме «Статистические данные» в курсе алгебры основной школы 33
§8. Анализ задач ОГЭ по теме исследования 35
§9. Системы задач по теме «Статистические данные» в курсе алгебры основной школы 41
Выводы по второй главе 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 50


Актуальность исследования. Элементы статистики и теории вероятности в школе изучаются в рамках стохастической линии организации учебного материала по математике. Стохастика представляет собой совокупность разделов математики, наиболее приближенных к практической деятельности. Это прикладная учебная дисциплина, подчеркивающая, во - первых, значимость изучения статистических закономерностей и случайных величин в практической деятельности человека (в жизни, в профессиональной сфере), во-вторых, тесную взаимосвязь между теорией вероятности и статистическими теориями.
Внедрение в школьный курс стохастики столкнулось с проблемами, обусловленными отсутствием единой методики и учебников, адаптированных под возрастные особенности школьников на определенных этапах изучения математики.
Большой вклад в теорию и методику обучения статистике в школьном курсе математики внесли Е.А. Бунимович [3; 4]; Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк [14;15], Ю.Н. Тюрин [24] и др. Отдельные аспекты методики изучения статистики в курсе школьной математики исследовали в своих работах Л.В. Головкова [5], Н.Н. Гриценко [6], Э.Н. Гулиева, Н.П. Дмитриев [7], О.С. Истифина, Т.А. Долматова [11]; Ж.Б. Лейзерман [13]; М.А. Рогозина, М.В. Поспелов [19] и др.
Проблема исследования: выявление методических основ обучения школьников теме «Статистические данные» в курсе алгебры основной школы.
Объектом исследования: процесс обучения математике в основной школе.
Предмет исследования: методические особенности обучения теме «Статистические данные» в курсе алгебры основной школы.
Цель работы: выявить методические особенности обучения школьников теме «Статистические данные» в курсе алгебры основной школы и разработать системы задач по теме исследования .
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие логико -математического анализа содержания темы школьного курса математики (на примере темы «Статистические данные»).
2. Выявить основные цели и задачи обучения данной теме в школьном курсе математики.
3. Выделить основные требования к знаниям и умениям учащихся по теме «Статистические данные».
4. Выполнить анализ теоретического и задачного материалов по теме «Статистические данные» в учебниках алгебры 7-9 классов.
5. Выявить формы, методы и средства обучения данной теме в курсе алгебры основной школы.
6. Разработать методические рекомендации по обучению теме «Статистические данные» в школьном курсе алгебры основной школы.
7. Выполнить анализ задач ОГЭ по теме исследования.
8. Разработать системы задач по теме «Статистические данные» в курсе алгебры основной школы.
Методы исследования: анализ методической литературы, учебников и учебных пособий, школьных программ.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в ходе данного исследования были выявлены методические особенности обучения теме «Статистические данные» в курсе алгебры основной школы.
Практическая значимость результатов исследования заключается в разработке методических рекомендаций по обучению теме «Статистические данные» и систем задач, которые могут использоваться на уроках при обучении данной теме в школьном курсе алгебры и студентами педагогических направлений подготовки.
На защиту выносится: 1. Методические рекомендации по обучению решению задач по теме «Статистические данные» в курсе алгебры основной школы. 2. Системы задач по теме исследования.
Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения.
Во введении сформулированы основные характеристики исследования: проблема, цель, задачи, объект, предмет и методы исследования.
В первой главе представлены теоретические основы обучения теме «Статистические данные». Раскрыто понятие логико -математического анализа содержания темы школьного курса математики на примере данной темы. Выявлены основные цели и задачи обучения теме «Статистические данные» в школьном курсе математики. Выделены основные требования к знаниям и умениям учащихся по данной теме. Выполнен анализ теоретического и задачного материалов по теме «Статистические данные» в учебниках алгебры 7-9 классов.
Вторая глава посвящена методическим основам обучения теме «Статистические данные». В ней выявлены формы, методы и средства обучения данной теме в курсе алгебры основной школы; рассмотрены задачи ОГЭ по исследуемой теме, методические рекомендации по обучению решению задач, связанные с данной темой; разработаны системы задач по теме «Статистические данные» в курсе алгебры основной школы.
В заключении сформулированы основные результаты и выводы проведенного исследования.
Список литературы состоит из 33 наименований. Объем работы составляет 55 страниц.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Сформулируем основные выводы и результаты, полученные в результате исследования:
1. Раскрыто понятие логико -математического анализа содержания темы школьного курса математики (на примере темы «Статистические данные»).
2. Выявлены основные цели и задачи обучения данной теме в школьном курсе математики.
3. Выделены основные требования к знаниям и умениям учащихся по теме «Статистические данные».
4. Выполнен анализ теоретического и задачного материалов по теме «Статистические данные» в учебниках алгебры 7-9 классов.
5. Выявлены формы, методы и средства обучения данной теме в курсе алгебры основной школы.
6. Разработаны методические рекомендации по обучению теме «Статистические данные» в школьном курсе алгебры основной школы. Установлено, что целесообразно направить учебно -познавательную деятельность учащихся, связанную с формированием статистических знаний в практическое, мотивирующее русло. Тогда статистические данные перестанут быть для учащихся просто наборами бессвязных чисел, с которым «надо что -то сделать», - только в этом случае можно будет говорить об эффективности изучения темы «Статистические данные» в курсе основной школы.
7. Выполнен анализ задач ОГЭ по теме исследования.
8. Разработаны системы задач по теме «Статистические данные» в курсе алгебры основной школы.



1. Байслонова Р.Н. Стохастическая линия в школьном курсе математики. Урок по алгебре в 9-м классе [Электронный ресурс]/ Р.Н. Байслонова// Социальная сеть работников образования nsportal.ru. - Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/algebra/library/2011/12/11/stokhasticheskaya-liniya-v-shkolnom-kurse-matematiki.
2. Баландина И. Стохастическая линия в средней школе: начнем с
анализа [Электронный ресурс]/ И. Баландина// Математика. Издательский дом 1 сентября. - 2009. - № 5. - Режим доступа:
http ://mat. 1september. ru/view_artic le.php?ID=200901403
3. Бунимович Е.А. Вероятностно -статистическая линия в базовом школьном курсе математики/ Е.А. Бунимович // Математика в школе. - 2002. - № 4. - С. 52-58.
4. Бунимович Б.А. Вероятность и статистика. 5-9 классы: пособие для общеобразоват. учеб. заведений/ Б.А. Бунимович, В.А. Булычев. - М.: Дрофа, 2002. - 160 с.
5. Головкова Л.В. О проблемах введения понятия "вероятность события"
в курсе математики основной школы [Электронный ресурс]/ Л.В. Головкова // Научно-технический прогресс как фактор развития современной цивилизации : сборник статей по итогам международной научно-исследовательской конференции. - Магнитогорск. - 2017. - С. 26-29. - Режим доступа:
https://elibrary.ru/item.asp?id=30620535.
6. Гриценко, Н.Н. Основы вероятностно-статистических знаний в школе
на уроках математики и информатики [Электронный ресурс]/ Н.Н. Гриценко// Информация и образование: границы коммуникаций. -2013. - № 5 (13). - С.
441-443. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id= 21958162. - Последнее обновление 08.05.2018.
7. Гулиева Э.Н. Стохастическая компонента в школьном образовании как необходимый элемент математической культуры учащихся / Э.Н. Гулиева, Н.П. Дмитриев// Культура. Наука. Образование. Проблемы и перспективы: сборник V Международной научно -практической конференции. - Нижневартовск: Издательство НВГУ, 2016. - C. 157-160.
8. Дорофеев Г.В. Математика. Серия учебников для 5 - 9 классов/ Г.В. Дорофеев, И.Ф. Шарыгин. - М.:. Просвещение, 2012. - 112 с.
9. Евич Л.Н. Математика. Элементы теории вероятностей и статистики: учебно-методическое пособие/ Л.Н. Евич, Л.С. Ольховская, А.С. Ковалевская; Под редакцией Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Кулабухова. - Ростов-н/Д: Легион-М, 2011. - 32 с.
10. Зубарева И.И. Математика. Серия учебников для 5 - 6 классов/ И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. - М.: Просвещение, 2009. - 104 с.
11. Истифина О.С. Методический анализ изучения элементов статистики
в курсе математики средней школы/ О.С. Истифина, Т.А. Долматова// Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом
образовании. - 2016. - № 2 (40). - С. 38-44.
12. Лабораторные и практические работы по методике преподавания математики/ под ред. Е.И. Лященко. - М.: Просвещение, 1988. - 223 с.
13. Лейзерман, Ж.Б. Развитие исследовательской активности учащихся при изучении стохастики [Электронный ресурс] / Ж.Б. Лейзерман // Вестник Университета Российской академии образования. - 2010. - № 2. - С. 83-85. - Режим доступа:https://elibrary.ru/item.asp7idM6243591.- Последнее обновление 14.05.2018.
14. Макарычев Ю.Н. Алгебра: элементы статистики и теории
вероятностей. Пособие для 7 - 9 классов / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк; Под редакцией С.А. Теляковского. - М., 2013. - 78 с.
15. Макарычев Ю.Н. Изучаем элементы статистики/ Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк // Математика в школе. - 2004. - № 5. - С. 42—47.
16. Методика и технология обучения математике. Лабораторный практикум: учеб. Пособие для студ. матчем. фактов пед. ун-тов / под науч. ред. В.В. Орлова. - М.: Дрофа, 2007. - 320 с.
17. Мордкович А.Г. События, вероятности, статистическая обработка данных. Пособие для 7 - 9 классов/ А.Г. Мордкович, П.В. Семенов. - М.:. Просвещение, 2008. - 112 с.
18. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (5-9 классы) / Издан 17 декабря 2010 г. (в ред. 29 декабря 2014 г.)// № 1897. 01.01.2016. Собрание законодательства РФ.
19. Рогозина М.А. Проблема разрозненности элементов теории вероятностей и математической статистики в материале школьных учебных предметов/ М.А. Рогозина, М.В. Поспелов // Математика: фундаментальные и прикладные исследования и вопросы образования: сборник материалов международной научно -практической конференции. - Рязань. - 2016. - С. 468.
20. Сайт учебно-методических комплексов по математике для 1-11 классов Г.К. Муравина и О.В. Муравина [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://muravin2007.narod.ru/.
21. Тарасова Н.П. Изучение вероятностно -статистического материала в обязательном основном школьном курсе математики [Электронный ресурс]/ Н.П. Тарасова. - Режим доступа: https://refdb.ru/look/2698189.html
22. Терехова Л.А. Элементы статистического анализа данных в школьном курсе математики [Электронный ресурс]/ Л.А. Терехова// Образование и общество. - 2016. Т. 4-5. - № 99-10. - С. 54-57. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item. asp?id=30587524
23. Ткачева М.В. Элементы статистики и вероятность: учебное пособие для 7 - 9 классов общеобразоват. учреждений/ М.В. Ткачева, Н.Е. Федорова. - 3-е изд., стереотип. - М.: Просвещение, 2015. - 112 с.
24. Тюрин Ю.Н. Теория вероятностей и статистика. Пособие для учащихся 7 - 9 классов / Ю.Н. Тюрин, А.А. Макаров. - М.: Просвещение, 2014. - С. 14-31.
25. Черенков В.Е. Обновление содержания образования в условиях реализации ФГОС общего образования / В.Е. Черенков// Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2015. - № 9 (149). - С. 37-42.
26. Шилова Л.И. Введение в математическую статистику [Электронный
ресурс] / Л.И. Шилова // Информационный портал «Открытый урок. 1 сентября». - Режим доступа: http ://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--
p 1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/568310/.
27. Эсенбаева О.А. Введение стохастической линии в курс математики средней школы [Электронный ресурс]/ О.А. Эсенбаева // Информационный портал «Открытый урок. 1 сентября». - Режим доступа: http://xn-- i1abbnckbmcl9fb.xnp 1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/ 551469/.
28. Fisz, Marek. Probability Theory and Mathematical Statistics/ Krieger PubCo. - 1980. - 677 p.
29. Jaynes, E.T. Probability Theory: The Logic Of Science / Cambridge University Press. - 2003. - 759 p.
30. Karr, A. F. Probability / Springer - Verlag New York. - 1993. - 283 p.
31. Lehmann, E.L. Elements of Large-Sample Theory/Springer.-2004.- 631 p.
32. Towers, Jo. Teaching and learning mathematics in the collective/ Jo
Towers, Lyndon C.Martin, Brenda Heater// The Journal of Mathematical Behavior, added 3.09.2013. -vol. 32, №3. - 424-433 p. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/ S0732312313000461. -
Последнее обновление 15.04.2018.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ