ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретико-правовой анализ развития и становления института предпринимательской деятельности 13
1.1. Историко-правовой анализ становления и развития института
предпринимательской деятельности в России 13
1.2. Нормативно-правовое регулирование предпринимательской
деятельности, осуществляемой юридическими лицами 25
1.3. Принципы административно-правового регулирования
предпринимательской деятельности 32
Глава 2. Общая характеристика административно-правового статуса юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность 39
2.1. Понятие административно-правового статуса юридических лиц,
осуществляющих предпринимательскую деятельность 39
2.2. Отдельные элементы административно-правового статуса юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность...54
Глава 3. Общая характеристика административных правонарушений юридических лиц, осуществляющих
предпринимательскую деятельность 65
3.1 Особенности административной ответственности юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность 65
3.2. Административная ответственность юридических лиц осуществляющих, предпринимательскую деятельность за отдельные виды правонарушений 75
Заключение 87
Список использованной литературы 92
Актуальность темы диссертационного исследования, состоит в том, что правовой статус юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, в России является межотраслевой комплексной категорией и как показывает анализ законодательной базы Российской Федерации, структура, и содержание правового статуса юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, определяются нормами различных отраслей системы права.
Так, наибольший интерес представляют административно-правовые нормы, которые детализируют и конкретизируют нормы права. С одной стороны, они определяют структуру и содержание статуса юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, как участника системы административных правоотношений, складывающихся в современных условиях разграничения административной компетенции Российской Федерацией и административной компетенции субъектов федерации.
С другой стороны, нормы административного права определяют структуру и содержание статуса юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, как субъекта административных правонарушений.
Как итог, в нормах действующего российского законодательства прослеживается устойчивая тенденция к расширению структуры и содержания административно-правового статуса юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, сопоставимых с современной системой административных правоотношений, сложившейся в Российской Федерации.
Так, по нашему мнению на современном этапе развития государственно-правовых отношений, главными проблемами предпринимательскую деятельность, выступает регулирование их правового статуса, а так же порядок привлечения к административной ответственности юридических лиц.
Это, прежде всего, тесно связано с теми экономическими процессами, которые, в конечном счете, определяют новые экономические отношения государства с представителями предпринимательства.
Однако необходимо отметить, что для наиболее эффективного функционирования экономики страны необходимо ее государственное регулирование, которое может выражаться в формах установления и исполнения всеми участниками правоотношений правовых норм, а так же осуществления эффективного государственного контроля за их надлежащим исполнением различными субъектами права, в том числе и юридическими лицами.
В период с 1990 года по настоящее время в России принято внушительное количество законодательных и иных нормативно правовых актов, которые устанавливают обязанности юридических лиц в различных областях государственного управления и закрепляют административную ответственность за их нарушение.
Несмотря на большой объем нормативной базы, административно-правовой статус юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в современных условиях рыночной экономики, является относительно новым правовым институтом. Это в некоторой степени обусловило отсутствие четкого нормативного регулирования правового статуса всех юридических лиц, а так же возможности установления и применения мер административной ответственности в отношении юридических лиц.
Особый интерес в рамках данного исследования представляет проблема отсутствия единой системы правил наложения административных взысканий на юридических лиц за совершенные административные правонарушения.
Статус юридического лица в теории права зачастую рассматривается исключительно с цивилистической точки зрения. Однако, юридическое лицо является субъектом не только гражданских, но и административных правоотношений.
В теории административного права вопрос о том, является ли административная ответственность обязательным элементом административно-правового статуса юридического лица, и о сфере ее применения до сих пор остается дискуссионным.
Состояние законодательства об административных правонарушениях юридических лиц во многом связано с существенными пробелами в научных исследованиях ученых-административистов. В частности, в науке административного права отсутствуют фундаментальные исследования по проблемам административной ответственности юридических лиц. Правоведами не уделялось должного внимания правовому статусу субъектов административной юрисдикции и иных участников производства по делам об административных правонарушениях юридических лиц, а также процессуальным аспектам применения административных взысканий.
В диссертации сделана попытка восполнить эти пробелы с позиций комплексного исследования административно-правового статуса юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность и их административной ответственности.
Объектом исследования диссертации выступают общественные отношения, определяющие содержание, особенности, проблемы административно-правового статуса юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.
Предметом исследования диссертации выступили материально-правовые и процессуально-правовые правовые нормы, закрепляющие административно-правовой статус юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.
Цель диссертационного исследования заключается в комплексном системном анализе норм административного законодательства определяющего и закрепляющего административно-правовой статус юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность как административно-правовой категории.
Для достижения поставленной цели в ходе исследования были решены следующие задачи:
- провести исследование истории становления и развития института предпринимательской деятельности в России;
- осуществить анализ нормативно-правовых актов регулирующих административно-правовой статус юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность;
- рассмотреть общее понятие юридических лиц , осуществляющих предпринимательскую деятельность;
- проанализировать понятие административно-правового статуса юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность;
- определить общую характеристику административной ответственности юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность;
- исследовать отдельные виды административных наказаний,
применяемых к юридическим лицам, осуществляющих предпринимательскую деятельность.
Теоретической основой диссертационного исследования являются фундаментальные положения современной теории государства и права, науки административного права.
При исследовании темы, были изучены и проанализированы труды русских юристов административистов: Алехина А.П., Бахраха Д.Н., Веремеенко И.И., Галагана И.А., Дымченко В.И., Козлова Ю.М., Лунева А.Е., Масленникова М.Я., Матвеева С.В., Новоселова В.И., Овсянко Д.М., Попова Л.Л., Салищевой Н.Г., Сорокина В.Д., Студеникиной М.С., Ульяновой В.Н., Якимова А.Ю., Якубы О.М. и других ученых в области административного права по проблемам административно-правового статуса юридических лиц, а также привлечения к административной ответственности и производства по делам об административных правонарушениях.
Методологической основой диссертационного исследования стало использование, как общенаучных методов познания (исторического метода, метода системного анализа и синтеза, логического метода, типологического метода), так и специальных правовых методов научного исследования (в том числе формально-юридического метода, сравнительно-правового метода, метода юридического моделирования).
Нормативно правовой базой диссертационного исследования стали следующие правовые акты: Конституция Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации, О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ (ред. от 28.12.2016), Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «О лицензировании отдельных видов деятельности» , а также иные законы, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, распоряжения федеральных министерств и субъектов Российской Федерации.
Эмпирической базой диссертационного исследования стали нормативно-правовые акты, определяющие административно-правовой статус юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, Конституция Российской Федерации, федеральные законы, Указы Президента РФ, Постановления и Распоряжения Правительства Российской Федерации, нормативно правовые акты Минфина России, Федеральной Налоговой Службы России, Центрального Банка России, судебных актов Конституционного Суда РФ, постановления арбитражных судов апелляционной и кассационной инстанций РФ; судебных актов Высшего Арбитражного Суда РФ.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что данное исследование является одной из первых научных работ, в которой представлено комплексное исследование материально-правовых и процессуально-правовых проблем административно-правового статуса юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, на основе анализа фундаментальных положений теории государства и права, гражданского и административного права, а также правоприменительной практики субъектов административной юрисдикции.
В ходе исследования были выявлены пробелы и недостатки нормотворческого и правоприменительного характера, высказаны предложения по совершенствованию действующего российского законодательства в сфере урегулирования предпринимательских правоотношений.
Результатом исследования являются теоретические выводы и практические предложения по совершенствованию действующего законодательства в указанной области.
На защиту выносятся следующие основные выводы и положения:
1. Сформулировано определение юридического лица как участника административно-правовых отношений, которое необходимо для его понимания в качестве субъекта управленческих правоотношений: юридическое лицо - это организация, обладающая обособленным имуществом и действующая на основании учредительных документов, за которой государством признано правомочие от своего имени приобретать и осуществлять права и обязанности, являясь участником разнообразных общественных отношений, а также нести самостоятельную юридическую ответственность как имущественную, так и административную.
2. Диссертантом сформулировано определение административно -
предпринимательскую деятельность, под которым следует понимать регламентированный нормами федерального законодательства и подзаконными нормативными актами комплекс прав, обязанностей и ответственности, который обеспечен реальными гарантиями его реализации.
3. Административная ответственность является обязательным элементом административно-правового статуса юридического лица и выступает в качестве административно-правовой гарантии надлежащей реализации прав и обязанностей юридических лиц в различных областях государственного регулирования.
Так, по нашему мнению, целесообразно дополнить ст. 2.10. действующего Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях п.1.1. путем закрепления понятия административной ответственностью юридических лиц под которой следует понимать практическое применение административно-правовых санкций, при условии их применения уполномоченными органами или должностными лицами к признанным виновными в совершении административных правонарушений вне зависимости от организационно-правовых основ.
4. В диссертации обосновывается необходимость проведения единой практики привлечения к административной ответственности юридических лиц, как на федеральном, так и на региональном уровне. Изучение правоприменительной и судебной практики по вопросам административной ответственности юридических лиц показывает, что на современном этапе назрела настоятельная необходимость в унификации правовых норм об административной ответственности юридических лиц.
Исходя из положения пункта «к» части 1 ст. 72 Конституции РФ о том, что административное и административно-процессуальное законодательство находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов, предложено разграничение предметов ведения РФ и ее субъектов в области административной ответственности юридических лиц, основанное на анализе правовых норм Конституции РФ, законов и правоприменительной практики.
Представляется целесообразным в предметах ведения субъектов РФ по вопросам правового регулирования административной ответственности закрепить: установление административной ответственности за нарушение норм и правил, регулируемых законодательством субъектов РФ, а также за нарушение норм и правил по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, если административная ответственность за их нарушение не урегулирована на федеральном уровне, с обязательным определением подведомственности дел органам административной юрисдикции субъектов РФ.
6. Диссертантом установлено, что на сегодняшний день в практике применения норм административного законодательства отсутствует единое регулирование производства по делам об административных правонарушениях юридических лиц, что в ряде случаев приводит к преобладанию узковедомственных интересов и не обеспечивает всестороннего, полного и объективного рассмотрения дел, соблюдения процессуальных прав привлекаемых к административной ответственности юридических лиц.
В этой связи целесообразно ст. 3.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дополнить новым видом наказаний, таким как принудительная ликвидация юридического лица. По сути дела данный вид наказания применялся бы к юридическим лицам при условии совершения неоднократных или грубых нарушений им обязанностей в определенной сфере общественных отношений.
Научно-практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что данное исследование позволило определить содержание и особенности их административно-правового статуса юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, а так же выявить основные составные части концепции административной ответственности юридических лиц.
Выводы и результаты исследования могут быть использованы в процессе совершенствования законодательства и правоприменительной практики в этой области. Основные положения и выводы могут найти применение при дальнейших научных разработках, и в учебном процессе.
Теоретическая значимость диссертационного исследования предопределена актуальностью и новизной затронутых в работе проблем и состоит в углублении и расширении научных знаний о предмете и системе административного права, развитии административно-правовой взглядов на деятельность юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Сформулированные положения, выводы и рекомендации могут быть использованы при осуществлении дальнейших научных разработок по административно-правовой проблематике.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные в диссертации выводы могут использоваться при чтении курсов лекций по теории права и государства, конституционному, административному, налоговому праву. Результаты исследования позволяют конкретизировать рекомендации по дальнейшей разработке фундаментальных вопросов в сфере административно-правового регулирования деятельности юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, определить пути совершенствования нормотворческой, и правоприменительной деятельности.
Апробация результатов исследования. Основные результаты исследования отражены в двух научных статьях, опубликованы в российских рецензируемых научных изданиях. Основные положения диссертации отражены в следующих работах автора:
Кабатов И.А., Остапюк В.Г. Теоретико-правовые основы административно-правового статуса юридических лиц // Вестник научных конференций. 2017. № 3-4(19). Вопросы образования и науки: по материалам международной научно-практической конференции 31 марта 2017 г. Часть 4. 124 с.
Кабатов И.А., Остапюк В.Г. Теоретические основы понятия административно-правового статуса юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность // Вестник научных конференций. 2017. № 3-4(19). Вопросы образования и науки: по материалам международной научно-практической конференции 31 марта 2017 г. Часть 4. 124 с.
Структура работы состоит из введения, трех глав, семи параграфов, заключения, а также списка использованных источников и литературы.
Необходимость исследования административно-правовых проблем статуса юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, определяется значимостью рассмотренных лиц в жизни общества и глубокими изменениями правовой базы, регламентирующей функционирование юридических лиц.
Особое место занимает, определение природы и места юридических лиц, в системе государственного управления, поскольку после уяснения места юридических лиц в системе управления, позволяет нам понять перспективу государственного управления экономическими отношениями, а также наметить тенденции совершенствования правового регулирования статуса юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность с учетом активно происходящих перемен в как в экономике, так и в правовом регулировании.
Исследование проблемы административно-правового статуса юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность дает, основание сделать однозначный вывод о необходимости систематизации федерального и регионального законодательства регулирующего не только их деятельность, но и устанавливающую административную ответственность.
В ходе проведенного исследования можно с уверенностью говорить, о том, что необходимо повышение роли государственного регулирования рассматриваемой сферы, путем модернизации действующего законодательства.
Анализ, проведенный в работе, показывает, что при построении нового механизма регулирования деятельности юридических лиц осуществляющих предпринимательскую деятельность необходимо найти нужное сочетание принуждения, стимулов и санкций.
Одной из основных задач государственного управления является обеспечения оптимального функционирования всего государства. Поэтому особенно актуальным становится подробное исследование различных видов управленческих отношений, в которые вступает юридическое лицо осуществляющее предпринимательскую деятельность.
Учитывая тот фактор, что управленческие отношения как внешние, так и внутренние составляют предмет административного права, то изучение деятельности юридических лиц в системе управленческих отношений реализуется в подробном исследовании административно-правового статуса юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.
Административно-правовой статус предприятий рассматривается в диссертации как явление комплексное, включающее в себя ряд блоков, составляющих, в свою очередь, структуру административно-правового статуса юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.
Так, под административно-правовым статусом юридических лиц осуществляющих предпринимательскую деятельность, следует понимать регламентированный нормами федерального законодательства и подзаконными нормативными актами комплекс прав, обязанностей и ответственности, который обеспечен реальными гарантиями его реализации.
Содержание административно-правового статуса юридических лиц составляет комплекс гарантированных государством и регламентированных нормами административного права прав и обязанностей.
Административно-правовой статус предприятий юридических лиц осуществляющих предпринимательскую деятельность включает в себя:
- Целевой блок;
- Административную правосубъектность (правоспособность и
дееспособность) предприятия;
- Организационный блок элементов (внешнеорганизационный и внутреннеорганизационный элементы).
Под внешнеорганизационным элементом следует понимать полномочия органов государственной власти по контролю и надзору за деятельностью предприятия (создание предприятия, государственная регистрация предприятия; лицензирование деятельности, реорганизация, ликвидация предприятия и др.).
Внутреннеорганизационный элемент включает в себя деятельность органов юридического лица, руководителя предприятия, наделенного полномочиями по его управлению.
Так, под гарантиями понимается комплекс средств, позволяющих обеспечить реализацию субъектами административно-правовых отношений своих прав. Они выражаются в нормативных актах, определяющих отношения предприятия с органами публичной власти, а также в правах предприятия на самозащиту от противоправных действий этих органов.
Среди субъектов административной ответственности появились субъекты, охватываемые цивилистическим понятием "юридические лица", которое дается в ст. 48 ГК РФ.
Административную ответственность юридических лиц характеризуют традиционные признаки состава административного правонарушения (объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона). Однако они обладают существенными особенностями, отличающими их от аналогичных признаков, характеризующих состав административного правонарушения, совершаемого физическими лицами. Прежде всего и в основном это касается понятия вины.
Вина - необходимое условие всякой ответственности. Не может быть ни административной, ни дисциплинарной, ни уголовной ответственности без наличия вины, т.е. виновного совершения противоправного действия (бездействия).
Рассмотрение вины юридического лица как элемента субъективной стороны состава правонарушения (финансовое и налоговое право) посредством субъективного подхода как продукта высшей нервной деятельности людей позволяет определить вину юридического лица через вину его коллектива, но не всего коллектива, а только той его части, которая является носителем доминирующей воли и каковая и привела к совершению административного правонарушения. Носитель доминирующей в коллективе воли - администрация юридического лица, ее полномочные должностные лица, виновность которых является основой для признания организации виновной и привлечения к административной ответственности.
Действующий кодекс целесообразно дополнить рядом новых положений таких как:
- ст. 2.10. действующего Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях п.1.1. путем закрепления понятия административной ответственностью юридических лиц под которой следует понимать практическое применение административно-правовых санкций, при условии их применения уполномоченными органами или должностными лицами административных наказаний к виновным юридическим лицам признанным виновными в совершении административных правонарушений вне зависимости от организационно-правовых основ.
- в ст. 3.2. действующего Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях целесообразно дополнить новым видом наказания, таким как ликвидация юридического лица. По сути дела, данный вид наказания применялся бы к юридическим лицам при условии совершения неоднократных или грубых нарушений им обязанностей в определенной сфере общественных отношений.
Как показала практика применения норм административного законодательства, настала необходимость проведения единой практики привлечения к административной ответственности юридических лиц, как на федеральном, так и на региональном уровне. Изучение правоприменительной и судебной практики по вопросам административной ответственности юридических лиц показывает, что на современном этапе назрела настоятельная необходимость в унификации правовых норм об административной ответственности юридических лиц.
Исходя из положения пункта «к» части 1 ст. 72 Конституции РФ о том, что административное и административно-процессуальное законодательство находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов, предложено разграничение предметов ведения РФ и ее субъектов в области административной ответственности юридических лиц, основанное на анализе правовых норм Конституции РФ, законов и правоприменительной практики.
На законодательном уровне закрепить предметы ведения субъектов РФ по вопросам правового регулирования административной ответственности можно предусмотреть: установление административной ответственности за нарушение норм и правил, регулируемых законодательством субъектов РФ, а также за нарушение норм и правил по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, если административная ответственность за их нарушение не урегулирована на федеральном уровне.
Поскольку, на сегодняшний день в практике применения норм административного законодательства отсутствует единое регулирование производства по делам об административных правонарушениях юридических лиц, что в ряде случаев приводит к преобладанию узковедомственных интересов и не обеспечивает всестороннего, полного и объективного рассмотрения дел, соблюдения процессуальных прав, привлекаемых к административной ответственности юридических лиц.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным
голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7- ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014. - № 31.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 03.04.2017) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002. - № 1.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая: Федеральный закон от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ (ред. от 28.03.2017) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 5. - Ст. 410.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая: Федеральный закон от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 28.03.2017) // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.
5. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 28.12.2016) // Собрание законодательства РФ - 03.08.1998. - № 31. - Ст. 3824.
6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 03.04.2017) // Российская газета - 18.06.1996 - № 113.
7. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 № 402- ФЗ (ред. от 23.05.2016) // Собрание законодательства РФ, 12.12.2011. - № 50. - ст. 7344.
8. О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ (ред. от 28.12.2016) // Собрание законодательства РФ, 13.08.2001. - № 33 (часть I). - ст. 3431.
9. О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля: Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. от 22.02.2017) // Собрание законодательства РФ, 29.12.2008. - № 52 (ч. 1). - ст. 6249.
10. О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках: Закон РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 (ред. от 26.07.2006) // Ведомости СНД и ВС РСФСР, 18.04.1991. - № 16. - ст. 499.
11. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон Российской Федерации от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ (ред. от 28.03.2017) // Собрание законодательства РФ, 08.04.2013. - №14. - Ст. 1652.
12. О лицензировании отдельных видов деятельности: Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ (ред. от 30.12.2015) // Собрание законодательства РФ, 09.05.2011. - № 19. - ст. 2716.
13. О личном подсобном хозяйстве: Федеральный закон от 07.07 2003 г. № 112-ФЗ (ред. от 01.05.2016) // Собрание законодательства РФ, 14.07.2003. - № 28. - ст. 2881.
14. О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации: Федеральный закон от 26.02.1997 № 31-ФЗ (ред. от 22.02.2017) // Собрание законодательства РФ, 03.03.1997. - №9. - Ст. 1014.
15. О несостоятельности (банкротстве): Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства РФ, 28.10.2002. - № 43. - ст. 4190.
16. О приватизации государственного и муниципального имущества: Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства РФ, 28.01.2002. - № 4. - ст. 251.
17. О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма: Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ (ред. от 28.12.2016) // Собрание законодательства РФ, 13.08.2001. - № 33 (часть I). - ст. 3418.
18. О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения: Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства РФ, 05.04.1999. - №14. - Ст. 1650.
19. О связи: Федеральный закон от 07.07.2003 № 126-ФЗ (ред. от 06.07.2016) // Собрание законодательства РФ, 14.07.2003. - №28. - Ст. 2895.
20. О техническом регулировании: Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ (ред. от 05.04.2016) // Собрание законодательства РФ, 30.12.2002. - № 52 (ч. 1). - ст. 5140.
21. Об организации лицензирования отдельных видов деятельности: Постановление Правительства РФ от 21.11.2011 № 957 (ред. от 22.11.2016) // Собрание законодательства РФ, 28.11.2011. - № 48. - ст. 6931.
22. Об утверждении Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 15.08.1997 № 1025 (ред. от 04.10.2012) // Собрание законодательства РФ, 25.08.1997. - №
34. - ст. 3979.
23. Об утверждении Административного регламента предоставления
Федеральной налоговой службой государственной услуги по предоставлению сведений и документов, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей: Приказ Минфина России от 15.01.2015 № 5н
(Зарегистрировано в Минюсте России 12.05.2015 № 37242) // URL:
http://www.pravo .gov.ru, 18.05.2015.
Материалы судебной практики:
24. О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 //
Российская газета, 19.04.2005. - № 80.
25. О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении
Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от
24.10.2006 № 18 (ред. от 09.02.2012) // Российская газета, 08.11.2006. - № 250.
26. О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 // Российская газета, 30.06.2015. - № 140.
27. По делу о проверке конституционности ряда положений Таможенного кодекса Российской Федерации в связи с запросом Арбитражного суда города Санкт - Петербурга и Ленинградской области, жалобами открытых акционерных обществ «АвтоВАЗ» и «Комбинат «Североникель», обществ с ограниченной ответственностью «Верность», «Вита - Плюс» и «Невско-Балтийская транспортная компания», товарищества с ограниченной ответственностью «Совместное российско - южноафриканское предприятие «Эконт» и гражданина А.Д. Чулкова: Постановление Конституционного Суда РФ от 27.04.2001 № 7-П // Собрание законодательства РФ, 04.06.2001. - № 23. - ст. 2409.
28. По делу о проверке конституционности ряда положений
Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», касающихся возможности обжалования определений, выносимых Арбитражным судом по делам о банкротстве, иных его положений, статьи 49 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», а также статей 106, 160, 179 и 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации в связи с запросом Арбитражного суда Челябинской области, жалобами граждан и юридических лиц: Постановление Конституционного Суда РФ от 12.03.2001 № 4-П // Собрание законодательства РФ, 19.03.2001. - № 12. - ст. 1138.
Монографии, учебники, учебные пособия
29. Административное право / Л. Л. Попов, Ю. И. Мигачев, С. В. Тихомиров; отв. ред. Л. Л. Попов. - М. : Проспект, 2010. с.154.
30. Административное право: Учебник / Под ред. Д.П. Звоненко,
А.Ю. Малумова, Г.Ю. Малумова. М., 2016.
31. Административное право: Учебник / Под ред. Д.П. Звоненко,
А.Ю. Малумова, Г.Ю. Малумова. М., 2015 // СПС КонсультантПлюс.
32. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. - М.: Зерцало - М, 2014 - 595 с.
33. Алехин А.П.. Административно-правовой статус
производственного предприятия, объединения как звена системы отраслевого управления. (Вопросы теории). М., 1981. - 397 с.
34. Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник. - М.: НОРМА, 2015, с.302.
35. Бахрах Д.Н. Субъекты советского административного права // Субъекты советского административного права. Свердловск. 1985. С. 4-11.
36. Бахрах, Д. Н. Административное право России: учебник / Д. Н. Бахрах, В. Г. Татарян. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Эксмо, 2014. - 25 с.
37. Бизнес в России: универсальный юридический справочник предпринимателя / Отв. ред. М.Ю. Тихомиров. М.: Изд. Тихомирова М.Ю.,
1996. С. 267.
38. Венедиктов А.В. О государственных юридических лицах в СССР. Статья в журнале «Вестник Ленинградского Университета», 1955 г., № 3.
39. Войтов А. Г. Экономика. Общий курс. (Фундаментальная теория экономики): Учебник. - 7-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2013.
40. Габричидзе Б.Н. Административное право. - М.: Дело, 2008. - 623 с.
41. Генкин Д.М. Юридические лица в советском гражданском праве. Статья в журнале «Проблемы социалистического права». М., 1939 г., № 1.
42. Государственное управление: основы теории и организации - Т.1. / В.А. Козбаненко. - М., 2012.
43. Гражданское право / Под ред. Сергеева А.П. Толстого Ю.К.М., 2016. - С.119.
44. Дозорцев ВА Тенденции развития российского гражданского
права при переходе к рыночной экономике / Тезисы докладов на международной научно-практической конференции «Гражданское законодательство Российской Федерации: состояние, проблемы,
перспективы». М. 1993.
45. Жилинский С.Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности), 8-е изд., пересмотр. и доп. - М.: Норма,
2007.
46. Захаров В.А. Создание юридических лиц: Правовые вопросы. - М., 2012. - с. 33 - 34.
47. Иванов Л. Административная ответственность юридических лиц // Российская юстиция. 2011. № 3. - С. 11.
48. Иоффе О.С. Развитие цивилистической мысли в СССР (часть первая) // Избранные труды по гражданскому праву. 2 -е издание, исправленное. - М., 2013. с. - 325 - 333.
49. Исаев И.А. История государства и права России. 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2016.
50. Козлова Н.В. Правосубъектность юридического лица. - М., 2015. - с. 35-40.
51. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях (постатейный) / А.Г. Авдейко, С.Н. Антонов, И.Л. Бачило и др.; под общ. ред. Н.Г. Салищевой. 7-е изд. М.:
Проспект, 2011. с. - 296.
52. Комментарий правонарушениях / Под ред. В.В. Черникова. М., 2010. С. 34.
53. Л. Е. Калинина Комментарий к Федеральному закону от 21
декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и
муниципального имущества» (постатейный), 2014 //http://www.pravo.gov.ru - официальный интернет-портал правовой информации
54. Манохин В.М., Адушкин Ю.Ю., Батишаев З.А. Российское административное право. - М.- , 2016. - с.97.
55. Овсянко Д.М. Административное право / Под ред. Козлова Ю.М., Попова Л.Л. - М., 2014. - с.232.
56. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. - М., 1998. - с. 346.
57. Панкова О.В. Настольная книга судьи по делам об административных правонарушениях: Научно-практ. пособ. / Под ред. Н.Г. Салищевой. М., 2016. С. 10.
58. Панов А.Б. Юридическое лицо - субъект административной ответственности // Административное право и процесс. 2015. № 6. С. 59.
59. Петров И.В. Государство и право древней Руси. СПб. Изд-no Михайлова. 2013. С.276.
60. Предпринимательское право: Учебник/ Е.И. Лебедева. М. Высшая школа. 2014.
61. Савченко П.В. Национальная экономика. М.: Экономистъ, 2015. С. 152
62. Смагина И.А. Предпринимательское право: Учебное пособие. М.,
2014. с.78.
63. Сорокин В.Д. Комментарий избранных мест Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях // Юридическая мысль.
2015. № 4(10). С. 27.
64. Сумской Д.А. Статус юридических лиц: учебное пособие. М.,
2006. с.49.
65. Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс: полный курс. М., 2011. с.261.
66. Черемных Г. Общественное объединение: регулирование
деятельности // Российская юстиция. 1996. № 4. С.40-41.
67. Черканов Д.И. Административная ответственность юридических лиц // Законодательство. 2012. № 6. - С. 14-15.
68. Ядгаров Я.С. История экономических учений: Учебник для вузов. 3-е издание. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 320 с.
69. Якимов А.Ю. Статус субъекта административной юрисдикции и проблемы его реализации. - М., 1999. - с.29.
Диссертации и авторефераты диссертаций
70. Мартынова Т.Н. Административно-правовой статус
государственных унитарных предприятий. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2013.- с. 25.
71. Плотников В.А. Неосторожность как форма вины в гражданском праве: Автореф. Дис.канд. юрид. наук. - М., 1993. с. - 15.
Интернет ресурсы
72. http://www.consultant.ru - официальный сайт Справочной
правовой системы КонсультантПлюс.
73. http://www.pravo.gov.ru - официальный интернет-портал правовой информации.
74. https://egrul.nalog.ru/- официальный сайт Федеральной Налоговой Службы.