Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Работа №62758

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы80
Год сдачи2017
Стоимость5750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
336
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I Теоретические основы использования Интернет-ресурсов в образовательном процессе высшей школы 10
1.1 Понятие образовательных Интернет-ресурсов и их роль в формировании профессиональной иноязычной компетенции студентов 10
1.2 Образовательные Интернет-ресурсы в обучении иностранному языку студентов педагогических специальностей 24
Выводы по 1 главе 37
Глава II Экспериментальная работа по формированию 38 профессиональной иноязычной компетенции студентов педагогических специальностей с использованием образовательных Интернет-ресурсов
2.1 Профессиограмма будущего учителя иностранного языка 38
2.2 Методика работы с образовательными Интернет-ресурсами в процессе преподавания английского языка при формировании профессиональной иноязычной компетенции студентов 1 курсов педагогических специальностей 49
2.3 Результаты и анализ экспериментальной работы 63
Выводы по 2 главе 71
Заключение 72
Список использованной литературы 73


В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий при изучении иностранных языков. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры обучающихся, обучение практическому овладению иностранным языком.
Задача преподавателя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому обучающемуся проявить свою активность, свое творчество. Задача преподавателя - активизировать познавательную деятельность студента в процессе обучения иностранным языкам.
Для формирования у студентов профессиональных иноязычных компетенций преподаватели применяют традиционные и современные педагогические технологии такие, как: обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий, использование образовательных Интернет-ресурсов, которые помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении. Такие педагогические технологии обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей и склонностей студентов, их уровня обученности.
Актуальность применения новых информационных технологий продиктована, прежде всего, педагогическими потребностями в повышении эффективности развивающегося обучения, в частности, потребностью формирования навыков самостоятельной учебной деятельности, исследовательского, креативного подхода в обучении, формирования критического мышления, новой культуры. Использование новых технологий
в преподавании английского языка обусловлено не только стремлением к новизне, данное обучение также позволяет реализовать личностно ориентированный подход.
Анализ педагогической литературы, результатов диссертационных исследований по данной теме приводят к выводу о существовании проблемы формирования профессиональной иноязычной компетентности студентов университета средствами образовательных Интернет-ресурсов.
Проблема использования Интернета в процессе обучения английскому языку начала обсуждаться за рубежом еще в начале 90х годов прошлого века.
В России первые публикации подобного рода начинают появляться с 2000 года, авторы которых обосновывают значимость Интернета в процессе обучения и освещают зарубежный опыт.
Среди работ, посвященных проблемам компетентности, целесообразно выделить работы зарубежных и отечественных авторов.
К зарубежным авторам, работавшим над проблемами развития компетентности, относят Р.Уайт, Р. Боятцис, К. Вудраффл, М. Армстронг, Дж. Хеджс, Р. Курц, Д. Бертрам, С. Уиддетт, С. Холлифорд, М. Лайл Спенсер-младший, М. Спенсер Сайн, А. Лючия, Р. Лепсинг, Г. Читхэм, Д. Чиверс, Дж. Равен.
К отечественным авторам, занимавшимся проблемами компетентностного подхода, относят работы И.А. Зимней, Н. Кузьминой, Ю.Г. Татур, Э. Зеер, В.И. Байденко, А.Г. Бермуса, В. Болотова, В. Введенского, Г. Голуба, А. Дахина, О. Лебедева, Г.К. Селевко, А.В. Хуторского, О. Чураковой, А.К. Марковой, Л.А. Петровской, Н. Гришановой,
A. И. Субетто, В.Д. Шадрикова.
Особого внимания заслуживают исследования в сфере информатизации и компьютeризации образовательного процесса в высших учебных заведениях (С.Ф. Аверьянова, В.А. Адольф, Д. Белл, Т.П. Воронина, С.В. Зенкина, М.В. Кларин, К.К. Колин, М.П. Лапчик, М.В. Ларионова, Е. Масуда,
B. И. Толстошеев и др.).
Необходимо отметить, что Интернет позволяет эффективно решать целый ряд дидактических задач высшей школы:
- активизировать мыслительные способности учащихся;
- привлекать к работе пассивных учеников;
- делать занятия более наглядными;
- обеспечивать учебный процесс новыми, ранее недоступными материалами, аутентичными текстами;
- реализовать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы к обучению;
- формировать информационную компетентность.
Возможности использования Интернет-ресурсов огромны. Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой студентам и преподавателям информации, находящейся в любой точке земного шара: страноведческий материал, новости из жизни молодёжи, статьи из газет и журналов, необходимую литературу.
Студенты могут принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, проводимых по сети Интернет, переписываться со сверстниками из других стран, участвовать в чатах, видеоконференциях и т.д.
Студенты могут получать информацию по проблеме, над которой работают в данный момент в рамках проекта. Это может быть совместная работа российских студентов и их зарубежных сверстников из одной или нескольких стран.
Цель исследования - выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность использования образовательных Интернет-ресурсов в процессе формирования профессиональной иноязычной компетенции студентов высшей школы.
Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс преподавания иностранного языка в вузе.
Предмет исследования - процесс формирования профессиональной иноязычной компетенции студентов педагогических специальностей средствами образовательных Интернет-ресурсов на занятиях иностранного языка.
Гипотеза исследования: процесс формирования профессиональной иноязычной компетенции студентов педагогических специальностей с использованием образовательных Интернет-ресурсов на занятиях по иностранному языку будет более эффективным, если:
- уточнена сущность научных представлений о содержании и структуре понятия «профессиональная иноязычная компетенция»;
- обучение иностранному языку студентов педагогических специальностей осуществляется в соответствии с профессиограммой учителя иностранного языка, основанной на поэтапном формировании профессиональной иноязычной компетенцией;
- в образовательный процесс профессиональной подготовки студентов педагогических специальностей внедрены современные образовательные Интернет-ресурсы;
- применяется методика по формированию профессиональной иноязычной компетенции на основе использования Интернет-ресурсов в соответствии с требованиями новых ФГОС высшей школы.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
- раскрыть и обосновать понятия «образовательный Интернет-ресурс», «профессиональная иноязычная компетенция»;
- определить специфику Интернет-ресурсов и их влияние на образовательный процесс в рамках формирования профессиональной иноязычной компетенции студентов как основы профессиограммы учителя иностранного языка;
- разработать методические рекомендации по эффективному использованию образовательных Интернет-ресурсов в процессе преподавания иностранного языка в рамках новых стандартов высшего профессионального образования;
- проанализировать результаты использования образовательных Интернет-ресурсов в собственной практической деятельности (в рамках преподавания английского языка студентам первого курса педагогических специальностей).
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы применялись следующие методы исследования:
- теоретические методы: анализ и обобщение отечественной и зарубежной научной педагогической, психологической, лингвистической и методической литературы по теме исследования;
- эмпирические методы: тестирование, анкетирование, наблюдение;
- экспериментальные методы: констатирующий, формирующий и контрольный этапы педагогического эксперимента, математические методы обработки материалов эксперимента, графические методы представления полученных данных.
База исследования - экспериментальная работа проводилась на базе Казанского (Приволжского) федерального университета.
Этапы исследования - диссертационное исследование осуществлялось в три этапа.
На констатирующем этапе была изучена научная литература, были проанализированы современные подходы к использованию ресурсов Интернет в образовательном процессе высшей школы, разработан научный аппарат.
На формирующем этапе была разработана профессиограмма учителя иностранного языка, основой которой является поэтапное формирование профессиональной иноязычной компетенции студентов педагогических специальностей в рамках внедрения и применения образовательных Интернет-ресурсов.
На контрольном этапе был проведен сравнительно-сопоставительный анализ результатов констатирующего и формирующего этапов эксперимента, проходили проверку выводы, полученные в ходе исследования,
Научная новизна исследования заключается в том, что:
- разработана профессиограмма будущего учителя иностранного языка, основой которой является поэтапное формирование профессиональной иноязычной компетенции студентов педагогических специальностей;
- теоретически и практически доказано, что образовательные Интернет-ресурсы являются эффективным средством формирования профессиональной иноязычной компетенции, которую необходимо сформировать у студентов 1 курсов.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что определены педагогические условия эффективного применения образовательных Интернет-ресурсов формирования профессиональной иноязычной компетенции студентов педагогических специальностей. Результаты исследования могут стать теоретической основой для решения проблемы формирования профессиональной иноязычной компетентности студентов университета, а также способствовать разработке авторских программ и методических пособий для преподавателей иностранного языка.
Практическая значимость заключается в том, что материалы данного исследования могут быть использованы учителями, методистами, руководителями образовательных организаций для совершенствования качества образовательной деятельности в целом и методике преподавания английского языка в частности.
Достоверность результатов исследования обеспечивается использованием комплекса разнообразных методов исследования, отвечающих его целям и задачам.
Данная исследовательская работа прошла апробацию на:
- IX Международной научно-практической конференции «Образование и наука в современных условиях» (Чебоксары: Центр Научного Сотрудничества «Интерактив плюс», 2016 г.);
- Международном научно-исследовательском журнале. Серия «Педагогические науки» (Екатеринбург, 2017 г.).
Структура диссертационного исследования. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Данная диссертационная работа посвящена формированию
профессиональной иноязычной компетенции у студентов 1 курсов педагогических специальностей через применение образовательных
Интернет-ресурсов. В рамках модернизации высшего профессионального образования главная цель обучения иностранному языку - формирование у студентов профессиональной иноязычной компетенции.
Использование образовательных Интернет-ресурсов в процессе обучения иностранному языку способствует реализации важного требования коммуникативной методики - представить процесс овладения языком, индивидуализация обучения и развитию мотивированности речевой деятельности обучаемых, которое позволяет достичь высокого уровня профессиональной иноязычной компетенции студентов, которая
соответствует современным требованиям профессиональной подготовки специалистов.
Основываясь на полученных результатах, мы продемонстрировали в данном диссертационном исследовании свое видение структуры, содержания и условий формирования профессиональной иноязычной компетенции студентов педагогических специальностей.
Мы можем сказать о том, что использование образовательных Интернет-ресурсов при обучении иностранному языку является актуальным и педагогически целесообразным. Полученные в ходе исследования результаты подтверждают положительную динамику в формировании профессиональной иноязычной компетенции студентов педагогических специальностей. Использование образовательных Интернет-ресурсов для обеспечения нового качественного уровня образовательных технологий является перспективным направлением работы. Представленные результаты показывают, что были решены поставленные задачи, подтверждена выдвинутая гипотеза, достигнута цель исследования.



1. Агасиева И.Р. Возможности интернета как средства обучения и профессиональная компетенция преподавателя иностранного языка в области использования компьютерных технологий / И.Р. Агасиева, А.М. Исмаилова // Потенциал соврем. науки. - 2014. - № 2. - С. 8.
2. Алексеев М.В. Ключевые компетенции в педагогической литературе / М.В. Алексеев // Педагогические технологии. - 2006. - №3. - С. 3-18.
3. Антипова В.М. Компетентностный подход к организации дополнительного педагогического образования в университете / В.М. Антипова, К.Ю. Колесина, Г.А. Пахомова // Педагогика. - 2006. - №8. - С. 57-62.
4. Афанасьев В.В. Математическая статистика в педагогике: учебное пособие / В.В. Афанасьев, М.А. Сивов. - Ярославль: ЯГПУ, 2010. - 76 с.
5. Байденко В.И. Болонский процесс: структурная реформа высшего образования Европы / В.И. Байденко. 3-е изд.- М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Российский Новый Университет, 2003. - 128 с.
6. Безрукова В.С. Проективная педагогика: учебное пособие для инженернопедагогических институтов и индустриально-педагогических техникумов / В.С. Безрукова // Деловая книга. - 1996. - 344 с.
7. Беликов В.А. Образование. Деятельность. Личность: монография / В. А. Беликов. М.: Академия Естествознания, 2010. - 340 с.
8. Бермус А.Г. Управление качеством профессионального образования: автореф. дисс. д-ра. пед. наук: 13.00.01/ А.Г. Бермус. - Ростов н/Д, 2003. - 43 с.
9. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь / Б.М. Бим- Бад. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2008. - 528 с.
10. Борзов Е.Ю. Перспективы и задачи лингвистического образования в новой информационной среде. - [Электронный ресурс] /
http: //www.isuct.ru/konf/shcherba/trud/borzov.htm (дата обращения:
25.01.2017).
11. Будяк Л.В. Компетентностный подход в высшем образовании / Л.В. Будяк // Вектор науки ТГУ. - № 1(4), 2011. - С. 31-35.
12. Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева, И.Г. Шапошникова и др. М., 2002. - 208 с.
13. Вербицкий A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / A.A. Вербицкий. - М.: Высш. шк., 1991. - 207 с.
14. Гализина Е.Г. Репрезентация современных концепций обучения иностранным языкам / Е.Г. Гализина, Э.П. Комарова, Т.В. Чепрасова // Известия Воронежского педуниверситета. Т.249. Проблемы романогерманского языкознания и методики преподавания иностранных языков.
- Воронеж: ВГПУ, 1999. - 182 с.
15. Гершунский Б.С. Философия образования для 21 века (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций) / Б.С. Гершунский. - М.: Изд-во Современник, 1998. - 608 с.
16. Гончарова Н.Л. Категории «компетентность» и «компетенция» в современной образовательной парадигме / Н.Л. Гончарова // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Гуманитарные науки». - 2007. - № 5.
- С. 21-25.
17. Данильчук Е.В. Теоретико-методологические основы формирования
информационной культуры будущего педагога: теоретическое
исследование / Е.В. Данильчук. - Ростов н/Д.: Изд-во Рост.гос. пед. ун-та, 2002. - 132 с.
18. Делор Ж. Образование: необходимая утопия / Ж. Делор // Педагогика. - 1998. - №5.
19. Демин В.А. Профессиональное образование компетентного специалиста: понятие и виды / В.А. Демин // Мониторинг образовательного процесса. - 2000. - №4. - С. 35-46.
20. Домненко В.М. Создание образовательных интернет-ресурсов / В.М. Домненко, М.В. Бурсов // Учебное пособие. - СПб.: СПбГИТМО (ТУ), 2002. - С. 104.
21. Драгунова А.А. Использование технологии Блог на практических занятиях английского языка / А.А. Драгунова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2013. - №12 (30). - 4.II. - С. 61-63.
22. Драгунова А.А. Использование учебного Интернет-ресурса Вебквест на практических занятиях английского языка / А.А. Драгунова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота,
2013. - №5 (23). - 4.II. - С. 60.
23. Дронова О.А. Поисковые задания в сети Интернет на занятиях по иностранному языку профессинальной направленности в вузе / О.А. Дронова, Н.Н. Кондакова, А.В. Эсаулова // мат-лы Междунар. конф. по общественным и гуманитарным наукам под эгидой SQEURO. - Лондон, 2013.
24. Захарова И.Г. Электронные учебно-методические комплексы - опыт создания и применения / И.Г. Захарова // Образование и наука. - 2001. - № 5. - С. 44-56.
25. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата
образования. [Электронный ресурс]. URL:
http://www.rsuh.ru/article.html?id=50758 (дата обращения: 30.05.2017).
26. Зимняя И.А. Единая социально-профессиональная компетентность выпускника университета: понятие, подходы к формированию и оценке / И. А. Зимняя. - М., 2008. - 54 с.
27. Иванова Л.А. Новые формы оценивания учебных достижений студентов педагогических специальностей: web-портфолио / Л.А. Иванова // Вестник Иркутского регионального отделения Академии наук высшей школы России. - Иркутск, 2010. - №1 (16). - С. 70-75.
28. Клименко С. Интернет: среда обитания информационного общества / С. Клименко, В. Уразматов. - Протвино, 1995. - С. 17-22.
29. Кондакова Н.Н. Современные подходы к профессиональной языковой подготовке студентов-бакалавров на профиле «Международные отношения» / Н.Н. Кондакова, Е.И. Зимина // Социально-экономические явления и процессы. - Тамбов, 2012. - № 12.
30. Коптюг Н.М. Интернет-проект как дополнительный источник мотивации учащихся / Н.М. Коптюг // Иностранные языки в школе. - 2003. - № 3. - С. 73-78.
31. Ландшеер В. Концепция «минимальной компетентности» / В. Ландшеер // Перспективы: вопросы образования. - 1998. - № 1. - С. 36-38.
32. Леонтьев А.А. Педагогическое общение / А.А. Леонтьев. - 2-е изд., перераб. и доп. М. Нальчик, 1996. - 93 с.
33. Маркова С.М. Правовая культура педагога профессионального обучения: монография / С.М. Маркова, М.С. Михайлов. - Н. Новгород: ВГИПУ, 2007 - 149 с.
34. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повышения квалификации пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров, под. ред. Е.С. Полат. 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 272с.
35. Носонович Е.В. Критерии содержательной аутентичности учебного текста / Е.В. Носонович, Р.П. Мильруд // Иностранные языки в школе. - 1999. - № 2. - С. 6-12.
36. Петрова Н.П. Интеграция ИКТ в учебный процесс ВУЗа (на примере профессиональной подготовки иностранному языку / Н.П. Петрова, С.И. Тамбиева // Монография. - Ростов-н/Д.: ЮФУ, - ЮНИЦ, 2014. - 168 с.
37. Роджерс К. Становление человека / К. Роджерс. - М.: «Прогресс», 1994. - 478 с.
38. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб: Издательство «Питер», 2000 - 712 с.
39. Руководство по применению технологии оценки профессиональной
компетентности: методика и практика работы / под ред. О.В.
Большаковой, И.В. Кузнецовой. - Ярославль: Ресурс, 2003. - 170 с.
40. Савенков А.И. Одарённый ребенок в массовой школе / А.И Савенков. - М.: Сентябрь, 2001. - 208 с.
41. Сергеев Н.К. Личность учителя как интегральная цель непрерывного педагогического образования // теоретико-методологические проблемы современного воспитания: сб. науч. тр. / под ред. Н.К. Сергеева, Н.М. Борытко. Волгоград: Перемена, 2004. - С. 324-331.
42. Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В.В. Сериков, В.А. Болотов // Педагогика. - 2003. -№3. - С. 814.
43. Симонов В.П. Диагностика личности и деятельности преподавателя и обучаемых / В.П. Симонов. Серия «Педагогический менеджмент» М., 2005.
44. Сластенин В.А. Педагогика: Учебное пособие для студентов
педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, E.H. Шиянов - 3-е изд. - М.: Школа-Пресс, 2000. - 512 с.
45. Современное рассмотрение категорий «компетенции», «компетентность»,
«профессионализм» [Электронный ресурс]. -
http://www.powereducator.ru/cedus-525-1 .html (дата обращения: 03.12.2016).
46. Старченко Е.В. Формирование профессиональных компетенций в учебнообразовательной деятельности у выпускников вузов / Е.В. Старченко // Молодой ученый. - 2013. - №9. - С. 405-407.
47. Сухобской Г.С. Применение педагогического знания в процессе решения педагогических задач // Моделирование педагогических ситуаций / под ред. Ю.Н. Кулюткина, Г.С. Сухобской. - М.: Педагогика, 2010. - С. 41-55.
48. Сысоев П.В. Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно-коммуникационных Интернеттехнологий / П.В. Сысоев, М.Н. Евстигнеев. - М., 2010. - 27 с.
49. Сысоев П.В. Использование современных учебных Интернет-ресурсов в обучении иностранному языку и культуре / П.В. Сысоев, М.Н. Евстигнеев // Язык и культура. - 2008. - № 2. - С. 100-110.
50. Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста / Ю.Г. Татур // Высшее образование сегодня. - 2004. - № 3. - С. 21-26.
51. Федоров А.В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогических вузов / А.В. Федоров. - М.: Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007. - 616 с.
52. Ходжалиев С.А. Место и роль интерактивных технологий в процессе формирования профессиональной компетенции выпускников вузов / С.А. Ходжалиев // Педагогика высшей школы. - 2015. - №3. - С. 45-48.
53. Чошанов М. А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения / М. А. Чошанов.- М.: Народное образование, 2006. - 160 с.
54. Щербакова М.В. Самоопределение в профессии учителя: программа и метод. реком. / М.В. Щербакова. - Воронеж: Воронеж. гос. ун-т, 2006.
55. Юсеф Е.К. Личностная ориентация обучения как условие развития компетентности студентов технического университета (на материале иностранного языка): автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / Е.К. Юсеф - Ростов н/Д, 2001. - 23 с.
56. Ferdig R. Content delivery in the - blogsphere / R. Ferdig, K. Trammel // T.H.E. Journal [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.thej ournal .com/magazine/vault/articleprintversion.cfm? aid=4677 (дата обращения 13.05.2017).
57. L'apprentissage autonome des langues en tandem (Collection Essais C.R.E.D.I.F.). Coord. par B. Helmling. Avec la coop. de H. Brammerts, K. Kleppin, I. Cintrat, E. Otto. - Paris: Editions Didier, 2002. - 166 p.
58. Sheil J. Evaluation & Research in Education / J. Sheil // The Council of Europe and Language Learning for European Citizenship. - Vol. 10. - Issue 2. - 1996. -P. 88-103.
59. Reflets sur Internet. - Paris: Hachette Livre FLE, 2000.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ