Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Обучение англоязычной диалогической речи студентов гуманитарных специальностей на основе аутентичных интервью

Работа №126200

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

лингвистика

Объем работы100
Год сдачи2023
Стоимость4940 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
42
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Оглавление 2
Введение 4
ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА ИНТЕРВЬЮ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ 8
1.1. Диалогическая речь как значимая часть содержания обучения
английскому языку 8
1.2. Психолого-педагогические характеристики студентов гуманитарных
специальностей 15
1.3. Лингводидактический потенциал аутентичных интервью при обучении
диалогической речи студентов-гуманитариев 21
1.3.1 Типы интервью и его инвариантные признаки 21
1.3.2. Дискурсивные стратегии сторон интервью 30
1.3.3. Интервью как элемент содержания обучения диалогической речи на
английском языке 42
Выводы по Главе 1 44
ГЛАВА II. ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ-ГУМАНИТАРИЕВ
ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ НА ОСНОВЕ АУТЕНТИЧНЫХ ИНТЕРВЬЮ ... 47
2.1. Теоретическое обоснование системы упражнений по обучению
диалогической речи на английском языке 47
2.2. Описание комплекса упражнений 54
2.2.1. Подготовительные информирующие упражнения 57
2.2.2. Языковые упражнения 62
2.2.3. Речевые упражнения 64
2.2.4. Коммуникативные упражнения 66
2.3. Описание педагогического наблюдения: апробация комплекса
упражнений в практике преподавания 72
Выводы по Главе II 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
Список использованной литературы и источников 82
Приложение 1 89
Подготовительные информирующие упражнения 89
Приложение 2 93
Языковые упражнения 93
Приложение 3 96
Речевые упражнения 96
Приложение 4 98
Коммуникативные упражнения 98

Работа посвящена исследованию проблемы обучения студентов гуманитарных специальностей диалогической речи с использованием аутентичных интервью. В исследовании представлено теоретическое обоснование использования аутентичных интервью, его инвариантных признаков и дискурсивных стратегий. Релевантность обучения диалогической речи служит основной рассмотрения особенностей обучения студентов гуманитарных специальностей говорению, а также создания комплекса упражнений для аудиторной работы.
Актуальность работы обусловлена следующими факторами:
1) особая значимость обучения студентов гуманитарных специальностей диалогической речи, её профессионально- ориентированный характер;
2) интерес к проблематике речевого взаимодействия в современной методике, педагогике и лингвистике;
3) использование аутентичных интервью при обучении иностранному языку, что способствует более эффективному усвоению материала;
4) взаимодействие между интервьюером и респондентом, путём применения инвариантных признаков интервью, а также дискурсивных стратегий, которые имеют место быть при обучении студентов гуманитарных специальностей.
Объектом исследования является обучение английскому языку для специальных целей студентов гуманитарных специальностей.
Предметом исследования являются особенности обучения студентов гуманитарных специальностей диалогической речи на основе аутентичных интервью.
Цель работы заключается в том, чтобы обучить студентов гуманитарных специальностей диалогической речи с использованием аутентичных интервью.
Задачи исследования:
1) уточнить понятие диалогической речи и ее основные характеристики;
2) рассмотреть психолого-педагогические характеристики студентов гуманитарных специальностей;
3) уточнить понятие интервью, а также описать его типы;
4) проанализировать такие инвариантные признаки интервью, как дискретность, связность, оценка, эмотивность;
5) проанализировать дискурсивные стратегии участников аутентичных интервью;
6) создать комплекс упражнений по обучению диалогической речи студентов.
Для реализации поставленных задач, в работе были использованы следующие методы: метод наблюдения, абстрагирования, лингвистического и дискурсивного анализа.
Теоретической базой для данной работы послужили методические труды И. Л. Бим, В. А. Бухбиндера, В. В. Ворошилова, И. Р. Гальперина, О. Г. Гориной, М. Ю. Копыловской, В. Л. Скалкина, В. А. Тищенко, Е. И. Пассова, Г. М. Фроловой, В. Е. Храбровой, А. Н. Щукина и др., психологические исследования Л. С. Выготского, О. А. Галановой, И. А. Зимней и др.
Научная новизна исследования заключается в модернизации методики обучения, в частности, диалогической речи студентов гуманитарных специальностей посредством использования аутентичных интервью, так как данные медийные источники содержат большое количество актуальных лексических единиц, которые отражают особенности говорения на английском языке на современном этапе его развития, а также создании комплекса упражнений.
Теоретическая значимость настоящей работы состоит в уточнении таких понятий, как компетенция, диалогическая речь, интервью, описании типов интервью, его инвариантных признаков, а также дискурсивных стратегий, применяемыми сторонами интервью.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанный нами комплекс упражнений по обучению диалогической речи студентов гуманитарных специальностей может быть использован на практических занятиях по английскому языку в высших учебных заведениях.
Методы исследования определены задачами, материалом и общим направлением работы. Основными методами исследования являются изучение и анализ научной литературы в области методики обучения иностранным языкам, лингвистике и психологии. Для написания практической части исследования применялись такие методы, как педагогическое наблюдение на основе разработанного нами комплекса упражнений, анализ его результатов и апробации в форме устных докладов на конференциях с последующими публикациями.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Во введении обосновывается выбор объекта анализа и темы исследования, формулируются основная цель и конкретные задачи работы, отмечаются актуальность исследования, а также его практическое значение, указывается используемый материал и методы его анализа.
В первой главе рассматриваются особенности обучения диалогической речи студентов гуманитарных специальностей, а также использования аутентичных интервью.
Во второй главе рассматривается представленный нами комплекс упражнений по обучению студентов гуманитарных специальностей диалогической речи на основе аутентичных интервью, а также его теоретическое обоснование.
Заключение содержит общие выводы, полученные в ходе теоретической и практической исследования.
Приложения содержат разработанные нами упражнения, ключи к упражнениям, а также раздаточный материал.
Апробация. Основные положения исследования были апробированы на следующих конференциях: III Всероссийская конференция для молодых ученых-лингвистов «Традиционное и новое: цифровое пространство лингвистических и лингводидактических исследований» (февраль, 2022), XXX Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов-2023» апрель, 2023). Результаты исследования отражены в докладах, опубликованных в сборниках материалов вышеуказанных конференций.
Апробация комплекса упражнений была проведена в Высшей школе журналистики и массовых коммуникаций СПбГУ, а также на филологическом факультете СПбГУ.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Резюмируя результаты исследования, можно сказать, что обучение диалогической речи студентов гуманитарных специальностей носит профессионально-ориентированный характер.
Диалогическая речь - это процесс непосредственного общения, который характеризуется поочередно сменяющими друг друга и порождающими одна другую репликами двух или более лиц. В рамках основных целей обучения диалогической речи студентов можно выделить следующие:
1) выступать с подготовленной или спонтанной речью;
2) инициировать общение и принимать в нем участие;
3) адекватно реагировать на реплики собеседника, подбирать корректные языковые средства.
Несомненно, психолого-педагогические характеристики студентов гуманитарных специальностей имеют весомую роль в обучении.
В связи с тем, что студенческий возраст является сенситивным периодом для развития основных социогенных потенций человека, поэтому на данном этапе происходят изменения на всех уровнях психики учащихся, так как получение высшего образования имеет огромное влияние на развитие личности. Более того, рассматривая диалог с точки зрения психологии, то здесь подразумевается не только обмен информацией, но и взаимодействие сторон. Соотнесение и объединение таких признаков, как уникальность, равенство каждого участника диалога, различие и оригинальность точек зрения, способ выражения мыслей при помощи языковых средств, а также желание принимать участие во взаимодействие с партнером являются неотъемлемой целью диалогического общения.
Так как в основе обучения диалогической речи студентов находится использование аутентичных интервью, было уточнено понятие интервью, его типы, инвариантные признаки, а также дискурсивные стратегии, которые используются сторонами интервью.
Придерживаясь точки зрения И. Л. Колесниковой и О. А. Долгиной, интервью было определено как коммуникативное упражнение, которое направлено на развитие экспрессивной устной речи, разновидность беседы, часто в форме ролевой игры, в которой один из участников играет роль человека, берущего интервью с целью получить информацию у одного или нескольких обучающихся в роли интервьюируемых.
Помимо этого, была также рассмотрена классификация типов интервью. Среди них выделяют политическое, портретное, а также информационное интервью.
Стоит также учитывать, что для каждого типа интервью характерно использование следующих типов вопросов: 1) закрытый; 2) специальный; 3) наводящий; 4) ситуативный; 5) вопрос-связка.
Основными инвариантными признаками интервью являются следующие категории: 1) целостность; 2) дискретность; 3) информативность; 4) оценка; 5) эмотивность; 6) связность.
Еще одной важной составляющей интервью, при обучении диалогической речи являются дискурсивные стратегии, которые используются интервьюером и респондентом. Среди них были выделены следующие: изменение темы, переформулирование, акцентирование, использование фатических речевых актов, а также хеджинг .
В рамках ранее упомянутой информации, нами был составлен комплекс упражнений по обучению диалогической речи студентов гуманитарных специальностей. За основу была взята классификация В. А. Бухбиндера. Таким образом, мы выделили следующие типы упражнений: подготовительные информирующие, языковые, речевые, а также коммуникативные.
Необходимо отметить, что разработанные нами упражнений ориентированы на уровень владения английским языком B1-B2 в рамках Общеевропейской шкалы языковых компетенций.
Целью информирующих упражнений является формирование фоновых знаний у студентов о типах интервью, его инвариантных признаков, дискурсивных стратегий.
В рамках языковых упражнений, то здесь у обучаемых формируются лексические и грамматические навыки, необходимые для дальнейшего, самостоятельного использования языковых средств в устной коммуникации.
Так как речевые упражнения предполагают формирование умений общаться на иностранным языке, учащиеся пользуются опорами для выражения личного мнения, описания своего любимого персонажа.
Коммуникативные упражнения предполагают обмен информацией между студентами без использования опор.
Во время апробирования комплекса упражнений, мы использовали критерии оценивания для оценки навыков говорения. По окончании выполнения упражнений, учащиеся получили положительные результаты, что свидетельствует об эффективности разработанного нами комплекса упражнений, а также о высокой языковой подготовке студентов.
Полученные результаты в ходе создания комплекса упражнений будут использованы нами в дальнейших исследованиях в аспирантуре.



1. Ахмедова М. Х. и др. Типология упражнений для развития речи на неродном языке //Молодой ученый. - 2016. - 2016. - Т. 1. - №. 105. - 692 с.
2. Беляев Б. В. Основные вопросы психологии обучения иностранным языкам // Вопросы психологии. - 1960. - №6. - С. 49-57.
3. Бессонова О. Л, Кишко С. Н. On the way to better pronunciation: учеб. пособие по практической фонетике английского языка - Донецк.: ДонНУ, 2018. - 155 с. - 155 с.
4. Бим И. Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе: учеб. пособие. М.: Просвещение, 1988. - 255 с.
5. Бирюкова О. А., Семенова Д. В. Обучение говорению в старших классах: метод интервью на уроке английского языка //Научное обозрение. Международный научно-практический журнал. - 2017. - №. 2. - С. 1-12.
6. Бухбиндер В. А. О системе упражнений // Общая методика обучения иностранным языкам: хрестоматия. М., 1991. С. 92-98.
7. Румянцева Т. В. Типы упражнений при обучении иностранцев определению родовой принадлежности русских существительных в курсе «Язык специальности» //Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И Герцена. - 2009. - №. 113. - С. 27¬34
8. Ворошилов В. В. Журналистика: учебник. — М.: КНОРУС, 2010 - 250 с.
9. Галанова О. А. Обучение стратегиям научной дискуссии на иностранном языке в неязыковом вузе: автореф. дис. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2003. - С. 24-28
10. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. - М.: Наука. 1981. - 524 с.
11. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика //М.: академия. - 2004. - 336 с.
12. Гез Н. И., Фролова Г.М. История зарубежной методики преподавания иностранных языков. — М., 2008. - 257 с.
13. Гладьо С. В. Эмотивность художественного текста, - 245 с.
14. Горина О. Г., Храброва В. Е. Лингвистический хеджинг как коммуникативная стратегия (в русле корпусных исследований) //Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2017. - Т. 15. - №. 3. - С. 44-53.
15. Доброва Т. Е., Копыловская М. Ю., Успенская А. А. Политические интервью программы HARDTALK как средство формирования профессиональной иноязычной компетенции студента-международника //Магия ИННО: новое в исследовании языка и методике его преподавания.
- 2015. - Т. 24. - 319 с.
16. Добросклонская Т. Г. Вопросы изучения медиатекстов: Опыт исследования современной английской медиаречи. - Общество с ограниченной ответственностью УРСС, 2005. - 272 с.
17. Желянина Л. С., Вайсбурд М. Л., Калинина С. В. Обучение устной речи и чтению на иностранных языках. М.: Изд-во Академии пед. наук, 1982.
- 280 с.
18. Ильин М. С. Основы теории упражнений по иностранному языку.
- Педагогика, 1975. - 146 с.
19. Караоол Л. С. Коммуникативные упражнения в обучении диалогической речи //Вестник Тувинского государственного университета. Педагогические науки. - 2011. - №. 4. - С. 100-104.
20. Квале С. Исследовательское интервью. М.: Смысл, 2003. - 170 с.
21. Копыловская М. Ю. Межкультурный digital native/digital immigrant конфликт в современном преподавании английского языка. Вестник СПбГУ, Серия 9. Филология. Востоковедение. Журналистика. - Выпуск 1, 2014 год. - С. 167-176
22. Копытько С. В. Метод интервью в практике преподавания русского языка как иностранного в неязыковом вузе / С. В. Копытько // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - Тамбов, 2015. - № 10 (52), ч. 2. - С. 109-114.
23. Мальчевская О. В. Методические аспекты использования аутентичных видеоматериалов при формировании социокультурной компетенции на уроках иностранного языка в неязыковых вузах. - 2021. - С. 317-321.
24. Меньш Е. А. Особенности обучения диалогической речи в вузе в формате Real Talk //Высшее образование сегодня. - 2017. - №. 3. - С. 56-58.
25. Мудрик В. А. Общение в процессе воспитания: учеб. пособие. М.: Педагогическое общество России, 2001. - 320 с.
26. Пассов Е. И. Основы методики обучения иностранным языкам. - М.: Русский язык, 1977. - 276 с.
27. Парыгин Б. Д. Анатомия общения: учеб. пособие. СПб.: Изд-во В. А. Михайлова, 1999. - 301 с.
28. Плешаков В. А. Киберсоциализация человека: от Homo Sapiens’ а до Homo Cyberus’ а. - 2010. - 45 с.
29. Раицкая Л.К. Сущность и формирование иноязычной инфор-мационной компетенции в высшей школе //Вестник Московского универ - ситета. Серия 20. Педагогическое образование. - 2010. - № 2. - С. 28-35
30. Сафонова Л. В. Дневник профессионального самоопределения //Учебно-методическое пособие: для. - 2003. - 116 с.
31. Скалкин, В. Л. Обучение диалогической речи на материале англ. языка / В. Л. Скалкин //Киев: Рад. - 1989. - 156 с.
32. Соловова, Е. Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций: пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е. Н. Соловова - М.: АСТ: Астрель; 2006. - 241 с.
33. Тарнаева Л. П. Идиоматичность институционального дискурса в свете проблем перевода //Индустрия перевода. - 2017. - Т. 1. - С. 159-164.
34. Тарнаева Л. П. Идиоматичность лексического слоя профессионального дискурса в межъязыковом сопоставлении //Мир русского слова. - 2017 а. - №. 2. - С. 23-27.
35. Тищенко В. А. Интервью в газете: теория и практика развития жанра, М., 1980. - 211 с.
36. Щукин А. Н., Фролова Г. М. Методика преподавания иностранных языков. М.: Академия, 2015. - 289 с.
37. Щукин А. Н., Фролова Г. М. Методика преподавания иностранных языков / А. Н. Щукин, Г. М. Фролова - М. - 2015. - 203 с.
38. Яноушек Я. Проблема общения в условиях совместной
деятельности // Вопросы психологии. 1982. № 6. - С. 57-65.
39. Besedina Y. I., Dudkina A. I., Kopylovska ya M. Y. Learning discourse strategies for international relations //Методички видици. - 2018. - Т. 8. - №. 8.
- С. 355-372.
40. Biber D., Johansson S., Leech G., Conrad S., Finegan E. Longman Grammar of Spoken and Written English. S. l, Pearson Education Limited, 1999. 1204 p. ISBN 0-582-23725-4. - P. 21-23
41. Brown P., Levinson S. C. Universals in language usage: Polite-ness phenomena //Questions and politeness: Strategies in social interaction. - Cambridge University Press, 1978. - P. 9-13
42. Crystal D. On Keeping One’s Hedges in Order // English Today. 1988. Vol. 4. No. 3 (15). - P. 46-47.
43. Thiel B. Dialogisches Lernen im Unterricht //SPRECHEN-Zeitschrift fur Sprechwissenschaft-Sprechpadagogik-Sprechtherapie-Sprechkunst. - 2009.
- Т. 47. - S. 55-65.
44. Ruf U., Winter F. Dialogisches Lernen: die gemeinsame Suche nach Qualitaten //Zeitschrift fur Inklusion. - 2012. - Т. 6. - №. 1-2. - S. 1-8.
45. Gorina O. G., Khrabrova V. E. Linguistic Hedging as a Communicative Strategy (Within the Scope of Corpus Studies). Vestnik NSU. Series: Linguistics and Intercultural Communication, 2017, vol. 15, no. 3, - P. 44-53.
46. Gray B., Biber D. Lexical frames in academic prose and conversation // Current Issues in Phraseology / Ed. by S. Hoffmann, B. Fischer-Starcke, A. Sand. Amsterdam, Phil.: John Benjamins Publishing Company, 2015. P. 109-134. (Benjamins Current Topics. Vol. 74). - P. 42-46
47. Lakoff D. Hedges: A study in meaning criteria and the logic of fuzzy concepts. Journal of Philosophical Logic, 1972, no. 2 (4), - P. 458-508.
48. O’Keeffe A., McCarthy M., Carter R. From Corpus to Classroom: language use and language teaching. Cambridge Uni. Press, 2007, - 315 p.
49. Van Dijk T. A. Discourse and communication //Berlin: W. de Gruter. - 1985. - P. 30-33
50. Van Dijk T. A. Discourse and power. - Bloomsbury Publishing, 2017.
- P. 56-60
Интернет-источники:
51. Межонова В. И. Методы и приемы обучения диалогической речи [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/inostranny e-yazyki/angliiskiy-yazyk/library/2011/09/10/metody-i-priemy-obucheniya, свободный - (05.02.2023)
52. Слова-связки в английском языке // Englex [Электронный ресурс].
- Режим доступа: https://englex.ru/linking-words/, свободный - (22.02.2023)
53. Критерии оценивания навыков говорения IELTS // IELTS, Speaking: Band Descriptors [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.ielts.org/-/media/pdfs/speaking-band-descriptors.ashx?la=en, свободный - (29.04.2023)
Источники материалов исследования
54. Интервью с Борисом Джонсоном // news.sky [Электронный ресурс].
- Режим доступа: https://news.sky.com/story/the-full-transcript-of-sophy-
ridges-interview-with-boris-johnson-11751712, свободный - (30.11.2022)
55. Интервью с Борисом Джонсоном // Rev [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.rev.com/blog/transcripts/boris-johnson-interview- on-afghanistan-expects-new-government-in-kabul-very-shortly-transcript, свободный - (23.02.2023)
56. Интервью с Бараком Обамой // Rev [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.rev.com/blog/transcripts/barack-obama-2020-60- minutes-interview-transcript, свободный - (30.11.2022)
57. Интервью с Башаром аль-Ассадом // YouTube [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=yiC4w7Erz8I, свободный - (28.01.2023)
58. Интервью с Бенджамином Франклином Чависом-младшим //
YouTube [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://www.youtube.com/watch?v=7hU38P9Suwo, свободный - (28.01.2023)
59. Интервью с Дональдом Трампом // CBS News [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.cbsnews.com/news/trump-interview- full-transcript-face-the-nation/, свободный - (30.11.2022)
60. Интервью с Дональдом Трампом // Factbase [Электронный ресурс].
- Режим доступа: https://factba.se/transcript/donald-trump-interview-nbc-meet- the-press-june-23-2019, свободный - (30.11.2022)
61. Интервью с Дональдом Трампом // TIME [Электронный ресурс]. -
Режим доступа: https://time.com/5611476/donald-trump-transcript-time-
interview/, свободный - (23.02.2023).
62. Интервью с Дойином Окупе // YouTube [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=j_HUrexd32U, свободный
- (28.01.2023)
63. Интервью с Омаром Абдуллой // YouTube [Электронный ресурс].
- Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=g7_4lP_NMwg,
свободный - (28.01.2023)
64. Интервью с Хамидом Харуном // YouTube [Электронный ресурс].
- Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=8FnNp_aq29I,
свободный - (18.03.2023)
65. Интервью с Хамидом Харуном. Транскрипт // Voice of Journalists [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.voj.news/hardtalk- dawns-hameed-haroon-says-social-media-trolls-and-inference-are-his-sources- of-evidence/, свободный - (31.03.2023)
66. Интервью с Эшли Экштейн // Empire Online [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.empireonline.com/movies/features/star-wars- rebelsahsoka-tano-interview/, свободный - (20.03.2023)
67. Интервью с Джудит Карри // Judith Curry [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://judithcurry.com/2017/10/06/jc-interview-hurricanes- and-global-warming/, свободный - (12.04.2023)
68. Интервью с Брэдом Виндербаумом // Screen Rant [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://screenrant.com/thor-3-ragnarok-interview- producer/, свободный - (12.04.2023)
69. Интервью с Королем Карлом III // Bloomberg [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.bloomberg.com/news/articles/2022-09- 09/the-king-s-address-in-full, свободный - (13.04.2023)
70. Колесникова И. Л. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков: справ. пособие / И. Л. Колесникова, О. А. Долгина. - М.: Дрофа, 2008. - 431 c.
71. Подкаст рубрики 6 Minute English на BBC Learning English “Are you addicted to your smartphone?” // YouTube [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=KkrhHUeMjIU, свободный - (20.03.2023).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ