ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ И КОМАНДНЫМИ ВИДАМИ СПОРТА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКА ИНДИВИДУАЛЬНОГО И КОМАНДНОГО ВИДА СПОРТА 6
1.1. Психологические и личностные характеристики подростка 6
1.2. Успешность как основная мотивация индивидуальных и командных
видов спорта 20
1.3. Роли взаимодействия спортсменов-подростков 42
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ
ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ И КОМАНДНЫМИ ВИДАМИ СПОРТА 56
2.1. Организация и методы исследования 56
2.2. Изучение личностных особенностей подростков, занимающихся
индивидуальными и командными видами спорта 66
2.3. Выявление особенностей личностного самоуправления подростков,
занимающихся индивидуальными и командными видами спорта 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
ЛИТЕРАТУРА 78
Приложение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКА ИНДИВИДУАЛЬНОГО И КОМАНДНОГО ВИДА СПОРТА 6
1.1. Психологические и личностные характеристики подростка 6
1.2. Успешность как основная мотивация индивидуальных и командных
видов спорта 20
1.3. Роли взаимодействия спортсменов-подростков 42
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ
ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ И КОМАНДНЫМИ ВИДАМИ СПОРТА 56
2.1. Организация и методы исследования 56
2.2. Изучение личностных особенностей подростков, занимающихся
индивидуальными и командными видами спорта 66
2.3. Выявление особенностей личностного самоуправления подростков,
занимающихся индивидуальными и командными видами спорта 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
ЛИТЕРАТУРА 78
Приложение
Актуальность исследования. Реалии современной жизни предъявляют высокие требования к работе психологов, работающих в сфере подготовки спортсменов - профессионалов. В условиях модернизации и гуманизации образования необходимы новые подходы к осмыслению сущности влияния на образ жизни и поведение детей, подростков и юношей занятий физической культурой и спортом. В настоящее время спорт - это не просто специфический вид человеческой деятельности, способствующий поднятию престижа не только отдельных личностей, но и целых общностей, в том числе класса, школы, команды и государства в целом.
Приоритетным направлением современного спорта в решении практических задач является использование психологического знания в подготовке подрастающего поколения.
В современных исследованиях представлен широкий спектр данных о влиянии психологических факторов на деятельность спортсменов как в отечественной (О.А. Черникова, А.В. Родионов, С.Ю. Манухина, Т.О, Гордеева Т.Т. Джамгаров А.Ц. Пуни, П.А. Рудик, О.А. Сиротин, Ю.А. Ханин, Н.А. Худадов, Е.П. Ильин), так и зарубежной науке (Г. Ридер, П. Рокушфалви, Ж. Риу, Р. Сингер, Г. Шиллинг, М. Эпуран, М. Яффи).
Сама же спортивная деятельность приобрела статус междисциплинарной проблемы, интегрируя в своем содержании научные достижения общей (А.Ц. Пуни А.В. Родионов, Я.В. Голуб, Л.В. Лотоненко), социальной (И.Ю. Воронин, С.И. Петров, Ю.В. Сысоев) и педагогической (Т.В. Гомельская, Ю.А. Коломейцев) психологии.
Современный этап развития спортивной психологии характеризуется углублением теоретических основ научных исследований, которые основываются на категориях деятельности, личности спортсмена. В связи с обострением спортивной конкуренции и обусловленным этим повышением
требований к уровню выступлений спортсменов особую роль приобретает психологического направление, ставящее проблемы психологического сопровождения спортсменов подростков, особенностей взаимодействий в спортивной деятельности, успешности, достижений первого места (Н. Худатова, С.Н. Морозова, И.М, Бутин, Г.А. Цукерман Д.И. Фельдштейн).
Проблема изучения личностных особенностей, способствующих успешной адаптации и самореализации личности, приобретает особое звучание и актуальность для подростков. Так, с одной стороны, формирование собственной активной и ответственной позиции является для подростка важнейшей задачей возраста, а с другой - за ним еще закреплен социальный статус «ребенка», ограничивающий проявление самостоятельности.
Отметим, что подростковый возраст в большинстве отечественных (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.С. Кон, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин) и зарубежных (Ш. Бюлер, К. Левин, Ж. Пиаже, Ст. Холл, Э. Шпрангер, Э. Эриксон) психологических подходов и теорий рассматривается как противоречивый и критический этап развития личности, а личностные особенности, связанные с ответственностью, рефлексивностью, целостностью Я-концепции, как важные качества, закладывающиеся в подростковом возрасте (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Е.И. Исаев, Д.И. Фельдштейн, В.Л. Хайкин, Э. Эриксон).
В связи с этим, исследование личностных особенностей детей подросткового возраста в индивидуальных и командных видах спорта представляет несомненную актуальность.
Несмотря на то, что содержание работы соприкасается с интересами спортивной психологии, общий подход к рассматриваемой в дипломной проблеме касается личностных особенностей детей подростков, занимающихся индивидуальными и командными видами спорта.
Цель работы: выявить личностные особенности детей подросткового возраста, занимающихся индивидуальными и командными видами спорта.
Гипотеза исследования: у подростков, занимающихся спортом, в частности, бадминтоном формируются лидерские, авторитарные качества, при возникновении конфликтной ситуации они предпочитают соперничество, в отличии от подростков, занимающихся командными видами спорта. Кроме того, индивидуальные и командные виды спорта развивают или усиливают у подростков личностные качества, обеспечивающие успешность спортивной деятельности.
Объект исследования: личностные особенности детей подросткового возраста.
Предмет исследования: личностные особенности подростков, занимающихся индивидуальными и командными видами спорта.
Задачи исследования:
1. Проанализировать современные научные представления о личностных особенностях подростков, занимающихся индивидуальными и командными видами спорта.
2. Изучить личностные особенности детей подросткового возраста, занимающихся индивидуальными и командными видами спорта.
3. Изучить особенности личностного самоуправления подростков, занимающихся индивидуальными и командными видами спорта.
Методы и методики исследования:
Теоретический анализ научной литературы, тестирование, методы математической статистики (t-критерий Стюдента). Методики: 16-факторный личностный опросник Р.Б. Кеттелла, методика «Способность
самоуправления» Н.М. Пейсахова, методика «Изучение направленности личности» В. Смекала и М. Кучера, методика «Исследование эгоцентрической направленности личности».
Контингент испытуемых:
Для проведения исследования и достижения поставленных задач нами были выбраны группы испытуемых: индивидуальные и командные виды спорта г. Казани. Объем обеих выборок - 60 человек, имеющих определенные достижения в своем виде спорта. Возраст испытуемых от 12 до 15 лет. Структура работы:
Состоит из введения, теоретической части, практической части, заключения, приложения, списка литературы.
Приоритетным направлением современного спорта в решении практических задач является использование психологического знания в подготовке подрастающего поколения.
В современных исследованиях представлен широкий спектр данных о влиянии психологических факторов на деятельность спортсменов как в отечественной (О.А. Черникова, А.В. Родионов, С.Ю. Манухина, Т.О, Гордеева Т.Т. Джамгаров А.Ц. Пуни, П.А. Рудик, О.А. Сиротин, Ю.А. Ханин, Н.А. Худадов, Е.П. Ильин), так и зарубежной науке (Г. Ридер, П. Рокушфалви, Ж. Риу, Р. Сингер, Г. Шиллинг, М. Эпуран, М. Яффи).
Сама же спортивная деятельность приобрела статус междисциплинарной проблемы, интегрируя в своем содержании научные достижения общей (А.Ц. Пуни А.В. Родионов, Я.В. Голуб, Л.В. Лотоненко), социальной (И.Ю. Воронин, С.И. Петров, Ю.В. Сысоев) и педагогической (Т.В. Гомельская, Ю.А. Коломейцев) психологии.
Современный этап развития спортивной психологии характеризуется углублением теоретических основ научных исследований, которые основываются на категориях деятельности, личности спортсмена. В связи с обострением спортивной конкуренции и обусловленным этим повышением
требований к уровню выступлений спортсменов особую роль приобретает психологического направление, ставящее проблемы психологического сопровождения спортсменов подростков, особенностей взаимодействий в спортивной деятельности, успешности, достижений первого места (Н. Худатова, С.Н. Морозова, И.М, Бутин, Г.А. Цукерман Д.И. Фельдштейн).
Проблема изучения личностных особенностей, способствующих успешной адаптации и самореализации личности, приобретает особое звучание и актуальность для подростков. Так, с одной стороны, формирование собственной активной и ответственной позиции является для подростка важнейшей задачей возраста, а с другой - за ним еще закреплен социальный статус «ребенка», ограничивающий проявление самостоятельности.
Отметим, что подростковый возраст в большинстве отечественных (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.С. Кон, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин) и зарубежных (Ш. Бюлер, К. Левин, Ж. Пиаже, Ст. Холл, Э. Шпрангер, Э. Эриксон) психологических подходов и теорий рассматривается как противоречивый и критический этап развития личности, а личностные особенности, связанные с ответственностью, рефлексивностью, целостностью Я-концепции, как важные качества, закладывающиеся в подростковом возрасте (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Е.И. Исаев, Д.И. Фельдштейн, В.Л. Хайкин, Э. Эриксон).
В связи с этим, исследование личностных особенностей детей подросткового возраста в индивидуальных и командных видах спорта представляет несомненную актуальность.
Несмотря на то, что содержание работы соприкасается с интересами спортивной психологии, общий подход к рассматриваемой в дипломной проблеме касается личностных особенностей детей подростков, занимающихся индивидуальными и командными видами спорта.
Цель работы: выявить личностные особенности детей подросткового возраста, занимающихся индивидуальными и командными видами спорта.
Гипотеза исследования: у подростков, занимающихся спортом, в частности, бадминтоном формируются лидерские, авторитарные качества, при возникновении конфликтной ситуации они предпочитают соперничество, в отличии от подростков, занимающихся командными видами спорта. Кроме того, индивидуальные и командные виды спорта развивают или усиливают у подростков личностные качества, обеспечивающие успешность спортивной деятельности.
Объект исследования: личностные особенности детей подросткового возраста.
Предмет исследования: личностные особенности подростков, занимающихся индивидуальными и командными видами спорта.
Задачи исследования:
1. Проанализировать современные научные представления о личностных особенностях подростков, занимающихся индивидуальными и командными видами спорта.
2. Изучить личностные особенности детей подросткового возраста, занимающихся индивидуальными и командными видами спорта.
3. Изучить особенности личностного самоуправления подростков, занимающихся индивидуальными и командными видами спорта.
Методы и методики исследования:
Теоретический анализ научной литературы, тестирование, методы математической статистики (t-критерий Стюдента). Методики: 16-факторный личностный опросник Р.Б. Кеттелла, методика «Способность
самоуправления» Н.М. Пейсахова, методика «Изучение направленности личности» В. Смекала и М. Кучера, методика «Исследование эгоцентрической направленности личности».
Контингент испытуемых:
Для проведения исследования и достижения поставленных задач нами были выбраны группы испытуемых: индивидуальные и командные виды спорта г. Казани. Объем обеих выборок - 60 человек, имеющих определенные достижения в своем виде спорта. Возраст испытуемых от 12 до 15 лет. Структура работы:
Состоит из введения, теоретической части, практической части, заключения, приложения, списка литературы.
Проблема изучения личностных особенностей, способствующих успешной адаптации и самореализации личности, приобретает особое звучание для подростков. Так, с одной стороны, формирование собственной активной и ответственной позиции является для подростка важнейшей задачей возраста, а с другой - за ним еще закреплен социальный статус «ребенка», ограничивающий проявление самостоятельности. Отметим, что подростковый возраст в большинстве отечественных психологических подходов и теорий рассматривается как противоречивый и критический этап развития личности, а личностные особенности, связанные с ответственностью, рефлексивностью, целостностью Я-концепции, как важные качества, закладываются в подростковом возрасте.
Поведение подростков зачастую бывает непредсказуемым, за короткий период они могут продемонстрировать абсолютно противоположные реакции:
-целеустремленность и настойчивость сочетаются с импульсивностью; -неуемная жажда деятельности может смениться апатией, отсутствием стремлений и желаний что-либо делать;
-повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяются ранимостью и неуверенностью в себе;
-развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью; -романтические настроения нередко граничат с цинизмом,
расчетливостью;
-нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости; -потребность в общении сменяется желанием уединиться.
Оптимальной альтернативой развития подростка в окружении сверстников и возможность коррекции поведения является занятие спортом. Однако, часто родителям сложно определить какой вид спорта
оптимален для ребенка: индивидуальный или командный. К тому же данный выбор существенно определяет дальнейшие спортивные успехи ребенка. Кроме того, индивидуальные и командные виды спорта развивают или усиливают у подростков личностные качества, обеспечивающие успешность спортивной деятельности.
Результаты проведенного эмпирического исследования показали, что дети, занимающиеся индивидуальной спортивной деятельностью (бадминтон) относятся к “индивидуалистам”, а дети, занимающиеся командным видом спорта (хоккей на траве) относятся к “коллективистам”.
Позитивной стороной влияния занятий спортом является преимущество подростков, занимающихся командными видами спорта, по сформированности субъектных свойств личности. Негативной стороной влияния занятий индивидуальными видами спорта является вызываемое соперничеством и жесткостью среды общения изменение нормативного развития взаимоотношений со значимыми другими, повышение уровня эгоцентрической направленности.
Из проведенного исследования можно сделать следующие выводы касательно психологических особенностей подростков, влияющих на успешность в индивидуальных или командных видах спорта:
- для командных видов спорта важны: уверенность в себе, упор на этап коррекции в процессе самоуправления, средний и низкий уровень эгоцентризма, направленность на взаимодействие;
- для индивидуальных видов спорта важны: доминантность, социальная смелость, экстраверсия, упор на этап прогнозирования в процессе самоуправления, направленность на задачу.
В результате исследования была подтверждена гипотеза о том, что у подростков, занимающихся спортом, в частности, бадминтоном,
формируются и развиваются лидерские, авторитарные качества, при возникновении конфликтной ситуации они предпочитают соперничество, в отличии от подростков, занимающихся командными видами спорта, которые направленны на взаимодействие с партнерами по команде.
Поведение подростков зачастую бывает непредсказуемым, за короткий период они могут продемонстрировать абсолютно противоположные реакции:
-целеустремленность и настойчивость сочетаются с импульсивностью; -неуемная жажда деятельности может смениться апатией, отсутствием стремлений и желаний что-либо делать;
-повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяются ранимостью и неуверенностью в себе;
-развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью; -романтические настроения нередко граничат с цинизмом,
расчетливостью;
-нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости; -потребность в общении сменяется желанием уединиться.
Оптимальной альтернативой развития подростка в окружении сверстников и возможность коррекции поведения является занятие спортом. Однако, часто родителям сложно определить какой вид спорта
оптимален для ребенка: индивидуальный или командный. К тому же данный выбор существенно определяет дальнейшие спортивные успехи ребенка. Кроме того, индивидуальные и командные виды спорта развивают или усиливают у подростков личностные качества, обеспечивающие успешность спортивной деятельности.
Результаты проведенного эмпирического исследования показали, что дети, занимающиеся индивидуальной спортивной деятельностью (бадминтон) относятся к “индивидуалистам”, а дети, занимающиеся командным видом спорта (хоккей на траве) относятся к “коллективистам”.
Позитивной стороной влияния занятий спортом является преимущество подростков, занимающихся командными видами спорта, по сформированности субъектных свойств личности. Негативной стороной влияния занятий индивидуальными видами спорта является вызываемое соперничеством и жесткостью среды общения изменение нормативного развития взаимоотношений со значимыми другими, повышение уровня эгоцентрической направленности.
Из проведенного исследования можно сделать следующие выводы касательно психологических особенностей подростков, влияющих на успешность в индивидуальных или командных видах спорта:
- для командных видов спорта важны: уверенность в себе, упор на этап коррекции в процессе самоуправления, средний и низкий уровень эгоцентризма, направленность на взаимодействие;
- для индивидуальных видов спорта важны: доминантность, социальная смелость, экстраверсия, упор на этап прогнозирования в процессе самоуправления, направленность на задачу.
В результате исследования была подтверждена гипотеза о том, что у подростков, занимающихся спортом, в частности, бадминтоном,
формируются и развиваются лидерские, авторитарные качества, при возникновении конфликтной ситуации они предпочитают соперничество, в отличии от подростков, занимающихся командными видами спорта, которые направленны на взаимодействие с партнерами по команде.
Подобные работы
- ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2017 - Связь индивидуально-психологических характеристик подростков с
достижениями в индивидуальных и командных видах спорта
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2017 - Взаимосвязь индивидуально-типических особенностей и
ценностно-мотивационной направленности у нападающих и
защитников в хоккейной команде
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ НА ЗАНЯТИЯХ
ПО ХОРЕОГРАФИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - МОТИВАЦИОННАЯ И ЦЕННОСТНАЯ СФЕРЫ
У ДЕТЕЙ - СПОРТСМЕНОВ
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2016 - ОПТИМИЗАЦИЯ СОСТОЯНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У ПЛОВЦОВ 14 -16 ЛЕТ СРЕДСТВАМИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Развитие профессиональной компетентности тренера
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2024 - Совместная работа тренера и родителей как условие социально-психологического развития ребенка-спортсмена
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Роль поддержки тренера в становлении образа «Я» у ребенка, активно занимающегося спортом (Московский педагогический государственный университет)
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2022



