Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Работа №54053

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы69
Год сдачи2017
Стоимость4350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
261
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Теоретические аспекты изучения личностных особенностей подростков,
занимающихся спортивной деятельностью 8
1.1. Психологические факторы успешности спортивной деятельности и
личностных особенностей 8
1.2. Особенности развития личности в подростковом возрасте 14
1.3. Личностные особенности подростков, занимающихся спортивной
деятельностью 25
Выводы по главе 1 30
2. Эмпирическое исследование личностных особенностей подростков,
занимающихся спортивной деятельностью 31
2.1. Организация и методы исследования личностных особенностей
подростков, занимающихся спортивной деятельностью 31
2.2. Результаты и анализ исследования личностных особенностей
подростков, занимающихся спортивной деятельностью 41
Выводы по главе II 52
Заключение 53
Литература 55
Приложение


Актуальность исследования. Спорт - очень сложен и порой противоречив, поэтому его влияние на становление личности неоднозначно. Работа над собой, большие физические и волевые напряжения, борьба за лучшие достижения, за успех в соревновании, воспринимаются и понимаются спортсменами по-разному (О.П. Андронов, В.В. Белорусова, П.Ф. Лесгафт, Г.И. Скворцов, В.И. Столяров и др.). В развитие занятий спортом укрепляется воля, характер, оттачиваются умение управлять своими эмоциями, быстро и безупречно разбираться в многообразных не легких обстоятельствах, своевременно принимать решения, с умом рисковать или воздерживаться от риска. Спортсмен тренируется рядом с товарищами, соревнуется с соперниками и непременно получает большой опыт человеческого общения, учится понимать не только себя, но и других (Ю.Я. Киселев, А.Ц. Пуни, В.И. Столяров и др.).
В современных исследованиях представлен широкий спектр данных о влиянии психологических факторов на деятельность спортсменов как в отечественной (О. А. Черникова, А. В. Родионов, С. Ю. Манухина, Т. О, Гордеева Т. Т. Джамгаров А. Ц. Пуни, П. А. Рудик, О. А. Сиротин, Ю. А. Ханин, Н. А. Худадов, Е. П. Ильин) так и зарубежной науке (Г. Ридер, П. Рокушфалви, Ж. Риу, Р. Сингер, Г. Шиллинг, М. Эпуран, М. Яффи).
Сама же спортивная деятельность получила положение междисциплинарной проблемы, связывая в своем содержании научные достижения общей (А. Ц. Пуни А. В. Родионов, Я. В. Голуб, Л. В. Лотоненко), социальной (И. Ю. Воронин, С. И. Петров, Ю. В. Сысоев) и педагогической (Т.В.Гомельская, Ю. А. Коломейцев) психологии.
Особенно важным может стать влияние занятий спортом на личность в подростковый период. В этом возрасте в психике школьников происходят серьезные изменения в морально-волевой, мотивационно-ценностной, поведенческой сферах личности. Происходит переоценка жизненных ценностей и идеалов, осуществляется поиск своего места в мире людей, серьезно повышается значение мнения окружающих для самооценки и пр. Все это приводит к серьезным трудностям подростков в их взаимоотношениях с окружающими, в отношении к самому себе (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.Д. Столяренко, Д.И. Фельдштейн и др.). Главнейшими ступенями преодоления сложностей считаются такие развитые качества: вежливость, дисциплинированность, коллективизм, нормативность поведения, целеустремленность, стремление к достижениям и другие. Формированию перечисленных качеств подростков во многом содействуют занятия спортом. Так же главнейшими функциями спорта относят духовные функции. Духовные функции, в свою очередь, делятся на следующие группы:
- мировоззренческая, защищающая исключительность выражения форм социального понимания в сфере спорта (идеологическая, философская, научная, идейно-политическая, нравственная, правовая, религиозная);
- творческая (изменение творческих способностей);
- информационная (гарантирование культурной связи поколений через накопление, хранению и передачу общественного опыта физической культуры);
- нормативная и оценочная (нормирование социальной необходимости в заменении физических способностей членов общества);
- гедонистическая (приобретение наслаждения от двигательной активности);
- катарсическая ( понижение излишнее психическое напряжение);
- эстетическая (М.Я. Виленский, В.Л. Динер, В.И. Ильин, В.И. Жолдак и др.).
Следовательно, спорт не только помогает нормальному физическому изменению, но и образованию интеллектуальных и морально-волевых качеств личности. Это случается за счет взаимоотношение между физическим и умственным, нравственным, трудовым, эстетическим воспитанием личности (Б.Г. Ананьев, О.П. Андронов, Б.А. Ашмарин, М.Я. Виленский, Л.И. Лубышева, Г.Г. Наталов, В.И. Столяров, Н.Х. Хакунов и др.).
Выдающийся ученый П.Ф. Лесгафт отмечал в своем труде «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста» о то, что: «Между умственным и физическим развитием человека существует тесная связь, вполне выясняющаяся при изучении человеческого организма и его отправлений».
Для того чтобы достичь высоких достижений в спорте, спортсмен должен постоянно работать над собой. Над развитием силы, быстроты, выносливости, гибкости, над техникой исполнения упражнений. Научиться действовать в полную силу, когда не хочется, когда устал, уметь управлять настроением, преодолевать избыточное волнением, вызывать в себе состояние приподнятости, вдохновения. Таким образом, совершенствуясь в спорте, человек совершенствуется всесторонне.
Практическая значимость работы заключается в том, что проведенное теоретическое исследование данной проблемы может служить дополнительным информационным материалом для студентов, а также может использоваться любой категорией людей, заинтересованных в изучении этого вопроса. Результаты исследования могут использоваться социальными педагогами, психологами, тренерами при работе с подростками занимающимися спортивной деятельностью.
Объект исследования: личностные особенности детей подросткового возраста.
Предмет исследования: личностные особенности подростков, занимающихся индивидуальными и командными видами спорта.
Цель исследования: выявить личностные особенности детей подросткового возраста, занимающихся индивидуальными и командными видами спорта.
Гипотеза исследования: у подростков, занимающихся спортом, в частности бадминтоном, формируются лидерские, авторитарные качества, а при возникновении конфликтной ситуации они отдают предпочтение соперничеству, в отличии от подростков, занимающихся командными видами спорта. Кроме того, индивидуальные и командные виды спорта развивают или усиливают у подростков личностные качества, обеспечивающие успешность спортивной деятельности.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать научную литературу отечественных и зарубежных авторов, посвященную проблеме личностных особенностей подростков, занимающихся спортивной деятельностью.
2. Изучить личностные особенности детей подросткового возраста, занимающихся индивидуальными и командными видами спорта.
4. Экспериментальным путем выявить личностные особенности подростков, занимающихся индивидуальными и командными видами спорта.
Методы и методики. Для реализации поставленных задач в ходе работы были использованы следующие методы исследования:
1. теоретические: анализ психологической и педагогической
литературы по проблеме исследования; обобщение, систематизация;
2. эмпирические: тестирование; беседа
3. статистические: метод количественного и качественного анализа полученных данных, метод математической статистики (t-критерий Стьюдента).
Также были использованы методики:
1. 16-факторный личностный опросник Р.Б. Кеттелла;
2. Методика «Способность самоуправления» Н.М. Пейсахова;
3. Методика «Изучение направленности личности» В. Смекала и М. Кучера;
4. Методика «Исследование эгоцентрической направленности личности».
Выборка: Исследование проводилось на базе Республиканской специализированной детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва «Динамо» г. Казани и МБОУ «Лицея №78 «Фарватер» в 2017 году. Всего в исследовании приняли участие 90 респондентов в возрасте от 12 до 15 лет.
Структура работы: Работа состоит из введения, первой главы, в которой отражена сущностная характеристика понятий по данной теме, второй главы, где обобщены результаты проведенного исследования, списка литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Спорт служит поводом заметных изменений в личности подростков. От развития и формирования личности спортсменов зависит благополучие спортивной деятельности. Конечно, это не значит, что свойства личности могут быть сформированы благодаря только спорту, но спорт дает широкое поле для воспитания самых разных сторон личности подростков. Но и в то же время ранняя профессионализация может быть угрозой для личностного развития юных спортсменов.
Результаты проведенного исследования позволили сформулировать следующие выводы:
1. подростки, занимающиеся индивидуальными видами спорта отличаются социальной смелостью, экспрессивностью, доминантностью, не боятся ответственности, характеризуются низкой возбудимостью, что говорит об их сдержанности и эмоциональной уравновешенности. Доминантность подростков этой группы вероятнее всего обусловлена свободой в принятии решений и выборе стратегии. Существует предположение, что оценки по этому фактору с возрастом меняются и зависят от пола испытуемого. В своем поведении испытуемые с высокими оценками по этому фактору испытывают потребность в автономии. Социальная смелость индивидуалистов обусловлена, на наш взгляд, все той же свободой в выборе неординарных, самостоятельных решений, ведь индивидуальный вид спорта дает в большей степени возможность пойти на риск.
2. В группе подростков, занимающихся командными видами спорта преобладают мотивы коллективистской направленности, что дает высокую уверенность в себе, значимость своих действий. Уверенность в себе обусловлена усилиями внутри группы, позицией самого тренера. Ведь в командном виде спорта результат достигается за счет усилия коллектива, что вызывает полную отдачу сил, а значит верой в себя, в свои силы, силы команды.
3. Подростки, не занимающиеся спортом заметно отличаются от подростков, занимающихся спортом, о чем свидетельствуют результаты, представленные в усредненном профиле личностных особенностей подростков. Они характеризуются высоким уровнем возбудимости, что говорит о несдержанности, излишней нетерпеливости, эмоциональной неуравновешенности и вспыльчивости. В некоторых жизненных ситуациях они могут быть порой раздражительны и напряжены, их также могут характеризовать избыток побуждений и высокая склонность к организаторской деятельности, к успеху в тех профессиях, где требуется объективность, решительность и рациональность.
4. Позитивной стороной влияния занятий спортом является преимущество подростков, занимающихся командными видами спорта, по сформированности субъектных свойств личности. Негативной стороной влияния занятий индивидуальными видами спорта является вызываемое соперничеством и жесткостью среды общения изменение нормативного развития взаимоотношений со значимыми другими, повышение уровня эгоцентрической направленности.



1. Александровская Э.М. Психологическое сопровождение школьников: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений/ Э. М. Александровская, Н. И. Кокуркина, Н. К. Куренкова - М.: Академия. - 2002. - 208 с.
2. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1969.
339 с.
3. Андреев А.Н. Экспериментальное исследование мотивации в спорте. - СПб.: Питер, 2000. - 330 с.
4. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. 2-е изд. Казань: Центр инновационных технологий, 2000. С.124
5. Андронов О.П. Физическая культура как средство влияния на формирование личности. - М.; Мир, - 1992. - 220 с.
6. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. - М.: Медицина, 1975. - 447 с.
7. Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник. - М.: Изд-во МГУ,
1990.
8. Бабаян К.Л. Факторная структура волевых качеств спортсменов // Теория и практика физической культуры. - 1977. №10.
9. Баландин В.И., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А. Прогнозирование в спорте. - М.: ФиС, 1986.
10. Белкин А.А. Идеомоторная подготовка в спорте. М.: ФиС, 1983.
11. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность. - М.: Наука, 1990.
12. Биспен Е.Р. Воспитание смелости и решительности в процессе спортивной тренировки футболистов 13-15 лет: Канд. дис. - СПб., 1991.
13. Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А. Личность в спорте: Очерки исследования психологии спортсмена. - М.: Наука, 1989. - 154 с.
14. Брянкин С.В. Структура и функции современного спорта: [Учеб.пособие]/С.В.Брянкин.- М. Моск. обл. ин-т физ. культуры, 1983. - 72 с.
15. Верхошанский Ю.В. Горизонты научной теории и методологии спортивной тренировки// Теория и практика фаз.культуры.-1998.-№7.-С.41-54.
16. Виноградов Д.А. Физическая культура и здоровый образ жизни. - М,1990.
17. Волков И.П. Задачи и формы психологического обеспечения высококвалифицированных спортсменов к соревнованиям // Научные исследования и разработки в спорте. 1994, № 1, С. 5 - 10.
18. Выдрин В.М. Методические проблемы теории физической культуры / Теория и практика физической культуры. - М., 1986.
19. Вяткин Б.А. Роль темперамента в спортивной деятельности. - М.: ФиС, 1978.
20. Генов Ф. Психологические особенности мобилизационной готовности спортсмена. - М.: Физкультура и спорт, 1971. - 217с.
21. Гиссен Л.Д. Психология и психогигиена в спорте. - М.: ФиС, 1973.
22. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта. - М.: Академия, 2000.
23. Горская Г.Б. Основы индивидуализации психологической подготовки спортсменов.- Краснодар, 1988.
24. Давыдов В.В. Современная общая психология и психология спорта // Теор. и прак. физ. культ. - 2000. - №2. - с.9-13.
25. Дмитриев С.В. Влияние психологических факторов на спортивный результат.- М.: Физкультура и спорт, 1992. - 112 с.
26. Ермак Н.Р. Кому нужны чемпионы / Н.Р. Ермак, Р.А. Пилоян, А.Д. Суханов. - М.: МГАФК, 1999. - 159 с.
27. Ермолин А.В. Возрастно-половые и типические особенности представленности в сознании структуры мотива: Автореф. дис...канд. Наук. - СПб., 1996. - 31 с.
28. Ильин Е.П. Психология воли. - СПб., 2000.
29. Ильин Е.П. Психология физического воспитания. - М.:
Просвещение, 1987.
30. Ильин Е.П. Психология спорта. - СПб.: Питер, 2008. - 352 с.
31. Казакова Е. И. Сопровождение развития новая образовательная технология // Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение развития ребенка: Мат-лы Российско-фламандской конф. СПб., 2001.
32. Киселев Ю.Я. Психическая готовность спортсмена. Пути и средства достижения. - М.: Изд-во Советский Спорт, 2009.
33. Климов Е.А. Введение в психологию труда. Учебник.— М.: ЮНИТИ, 1998 (Рекомендовано Мин. общ.и проф. обр. РФ в качестве учебника для студентов высш. уч. заведений) (22 п.л.).
34. Коломейцев Ю.А. Социальная психология спорта: учеб.-метод, пособие/ Ю.А. Коломейцев - Мн.:БГПУ,2004.-292с.
35. Конопкин О.А. Структурно-функциональный и содержательно-психологический аспекты осознанной саморегуляции // Психология. Журн. ВШЭ. 2005. Т.2. №1. С. 27-42.
36. Кретти Дж. Психология в современном спорте. - М.: ФиС, 1978.
37. Леонтьев А.Н. Потребность, мотивы и эмоции. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1972. - 575 с.
38. Ломов Б.Ф., Коссов Б.Б., Конопкин О.А. Теоретические проблемы самоконтроля и управления спортивной деятельностью // Познавательные процессы у спортсменов. - М., 1976, Т. 2, с. 9-30.
39. Мартенс Р. Социальная психология и спорт. - М.: Физкультура и спорт,1997.-176с.
40. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. - СПб.: Питер, 1997. - 684 с.
41. Матвеев Л.П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов. - Киев: Олимпийская литература, 1999, - 320 с.
42. Моросанова В.И. Личностные аспекты саморегуляции произвольной активности человека // Псих. Журнал. 2002. Т.23. №6. С. 5-17.
43. Пуни А.Ц. Волевая подготовка в спорте. - М.: ФиС, 1969.
44. Пуни А.Ц. Психологические основы волевой подготовки в спорте. - - М., 1979.
45. Родионов А.В. Влияние психологических факторов на спортивный результат. - М.: Физкультура и спорт, 1987.
46. Ach N. Analyse des Willenes// Handbuch der biologischenArbeitsmethoden. Teil E. Abt. VI. Berlin, 1935.
47. Atkinson J. M. An introduction to motivation. Princeton, NJ.: van Nostrand, 1964.
48. Beckmann J. Metaprocesses and the regulation of behavior// Motivation, intention and volition/ Ed.by F. Halisch, J. Kuchl. Berlin, 1987.
49. Heider F. The psychology of interpersonal relations. N. Y.: Wiley, 1958.
50. Lewin K. Field theory in social science. N. Y.: Harper, 1951.
51. Roggers C. On Becoming a Person. Boston, 1961.
52. Rotter J. B. Generalization expectancies for internal versus external control of reinforcement// Psy-chol. Monogr. 1966. V. 80. P.1-28.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ