Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОПТИМИЗАЦИЯ СОСТОЯНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У ПЛОВЦОВ 14 -16 ЛЕТ СРЕДСТВАМИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Работа №26280

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

физическая культура

Объем работы86
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
580
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
1 Анализ теоретических и эмпирических подходов к изучению проблемы влияния психологической подготовки на уровень тревожности и стресса у пловцов 14-16 лет 7
1.1 Теоретические аспекты тревожности и стресса в спорте 7
1.2 Влияние стресса и тревожности на результативность спортивной
деятельности 13
1.3 Особенности проявления тревожности в подростковом возрасте 19
1.4 Особенности психологической подготовки пловцов 14-16 лет 20
2 Методы и организация исследования 27
2.1 Методы исследования 27
2.2 Организация исследования 31
3 Средства психологической подготовки в учебно-тренировочном процессе пловцов подросткового возраста и их эффективность 34
3.1 Обоснование применения средств психологической подготовки для
пловцов подросткового возраста в предсоревновательный период 34
3.2 Внедрение средств психологической подготовки для пловцов
подросткового возраста в учебно-тренировочный процесс и определение их эффективности 36
3.3 Результаты использования средств психологической подготовки,
направленных на оптимизацию состояния тревожности и стресса у пловцов 14¬16 лет 45
Заключение
Педагогические рекомендации 55
Список использованных источников 56
Приложение А-Ж 62


Спортивная деятельность - это сложная система, в которой субъектом и объектом воздействия является сам спортсмен.
Основным признаком спортивной деятельности является соревнование. Внутренним контуром системы «спортивная деятельность» является личность и организм спортсмена, внешним - воздействия спортивных упражнений, соперников, тренера [17].
На современном этапе развития спорта, когда ведущие спортсмены и команды мира стремятся к достижению наивысших спортивных результатов, часто можно слышать упоминание о стрессе, который вызван интенсивной подготовкой, перегрузкой и перетренировкой, преждевременным "перегоранием", активацией и эмоциональным возбуждением. Все чаще исследуются такие проблемы и явления, как ожидание успеха, боязнь неудач, возникновение тревоги, регуляция эмоциональных состояний.
Системообразующим фактором,вокруг которого происходит группировка всех компонентов системы «спортивная деятельность», является максимальный спортивный результат. Его достижение обусловлено непременным наличием трех условий, каждое из которых имеет психологическое содержание:
а) биопсихические свойства личности;
б) готовность к максимальной мобилизации волевых усилий;
в) способность к психической саморегуляции.
Многие спортсмены испытывают колоссальные нагрузки, они могут заставить себя работать с предельными усилиями, могут максимально выложиться в процессе деятельности, настроиться на борьбу в максимальных режимах. Но иногда этого оказывается недостаточно, если спортсмен не владеет психической саморегуляцией и не может удержать свое состояние и двигательные действия в оптимальных параметрах [23].
Современный спорт и особенно спорт высших достижений невозможен без максимальных по объему и интенсивности нагрузок, напряженной спортивной борьбы, острого соперничества, постоянных переживаний успеха и неудач, всего того, что составляет «стресс» и «тревогу» [40].
В состоянии тревожности, которое вызвано только сомнением в благоприятном исходе значимых для человека ситуаций, замедляются двигательные реакции в организме и расстраиваются вегетативные функции. Однако тревожность и неуверенность в своих силах нельзя относить к основным причинам неудачного подхода или выступления спортсмена. В данном случае всё зависит от степени тревожности, которая, как установлено спортивными психологами, определяется личностными особенностями и степенью значимости успеха или неуспеха для человека [6].
Особенно эта проблема актуальна при подготовке пловцов подросткового возраста, связанная с особенностями эмоциональных реакций данного возрастного периода, изменениями в гормональных и физиологических процессах. У подростков часто отличают повышенную эмоциональную возбудимость и реактивность. Это проявляется в неуравновешенности, раздражительности, вспышках то хорошего, то плохого настроения и т.п. Физиологи связывают подростковую неуравновешенность, резкие смены настроения, частые депрессии и экзальтации, конфликтность и общую негибкость эмоциональных реакций с нарастанием в этом возрасте общего возбуждения и ослаблением всех видов условного торможения.
Одним из путей решения проблемы преодоления стресса и тревоги в спорте лежит, в первую очередь, постоянное совершенствование, рационализация технологии учебно-тренировочного процесса с учетом индивидуальных особенностей спортсмена, использование средств психологической подготовки. Правильно спланированная психологическая подготовка содействует ускорению естественных процессов развития наиболее важных для спортсмена психологических качеств и свойств личности. Применение различных приемов и средств психологической подготовки способствует преодолению стресса и тревоги в спортивной деятельности.
Для регулирования психических состояний спортсменов на тренировочных занятиях и соревнованиях используются разработанные и апробированные психотерапевтические, психотехнические, фармакологические и педагогические методы [2].
На основании вышеизложенного целью работы является оптимизация состояния тревожности и стресса у подростков возраста 14-16 лет, занимающихся спортивным плаванием в предсоревновательном периоде.
Задачи исследования:
1 Изучить научную и методическую литературу по теме исследования
2 Определить состояние тревожности и стрессоустойчивости у пловцов 14-16 лет в условиях соревновательной деятельности
3 Обосновать средства психологической подготовки для пловцов подросткового возраста, направленных на оптимизацию состояния тревожности и стресса, определить их эффективность.
Объект исследования: процесс психологической подготовки пловцов 14¬16 лет.
Предмет исследования: средства психологической подготовки, направленные на оптимизацию состояния тревожности и стресса пловцов в предсоревновательном периоде.
Гипотеза: предполагалось, что использование средств психологической подготовки у пловцов подросткового возраста будет способствовать оптимизации их состояния тревожности и стрессоустойчивости.
Методы исследования: теоретический анализ, обобщение научно-методической литературы по проблеме исследования, наблюдения, тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
Практическая значимость: результаты исследования и методические материалы могут быть использованы в учебно-тренировочном процессе в рамках психологической подготовки пловцов подросткового возраста 14-16 лет.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1 Анализ данных литературы показал, что под тревогой понимается эмоциональное состояние или реакция, характеризующиеся различной интенсивностью; изменчивостью во времени; наличием осознаваемых неприятных переживаний напряженности, озабоченности, беспокойства, опасения. Выделяют личностную и ситуативную тревожность как эмоциональное состояние (ситуативная тревожность) и как устойчивую черту, индивидуальную психологическую особенность, проявляющуюся в склонности к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги (личностная тревожность).
2 На спортсмена могут действовать самые различные виды стрессов, и, характер их влияний зависит от особенностей его индивидуального опыта или отношения к себе и спортивным занятиям.
3 Установлено, что большинство юных спортсменов пловцов (66,7%) обладают низким уровнем стрессоустойчивости по трем факторам: 1 - социально-психологические влияния (15,5 ± 1,1 балла); 2 - объективные ситуации соревнований (14,4 ± 1,2 баллов); 3 - ситуации "успеха- неудачи" (14,8 ±1,3 балла).
4 Обоснованы средства психологической подготовки для пловцов подросткового возраста, направленные на оптимизацию состояния тревожности и стресса и включающие комплексное использование психологических методик в учебно-тренировочном процессе.
5 Внедрение средств психологической подготовки в учебно-тренировочный процесс юных пловцов положительно повлияло на показатели тревожности и стрессоустойчивости, что отразилось в следующем:
-после эксперимента показатели уровня личностной тревожности в ЭГ и КГ имели достоверные различия. Показатели уровня ситуативной тревожности после эксперимента в ЭГ и КГ также имели достоверные различия. В контрольной группе произошло снижение уровня личностной тревожности (- 2,4%), что говорит о положительной динамике; и возрос уровень ситуативной тревожности (0,9%).В экспериментальной группе произошли достоверные изменения, характеризующие снижение уровня тревожности: ситуативной (-12,1%), что говорит о положительной динамике и личностной тревожности (-6,9%) , что также указывает на положительную динамику.
- улучшились показатели стрессоустойчивости пловцов экспериментальной группы:
- после эксперимента показатели уровня стрессоустойчивости в ЭГ и КГ имели достоверные различия. По первому фактору, характеризующему состояние внутренней и внешней неопределенности, внутренней и внешней значимости в соревновательных условиях в экспериментальной группе показатели стрессоустойчивости достоверно улучшились на 7 баллов (Р< 0,05).
- по второму фактору, свидетельствующему об уровне стрессоустойчивости в объективных условиях соревнований, влияние которых растет с повышением мастерства и соревновательного опыта спортсмена достоверный прирост в экспериментальной группе составил 7 баллов (Р< 0,05).
Третий фактор - ситуации «успеха-неудачи» и стабильности вегетативных функций, характеризующий уверенность в себе и общую установку по отношению к себе достоверно (Р<0,05) изменился в положительную сторону у юных пловцов экспериментальной группы на 6,4 балла.
- у пловцов экспериментальной группы наблюдалась оптимальная готовность к выступлению на соревнованиях (64%); реже стартовая лихорадка (27%) и меньше всего стартовая апатия (9%).
Таким образом, эффективность использования средств психологической подготовки экспериментально доказана, что подтверждает выдвинутую нами гипотезу.



1. Абабков В.А. Адаптация к стрессу / В.А. Абабков, М. Перре. -Санкт- Петербург, 2004.-315 с.
2. Бабушкин Г.Д. Психологическое обеспечение многолетней подготовки юных спортсменов / Г.Д. Бабушкин, Е.Г. Бабушкин, В.Н. Смоленцева // Юношеский спорт XXI века: материалы конф. / Рос.гос. академия физ. культуры. - М., 2002. - С. 26-31.
3. Батаршев А.В. Базовые психологические свойства и самоопределение личности: Практическое руководство по психологической диагностике. — СПб.: Речь, 2005. С.44-49.
4. Белова Е.Л. Индивидуально-типологические особенности психофизиологической адаптации у спортсменов : автореф. дис. ... канд. биол. наук / Е.Л. Белова; [Ярослав.гос. пед. ун-т]. - Ярославль, 2005. - 22 с.
5. Белокурова С. И. Особенности взаимосвязи эмоционального выгорания и самооценки у пловцов-юниоров различной квалификации // Материалы науч. и науч.-метод. конф. профессорско-преподавательского состава Кубанского гос. ун-та физической культуры, спорта и туризма. - Кубань, 2014. - №. 1. - С. 174-175.
6. Вяткин, Б.А. Темперамент, стресс и успешность деятельности спортсмена в соревнованиях / Б.А. Вяткин // Стресс и тревога в спорте: международный сб. научных статей; сост. Ханин Ю.Л. - М.: Физкультура и спорт, 1983 - С. 78 - 92.
7. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса / Н. Е. Водопьянова. - СПб.: Питер, 2009. - 336 с. - Из содерж.: Синдром выгорания в аспекте профессионального стресса. - С. 128-171.
8. Гаранькова, И.Ю. Тревожность школьников в условиях социально-экономического кризиса: от подросткового к юношескому возрасту: монография / И.Ю. Гаранькова. - Пермь, 2003. - 215 с.
9. Горчицкий В.В. Хронобиологическая адаптация подростков к занятиям спортивным плаванием / В.В. Горчицкий, Ю.В. Корягина //Лечебная физкультура и спортивная медицина. - 2011. - № 6. - С. 26-31.
10. Гожин В.В. Методики тестирования предстартовых состояний спортсмена как неотъемлемая составляющая профессиональных знаний и умений будущих тренеров / Гожин В.В., Дементьев В.Л., Сизяев С.В. // Совершенствование системы подготовки кадров на кафедрах борьбы в государственных образовательных учреждениях физической культуры: материалы всерос. науч. конф. / Рос.гос. ун-т физ. культуры, спорта и туризма. - М., 2006. - С. 16-20.
11. Гуревич, П.С. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / П.С. Гуревич. - М.: Юрайт, 2013. - 479 c.
12. Драндров Г.Л. Развитие личностных и социально-психологических свойств юных пловцов / Г.Л. Драндров, Г.Л. Драндров, Ю.А. Алексеева // Вести. Чувашского гос. пед. ун-та им. И.Я. Яковлева. - 2009. - № 3/4. - С. 107¬113.
13. Дуйнова Т.О. Особенности стрессоустойчивости спортсменов командных и индивидуальных видов спорта // Материалы Междунар. молодежного науч. форума «Ломоносов-2012» / отв. ред. А.И. Андреев, А.В. Андриянов и др. М.: МАКС Пресс, 2012. - С.45-56.
14. Земцовский, Э.В. Физические нагрузки в подростковом возрасте / Э.В. Земцовский// Подростковая медицина. — СПб. Питер. - 1999. - С. 359 - 389.
15. Игбаев, К.Р. Психофизиологические предпосылки неустойчивости к стрессу / К.Р. Игбаев: автореф. дисс. канд. психологии. наук. - Уфа, 2002. - 22с.
16. Ильин, А.Б. Оценка спортивно-психологической подготовленности и показателей, характеризующих личность спортсменов разной специализации / А.Б. Ильин // Сборник научных трудов молодых ученых и студентов РГАФК. - М., 2000. - С. 92-95.
17. Ильин Е.П. Психология спорта / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2008. - 352 с.
18. Кашапов М.М., Шагиев Р.М. Личностные характеристики спортсменов с различным уровнем стрессоустойчивости // Вести. Костромского гос. ун-та им. Н.А. Некрасова: Науч.-метод. журнал, 2008. Т. 14. С. 133-139.
19. Костина, Л.М. Методы диагностики тревожности / Л.М. Костина. - СПб.: Речь, 2006. - 198 с.
20. Котова, И.Б. Общая психология: Учебное пособие / И.Б. Котова, О.С. Канаркевич. - М.: Дашков и К, Академцентр, 2013. - 480 c.
21. Кравченко, Ю.Е. Психология эмоции. Классические и современные теории и исследования / Ю.Е. Кравченко. - М.: Форум, 2012. - 544 c.
22. Кривенцов, А.Л. Специальные способности: сущность и условия формирования в спортивной деятельности / А.Л. Кривенцов // Материалы совместной научно-практической конференции РГАФК, МГАФК и ВНИИФК. - М., 2001. - 304 с.
23. Левитов Н.Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги // Тревога и тревожность: хрестоматия / сост. В.М. Астапов. - СПб.: ПЕР СЭ, 2008. - С. 75-84.
24. Леонова, А. Б. Психопрофилактика стрессов / А.Б. Леонова, А.С. Кузнецова. -М.: Изд-во МГУ, 1993. — 121 с.
25. Медведев, И.В. Психологическое обеспечение тренировочного процесса и соревновательной деятельности / И.В. Медведев // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы: Тез.докл. междунар. контр. - М., 1998. - Т. 2. - С. 342-343.
26. Мэй Р. Краткое изложение и синтез теорий тревожности // Тревога и тревожность / под общ ред. В.М. Астапова. - СПб.: Питер, 2001. - С. 215-224.
27. Найдиффер Р. Мысленная тренировка спортсменов / Р. Найдиффер // Спортивная психология в трудах зарубежных специалистов. - М.: Советский спорт, 2005. - С. 8-20.
28. Немов, Р.С. Общая психология. В 3-х т. Т. 3. Психология личности: Учебник / Р.С. Немов. - М.: Юрайт, 2012. - 739 c.
29. Огородова Т.В., Филиппович Х.Н. Доминирующие психические состояния и личностная соревновательная тревожность спортсменов // Национальные программы формирования здорового образа жизни: Междунар. науч.-практ. контр.: М.: РГУФКСМиТ, 2014. С. 344-346.
30. Пастюк, О.В. Психология и педагогика: Учебное пособие / О.В. Пастюк. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 160 c.
31. Плавание: Учебник для вузов / Под общ. Ред. Н.Ж. Булгаковой. - М.: Физкультура и спорт, 2001. 400 с.
32. Погорелова Е.И. Тревога как фактор развития личности: На примере
преодоления экстремальных ситуаций: автореф. дне. ... канд. психол. наук. / Е.И. Погорелова; - Ставрополь: Сев.-Кавказ. государственный техн.университет, 2002. - 19 с.
33. Полшкова Т. А. Проблема ситуативной тревожности в психолого-педагогических исследованиях // Актуальные вопросы современной психологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 107-110.
34. Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст / А.М. Прихожан. - СПб.: Питер, 2007. - 192 с.
35. Прихожан, A.M. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А.М. Прихожан. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. - 304 с.
36. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. - СПб. : Питер, 2010. - 616 с.
37. Рогалева, Л.Н. Влияние спорта и установок тренера на личность юного спортсмена / Л.Н. Рогалева. - М.: Физкультура и спорт, 1999. - 167 с.
38. Рыбин Р.Е., Бабушкин Г.Д., Бабушкин Е.Г. Психологическое обеспечение предсоревновательной подготовки пловцов// Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 10-2. - С. 379-382
39. Селье, Г. Стресс без дистресса / Пер. с англ.; Общ.ред. Е. М. Крепса. - М.: Прогресс, 1979. — 124 с.
40. Серова Л.К.Психология личности спортсмена : учеб.пособие / Л.К. Серова. - М. Советский спорт, 2007. - 114 с.
41. Сивицкий В.Г. Организация и направления психологического сопровождения спортсменов / В.Г. Сивицкий // Спортивный психолог. - 2007. - №2(11). - С. 11-23.
42. Солодков, А.С. Физиология спортивной деятельности: учебник /А.С. Солодков. - М.: Физкультура и спорт, 2003. - 346 с.
43. Спилбергер Ч. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги // Тревога и тревожность: хрестоматия. / сост. В.М. Астапов. - СПб.: Пер Сэ, 2008. - С. 85-99.
44. Спортивная психология в трудах отечественных специалистов / Сост. И.П. Волков. - СПб.: Питер. - 2002. - 384 с.
45. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика: Учебное пособие для бакалавров / Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко. - М.: Юрайт, 2012. - 671 c.
46. Табачкова Е.С. Зависимость психологической атмосферы от структуры интегральной индивидуальности в группе юных пловцов с различным уровнем мотивации достижения // Национальные программы формирования здорового образа жизни : - М., 2014. - С. 335-337.
47. Фрейд, 3. Психология бессознательного / 3. Фрейд. - М.: Просвещение, 1990. - 447 с.
48. Ханин, Ю.Л. Исследование тревоги в спорте / Ю.Л. Ханин // Вопросы психологии. - 1978. - № 6. - с.94-106.
49. Ханин, Ю.Л. Краткое руководство к применению шкалы реактивной и личностной тревожности Ч. Д. Спилбергера / Ленингр. НИИ физкультуры, 1976. — 116 с.
50. Ханин Ю.Л. Стресс и тревога в спорте / Ю.Л. Ханин. - М.: Физкультура и спорт, 2003. - 288с.
51. Хилько, М.Е. Возрастная психология: Краткий курс лекций / М.Е. Хилько, М.С. Ткачева. - М.: Юрайт, 2013. - 200 c.
52. Хухлаева, О.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник для бакалавров / О.В. Хухлаева, Е.В. Зыков, Г.В. Бубнова. - М.: Юрайт, 2013. - 367 c.
53. Чернышова, Л.И. Психология и педагогика: Учебное пособие / Э.В. Островский, Л.И. Чернышова; Под ред. Э.В. Островский. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 381 c.
54. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции / Ю.В. Щербатых. - СПб.: Питер, 2008. - 256 с.
55. Экман, П. Психология эмоций / П. Экман; Пер. с англ. В. Кузин; Под
науч. ред. Е.П.Ильин. - СПб.: Питер, 2013. - 240 c


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ