Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ И КОМАНДНЫМИ ВИДАМИ СПОРТА

Работа №62043

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы84
Год сдачи2016
Стоимость4890 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
264
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКА ИНДИВИДУАЛЬНОГО И КОМАНДНОГО ВИДА СПОРТА 6
1.1. Психологические и личностные характеристики подростка 6
1.2. Успешность как основная мотивация индивидуальных и командных
видов спорта 20
1.3. Роли взаимодействия спортсменов-подростков 42
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ
ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ И КОМАНДНЫМИ ВИДАМИ СПОРТА 56
2.1. Организация и методы исследования 56
2.2. Изучение личностных особенностей подростков, занимающихся
индивидуальными и командными видами спорта 66
2.3. Выявление особенностей личностного самоуправления подростков,
занимающихся индивидуальными и командными видами спорта 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
ЛИТЕРАТУРА 78
Приложение


Актуальность исследования. Реалии современной жизни предъявляют высокие требования к работе психологов, работающих в сфере подготовки спортсменов - профессионалов. В условиях модернизации и гуманизации образования необходимы новые подходы к осмыслению сущности влияния на образ жизни и поведение детей, подростков и юношей занятий физической культурой и спортом. В настоящее время спорт - это не просто специфический вид человеческой деятельности, способствующий поднятию престижа не только отдельных личностей, но и целых общностей, в том числе класса, школы, команды и государства в целом.
Приоритетным направлением современного спорта в решении практических задач является использование психологического знания в подготовке подрастающего поколения.
В современных исследованиях представлен широкий спектр данных о влиянии психологических факторов на деятельность спортсменов как в отечественной (О.А. Черникова, А.В. Родионов, С.Ю. Манухина, Т.О, Гордеева Т.Т. Джамгаров А.Ц. Пуни, П.А. Рудик, О.А. Сиротин, Ю.А. Ханин, Н.А. Худадов, Е.П. Ильин), так и зарубежной науке (Г. Ридер, П. Рокушфалви, Ж. Риу, Р. Сингер, Г. Шиллинг, М. Эпуран, М. Яффи).
Сама же спортивная деятельность приобрела статус междисциплинарной проблемы, интегрируя в своем содержании научные достижения общей (А.Ц. Пуни А.В. Родионов, Я.В. Голуб, Л.В. Лотоненко), социальной (И.Ю. Воронин, С.И. Петров, Ю.В. Сысоев) и педагогической (Т.В. Гомельская, Ю.А. Коломейцев) психологии.
Современный этап развития спортивной психологии характеризуется углублением теоретических основ научных исследований, которые основываются на категориях деятельности, личности спортсмена. В связи с обострением спортивной конкуренции и обусловленным этим повышением
требований к уровню выступлений спортсменов особую роль приобретает психологического направление, ставящее проблемы психологического сопровождения спортсменов подростков, особенностей взаимодействий в спортивной деятельности, успешности, достижений первого места (Н. Худатова, С.Н. Морозова, И.М, Бутин, Г.А. Цукерман Д.И. Фельдштейн).
Проблема изучения личностных особенностей, способствующих успешной адаптации и самореализации личности, приобретает особое звучание и актуальность для подростков. Так, с одной стороны, формирование собственной активной и ответственной позиции является для подростка важнейшей задачей возраста, а с другой - за ним еще закреплен социальный статус «ребенка», ограничивающий проявление самостоятельности.
Отметим, что подростковый возраст в большинстве отечественных (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.С. Кон, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин) и зарубежных (Ш. Бюлер, К. Левин, Ж. Пиаже, Ст. Холл, Э. Шпрангер, Э. Эриксон) психологических подходов и теорий рассматривается как противоречивый и критический этап развития личности, а личностные особенности, связанные с ответственностью, рефлексивностью, целостностью Я-концепции, как важные качества, закладывающиеся в подростковом возрасте (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Е.И. Исаев, Д.И. Фельдштейн, В.Л. Хайкин, Э. Эриксон).
В связи с этим, исследование личностных особенностей детей подросткового возраста в индивидуальных и командных видах спорта представляет несомненную актуальность.
Несмотря на то, что содержание работы соприкасается с интересами спортивной психологии, общий подход к рассматриваемой в дипломной проблеме касается личностных особенностей детей подростков, занимающихся индивидуальными и командными видами спорта.
Цель работы: выявить личностные особенности детей подросткового возраста, занимающихся индивидуальными и командными видами спорта.
Гипотеза исследования: у подростков, занимающихся спортом, в частности, бадминтоном формируются лидерские, авторитарные качества, при возникновении конфликтной ситуации они предпочитают соперничество, в отличии от подростков, занимающихся командными видами спорта. Кроме того, индивидуальные и командные виды спорта развивают или усиливают у подростков личностные качества, обеспечивающие успешность спортивной деятельности.
Объект исследования: личностные особенности детей подросткового возраста.
Предмет исследования: личностные особенности подростков, занимающихся индивидуальными и командными видами спорта.
Задачи исследования:
1. Проанализировать современные научные представления о личностных особенностях подростков, занимающихся индивидуальными и командными видами спорта.
2. Изучить личностные особенности детей подросткового возраста, занимающихся индивидуальными и командными видами спорта.
3. Изучить особенности личностного самоуправления подростков, занимающихся индивидуальными и командными видами спорта.
Методы и методики исследования:
Теоретический анализ научной литературы, тестирование, методы математической статистики (t-критерий Стюдента). Методики: 16-факторный личностный опросник Р.Б. Кеттелла, методика «Способность
самоуправления» Н.М. Пейсахова, методика «Изучение направленности личности» В. Смекала и М. Кучера, методика «Исследование эгоцентрической направленности личности».
Контингент испытуемых:
Для проведения исследования и достижения поставленных задач нами были выбраны группы испытуемых: индивидуальные и командные виды спорта г. Казани. Объем обеих выборок - 60 человек, имеющих определенные достижения в своем виде спорта. Возраст испытуемых от 12 до 15 лет. Структура работы:
Состоит из введения, теоретической части, практической части, заключения, приложения, списка литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проблема изучения личностных особенностей, способствующих успешной адаптации и самореализации личности, приобретает особое звучание для подростков. Так, с одной стороны, формирование собственной активной и ответственной позиции является для подростка важнейшей задачей возраста, а с другой - за ним еще закреплен социальный статус «ребенка», ограничивающий проявление самостоятельности. Отметим, что подростковый возраст в большинстве отечественных психологических подходов и теорий рассматривается как противоречивый и критический этап развития личности, а личностные особенности, связанные с ответственностью, рефлексивностью, целостностью Я-концепции, как важные качества, закладываются в подростковом возрасте.
Поведение подростков зачастую бывает непредсказуемым, за короткий период они могут продемонстрировать абсолютно противоположные реакции:
-целеустремленность и настойчивость сочетаются с импульсивностью; -неуемная жажда деятельности может смениться апатией, отсутствием стремлений и желаний что-либо делать;
-повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяются ранимостью и неуверенностью в себе;
-развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью; -романтические настроения нередко граничат с цинизмом,
расчетливостью;
-нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости; -потребность в общении сменяется желанием уединиться.
Оптимальной альтернативой развития подростка в окружении сверстников и возможность коррекции поведения является занятие спортом. Однако, часто родителям сложно определить какой вид спорта
оптимален для ребенка: индивидуальный или командный. К тому же данный выбор существенно определяет дальнейшие спортивные успехи ребенка. Кроме того, индивидуальные и командные виды спорта развивают или усиливают у подростков личностные качества, обеспечивающие успешность спортивной деятельности.
Результаты проведенного эмпирического исследования показали, что дети, занимающиеся индивидуальной спортивной деятельностью (бадминтон) относятся к “индивидуалистам”, а дети, занимающиеся командным видом спорта (хоккей на траве) относятся к “коллективистам”.
Позитивной стороной влияния занятий спортом является преимущество подростков, занимающихся командными видами спорта, по сформированности субъектных свойств личности. Негативной стороной влияния занятий индивидуальными видами спорта является вызываемое соперничеством и жесткостью среды общения изменение нормативного развития взаимоотношений со значимыми другими, повышение уровня эгоцентрической направленности.
Из проведенного исследования можно сделать следующие выводы касательно психологических особенностей подростков, влияющих на успешность в индивидуальных или командных видах спорта:
- для командных видов спорта важны: уверенность в себе, упор на этап коррекции в процессе самоуправления, средний и низкий уровень эгоцентризма, направленность на взаимодействие;
- для индивидуальных видов спорта важны: доминантность, социальная смелость, экстраверсия, упор на этап прогнозирования в процессе самоуправления, направленность на задачу.
В результате исследования была подтверждена гипотеза о том, что у подростков, занимающихся спортом, в частности, бадминтоном,
формируются и развиваются лидерские, авторитарные качества, при возникновении конфликтной ситуации они предпочитают соперничество, в отличии от подростков, занимающихся командными видами спорта, которые направленны на взаимодействие с партнерами по команде.



1. Александровская Э.М. Психологическое сопровождение школьников: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Э. М. Александровская, Н. И. Кокуркина, Н. К. Куренкова - М.: Академия. - 2002. - 208 с.
2. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1969. 339 с.
3. Андреев А.Н. Экспериментальное исследование мотивации в спорте. - СПб.: Питер, 2000. - 330 с.
4. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого
саморазвития. 2-е изд. Казань: Центр инновационных технологий, 2000. С.124
5. Андреева Г.М. Социальная психология. (Группа в социальной психологии) -М.: Наука, 1988.-376 с.
6. Андронов О.П. Физическая культура как средство влияния на формирование личности. - М.; Мир, - 1992. - 220 с.
7. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. - М.: Медицина, 1975. - 447 с.
8. Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник. - М.: Изд-во МГУ,
1990.
9. Бабаян К.Л. Факторная структура волевых качеств спортсменов // Теория и практика физической культуры. - 1977. №10.
10. Баландин В.И., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А. Прогнозирование в спорте. - М.: ФиС, 1986.
11. Белкин А.А. Идеомоторная подготовка в спорте. М.: ФиС, 1983.
12. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность. - М.: Наука, 1990.
13. Биспен Е.Р. Воспитание смелости и решительности в процессе спортивной тренировки футболистов 13-15 лет: Канд. дис. - СПб., 1991.
14. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. - М.: Совершенство, 1998.-298 с.
15. Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А. Личность в спорте: Очерки исследования психологии спортсмена. - М.: Наука, 1989. - 154 с.
16. Брянкин С.В. Структура и функции современного спорта: [Учеб. пособие]/С.В.Брянкин.- М. Моск. обл. ин-т физ. культуры, 1983. - 72 с.
17. Верхошанский Ю.В. Горизонты научной теории и методологии спортивной тренировки// Теория и практика фаз.культуры.-1998.-№7.-С.41- 54.
18. Виноградов Д.А. Физическая культура и здоровый образ жизни. - М,1990.
19. Волков И.П. Задачи и формы психологического обеспечения высококвалифицированных спортсменов к соревнованиям // Научные исследования и разработки в спорте. 1994, № 1, С. 5 - 10.
20. Выдрин В.М. Методические проблемы теории физической культуры / Теория и практика физической культуры. - М., 1986.
21. Вяткин Б.А. Роль темперамента в спортивной деятельности. - М.: ФиС, 1978.
22. Генов Ф. Психологические особенности мобилизационной готовности спортсмена. - М.: Физкультура и спорт, 1971. - 217с.
23. Гиссен Л.Д. Психология и психогигиена в спорте. - М.: ФиС,
1973.
24. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта. - М.: Академия, 2000.
25. Горская Г.Б. Основы индивидуализации психологической подготовки спортсменов.- Краснодар, 1988.
26. Давыдов В.В. Проблема деятельности в философии и психологии // Теория развивающего обучения. - М., 1996. С. 10-13.
27. Давыдов В.В. Современная общая психология и психология спорта // Теор. и прак. физ. культ. - 2000. - №2. - с.9-13.
28. Дмитриев С.В. Влияние психологических факторов на спортивный результат.- М.: Физкультура и спорт, 1992. - 112 с.
29. Ермак Н.Р. Кому нужны чемпионы / Н.Р. Ермак, Р.А. Пилоян, А.Д. Суханов. - М.: МГАФК, 1999. - 159 с.
30. Ермолин А.В. Возрастно-половые и типические особенности представленности в сознании структуры мотива: Автореф. дис...канд. Наук. - СПб., 1996. - 31 с.
31. Ильин Е.П. Психофизиология физического воспитания. Факторы, влияющие на эффективность спортивной деятельности. - М.: Просвещение, 1983.
32. Ильин Е.П. Психология воли. - СПб., 2000.
33. Ильин Е.П. Психология физического воспитания. - М.:
Просвещение, 1987.
34. Ильин Е.П. Психомоторная организация человека. - СПб.: Питер,
2003.
35. Ильин Е.П. Психология спорта. - СПб.: Питер, 2008. - 352 с.
36. Казакова Е. И. Сопровождение развития новая образовательная технология // Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение развития ребенка: Мат-лы Российско-фламандской конф. СПб., 2001.
37. Киселев Ю.Я. Победи. - М.: Изд-во СпортАкадемПресс, 2002.
38. Киселев Ю.Я. Психическая готовность спортсмена. Пути и средства достижения. - М.: Изд-во Советский Спорт, 2009.
39. Климов Е.А. Введение в психологию труда. Учебник.— М.: ЮНИТИ, 1998 (Рекомендовано Мин. общ. и проф. обр. РФ в качестве учебника для студентов высш. уч. заведений) (22 п.л.).
40. Коломейцев Ю.А. Социальная психология спорта: учеб.-метод, пособие/ Ю.А. Коломейцев - Мн.:БГПУ,2004.-292с.
41. Конопкин О.А. Структурно-функциональный и содержательнопсихологический аспекты осознанной саморегуляции // Психология. Журн. ВШЭ. 2005. Т.2. №1. С. 27-42.
42. Кретти Дж. Психология в современном спорте. - М.: ФиС, 1978.
43. Леонтьев А.Н. Потребность, мотивы и эмоции. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1972. - 575 с.
44. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1977.
45. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е исп. изд. - М.: Смысл, 2003. 487 с.
46. Ломов Б.Ф., Коссов Б.Б., Конопкин О.А. Теоретические проблемы самоконтроля и управления спортивной деятельностью // Познавательные процессы у спортсменов. - М., 1976, Т. 2, с. 9-30.
47. Майерс Д. Социальная психология: Учеб. пособие для студентов вузов: пер с англ. / Д. Майерс. - СПб.: Питер, 1997. - 684 с.
48. Мартенс Р. Социальная психология и спорт. - М.: Физкультура и спорт,1997.-176с.
49. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. - СПб.: Питер, 1997. - 684 с.
50. Матвеев Л.П., Михайлов В.В. Спортсменам о спортивной форме. - М.: ФиС, 1962.
51. Матвеев Л.П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов. - Киев: Олимпийская литература, 1999, - 320 с.
52. Моросанова В.И. Личностные аспекты саморегуляции произвольной активности человека // Псих. Журнал. 2002. Т.23. №6. С. 5-17.
53. Моросанова В.И. О методах прогноза надежности психологической регуляции соревновательной деятельности стрелка- пулевика: Метод. реком. - М., 1984.- 24 с.
54. Новая философская энциклопедия. — М.: Мысль, 2000. — Т. 1— 4. — 2659 с. — ISBN 5-244-00961-3
55. Оганесян Н.Т. Методы активного социально-психологического обучения: тренинги, дискуссии, игры. - М.: Ось-89, 2002. - 176 с.
56. Петровский А.В. Общая психология.М.:-1976-479с.
57. Пилоян Р.А. Мотивация спортивной деятельности. - М.: ФиС,
1984.
58. Плахтиенко В.А., Блудов Ю.М. Надежность в спорте. - М.: ФиС,
1983.
59. Столбова В.В. История физической культуры: Учебное пособие для пединститутов. - М.: Просвещение, 1989.
60. Попов В.Б. Спортивная мотивация. - СПб.: Питер, 1998. - 226 с.
61. Практикум по психологии состояний: Учебное пособие / Под ред. проф. А.О. Прохорова. - СПб: Речь, 2004. 480 с.
62. Психология спорта высших достижений. Учебное пособие. - М.: ФиС, 1979.(128)
63. Пуни А.Ц. Очерки психологии спорта. - М.: ФиС, 1959.
64. Пуни А.Ц. Волевая подготовка в спорте. - М.: ФиС, 1969.
65. Пуни А.Ц. Некоторые психологические вопросы готовности к соревнованиям в спорте. Избранные лекции. Л., 1973.
66. Пуни А.Ц. Психологические основы волевой подготовки в спорте. — М., 1979.
67. Родионов А.В. Влияние психологических факторов на спортивный результат. - М.: Физкультура и спорт, 1987.
68. Родионов А.В. Психология спорта высших достижений. - М.,
1979г.
69. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.:Питер.
2001.
70. Рудик А.П. Психологические аспекты спортивной деятельности. // Психология и современный спорт.- М., 1973.
71. Спортивная психология в трудах отечественных специалистов: Хрестоматия. - СПб.: Питер, 2002.
72. Стамбулова Н.Б. Психологические модели и описания спортивной карьеры // В сб.: Теоретические и прикладные вопросы психологии. Вып. 3, Ч. 2. СПб., 1997.
73. Суворова Г.А. Деятельностный подход к психологическому консультированию в образовании: системогенетическая парадигма. - М.: Прометей, 2006.
74. Фельдштейн Д. И. Психологические проблемы общественно полезной деятельности как условия формирования личности подростка. — Вопросы психологии, 1980, № 4, с. 69—78.
75. Ханин Ю.Л. Психология общения в спорте. - М.: ФиС, 1980.
76. Чернышев А.С. Исследование группы как субъекта деятельности и субъекта общения в работах Л. И. Уманского и его учеников // Социальнопсихологические аспекты оптимизации развития молодёжных групп в изменяющихся социально-экономических условиях. - Курск, 2000. С. 6-12.
77. Шадриков В.Д. Психологический анализ деятельности. Системогенетический подход. - Ярославль. ЯГПИ, 1979.
78. Шадриков В.Д. Психологический анализ деятельности как системы // Психологический журнал. 1980. Т.1.№3.С.33-46.
79. Ach N. Analyse des Willenes// Handbuch der biologischen Arbeitsmethoden. Teil E. Abt. VI. Berlin, 1935.
80. Assgioli R. The act of will. - London, 1974.
81. Atkinson J. M. An introduction to motivation. Princeton, NJ.: van Nostrand, 1964.
82. Beckmann J. Metaprocesses and the regulation of behavior// Motivation, intention and volition/ Ed.by F. Halisch, J. Kuchl. Berlin, 1987.
83. Heider F. The psychology of interpersonal relations. N. Y.: Wiley,
1958.
84. Kuhl J. Volitional-mediators of cognition-behavior consistency: Sefregulatory processes and action versus state orientation// Action Control/ Ed. by
J. Kuchl, J. Beckmann. Berlin; N. Y., 1961.
85. Lewin K. Field theory in social science. N. Y.: Harper, 1951.
86. Roggers C. On Becoming a Person. Boston, 1961.
87. Rotter J. B. Generalization expectancies for internal versus external control of reinforcement// Psy-chol. Monogr. 1966. V. 80. P.1-28.
88. Tolman E. C. Principles of purposive behavior// Koch S. (ed.) Psychology: A study of a science. V. 2. N. Y.: McGraw-Hill, 1959.
89. Woodworth R. S. Dynamic of behavior. N. Y.: Holt, 1958


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ