Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Роль поддержки тренера в становлении образа «Я» у ребенка, активно занимающегося спортом (Московский педагогический государственный университет)

Работа №121669

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

психология

Объем работы53
Год сдачи2022
Стоимость800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
39
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
Выборка исследования: 60 детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет), посещающие спортивные секции по самбо на регулярной основе (43 мальчика и 17 девочек). Также в исследовании приняли участие 10 тренеров различных спортивных направлений (8 мужчин и 2 женщины).
Есть приложения.

Введение 3
Глава I Образ Я ребенка-спортсмена: основные теоретические подходы исследований 6
1.1 Становление «Образа Я» в спортивной деятельности: подходы в зарубежной и отечественной психологии 6
1.2 Психологические механизмы становления образа «Я» ребенка дошкольного возраста в спортивной деятельности 10
1.3 Специфика социальной ситуации развития ребенка-спортсмена 14
1.4 Роль родителей в становлении образа Я ребенка-спортсмена дошкольного возраста 16
1.5 Роль тренера в становлении образа Я ребенка-спортсмена дошкольного возраста 19
Выводы по главе I 23
Глава II Эмпирическое исследование Образа Я у детей старшего дошкольного возраста в спорте 25
2.1.Схема исследования 25
2.2. Результаты эмпирического исследования 29
Выводы по главе II 42
Заключение 43
Список источников 45
Приложения 50


Развитие ребенка происходит под влиянием различных факторов, наиболее значимыми из которых является его социальное окружение и ведущая деятельность. Для детей дошкольного возраста важную функцию несет игровая деятельность, общение со сверстниками, а также влияние значимых взрослых. Личностное развитие детей-спортсменов имеет определенную специфику, связанную с тем, что ребенок включен в особую деятельность (спорт), а также имеет особого значимого взрослого, кроме родителей - тренера.
Одним из аспектов личностного развития ребенка является самооценка и формирование образа Я. Для детей эти параметры определяются оценкой других, поскольку ребенок в дошкольном возрасте еще не обладает способностью объективно и адекватно себя оценивать. Следовательно, от того, какими оценками и мнениями относительно себя окружен ребенок, зависит его собственное самовосприятие. В нашей работе мы придерживаемся следующего определения образа Я, опираясь на работу Р. Бернса – это система представлений человека о самом себе, своих сильных и слабых сторонах, способностях и возможностях. Образ Я является осознаваемой частью личности. Самооценка – это совокупность представлений человека о своих способностях, навыках и качествах, а также эмоциональное отношение к этим представлениям [5, 48].
Особенности влияния оценки значимых взрослых на самооценку ребенка рассмотрены А.Г. Рузской, Е.Н. Петренко, А.В. Мудрик, У.Н. Масленниковой, Е.В. Малютиной, М.И. Лисиной, У.Ю. Аникиной, А.И. Безлюдным, И.С. Бубновой. Однако в работах данных исследователей рассматривалось влияние наиболее распространенных факторов, которые встречаются в жизни почти каждого ребенка – стиль родительского воспитания, особенности психологического климата в семье. Однако не рассматривается влияние и роль тренера для детей-спортсменов на развитие самооценки ребенка.
В то же время влияние спорта на психологическое развитие ребенка рассматривалось А.В. Буриковым, И.М. Дементьевой, В.В. Киселевым, А.С. Морозовым, О.Н. Ракитской. Однако в данных работах рассматриваются в первую очередь личностные и индивидуально-психологические особенности детей-спортсменов, то есть констатируется факт и высказываются предположения о причинах обнаруженных явлений, однако не исследуется влияние определенного поведения или установок тренера на личностные особенности ребенка.
Особую актуальность представляет изучение влияния установок тренера на развитие образа Я ребенка-спортсмена. Тренер является ключевой фигурой в спортивной деятельности, в которую включен ребенок. Для детей дошкольного возраста свойственна ориентация на оценки старших, поскольку у него самого еще не сформирована способность самостоятельно оценивать себя.
Цель исследования – определение роли поддержки тренера в становлении образа Я ребенка-спортсмена старшего дошкольного возраста.
Объект исследования – становление образа Я.
Предмет исследования –роль тренера в становлении образа Я ребенка дошкольного возраста, активно занимающегося спортом.
Гипотеза исследования – психологические установки тренера формируют стиль взаимодействия тренер - спортсмен и оказывают влияние на представление о себе ребенка дошкольного возраста, активно занимающегося спортом.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть исследования развития образа Я в зарубежной и отечественной психологии;
2. Рассмотреть психологические механизмы становления и развития образа «Я» ребенка дошкольного возраста;
3. Проанализировать специфику социальной ситуации ребенка-спортсмена;
4. Изучить роль родителей в становлении образа Я ребенка-спортсмена;
5. Изучить роль тренера в становлении образа Я ребенка-спортсмена.
6. Определить типичные установки тренеров
7. Выявить связь установок тренеров с индивидуальными характеристиками ребенка-спортсмена
Методы исследования:
1. Теоретические – анализ библиографических источников, обобщение и систематизация;
2. Эмпирические методы
3. Математическая обработка данных с помощью статистического пакета SPSS.
Методики исследования:
1. Шкала измерения спортивной идентичности Б.В, Брюэра (адаптация А.В. Кушнирук)
2. Методика «Самооценка» Дембо-Рубинштейн (модификация Г.В. Бурменской и А.А. Молчановой)
3. Авторский опросник установок тренера.
Выборку составили 60 детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет), посещающие спортивные секции по самбо на регулярной основе. Выборка представлена 43 мальчиками и 17 девочками. Также в исследовании приняли участие 10 тренеров различных спортивных направлений. Среди тренеров 8 мужчин и 2 женщины.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В данной работе были изучены особенности образа Я спортсменов дошкольного возраста.
В теоретической главе были изучены концепции развития и формирования образа Я, особенности влияния на образ Я ведущей деятельности и ближайшего окружения ребенка. Были рассмотрены аспекты спортивной деятельности, влияющие на формирование представления о себе у ребенка, а также роль в развитии личности тренера и родителей. По итогам теоретической главы были сделаны выводы, что специфика спортивной деятельности (жесткий регламент занятий, состязательный компонент, необходимость преодоления усталости, работа на отдаленный результат) и оценка тренера играют важную роль в самооценке и образе Я у юных спортсменов.
В рамках эмпирического исследования была осуществлена диагностика установок тренеров, особенностей спортивной идентичности и самооценки юных спортсменов, а также исследование связей и различий между данными показателями. Было обнаружено, что наиболее высокие значения спортивной идентичности и самооценки характерны для спортсменов, тренирующихся у тех тренеров, которые придерживаются установок на необходимость преодоления усталости и боли, усердного труда, важности поддержки тренера и послушание со стороны спортсмена.
1. По результатам диагностики установок тренера было выявлено, что что каждый тренер индивидуален, нет ни одного тренера, у которого бы полностью совпала выраженность всех установок. Тем не менее наиболее часто встречается (в 50% случаев) две установки: «спортсмен должен преодолевать усталость и боль» и «самые лучшие спортсмены – это спортсмены, послушно выполняющие все требования тренера».
2. Установка на преодоление усталости спортсменом имеет прямую корреляцию с реальной оценкой тренера по показателю настойчивости (0,341) и прямую корреляцию Я-желаемого по показателю командности (0,262), фарта (0,254), Я-желаемого по показателю самопринятия (0,331), гибкости (0,383) и амбициозности (0,378), прямую корреляцию реальной оценки тренера (0,258) по показателю уверенности в себе.
Таким образом, чем сильнее тренер уверен в необходимости преодоления спортсменом усталости на тренировках для достижения результата, тем выше он оценивает настойчивость ребенка, уверенность в себе; при этом тем больше ребенок стремится к командности, желает быть более удачливым на соревнованиях, стремится к более высокой самооценке гибкости и амбициозности.
3. Установка «Самые лучшие спортсмены – это спортсмены, послушно выполняющие все требования тренера» имеет прямую связь с реальной оценкой ребенком гибкости (0,291), желаемой оценкой фарта (0,262) и обратную корреляцию с желаемой оценкой ума (-0,257).
4. Следовательно, данные корреляции отражают те особенности восприятия и оценки ребенка, которые связаны с установками тренера. То, как тренер видит и оценивает ребенка, какими установками руководствуется, влияет на оценку мамы (поскольку тренер транслирует свое видение родителям), а также на самооценку ребенка (поскольку ребенок перенимает на себя оценку тренера).
Были описаны психологические портреты тренеров с позиции преобладающих установок, а также описаны усредненные образы спортсменов в соответствии с выраженностью тех или иных установок тренеров.
Таким образом, все поставленные задачи исследования были решены, достигнута цель исследования. Гипотеза исследования была подтверждена - психологические установки тренера формируют стиль взаимодействия тренер - спортсмен и оказывают влияние на представление о себе ребенка дошкольного возраста, активно занимающегося спортом.


1. Аникина У.Ю. Влияние отношения к матери на межличностные отношения у детей старшего дошкольного возраста // Современные инновации. 2017. №1 (15).
2. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы современного человекознания - СПб.: Питер, 2001.
3. Асмолов А. Г., Кудрявцев В. Т. Культурно-историческая психология-«наука о свободе» //Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». – 2017. – №. 1 (7). – С. 18-37.
4. Безлюдный А.И. Родительско-детские отношения как стратегия семейного воспитания // Вектор науки ТГУ. 2011. 2(5).
5. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. // Пер. с англ. М., Прогресс, 1986.
6. Боговская К. О. Изучение я-концепции в отечественной психологии //Наука и инновации-современные концепции. – 2020. – С. 147-151.
7. Бодалев A.A. Психология общения. - Москва : Когито-Центр, 2011. - 598 с.
8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
9. Бубнова И. С., Рерке В. И. Влияние позитивных и негативных стилей семейного воспитания на формирование Я-концепции у подростков //Педагогический имидж. – 2020. – Т. 14. – №. 3 (48). – С. 446-458.
10. Буриков А. В. Актуальные вопросы психологической подготовки спортсменов //Международный научно-исследовательский журнал. – 2018. – №. 10-2 (76). – С. 82-85.
11. Воронов Н. А. Использование психологических технологий в спорте //Центральный научный вестник. – 2018. – Т. 3. – №. 13. – С. 27-28.
12. Выготский Л.С., Психология развития. Избранные работы, - М.: Юрайт, 2017.
13. Выготский Л.С. Педагогическая психология. / под ред. В.В. Давыдова . – М.: АСТ: Астрель, 2008.
14. Давлатов Д. Р. К вопросу психологической подготовки спортсмена //Вестник Таджикского национального университета. – 2019. – №. 8. – С. 230-236.
15. Дементьева И. М. Особенности становления ответственности у школьников и спортсменов-подростков //Ресурсы конкурентоспособности спортсменов: теория и практика реализации. – 2020. – №. 1. – С. 46-48.
16. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психологические особенности развития дошкольников. М.: ЭКСМО, 2009.
17. Ильин Е. П. Психология спорта. — СПб.: Питер, 2017. — 352 с.
18. Киселев В. В., Новикова Н. Н. Индивидуально-психологические особенности развития подростков-спортсменов в профильных спортивных классах (на примере подготовки футболистов) //Человеческий капитал. – 2017. – №. 3. – С. 59-61.
19. Козлова Н. В., Цехмейструк Е. А. Когнитивная тренировка как метод коррекции когнитивных функций у детей-спортсменов //Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. – 2018. – №. 1. – С. 97-103.
20. Кретти Б.Дж. Психология в современном спорте.- М.:Физкультура и спорт, 1978.
21. Корх А. Я. Тренер: деятельность и личность. Учебное пособие. / А. Я. Корх. 2-е изд., стереотип. – М.: Спорт, 2023. – 118 с.
22. Лаврик О.В. Семейная среда - институт развития и формирования личности ребёнка // Педагогический опыт: теория, методика, практика. 2014. № 1(1).
23. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. - Москва : Смысл, 2020. - 526 с.
24. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. М., ЭБ МГППУ, 2008.
25. Лукьянова О.Л., Пасечник О.С. Роль игры в формировании волевых качеств личности ребенка старшего дошкольного возраста // Научное обозрение. 2019. №6.
26. Лурия А.Р. Об изменчивости психических функций в процессе развития ребенка // Вопросы психологии: Научный журнал. 2002. №3.
27. Малкин, В. Р. Психологические методы подготовки спортсменов : Учебное пособие. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 96 с.
28. Малютина, Е.В. Особенности формирования Образа Я дошкольника в социуме / Е.В. Малютина. // Современные гуманитарные исследования. 2011.
29. Марищук В.Л. Методики психодиагностики в спорте. - М.: Просвещение, 1984.
30. Марцинковская Т. Д., Полева Н. С. Поколения эпохи транзитивности: ценности, идентичность, общение //Мир психологии. – 2017. – №. 1. – С. 24-37.
31. Масленникова У.Н. Развитие личности у детей дошкольного возраста //Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XX междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, - 2012.
32. Матвеев Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты. - Лань. 2005.
33. Морозов А.С., Фролова М.И. Изучение межличностного восприятия в спортивных командах в связи с некоторыми показателями их эффективности // Вопросы спортивной психогигиены. Вып.5. - М., 1977.
34. Мудрик А.B. Социальная педагогика: учебник для студ. высш. yчеб. заведений / А.B. Мудрик. M.: Издательский центр «Академия», 2007.
35. Немов Р.С. Общая психология. -- Питер, 2006.
36. Никандров, В.В. Наблюдение и эксперимент в психологии. - СПб.: Речь, 2002.
37. Обухова, Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. - М., Российское педагогическое агентство. 1996.
38. Петренко Е.Н. Взаимодействие волевой регуляции и родительского воспитания как факторов психического здоровья детей // Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В.М.Бехтерева.2019. №2.
39. Пуни А. Ц. Очерки психологии спорта: учебно-методическое пособие для вузов/А. Ц. Пуни.–М.:Физкультура и спорт, 1959.–308 с.
40. Ракитская О. Н., Рогачева М. О. Социально-психологический климат как условие формирования команды и достижения результатов в спортивной деятельности //Проблемы современного педагогического образования. – 2022. – №. 77-4. – С. 404-408.
41. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в 2 ч. Часть 1. Система работы психолога с детьми разного возраста: практическое пособие. Москва: Издательство Юрайт, 2016.
42. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Санкт-Петербург: Питер, 2022. - 705 с.
43. Рудшс П.А. Психология. М.:"Физкультура и спорт". 1976.
44. Рузская А.Г. Развитие общения ребенка со взрослыми и сверстниками. Москва : Педагогика, 1970.
45. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2000.
46. Серова Л. К. Психология личности спортсмена. - Советский спорт. 2007.
47. Смирнова Е.О., Гударева О.В. Состояние игровой деятельности современных дошкольников и ее влияние на развитие личности детей // Вопросы психического здоровья детей и подростков. - 2006 (6). - №1.
48. Столин В.В. Самосознание личности. М.: МГУ,1983.
49. Фрейд 3. Психология "Я" и защитные механизмы. М., Педагогика, 1993.
50. Ханин Ю.Л. Психология общения в спорте. М.: ФиС, 1980.

Электронные ресурсы

51. Гайдамашко И.В., Бабичев И.В. Особенности конструктивной Я-концепции и условия ее формирования у юных спортсменов // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2021. № 1 (54). С. 6–13.
52. Ермилова Е. Я. Роль двигательной активности в формировании личности детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2013. — № 9 (56). — С. 363-365. — URL: https://moluch.ru/archive/56/7689/
53. Зернова Т.И., Носенко Н.П. Особенности развития я-концепции у спортсменов подросткового возраста // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 2.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ