Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОБЛЕМА КУЛЬТУРЫ НАЦИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В ЕВРЕЙСКИХ ШКОЛАХ В РОССИИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА

Работа №61694

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

культурология

Объем работы52
Год сдачи2016
Стоимость4290 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
244
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Развитие национального воспитания евреев 6
1.1. Библейский период 6
1.2. Период Первого храма 7
1.3. Период Второго храма 9
1.4. Талмудический период 10
1.5. Принципы и основы системы еврейского образования 12
Глава 2. Развитие еврейской культуры и системы образования под влиянием других культур 14
2.1. Влияние эллинистической культуры 14
2.2. Еврейская культура под властью Римской империи 16
2.3. Формирование и развитие субэтнических групп: 19
сефард и ашкеназ 19
2.4. Гаскала как новое направление в развитии еврейского образования ... 24
Глава 3. Еврейское образование в Российской Империи 28
3.1. Политические и социальные предпосылки реформ системы еврейского
образования 28
3.2. Изменения в системе еврейского образования. Общеобразовательные
учебные заведения 32
3.3. Новые преобразования в системе национального воспитания 42
Заключение 47
Список литературы


Россия конца XIX века представляет собой многонациональное государство, в условиях которого поиск средств гармоничного развития этнокультур и неконфликтного их сосуществования является важнейшей государственной и социально-политической задачей.
Одним из эффективных средств решения этой задачи является воздействие на систему образования, в рамках которого государство способно позитивно и целенаправленно регулировать этнокультурные процессы в обществе.
Семья и школа как две основные социальные ячейки, ответственные за становление человека, могут эффективно взаимодействовать в деле национального воспитания, дополняя и обогащая друг друга.
Национальное воспитание - это система традиций, убеждений и обычаев, возникшая на основе культурно-исторического опыта народа и нацеленная на формирование мировоззренческого сознания детей. Через передачу индивиду культурных особенностей народа происходит формирование его личности, в чем и находит отражение специфика и самобытность национальной культуры.
Основные задачи национального воспитания состоят в передаче младшему поколению духовной культуры народа, многовековой мудрости и истории, социального опыта и особенностей мировоззрения, а главная цель -- это развитие в детях национального самосознания, которое является важнейшей и основополагающей составляющей ментальности человека.
Именно национальное самосознание, включающее в себя знание и понимание культурных ценностей, накопление и передачу национального опыта, осознание наличия этнической общности, причастность к ней, способствует закреплению национальной идентичности. Проблема сохранения культурной целостности народа является одной из актуальных проблем современности, в том числе и для мирового еврейства.
Основы национальной системы воспитания восходят к этническому мировоззрению, идеологии и философии, пропитывающие все аспекты национальной культуры. Морально-эстетические ценности народа выражены в методах организации воспитательного воздействия на детей, в том числе в деятельности специализированных учебно-воспитательных учреждений. То есть подобные учреждения являются основополагающим средством формирования мировоззрения молодого поколения, источником знаний о национальной культуре, традиции и истории.
Система еврейского образования, существующая не менее трех тысяч лет, сыграла решающую роль в сохранении целостности еврейского народа и развитии его культуры.
В данной работе будет проведен анализ истории развития национального образования евреев с Библейского периода до начала XIX века, а также более подробно будет рассмотрена проблема культуры национального воспитания детей в еврейских школах в России в конце XIX - начале XX века.
Объект исследования: система образования еврейских детей в России XIX - нач. XX веков.
Предмет исследования: культурные предпосылки возникновения системы еврейского образования; его последовательное развитие в контексте различных культур и влияние этих культур на принципы воспитания детей в еврейских школах; характерные отличия системы еврейского образования в России; особенности влияния социально-политического уклада Российской империи на еврейское образование, в том числе в период конца XIX - начала XX века.
Цель исследования: изучение принципов национального воспитания детей в еврейских школах в контексте культуры в Российской империи конца XIX - нач. XX веков, а также описание проблем, стоящих перед системой еврейского образования в рассматриваемый период.
Методы: анализ исторических документов, описывающих состояние еврейского образования в рассматриваемый период. В качестве основных исторических документов были использованы: сочинение Л. М. Брамсона «К ис-тории начального образования евреев в России» 1896 года; неизданная записка Н.И. Пирогова «О еврейском образовании» 1907 года; «Справочная книжка по народному образованию евреев» - Пособие для деятелей по евр. нар. образованию и учителей евр. шк., составитель Вайншельбаум Х.Б.
Задачи:
1. проанализировать историю становления основных принципов национального еврейского образования;
2. описать развитие еврейского образования в контексте различных культур;
3. выявить основные факторы, характеризующие национальную систему еврейского образования в XIX веке в Российской империи;
4. дать характеристику еврейского образования в России XIX — начала XX века и рассмотреть ее в контексте национальной политики государства;
5. обобщить культурно-исторический опыт и роль образования в раз-витии еврейской культуры.
Данная работа представляет собой всестороннее исследование истории системы еврейского образования и изучает проблемы, с которыми сталкивался еврейский народ.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В данном исследовании был проведен анализ истории развития национального образования евреев с Библейского периода до начала XX века, с учетом влияния различных культур на процесс становления системы еврейского образования, а также более подробно была рассмотрена проблема культуры национального воспитания детей в еврейских школах в России.
Были проанализированы исторические источники, посвященные состоянию российского еврейского образования в XIX-XX веках.
Таким образом, в ходе данной работы был описан процесс становления основных принципов системы еврейского образования, которые, как было выяснено, окончательно оформились к талмудическому периоду. Было описано влияние некоторых культур на культуру еврейского народа, в частности на национальное воспитание и систему образования.
Очевидно, что в различные исторические периоды разные культуры оказывали влияние на еврейский народ. Так во времена греческого «владычества» окончательно сложилась форма преподавания по аналогии с гимнасиями и амфибиями. Во времена Римской империи были основаны обособленные судебные и образовательные институты. В Средневековье происходил процесс параллельного разделения еврейского этноса на субэтнические группы: сефард и ашкеназ. К XVIII веку была сформирована система начальных образовательных учреждений, включавшая в себя хедеры и талмуд-торы.
Далее система еврейского образования была рассмотрена в контексте социально-политической обстановки в Российской империи XIX - XX веков. Как было выявлено, основное влияние на еврейское образование оказали следующие факторы:
1. внутренняя политика государства, касающаяся решения культурных и национальных вопросов социальных и этнических сегментов общества;
2. намерения представителей ортодоксального еврейства того времени сохранить национальную идентичность и культурную независимость;
3. стремление еврейской интеллигенции к получению светского образования в рамках национального.
Под влиянием данных факторов были предприняты попытки преобразования системы национального образования, целью которых являлось вовлечение евреев в процесс получения общего образования, а также улучшение качества национального образования через повышение квалификации учителей- меламедов. В связи с этим произошло активное развитие института образования евреев: началось создание и внедрение новых общеобразовательных училищ, субботних школ, подготовительных классов и женских училищ. С инициативы же самой еврейской общины были преобразованы хедеры и талмуд - торы.
К началу XX века система еврейского образования вышла на новый этап своего развития, что положило начало созданию так называемых «хедер метуккан», в которых постепенно развивались идеи сионизма.



1. Каценельсон Л. Религия и политика в истории древних евреев. Будущность. Санкт-Петербург, 1900. Т. 3. 1-56 с.
2. Соловейчик М. Очерки по еврейской истории и культуре. Издание И.А.Фрей. Санкт-Петербург, 1912. Т. 1.
3. Буль Ф. Социальные отношения израильтян. Санкт-Петербург, 1912. 95 с.
4. Еврейское образование // Краткая еврейская энциклопедия. Иерусалим, 1992. Т. 6. С. 3-39.
5. Скотт Р.Б.Й. Традиция и литература мудрости. Москва, 1997. 635-640 с.
6. Вельгаузен Ю. Введение в историю Израиля. Санкт-Петербург, 1909.
7. Эттингера С. Очерки по истории еврейского народа. Тель-Авив: Амовед, 1972.
8. Каценельсон Л. Фарисеи и цадукеи. // Журнал «Восход». Спб, 1897.
9. Штембергер Г. Введение в Талмуд и Мидраш. Мюнхен, 1992.
10. Чериковер В. Эллинистическая цивилизация и евреи. СПб: Гуманитарная Академия, 2010. 507 с.
11. Штереншис М. Евреи: история нации. Герцлия: Исрадон, 2008. 134 с.
12. Ассимиляция // Краткая еврейская энциклопедия. Иерусалим. Т. 1.
13. Раппапорт У. От изгнания к независимости: еврейская история в эпоху Второго Храма. Открытый университет Израиль, 2001. 85-88 с.
14. Шиффман Л. От текста к традиции. Глава 4. Москва: Мосты культуры, 2002.
15. Даймонт М. Евреи, Бог и история. Москва: Мосты культуры, 2009. 30-34 с.
16. Ингерлейб М., Шацкая Е. Наблюдая за евреями. Скрытые законы успеха. Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. 68-72 с.
17. Клемперт А.И. Эпоха талмуда и средневековье во во II - XV вв. Иерусалим, 2004.
18. Телушкин Й. Еврейский мир: важнейшие знания о еврейском народе, его истории и религии. Москва: Мосты культуры, 2015. 218 с.
19. Дубнов С. Краткая история евреев. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. 468-474 с.
20. Книга “Великие евреи средневековья”: Вступление: евреи христианской Европы и стран ислама [Electronic resource]. URL: http://2014.jeru- daica.org/mod/book/view.php?id=143 (accessed: 10.05.2016).
21. Штереншис М. Евреи: история нации. — Герцлия: Исрадон, 2008, 560 с.
22. Stampfer S. What Actually Happened to the Jews of Ukraine in 1648? // Jew. Hist. 2003. Т. 17, № 2. С. 207-227.
23. Рот С. История евреев с древнейших времен по шестидневную войну, Революции и эмансипация. Иерусалим, 1967. 169 с.
24. Гетманский Э. Еврейское образование в Российской империи. // Заметки по еврейской истории. 2015. № 11-12(188).
25. Паперна А.И. Из Николаевской эпохи. // Евреи в России. XIX век. Москва, 2000. 29-30 с.
26. Дубнов С.М. Письма о старом и новом еврействе. Санкт-Петербург, 1907. 205-226 с.
27. Динур Б.-Ц. Религиозно-национальный облик русского еврейства. // Книга о русском еврействе: От 1960-х годов до революции 1917 г. Нью- Йорк, 1960.
28. Дейч Л.Г. Роль евреев в русском революционном движении. 1925Т. 1. 21-22 с.
29. Оршанский И.Г. Русское законодательство о евреях. Очерки и исследования. Санкт-Петербург, 1877. 244-309 с.
30. Леванда Л.О. Полный хронологический сборник законов и положений, касающихся евреев, от Уложения царя Алексея Михайловича до настоящего времени, 1649-1873. Извлечения из Полных собраний законов Российской империи. Санкт-Петербург, 1874.
31. Гессен Ю.И. История еврейского народа в России. Ленинград, 1927. Т. 2.
32. Троицкий И.М. Евреи в русской школе. // Книга о русском еврействе: От 1960-х годов до революции 1917 г. Нью-Йорк, 1960.
33. Солженицын А.И. Двести лет вместе (1795-1995). Москва, 2001. Т. 1.
34. Дополнение к Сборнику постановлений по министерству народного просвещения 1803-1864. Санкт-Петербург, 1867. 155 с.
35. Барсуков Н.П. Жизнь и труды М.П.Погодина. Санкт-Петербург, 1891. Т. 4. 82 с.
36. Дубнов С.М. Новейшая история еврейского народа от французской революции до наших дней. Москва, 2002. Т. 2. 157 с.
37. Кроль М. Национализм и ассимиляция в еврейской истории. // Еврейский мир: Ежегодник на 1939 год. Париж, 1940. 188 с.
38. Пирогов Н.И. О еврейском образовании: Неизд. записка со вступлением С.Я. Штрайха.: Журн. “Рус. шк.” Санкт-Петербург, 1907. С. 34.
39. Постельс А.Ф. Отчет члена Совета Министра народного просвещения Постельса, по обозрению еврейских училищ с 7 мая по 7 сентября 1864 года. Санкт-Петербург, 1865.
40. Берман Л. Санкт-Петербургские еврейские училища. Отчет за первые пятнадцать лет их существования 1865-1880. 1885. 159 с.
41. Гольденблюм А.И. Первое субботнее училище для еврейских мальчиков ремесленного и торгового классов, учрежденное в 1859 году док-тором А.И. Гольденблюмом. Одесса: тип. П.Францова, 1861. 14 с.
42. Отчет Общества распространения просвещения между евреями в России за 1865 г. Санкт-Петербург, 1866.
43. Журнал Министерства Народного Просвещения. Санкт-Петербург, 1873. Т. 4.
44. Брамсон Л.М. К истории начального образования евреев в России. Типо-Литография А.Е. Ландау. Санкт-Петербург, 1896. 76 с.
45. Справочная книжка по народному образованию евреев. Киев, 1907.
46. Собрание указов и распоряжений правительства 1893 №54: Высочайше утвержденное мнение государственного совета 1 марта 1893 года.
47. Pinkus B. The Jews of the Soviet Union: The History of a National Mi-nority. Cambridge University Press, 1988. 35 с.
48. Тарбут // Краткая еврейская энциклопедия. Иерусалим, 1988. Т. 8.
С. 754-756.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ