Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности

Работа №98470

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы79
Год сдачи2017
Стоимость4380 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
134
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Определение сущности «художественно-эстетическое
воспитание детей дошкольного возраста» в психолого-педагогической литературе 7
1.2. Особенности художественно-эстетического воспитания детей
дошкольного возраста 15
1.3. Методические основы художественно-эстетического воспитания
детей дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности 22
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОДУКТИВНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 35
2.1. Диагностическое исследование по определению уровня
сформированности художественно-эстетического воспитания детей
старшего дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности (на констатирующем этапе) 35
2.2. Формирующий этап и результаты опытно - поисковой работы, направленной на художественно-эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 72


Актуальность исследования. Художественные впечатления раннего детства сильны и остаются в памяти надолго, иногда и на всю жизнь. Потребность видеть красоту в окружении себя, у ребенка отмечается с раннего детства. Ребенка надо учить видеть прекрасное вокруг себя, любоваться предметами быта, замечать красивое в окружающем мире, а так же вырабатывать умение наслаждаться красотой окружающей природы.
Современные дети дошкольного возраста имеют другой художественно-эстетический опыт, сформированный в условиях влияния информационных ресурсов, технологий, медиасредств современного общества. Художественно-эстетическое воспитание рассматривается как непрерывный, социально контролируемый, органический процесс «вхождения» ребёнка в социум в процессе освоения культурных средств под непосредственным руководством взрослого. На современном этапе развития общества в условиях социально - экономических трансформаций изменяются не только структурные, но и содержательные характеристики культуры и образования, влияющие на художественно-эстетическое воспитание личности в период дошкольного детства. В дошкольном образовании остаётся нерешённым вопрос разработки педагогических программ по художественно-эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста, несмотря на многообразие исследований, посвящённых данной проблеме. Недостаточность разработок и использования в образовательном процессе ДОО программ для детей дошкольного возраста художественно-эстетической направленности влияет на качество воспитания эстетически развитого, творчески активного ребёнка-дошкольника.
Преобразования, связанные с внедрением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (№ 1155 от 17.10.2013 г.), меняют педагогические взгляды на традиционный процесс формирования у ребёнка дошкольного возраста эстетического, художественного и творческого отношения к миру в детской деятельности [55]. В условиях усложнения процессов развития дошкольного образования появляются новые цели, изменяется содержание образования и технологии обучения, появляются новые формы и методы организации образовательного процесса в художественно-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста, возрастает роль искусства, национальной и музейной культуры в становлении культурной личности ребёнка-дошкольника. Органичная интеграция культуры и образования представляется особенно значимой в поиске единого подхода к решению задач художественно-эстетического воспитания и социокультурной адаптации ребёнка в обществе. Ориентация на ценности отечественной и мировой художественной культуры и искусства обеспечивает становление у ребёнка эстетического отношения к окружающему миру, проявлений самостоятельности, инициативы, творчества, отражение впечатлений в разных видах детской деятельности, что является показателем «обогащения» и «присвоения» полученного опыта творческой деятельности.
Таким образом, актуальность данного исследования обусловлена противоречиями: между требованиями образовательного стандарта, Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании», о необходимости художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста и недостаточной разработанностью содержания педагогической работы в дошкольных образовательных учреждениях на основе организации интегрированной художественной деятельности для его развития.
Сформулированное противоречие позволило определить проблему исследования: какие методы и средства, необходимо применить для художественно-эстетического воспитания в продуктивных видах деятельности.
Актуальность проблемы, а также выше изложенное противоречие определили тему квалификационной работы: «Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности».
Цель исследования - теоретически обосновать и на практике проверить эффективность комплекса занятий, направленных на художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности.
Объект исследования: процесс художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс занятий, направленный на художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить педагогическую, психологическую и методическую
литературу по проблеме художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста, раскрыть содержание понятия «художественно-эстетическое воспитание».
2. Выявить особенности и определить педагогические условия художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста.
3. Определить влияние продуктивных видов деятельности на художественно-эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработать комплекс занятий, направленных на развитие художественно-эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности.
Теоретико - методологической основой исследования являются труды по художественно-эстетическому развитию личности (А.И. Буров, В.В. Власенко, В.И. Волынкин, Е.Ю. Волчегорская, Е.А. Дубровская, Н.И. Киященко, С.А. Козлова, Н.Г. Куприна, И.А. Лыкова, М.К. Мамардашвили, Л.П. Печко, Е.М. Торшилова, Л.С. Щукина, Н.Н. Фомина, Б.П. Юсов, А.Ф. Яфальян и др.); практико-ориентированные основы художественно - творческой деятельности ребёнка (А.В. Бакушинский, В.А. Ветлугина, А.Г. Гогоберидзе, Г.С. Каменкова, Т.С. Комарова, И.А. Лыкова, Л.А. Парамонова, Т.С. Рубан, Т.Я. Шпикалова и др.); исследования по развитию творческих способностей личности (Б.Г. Ананьев, Д.Б. Богоявленская, , А.И. Савенков, Б.М. Теплов, А.А. Мелик-Пашаев, М.А. Холодная и др.).
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что положения и выводы, в ходе опытно - поисковой работы, могут найти применение в практике детских садов для художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- изучение психологической, педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме;
- педагогическое наблюдение;
- творческие задания;
- опытно-поисковая работа;
- беседа;
- статистические методы обработки результатов исследования.
База опытно-поисковой работы: Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение Детский сад № 26 города Красноуральск Свердловской области. В опытно поисковой работе приняли участие 19 детей в возрасте 5-6 лет, обучающихся по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Структура и объем выпускной квалификационной работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Обобщая вышеизложенный материал, мы пришли к следующим выводам. Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста занимает одно из ведущих мест в содержании образовательного процесса ДОО, где на первое место выдвигаются проблемы передачи дошкольникам опыта поколений через приобщение к культуре страны и малой Родины, формирование эмоционально-ценностного отношения к миру, создание условий для саморазвития личности в продуктивной деятельности.
Проблема художественно-эстетического воспитания довольно полно разработана в отечественной и зарубежной литературе. Это позволило изучить педагогическую, психологическую и методическую литературу по проблеме художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста и сделать следующие выводы, что на современном этапе развития образования происходит дальнейшее изучение и научное обоснование проблемы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования. Стратегия государства и образования, ориентированная на передачу культурного опыта, востребованного определённой социальной общностью, открыло путь к активному освоению ребёнком художественно-эстетической культуры: приобщение к ценностям культуры и искусства; развитие восприятия художественного образа в процессе общения с объектами искусства; освоение художественных эталонов; формирование художественного вкуса; развитие художественно-эстетической потребности; формирование культуры творческого мышления; развитие творческой индивидуальности в художественной деятельности.
На основании нашего исследование можно сделать вывод, что условия художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста созданы на взаимодействиях педагога и ребёнка и основаны на технологиях развивающей педагогики, реализующиеся в соответствии с целевыми установками и гарантирующие качественное достижение планируемых результатов. И направлены на последовательное приобщение детей к культуре и искусству, формирование эмоционально-эстетического отношения к окружающему миру и их вовлечение детей во все виды художественно-эстетической творческой деятельности.
Проведение исследовательской работы по художественно-эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста сопровождалось проведением эффективно выстроенной диагностики в ДОО, что дало возможность провести оценку конкретных педагогических действий, своевременно фиксировать и корректировать деятельность всей системы методической работы с педагогами, детьми и родителями. Педагогическая диагностика включала в себя сочетание оптимального комплекса методов: изучения образовательного процесса в естественных условиях (наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности детей).
Был разработан комплекс занятий, направленных на развитие художественно-эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности. Можно отметить, что средства, формы и методы художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста позволяют педагогу совершенствовать процесс продуктивных видов деятельности в целом и интегрировать его с другими образовательными областями. Комплексный подход педагога к выбору эффективных методов выступает необходимым условием образовательного процесса, раскрытия потенциальных возможностей, индивидуальных способностей и «пробуждения» творческой активности ребёнка в условиях развивающего обучения. Это комплекс занятий в дальнейшем может быть использован, для приобщения к ценностям культуры и искусства, развитие восприятия художественного образа в процессе общения с объектами искусства, освоение художественных эталонов, формирование художественного вкуса и художественно-эстетической потребности, развитие эстетического интереса, формирование культуры творческого мышления, развитие творческой индивидуальности в художественной деятельности.
Таким образом, из всеобщего заключения, можно сделать вывод, что поставленная нами цель и задачи опытно поисковой работы выполнены.



1. Азаров, Ю.П. Искусство воспитывать [Текст] / Азаров Ю.П. - М. : Просвещение, 1985.- 127с.
2. Амонашвили, Ш.А. Основы гуманной педагогики [Текст] / Амонашвили Ш.А. - М. : Амрита, 2013. - 316 с.
3. Ашиков, В.И. «Семицветик» [Текст]: программа и руководство по культурно-эстетич. воспитанию и развитию детей дошк. возраста / В.И. Ашиков, С.Г. Ашикова. - М. : Пед. России, 2000. - 172 с.
4. Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика [Текст] / Л.Р.Болотина - М. : Акад. проект, 2005.-240с.
5. Бердяев, Н.А. Смысл творчества [Текст] / Н.А. Бердяев. - М. : Мысль, 2002. - 248 с.
6. Бутенко, Н.В. Теоретико - методологический регулятив художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста [Текст] / Н.В. Бутенко - М. : Владос, 2012. - 386 с.
7. Варкки, Н.А. Программа творческо-эстетического развития дошкольников [Текст] / Н.А. Варкки, Р.Р. Калинина. - Санкт-Петербург : Речь, 2002. - 168 с.
8. Венгер, А.Л. Психологические рисуночные тесты [Текст] / А.Л. Венгер. - М. : Владос-Пресс, 2006. - 160 с.
9. Веракса, Н.Е. Проектная деятельность дошкольников [Текст] / пособие для педагогов дошк. учреждений / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М. : Мозаика-Синтез, 2008. - 112 с.
10. Веракса, Н.Е. Мониторинг достижения ребёнком планируемых результатов освоения программы: подготовительная к школе группа [Текст] / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М. : Мозаика-Синтез, 2013. - 140 с.
11. Вербенец, А.М. Теории и технологии художественного развития детей дошкольного возраста [Текст] : программа учеб. курса и метод. рек. /
А.М. Вербенец, Н.А. Вершинина. - М. : Центр пед. образования, 2008. - 112с.
12. Ветлугина, Н.А. Художественное творчество и ребенок [Текст] / Н.А. Ветлугина - М.: Лабиринт, 1972. - 156 с.
13. Власенко, В.В. Художественное развитие личности в системе культуры: филогенетический и онтологический аспекты [Текст] / В.В. Васильевна. - М. : Санкт-Петербург : 2001. - 172 с.
14. Волынкин, В.И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников [Текст] / В.И. Волынкин. - М : Феникс, 2007. - 441 с.
15. Выготский, Л.С. Анализ эстетической реакции [Текст] / Л.С.
Выготский. - М. : Лабиринт, 2001. - 315 с.
16. Выготский, Л.С. Психология развития ребёнка [Текст] / Л.С.
Выготский. - М. : Эксмо, 2006. - 512 с.
17. Гальперин, П.Я. Лекции по психологии [Текст] / П.Я. Гальперин. - М.: АСТ - КДУ, 2007. - 399 с.
18. Гилберт, К.Г. История эстетики [Текст] / К.Г Гилберт - М. : Прогресс, 2000. - 307 с.
19. Гогоберидзе, А.Г. Педагогическая диагностика, изучающая ребёнка как субъекта детской деятельности: концептуальные предпосылки и возможный инструментарий [Текст] / А.Г. Гогоберидзе - М. :Санкт- Петербург, 2008. - 225с.
20. Гогоберидзе, А.Г. Проектирование развивающей предметно - пространственной среды современного детского сада [Текст]: справочник руководителя дошкольного учреждения / А.Г. Гогоберидзе, А.М. Вербенец - М.: Росток, 2010. - 390с.
21. Горбачук, З.И. Информатизация образования: социокультурный аспект [Текст] / З.И. Горбачук - М.: Росток, 2005. - 169 с.
22. Государева, О.В. Эстетическая культура как экзистенциальная потенция личности [Текст] : автореф. дис. д-ра канд. филос. наук : 03.11.2002 / О.В. Государева; СГСПУ - Самара, 2005. - 144 с.
23. Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности [Текст] : учеб. пособие для пед. вузов / Г.Г. Григорьева - М. :
Академия, 2000. - 344 с.
24. Гудков, Д.Б. Теория и практика межкультурной коммуникации [Текст] / Д.Б. Гудков. - М. : Вече, 2003. - 288 с.
25. Давыдов, В.В. Психология учебной деятельности [ Текст] /
B. В. Давыдов - М. : Пеленг, 1995.- 144 с.
26. Деркунская, В.А. Воспитание ребёнка как субъекта деятельности и поведения [Текст] / В.А. Деркунская // Мир детства и образование : сб. материалов / гл.редактор В.Н. Иванова - М. : Магнитогорск, 2013. - Ч 2 -
C. 133-142.
27. Доронова, Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников [Текст] / Т.Н. Доронова. - М. : Просвещение, 2008. - 189 с.
28. Доронова, Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театральной деятельности [Текст] / Т.Н. Доронова - М. : Росток , 2001. - 243 с.
29. Дружинин, В.Н. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения [Текст] : учеб. для вузов / В.Н. Дружинин - М. : Санкт Петербург, 2013 - 203 с.
А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой.; под ред. В.Н. Дружинина - М. : Питер, 2013. - 464 с.
30. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей [Текст] / В.Н. Дружинин - М.: Санкт-Петербург, 2007. - 359 с.
31. Дьяченко, О.М. Психологическое развитие дошкольника [Текст] / О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева. - М : Педагогика, 2004. - 127 с.
32. Евдокимова, Е.С. Детский сад и семья: методика работы с родителями [Текст] : пособие для педагогов и родителей / Е.С. Евдокимова, Н.В. Додокина - М. : Мозаика-Синтез, 2005. - 144 с.
33. Евтушенко, И.Н. Гендерное воспитание детей старшего
дошкольного возраста [Текст] : дис. канд. пед. наук : 25.04.2001/
И.Н. Евтушенко ; ЧГПУ - Челябинск, 2008, - 188 с.
34. Федеральный Закон « Об Образовании в Российской Федерации» [Текст] - М. : Екатеринбург: Ажур, 2017, - 163 с.
35. Законодательные акты РФ в области образования и культуры [Текст]. - М : Инфра , 2008. - 34 с.
36. Запорожец, И.Д. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника [Текст] / И.Д. Запорожец - М.: Астрель, 1985.-186 с.
37. Комарова, Т.С. Художественно-эстетические практики как средство инкультурации личности на примере детских арт-студий [Текст] : дис. канд. пед. наук : 30.01.2001/ Т.С. Комарова; КГПУ - Казань, 2006. - 208 с.
38. Комарова, Т.С.. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании [Текст] / Т.С.. Комарова, А.В. Туликовм - М. : Мозаика - синтез, 2013. - 192 с.
39. Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду [Текст] / Т.С. Комарова. - М. : Мозаика - синтез, 2009. - 192 с.
40. Комарова, Т.С. Развитие художественных способностей дошкольников [Текст] / Т.С. Комарова. - М. : Мозаика - синтез, 2013. - 144 с.
41. Комарова, Т.С. Красота. Радость. Творчество [Текст] / Т.С. Комарова. - М. : Пед. о-во России, 2000. - 128 с.
42. Концепция развития поликультурного образования в Российской Федерации [Текст] // Журнал вестник образования. - 2010. - № 10. - С. 55-78.
43. Концепция художественного образования в Российской Федерации [Текст] // Журнал искусство в школе. - 2002. - № 2. - С. 84-86.
44. Леонтьев, Д.А. Личность в психологии искусства [Текст] / Д.А. Леонтьев // Журнал творчество в искусстве - искусство творчества. -2000. - № 5.- С. 69-81.
45. Лихачёв, Д.Б. Теория эстетического воспитания школьников [Текст] / Д. Б. Лихачев - М.: Москва, 1999.- 203 с.
46. Лихачёв, Д.Б. Избранные труды по русской и мировой культуре [Текст] / Б.Т. Лихачёв. - М.: СПб ГУП, 2006. - 416 с.
47. Лыкова, И.А. Экспериментирование в детской изобразительной деятельности [Текст] / И.А. Лыкова // Материалы Международной конференции к 95-летию со дня рождения А.В. Запорожца / под общ. ред. В.Т. Кудрявцева. - Москва, 2000. - С. 157-158.
48. Лыкова, И.А. Гармонизация мировосприятия детей в условиях интеграции познавательной и художественной деятельности [Текст] / И.А. Лыкова // Журнал детский сад: теория и практика. - 2012. - № 5. - С. 62-72.
49. Лыкова, И.А. Интеграция продуктивной и познавательной деятельности как стратегия формирования эстетического отношения к миру [Текст] / И.А. Лыкова // Журнал педагогика искусства. - 2009. - № 2. - С. 13¬18.
50. Лыкова, И.А. Проектирование целей и содержания эстетического воспитания дошкольников в культуросообразном образовании / И.А. Лыкова // Журнал педагогика искусства. - 2011.- № 2. - С. 24-27.
51. Лыкова, И.А. Развитие ребёнка в изобразительной деятельности [Текст] / И.А. Лыкова. - М. : ТЦ Сфера, 2011. - 126 с.
52. Мелик-Пашаев, А.А. Художник в каждом ребёнке: цели и методы художественного образования [Текст] : метод. пособие / А.А. Мелик-Пашаев,
З.Н. Новлянская. - М.: Просвещение, 2008. - 175 с.
53. Микляева, Н.В. Управление образовательными процессами в ДОУ с этнокультурным (русским) компонентом образования [Текст] / Н.В. Микляева - М.: Айрис-пресс, 2006.-240с.
54. Микляева, Н.В. Художественно-эстетическое воспитание дошкольников [Текст] / Н.В. Микляева.- М.: ТЦ. Сфера, 2013- 192 с.
55. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт
дошкольного образования [Текст] / - М. : Екатеринбург - Ажур, 20017 - 24 с.
56. Обухова, С.Н. Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста средствами изобразительного искусства в изобразительной деятельности [Текст] / С.Н. Обухова. - М. : ЧГМА, 2012. - 83 с.
57. Сластенин, В.А. Педагогика [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина - М.: Академия , 2002. - 576 с.
58. Торшилова, Е.М. Шалун, или мир дому твоему: эстетическое воспитание дошкольников [Текст] / Е.М. Торшилова // Журнал дошкольное воспитание. - 2001.- №9.- С.85-88.
59. Львова, Л.С. Федеральный закон «Об образовании» с
комментариями специалистов [Текст]: дошкольная образовательная
организация в контексте развития системы образования / Л.С. Львова, А.А. Маринюк - М.: ИРКТИ, 2014 - 112 с.
60. Шацкая, В.Н. Общие вопросы эстетического воспитания в детском саду [Текст] / В.Н.Шацкая - М.: ТЦ Сфера 1987.- 184 с.
61. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста [Текст]: Учебное пособие для ВУЗов / Е.А.Дубровская, Т.Г.Казакова, Н.Н.Юрина; под ред.Е.А. Дубровской, С.А.Козловой.- М.: Академия, 2002.-256 с.
63. Этнокультурное и поликультурное воспитание детей дошкольного возраста [Текст] / Н.В. Агафонов, Д.А. Хохряков, В.А. Миропольских, Л.Д. Степанова. - М.: Рим, 2003.-121с.
62. Яфальян, А.Ф.Эстетическое образование в период детства: традиции, новации, реальность [Текст] / А.Ф. Яфальян // Междунар. пед. чтения «Образование и детство - 21 век» / под ред. А.Ф. Яфальян. - Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2004. - 180 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ