Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения доверия субъекта социального взаимодействия как фактор его психологической безопасности 9
1.1 Обзор теоретических подходов к изучению психологической
безопасности 9
1.2 Анализ психологической безопасности личности в контексте социального
взаимодействия 13
1.3 Субъектность и осмысленность жизни личности как показатели ее
безопасности в социальном взаимодействии 16
1.4 Феномен «доверие» и психологическая безопасность субъекта
социального взаимодействия 19
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи доверия и психологической безопасности личности 24
2.1. Организация и проведение исследования 24
2.2. Интерпретация и обсуждение результатов 28
2.2.1. Взаимосвязь психологической безопасности и доверия в общей выборке 28
2.2.2. Психологическая безопасность и доверие в группе с низким уровнем
саморегуляции (психологической безопасности) 36
2.2.3. Психологическая безопасность и доверие в группе со средним уровнем
саморегуляции (психологической безопасности) 42
2.2.4. Психологическая безопасность и доверие в группе с высоким уровнем
саморегуляции (психологической безопасности) 47
2.2.5. Особенности характера доверия у лиц с разным уровнем саморегуляции (психологической безопасности) 53
Выводы 62
Заключение 64
Список литературы 66
Приложение
Настоящее исследование посвящено проблеме изучения доверия субъекта социального взаимодействия в качестве контекста его психологической безопасности.
Современный мир кратко можно охарактеризовать как мир социальной нестабильности (Г.М. Андреева). Наши современные реалии меняются порой стремительно, кардинально, не последовательно. Темп жизни, развитие технологий увеличивается с каждым годом, особенно в крупных городах. В связи с этим далеко не все люди могут с уверенностью сказать, что их ждет в ближайшем будущем. Нестабильность, изменчивость проявляется так или иначе во всех сферах жизнедеятельности и оказывает влияние абсолютно на всех людей. Современные технологии и повышенный темп жизни предполагают большую, чем ранее необходимость социальной мобильности, больших социальных контактов между людьми. Информация занимает одну из важных позиций в жизни любого человека. Наблюдается избыток информации, которую легко получить благодаря СМИ и сети Интернет. И крайне важно, выбрать из «горы информации» нужную, актуальную. Человек, в наши дни, существует именно в таком мире. Его преимущество заключается в том, что он не просто существует в некоторой среде. А он является источником собственной активности, следовательно, человек может преобразовывать и себя и окружающую среду, для достижения продуктивных, эффективных результатов. В тоже время, для подобных действий, ему необходимо ощущать себя в психологической безопасности. Психологическая безопасность достаточно обширное понятие. Мы выделили в ней такие важные показатели как субъектность и осмысленность жизни. Также она сопровождается некоторым уровнем доверия. Доверие также будет сопровождать сам процесс социального взаимодействия. Осмысленность жизни, с одной стороны, детерминируется доверием
личности к себе и окружающим, а, с другой стороны, является ее результатом.
На данный момент в психологических исследованиях происходит изучение и категории доверия, и субъектности, и психологической безопасности, но всем им не хватает большей разработанности, систематизирования результатов исследований и формирование единого мнения по данным проблемам. Тем более, еще менее разработанной является проблема доверия субъекта социального взаимодействия в контексте его психологической безопасности. Поэтому данная тема является актуальной как в практическом, так и в теоретическом плане.
Так, например, проблемой доверия в контексте других проблем занимались Б.Ф. Поршнев, И.С. Кон, А.В. Мудрик, А.И. Донцов,
В.А. Петровский, и др. Анализ работ этих авторов не позволяет вскрыть сущность данного явления, но дает возможность составить представление о проявлениях этого феномена. В социально - психологических исследованиях проблема доверия чаще всего затрагивалась в контексте разработки проблемы социально-психологического внушения (В.М. Бехтерев, К.К. Платонов, И.Е. Шварц, В.С. Кравков, В.Н. Куликов и др.). В зарубежной социальной психологии доверие во взаимоотношениях людей рассматривается многими авторами (С. Джурард и П. Ласкоу, 1958, Дж.Аллен, 1974, Дж. Хоманс, 1956 и др.). Некоторые зарубежные психологи рассматривают феномен межличностного доверия как аттитюд по отношению к миру (Д Бразерс, 1991, Э Эриксон, 1967, 1968), данный подход является обоснованным, однако он не охватывает внутриличностную глубину этого явления. В качестве центральной проблемы доверия изучают Т.П. Скрипкина (1984 - 2006), А.Б. Купрейченко (2000 - 2008). Проблему субъектности имплицитно была представлена в таких категориях как «Эго» (во взаимодействии с «Ид» и «Супер-Эго») (З. Фрейд), «потребность в самоутверждении» (А. Адлер), «доминирующее отношение» (В.Н. Мясищев), «основная жизненная направленность» (Б.Г. Ананьев) и др. Эксплицитно идея субъектности представлена в категориях «рост личности изнутри» (К. Роджерс), «поиск смысла» (В. Франкл), «стремление к самоактуализации» (А. Маслоу) и др. Не всегда она обозначена термином «субъектность». Однако подобная идея фигурирует под именами «Я», «самость», «индивидуальность» и т. п. Научное изучение субъекта в отечественной психологической науке осуществлялось в работах таких ученых, как
С.Л. Рубинштейн (1973), Б.Г. Ананьев (1969), А.В. Брушлинский (1994), К.А. Абульханова-Славская (1991) и др. По мнению В.И. Слободчикова, с возрастом происходит наращивание субъектности и преодоление объектности (1995). Многие исследователи трактуют субъект как источник активности (Е.А. Сергиенко, Г.А. Цукерман и др.). Тему психологической безопасности рассматривают с точки зрения безопасности среды и личности. В работах разных лет изучались проблемы создания условий, при которых окружающая среда будет психологически наиболее безопасной (Б.Г. Ананьев, Е.А. Климов, Э. Фромм, В.А. Ясвин и др.). По мнению И.А. Баевой и Г.В. Грачева психологическая безопасность создаёт условия, способствующие личностному развитию и гармонизации психического здоровья.
Объект: психологическая безопасность личности.
Предмет: доверие субъекта социального взаимодействия в контексте его психологической безопасности личности.
Цель: изучить особенности характера доверия субъекта социального взаимодействия в контексте его психологической безопасности.
Задачи: 1. Теоретический обзор подходов к изучению психологической безопасности.
2. Теоретическое изучение психологической безопасности личности в контексте социального взаимодействия.
3. Теоретический анализ субъектности и осмысленности жизни личности в качестве показателей ее безопасности в социальном взаимодействии.
4. Теоретическое изучение феномена доверия личности в контексте безопасности его социального взаимодействия.
5. Эмпирическое исследование взаимосвязи доверия личности с ее психологической безопасностью в общей выборке.
6. Исследование связанности и выраженности показателей доверия и психологической безопасности в группах с низкой, средней и высокой саморегуляцией (психологической безопасностью).
7. Выявление особенностей характера доверия у лиц с разным уровнем саморегуляции (психологической безопасностью).
Гипотеза: уровень психологической безопасности личности будет предполагать определенный характер ее доверия.
1. У лиц с низкой психологической безопасностью уровень доверия может иметь достаточную вариативность.
2. При повышении уровня психологической безопасности, уровень доверия будет иметь большую дифференцированность.
Теоретическую основу изучения настоящего исследования составили работы по психологической безопасности Ю.П. Зинченко, И.А. Баевой,
О.Ю. Зотовой, работы по психологии доверия Т.П. Скрипкина, А.Б. Купрей- ченко, Е.П. Ильина и по проблеме субъектности В.А. Петровского,
В.И. Моросановой, А.А. Бодалева.
Методологические основы исследования: принцип детерминизма (С.Л. Рубинштейн), принцип единства сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев), системный подход Б.Ф. Ломова, субъектный подход С.Л. Рубинштейна.
Методы исследования: логико - теоретический анализ литературы по проблеме, методы сбора эмпирических данных: тестирование, опрос.
Методики:
• Методика доверия/недоверия личности миру, другим людям, себе (А.Б. Купрейченко),
• Методика «Оценка доверия себе» (Т.П. Скрипкина),
• Стиль саморегуляции поведения (В.И. Моросанова),
• Тест смысложизненных ориентаций (Д.А. Леонтьев).
Эмпирическая база: в исследовании принимали участие испытуемые в
возрасте от 19 до 29 лет, студенты, в количестве 42 человек которые впоследствии были условно поделены на три группы по показателю общего уровня саморегуляции:
1. группа с уровнем саморегуляции ниже среднего - 11 человек;
2. группа со средним уровнем саморегуляции - 20 человек;
3. группа с уровнем саморегуляции выше среднего - 11 человек.
Практическая значимость результатов исследования: на основе полученных результатов, можно разработать рекомендации для испытуемых, принявших участие в исследовании. Также используя модель данного исследования, можно продолжить исследование с участием большего количества участников, для проверки полученных результатов. Или, с использованием такой модели, провести исследование на специфичной выборке (например, людей определенной сферы деятельности), полученные результаты можно использовать для разработки рекомендаций, которые могут лечь в основу программ развития и коррекции, тренингов, способствующие личностному развитию и гармонизации психического здоровья.
Нами было проведено исследование по изучению доверия субъекта социального взаимодействия в контексте его психологической безопасности.
В результате было выявлено, что существуют различные подходы к пониманию доверия, субъектности и психологической безопасности личности. В целом они не противоречат друг другу, а взаимодополняют. Но, тем не менее, единого подхода к пониманию на данный момент нет. Проблема доверия субъекта социального взаимодействия является практически не разработанной на данный момент. Исследования в данном направлении является перспективным, трудность заключается в диагностировании данной проблемы, в подборе адекватных методик. Обнаружена необходимость в перспективе создания новой методики в подобном направлении исследования.
Теоретические выводы на основе проанализированной литературы, в целом подтверждаются эмпирическим исследованием по данной теме. Можно сказать, что в целом общая гипотеза была подтверждена. Уровень психологической безопасности будет предполагать некоторый уровень доверия личности. Так было выявлено, что в группе с высоким уровнем саморегуляции уровень психологической безопасности личности (куда входят осмысленность жизни и саморегуляция), будет более интегрированным, по сравнению с группами со средним и низким уровнем саморегуляции. И это оказывает влияние на характер связей показателей доверия. Так можно говорить о присутствии единого категориального аппарата в социальном познании, который отражен в качестве связей доверия в группе с высоким уровнем саморегуляции (психологической безопасностью). Лица с высоким уровнем психологической безопасности будут более самостоятельными и независимыми при принятии решения, постановки и реализации целей. Будут в большей степени доверять себе, в меньшей мере видеть окружающий мир и других людей в качестве
несправедливых и опасных для них. Можно сказать, что при детализации, осмыслении программ собственных действий, гибком реагировании на изменений условий наличной ситуации у лиц с высокой саморегуляции будет более адекватный уровень доверия. Доверие себе с доверием к другим у них будет опосредовано, связано через саморегуляцию. Это будет предполагать осознанность доверия к конкретному человеку в определенных условиях.
В общем, количественная выраженность доверия личности к себе и психологической безопасности личности в группе с высоким уровнем саморегуляции выше, чем в других. Причем с возрастанием уровня саморегуляции эти показатели плавно увеличиваются.
В целом выявлен не большой уровень интегрированности в доверии по всей группе, что связано со средним уровнем испытуемых, который составил 22 года. В перспективе следует провести данное исследование на выборке лиц, находящихся на этапе взрослости (по Э. Эриксону). Но, несмотря на это, выявлены качественные и количественные различия в данных трех группах.
Данная проблема на сегодняшний день крайне актуальна. Активная разработка этой темы позволит более целостно ее осмыслить. На основании результатов, можно создать программы и рекомендации, позволяющие повысить психологическую безопасность граждан, а также оптимизировать уровень доверия.