Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ

Работа №3812

Тип работы

Диссертация

Предмет

юриспруденция

Объем работы220стр.
Год сдачи2012
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1328
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Оглавление.
ВВЕДЕНИЕ. 2
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ. 16
§ 1. ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ. 16
§ 2. ОБЪЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ. 42
2.1. Объекты информационно-правовой безопасности 43
личности. 43
2.2. Объекты информационно-психологической безопасности личности. 71
§ 3. ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ: ПОНЯТИЕ, СИСТЕМА. 79
§ 1. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕХАНИЗМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ. 101
§ 2. ГАРАНТИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ. 113
§ 3. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ. 151
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 182
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 192


ВВЕДЕНИЕ.
Актуальность темы исследования. Проводимые в России преобразования, провозглашение курса на построение правового государства, основанного на признании интересов прав личности, вызвали глобальные изменения ценностей и приоритетов в жизненном укладе каждого человека и социума в целом. В настоящее время, когда в современных развитых государствах в значительной мере обеспечены первичные потребности (пища, общение, материальные блага и т.п.), резко возрастает роль удовлетворения потребностей второго порядка, в первую очередь потребности в безопасности каждого человека.
Это обстоятельство стало импульсом к формированию нового направления в юриспруденции – безопасности личности. В контексте этих проблем особо следует выделить вопросы обеспечения информационной безопасности личности, которая играет сегодня важнейшую роль в стратегии выживания человечества.
В связи с этим, в модель развития любой страны должны быть включены такие механизмы и средства, которые непосредственно направлены на защиту индивида, на охрану его прав и личных интересов в информационной сфере.
Данное диссертационное исследование посвящено изучению проблем, возникающих при обеспечении конституционных норм и гарантий в области информационной безопасности.
Обращение к исследованию проблем механизма обеспечения информационной безопасности личности обуславливается целым рядом причин: социальными – изменением условий организации и осуществления информационных прав граждан; гносеологическими – необходимостью теоретического выявления специфики обеспечения информационной безопасности личности на современном этапе; практическими – возрастанием требований к его эффективности.
Актуальность исследования правового механизма информационной безопасности личности обусловлена многозначностью и важностью проблемы, неопределенностью значительного спектра вопросов в этой области:
- в современной России сложилась неудовлетворительная ситуация в сфере реализации прав человека. Это вполне справедливо и к информационным правам граждан, которые и составляют институт информационной безопасности личности;
- существенно преобразовались жизненно важные интересы личности в информационной сфере;
- имеются пробелы в законодательном регулировании информационной безопасности личности;
- вне научного рассмотрения и обсуждения остается процедурная сторона механизма обеспечения информационной безопасности личности.
Степень научной разработанности проблемы. Проблемы правового механизма обеспечения информационной безопасности личности иссле-довались в трудах Е.В.Аграновской , В.М. Баранова , И.Л. Бачило , Н.А. Брусницына , В.Н. Бутылина , В.И. Варламова , Венгерова А.Б. , В.А. Галатенко , С.В. Калашникова , В.Ю. Карпычева , Л.О. Красавчиковой , А.В. Малько , Е.Ю. Митрохиной , А.С. Мордовца , И.Л. Петрухина , Н.Н. Потрубач , Л.Д. Рейман , Г.Б. Романовского , В.С. Хижняк , В.Н. Черкасова , Т.В. Черкасовой и других.
В последние годы по проблемам, так или иначе связанным с меха-низмом обеспечения информационной безопасности личности защитили диссертации А.И. Васильев , Г.В. Грачев , В.Н. Лопатин , А.П. Морозов , О.Ю. Рыбаков и другие.
Анализируя достигнутый уровень научной разработки темы, следует отметить, что многие вопросы, касающиеся государственно-правового механизма обеспечения информационной безопасности личности, требуют дальнейшего исследования. Исходя из реалий современного общества, необходим иной подход к разработке указанной проблемы. Особое значение она приобретает в свете динамичного развития законодательства в сфере информации. Необходимо рассмотреть все элементы предложенного механизма обеспечения информационной безопасности личности, уделить особое внимание реализации информационных прав граждан, как с помощью непосредственного прямого действия конституционных положений, так и через их детализацию в нормах отраслевого законодательства. Важнейшей проблемой, от решения которой напрямую зависит эффективность правового механизма обеспечения информационной безопасности личности, является наличие противоречий между закрепляемыми непосредственно Конституцией РФ положениями и иными нормативно-правовыми актами. Эти вопросы еще не подвергались всестороннему анализу.
Целью диссертационного исследования является теоретический анализ вопросов, связанных с обеспечением прав и законных интересов граждан в сфере информационной безопасности, для последующей выработки предложений по совершенствованию их правового регулирования;
Достижение данной цели обусловливает постановку и решение следую-щих задач:
- проведение обобщенного исследования информационной безопасности личности для определения эффективности регулирования вопросов, связанных с ее обеспечением;
- определение системы объектов обеспечения информационной безопасности личности;
- анализ современного состояния разработанности правового механизма обеспечения информационной безопасности личности;
- изучение средств, способов и форм обеспечения информационной безопасности человека;
- определение роли юридической ответственности и контроля в механизме обеспечения информационной безопасности личности;
- формулирование предложений по совершенствованию законодательства в пределах исследуемой проблемы.
Объектом диссертационного исследования выступают существующие и возникающие общественные отношения в сфере информационной безопасно-сти личности.
Предметом исследования служит государственно-правовой механизм обеспечения информационной безопасности личности, его содержание и эффективность действия.
Методологическая, эмпирическая и теоретическая основы диссертационного исследования охватывают научные положения диалектической философии, общенаучные методы познания, такие как анализ, синтез, исторический подход, логические приемы индукции и дедукции. В процессе разработки разных аспектов темы использовались также частно-научные методы: сравнительно-правовой, системный, статистический, социологический и другие.
В диссертации проводится анализ международных документов, практики Конституционного, Верховного Судов Российской Федерации, судов общей юрисдикции, российского законодательства, используются научные труды по теории государства и права, философии, конституционному, информационному, административному, уголовному, гражданскому и другим отраслям права.
Эмпирическую основу исследования также составили данные, полученные в результате изучения материалов опросов общественного мнения и статистических показателей с целью определения эффективности реализации законодательных положений, призванных обеспечить информационные права и свободы человека.
Научная новизна работы обусловлена тем, что диссертация представляет собой первое комплексное изучение государственно-правового механизма обеспечения информационной безопасности личности. Имеющиеся диссертационные исследования касались проблем, связанных с обеспечением прав и свобод человека и практически не рассматривали механизм обеспечения безопасности личности. В исследовании сделан акцент на приоритетное место государственно-правовых средств в системе обеспечения информационной безопасности.
В данном диссертационном исследовании особое внимание уделялось системному анализу механизма обеспечения информационной безопасности личности через рассмотрение всех его элементов. В теоретико-правовой науке подобные исследования проводились лишь по отдельным вопросам. Для достижения целей диссертации была сделана также попытка систематизировать источники информационной безопасности по их юридической силе, без чего невозможно создать реально действующий и надежный механизм обеспечения прав в сфере информации.
Наиболее важными, имеющими как теоретическое, так и практическое значение, представляются следующие выносимые на защиту положения:
1. Информация - это сведения (или их отображение) о событии или состоянии реальной действительности, позволяющие принимать решения, ведущие к достижению цели той или иной деятельности.
2. Информационную безопасность личности целесообразно рассматривать в узком и широком смысле.
В узком смысле информационная безопасность личности – это со-стояние, при котором отсутствует возможность причинения человеку какого-нибудь вреда сведениями из внешнего мира. Такая трактовка охватывает многие стороны рассматриваемой проблемы – от социальной до технической.
В широком смысле информационная безопасность личности – это обеспечиваемое государством, общественными и иными организациями или отдельными гражданами состояние защищенности от внешних и внутренних угроз конституционных прав человека и гражданина на поиск, получение, производство, распространение информации, на неприкосновенность информации о частной жизни, а также его психики от деструктивного воздействия информации.
3. Систему информационной безопасности личности образуют: информационно-правовая безопасность личности и информационно-психологическая безопасность личности.
Информационно-правовая безопасность личности – это состояние защищенности права человека искать, получать, передавать, производить и распространять информацию, а также права на неприкосновенность информации о частной жизни.
Информационно-психологическая безопасность личности – это со-стояние защищенности человека от негативных информационных воз-действий и внедрения деструктивной информации в сознание или под-сознание индивида, позволяющих специальными средствами и методами воздействовать на психику, и, как следствие, определять его поведение.
4. Объектами информационной безопасности личности выступа-ют: право человека на информацию, право на защиту от «вредной» ин-формации, право на неприкосновенность информации о частной жизни человека.
5. Право на информацию – это субъективное право человека, заключающееся в возможности свободно осуществлять любые операции, связанные c поиском, получением, производством, распространением информации, как правило, без учета ее назначения и содержания.
6. Право на защиту от вредной информации – это субъективное право человека, заключающееся в возможности находиться в состоянии безопасности от негативных информационно-психологических воздействий, в результате чего осуществлять различные действия, отвечающие его собственным интересам.
7. Право на неприкосновенность частной жизни выражается в свободе общения между людьми на неформальной основе в сферах семейной жизни, родственных, дружеских связей, интимных и других личных контактов, привязанностей, симпатий и антипатий.
8. Право на неприкосновенность частной жизни складывается из обеспечения личных и профессиональных тайн, которые предоставляют человеку режим ограничительного доступа со стороны других лиц к раз-личным категориям значимой для него информации.
9. Реализация информационной безопасности личности – это процесс, гарантирующий каждому гражданину те материальные и духовные блага, которые лежат в основе принадлежащих ему субъективных информационных прав.
10. Обеспечение информационной безопасности личности - это постоянный процесс, направленный на поддержание состояния защищенности человека в информационной сфере, результатом которого является непосредственное воплощение информационных прав и свобод человека в жизнь либо создание фактической возможности для их реализации.
11. Обеспечение информационной безопасности личности охватывает меры охраны, защиты и восстановления права. При этом охрана, защита и восстановление информационной безопасности личности различаются по характеру воздействия на объект безопасности – охрана является средством недопущения возникновения угроз, защита пресекает подобные угрозы, а восстановление вступает в действие, если эти угрозы все же были реализованы.
Общими чертами охраны, защиты и восстановления информационной безопасности личности являются нормативно-правовая база и их цель - обеспечение нормального процесса реализации личностью своих информационных прав.
12. Государственно-правовой механизм обеспечения информационной безопасности личности – это система взаимодействующих норма-тивных, гарантирующих и организационно-деятельностных элементов, определяющих состояние защищенности человека в информационной сфере и предоставляющих личности фактическую возможность реализовать свои информационные права и свободы.
13. Структуру механизма обеспечения информационной безопасности личности образуют три элемента: нормативно-правовая основа, гарантии и деятельность субъектов обеспечения информационной безопасности личности.
14. Гарантии информационной безопасности личности – это условия, средства, меры, обеспечивающие возможность реализации информационных прав граждан, выполняющие охранительную, защитную и восстановительную функции.
15. Проведена классификация и раскрыто содержание гарантий информационной безопасности личности
16. Самозащита информационной безопасности личности – это система односторонних, осуществляемых персонально действий человека, направленных на восстановление или защиту его информационных прав от противоправных угроз, соответствующих характеру и степени таких угроз.
17. Государство, обеспечивая информационную безопасность личности, должно исполнять два набора информационных обязательств, в соответствии с системой информационной безопасности личности:
- обязательства в сфере информационно-правовой безопасности, т.е. обеспечение доступа к запрашиваемой информации, собирание и предоставление информации, имеющей интерес для общества, поддержка и развитие информационного сектора.
- обязательства в сфере информационно-психологической безопасности, которые направлены на недопущение распространения нравственно-опасной информации.
18. Нормативно-правовое обеспечение информационной безопасности личности – это деятельность по совершенствованию право-вых норм федерального законодательства, законодательства субъектов Российской Федерации, результатом которой является создание правовых условий для эффективной реализации прав и свобод человека в информационной сфере.
19. Недостатками современного состояния нормативно-правового обеспечения информационной безопасности личности являются: отсутствие ратификации международных документов, терминологическая неясности в нормативных актах, регулирующих вопросы информационной безопасности личности, размытые формулировки объектов информационной безопасности личности, неопределенность в полномочиях субъектов обеспечения информационной безопасности личности, неурегулированность вопросов обеспечения информационно-психологической безопасности, неглубокая проработка механизма обеспечения информационных прав граждан, в начальной стадии находится законодательство, регулирующее вопросы обеспечения информационной безопасности личности в Глобальной информационной сети Интернет.
20. В целях совершенствования нормативно-правового обеспечения информационной безопасности личности целесообразно:
а) выработать единую терминологию, характерную для всей данной сферы, для чего представляется необходимой разработка на законо-дательном уровне Глосария как обязательного нормативного варианта для других правовых актов, цель которого заключается в состыковке в одном месте всех терминов, касающихся информационной безопасности.
б) внести категорию информационной безопасности личности в Классификатор правовых актов в качестве самостоятельной в сфере безопасности личности (отрасль 160. 050. 000).
в) уточнить положения Доктрины информационной безопасности Российской Федерации, определив, что объектами информационной безопасности личности являются: право на информацию, право на защиту от «вредной» информации, право на неприкосновенность частной жизни.
г) закрепить перечень видов информации, которую государственные, общественные и коммерческие организации обязаны предоставить гражданам, в рамках реализации последними своей информационной безопасности, а также установить какие виды информации и в каких случаях должны предоставляться бесплатно.
д) принять закон «О Глобальной информационной сети «Интернет», в котором наряду с другими решался бы вопрос обеспечения информационной безопасности личности в Интернете.
е) главу 25 Уголовного кодекса Российской Федерации «Преступления против здоровья населения и общественной нравственности» целесообразно дополнить статьей 2361 «Распространение информации, оказывающей деструктивное воздействие на психику людей», изложив ее в следующей редакции: распространение информации, оказывающей деструктивное воздействие на психику людей с целью оказания психологического давления на их сознание, результатом которого является совершение гражданами поступков, противоречащих их собственным интересам, наказываются …
Научная значимость работы состоит в том, что в ней получила развитие недостаточно разработанная до настоящего времени в правовой науке проблема обеспечения безопасности личности, в частности информационной безопасности. В результате проведенных исследований дана классификация источников информационной безопасности, разработаны понятие и структура механизма ее обеспечения. Это способствует укреплению методологической основы научного понимания актуальной проблемы современного права – информационной безопасности, уточнению и развитию понятийного аппарата российского законодательства.
Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в нем положения, выводы и рекомендации могут быть направлены на совершенствование системы обеспечения информационной безопасности и повышение уровня законности в обществе. Они могут быть также использованы в законотворческом процессе при принятии новых или внесении изменений в действующие нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы информационной безопасности.
Диссертационные разработки могут быть использованы в дальнейших научных исследованиях по теории государства и права, а также в учебном процессе в юридических и технических вузах, в правоприменительной деятельности как на федеральном, так и на региональном уровнях.
Апробация результатов исследования. Диссертация рассматривалась и обсуждалась на кафедре теории и истории государства и права Саратовского юридического института МВД России.
Основные положения диссертации изложены в следующих публикациях автора:
1. Мордовец А.С., Тамодлин А.А.. Правовая политика и ин-формационная безопасность личности // Правовая политика: от концепции к реальности / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: Юрист, 2004. – 0,5п.л. (соавторство не разделено).
2. Тамодлин А.А. Роль органов внутренних дел в обеспечении информационной безопасности личности // Деятельность милиции и полиции в переходном обществе: Материалы международной на-учно-практического семинара, - Саратов, 2004. – 0.2 п.л.
3. Тамодлин А.А. Информационная безопасность личности и уважение прав человека // Уважение как принцип деятельности правоохранительных органов: Межвузовский сборник / Под ред. А.С. Мордовца, А.П. Плешакова. Саратов, 2004. – 0,3 п.л.
4. Тамодлин А.А. Конституционные нормы в механизме обес-печения информационной безопасности личности // Конституция Российской Федерации и современное законодательство: проблемы реализации и тенденции развития (к 10-летию Конституции России): Международная научно-практическая конференция (1-3 октября 2003 г.). / Под ред. А.Г. Кузнецова. – Саратов, 2004. – 0,25 п.л.
5. Тамодлин А.А. Объекты информационной безопасности личности (в печати).
6. Тамодлин А.А. Информационная безопасность личности как правовая категория (в печати).
Некоторые позиции диссертационного исследования докладывались и обсуждались на международных научно-практических конференциях: «Конституция Российской Федерации и современное законодательство: проблемы реализации и тенденции развития». (Саратов. 2003); «Деятельность милиции и полиции в переходном обществе» (Саратов. 2004).
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, объединяющих 6 параграфов, заключения, списка использованной литературы.



Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема информационной безопасности возникла в 70-х годах ХХ века и трактовалась с позиций обеспечения максимальной секретности информации. Современное толкование информационной безопасности невозможно без учета интересов личности в данной сфере, что порождает необходимость решения проблемы личной информационной безопасности, которая рассматривается в широком и в узко-юридическом смыслах.
В широком смысле информационная безопасность личности охва-тывает многие стороны данной проблемы - от социальной до технической и рассматривается как состояние, при котором отсутствует возможность причинения человеку какого-нибудь вреда сведениями из внешнего мира.
В узко-юридическом смысле информационная безопасность личности представляет собой обеспечиваемое государством, общественными и иными организациями или отдельными гражданами состояние защищенности от внешних и внутренних угроз конституционных прав человека и гражданина на поиск, получение, производство, распространение информации, на неприкосновенность информации о частной жизни, а также его психики от деструктивного воздействия информации.
Определяющим моментом в решении проблем информационной безопасности личности выступает выделение объектов данного правового института. Анализ современного законодательства позволяет установить, что объектами информационной безопасности личности являются:
 право человека на информацию;
 право на защиту от воздействия «вредной» информации;
 право на неприкосновенность информации о частной жизни че-ловека.
Информационная безопасность личности представляет собой систему, элементами которой являются: информационно-правовая безопасность личности и информационно-психологическая безопасность личности.
Информационно-правовая безопасность личности – это состояние защищенности права человека на информацию, а также права на непри-косновенность информации о частной жизни.
Информационно-психологическая безопасность личности – это со-стояние защищенности человека от негативных информационных воз-действий и внедрения деструктивной информации в сознание или под-сознание индивида.
Право на информацию – это субъективное право человека, заклю-чающееся в возможности свободно осуществлять любые операции, свя-занные поиском, получением, производством, распространением ин-формации, как правило, без учета ее назначения и содержания.
Право на информацию может иметь физиологические, технико-экономические и социальные ограничения. Физиологические границы связаны со способностью мозга человека к переработке информации. Технико-экономические ограничения обычно определяются отсутствием у граждан возможности получить информацию по материальным или техническим причинам. Социальные ограничения – это сознательно ус-танавливаемые обществом запреты.
Право на неприкосновенность частной жизни выражается в свободе общения между людьми на неформальной основе в сферах семейной жизни, родственных, дружеских связей, интимных и других личных контактов, привязанностей, симпатий и антипатий.
Право на неприкосновенность частной жизни складывается из обеспечения ряда тайн, которые предоставляют человеку режим ограни-чительного доступа со стороны других лиц к различным категориям значимой для него информации.
Тайны в сфере права на неприкосновенность частной жизни классифи-цируются по субъектному основанию на две группы:
а) личные тайны – это информация персонального характера, которую человек не желает никому доверять или доверяет узкому кругу лиц, непосредственно относящаяся к гражданину и характеризующая его как личность (тайна семейной жизни, тайна переписки, тайна телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений, тайна почтовых отправлений);
б) профессиональные тайны – это защищаемая законом информация, доверенная лицу исключительно в силу своих профессиональных обязанностей, не связанных с государственной или муниципальной службой, распространение которой может нанести ущерб правам и законным интересам другого лица (доверителя), доверившего эти сведения и не являющаяся государственной или коммерческой тайной. Это банковская тайна, врачебная тайна, адвокатская тайна, тайна нотариальных действий, журналистская тайна, налоговая тайна, тайна страхования, тайна предварительного следствия и судопроизводства, тайна голосования, тайна записей актов гражданского состояния и т.д.
Право на защиту от вредной информации – это субъективное право человека, заключающееся в возможности находиться в состоянии безо-пасности от негативных информационно-психологических воздействий, в результате чего осуществлять различные действия, отвечающие его собственным интересам.
К «вредной» информации относится:
- информация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду;
- призывы к войне;
- пропаганда ненависти, вражды и превосходства;
- распространение порнографии;
- посягательство на честь, доброе имя и деловую репутацию людей;
- недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная, скрытая реклама;
- информация, оказывающая деструктивное воздействие на психику людей.
Состояние информационной безопасности личности обеспечивается посредством специального государственно-правового механизма, со-циальное назначение которого заключается в создании условий для реа-лизации всех информационных прав граждан.
Обеспечение информационной безопасности личности - это постоянный процесс, направленный на поддержание состояния защищенности человека в информационной сфере, результатом которого является непосредственное воплощение информационных прав и свобод человека в жизнь либо создание фактической возможности для их реализации. При этом реализация информационной безопасности личности – это процесс, гарантирующий каждому гражданину те материальные и духовные блага, которые лежат в основе принадлежащих ему субъективных информационных прав.
Обеспечение охватывает меры охраны, защиты и восстановления права, которые различаются по характеру воздействия на объект безо-пасности – охрана является средством недопущения возникновения угроз, защита пресекает подобные угрозы, а восстановление вступает в действие, если эти угрозы все же были реализованы.
Общими же чертами охраны, защиты и восстановления информа-ционной безопасности личности являются следующие. Во-первых, пере-численные институты базируются на системе нормативно-правовых актов, перечисленных в первой главе исследования. Во-вторых, служат одной цели - нормальному процессу реализации личностью своих информационных прав.
Государственно-правовой механизм обеспечения информационной безопасности личности – это система взаимодействующих нормативных, гарантирующих и организационно-деятельностных элементов, опреде-ляющих состояние защищенности человека в информационной сфере и предоставляющих личности фактическую возможность реализовать свои информационные права и свободы.
Структуру механизма обеспечения информационной безопасности личности образуют три элемента: нормативно-правовое обеспечение, га-рантии и деятельность субъектов обеспечения информационной безопасности личности.
Нормативно-правовое обеспечение информационной безопасности личности – это деятельность по совершенствованию правовых норм фе-дерального законодательства, законодательства субъектов Российской Федерации, результатом которой является создание правовых условий для эффективной реализации прав и свобод человека в информационной сфере.
Недостатками современного состояния нормативно-правового обеспечения информационной безопасности личности являются: отсутствие ратификации международных документов, отсутствие терминологической ясности в нормативных актах, регулирующих вопросы информационной безопасности личности, размытые формулировки объектов информационной безопасности личности, их содержания и соотношения с объектами информационной безопасности государства и общества, неопределенность в полномочиях субъектов обеспечения информационной безопасности личности, неурегулированность вопросов обеспечения информационно-психологической безопасности, неглубокая проработка механизма обеспечения информационных прав граждан, в начальной стадии находится законодательство, регулирующее вопросы обеспечения информационной безопасности личности в Глобальной информационной сети Интернет.
В целях совершенствования нормативно-правового обеспечения информационной безопасности личности целесообразно:
а) выработать единую терминологию, характерную для всей данной сферы, для чего представляется необходимой разработка на законо-дательном уровне Глосария как обязательного нормативного варианта для других правовых актов, цель которого заключается в состыковке в одном месте всех терминов, касающихся информационной безопасности.
б) внести категорию информационной безопасности личности в Классификатор правовых актов в качестве самостоятельной в сфере безопасности личности (отрасль 160. 050. 000).
в) уточнить положения Доктрины информационной безопасности Российской Федерации, определив, что объектами информационной безопасности личности являются: право на информацию, право на защиту от «вредной» информации, право на неприкосновенность частной жизни.
г) закрепить перечень видов информации, которую государственные, общественные и коммерческие организации обязаны предоставить гражданам, в рамках реализации последними своей информационной безопасности, а также установить какие виды информации и в каких случаях должны предоставляться бесплатно.
д) принять закон «О Глобальной информационной сети «Интернет», в котором наряду с другими решался бы вопрос обеспечения ин-формационной безопасности личности в Интернете.
е) в Уголовный кодекс Российской Федерации необходимо ввести новую статью, содержащую запрет на распространение информации, оказывающей деструктивное воздействие на психику людей.
Важнейшую роль в процессе обеспечения информационной безо-пасности личности играют гарантии, которые представляют собой условия, средства, меры, обеспечивающие возможность реализации информационных прав граждан, выполняющие охранительную, защитную и восстановительную функции.
Выявлению сущности гарантий информационной безопасности личности способствует их обстоятельная классификация по различным основаниям.
По сфере действия гарантии подразделяются на международные и внутригосударственные.
Международные гарантии – это коллективные меры мирового со-общества правового, экономического, политического, идеологического характера, обеспечивающие воплощение прав и свобод граждан в сфере информационных отношений.
Внутригосударственные гарантии информационной безопасности личности – это система социально-экономических, политических, нрав-ственных, правовых средств и условий, действующих в пределах отдельной страны, направленных на обеспечение непосредственной реализации информационных прав граждан.
По форме гарантии информационной безопасности личности клас-сифицируются на общие, процедурные и специальные (юридические).
Общие гарантии представляют собой систему различных видов общественных отношений (политических, экономических, духовных и др.), условий и фактов, способствующих наиболее эффективной реализации прав человека в сфере обращения информации.
Процедурные гарантии – это установленные законом и подзаконными актами формы и методы деятельности соответствующих государственных органов по правильному осуществлению информационных прав и свобод граждан в рамках принципов и задач современного общества. При этом процедурные гарантии представляют собой такие же условия и обстоятельства, как и составляющие материальные гарантии, только имеют процессуальный характер.
Юридические гарантии – это правовые нормы, определяющие условия и порядок реализации прав, юридические средства их охраны, защиты и восстановления, при помощи которых обеспечивается реализация информационно-правового статуса личности с использованием го-сударственного принуждения или возможности такого принуждения со стороны государственных органов.
Юридические гарантии в свою очередь подлежат дальнейшему подразделению:
- по степени общности – на общие юридические гарантии и специ-альные юридические гарантии;
- по функциям – на гарантии охраны (защиты) информационной безопасности личности;
- по отраслям – на конституционные, административно-правовые, уголовно-правовые, гражданско-правовые гарантии информаци-онной безопасности личности.
Важной гарантией обеспечения информационной безопасности личности является ее самозащита, которая представляет собой систему односторонних, осуществляемых персонально действий человека, на-правленных на восстановление или защиту его информационных прав от противоправных угроз, соответствующих характеру и степени таких угроз.
Обеспечение информационной безопасности личности осуществляется через деятельность уполномоченных субъектов. Так, например, государство исполняет два набора информационных обязательств, в соответствии с системой информационной безопасности личности:
а) обязательства в сфере информационно-правовой безопасности;
б) обязательства в сфере информационно-психологической безо-пасности.
Эти обязательства выполняются органами законодательной, ис-полнительной и судебной власти.
Важная роль в механизме обеспечения информационной безопасности личности отведена законодательством органам местного самоуправления, которые обеспечивают информационную безопасность личности посредством организации работы местных радиоцентров, выпуска газет, новых информационных материалов, создания пунктов получения, обработки и передачи информации и т.п.
Деятельность субъектов обеспечения информационной безопасности личности зависит от их правовой позиции. Правовая позиция – оценка событий и действий, проводимая в конкретной ситуации, возникающей при реализации информационных прав граждан, основанная на совокупности правовых доктрин, установок, взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности личности, которая при определенных условиях может быть применена к анализу аналогичных ситуаций в будущем.
Обеспечение информационной безопасности личности - это процесс, главная цель которого - воплощение информационных прав и свобод человека в жизнь. Для этого фактическое состояние информационной безопасности личности должно соответствовать интересам граждан и установленным стандартам обращения информации. На определение такого соответствия направлен контроль, который представляет собой систему действий по наблюдению, проверке соответствия действий субъектов информационной деятельности специальным правилам, определяющим порядок обращения информации.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.МАТЕРИАЛЫ СЪЕЗДОВ, КОНФЕРЕНЦИЙ, СИМПОЗИУМОВ
1. Аяцков Д.Ф. Всеобщая декларация прав человека и ее отображение в российской действительности. / Права человека: пути их реализации. Материалы международной научно-практической конференции (8-10 ок-тября 1998 г.). Ч. I. Саратов. 1999.
2. Бабурин С.Н. Выступление. / Права человека: пути их реализации. Материалы международной научно-практической конференции (8-10 ок-тября 1998 г.). Ч. I. Саратов. 1999.
3. Бондарь Н.С. Права человека как общедемократическая ценность и развитие российской национальной государственности / Права человека: пути их реализации: Материалы международной научно-практической конференции: Ч. 2. – Саратов, 1999.
4. Братко А.Г. Правоохранительная система: понятие и основные элементы содержания // Труды Академии Министерства внутренних дел Российской Федерации: Проблемы развития правоохранительных органов. М.: Ака-демия МВД РФ. 1994.
5. Григорян Л. А. Конституция СССР — правовая основа организации и деятельности органов внутренних дел // Конституционно-правовые основы организации и деятельности органов внутренних дел: Труды Академии МВД СССР. М., 1982.
6. Кабышев В.Т. Права человека в современной России: конституционное обеспечение (реалии, тенденции, развитие) / Права человека: пути их реализации: Материалы международной научно-практической конференции: Ч. 2. - Саратов, 1999.
7. Кадулин А.В., Кадулин В.Е. Организационно-правовые аспекты защиты от информации // Актуальные проблемы безопасности информационного пространства. Материалы Всероссийской научно-практической конференции / Под общ. ред. В.П. Сальникова. СПб., 1999.
8. Лазарев В.В. Техника учета решений Конституционного Суда Российской Федерации в законодательной деятельности // Законотворческая техника современной России: состояние, проблемы, совершенствование: Сб. статей: В 2-х т. / Под ред. В.М. Баранова. – Н. Новгород, 2001. Т. 2.
9. Ржанникова Е.В. Ответственность за необеспечение доступа личности к информации, затрагивающей ее права и свободы / Доклад на междуна-родном круглом столе «Право граждан на информацию и защита непри-косновенности частной жизни» // Нижний Новгород, 1998.
10. Кротов И.Е. Управление информационной безопасностью в совре-менных условиях / Информатизация и информационная безопасность правоохранительных органов. 11 Международная научная конф. 21-22 мая 2002г. Сб.тр. М.: НАКРА Принт, 2002. 517с.
11. Мордовец А.С., Тамодлин А.А.. Правовая политика и инфор-мационная безопасность личности // Правовая политика: от кон-цепции к реальности / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: Юрист, 2004, 304 с.
12. Митюков М.А. О преобразовании Конституции Российской Федерации / Конституционное развитие России. Межвузовский сборник научных статей. Вып. 4. Саратов: СГАП высш.шк. МВД РФ. 2003. 194 с.
13. Основин В.С. О защите прав советских граждан средствами госу-дарственного права / Права граждан СССР и их охрана в период развер-нутого строительства коммунизма (материалы к научной конференции). Саратов. 1962.
14. Петров Г.И. Административно-правовые меры охраны прав граждан в сфере государственного управления / Права граждан СССР и их охрана в период развернутого строительства коммунизма (материалы к научной конференции). Саратов. 1962.
15. Саранчук Ю.М. Правовые и организационные основы деятельности органов внутренних дел по обеспечению информационной безопасности России / Сб. трудов XI международной научной конференции «Инфор-матизация и информационная безопасность правоохранительных органов» - М. 2002.
16. Тамодлин А.А. Роль органов внутренних дел в обеспечении информационной безопасности личности // Деятельность милиции и полиции в переходном обществе: Материалы международной на-учно-практического семинара, - Саратов, 2004, 168 с.
17. Тархов В.А. Осуществление гражданских прав / Права граждан СССР и их охрана в период развернутого строительства коммунизма (материалы к научной конференции). Саратов. 1962.

2. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ

18. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голо-сованием 12 декабря 1993 г. М.: «Юрид. лит.», 1993. – 64 с.
19. Конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950 г.) //Собрание законодательства Российской Федерации от 8 января 2001 г., № 2, ст. 163.
20. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изм. и доп. от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января 1990 г., 6 ноября 1990 г., 11 мая 1994 г.) // СЗ РФ. 2001. № 2. Ст. 163.
21. Всеобщей декларации прав человека (1948 г.) //Российская газета от 10 декабря 1998 г.
22. Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.)// Ведомости Верховного Совета СССР, 1976 г., № 17 (1831), Ст. 291.
23. Окинавская Хартия глобального информационного общества от 22 июля 2000 г. // Дипломатический вестник, № 8, август 2000 г.
24. Резолюция 428 (1970) Парламентской Ассамблеи Совета Европы относительно Декларации о средствах массовой информации и правах человека от 23 января 1970 г.
25. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 48/141 «Верховный комиссар по поощрению и защите всех прав человека» от 20 декабря 1993 г. // "Действующее международное право" т. 2
26. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации // Рос-сийская газета от 28 сентября 2000 г. N 187.
27. Семейный Кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации от 1 января 1996 г., № 1, ст. 16
28. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ //Собрание законодательства Российской Федерации от 24 декабря 2001 г. № 52 (часть I) ст. 4921;
29. Уголовный кодекс Российской Федерации //Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 25, Ст. 2954.
30. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ //Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. № 1 (часть I) ст. 1.
31. Гражданский кодекс Российской Федерации //Собрание законода-тельства Российской Федерации, 1994, № 32, Ст.3301; Собрание законо-дательства Российской Федерации, 1996, № 5, Ст. 410.
32. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ //Собрание законодательства Российской Федерации от 18 ноября 2002 г. № 46 ст. 4532;
33. Федеральный Конституционный закон от 17 декабря 1997 г. (с изм. от 31 декабря 1997 г.) № 2 – ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» //Собрание законодательства Российской Федерации от 22 декабря 1997 г., № 51, ст. 5712.
34. Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении» //Собрание законодательства Российской Федерации от 4 февраля 2002 г., № 5, ст. 375.
35. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 года «О Конституционном Суде Российской Федерации» //Собрание законодательства Российской Федерации. -1994. № 13. Ст.1447.
36. Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» //Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 9, Ст.1011.
37. Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ//Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 8, Ст. 609.
38. Федеральный закон «Об участии в международном информационном обмене» от 4 июля 1996 г. № 85-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 28, Ст. 3347
39. Федеральный закон «Об электронной цифровой подписи» от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 2. Ст. 127.
40. Федеральный Закон от 1 декабря 1995 г. № 191-ФЗ «О государст-венной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации» //Собрание законодательства Российской Федерации от 4 декабря 1995 г. N 49, ст. 4698
41. Федеральный закон от 12 августа 1995г. №144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» Собрание законодательства Российской Фе-дерации от 14 августа 1995 г., N 33, ст. 3349
42. Федеральный закон от 13 января 1995 г. № 7-ФЗ «О порядке осве-щения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» //Собрание законодательства Российской Федерации от 16 января 1995 г., N 3, ст. 170
43. Федеральный закон от 16 февраля 1995 г. № 15-ФЗ «О связи» //Собрание законодательства Российской Федерации от 20 февраля 1995 г., № 8, ст. 600.
44. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 176-ФЗ «О почтовой связи» // Собрание законодательства Российской Федерации от 19 июля 1999 г., N 29, ст. 3697
45. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82 «Об общественных объ-единениях» //Собрание законодательства Российской Федерации от 22 мая 1995 г. № 21, ст. 1930.
46. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании» // Российская газета от 31 декабря 2002 г., № 245.
47. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», // Собрание законодательства Российской Федерации от 30 декабря 2002 г. N 52 (часть I) ст. 5140
48. Федеральный закон от 28 августа 1995 года «Об общих принципах организации местного самоуправления» № 154-ФЗ //Российская газета от 1 сентября1995 г.
49. Федеральный закон от 3 февраля 1996 года № 17 - ФЗ «О банках и банковской деятельности» (с изменениями от 31 июля 1998 г., 5, 8 июля 1999 г., 19 июня, 7 августа 2001 г., 21 марта 2002 г.) //Собрание законодательства Российской Федерации от 5 февраля 1996 г. № 6, ст. 492.
50. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» //Собрание зако-нодательства Российской Федерации от 10 июня 2002 г., N 23, ст. 2102
51. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» //Собрание законодательства Российской Федерации от 13 августа 2001 г., N 33 (Часть I), ст. 3430
52. Федеральный закон Российской Федерации от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ «О рекламе» //Собрание законодательства Российской Федерации от 24 июля 1995 г., № 30, ст. 2864 .
53. Федеральный закон Российской Федерации от 3 апреля 1995 г. «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации» //Российская газета от 12 апреля 1995 г.
54. Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-I «О средствах массовой информации» //Российская газета от 8 февраля 1992 г.
55. Закон Российской Федерации: «О безопасности» от 5 марта 1992 г. № 2446-I (с изм. и доп. от 25 декабря 1992 г., 25 июля 2002 г.)// Собрание законодательства Российской Федерации, 1992, № 15, Ст. 769.
56. Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-I «О госу-дарственной тайне» (с изм. и доп. от 6 октября 1997 г.)// Собрание зако-нодательства Российской Федерации, 1997, № 41, Ст. 4673.
57. Закон Российской Федерации от 9 июля 1993 г. № 5351-I «Об ав-торском праве и смежных правах» // "Российская газета" от 3 августа 1993 г
58. Закон Российской Федерации от 2 июля 1992г. №3185-1 «О психи-атрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» //Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 20 августа 1992 г., № 33, ст. 1913
59. Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. №1026-1 «О милиции» //Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР от 22 апреля 1991 г., № 16, ст. 503.
60. Закон Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» //Сборник законодательных актов Российской Федерации, выпуск VIII, 1993 г., ст. 117
61. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1 //Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Фе-дерации от 19 августа 1993 г., № 33 ст. 1318.
62. Указ Президента Российской Федерации от 20.05.2004 N 649 «Во-просы структуры федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства РФ, 24 мая 2004, № 21, ст. 2023.
63. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 1993 г. №2334 «О дополнительных гарантиях права граждан на информацию» //Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1994. № 2. Ст. 74.
64. Указ Президента РФ от 31 декабря 1993 г. № 2334 «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию» // Российская газета от 10 января 1994 г. № 4
65. Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24 «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации» //Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 2, Ст. 170.
66. Указ Президента Российской Федерации от 28 июня 1993 г. № 966 «О Концепции правовой информатизации России» //Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, № 27, Ст. 2521
67. Указ Президента Российской Федерации от 24 января 1998 г. № 61 «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне» //Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 5, Ст. 561.
68. Постановление Правительства РФ от 26 июня 1995 г. № 608 //Собрание законодательства Российской Федерации от 3 июля 1995 г. № 27, ст. 2579.
69. Постановление Правительства РФ от 26.06.2004 № 311 «Об утвер-ждении положения о министерстве информационных технологий и связи российской федерации» // Собрание Законодательства Российской Фе-дерации от 5 июля 2004 г., № 27,ст. 2774.
70. Постановление Правительства РФ от 30 апреля 2002 г. № 290 «О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации» (с изм. и доп. от 23 сентября 2002 г.) //Собрание зако-нодательства Российской Федерации, 2002, №18, Ст. 1775.
71. Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"// Российская газета от 10 августа 1996 г.
72. Приказ ФАПСИ от 13 июня 2001 г. N 152 "Об утверждении Инст-рукции об организации и обеспечении безопасности хранения, обработки и передачи по каналам связи с использованием средств криптографической защиты информации с ограниченным доступом, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну"// Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 20 августа 2001 г., № 34.
73. Распоряжение Правительства РФ от 2 сентября 1994 г., № 1409-р «Об ограничении рекламы финансовых услуг (утратило силу)» // Собрание законодательства Российской Федерации от 12 сентября 1994 г., № 20, ст. 2296.

3.КНИГИ
74. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. - М.: ВЛАДОС, 1994. 334с.
75. Аграновская Е.В. Правовая культура и обеспечение прав личности. М.: Наука, 1988. 142с.
76. Административное право: Учебник. / Под ред Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. – М.: «Юрист», 1999. 726с.
77. Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. М.: «Юрид. лит-ра», 1966 – 187с.
78. Алексеев С.С. Проблемы теории права. Свердловск, 1973.Т.2.-400с.
79. Алексеев С.С. Теория права. М.: Бек, 1993. 222с.
80. Алешенков М.С., Родионов Б.Н., Титов В.Б., Ярочкин В.И. Энер-гоинформационная безопасность человека и государства. М.: ПАРУСА, 1997. 204с.
81. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. – М.: Омега-Л, 2002. 375с.
82. Афанасьев В.Г. Научное управление обществом (опыт системного исследования). М.: Политиздат,1968.- 384с.
83. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для юр. вузов и факультетов. М., ИНФРА-М, 1998. 741с.
84. Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации М., ИНФРА- М Кодекс,1996. 509с.
85. Баранов В. М., Степанков В. Г. Правовая позиция как общетеоре-тический феномен. – Н. Новгород. 2003. 132с.
86. Баранов П.П., Рыбак С.В. Деятельность органов внутренних дел по обеспечению прав и свобод граждан России. Ростов-на-Дону.: РЮИ МВД России, 2001.
87. Барщевский М.Ю. Адвокатская этика. М., Профобразование 2001. 311с.
88. Бахрах Д.Н. Административное право России. Учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА, 2000.
89. Бачило И.Л. О праве на информацию в Российской Федерации. М., МИФИ, 1997. 31с.
90. Бачило И.Л. О трансформации институтов права – М. 1999
91. Боброва Н. А. Гарантии реализации государственно-правовых норм. Воронеж, Изд-во Воронеж. ун-та, 1984. 163с.
92. Брусницын Н.А. Информационная война и информационная безо-пасность. М.: Вита-Пресс, 2001. 279с.
93. Василенко И.А. Административно-государственное управление в странах Запада: США, Великобритания, Франция, Германия. Учебное пособие для вузов. М.: Логос, 1999. 166с.
94. Введение в информационную безопасность. Компьютеры: преступ-ления, признаки уязвимости и меры защиты. М., 1998.
95. Венгеров А.Б. Право и информация в условиях автоматизации управления (Теоретические вопросы). М. : «Юрид. лит.», 1978. 208с.
96. Венгеров А.Б. Теория государства и права. М., 1998.
97. Винер Ноберт. Кибернетика и общество./ Перевод с англ. Е.Г. Панфилова М.: Тайдекс Ко, 2002. 182с.
98. Витрук Н.В. Основы теории правового положения личности в со-циалистическом обществе. М.: Наука, 1979. 229с.
99. Воеводин А..О. Юридический статус личности в России. М.: Изд-во Моск. Ун-та: «Инфра-М»: Норма, 1997. 284с.
100. Воеводин Л.Д. Конституционные права и обязанности советских граждан. М.: Из-во МГУ. 1972. 294с.
101. Войшвилло Е.К. Понятие. М.: Наука, 1967. 286с.
102. Волчинская Е., Терещенко Л. Якушев М. Интернет и гласность. М.: Из-во «Галерея». 1999.
103. Государственное право РФ. Курс лекций для юридических институтов и факультетов / Под ред. О.Е. Кутафина. Т. 1. М. 1993.
104. Государственное регулирование рыночной экономики / Учебник под ред. В.И. Кушлина, Н.А. Волгина. М.: «Экономика» 2000. 734с.
105. Гулиев В.Е., Рудинский Ф.М. Социалистическая законность и личные права. М.: Юридическая литература. 1984. 190с.
106. Дмитриев Ю.А., Златопольский А.А. Гражданин и власть. М.: Ма-нускрипт, 1994.
107. Донцов С.Е., Глянцев В.В, Возмещение вреда по советскому зако-нодательству. М.: Юрид. лит-ра. 1990. 271с
108. Дюрягин И.Я. Право и управление. М.: Юрид. лит-ра. 1981. 168с.
109. Европейский Суд по правам человека. Сборник документов. – М.: Норма: институт европейского права. 1999.- 24см.
110. Емельянов Г.В., Стрельцов А.А. Информационная безопасность России, М.1999.
111. Зятицкий В.А. Герасименко В.А. Итоги и перспективы развития проблем обеспечения информационной безопасности и их реализация в масштабе крупного города (региона) / Человек и город. М.: МГВП КОКС, 2000. 607с.
112. Информационная безопасность России / Под ред. Ю.С. Уфимцев, Е.А. Ерофеев и др. М.: Издательство «Экзамен», 2003. 558с.
113. Иоффе О.С. Шаргородский М.Д. Вопросы теории права. М.: Го-сюриздат, 1961. 381с.
114. Карпычев В.Ю. Основы информационной безопасности: Учебное пособие. М., 2001.
115. Комаров С.А. Личность в политической системе Российского общества (Политико-правовое исследование). Саранск: Изд-во Мордовского университета, 1995. 196с.
116. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации / Под. ред. И.М Кузнецовой. М., «БЕК»1996. 493с.
117. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации: Научно-практический комментарий / Отв. ред. В.М. Лебедев. -М.: Юрайт-М, 2001. 736с.
118. Конституция Российской Федерации: Комментарий / Под общей ред. Б.Н. Топорнина, Ю.М. Батурина, Р.Г. Орехова. М.: Юридическая литература, 1994. 715с.
119. Конституцонное право. Учебник / Отв. Ред. В.В. Лазарев. М. 1999.
120. Конторов Д.С., Конторов М.Д., Слока В.К. Радиоинформатика. М.: Радио и связь. 1993. 294с.
121. Копылов В.А Информационное право. М.: Юрист, 1997. 496с.
122. Котюргин С.И. Процессуальные гарантии применения норм адми-нистративного права / Юридические гарантии применения советских правовых норм и укрепление социалистической законности. Киев. 1971.
123. Кочерин Е.А. Основы государственного и управленческого контроля. – М.: «Филинъ», 2000. 375с.
124. Красавчикова Л.О. Личная жизнь под охраной закона. М., Юрид. лит.,1983. 160с.
125. Кряжков В.А. Конституционное правосудие в субъектах Российской Федерации. М.: Формула права: Городец, 1999. 766с.
126. Кудрявцев В.Н. Право и поведение. М.: Юрид. лит. 1978. 191с.
127. Лазарев Б.М. Государственное управление на этапе перестройки. М.: Юрид. лит-ра, 1988. 318с.
128. Личность, общество и государство. [Отв. ред. д-ра юр.н. В.Ф. Коток, В.С. Тадевосян] М.: Изд-во «Наука», 1966. 248с.
129. Лопатин В.Н. Защита права на тайну в России: Учебное пособие. СПб., 2000.
130. Лукашук И.И. Глобализация, государство, право, XXI век. М.: Спарк, 2000. 261с.
131. М. Дженис, Р. Кей, Э. Бредли. Европейское право в области прав человека (Практика и комментарии). /Пер. с англ. М.: «Права человека», 1997. 607с.
132. Малеина М.Н. Личные неимущественные права граждан: понятие, осуществление, защита. М.: МЗ-Пресс, 2001. 243с.
133. Малько А.В, Теория государства и права. Саратов: Изд-во «Надежда», 2002. 297с.
134. Малько А.В. Политическая и правовая жизнь России: актуальные проблемы: Учебное пособие. – М.: Юристъ, 2000. 255с.
135. Манохин В.М., Адушкин Ю.С. Российское административное право: Учебное пособие. – Саратов: СГАП, 2000. 413с.
136. Международное право в современном мире. /Под ред. Ю.М.Колосов М.: 1991. 188с.
137. Мордовец А.С. Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина. Саратов.: СВШ МВД РФ, 1996. 288 с.
138. Недбайло П.Е. Вопросы советского социалистического права и за-конности в решениях XXIV съезда КПСС / Юридические гарантии при-менения советских правовых норм и укрепление социалистической за-конности. Киев. 1971.
139. Неправительственные правозащитные организации Российской Федерации: Справочник уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. /Под ред. О.О. Миронова– М.: Республика, 2002. 318с.
140. Новая парадигма развития России в XX веке. Комплексное иссле-дование проблем устойчивого развития: идеи и результаты. - М.: Akademia, 2000. 397с.
141. Новая философская энциклопедия. - М.: Мысль, 2001.4Т. 605с.
142. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. – 4-е изд., доп. – М.: Азбуковник, 1999. 427с.
143. Ожегов С.И. Словарь русского языка. 70000 слов. М.: Русский язык, 1989. 921с.
144. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Изд. 10-е, стереотип. - М., «Сов. Энциклопедия». 1973. 874с.
145. Основные направления нормативного правового обеспечения ин-формационной безопасности Российской Федерации. М. 2001.
146. Охранительный механизм в правовой системе социализма. Межву-зовский сборник. Красноярск. Изд-во Красноярск ун-та, 1989. 207с.
147. Партыка Т.Л., Попов И.И. Информационная безопасность. учебное пособие для студентов учреждений среднего проф. Образования. М.: ФОРУМ: ИНФРА–М, 2002. 368с.
148. Петрухин И.Л. Личные тайны (человек и власть). М.: Институт государ-ства и права Российской Академии наук, 1998. 323с.
149. Подберезкин А.И. Белая книга российских спецслужб. - М.: Обо-зреватель, 1995. 272с.
150. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. В.Д. Карповича. М.:Юрайт-М; Новая Правовая культура, 2002. 959 с.
151. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. Л.А. Окунькова: М.: Издательство БЕК, 1994. 473с.
152. Постатейный комментарий к части первой Гражданского кодекса Российской Федерации / Гуев А.Н. – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: ИНФРА-М, 2003. 644с.
153. Фатьянов А.А. Правовое обеспечение безопасности информации в Российской Федерации: Учебное пособие. М.: Юрист, 2001. 412с.
154. Применение советских правовых норм. М.: Юрид. лит. 1960.
155. Проблемы развития представительных органов власти социалисти-ческого государства. М.: Изд-во Моск. ун-та. 1979. 286с.
156. Психоэкология России. Проблемы безопасности информационного пространства и психосферы страны. СПб., 1997.
157. Пугинский Б.И. Гражданско-правовые средства в хозяйственных отно-шениях. М. Юрид. лит-ра, 1984. 224с.
158. Рассолов М.М. Информационное право: Учебное пособие. М.: Юрист, 1999. 398с.
159. Реализация прав граждан в условиях развитого социализма. М.: Юрид. лит-ра 1983. 264с.
160. Решение Европейского Суда по правам человека Berrehab Vs The Netherlands от 21 июня 1988 г. В сборнике "Европейский Суд по правам человека. Избранные решения": В 2 т. - М.: Издательство НОРМА, 2000
161. Решетов Ю.С. Механизм правореализации в условиях развитого социализма. Казань. Изд-во Казанского университета. 1980. 167с.
162. Романовский Г.Б. Право на неприкосновенность частной жизни. М.: МЗ- Пресс, 2001. 312с.
163. Рудинский Ф.М. Личность и социалистическая законность. Волгоград. 1976. -159с.
164. Сидоров В.Г. Милиция в механизме реализации конституционных прав и свобод граждан. М. 1996.
165. Словарь по этике / Под ред. А.А.Гусейнова, И.С.Кона. М.: Полит-издат, 1989. 447с.
166. Смирнов И., Безносюк Е., Журавлев А. Психотехнологии: компью-терный психосемантический анализ и психокоррекция на неосознаваемом уровне. М.: Прогресс. Культура, 1996. 411с.
167. Собрание международных документов «Права человека и судопро-изводство», OSCE, Poland.
168. Советское административное право. / Под ред. В.И. Поповой, М.С. Студеникиной – М.: Юрид. лит-ра, 1982. 286с.
169. Старостяк Е. Элементы науки управления. М.: Прогресс, 1965.
170. Стремоухов А.В. Человек и его правовая защита. Теоретические проблемы. СПб. 1996.
171. Строгович М.С. Курс советского уголовного процесса. М.: Наука, 1968. Т.1 470с.
172. Судебная защита прав и свобод граждан. Научно-практическое по-собие / Отв. ред. В.П. Кашепов. М.: Норма, 1999. 246с.
173. Сыроватская Л.А. Ответственность по советскому трудовому праву. М.: Юрид. лит-ра, 1974. 184с.
174. Сырых В.М. Теория государства и права: Учебник. - М.: Юридический дом «Юстицинформ», 2001. 591с.
175. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. - М.: Юристъ, 2001. 511с.
176. Тер-Акопов А.А. Правовые основания ответственности военно-служащих – М.: Политиздат. 1981. 149с.
177. Тихомиров Ю.А. Коллизионное право: Учебное и научно-практическое пособие. М.: Юринформцентр, 2000. 393с.
178. Толкачев К.Б., Хабибуллин А.Г. Органы внутренних дел в механизме обеспечения личных конституционных прав и свобод граждан. Уфа. Уфимская ВШ МВД РСФСР, 1991. 168с.
179. Топорин Б.Н. Конституционный статус личности в СССР. М.: Юрид. лит-ра, 1980. 526с.
180. Туманова Л.В. Снытников А.А. Обеспечение и защита права на информацию. М.: Городец-издат, 2001.
181. Туровцев В.И. Народный контроль в социалистическом обществе. М.: Политиздат, 1974. 255с.
182. Туроу Л. Будущее капитализма: как экономика сегодняшнего дня формирует завтрашний мир. Перевод с англ. А.И. Федорова. Новосибирск.: Сибхронограф, 1999. 430с.
183. Устинов В.С., Волков А.П., Стуканова Т.В. Обеспечение конститу-ционных прав и свобод личности. Учебно-методическое пособие. Н. Новгород: ООО «Вектор Т и С», 1998. 294с.
184. Устинов В.С., Волков А.П., Ступалова Т.В. Обеспечение конститу-ционных прав и свобод личности. Н. Новгород: Вектор Т и С, 1998. 264с.
185. Философский энциклопедический словарь. 2-е изд. – М.: Советская энциклопедия, 1989. 814с.
186. Хижняк В.С. Право человека на информацию: механизм реализации. Саратов.: изд-во Саратов. Ун-та. 1998. 64с.
187. Черкасов В.Н. Бизнес и безопасность. Комплексный подход - М.: Армада-пресс, 2001. 381с.
188. Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка. - М.: Рус. яз. 1993. 559с.
189. Шайкенов Н.А. Правовое обеспечение интересов личности. Сверд-ловск: Изд-во Урал. ун-та, 1990. 200с.
190. Шеннон К. Работы по теории информации и кибернетике. – М., 1963.
191. Щербатых Ю. Искусство обмана. СПб.: Азбука – кн. клуб «Терра» 1997. 385с.
192. Экономическая теория / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича, 3-е изд. – СПб: Изд. СПбГУЭФ, Изд. «Питер», 2002.
193. Юнацкевич П.И., Кулаганов В.А. Психология обмана. Учебное по-собие для честного человека. СПб.: Фолио-Плюс, 2000. 320с.
194. Юридические гарантии конституционных прав и свобод личности в социалистическом обществе. / Под ред. Л.В. Воеводина. М.: Изд-во Мо-сковского университета. 1987. 342с.
195. Ярочкин В.И. Информационная безопасность. М.: Летописец, 2000. 398с.


4.СТАТЬИ
196. Анишина В. Правовые позиции Конституционного Суда России // Российская юстиция – 2000.- № 7.
197. Ария С. Об адвокатской тайне // Российская юстиция. 1997. № 2.
198. Артамонов Г.Т., Кристальный Б.В., Курносов И.Н., Мелюхин И.С., Смолян Г.Л., Черешкин Д.С. О концептуальной базе построения в России информационного общества //Информационное общество, 1999, № 3.
199. Баранов В.М., Баранова М.В., С.И. Яночкин Информационное право и информационное общество: философские проблемы взаимодействия. // Фило-софия права, 2001. № 1.
200. Бачило И.Л. Информация – объект права // НТИ. Сер. 1, 1999, № 8.
201. Бачило И.Л. О законодательстве в информационной сфере отношений // Информационное общество, 2001, № 4.
202. Бернхардт Р. Европейский суд по правам человека в Страсбурге: новый этап, новые проблемы // Государство и право, 1999, № 7.
203. Билялов А.К. Об определении категорий «основа» и «обоснование» // Философские науки. 1976. № 5.
204. Бондарь Н.С. Конституция, конституционный контроль и социальные противоречия современного общества // Журнал российского права, 2003, № 11.
205. Бутылин В.Н. Институт государственно-правовой охраны консти-туционных прав и свобод граждан // Журнал российского права. 2001. №12;
206. В.И. Варламов. Экономические механизмы управления информа-ционной безопасностью военно-технического сотрудничества России с иностранными государствами // Информационный сборник «Безопасность». 2002. № 11 – 12.
207. Вартанова Е.Л. Новые проблемы и приоритеты цифровой эпохи // Ин-формационное общество, 2000, № 3.
208. Василенко И. Информационная парадигма и государственное управление // Власть, 2004, № 8.
209. Виноградов О. Обеспечен ли приоритет права в защите личности // За-конность
210. Витрук В.Н. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации: понятие, природа, юридическая сила и значение // Кон-ституционное право: Восточноевропейское обозрение. – 1999. № 3 (28).
211. Витрук Н.В. Акты применения права в механизме реализации прав и свобод личности // Правоведение. 1983. № 2.
212. Витрук Н.В. О юридических средствах обеспечения реализации и охраны прав советских граждан // Правоведение. 1964. № 4.
213. Воеводин Л.Д., Краснов М.А. О формах конституционного закреп-ления свободы личности в СССР // Советское государство и право. 1982. № 4.
214. Волокитин А.В., Кристальный Б.В., Черешкин Д.С. Россия: от ин-форматизации к информационному обществу // Информационное общество. 1999. № 3.
215. Гайнетдинов А.Н. Конституционные гарантии прав российских граждан по защите от неправомерных действий (бездействия) правоох-ранительных органов // Юристъ-Правоведъ, 2003, № 1.
216. Галатенко В.А. Информационная безопасность // Открытые системы, 1995, № 4-6.
217. Давтян С. О праве граждан на информацию и проблемах его реали-зации. // Информационный бюллетень «Уполномочен защитить». 2001. № 4.
218. Дамаскин О.В. Обеспечение конституционных прав граждан на су-дебную защиту // Современное право, 2002, № 5.
219. Емельянов Г.В., Стрельцов А.А. О Доктрине информационной безопасности Российской Федерации // Информационное общество, 2000, № 3.
220. Зуев В., Шабанова З. Национальные и международные механизмы защиты прав человека // Закон, 2002, № 11.
221. Иванов А.А. Цели юридической ответственности, ее функции и принципы // Государство и право, 2003, № 6.
222. Исаков В. Правовая информация: доступ и ограничения // Право-защитник, 1998, № 1.
223. Калашников С.В. Система конституционных гарантий обеспечения прав и свобод граждан в условиях формирования в России гражданского общества // Государство и право. 2002. № 10.
224. Кандыбина Е.. Конституция РФ о доступе к информации. // Право-защитник. 2002. № 1.
225. Кашепов В.П. Институт судебной защиты прав и свобод граждан и средства ее реализации //Государство и право. 1998. № 2.
226. Концепция формирования в России информационного общества // Информационное общество. 1999. № 3.
227. Копейчиков В.В. Реализация субъективных прав граждан // Советское государство и право. 1984. № 3.
228. Копылов В.А. О системе информационного права //НТИ. Сер. 1, 2000, № 4.
229. Копылов В.А. О структуре и составе информационного законода-тельства // Государство и право, 1996, № 6.
230. Кочетов Э. Поворотный пункт к судьбе гуманитарной парадигмы // Научный альманах высоких технологий. – Вып. 1., М., 2001.
231. Кравец И.А. Конституционная жалоба: традиции и новации в ме-ханизме гарантий прав и свобод личности // Журнал российского права, 2003, № 8.
232. Крупнов А.Е., Финько О.А., Черешкин Д.С. О государственной по-литике России в области формирования информационного общества. // Информационное общество. 1999. № 1.
233. Кудрявцев В.Н., Топорнин Б.Н. и др. Наука клеймит псевдонауку. // Известия. № 130. 1998. 17 июля.
234. Кузнецов Н.И. Дисциплинарная, административная и материальная ответственность военнослужащих // «Ориентир», 1994, № 1.
235. Кулиев И.О. Органы местного самоуправления в обеспечении свободы действий СМИ по защите прав граждан // Право и политика, 2002, № 3.
236. Лазарев Л.В. Конституционный Суд России и развитие конститу-ционного права // Журнал российского права. 1997. № 11.
237. Ловцов Д.А. Информационная безопасность больших эргатических систем: концептуальные аспекты. // Информационный сборник «Безо-пасность», 1999, № 3-4.
238. Лопатин В.Н. Политика и право при обеспечении информационно-психологической безопасности // Право и политика, 2000, № 10.
239. Любимов Н.А. Конституционно-правовой институт языка: проблемы формирования // Вестник Московского университета. Сер. 11 (Право), 2004, № 1.
240. Малеин Н.С. О врачебной тайне // Советское государство и право. 1981. № 8. Трунов И., Трунова Л. Адвокатская тайна // Российская юстиция. 2001. № 5.
241. Малько А.В. Право гражданина на информацию // Общественные науки и современность. 1995. № 5.
242. Мельник И., Ракитянский Н. Как уличить обманщика без детектора лжи // Безопасность. Достоверность. Информация, №.1, СПб., 1995.;
243. Мепаришвили Г.Д. О неприкосновенности личной документации граждан в уголовном процессе // Государство и право. 1996. № 1.
244. Миронов О. Свобода слова и право на информацию // Журналист. 2001. № 10.
245. Мицкевич А.В. О гарантиях прав и свобод граждан // Советское го-сударство и право. 1963, № 8.
246. Муллануров А. Судебная форма защиты нарушенных прав и законных интересов // Юрист, 2001, № 11.
247. Мусатов М.И. Правовой аспект проблемы защиты информационного пространства России // Закон и право, 2002, № 2.
248. Огородов Д.В. Соотношение служебной и профессиональной тайн. // Проблемы информатизации. 2001. № 2.
249. Окинавская Хартия глобального информационного общества от 22 июля 2000 г. // Дипломатический вестник, № 8, август 2000 г.
250. Основин В.С. Особенности конституционных норм // Советское государство и право. 1979. № 4.
251. Панов М.И. Эффективная коммуникация и государственное управление // Вестник Московского университета. Сер. 21 – Управление (государство и право), 2004, № 2.
252. Папелишвили Г. Административно-процессуальная защита прав и свобод граждан // Законность, 2003, № 10.
253. Полякова Т.А., Филатова Л.В. Вопросы совершенствования зако-нодательства в области обеспечения информационной безопасности (Теоретические аспекты) // Закон и право, 2002, № 5.
254. Попугаев Ю.И. Механизм правового регулирования в информаци-онной сфере. Информационное право. // Информационное общество. 1998. № 1.
255. Потрубач Н.Н. Проблемы информационной безопасности // Социально – гуманитарные знания. 1999. № 2.
256. Принципы, пределы, основания ограничения прав и свобод человека по российскому законодательству и международному праву// Государство и право, 1998. № 7.
257. Принципы, пределы, основания ограничения прав и свобод человека по российскому законодательству и международному праву// Государство и право, 1998. № 8.
258. Проблемы законодательного обеспечения национальной безопасности Российской Федерации // Информационный сборник «Безопасность», 2002, № 11-12.
259. Пучкова М.В. Нормативные акты Совета Министров союзной рес-публики в механизме реализации конституционных прав граждан // Со-ветское государство и право. 1985. № 3.
260. Рейман Л. Д. Информационное общество и роль телекоммуникаций в его становлении. // Вопросы философии. 2001. № 3.
261. Романова О.В. к вопросу о понятии и правовой природе правовых позиций Конституционного Суда РФ. // Государство и право – 2001. № 7.
262. Рудинский Ф.М. Жизнь и здоровье советского человека как объект конституционной охраны // Советское государство и право. 1979. № 1.
263. Сапун В.А. Механизм реализации советского права // Правоведение. 1988. № 1.
264. Смолян Г.Л., Зараковский Г.М. Политико-идеологичесская состав-ляющая информационно-психологической безопасности // Общественные науки и современность. 1997. № 5.
265. Сова В., Бородин В. Право на информацию как основа существования современного государства // Информационные ресурсы России, 2001, № 5.
266. Стрельцов А.А. Нормы международного права в системе правового обеспечения информационной безопасности Российской Федерации // Проблемы информатизации, 2000, № 3.
267. Стрельцов А.А. Содержание понятия «обеспечение информационной безопасности» // Информационное общество. 2001. № 4.
268. Тамодлин А.А. Информационная безопасность личности и уважение прав человека // Уважение как принцип деятельности правоохранительных органов: Межвузовский сборник / Под ред. А.С. Мордовца, А.П. Плешакова. Саратов, 2004, 96 с.Тамодлин А.А. Информационная безопасность личности и уважение прав человека // Уважение как принцип деятельности правоохранительных органов: Межвузовский сборник / Под ред. А.С. Мордовца, А.П. Плешакова. Саратов, 2004, 96 с.
269. Тарасов А.М. Государственный (президентский контроль) – важ-нейший элемент укрепления национальной безопасности // Конституционное и муниципальное право, 2003, № 2.
270. Тарасов А.М. Государственный контроль: сущность, содержание, современное состояние. // Журнал российского права, 2001, № 1.
271. Тер-Акопов А.А. Юридическая безопасность человека в Российской Федерации (Основы концепции) // Государство и право. 2001. № 9.
272. Тимофеев Л.А. К анализу конституционной формулы обеспечения прав человека // Правовая политика и правовая жизнь, 2001, № 3.
273. Тимошенко Б. Хроника беззакония //Журналист, 2004, № 8.
274. Тиновицкая И.Д. Документирование управленческой деятельности // Советское государство и право. 1971. № 6.
275. Тихомиро

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ