Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Антивитальные переживания и суицидальный риск при социальной тревоге в контексте снижения навыков саморегуляции и ресурсов жизнестойкости

Работа №93176

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы69
Год сдачи2017
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
115
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретико-методологический анализ антивитальных переживаний и суицидального риска при социальной тревоге в контексте снижения навыков
саморегуляции и ресурсов жизнестойкости 7
1.1 Теоретико-методологический подход к исследованию антивитальных
переживаний и суицидального риска при социальной тревоге 7
1.2 Анализ теоретических подходов в исследовании особенностей навыков саморегуляции поведения 14
1.3 Терапевтическая работа с тревогой при помощи когнитивно -
бихевиоральной терапии 21
Глава 2 Эмпирическое исследование антивитальных переживаний и суицидального риска в контексте снижения навыков саморегуляции и
ресурсов жизнестойкости 24
2.1 Методы и методики эмпирического исследования 24
2.2 Анализ результатов исследования антивитальных переживаний и суицидального риска при социальной тревоге в контексте снижения навыков
саморегуляции и ресурсов жизнестойкости 28
2.3 Разработка программы психологической коррекции тревоги с применением когнитивных и поведенческих техник 38
Заключение и выводы 44
Библиографический список 47
Приложение

Антивитальные переживания имеют тенденцию перехода к свершению суицида, так как они являются начальным этапом суицидального поведения, для которого характерны размышления о бессмысленности, ненужности жизни без четких представлений о собственной смерти.
Предрасположенностью к антивитальным действиям и суицидальному риску является социально - психологическая дезадаптация личности в условиях психотравмирующей ситуации (выступление перед аудиторией, знакомство, проявление инициативы, др.). Где состояние психической дезадаптации продолжает усиливаться и нарастать, если психотравмирующая ситуация не находит разрешения и на высоте болезненных переживаний у индивида появляются антивитальные мысли, связанные с желанием немедленно избавиться от невыносимых переживаний (Амбрумова А.Г., Тихоненко В.А.) [2;57]. На этом этапе, поведение человека определяется когнитивными искажениями, связанными с изменениями эмоциональности. Эмоциональное благополучие во многом зависит от социальной активности человека, поэтому в студенческой популяции наиболее велик риск возникновения эмоциональной дезадаптации в связи с высоким уровнем нагрузок и стресса ( Краснова В.В., Холмогорова А.Б.) [ 26].
Компонентом антивитального поведения является избыточная социальная тревога, где психологическими предикторами считаются неэффективные механизмы саморегуляции, повешенная чувствительность к стрессу и к объективным ситуациям неопределенности, невозможности немедленного удовлетворения потребностей или наличие субъективно непреодолимого барьера на пути решения проблемы (Ефремов В.С., Лекомцев В.Т., Зотов М.В.) [17; 31; 20]. Все эти обстоятельства актуализируют чувство страха, бессилия и поражения, которые ведут человека к желанию немедленно избавиться от невыносимых переживаний и он начинает активно обдумывать возможность суицида как способа избавления от этих переживаний, выхода из сложившейся психотравмирующей ситуации (Соколова Е. Т., Ю.А. Сотникова Ю. А) [45].
Высокий уровень социальной тревоги неблагоприятно сказывается на качестве жизни человека. Спусковым механизмом социальной тревоги являются ситуации социального взаимодействия, в основе лежат когнитивные искажения о себе и окружающих. Человеку кажется, что окружающие его не принимают, относятся к нему слишком критично. Социальная тревога, как правило, сопровождается вегетативными проявлениями (покраснение лица и шеи, тремор рук и тела, и т.д.). Сами эти проявления часто становятся фокусом внимания при социальной тревоги и воспринимаются как унизительные и неприемлемые, возникают мысли, что другие обращают на это внимание и осуждают или отрицательно оценивают их. (Сагалакова О.А., Труевцев Д.В, Никитина И. В, Холмогорова А. Б) [49; 50; 41].
При выраженной социальной тревоге саморегуляция поведения снижена, особенно при значимых социальных ситуациях оценивания (выступление перед аудиторией, отвержение, критика). Беспомощность при неуспехе, страх негативного оценивания приводит к избеганию ситуации общения с другими людьми, что приводит к формированию патологического круга тревоги, в результате чего нарушается саморегуляцию поведения при выполнении социальной деятельности, (Сагалакова О.А., Труевцев Д.В) [49], то есть нарушаются метапроцессы, обеспечивающие самоорганизацию, психической активности человека как субъекта действий, поведения, жизнедеятельности, а также целостность ее индивидуальности (В.И. Моросанова) [34]. Особенности саморегуляции проявляются в том, как человек планирует и цели и программирует их достижение , по разному учитывая значимые внешние и внутренние условия, оценивая результаты и корректируя свою активность для достижения субъективно приемлемых результатов деятельности (В.М. Моросанова, Р.Р. Сагиев) [38].
Таким образом, полученные данные в ходе проведения исследования можно использовать для коррекции социальной тревоге, а также формированию навыков саморегуляции для профилактики суицидальных рисков в молодежной среде.
Объект исследования: психологические механизмы антивитальных переживаний и суицидального риска при социальной тревоге.
Предмет исследования: особенности антивитальных переживаний и
суицидального риска при социальной тревоге в контексте снижения навыков саморегуляции и ресурсов жизнестойкости.
Цель исследования: анализ психологических механизмов антивитальных переживаний и суицидального риска при социальной тревоге в контексте снижения навыков саморегуляции и ресурсов жизнестойкости.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические и методологические источники по проблеме исследования антивитальных переживаний и суицидального риска при социальной тревоге в контексте снижения навыков саморегуляции и ресурсов жизнестойкости.
2. Проанализировать теоретико-методологические основания по проблеме коррекции антивитальных переживаний при социальной тревоге с использованием когнитивно-бихевиоральной терапии.
3. Разработать методический комплекс, для проведения исследования по проблеме возникновения антивитальных переживаний и суицидального риска при социальной тревоге в контексте снижения навыков саморегуляции и ресурсов жизнестойкости.
4. Провести и описать результаты эмпирического исследования, выявить взаимосвязь антивитальных переживаний и суицидального риска с социальной тревогой при снижении навыков саморегуляции и ресурсов жизнестойкости.
5. Разработать метод коррекционной работы с социальной тревогой и антивитальными переживаниями у юношей и девушек с использованием когнитивно - бихевиоральной терапии.
Гипотезы исследования:
1. При нарушении регуляции социальной тревоги антивитальные переживания будут выражаться в размышлениях о бессмысленности жизни, бесперспективности будущего и в реализации намерения нанести вред своему здоровью; отдельными проявлениями антивитальных переживаний будут являться гендерные различия в ответах отражающие готовность и обдумывание в нанесении себе повреждений.
2. При выраженной антивитальной направленности поведения нарушение саморегуляции будет представлено в виде не сформированности регуляторной гибкости и моделирования.
3. При снижении ресурсов жизнестойкости повышается вероятность суицидального риска в виде представлений о своей ненужности и желания привлечь внимание к своим проблемам.
Теоретико - методологические основания:
Саморегуляция в концепции культурно - исторического и деятельностного подхода Л.С. Выготског и А.Н. Леонтьева; Структурно - функциональный подход исследования саморегуляции О.А. Кнопкин, В.И. Моросанова; Когнитивной - поведенческая модель тревоги Г. Хаймберга и Р. Рэйпи; Клинико - психологический подход суицидального поведения А.Г. Амбрумова, В.А. Тихоненко; Когнитивный подход терапии Дж. Бэк.
Методы исследования:
1. Тестирование (Опросник «Стиль саморегуляции поведения» В.И. Моросановой; Опросник «Социальной тревоги и социофобии» О.А.Сагалаковой, Д.В. Труевцева; Опросник «Суицидального риска» Шмелева А.Г. (модификация Разуваевой Т.Н.); Опросник «Антивитальности и Жизнестойкости» О.А. Сагалаковой, Д.В. Труевцева).
2. Методы математико-статистической обработки данных (корреляционный анализ Пирсона, U - Манна Уитни).
Эмпирическую базу исследования составили 57 студентов Алтайского государственного университета в возрасте от 18 до 22 - х лет. Из них 36 - девушек и 21 - юноша.
Научная значимость заключается в исследовании антивитальных переживаний, суицидального риска и их связей с социальной тревогой, а так же рассмотрение навыков саморегуляции.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Данная дипломная работа была посвящена исследованию антивитальных переживаний и суицидального риска при социальной тревоге в контексте снижения навыков саморегуляции и ресурсов жизнестойкости у студентов 18 - 22 лет.
В первой главе был проведен теоретико-методологический анализ литературы по изучению антивитальные переживания и суицидального риска при социальной тревоге в контексте снижения навыков саморегуляции и ресурсов жизнестойкости в результате этого анализа был сделан вывод, что.
Антивитальные переживания и суицидальный риск появляются как следствие сильно выраженной социальной тревоги, где психологическими предикторами считаются неэффективные механизмы саморегуляции, человеку сложно планировать и программировать достижение цели, а так же учитывать значимые условия окружающей действительности и оценивать собственную активность для получения субъективно приемлемых результатов, повешенная чувствительность к стрессу и к объективным ситуациям неопределенности, невозможности немедленного удовлетворения потребностей или наличие субъективно непреодолимого барьера на пути решения проблемы, все это ведет к негативному образу будущего. Индивид может испытывать психологический дискомфорт, вызванный затруднением в общении, или переживать интенсивные внутренние конфликты, которые ведут к разрыву социальных связей, его социальной изоляцией, и как результат у него появляется чувство не нужности и бесперспективности собственного существования, и появляется желание немедленно избавиться от невыносимых переживаний. И для того что бы снизить тревогу терапия с использованием различных поведенческих и когнитивных техник будет продуктивной.
Вторая глава посвящалась эмпирическому исследованию антивитальных переживаний и суицидального риска при социальной тревоге в контексте снижения навыков саморегуляции и ресурсов жизнестойкости. Подводя итоги можно отметить, что гипотезы, поставленные в начале исследования, были подтверждены.
1. При выраженной социальной тревоге в различных ситуациях оценивания, молодым людям свойственен опыт публичного унижения и осмеяния, критики в свой адрес, формирование уверенности в том, что доверять можно лишь себе недоброжелательного отношения из - за чего у них могла сформироваться тенденция к избеганию различных ситуаций, а так же негативное прогнозирование провала в ситуациях взаимодействия с окружающими, трудности в установлении доверительных отношений, заводить новые знакомства. Вследствие чего у них возникает убежденность в собственной несостоятельности, никчемности, что в будущем их не ждет ничего хорошего и нет никого кто смог бы оказать им поддержку, что они никому не нужны, и что текущая ситуация не выносима и единственный способ ее решить это уйти из жизни. И этим самым способом будет являться нанесение себе повреждений, как следствие в сложности преодолеть самостоятельно навалившиеся трудности и в силу отсутствия компенсаторных механизмов.
Для девушек более характерно обдумывание того чтобы нанести себе повреждения, а для юношей свершение этих действий. Различия в обдумывании девушек и свершении антивитальных действий юношей связанно с представлениями о мужской гендерной роли в обществе, то есть от мужчин ожидается проявление большего контроля над чувствами (отчужденность от чувств), чем от женщин, однако в то же время поощряется проявление агрессии и злости. Сдержанность в эмоциях, чтобы не показать своей слабости, и поэтому признать у себя наличие антивитальных мыслей значит признать наличие слабостей, и чтобы другие не посчитали тебя слабым, жалким, который ни на что не способен может привести к тому, что юноши могут нанести себе повреждения. Девушки же наоборот обдумывают или готовы причинить себе боль, чтобы снять напряжение это так же связано с гендерной ролью, где проявление женской агрессии не приветствуется обществом так как от женщины ожидается проявление доброты, скромности, терпеливости и поэтому для того чтобы дать выход этой агрессии они как правило направляют ее на себя.
2. У молодых людей при не сформированности регуляторной гибкости и процессов моделирования возникают трудности адаптации к переменам в жизни, молодым людям сложно поставить пред собой цель и разработать программу действий для успешного достижения этой цели, они не всегда замечают изменения ситуации, в результате чего не могут своевременно отреагировать и подстроится под эти изменения, что приводит к неудачам при выполнении деятельности. В итоге они фокусируются на негативных аспектах прошедших ситуаций, постоянно прокручивая в голове моменты, где пошло все не так как они хотели и как следствие возникает убежденность, что окружающие над ними смеются, осуждают, появляется страх негативной оценки и чтобы как - то оправдать свои неудачи винят во всем других, они убеждены в том, что близкие люди их не поддерживают и не стремятся оказать им помощь.
3. В силу отсутствия компенсаторных механизмов, молодым людям будет сложно адаптировать к переменам в жизни, ставить перед собой цели разработать программы действий для успешного достижения этих целей, подстраиваться под изменяющиеся ситуации, которые вызывают у них сильную тревогу. В результате все это может привести к негативному образу будущего, к ухудшению отношений с ближайшим окружением, к тому, что их жизнь лишена какого либо смысла, что они никому не нужны даже родным, и что текущая ситуация не выносима и единственный способ ее решить это прекратить свое существование.
Опираясь на результаты исследования, была составлена коррекция.
Таким образом, выполнены все поставленные задачи, цель достигнута, что позволяет нам сделать вывод об успешности проделанной работы.



1. Астапов В.М. Функциональный подход к изучения состояния тревоги // Тревога и тревожность: под ред. В.М. Астапова. - СПб.: Питер, 2001. 156 - 166 с.
2. Амбрумова А.Г., Тихоненко В.А. Диагностика суицидального поведения. - М., 1980. - 48 с.
3. Амбрумова А.Г. Возрастные аспекты суицидального поведения Сравнительно - возрастные исследования в суицидологи . Сборник научных трудов,
- М., 1989 г. Изд. Московской НИИ психиатрии МЗ РСФСР 1989. с. 145
4. Амбрумова А.Г. Суицидальное поведение как объект комплексного изучения: Комплексные исследования в суицидологи, сборник научных трудов, - М.,1986 г. Издательство Московской НИИ психиатрии МЗ РСФСР , 1986. с. 218 (39)
5. Анормальная психология / Д. Холмс. - СПб.: Питер, 2003. 252с
6. Александрова А. А. Интегративная психотерапия. Издательство: Питер, 2009. С. 352
7. Болотова А.К. Развитие идей саморегуляциив исторической ретроспективе // Культурно - историческая психология. 2015 - Т. 11. № 3. С. 64—74
8. Бурлачук Л.Ф., Кочарян А.С., Жидко М.Е. Психотерапия. Учебник для ВУЗов. Издательство: Питер, 2009. С. 497
9. Бек А., Раш А., Брайан Шо, Гэри Эмери. Когнитивная терапия депрессии.
- СПб.: Питер. - 2003. — 304 с. 13.
10. Бек А., Фримен А. Когнитивная психотерапия расстройств личности. - СПб.: Питер. - 2002. — 544 с 14.
11. Бек Дж. Когнитивная терапия: полное руководство: пер. с англ. - М.: ООО «И.Д.Вильямс». - 2006. - 400 с
12. Выготский Л.С. Проблемы развития психики / Под ред. А.М. Матюшкина / Собрание сочинений: в 6 т. Т. 3. М.: Педагогика, 1983. 368 с.
13. Глуханюк Н.С. Практикум по общей психологии: учебное пособие / Н.С. Глуханюк, Е.В. Дьяченко, С.Л. Семенова -2-е изд. - М.: Издательство Московского психолого - социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. 157 - 159с. (серия библиотека психологии)
14. Гаранян Н.Г., Холмогорова А.Б. Интегративная психотерапия тревожных и депрессивных расстройств на основе когнитивной модели // Московский психотерапевтический журнал, 1996, № 3. 87 - 109 с.
15. Л. В. Деркачёва Специфика гендерной идентичности Мурманский институт экономики Санкт-Петербургской академии управления и экономики, г. Мурманск, Россия. 81- 87 с.
16. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд/Пер, с фр. с сокр.; Под ред. В. А. Базарова.—М.: Мысль, 1994.— 399 с.
17. Ефремов В.С. Основы суицидологи. - СПб.: Издательство « Диалект»,
2004. - 480с.
18Зейгарник, Б.В. Патопсихология/ Б.В. Зейгарник. - М.: Издательствово МГУ, 1986. - 286 с.
19. Зейгарник Б.В. Саморегуляция в норме и патологии // Психологический журнал. 1998 - №2 - Т. 2. 122 с.
20. Зотов М.В. Суицидальное поведение : механизмы развития , диагностика, коррекция. -СПб.:Речь, 2006. - 144с. (36)
21. Ирина Германовна Малкина-Пых Психологическая помощь близким. Издатель: Эксмо. Город печати: Москва. 2009. С. 47
22. Кнопкин О.А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека // Вопросы психологии. 1995 - №1. 12-15с.
23. Кнопкин О.А. Функциональная структура саморегуляции деятельности и поведения // Психология личности в социалистическом обществе 158 - 172 с.
24. Клиническая психология и психотерапия: под ред. М. Перре, У. Бауман 3 - е изд. - СПб.: Питер, 2012. 653 - 661 с.
25. Клиническое руководство по психическим расстройствам 3- е изд.: под ред. Д. Барлоу. СПб.: Питер, 2008. 912 с.
26. Краснова В.В., Холмогорова А.Б. Социальная тревожность и суицидальная направленность у студентов // Журнал неврологии и психиатрии им. Корсокова 2013 №4. 50 - 53 с.
27. Карсон Р., Батчер Дж., Минека С. Анормальная психология. - 11 - е изд. - СПб.: Питер, 2004. 275 - 281 с. (серия Мастера психологии).
28. Краснова В.В., Холмогорова А.Б. Социальная тревожность и ее связь с эмоциональной дезадаптацией, уровнем стресса и качеством интерперсональных отношений у студентов // Вопросы психологии 2011 №3. 49 - 58с.
29. Комер, Р. Патопсихология поведения нарушения и патология психики: пер. с англ. - 4-е изд., междунар. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК ; М.: ОЛМА-пресс,
2005. - 638.: ил. - (Психологическая энциклопедия).
30. Клиническая психиатрия под ред Н.Е.Бочерикова Киев изательство «здоровья»1989. 500 с.
31. Лекомцев В.Т., Панченко Е.А. Социальные дисфункции и саморазрушающее поведение: Учебное пособие. Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2002.с120 (38)
32. Моросанова В.И. Саморегуляция и индивидуальность человека. М.: Наука, 2010. 519 с.
33. Моросонова В.И. Личностные аспекты саморегуляции произвольной активности человека // Психологический журнал. 2002 - № 6. 5- 17 с.
34. Моросанова В. И. Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен, структура и функции в произвольной активности человека. М., 2001. -192 с.
35. Моросанова В.И., Аронова Е.А. Самосознание и саморегуляция поведения. М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2007. - 214 с.
36. Моросанова В.И., Е.М. Коноз Регуляторные аспекты основных личностных измерений // Журнал прикладной психологии 2003 №3. 51 - 57 с.
37. В.И. Моросанова Развитие теории осознанной саморегуляции: дифферинциальный подход // Вопросы психологии 2011 № 3 132- 144
38. В.М. Моросанова, Р.Р. Сагиев Диагностика - индивидуально стилевых особенностей саморегуляции в учебной деятельности студентов // Вопрсы психологии. 1994, №5. 134 - 140 с.
39. Мэй Р. Смысл тревоги / перев. с англ. М.И. Завалова и А.Ю. Сибуриной.
М.: независимая фирма «Класс», 2001 - 384с. - (Библиотека психологии и
психотерапии вып. 89)
40. МакМаллин Р. Практикум по когнитивной терапии: Пер. с англ. Т. Саушкиной. — СПб.: Речь, 2001. 560 с.7
41. Никитина И. В Холмогорова А. Б. Социальная тревожность: содержание понятия и основные направления изучения. Часть 2. // Социальная и клиническая психиатрия. 2010. Том 21 № 1с. 60 - 67
42. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие. - СПб.:Речь, 2004. С. 392
43. Прохоров А.О. Саморегуляция психических состояний: феноменология, механизмы, закономерности. Издательство: ПЕРСЭ, 2005. С. 350
44. Первин Л., О. Джон Психология личности: теория и исследования / пер. с англ. М.С. Жамкочьян под ред. В.С. Магуна - М.: Аспект Пресс, 2001. 459 - 460с.
45. Проблема суицида: клинико - психологический ракурс Соколова Е.Т.,. Сотникова Ю.А. Проблема суицида: клинико - психологический ракурс // Вопросы психологии. 2006 № 2. 103 - 115 с.
46. Рубинштейн Л.С. Основы общей психологии. СПБ.: Питер, 2008. 713 с.
47. Спилбергер Ч. Концептуальные методологические проблемы исследования тревоги // Тревога и тревожность: под ред. В.М. Астапова. - СПб.: Питер, 2001. 88 - 103 с.
48. Сагалакова О.А., Труевцев Д.В. Психология социального тревожного расстройства. - Томск: Изд - во Том. ун - та, 2014. - 248с.
49. Сагалакова О. А. Социальная фобия и социальная тревога: моделирование смыслового пространства устойчивых алгоритмов реагирования на жизненные ситуации // Материалы XXXI научной конференции студентов, магистрантов, аспирантов и учащихся лицейных классов / под ред. Н.Н. Михойлова. - Барнаул: Изд - во Алт. ун - та, 2004. 243 -245 с.
50. Сагалакова О.А., Треевцев Д.В. Социальные страхи и социофобии. - Томск: Издательство Том. ун - та, 2007. - 210 с.
51. Сагалакова О. А., Стоянова И.Я. Когнитивно - перцептивная избирательность и регуляция социальной тревоги в ситуациях оценивания // Известия Алт. гос - го ун - та 2015, 3/1 (87). 75 - 80 с.
52. Сагалакова О.А., Труевцев Д.В., Сагалаков А.М. Психологические
механизмы антивитальной настроенности личности // Universum: Психология и образование : электрон. научн. журн. 2014. № 10(9) URL:
http: //7universum.com/en/psy/archive/item/1637
53. Стоянова И.А., Шухлова Ю.А., Сагалакова О.А., Труевцев Д.В. Терехина
О.В., Чеконова М.О. Личностные факторы риска парасуицидальности
(антивитальности) и снижения психологической безопасности студентов в
образовательной среде //Сибирский вестник психиатрии и наркологии. 2015. № 4(89). С. 112-116.
54. Сагалакова О.А., Труевцев Д.В., Когнитивно - бихевиоральная терапия социофобии и тревожно - депрессивных расстройств. - Томск: Издательство Том. ун - та, 2009. - 206 с.
55. Сагалакова О.А., Труевцев Д.В. Сагалаков А.М. Целевая регуляция деятельности антивитальной настроенности в контексте дтсфункциональных схем и сформированности компенсаторных механизмов личности // Тюменский мед журнал Т.16 2014 №3. 21-27 с.
56. Сагалакова О.А., Труевцев Д.В. «Синдром страуса»: избегание или преодоление субъективно опасных ситуаций. (Руководство по самопомощи в совладании с проявлениями тревоги.), 2013. - 213 с.
57. Тихоненко В.А. Классификация суицидальных проявлений // Актуальные проблемы суицидологи. Труды Московского НИИ психиатрии МЗ РФ. М., 1978.
58. Тревога и неврозы / Пер. с англ. В.М. Астапов, Ю.М. Кузнецова / Под ред. В.М. Астапова — М.: ПЕР СЭ, 2008. — 142 с.
59. Федоров А.П. Когнитивно - поведенческая психотерапия. - СПб: Питер, 2002. - 352 с. - (Серия «Крадкое руководство»).
60. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности: основные положения, исследования и применение. - СПб.: Питер Пресс, 1997 - (серия мастер психологии)
61. Холмогорова А.Б. Работа с убеждениями: основные принципы (по А. Беку). Московский психотерапевтический журнал, 2001, № 4. С. 92 - 109
62. Шульц Д. П., Шульц С.Э. История современной психологии / пер. с англ. А.В. Говорунов, В.И. Кузин, Л.Л. Царук / под ред. А.Д. Наследова. - СПб.: Изд - во «Евразия», 2002. 420 - 421 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ