Использование способов моделирования на уроках математики в начальной школе
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРИЕМЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 6
1.1. Определение понятий: «моделирование», «модель» 6
1.2. Использование приёма моделирования в младшем школьном
возрасте 14
1.3. Использование приёма моделирования на уроках математики в
начальной школе 22
Выводы по первой главе 27
ГЛАВА II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МОДЕЛИРОВАНИЯ В РЕШЕНИИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 29
2.1. Цели, задачи и организация экспериментальной работы 29
2.2. Формирование действий моделирования на уроках математики в
процессе решения
задач 40
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы 46
Выводы по второй главе 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛАВА 1. ПРИЕМЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 6
1.1. Определение понятий: «моделирование», «модель» 6
1.2. Использование приёма моделирования в младшем школьном
возрасте 14
1.3. Использование приёма моделирования на уроках математики в
начальной школе 22
Выводы по первой главе 27
ГЛАВА II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МОДЕЛИРОВАНИЯ В РЕШЕНИИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 29
2.1. Цели, задачи и организация экспериментальной работы 29
2.2. Формирование действий моделирования на уроках математики в
процессе решения
задач 40
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы 46
Выводы по второй главе 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
В последние годы школа переживает глубокие преобразования, связанные с изменением всех сфер общественной жизни страны. Общество предъявляет новые требования к образованию в плане формирования личности, готовой к действию, способной подходить к решению задач с позиции личной сопричастности. Модернизация школы предполагает решение ряда системных задач. Это задача достижение нового, современного качества образования. В общегосударственном плане новое качество образования - это его соответствие современным жизненным потребностям развития страны. Это формирование новой системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции, что и определяет современное качество содержания образования.
Основная идея в организации обучения при выполнении математических заданий состоит в том, чтобы младший школьник не просто усваивал готовые знания, изложенные учителем, а «открывал» новые знания в процессе своей собственной деятельности. Должен быть деятельностный подход, т.е. «обучение, обеспечивающее включение детей в учебнопознавательную деятельность».
Проблема по формированию обобщенного умения выполнять математические задания младших школьников приобретает все большее значение. Это можно объяснить. Прежде всего, активным развитием общества и науки. Понимая это можно представить себе, с какими проблемами сталкивается младший школьник, окунувшись в реальный мир.
Поэтому моделирование в обучении младших школьников умению выполнять различные математические задания всегда вызывала интерес, как в педагогике, так и в психологии. Именно оно многими рассматривается как одно из важнейших, которыми должны владеть младшие школьники в
начальной школе. Это связано с необходимостью повышения теоретического уровня знаний, формируемых на разных этапах обучения.
Моделирование в данной работе рассматривается не только как способ формирования обобщенного умения решать задачи, но и как одна из целей обучения.
Цели исследования - организовать работу по использованию приёмов моделирования на уроках математике в начальной школе.
Объектом исследования является процесс использования приёмов моделирования на уроках математике в начальной школе.
Предметом исследования является использование приёмов моделирования в выполнении заданий на уроках математике в начальной школе.
Гипотеза исследования: работа учителя по формированию обобщённого умения выполнять математические задания будет эффективна, если использовать различные приёмы моделирования в математических заданиях.
В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой были определенны следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Изучить особенности в выполнении математических заданий с использованием приёмов моделирования.
3. Провести экспериментальную работу по формированию у младших школьников обобщенного умения выполнять математические задания, используя приемы моделирования.
Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования.
2. Наблюдение.
3. Педагогический эксперимент.
Практическая значимость состоит в том, что предлагаемые учебные задания и комплекс методических приемов позволяют организовать целенаправленную работу по формированию использования у младших школьников приемов моделирования в процессе обучения выполнения математических заданий. Полученные результаты могут стать основой при составлении пособий для учащихся и учителей.
Этапы экспериментальной работы: констатирующий, формирующий, контрольный.
База исследования: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №132 с углублённым изучением иностранных языков» Ново-Савиновского района города Казани.
Основная идея в организации обучения при выполнении математических заданий состоит в том, чтобы младший школьник не просто усваивал готовые знания, изложенные учителем, а «открывал» новые знания в процессе своей собственной деятельности. Должен быть деятельностный подход, т.е. «обучение, обеспечивающее включение детей в учебнопознавательную деятельность».
Проблема по формированию обобщенного умения выполнять математические задания младших школьников приобретает все большее значение. Это можно объяснить. Прежде всего, активным развитием общества и науки. Понимая это можно представить себе, с какими проблемами сталкивается младший школьник, окунувшись в реальный мир.
Поэтому моделирование в обучении младших школьников умению выполнять различные математические задания всегда вызывала интерес, как в педагогике, так и в психологии. Именно оно многими рассматривается как одно из важнейших, которыми должны владеть младшие школьники в
начальной школе. Это связано с необходимостью повышения теоретического уровня знаний, формируемых на разных этапах обучения.
Моделирование в данной работе рассматривается не только как способ формирования обобщенного умения решать задачи, но и как одна из целей обучения.
Цели исследования - организовать работу по использованию приёмов моделирования на уроках математике в начальной школе.
Объектом исследования является процесс использования приёмов моделирования на уроках математике в начальной школе.
Предметом исследования является использование приёмов моделирования в выполнении заданий на уроках математике в начальной школе.
Гипотеза исследования: работа учителя по формированию обобщённого умения выполнять математические задания будет эффективна, если использовать различные приёмы моделирования в математических заданиях.
В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой были определенны следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Изучить особенности в выполнении математических заданий с использованием приёмов моделирования.
3. Провести экспериментальную работу по формированию у младших школьников обобщенного умения выполнять математические задания, используя приемы моделирования.
Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования.
2. Наблюдение.
3. Педагогический эксперимент.
Практическая значимость состоит в том, что предлагаемые учебные задания и комплекс методических приемов позволяют организовать целенаправленную работу по формированию использования у младших школьников приемов моделирования в процессе обучения выполнения математических заданий. Полученные результаты могут стать основой при составлении пособий для учащихся и учителей.
Этапы экспериментальной работы: констатирующий, формирующий, контрольный.
База исследования: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №132 с углублённым изучением иностранных языков» Ново-Савиновского района города Казани.
Умение решать задачи является одним из основных показателей уровня математического развития, глубины усвоения учебного материала. Решение задач необходимо рассматривать не только как средство формирования математических знаний, но и как цель обучения и как средство развития общеучебного умения рассуждать.
Основная идея в организации обучения при решении математических текстовых задач состоит в том, чтобы младший школьник не просто усваивал готовые знания, изложенные учителем, а «открывал» новые знания в процессе своей собственной деятельности. Должен быть деятельностный подход, т.е. «обучение, обеспечивающее включение детей в учебнопознавательную деятельность.
В теоретической части исследования рассмотрены следующие важные моменты: структура понятия модели, моделирование, приемы моделирования.
Экспериментальная работа по формированию уровня обобщенного умения решать арифметические задачи, используя приемы моделирования, у младших школьников на уроках математики ориентирована на конкретную цель обучения, развитие общеучебного умения рассуждать.
Проведенное исследование показало общую практическую значимость, которая заключается в том, что обобщенное умение решать арифметические задачи у младших школьников на уроках математики проходит более успешно при использовании в обучении средств моделирования.
Сравнительный анализ уровня изучения уровня сформированности обобщенного умения решать арифметические задачи младших школьников в экспериментальной и контрольной группах показал следующие результаты:
- 8 человек - 40% в (ЭГ) и 6 человек - 30% в (КГ) имеют высокий уровень сформированности умения решать арифметические задачи;
- 9 человек - 45% в (ЭГ) и 8 человек -40% в (КГ) имеют средний уровень сформированности умения решать арифметические задачи;
- 3 человека - 15% в (ЭГ) и 6 человек - 30% в (КГ) имеют низкий уровень сформированности умения решать арифметические задачи.
Таким образом, уровень по контрольному срезу в (ЭГ) по сравнению с констатирующим экспериментом увеличился на 70%, в ( КГ) на 30%.
Результаты теоретико-экспериментального исследования
подтверждают гипотезу и позволяют сделать следующие выводы:
Проблема обобщенного умения решать арифметические задачи младших школьников на уроках математики находится в ряду важнейших педагогических проблем, требующих серьезного изучения и решения.
Таким образом, систематическое использование у младших школьников определенных условий организации учебной деятельности, моделирование может выступать в качестве средства формирования обобщенного умения решать арифметические задачи.
Основная идея в организации обучения при решении математических текстовых задач состоит в том, чтобы младший школьник не просто усваивал готовые знания, изложенные учителем, а «открывал» новые знания в процессе своей собственной деятельности. Должен быть деятельностный подход, т.е. «обучение, обеспечивающее включение детей в учебнопознавательную деятельность.
В теоретической части исследования рассмотрены следующие важные моменты: структура понятия модели, моделирование, приемы моделирования.
Экспериментальная работа по формированию уровня обобщенного умения решать арифметические задачи, используя приемы моделирования, у младших школьников на уроках математики ориентирована на конкретную цель обучения, развитие общеучебного умения рассуждать.
Проведенное исследование показало общую практическую значимость, которая заключается в том, что обобщенное умение решать арифметические задачи у младших школьников на уроках математики проходит более успешно при использовании в обучении средств моделирования.
Сравнительный анализ уровня изучения уровня сформированности обобщенного умения решать арифметические задачи младших школьников в экспериментальной и контрольной группах показал следующие результаты:
- 8 человек - 40% в (ЭГ) и 6 человек - 30% в (КГ) имеют высокий уровень сформированности умения решать арифметические задачи;
- 9 человек - 45% в (ЭГ) и 8 человек -40% в (КГ) имеют средний уровень сформированности умения решать арифметические задачи;
- 3 человека - 15% в (ЭГ) и 6 человек - 30% в (КГ) имеют низкий уровень сформированности умения решать арифметические задачи.
Таким образом, уровень по контрольному срезу в (ЭГ) по сравнению с констатирующим экспериментом увеличился на 70%, в ( КГ) на 30%.
Результаты теоретико-экспериментального исследования
подтверждают гипотезу и позволяют сделать следующие выводы:
Проблема обобщенного умения решать арифметические задачи младших школьников на уроках математики находится в ряду важнейших педагогических проблем, требующих серьезного изучения и решения.
Таким образом, систематическое использование у младших школьников определенных условий организации учебной деятельности, моделирование может выступать в качестве средства формирования обобщенного умения решать арифметические задачи.
Подобные работы
- Методика использования тестовых заданий при проведении урока математики в начальной школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СТАРИННЫХ ЗАДАЧ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Формирование универсальных учебных действий у младших школьников посредством моделирования
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2020 - Условия обучения младших школьников моделированию в процессе решения арифметических задач
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2017 - НЕСТАНДАРТНЫЕ ЗАДАЧИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2020 - МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4395 р. Год сдачи: 2020 - Развитие когнитивных способностей детей младшего школьного возраста на уроках математики
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2020 - Средства формирования универсального учебного действия моделирования у обучающихся второго класса на уроках математики в условиях развивающего обучения
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ОСНОВАМ
ГЕОМЕТРИИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2017



