Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Использование способов моделирования на уроках математики в начальной школе

Работа №61166

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

математика

Объем работы60
Год сдачи2016
Стоимость4760 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
475
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРИЕМЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 6
1.1. Определение понятий: «моделирование», «модель» 6
1.2. Использование приёма моделирования в младшем школьном
возрасте 14
1.3. Использование приёма моделирования на уроках математики в
начальной школе 22
Выводы по первой главе 27
ГЛАВА II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МОДЕЛИРОВАНИЯ В РЕШЕНИИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 29
2.1. Цели, задачи и организация экспериментальной работы 29
2.2. Формирование действий моделирования на уроках математики в
процессе решения
задач 40
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы 46
Выводы по второй главе 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


В последние годы школа переживает глубокие преобразования, связанные с изменением всех сфер общественной жизни страны. Общество предъявляет новые требования к образованию в плане формирования личности, готовой к действию, способной подходить к решению задач с позиции личной сопричастности. Модернизация школы предполагает решение ряда системных задач. Это задача достижение нового, современного качества образования. В общегосударственном плане новое качество образования - это его соответствие современным жизненным потребностям развития страны. Это формирование новой системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции, что и определяет современное качество содержания образования.
Основная идея в организации обучения при выполнении математических заданий состоит в том, чтобы младший школьник не просто усваивал готовые знания, изложенные учителем, а «открывал» новые знания в процессе своей собственной деятельности. Должен быть деятельностный подход, т.е. «обучение, обеспечивающее включение детей в учебнопознавательную деятельность».
Проблема по формированию обобщенного умения выполнять математические задания младших школьников приобретает все большее значение. Это можно объяснить. Прежде всего, активным развитием общества и науки. Понимая это можно представить себе, с какими проблемами сталкивается младший школьник, окунувшись в реальный мир.
Поэтому моделирование в обучении младших школьников умению выполнять различные математические задания всегда вызывала интерес, как в педагогике, так и в психологии. Именно оно многими рассматривается как одно из важнейших, которыми должны владеть младшие школьники в
начальной школе. Это связано с необходимостью повышения теоретического уровня знаний, формируемых на разных этапах обучения.
Моделирование в данной работе рассматривается не только как способ формирования обобщенного умения решать задачи, но и как одна из целей обучения.
Цели исследования - организовать работу по использованию приёмов моделирования на уроках математике в начальной школе.
Объектом исследования является процесс использования приёмов моделирования на уроках математике в начальной школе.
Предметом исследования является использование приёмов моделирования в выполнении заданий на уроках математике в начальной школе.
Гипотеза исследования: работа учителя по формированию обобщённого умения выполнять математические задания будет эффективна, если использовать различные приёмы моделирования в математических заданиях.
В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой были определенны следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Изучить особенности в выполнении математических заданий с использованием приёмов моделирования.
3. Провести экспериментальную работу по формированию у младших школьников обобщенного умения выполнять математические задания, используя приемы моделирования.
Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования.
2. Наблюдение.
3. Педагогический эксперимент.
Практическая значимость состоит в том, что предлагаемые учебные задания и комплекс методических приемов позволяют организовать целенаправленную работу по формированию использования у младших школьников приемов моделирования в процессе обучения выполнения математических заданий. Полученные результаты могут стать основой при составлении пособий для учащихся и учителей.
Этапы экспериментальной работы: констатирующий, формирующий, контрольный.
База исследования: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №132 с углублённым изучением иностранных языков» Ново-Савиновского района города Казани.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Умение решать задачи является одним из основных показателей уровня математического развития, глубины усвоения учебного материала. Решение задач необходимо рассматривать не только как средство формирования математических знаний, но и как цель обучения и как средство развития общеучебного умения рассуждать.
Основная идея в организации обучения при решении математических текстовых задач состоит в том, чтобы младший школьник не просто усваивал готовые знания, изложенные учителем, а «открывал» новые знания в процессе своей собственной деятельности. Должен быть деятельностный подход, т.е. «обучение, обеспечивающее включение детей в учебнопознавательную деятельность.
В теоретической части исследования рассмотрены следующие важные моменты: структура понятия модели, моделирование, приемы моделирования.
Экспериментальная работа по формированию уровня обобщенного умения решать арифметические задачи, используя приемы моделирования, у младших школьников на уроках математики ориентирована на конкретную цель обучения, развитие общеучебного умения рассуждать.
Проведенное исследование показало общую практическую значимость, которая заключается в том, что обобщенное умение решать арифметические задачи у младших школьников на уроках математики проходит более успешно при использовании в обучении средств моделирования.
Сравнительный анализ уровня изучения уровня сформированности обобщенного умения решать арифметические задачи младших школьников в экспериментальной и контрольной группах показал следующие результаты:
- 8 человек - 40% в (ЭГ) и 6 человек - 30% в (КГ) имеют высокий уровень сформированности умения решать арифметические задачи;
- 9 человек - 45% в (ЭГ) и 8 человек -40% в (КГ) имеют средний уровень сформированности умения решать арифметические задачи;
- 3 человека - 15% в (ЭГ) и 6 человек - 30% в (КГ) имеют низкий уровень сформированности умения решать арифметические задачи.
Таким образом, уровень по контрольному срезу в (ЭГ) по сравнению с констатирующим экспериментом увеличился на 70%, в ( КГ) на 30%.
Результаты теоретико-экспериментального исследования
подтверждают гипотезу и позволяют сделать следующие выводы:
Проблема обобщенного умения решать арифметические задачи младших школьников на уроках математики находится в ряду важнейших педагогических проблем, требующих серьезного изучения и решения.
Таким образом, систематическое использование у младших школьников определенных условий организации учебной деятельности, моделирование может выступать в качестве средства формирования обобщенного умения решать арифметические задачи.



Белошистая,А.В. Преемственность в математическом образовании дошкольника и младшего школьника /А.В.Белошистая //Начальная школа. - 2003. - №4. - С.68-72
Г альперин П.Я. О методе формирования умственных действий. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии М.: 1981. - 319 с.
Гнеденко Б.В. Формирование мировоззрения учащихся в процессе обучения математике. - М.: «Просвещение», 1982. - 144 с. - (Библиотека учителя математики).
Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения / В.В.Давыдов. - Томск: Пеленг, 1986. С.63
Давидов В.В. Содержание и структура учебной деятельности школьников // Формирование учебной деятельности школьников / В.В.Давыдов. - М.: Педагогика, 1982. - С.18
Демидова, А. Н. Теория и практика решения текстовых задач [Текст] / А. Н. Демидова, И. К. Тонких/ Просвещение 2003. - с 214
Епишева, О. Б. Общая методика преподавания математики в средней школе. Курс лекций [Текст]: учеб. пособие для студентов физ.-мат. спец. пед. ин-тов / О. Б. Епишева. - Тобольск: Изд. ТГПИ им. Д. И. Менделеева, 1999. - 132с. Зайцев В.В. Математика для младших школьников. Методическое пособие для учителей и родителей. - М.: «Владос», 1999
Имранов, Б. Никогда не забывайте о наглядности [Текст] / Б. Имранов // Математика в школе. - 2001. - № 2. - С. 49-51.
Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах. Уч.пособие. - М.: «ACADEMA»
Ительсон Л.Б. Лекции по современным проблемам психологии обучения / Л.Б.Ительсон. - Владимир, 1972. - С.261
Лавриненко Т.А. Как научить детей решать задачи. - Саратов: «Лицей», 2000 Петрова, Е. С. Теория и методика обучения математике [Текст]: учеб.-метод. пособие для студ. мат. спец. В 3 ч. Ч. 1. Общая методика / Е. С. Петрова. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2004. - 84 с.
Подласый И.П. Педагогика. - М.: Владос, 1999. - Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. - 576 с.
Резник, Н. А. Развитие визуального мышления на уроках математики [Текст] / Н. А. Резник, М. И. Башмаков // Математика в школе. - 1991. - № 1 - С. 4-9. Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием / А.А. Смоленцева. - М.: Просвещение, 1993.
Стойлова Л.П. Математика: учебник для студентов высших пед.заведений / Л.П.Стойлова. - М.: академия, 1999. - с.107
Талызина Н.Ф. педагогическая психология: учеб.пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / Н.Ф.Талызина. - М.: Академия, 1998.
ТонкихА.П. Логические игры и задачи на уроках математики / А.П.Тонких, Т.П.Кравцова, Е.А.Лысенко, Д.А.Стогова, С.В.Голощапова. - Ярославль: Академия развития, 1997.
Узорова О.В. Сборник задач и примеров по математике для начальной школы/ О.В.Узорова, Е.А.Нефедова. - М.: Просвещение, 1977.
Целищева И.И. Решение составных задач на уроках математики / И.И.Целищев, С.А.Зайцева. - М.: Чистые пруды, 2006. - с.27 Чутчева Е.Б. Занимательные задачи по математике для младших школьников / Е.Б.Чутчева. - М.: ВЛАДОС, 1996.
Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: учеб.пособие / В.Д.Шадриков. - М.: Логос, 1996. - с.446.
Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды: Проблемы возрастной и педагогической психологии. /Ред. Фельдштейн Д.И. - М.: Академия, 1995. - 281 с.
Эрдниев П.М., Эрдниев Б.П. Теория и методика обучения математике в начальной школе. - М.: «Педагогика», 1988. - с. 208
Якиманская И.С. Развивающее обучение / И.С. Якиманская. - М.: Педагогика, 1997. - с.70.
Книга с несколькими авторами
Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Методика преподавания математики в начальных классах. - М.: "Просвещение", 1984
Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. - М.: ТЦ Сфера, 2003.
Моршнева Л.Г., Альхова З.И. Дидактический материал по математике. - Саратов: «Лицей», 1999 г.
Из сборника
Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собр. соч.: В 6 т. М., 1983.
Из журнала
Журнал «Начальная школа» 1981-1998 гг.
Из словаря
Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М.: Издательский центр «Академия», 2005.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ