ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРИЕМЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 6
1.1. Определение понятий: «моделирование», «модель» 6
1.2. Использование приёма моделирования в младшем школьном
возрасте 14
1.3. Использование приёма моделирования на уроках математики в
начальной школе 22
Выводы по первой главе 27
ГЛАВА II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МОДЕЛИРОВАНИЯ В РЕШЕНИИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 29
2.1. Цели, задачи и организация экспериментальной работы 29
2.2. Формирование действий моделирования на уроках математики в
процессе решения
задач 40
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы 46
Выводы по второй главе 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
В последние годы школа переживает глубокие преобразования, связанные с изменением всех сфер общественной жизни страны. Общество предъявляет новые требования к образованию в плане формирования личности, готовой к действию, способной подходить к решению задач с позиции личной сопричастности. Модернизация школы предполагает решение ряда системных задач. Это задача достижение нового, современного качества образования. В общегосударственном плане новое качество образования - это его соответствие современным жизненным потребностям развития страны. Это формирование новой системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции, что и определяет современное качество содержания образования.
Основная идея в организации обучения при выполнении математических заданий состоит в том, чтобы младший школьник не просто усваивал готовые знания, изложенные учителем, а «открывал» новые знания в процессе своей собственной деятельности. Должен быть деятельностный подход, т.е. «обучение, обеспечивающее включение детей в учебнопознавательную деятельность».
Проблема по формированию обобщенного умения выполнять математические задания младших школьников приобретает все большее значение. Это можно объяснить. Прежде всего, активным развитием общества и науки. Понимая это можно представить себе, с какими проблемами сталкивается младший школьник, окунувшись в реальный мир.
Поэтому моделирование в обучении младших школьников умению выполнять различные математические задания всегда вызывала интерес, как в педагогике, так и в психологии. Именно оно многими рассматривается как одно из важнейших, которыми должны владеть младшие школьники в
начальной школе. Это связано с необходимостью повышения теоретического уровня знаний, формируемых на разных этапах обучения.
Моделирование в данной работе рассматривается не только как способ формирования обобщенного умения решать задачи, но и как одна из целей обучения.
Цели исследования - организовать работу по использованию приёмов моделирования на уроках математике в начальной школе.
Объектом исследования является процесс использования приёмов моделирования на уроках математике в начальной школе.
Предметом исследования является использование приёмов моделирования в выполнении заданий на уроках математике в начальной школе.
Гипотеза исследования: работа учителя по формированию обобщённого умения выполнять математические задания будет эффективна, если использовать различные приёмы моделирования в математических заданиях.
В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой были определенны следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Изучить особенности в выполнении математических заданий с использованием приёмов моделирования.
3. Провести экспериментальную работу по формированию у младших школьников обобщенного умения выполнять математические задания, используя приемы моделирования.
Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования.
2. Наблюдение.
3. Педагогический эксперимент.
Практическая значимость состоит в том, что предлагаемые учебные задания и комплекс методических приемов позволяют организовать целенаправленную работу по формированию использования у младших школьников приемов моделирования в процессе обучения выполнения математических заданий. Полученные результаты могут стать основой при составлении пособий для учащихся и учителей.
Этапы экспериментальной работы: констатирующий, формирующий, контрольный.
База исследования: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №132 с углублённым изучением иностранных языков» Ново-Савиновского района города Казани.
Умение решать задачи является одним из основных показателей уровня математического развития, глубины усвоения учебного материала. Решение задач необходимо рассматривать не только как средство формирования математических знаний, но и как цель обучения и как средство развития общеучебного умения рассуждать.
Основная идея в организации обучения при решении математических текстовых задач состоит в том, чтобы младший школьник не просто усваивал готовые знания, изложенные учителем, а «открывал» новые знания в процессе своей собственной деятельности. Должен быть деятельностный подход, т.е. «обучение, обеспечивающее включение детей в учебнопознавательную деятельность.
В теоретической части исследования рассмотрены следующие важные моменты: структура понятия модели, моделирование, приемы моделирования.
Экспериментальная работа по формированию уровня обобщенного умения решать арифметические задачи, используя приемы моделирования, у младших школьников на уроках математики ориентирована на конкретную цель обучения, развитие общеучебного умения рассуждать.
Проведенное исследование показало общую практическую значимость, которая заключается в том, что обобщенное умение решать арифметические задачи у младших школьников на уроках математики проходит более успешно при использовании в обучении средств моделирования.
Сравнительный анализ уровня изучения уровня сформированности обобщенного умения решать арифметические задачи младших школьников в экспериментальной и контрольной группах показал следующие результаты:
- 8 человек - 40% в (ЭГ) и 6 человек - 30% в (КГ) имеют высокий уровень сформированности умения решать арифметические задачи;
- 9 человек - 45% в (ЭГ) и 8 человек -40% в (КГ) имеют средний уровень сформированности умения решать арифметические задачи;
- 3 человека - 15% в (ЭГ) и 6 человек - 30% в (КГ) имеют низкий уровень сформированности умения решать арифметические задачи.
Таким образом, уровень по контрольному срезу в (ЭГ) по сравнению с констатирующим экспериментом увеличился на 70%, в ( КГ) на 30%.
Результаты теоретико-экспериментального исследования
подтверждают гипотезу и позволяют сделать следующие выводы:
Проблема обобщенного умения решать арифметические задачи младших школьников на уроках математики находится в ряду важнейших педагогических проблем, требующих серьезного изучения и решения.
Таким образом, систематическое использование у младших школьников определенных условий организации учебной деятельности, моделирование может выступать в качестве средства формирования обобщенного умения решать арифметические задачи.
Белошистая,А.В. Преемственность в математическом образовании дошкольника и младшего школьника /А.В.Белошистая //Начальная школа. - 2003. - №4. - С.68-72
Г альперин П.Я. О методе формирования умственных действий. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии М.: 1981. - 319 с.
Гнеденко Б.В. Формирование мировоззрения учащихся в процессе обучения математике. - М.: «Просвещение», 1982. - 144 с. - (Библиотека учителя математики).
Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения / В.В.Давыдов. - Томск: Пеленг, 1986. С.63
Давидов В.В. Содержание и структура учебной деятельности школьников // Формирование учебной деятельности школьников / В.В.Давыдов. - М.: Педагогика, 1982. - С.18
Демидова, А. Н. Теория и практика решения текстовых задач [Текст] / А. Н. Демидова, И. К. Тонких/ Просвещение 2003. - с 214
Епишева, О. Б. Общая методика преподавания математики в средней школе. Курс лекций [Текст]: учеб. пособие для студентов физ.-мат. спец. пед. ин-тов / О. Б. Епишева. - Тобольск: Изд. ТГПИ им. Д. И. Менделеева, 1999. - 132с. Зайцев В.В. Математика для младших школьников. Методическое пособие для учителей и родителей. - М.: «Владос», 1999
Имранов, Б. Никогда не забывайте о наглядности [Текст] / Б. Имранов // Математика в школе. - 2001. - № 2. - С. 49-51.
Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах. Уч.пособие. - М.: «ACADEMA»
Ительсон Л.Б. Лекции по современным проблемам психологии обучения / Л.Б.Ительсон. - Владимир, 1972. - С.261
Лавриненко Т.А. Как научить детей решать задачи. - Саратов: «Лицей», 2000 Петрова, Е. С. Теория и методика обучения математике [Текст]: учеб.-метод. пособие для студ. мат. спец. В 3 ч. Ч. 1. Общая методика / Е. С. Петрова. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2004. - 84 с.
Подласый И.П. Педагогика. - М.: Владос, 1999. - Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. - 576 с.
Резник, Н. А. Развитие визуального мышления на уроках математики [Текст] / Н. А. Резник, М. И. Башмаков // Математика в школе. - 1991. - № 1 - С. 4-9. Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием / А.А. Смоленцева. - М.: Просвещение, 1993.
Стойлова Л.П. Математика: учебник для студентов высших пед.заведений / Л.П.Стойлова. - М.: академия, 1999. - с.107
Талызина Н.Ф. педагогическая психология: учеб.пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / Н.Ф.Талызина. - М.: Академия, 1998.
ТонкихА.П. Логические игры и задачи на уроках математики / А.П.Тонких, Т.П.Кравцова, Е.А.Лысенко, Д.А.Стогова, С.В.Голощапова. - Ярославль: Академия развития, 1997.
Узорова О.В. Сборник задач и примеров по математике для начальной школы/ О.В.Узорова, Е.А.Нефедова. - М.: Просвещение, 1977.
Целищева И.И. Решение составных задач на уроках математики / И.И.Целищев, С.А.Зайцева. - М.: Чистые пруды, 2006. - с.27 Чутчева Е.Б. Занимательные задачи по математике для младших школьников / Е.Б.Чутчева. - М.: ВЛАДОС, 1996.
Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: учеб.пособие / В.Д.Шадриков. - М.: Логос, 1996. - с.446.
Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды: Проблемы возрастной и педагогической психологии. /Ред. Фельдштейн Д.И. - М.: Академия, 1995. - 281 с.
Эрдниев П.М., Эрдниев Б.П. Теория и методика обучения математике в начальной школе. - М.: «Педагогика», 1988. - с. 208
Якиманская И.С. Развивающее обучение / И.С. Якиманская. - М.: Педагогика, 1997. - с.70.
Книга с несколькими авторами
Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Методика преподавания математики в начальных классах. - М.: "Просвещение", 1984
Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. - М.: ТЦ Сфера, 2003.
Моршнева Л.Г., Альхова З.И. Дидактический материал по математике. - Саратов: «Лицей», 1999 г.
Из сборника
Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собр. соч.: В 6 т. М., 1983.
Из журнала
Журнал «Начальная школа» 1981-1998 гг.
Из словаря
Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М.: Издательский центр «Академия», 2005.