Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие когнитивных способностей детей младшего школьного возраста на уроках математики

Работа №93056

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы78
Год сдачи2020
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
121
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОГНИТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМА­ТИКИ 9
1.1 Понятие «когнитивные способности» в психолого-педагогической
литературе 9
1.2 Особенности развития когнитивных способностей детей младшего
школьного возраста 13
1.3 Содержание когнитивно-визуального подхода на уроках математики
в начальной школе 19
1.4 Модель развития когнитивных способностей детей младшего школь­ного возраста на уроках математики 26
Вывод по первой главе 30
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ КО­
ГНИТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 32
2.1 Изучение начального уровня развития когнитивных способностей
детей младшего школьного возраста 32
2.2 Реализация модели развития когнитивных способностей обучаю­щихся на уроках математики в начальной школе 39
2.3 Анализ эффективности проведенной работы 48
Вывод по второй главе 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 62

Актуальность исследования. В своей жизни человек постоянно стал­кивается с проблемами. Решить эти проблемы, возможно лишь осуществляя поиск необходимой информации. Поиск информации и познание окружающе­го мира происходит благодаря когнитивным способностям человека. Когни­тивные способности - это способности приобретения, хранения, и прорабаты­вания информации.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования прописаны требования к обеспечению условий для инди­видуального развития обучающихся, требования к воспитанию и развитию ка­честв личности, которые отвечают требованиям информационного общества. Основу стандарта составляет системно-деятельностный подход, предполага­ющий ориентацию на результаты образования как системообразующий ком­понент, в котором развитие личности учеников на основе познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования [47].
Когнитивные способности человека - способности личности, составля­ющие основу для продуктивной жизни человека. По мнению В.Н. Дружинина, В.А. Масленникова, Н.А. Сырниковой [17], [26] [43], уровень развития когни­тивных способностей оказывает влияние на дальнейшие достижения и успех человека в жизни.
Развитие личности является актуальной социальной психолого­педагогической проблемой. Формирование личности, которая стремится к по­знанию мира и самого себя, невозможно без целенаправленной работы по раз­витию когнитивных способностей (внимания, памяти, мышления, восприятия).
Вопрос развития когнитивных способностей обсуждается в работах уче­ных-математиков и представителей психолого-педагогических наук. Б.Г. Ана­ньев, Н.Ф. Талызина, Г.И. Щукина [2], [45], [55], отмечают, что когнитивные способности, это познавательные процессы человека: внимание, память, мыш­ление, воображение. Данные процессы осуществляют получение, отбирание, 3
накапливание, переработку, создание, восстановление информации и транс­формация ее в знания и опыт.
В исследованиях Е.В. Муссалитиной, В.П. Озерова, Ю.А. Пашковой [33], [34], [36], отмечается, что развитие когнитивных способностей в началь­ной школе является сензитивным периодом. Сензитивный период - это опре­деленный период в жизни ребенка, в течение которого создаются оптималь­ные условия развития психологических качеств и видов деятельности [10].
Исследователи В.И. Арнольд, М.Б. Волович, Б.В. Гнеденко, А.Н. Колмо­горов, А.Г. Мордкович, В.Н. Осинская [3], [7], [12], [22], [30], [35], отмечают, что математическое образование значительно в процессе развития когнитив­ных способностей личности. Но в данных исследованиях не рассматриваются вопросы создания методического обеспечения развития когнитивных способ­ностей в начальной школе на основе использования математического матери­ала.
Особую значимость проблема приобретает в связи с недостаточным раз­витием когнитивных способностей у младших школьников при освоении предметных областей и недостаточным методическим обеспечением развития когнитивных способностях на уроках математики.
Исходя из актуальности исследования были выявлены следующие противоречия: на научно-теоретическом уровне: между уровнем изученности проблемы развития когнитивных способностей младших школьников в психо­логической литературе и недостаточным уровнем раскрытия теоретических основ развития когнитивных способностей у младших школьников в педаго­гической литературе; на научно-методическом уровне: между существованием методического обеспечения развития когнитивных способностей при освое­нии школьных предметов младшими школьниками и недостаточным уровнем методических разработок развития когнитивных способностей на уроках ма­тематики в начальной школе.
Актуальность диссертационного исследования обуславливается необхо­димостью разрешить выявленные противоречия. Так же актуальность позво- 4
ляет сформулировать проблему исследования: Как обеспечить развитие ко­гнитивных способностей на уроках математики в начальной школе?
Выявленные противоречия и проблема определили тему диссертацион­ного исследования: Развитие когнитивных способностей детей младшего школьного возраста на уроках математики.
Объект исследования - процесс развития когнитивных способностей младших школьников.
Предмет исследования: особенности развития когнитивных способно­стей младших школьников при изучении математики.
Цель: спроектировать модель развития когнитивных способностей у младших школьников на уроках математики и реализовать ее на практике.
Гипотеза исследования: процесс развития когнитивных способностей детей младшего школьного возраста при обучении математике будет резуль­тативнее, если:
1) обучение математике в начальной школе будет построено на осно­ве когнитивно-визуального подхода;
2) будет разработана и реализована на практике модель развития ко­гнитивных способностей младших школьников на уроках математики;
3) в процессе обучения математике младших школьников, будет ис­пользован комплекс визуализиованных задач, соединяющий абстрактно­логическое содержание учебного материала с наглядно-интуитивными мето­дами обучения.
В соответствии с проблемой объектом, предметом, целью определены следующие задачи:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы и выделить особенности развития когнитивных способностей у детей младшего школьно­го возраста.
2. Спроектировать модель развития когнитивных способностей младших школьников в процессе обучения математике.
3. Подобрать диагностический инструментарий по определению уровня развития когнитивных способностей на уроках математики в начальной шко­ле.
4. Разработать комплекс задач, обеспечивающих развитие когнитивных способностей у детей младшего школьного возраста и оценить его результа­тивность в опытно-поисковой деятельности.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют: ко­гнитивно-визуальный подход к обучению (В.А. Далингер), идеи развития ко­гнитивных способностей (В.Д. Шадрикова, Е.Л. Солдатовой, C.JI. Рубинштей­на, Н.И. Чуприковой), идеи методики обучения математике в начальной школе (написать несколько авторов учебников).
Для осуществления намеченной цели и решения задач на определенных этапах работы использованы следующие методы:
Теоретические: изучение и анализ литературы, анализ программ, норма­тивных документов, обобщение педагогического опыта.
Эмпирические: педагогические наблюдения, сравнение, изучение про­дуктивной деятельности детей, метод статистической обработки материала.
Экспериментальная база исследования. Экспериментальная работа была проведена на базе МБОУ ФГО «ООШ с. Кургановой.
Основные этапы. Исследование было проведено в несколько этапов. Первый этап (2018 - 2019 гг.) - установочный этап. На этом этапе изучили и проанализировали психолого-педагогическую и научно-методическую литера­туру в рамках обозначенной проблемы магистерской диссертации, проанали­зировали и оценили состояние проблемы в теории и практике на современном этапе. На установочном этапе получили результаты начального уровня разви­тия когнитивных способностей - констатирующий эксперимент.
Второй этап (2019 - 2020 гг.) - экспериментальный этап. На этом этапе по выявленным условиям, разработали комплекс дидактических мероприятий для развития когнитивных способностей у младших школьников; апробировали ди­агностический инструментарий в процессе обучения в начальной школе. На 6
экспериментальном этапе был проведен эксперимент, анализ и описание ре­зультатов данного исследования.
Третий этап (2020) - обобщающий этап. На этом этапе были проанали­зированы и обобщены результаты, подведены итоги экспериментальной рабо­ты, сделаны теоретические и практические выводы, оформлена диссертацион­ная работа.
Элементы научной новизны в работе:
1) уточнены содержательные связи между когнитивными способностями и визуализированными задачами;
2) теоретически обосновано влияние визуализированных задач на от­дельные компоненты когнитивных способностей.
Практическая значимость работы - комплекс визуализированных за­дач, которые могут быть полезны учителям начальных классов для развития когнитивных способностей обучающихся на уроках математики, подобран ди­агностический инструментарий.
Основные положения работы, выносимые на защиту:
1. Когнитивные способности - индивидуальные, психологические осо­бенности внимания, ощущения, восприятия, памяти, воображения, мышления, отличающие одного человека от другого и проявляющиеся в успешности по­знания окружающего мира.
2. Процесс реализации модели развития когнитивных способностей младшего школьного возраста в процессе обучения математике построен на основе когнитивно-визуального подхода к обучению. Данный подход обеспе­чивает развитие когнитивных способностей через использование наглядности на уроках математики в начальной школе.
3. Модель развития когнитивных способностей у детей младшего школьного возраста на уроках математики отражает единство целевых устано­вок, методологических подходов, технологических особенностей (методика развития когнитивных способностей построена на использовании в обучении визуализированных задач), мониторинга образовательной деятельности (кри­терии, показатели, уровневые характеристики развития когнитивных способ­ностей).
4. Методика развития когнитивных способностей у детей младшего школьного возраста на уроках математики содержит комплекс визуализиро­ванных задач 7 блоков, влияющих на развитие отдельных компонентов когни­тивных способностей.
Апробация и внедрение результатов исследования проводились во вре­мя опытно-поисковой работы, а так же путем публикаций основных положе­ний и результатов, которые были получены во время исследования. Апроба­ция научного материала проходила в процессе выступления на научно­практической конференции: «Реализация когнитивно-визуального подхода в обучении математике младших школьников» (VII Международная научно­практическая конференция, Екатеринбург, 2019 г. «Когнитивные исследова­ния в образовании), статья «Развитие когнитивных способностей младших школьников при обучении математике» (опубликована в журнале Педагогиче­ское образование в России, 2020, №2.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, который содержит 55 наименований. В тексте 9 рисунков, текст поясняют 7 таблиц. Общий объем диссертации 74 страницы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В рамках данной работы была поставлена цель исследования - спроек­тировать модель развития когнитивных способностей детей младшего школь­ного возраста на уроках математики и реализовать ее на практике. Для дости­жения поставленной цели были поэтапно реализованы все задачи исследова­ния.
Теоретический анализ литературы показал, что развитие когнитивных способностей можно рассматривать как один из значимых элементов обучения. В рамках данной работы мы придерживались определения, предложенного В.Д. Шадриковым - когнитивные способности - это индивидуально­психологические особенности процессов внимания, ощущения, восприятия, памяти, воображения, мышления, отличающие одного человека от другого и проявляющиеся в успешности познания окружающего мира.
Развитие когнитивных способностей в младшем школьном возрасте имеет ряд особенностей: у детей преобладает наглядно-образное мышление, восприятие, основанное на эмоциях, наглядно-образная память, концентрация внимания на ярком материале. Поэтому процесс обучения математике в начальной школе мы предлагаем строить на основе когнитивно-визуального подхода с использованием на уроках визуализированных задач.
Исследование было организовано в период с 01.10.2018 г. по 20.03.2020 г. База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учре­ждение Полевского городского округа «Основная общеобразовательная школа с. Кургановой, г. Полевской, с. Курганово, ул. Школьная, д. 8. В исследовании приняли участие 20 учеников 3 класса. В ходе исследования были подобраны следующие критерии развития когнитивных способностей обучающихся начальных классов: зрительная и слуховая память, внимание, мышление, вос­приятие, каждый из которых определяется на низком, среднем или высоком уровнях. Во время констатирующего этапа в классе преобладали низкий и средний уровни развития когнитивных способностей.
Данные результаты свидетельствуют о необходимости организации ра­боты по развитию когнитивных способностей на уроках математики в начальной. Нами был разработан комплекс визуализированных задач, состоя­щий из семи блоков, влияющий на развитие компонентов когнитивных спо­собностей. В учебниках по математике начальной школы используются задачи с визуализацией, но их не достаточно. Разработанный комплекс состоит из за­дач вида: «Посмотрите и найдите», «Серия», «Тренажер», «Правильный от­вет», «Тест», «Посмотрите и определите», «Докажите, глядя на рисунок, что...».
Визуализированная задача является основой когнитивно-визуального подхода к обучению математики в начальной школе. Главное назначение ви­зуализированной задачи - это создание визуального образа, способствующего решению данной задачи. Решая задачи, ученик проводит визуальный перевод, то есть устанавливает связи между рисунком, текстом и формулой, использует различные языки предъявления информации. Главный плюс визуализирован­ных задач - условие задачи формулируется короткой фразой, мысль выража­ется простым предложением, данные даются в виде прямых указаний, с со­блюдением последовательности. Данное условие удовлетворяет индивидуаль­ным возможностям учеников начальной школы.
Данные задачи разработаны по разным темам математического курса в начальной школе. Мы предлагаем на уроках использовать 1-2 задачи, в зави­симости от темы, плана урока.
Результатом проделанной работы стало развитие когнитивных способ­ностей у младших школьников, свидетельствует этому контрольный этап ис­следования, в котором преобладают средний и высокий уровни развития ко­гнитивных способностей. Из этого следует, что разработанная нами модель и комплекс визуализированных задач и их систематическое использование в процессе обучения способствовали развитию когнитивных способностей у де­тей младшего школьного возраста на уроках математики.
Таким образом, в процессе выполнения работы намеченная программа исследования была выполнена, поставленные задачи решены, цель исследова­ния достигнута. Поставленная гипотеза реализована.


1. Абраменко, А. И. Практикум по общей психологии / А.И. Абраменко, А.А. Алексеев. - Москва : Букинистическое издание, 1990. - 288с.
2. Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды: в 2 т. - Москва: Педагогика, 1980. - Т.1. - 230 с.
3. Арнольд, В. И. Что такое математика? / В. И. Арнольд - Москва: МЦНМО, 2017. - 108 с.
4. Башмаков, М. И. Информационная среда обучения / М. И. Баш-маков, С. Н. Поздняков, Н. А. Резник. - Санкт-Петербург: СВЕТ, 1997. - 400 с.
5. Безрукова, В. С. Основы духовной культуры : энцикл. словарь педа­
гога / В. С. Безрукова // Информационные технологии. - 2000.- URL: http://cult-lib.ru/doc/dictionary/spiritual-culture/index.htm (дата обращения
16.01.2019)
6. Вакульчик, В. С. Методические средства и приемы реализации ко­гнитивно-визуального подхода при обучении математике студентов техниче­ских специальностей / В. С. Вакульчик, А. П. Мателенок // Вестник Полоцкого государственного университета. - 2013. - №15. - С.40-47.
7. Волович, М. Б. Математика без перегрузок / М. Б. Волович. - Москва: Педагогика, 1991. - 144 с.
8. Воронина Л.В. Развитие визуального мышления в процессе обучения математике в начальной школе / Л.В. Воронина // Когнитивные исследования в образовании Сборник научных статей VII Международной научно­практической конференции ; под науч. ред. С.Л. Фоменко; под общей ред. Н.Е. Поповой. - Екатеринбург, 2019. - С. 29-33.
9. Воронина, Л. В. Развитие когнитивных способностей младших школьников при обучении математике / Л. В. Воронина, Т. В. Истомина // Пе­дагогическое образование в России. - 2020. - № 2. - С. 119-126.
10. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. - Москва.: Педагогика, 1991. - 480 с.
11. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка / П.Я. Гальперин. - М. : Изд-во МГУ, 1985. - 45 с.
12. Гнеденко, Б. В. математика в современном мире / Б. В. Гнеденко. - Москва: Просвещение, 1980. - 128 с.
13. Далингер, В. А. Методика обучения математике. Когнитивно­визуальный подход : учебник для академического бакалавриата / В. А. Да­лингер, С. Д. Симонженков. - Москва: Юрайт, 2019. - 340 с.
14. Далингер, В. А. Обучение математике как фактор успешности уче­ника в учебном процессе / В. А. Далингер // SCIENCE XXI CENTURY: сбор­ник статей. - Киров, 2015. - С. 457-467.
15. Дахин, Л. Н. Моделирование в педагогике / В. А. Дахин // Идеи и идеалы. - 2010. - №1. - С. 11-20...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ