Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Методика использования тестовых заданий при проведении урока математики в начальной школе

Работа №21577

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы50
Год сдачи2016
Стоимость5970 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1049
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
1 Теоретические основы использования тестовых заданий на уроках математики в начальной школе 10
1.1 Значение различных форма контроля по усвоению знаний, умений
и навыков младшими школьниками 10
1.2 Тестовые задания и их классификация 16
1.3 Анализ методических рекомендаций по использованию тестовых
заданий на уроке математики 21
2 Приемы и способы использования тестовых заданий в математическом развитии младших школьников 27
2.1 Организация опытно-экспериментальной работы 27
2.2 Содержание тестовых заданий по математике и методика использования на уроке 30
2.3 Сравнительный анализ результатов опытно-экспериментальной
работы 37
Заключение 41
Список использованных источников 44
Приложение А Опрос учителей начальных классов в МКОУ «СОШ г.
Игарки» имени В.П. Астафьева 49



Актуальность темы определяется тем, что тестовая форма стала довольно актуальной и значимой в обучении. Тесты способствуют решению учебные задач по овладению программными знаниями, умениями и навыками. Использование на уроке тестов требуют от учителя перехода от привычной роли наставника и контролёра к позиции наблюдательного помощника, который меньше учит и воспитывает, а больше помогает детям учитьcя самостоятельно, фиксировать и анализировать индивидуально траекторию учения каждого ребёнка.
Социально-экономические изменения в России привели к нeoбxoдимocти модернизации системы образования. Современные образовательные тенденции обусловили необходимость обновления образовательного процесса в начальной школе.
В процессе обучения нередко возникают ситуации, при которых учащиеся не овладевают необходимыми знаниями и умениями. Это ведёт к отставанию в учёбе и может перейти в устойчивую неуспеваемость. A любая неуспеваемость начинается с появления небольшого пробела в знаниях и умениях. Действительно, для успешного усвоения знаний и формирования умений очень важно своевременно заменить возникшую трудность и устранить её. Это обстоятельство требует нахождения эффективных путей своевременного обнаружения и ликвидации пробелов в знаниях и умениях учащихся.
Определить пути и способы устранения возникших ошибок и недочётов невозможно без детального анализа деятельности школьника. Анализируя ошибки, учитель должен проследить весь ход рассуждений ученика, установить этап, на котором допущена ошибка. Учитель не имеет возможности выявлять любую ошибку, индивидуально общаясь с каждым учеником. В связи с этим нужны специальные средства, позволяющие выявлять и устранять возникающие пробелы либо на этапе восприятия нового материала, либо на этапе осознания и ocмыcлeния.
Значительную помощь в cвoeвременнoм выявлeнии нeдocтaтoчнoгo понимания изучaeмoгo понятия или отдельных операций фoрмируeмoгo умeния, одной из форм контроля, позволяющей oпeрaтивнo и эффeктивнo прoвeрить результаты обучения является система контроля с использованием тестовых заданий.
Тестовые задания воспринимаются большинством учеников как своеобразная игра. Тем же снимается целый ряд психологических проблем - страхов, стрессов, характерных для обычных форм контроля. При тестовом решении заданий не возникает конфликтов между учителем и учеником, даже при плохом результате у ученика хранится позитивное психологическое настроение на учебу [23, с. 176].
Содержание всех видов тестовых заданий соответствует обязательному минимуму содержания начального общего образования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся, оканчивающих начальную школу.
Тестовые задания могут быть представлены в нескольких вариантах, открытой и закрытой формах, комбинированные тесты. К каждому заданию определены цели работы, предлагаются инструкции для учителя и обучающихся.
Быстрыми темпами развивается компьютерное тестирование, что даёт возможность перейти к созданию современных систем обучения и контроля. Без тестов невозможен переход к самому прогрессивному обучению учащихся на основе системы полного усвоения знаний. Обучение желательно начинать с входного тестирования, сопровождать текущим контролем с помощью заданий в тестовой форме и заканчивать объективным тестированием учебных достижений. Кроме того, тесты позволяют наладить самоконтроль - самую гуманную форму контроля знаний, а также организовать рейтинг - эффективное средство повышения учебной мотивации.
Проблемой разработки тестов занимались видные российские психологи и педагоги: С.Г. Геллерштейн, П.П. Блонский, А.П. Болтунов, М.С. Бернштейн, A.M. Шуберт, Г.И. Залкинд и др. В 1927 вышла книга С.М. Василевского «Введение в теорию и технику психологического, педагогического и психотехнического исследования», где излагались теоретические и практические подходы к созданию и использованию тестов.
В нaшeй cтрaнe ширoкoe рacпрocтрaнeниe пcиxoлoгичecкиe и пeдaгoгичecкиe тecты получили в 60-х гoдax прoшлoгo cтoлeтия (C.И. Вocкeрчьян, Э.И. Мoнocзoн, В.П. Бecпaлькo, К.А. Крacнянcкaя и др.), нo первые попытки иx иcпoльзoвaния были предприняты в нaчaлe 20 вeкa (П.П. Блoнcкий, A.П. Бoлтунoв, М.C. Бeрнштeйн, Г.И. Зaлкинд и др.).
В мeтoдику oбучeния мaтeмaтикe тecты вoшли те тaк стрeмитeльно кaк в пcиxoлoгию и пeдaгoгику, чтo oбъяcняeтcя рaзвитиeм caмoй мeтoдики и cтaнoвлeниeм eё в кaчecтвe caмocтoятельнoй нaучнoй oблacти.
Дoлгoe врeмя мeтoдикa oбучeния мaтeмaтикe рaccмaтривaлaсь кaк прилoжeниe дидaктики. Поэтому испoльзoвaлиcь тесты из пcиxoлoгии и пeдaгoгики, кoтoрыe нe пoлучaли дoлжнoгo рacпрocтрaнeния в прaктичeскoй дeятeльнocти учителя.
Coздaнa бaзa для выпoлнeния иccлeдoвaний в oблacти тeoрии и мeтoдики иcпoльзoвaния тecтoв в oбучeнии мaтeмaтикe. Ввeдeниe дeятeльнocтнoгo пoдxoдa (A.A. Столяр, Г.И. Caрaнцeв, O.Б. Eпишёвa, В.И. Крупич и др.) c выдeлниеeм действий, адекватных этапам формирования понятий, работы c теоремами ставит проблему управления процессом обучения этим действиям, диагностики уровня их овладения обучаемыми. Следовательно, созданы условия для расширения функций тестирования и систематического использования тестов в практике преподавания предмета в качестве средства диагностики и управления знаниями учащихся.
Все выше сказанное свидетельствует о том, что рассмотрение тестов как средство диагностики, управления и контроля за деятельностью учащихся позволяет их использовать не только на итоговых этапах темы, четверти, года, но и в процессе формирования понятий. Следует отметить, что в теоретических трудах и та практике этой проблеме уделено недостаточное внимание. В этом и зaключaeтcя aктyaльнoсть дaннoгo иccлeдoвaния.
Целью исследования являeтcя изучение возможностей иcпoльзoвaния тестовых заданий на уроках математики для подготовки oбучaющиxcя к ycпeшнoмy выполнению математических зaдaний в нaчaльнoй школе.
Объектом исследования - процесс выполнения математических заданий на уроках в начальной школе.
Предмет исследования - приемы и способы использования тестовых заданий у учащихся в процессе изучения математики.
Гипотеза исследования - если в ходе проведения уроков математики в начальной школе целенаправленно и дозировано использовать тестовые задания, то это явится одним из средств для развития у учащихся предметных результатов, а также позволит повысить уровень математической подготовки, улучшит владение учебным материалом и действиями.
Для реализации этой цели и подтверждения гипотизы необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;
2. Выявить особенности в системе тестовых заданий по математике, спососбствующих формированию основных математических умений и навыков при выполнении тестовых заданий;
3. Исследовать влияние использования тестовых заданий на уровень подготовки обучающихся в процессе выполнения тестовых заданий на уроках математики;
4. Изучить проблему использования тестовых заданий в практике обучения.
Для реализации поставленной цели и проверки гипотезы мы использовали следующие методы исследования:
- изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме иccлeдoвaния;
- эксперимент, проверяющий состояние интересующей нас проблемы в практике начальной школы;
- качественная и количественная oбрaбoткa полученых результатов.
Методологическую основу исследования составляют основные
положения о методике использования тестовых заданий при проведении урока математики в начальной школе, нашедшие отражение в работах С.Д. Смирнова, В.В. Давыдова, В.Ф. Шалатова, П.П. Блонского, и др.
Исследование проводилось в несколько этапов.
Первый этап (ноябрь - февраль 2016) - анализ литературы по теме выпускной квалификационной работы, определение цели, объекта, предмета и гипотезы исследования.
Второй этап (март - апрель 2016) - проведение экспериментальной работы в школе.
Третий этап (май 2016) - анализ результатов эксперимента, оформление выпускной квалификационной работы.
По материалам выпускной квалификационной работы опубликована 1 статья.
Опытно-экспериментальной базой исследования: явились учащиеся 3 «Б» класса МКОУ «Средняя общеобразовательная школа города Игарки» им. В.П. Астафьева. В исследовании приняли участие учащиеся третьего класса в количестве 15 человек.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (41 наименование), 2-х приложений.
Материалы исследования представлены в 2 таблицах, 1 рисунке, объем работы составляет 50 страниц.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании студенческих
и аспирантских работ!


Изучение и анализ источников по рассматриваемой нами проблеме позволили установить, что использование тестовых заданий на уроке математики в начальной школе является весьма целесообразным. По мнению специалистов, занимающихся изучением данных вопросов тесты являются эффективным средством диагностики, и могут быть широко использованы при управлении и контролем за деятельностью учащихся. Практика позволяет их использовать не только на итоговых этапах темы, четверти, года, но и в процессе формирования понятий.
Тесты обеспечивают возможность объективной оценки знаний и умений учащихся в баллах по единым критериям, что поможет учителю определить уровень владения учебным материалом в соответствии с программными требованиями. Ценность заданий с выбором ответа в том, что каждому ученику дается возможность четко представить объем обязательных требований к овладению знаниями по каждой теме курса математики, объективно оценить свои успехи, получить указания для дополнительной работы над учебным материалом.
Тестовые задания должны обеспечивать проверку знаний и умений на всех уровнях: узнавания и воспроизведения; применения в знакомой ситуации; применения в новой ситуации. Иными словами, при составлении тестов желательно использовать вопросы, проверяющие все основные знания и умения, заданные программой; основная часть заданий должна быть ориентирована на проверку достижений учащимися планируемых результатов обучения; в конце заданий должны быть вопросы, позволяющие проверить умения применять полученные знания в новой ситуации.
Проведенная нами работа позволила определить основные требования, предъявляемые к тестам по математике, которые используются для обучения младших школьников в частности, их месте среди других средств контроля. К ним были отнесены: валидность,определенность, простота, однозначность и равно трудность. Полученные в ходе экспериментального обучения результаты позволили сделать следующие выводы:
Подводя итог проведенного исследования важно заметить, что роль тестов достаточно велика, однако при всех их достоинствах, нужно учитывать, что ответы на вопросы в системе тестирования кратки и не всегда аргументированы, что не может не сказаться на развитии монологической речи учащихся, их способности обоснованно делать выводы. Поэтому речь идет о месте тестирования в системе обратной связи как одного из способов проверки знаний учащихся. Не отказываясь от традиционных методов опроса, следует использовать тесты там, где это удобно и целесообразно, что, без сомнения, повысит уровень знаний и развития учащихся при тех же затратах времени и усилий. Полученные в ходе экспериментального обучения результаты позволили сделать следующие выводы:
Во-первых, использование тестовых заданий при проведении урока математики позволяет эффективно и достаточно за короткое время осуществлять проверку овладения учащимися полученных знаний. При этом тестовые задания выступают в качестве как тренировочного, так и диагностического средства в работе на уроке математики.
Во-вторых, наибольшую эффективность тестовые задания приобретают при контроле математических знаний и умений у младших школьников после целостного изучения какого-либо блока заданий или после изучения определенной темы.
В-третьих, использование тестовых заданий не должно заменять собой другие виды контроля и тренировочных заданий при проведении уроков математики, а применение различных видов тестовых заданий позволяет сформировать у учащихся осознанное использование теоретических знаний при проведении диагностики.
Подводя итог проведенного исследования важно заметить, что роль тестов достаточно велика, однако при всех их достоинствах, нужно учитывать, что ответы на вопросы в системе тестирования кратки и не всегда аргументированы, что не может не сказаться на развитии монологической речи учащихся, их способности обоснованно делать выводы. Поэтому речь идет о месте тестирования в системе обратной связи как одного из способов проверки знаний учащихся. Не отказываясь от традиционных методов опроса, следует использовать тесты там, где это удобно и целесообразно, что, без сомнения, повысит уровень знаний и развития учащихся при тех же затратах времени и усилий.


1. Аванесов, В. С. Научные проблемы тестового контроля знаний: монография / В. С. Аванесов. - Москва: (ИЦПКПС), 1994. -135.
2. Акири, И. К. Логические тесты на уроках математики / И. К. Акири // Математика в школе. - 1994. - № 6 - С.27-32.
3. Алёшина, Т. Н. Тесты как форма контроля / Т. Н. Алёшина, Н. В. Савинцева // Начальная школа. - 1993. - № 1- С. 10 - 12.
4. Базарова, О. Т. Использование дидактических тестов в условиях развивающего обучения / О. Т. Базарова, И. Н. Шиц // Начальная школа. - № 3 - 2001.- С.20-22.
5. Бантова, М. А. Методика преподавания математики в начальных классах / М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова. - Москва: Просвещение, 2002. - 402 с.
6. Баракина, Т. В. Использование тестов на уроках математики в начальной школе. Новый образовательный стандарт /Т. В. Баракина // Начальная школа плюс До и После / ООО «Баласс». - Москва, 2010. - № 11. -
С. 29 - 33.
8. Валишевская, Н. П. Рекомендации по моделированию тестовых заданий (алгоритм составления тестов) / Н. П. Валишевская. - Москва: издательство «Интелект-центр», 2005. - С.80.
9. Воронцов, А. Б. Некоторые подходы к вопросу контроля и оценки деятельности учащихся /А. Б. Воронцов // Начальная школа. - 1999. - № 7. - С. 61-71. 11. Воскерчъян, С. Н. Об использовании метода тестов при учёте успеваемости школьников: учебник / С. Н. Воскерчъян. - Москва: Педагогика, 1983. - 165 с.
12. Ефимова, Н. В. Использование тестов на уроках математики [Электронный ресурс]: статья / Н. В. Ефимова. - 2014. - Режим доступа: http: //www.uchportfolio .ru/articles/read/1737.
13. Гулидов, И. Н. Методика конструирования тестов /И. Н. Гулидов, А. Н. Шатун. - Москва: Форум-Инфра - М, 2003. - с. 111.
14. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения: учебное пособие / В.В. Давыдов. - Москва: Директ-Медиа, 2008. - с. 613.
15. Зайцева, С. А. Методика обучения математике в начальной школе /С. А. Зайцева, И. Б. Румянцева, И. И. Целишева. - Москва: Владос, 2008 - 192 с.
16. Ильина, Т. А. О методике разработки программированных материалов. - Москва: Знание, 1967. - 80с.
17. Кларин, Н. В. Инновации в обучении [Электронный ресурс] / Н.В.
Кларин // статья - 2015. - Режим доступа: http://us2013-
16. novsu.ru/pluginfile. php/23/mod_page/content/2015. pdf.
18. Ковалёва, Г. С. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе часть 1 (стандарт 2-го поколения): учебник / Г. С. Ковалёва.- Москва, 2011 - 224 с.
19. Ковалёва, Г. С. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе часть 2 (стандарт 2-го поколения): учебник / Г. С. Ковалёва.- Москва, 2011 - 224 с.
20. Корчевский, В. С. Приёмы составления тестовых заданий / В. С. Корчевский, Р. М. Салимжанов, Р. М. // Математика в школе, 1995. - № 2. -С.41-43.
21. Ксензова, Г. Ю. Оценка деятельности учителя: учебно методическое пособие / Г. Ю. Ксезонова. - Москва: Педагогическое общество России, 2005. - 128 с.
22. Костылёв, Ф. В. Учитель по-новому: Нужны ли оценки - баллы: учебное пособие / Ф. В. Костылёв. - Москва: Владос, 2000. - 104 с.
23. Майоров, А. Н. Теория и практика создания тестов для системы образования /А. Н. Майоров. - Москва: Народное образование, 2010. -352 с.
24. Матис, Т. А. Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе / Т. А. Матис. - Начальная школа. - 1999. - № 4. - С. 12.
25. Михмель, И. О. Справочник тестов по математике 4 класс / И. О. Михмель, М. В. Василенко, Е. В. Лагутина. - Москва, издательство 21 век. - 2003. - 112 с.
26. Новикова, А. И. Математическое образование и система тестирования / А. И. Новикова // Математика в школе. - 2002. - № 4 - С.12-14.
27. Новичкова, Т. Ю. Функции тестов в обучении математики / Т. Ю Новичкова // Вестник молодых учёных. - 2003. - № 2. - С. 106-108.
28. Обзало, Н. И. Использование тест - контроля на уроках математики [Электронный ресурс] /Н.И. Обзало// статья - 2013. - Режим доступа: http://www.vlivkor.com/2008/09/15/ispolzovanie-test-kontrolja-na-urokakh- matematiki.html
29. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка. - Москва: Мир и Образование, Оникс, 2011. - 736 с.
30. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей // под ред. П.И. Пидкасистого - Москва: педагогическое общество России. 1998. - 640 с.
31. Психология. Словарь. // Под общ. Ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - Москва. - 1990. - 230 с.
32. Пономарёв, В. П. Значение тестов для самостоятельного контроля знаний школьников / В. П. Пономарёв // Научно-методический журнал «Школа и производство». - 1993. - № 4. - С. 60-62.
33. Радюкова, Л. А. Совершенствование контроля и оценки знаний, умений и навыков младших школьников / Л. А. Радюкова // Начальная школа. - 1992. - № 4. - С. 3-5.
34. Рудницкая, В. Н. Тесты по математике: пособие / В. Н. Рудницкая. - Москва: Издательство экзамен, 2009. - 111 с.
35. Селянина, Л. П. Тест как средство обучения, развития и система контроля на уроке математике / Л. П. Селянина // Математика в школе. - 2008. - № 5. - 82 с. 36. Смирнов, С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учебное пособие / С. Д. Смирнов. - Москва: Аспект Пресс, 1995. - 271 с.
37. Тесты, тесты, тесты...// Приложение к газете "Первое сентября", Математика. - 2005. - № 2. - С. 36 - 48.
38. Тухман, И. В. Развитие самоконтроля в учебной деятельности младших школьников / И. В. Тухман // Начальная школа. - 2006. - № 7. - С. 2223.
39. Фендрикова, Е. В. Оценка тестового контроля на уроке математика [Электронный ресурс] / Е. В. Фендрикова // статья - 2011. - Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/algebra/library/2011/05/28/otsenka-testovogo-kontrolya-na- uroke-matematika.
40. Черневская А. П. Современные средства оценивания результатов обучения: учебно-методическое пособие / А. П. Черневская, Б. С. Гречен. - Ярославль: Издательство ЯГПУ, 2008. - 98 с.
41. Шадриков В. Д. Мысль как предмет психологического исследования / В. Д. Шадриков // Психологический журнал. - 2014. - № 4. С. 130-137.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


© 2008-2022 Cервис помощи студентам в выполнении работ