Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Средства формирования универсального учебного действия моделирования у обучающихся второго класса на уроках математики в условиях развивающего обучения

Работа №27166

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы81
Год сдачи2017
Стоимость5750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
469
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические аспекты формирования универсального действие моделирования 8
1.1 Содержание понятия и виды «универсальных учебных действий». 8
1.2 Особенности развития универсального учебного действия моделирование на уроках математики в системе РО 13
1.3 Разновидности моделей и приемы формирования действия моделирования 21
2 Формирование универсального учебного действия моделирования на уроках математики 29
2.1 Выявления затруднений обучающихся 2 класса при формировании универсального действия моделирования на уроках математики 29
2.2. Разработка заданий, направленных на формирование действия
моделирования на уроках математики для 2 класса 43
2.3 Апробация заданий направленных на формирование действия
моделирования на уроках математики обучающихся 2 класса. 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ А Интервью с учителем начальных классов 64
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты анкетирования учителей по определению затруднений в освоении действия моделирования 67
ПРИЛОЖЕНИЕ В Результаты проведения начальной проверочной работы по математике, направленные на построение моделей 68
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Задания, направленные на понимание построение, преобразование моделей для 2 класса 71
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Результаты проведения повторной проверочной работы по математике, направленные на построение моделей 81
2

В Федеральном государственном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) предъявляются требования к результатам: личностным, метапредметным, предметным. [22] Особо актуальным остается вопрос о формировании и оценивании метапредметных результатов, среди которых важными являются следующие универсальные учебные действия:
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета. [22, с. 10;13]
Действие моделирование является ключевым универсальным действием, по требованиям к метапредметным результатам ФГОС НОО.
Так же предъявляются требования к предметным результатам в области математики: [22, с. 12;13]
- умение работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
Проблемой формирования действия моделирования занимались многие отечественные ученые, такие как: Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, В.ВРепкин, А. В. Захарова и другие. В.В. Давыдов отмечал, что одним из путей формирования теоретических знаний является моделирование, использование моделей, которые выступают как «абстракция особого рода» [16,с.58], которые являются связующим звеном между теорией и действительностью, позволяет выявить внутренние связи и отношение объектов. Через этап моделирование, лежит способность понимать одно явление через другое, а это значит, что можно объяснить при помощи моделирования сложное, через простое, непривычное через привычное, ненаглядное через наглядное.
В апреле-мае 2012/2013 учебного года в 33 регионах Российской Федерации в рамках трехлетнего проекта «Доработка, апробация и внедрение инструментария и процедур оценки качества начального общего образования в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами» (2011-2013 годы) осуществлялось внедрение инструментария и участвовали 77285 выпускников начальной школы из 3709 четвертых классов 1491 образовательного учреждения 33 регионов страны. В отчете Центра оценки качества образования Российской академии образования (2013 года) указаны типичные ошибки учеников 4 классов и рекомендации для педагогов по математике: «Результаты, продемонстрированные четвероклассниками в 2013 году, говорят о необходимости повышения внимания педагогов: к полноте решения выполняемых учащимися заданий и оценке реальности полученного ответа; к усилению работы с составлением модели». Масштабные исследования подтверждают проблему формирования действия моделирования на уроках математики. [19]
О том, что действие моделирование сегодня является важным в учебной деятельности учащихся, указывала Черкасова А. М. В диссертационном исследовании «Начальное математическое моделирование как средство развития познавательной самостоятельности младших школьников».
Опираясь на вывод, в работе Черкасова А.М сделали вывод о том, что недостаточно разработаны адекватные дидактические средства с включением обучению действию моделированию.
Опыт показывает, что существуют затруднения обучающихся начальной школы при решении задач по математике, направленных на формирование универсального учебного действия моделирования.
Проблема исследования заключается в противоречии: с одной стороны, формирование универсального учебного действия моделирования является важным в учебной деятельности обучающихся 2 класса, с другой стороны, недостаточно разработаны дидактические средства, сформированные с учетом затруднений учащихся при решении задач по математике, направленных на формирование универсального учебного действия моделирования
В системе РО.
Цель исследования:
Цель исследования: Теоретически обосновать и проверить на практике разработанные дидактические средства (заданий) для формирования универсального учебного действия моделирования у обучающихся второго класса на уроках математики в условиях развивающего обучения (Эльконина Д.Б.- Давыдова В.В.)
Объект исследования:процесс обучения математике обучающихся второго класса в условиях развивающего обучения (Эльконина Д.Б.- Давыдова В.В.).
Предмет исследования:формирование универсального учебного действия моделирования у обучающихся второго класса в процессе обучения математике в условиях развивающего обучения (Эльконина Д.Б.- Давыдова В.В.).
Цель исследования:
Цель исследования: Теоретически обосновать и проверить на практике разработанные дидактические средства (заданий) для формирования универсального учебного действия моделирования у обучающихся второго класса на уроках математики в условиях развивающего обучения (Эльконина Д.Б.- Давыдова В.В.)
Гипотеза:
Разработанные задания могут быть использованы как дидактические средства формирования универсального учебного действия моделирования у обучающихся второго класса на уроках математики в условиях развивающего обучения (Эльконина Д.Б.- Давыдова В.В.), если они:
- сформированы с учетом затруднений учащихся при решении задач по математике, направленных на формирование универсального учебного действия моделирования;
- ориентированы на формирование 3 уровней освоения действия моделирования (понимание, построение, преобразование);
- сформированы с учетом разворачивания действия моделирования и приемов в системе развивающего обучения Эльконина Д.Б.-Давыдова В.В.
Задачи исследования:
1) Выявить сущность содержаниепонятия и виды «действия моделирования» у младших школьников;
2) Выявить особенность развития универсального учебного действия моделирования на уроках математики в системе РО;
3) Выявить разновидности моделей, уровни и приемы формирования действия моделирования в начальной школе;
4) Разработать сборник уровневых заданий по математике для 2 класса по формированию действия моделирования на уроках математики;
5) Описать способ использования разработанного сборника заданий, направленных на формирование действия моделирования;
6) Апробировать разработанные задания, направленные на формирование действия моделирования.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы;
2. Анкетирование;
3. Интервьюирование;
4. Анализ диагностической контрольной работы детей.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Одной из актуальных проблем в образовании является формирование универсальных учебных действий. Актуальным остается вопрос о формировании действия моделирования. Было выявлено, что действие моделирование на уроках математики в начальных классах является как метапредметным, так и предметным, и через действия моделирование осваивается весь курс математики начальных классов в системе РО.
В данной работе представлены результаты исследования, направленного на приемы формирования действия моделирования на уроках математики начальных классов. Работа состояла из нескольких частей: первая часть - это работа с литературой по выбранной теме (теоретическая часть). Были представлены материалы о формировании действия моделирования и о его значении в развивающем обучении, рассмотрены работы Черкасовой А.М, Александровой Э.И, Г.А Цукермана.
Во второй части работы удалось осуществить анализ затруднений обучающихся 2 класса при формировании универсального действия моделирования на уроках математики ,выделить проблемы и затруднения педагога и учащихся по формированию действия моделирования на уроках математики. В опытно-практической части были разработаны задания по трем уровням (понимание, построение, преобразование) моделей, направленные на формирование действия моделирования на уроках математики для 2 класса. Анализ результатов исследования повторной диагностической работы, выявил положительную динамику опытно-практической части. В результате был составлен сборник заданий направленных на формирование действия моделирования на уроках математики в начальных классах.На основании полученных результатов, мы сделали вывод о том что,разработанные задания могут быть использованы как дидактические средства формирования универсального учебного действия моделирования у обучающихся второго класса на уроках математики в условиях развивающего обучения (Эльконина Д.Б.- Давыдова В.В.), т.к они:
- сформированы с учетом затруднений учащихся при решении задач по математике, направленных на формирование универсального учебного действия моделирования;
- ориентированы на формирование 3 уровней освоения действия моделирования (понимание, построение, преобразование);
- сформированы с учетом разворачивания действия моделирования и приемов в системе развивающего обучения Эльконина Д.Б.-Давыдова В.В.
После проведенного исследования сделан вывод, что использование заданий систематизированных по трем уровням(понимание, построение, преобразование) моделей, направленных на формирование действия моделирования, способствуют формированию универсального действия моделирования у младших школьников.
В целом решение поставленных задач позволило нам достичь поставленную цель. Нам удалось теоретически обосновать и проверить на практике разработанные дидактические средства (заданий) для формирования универсального учебного действия моделирования у обучающихся второго класса на уроках математики в условиях развивающего обучения (Эльконина Д.Б.- Давыдова В.В.) и проверить их результативность опытно - экспериментальным путём.



1) Александрова Э.И. Методика обучения математике в начальной школе. 1
класс. (Система Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова): Пособие для учителя./Э.И. Александрова.- М.: Вита-Пресс, 2012. - 240 с.
2) Александрова Э.И. Методика обучения математике в начальной школе. 2
класс. (Система Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова): Пособие для учителя. М.: Вита-Пресс, 2012. - 160 с.
3) Александрова Э.И. Методика обучения математике в начальной школе. 3
класс. (Система Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова): Пособие для учителя четырехлетней начальной школы. М.: Вита-Пресс, 2012. - 184 с.
4) Александрова Э.И. Методика обучения математике в начальной школе. 4
класс. (Система Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова): Пособие для учителя. М.: Вита-Пресс, 2012. - 112 с.
5) Александрова Э.И. Сборник примерных программ для начальной школы:
Сборник примерных программ./ Э.И. Александрова - М.: «Вита-Пресс», 2009. - 112 с.
6) Александрова Э. И. Математика. Учебник для 1 класса начальной школы. В
двух книгах. Книга 1./ Э. И. Александрова - М., «Вита-Пресс», 2012 - 157 с.
7) Александрова Э. И. Математика. Учебник для 2 класса начальной школы. В
двух книгах. Книга 1./ Э. И. Александрова - М., «Вита-Пресс», 2012 - 176 с.
8) Александрова Э. И. Математика. Учебник для 3 класса начальной школы. В
двух книгах. Книга 2./ Э. И. Александрова - М., «Вита-Пресс», 2012 - 160 с.
9) Александрова Э. И. Математика. Учебник для 4 класса начальной школы. В
двух книгах. Книга 2./ Э. И. Александрова - М., «Вита-Пресс», 2012 - 160 с.
10) Александрова Э.И. Научно-методические основы построения начального
курса математики в системе развивающего обучения. Монография. Омск: Сфера, 2006. - 320 с.
11) Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в
начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / Под ред.
A. Г. Асмолова [Текст] / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская. - М.: Просвещение, 2011. - 152 с.
12) Буренкова Н.В. Моделирование как способ формирования обобщённого
умения решать задачи : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Буренкова Наталья Владимировна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова].- Москва, 2009.- 208 с.
13) Воронцов А.Б. Практика развивающего обучения по системеД.Б.Эльконина
B. В. Давыдова. - М.: ЦГТРО «Развитие личности», 2010. - 360 с.
14) Воровщиков, С.Г. Классификация общеучебных умений младших
школьников / С. Г. Воровщиков// Управление начальной школой: качественное образование с первой ступени: журнал [Текст] // МЦФЭР. - 2012. - № 5. - С. 33-40.
15) Выготский Л.С. История развития высших психических функций/Выготский Л.С. // Собр. соч.: В 6 т. М., 2009г. с 7.
16) Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического и
экспериментального психологического исследования./ В.В. Давыдов - М.: Педагогика, 2001. - 240 с.
17) Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения / В.В.Давыдов. - Томск:Пеленг, 2010. с.63.
18) Зинченко В. П. Психолого-педагогические основы построения системы
развивающего обучения Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова:/ В. П. Зинченко — М.: Гардарики, 2009.с.431 с.
19) Воронцов А.Б конференция «Современная дидактика и качество
образования: эффективные средства обучения» пленарный доклад: «Учебная модель как средство реализации деятельностного подхода в обучении» (http: //neo-didactica. ru/material s/).
20) . Ковалёва Г.С. Доработка, апробация и внедрение инструментария и
процедур оценки качества начального общего образования в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами. /Ковалёва Г.С, Нурминская. А.И.
http://www.centeroko.ru/fgos/fgos_ pub.htm.
21) Леонтьев А.Н. Теория личности. http://kluver.ru/publ/29-1-0-123
РГБ ОД, 61 09-13/1203http://www.dslib.net/obw-pedagogika/modelirovanie-kak- spo sob-formirovanij a-obobwj onno go-umenij a-reshat-zadachi. html
23) Елисеева, Д.С. Возрастные возможности формирования познавательных универсальных учебных действий младшего школьника/ Д.С. Елисеева. // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III междунар. науч. конф. [Текст] - Уфа: Лето, 2013. - С. 91-94.
22) Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - Москва: Просвещение, 2010. - 31 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ