Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СТАРИННЫХ ЗАДАЧ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ

Работа №18956

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы82
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1239
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
1 Теоретические аспекты методики решения старинных задач на
уроках математики в начальной школе 8
1.1 Понятие, виды, структура задач по математике в начальной
школе 8
1.2Общие вопросы методики обучения младших школьников решению текстовых задач 12
1.3 Старинные задачи по математике как средство достижения образовательных результатов в начальной школе 16
2 Методика работы над старинными задачами на уроках математике в
начальной школе 23
2.1. Анализ учебника математики 4 класса (программа «Школа 2100) 23
2.2 Методика использования старинных задач на уроках математики
в начальной школе 31
2.3 Из опыта использования старинных задач на уроках математики
в начальной школе 37
Заключение 46
Список использованных источников 49
Приложение


Особую актуальность в настоящее время имеет развивающая парадигма образования. На первый план выдвигаются личностные достижения ученика, а знания рассматриваются как средство развития. Процесс обучения должен способствовать формированию осознанных и прочных знаний учащихся, которые, в свою очередь, являются движущей силой развития потенциала личности и необходимым условием предметной и интеллектуальной компетентности как нового результата школьного образования.
В методике обучения математике осознанность знаний рассматривается преимущественно как «умение школьников обосновывать решение задач, а проверяется осознанность и прочность по умению решать задачи. Решение текстовых задач является одним из наиболее эффективных средств, реализующих цель образования, связанную с формированием инициативной, творческой личности, так как только при решении текстовых задач реализуются все три этапа применения математики: формализации знаний; решения задачи внутри математической модели; интерпретации полученного решения задачи» [54].
Федеральный государственный стандарт начального общего образования уделяет особое внимание освоению учащимися общих способов работы с учебным заданием. Одним из познавательных УУД в планируемых образовательных результатах выделено умение использовать знаково¬символические модели и схемы для решения задач. Поэтому деятельность детей на занятиях курса направлена не на выполнение арифметических действий над числами, данными в задаче, а на совершение сложных умственных действий на всех этапах ее решения, начиная с восприятия и осмысления (включая выразительное чтение, изменение текста, замену данных, моделирование и т.д.) и заканчивая исследованием решения. Формирование у учащихся общеучебного умения построения предметной или схематической модели является важнейшим фактором для самостоятельной работы над задачей, облегчающим ее.
Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. При изучении математики, как правило, полностью или частично пропускается исторический материал. Подключение к изложению конкретного математического материала сопутствующих сведений исторического характера, таких как биографии ученых, истории великих открытий, решение исторических задач и т. д., может показать учащимся сущность предмета математики, роль математиков не только в развитии математики, но и в общественной жизни.
Цель исследования: охарактеризовать методы и приемы обучения младших школьников решению старинных задач на уроках математики
Объект исследования:теоретические аспекты методики решения старинных задач на уроках математики в начальной школе.
Предмет исследования: практика использования старинных текстовых задач на уроках математики в начальной школе.
Цель исследования обусловила ряд задач:
1. Раскрыть понятие, виды, структуру задач по математике в начальной школе.
2. Рассмотреть общие вопросы методики обучения младших школьников решению задач.
3. Показать возможности старинных задач по математике как средства достижения образовательных результатов в начальной школе.
4. Проанализировать учебник математики 4 класса (программа «Школа 2100»).
5. Описать методику использования старинных текстовых задач на уроках математики в начальной школе
6. Изучить опыт работы по использованию старинных задач на уроках математики в начальной школе.
Методы исследования:
- анализ методической литературы;
- педагогический эксперимент (описательный);
Методологическую основу нашего исследования составляют работы Баймаруковой П.У., Бантовой М.А., Белошистой А.В., Демидовой Т.Е., Истоминой Н.Б., Макара О.В., Стойловой Н.Б. и др.
Теоретическая значимость работы сводится к тому, что в нашем исследовании мы попытались обобщить, уточнить и расширить существующие в педагогикезнания по данной проблеме.
Практическая значимость заключается в том, что нами подобран и апробирован комплекс старинных задач по математике для начальной школе.
Представленные в ВКР материалы могут быть использованы студентами педвуза при изучении дисциплины «Методика преподавания математики в начальной школе», на уроках и факультативных занятиях по математике в начальной школе, а также при изучении технологий обучения математике в начальной школе.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Можно долго спорить, нужны ли старинные задачи на уроках математики в современной школе или их место только в сборниках занимательных задач и на различных турах математических олимпиад. Но школьникам нравятся уроки, где разбираются такие задачи: математик становится ближе и интереснее, а не это ли является главной целью в преподавании математики.
Изучение и анализ методической литературы позволил нам сделать следующие выводы.
Под задачей понимаю специальный текст, в котором обрисована некая житейская ситуация, охарактеризованная численными компонентами; придерживаясь современной терминологии, можно сказать, что текстовая задача по математике представляет собой словесную модель ситуации, явления, события, процесса и т.п. Как в любой модели, в текстовой задаче описывается не все событие или явления, а лишь его количественные и функциональные характеристики. К структуре задачи обычно относят ситуацию (условие задачі, которое чаще всего выражается количественными характеристиками) и требование (задание или вопрос задачи). Существует некоторое количество классификации текстовых задач по математике по различным основаниям (по числу действий, по соответствию числа данных и искомых; по фабуле задачи; по способам решения).
Рассмотрев общие вопросы методики обучения младших школьников решению задач, мы видим, что целесообразно соблюдать определённую этапность: сначала ознакомить учащихся с содержанием задачи, затем приступить к поиску решения этой задачи, далее выполнить решение и, наконец, проверить решение. Работа на этой ступени проводится под руководством учителя, справок, коротких сообщений учеников на заданную тему, а также в виде использования старинных математических игр, демонстрации решения старинных математических задач, сопровождаемых показом диафильмов, таблиц или рисунков.
Опытно-экспериментальная работа в нашем исследовании предполагала несколько этапов: Изучение опыта использования старинных задач на уроках математики в начальной школе; первичная диагностика уровня сформированности метапредметных образовательных результатов у младших школьников; разработка и реализация программы формирующего этапа; повторная диагностика уровня сформированности метапредметных образовательных результатов у младших школьников.
Первый и второй этапы опытно-экспериментальной работы нами выполнены в ходе выполнения выпускного исследования. Третий этап опытно-экспериментальной работы представлен в виде проекта программы с разработанными и подобранными методическими материалами к работе. Но эта программа осталась только проектом и не была реализована на практике. Также не была проведена диагностика сформированности предметных и метапредметных образовательных результатов, не проведен сравнительно¬сопоставительных анализ полученных результатов. Мы считаем, что проект опытно-экспериментальной работы, составленный нами может быть реализован на практике и надеемся, что кто-то из студентов заинтересуется проведенной нами работой и реализует на практике разработанную нами программу диагностики и формирования образовательных результатов посредством использования старинных задач.



1. Абдрахманова, И. В. Методика использования учебно¬
познавательных задач для формирования логических операций у в процессе обучения математике /И. В. Абдрахманова [Электронный ресурс ]:http://www.dslib.net/teoria-vospitania/metodika-ispolzovanija-uchebno- poznavatelnyh-zadach-dlj a-formirovanij a-logicheskih. html
1. Александрова, Т.С. Методика развитиявсоиазпняль математической деятельностипиотнаем младших школьников // Интернетжурналунож «Мир науки» 2016, Том 4, номер 4 http://mir-nauki.com/PDF/09PDMN416.pdf (доступ свободный).
2. Александрова, Т.С. Моделирование методической системы развития обучающихся по образовательной программе начального общего образования / Т.С. Александров!, Т.И. Уткина // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2013. - №16. - С. 277 -28.
3. Арифметические листки, постепенно расположенные от легчайшего к труднейшему, содержащие в себе 2523 задачи с решениями оных и с кратким руководством к исчислению, сост. П. Гурьевым. СПб.: Печ. при Императорской Академии наук, 1832 [Электронный ресурс]: http://www.biografia.ru/arhiv/metmat02.html
4. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебны действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская. - Москві: Просвещение, 2008. - 151 с.
5. Байрамукова, П.У. Методика обучения математике в начальных классах: курс лекций / П.У. Байрамукова, А.У. Уртенова. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 299 с.
6. Бантова, Г.В. Методика преподавания математики в начальных классах / Г.В. Бантов!, А.М. Бельтюкова. - Москва: Просвещение, 1978. - 304 с.
7. Белкин, А.С.Основы возрастной педагогики / А.С. Белкин. -
Мастоо: Атодомлл, 2000. - 194 с.
8. Боодтлсмол, А.В. Момадлто абупомлл момомомлто о мопоонмай ттаоо: турс оотцлй / А.В. Боодтлсмол. - Мастоа: Гумомлмор. лод. цоммр ВЛАДОИ, 2005. - 455с.
9. Боодтлсмол, А.В. Момадлто робамы с мотсмаоымл одулпостлмл оодомллмл / А.В. БООДШЛСМОЛ // Ыопокнмол ттаоо. - 2007. - № 8. - И. 44 - 45.
10. Баоамаоо, А.Н Розолмлe паомооомоонмай сомасмалмоонмасми моодтлх ттаонмлтао сродсмоомл момомомлтл / А.Н. Баоамаоо // Ыопокнмол ттаоо поюс. - 2009. - № 6. - И. 71 - 74.
11. Бармамаоо, М.М. Эоотмраммол мадоон садоржомлл аброзаоомлл л падудмаото т уратом момомомлтл о ОИ «Штаоо 4144» / М.М. Бармамаоа, Е.А. Лоамаоо // Ыопокнмоя ттаоо поюс. - 2013. - № 14. - И. 01 - 37.
12. Вослонооо, А.В. Фармлрдоомло соматаммраол л сомаацомтл моодтлх ттаонмлтао мо уратох момомомлтл /А.В. Вослонооо //Ыопокнмоя ттаоа: Прабоомы л порспотмлоы, цоммасмл л лммаооцлл. - 2015. - №8. - И. 45 - 48.
13. Готорав, Ы.Г. Нспаонодоомло соодомлй ло лсмарлл момомомлтл о мопоонмай ттаоо /Ы.Г. Готорао, А.А. Омораоо, Ы.Г. Моудмодао //Млр моутл, туонмуры, аброзаоомлл. - 2017. - № 4 (60). - И. 84 -86.
14. Гумлоёо, Ы.И. http: //www.sinergia-lib .ru
http://twidler.ru/biography/gumilev-nikolay-stepanovich?var=5
15. Домомооо, Ы.Ы. Фармлрдоомло умлоорсоонмауд дойсмолл прдумаолраоомлл мо уратох момомомлтл / Ы.Ы. Домомооо // Ыопокнмоя ттаоа. - 2013. - № 9. - И. 54 - 55.
16. Домлдаоо, Т.Е. Момомомлто. Упобмлт дол 4-уд тоосса о 0-х посмлх. Чосмн 1 / Т.Е. Домлмдаоо, И.А. Каооаоо, А.П. Тамтлх. - М.: Бооомс; Штаонмый дам, 2011. - 96с.: ло (Оброодоомоонмол слсмомо «ШтаоаІ4144»)
17. Домлдаоо, Т.Е. Момомомлто. Упобмлт дол 4-уд тооссо о 0-х посмлх. Чосмн 1 / Т.Е. Домлдаоо, И.А. Каооаоо, А.П. Тамтлх. - М.: Бооомс; Штаонмый дам, 4410. - 96с.: ло (Оброодоомоонмол слсмома «Штаоо 4144»).
18. Демидова, Т.Е. Теория и практика решения текстовых задач / Т.Е. Демидова, А.П. Тонких. - Москва: Издательский центр «Академия», 2002. - 288 с.
19. Демидова, Т.Е. Формирование умений самоконтроля у младших школьников на уроках математики / Т.Е. Демидова, И.Н. Чижевская // Начальная школа плюс. - 2013. - № 10. - С. 10 - 15.
20. Дубова, М.В. Компетентносные задачи в начальном курсе математики Образовательной системы «Школа 2100» / М.В. Дубова, С.В. Маслова // Начальная школа плюс. - 2011. - № 1. - С. 75 - 80.
21. Егорина, В.С. Формирование универсальных логических действий младших школьников и повышение эффективности образования /
B. С. Егорина // Начальная школа плюс. - 2013. - № 10. - С. 38 - 42.
22. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. - Москва: Логос, 2002. - 384 с.
23. Истомина, Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах / Н.Б. Истомина. - Москва: Издательский центр «Академия», 2001. - 288 с.
24. Кириллова, Н.С. Старинные и занимательные задачи как средств)
формирования познавательного интереса на уроках математики /Н.С. Кириллова [Электронный ресурс]:
file:///C:/Users/компютер/Downloads/43 Кириллова. pdf
25. Кожевникова, Е.Н. Оригинальная форма проведения внеурочных занятий по математике / Е.Н. Кожевникова // Начальная школа. - 2015. - №9. - С. 73-75.
26. Козлова, С.А. Универсальные учебные действия как основа для формирования предметных математических умений и производная от них /
C. А. Козлова // Начальная школа плюс. - 2013. - № 10. - С. 3 - 9.
27. Куценкова, Т.С. Развитие математической деятельности младших школьников в условиях введения новых федеральных государственных образовательных стандартов / Т.С. Куценкова // Вестник Оренбургского удсудорсмооммдуд умлоорслмомо. - 2011. - №16 (105). - И. 479 - 482.
28. Лормор, Н.Я. Розолмло мытоомлл упощлхся о працоссо абупомлл [Эоотмраммый росурс]: http // lemer_ija_evelopment.pdf
29. Моторо, О.Ы. Зодопл с лсмарлпостлм садоржомлем о абупомлл момомомлто /О.Ы. Моторо //Ыопокнмол ттаоо. - 2013. - №7. - И. 06 - 38.
30. Модоодооо, Ы.В.Фармлраоомло л розолмло умлоорсоонмых упобмых дойсмолй о мопоонмам абщом аброзаоомлл / Ы.В. Модоодооо // Ыопокнмол ттаоо: поюс Да л Пасоо. - 2011. - №7. - И.39-41.
31. Модмлтаоо, Ы.А. Нспаонодоомло лсмарлпостлх соодомлй мо уратох момомомлтл /Ы.А. Модмлтаоо //Ыопокнмщ^ ттаоо. - 2009. - №5. - И. 50 - 54.
32. Момдыуоклооо, А.К. Момадлпостло прлёмы прл абупомлл ротомлю оодоп о мопоонмай ттаоо / А.К. АоI^дыгщдиоаa // Ыопокнмол ттаоо поюс Да л Пасоо. - 2013. - № 14. - И. 40 - 47.
33. Момадлто пропадооомлл момомомлтл о мопоонмых тооссох: Вапрасы посммай момадлтл / Ы.Б. Нсмамлма, Е.Н. Млторооо, Р.Ы. Шлтаоо, Г.Г. Шмырооо. - Мастоо.: Прасоощомло, 1986. - 147 с.
34. Момадлпостло ротамомдоцлл [Эоотмраммый росурс]: http://knowledge.allbest.rU/pedagogics/2c0a65625a2bc78b5c53b88421306c27_0.h tml
35. Ыодаолмстол, Н.В. Оброзаоомоонмол слсмомо «Штаоо 4144» тот сродо прафоссламоонмауд сомарозолмлл уплмоол / Н.В. Ыодаолмстол, Т.Н. Пооодоо // Ыопокнмол ттаоо поюс Да л Пасоо. - 2012. - № 4. - И. 10 - 17.
36. Ылтаооу, Л.Л. Осущосмооомле проомсмооммасмл можду даттаонмым л мопоонмым аброзаоомлом прл абупомлл момомомлтл / Л.Л. Ылтаооу // Ыопокнмол ттаоо. - 2009. - № 4. - И. 00 - 37.
37. Ыасыраоо, И.В. МомадлтоІ лспаоноаоомлл сморлммых оодоі о працоссо абупомлл /И.В. Ыасыраоо: оомарофором длссормоцлл мо салстомле упомай смопомл томдлдомо ПОДОУДУЛПОСТЛХ моут /Мастаостлй государственный открытый педагогический университет им. М.А. Шолохов!. Москва, 2005 [Электронный ресурс]: http: //nauka-pedago gika.com
38. Овчинникова, Р.Ю. Вычисления в пределах миллиона. Закрепление / Р.Ю. Овчинникова // Начальная школа. - 2008. - № 1. - С. 114 - 116.
39. Пиликина, Н.В. Освоение первоклассниками приёмов организации своей деятельности на уроках математики / Н.В. Пиликина // Начальная школа плюс До и После. - 2012. - № 11. - С. 36 - 39.
40. Пичугин, С.С. Графическое моделирование в работе над текстовой задачей / С.С. Пичугин // Начальная школа. - 2009. - №5. - С. 41 - 45.
41. Примерная программ проектирования универсальных учебных действий в начальной школе: пос. для учителя «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: От действия к мысли» [Электронный ресурс]: http: // standart/edu/ru/catalog/aspx?CatalogId=533
42. Программа развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального образования [Электронный ресурс]: http: // standart/edu/ru/catalog/aspx?CatalogId=452
43. Самойлова, Е.А. Технология продуктивного чтения на уроках математики в начальной школе / Е.А. Самойлова // Начальная школа плюс До и После. - 2012. - № 8. - С. 23 -28 .
44. Сарычев, С.В. Педагогическая психология. Краткий курс / С.В. Сарычев, И.Н. Логинов. - Санкт-Петербург.: Питер, 2006. - 224 с.
45. Селькина, Л.В. Методические подходы к формированию представлений о задаче, решаемой в несколько действий / Л.В. Селькина. - Начальная школа. - 2013. - № 6. - С. 63 - 70.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ