ИЗУЧЕНИЕ ГЕОЭКОЛОГИИ ГОРОДА ШКОЛЬНИКАМИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГЕОЭКОЛОГИИ 6
1.1. Геоэкология и её интегративное значение в системе наук 6
1.2. Геоэкология города и характеристика городской среды 9
1.3. Геоэкологические проблемы современных городов 17
1.4. Геоэкологическая классификация городов 29
ГЛАВА II. ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ГОРОДОВ ТАТАРСТАНА 35
2.1. Историко-географическая характеристика городов Татарстана 35
2.2. Мониторинг загрязнения природной среды города 38
2.3. Комплексная оценка экологического состояния крупных городов РТ.. ..48
ГЛАВА III. МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ГОРОДА ШКОЛЬНИКАМИ 60
2.1. Краеведческий подход при изучении геоэкологических проблем
большого города 60
2.2. Школьный экологический мониторинг как форма изучения
геоэкологических проблем города ..69
2.3. Образовательное и воспитательное значение изучения геоэкологических проблем 74
2.4. Отечественный опыт школьного экологического мониторинга 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
ЛИТЕРАТУРА 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 87
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГЕОЭКОЛОГИИ 6
1.1. Геоэкология и её интегративное значение в системе наук 6
1.2. Геоэкология города и характеристика городской среды 9
1.3. Геоэкологические проблемы современных городов 17
1.4. Геоэкологическая классификация городов 29
ГЛАВА II. ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ГОРОДОВ ТАТАРСТАНА 35
2.1. Историко-географическая характеристика городов Татарстана 35
2.2. Мониторинг загрязнения природной среды города 38
2.3. Комплексная оценка экологического состояния крупных городов РТ.. ..48
ГЛАВА III. МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ГОРОДА ШКОЛЬНИКАМИ 60
2.1. Краеведческий подход при изучении геоэкологических проблем
большого города 60
2.2. Школьный экологический мониторинг как форма изучения
геоэкологических проблем города ..69
2.3. Образовательное и воспитательное значение изучения геоэкологических проблем 74
2.4. Отечественный опыт школьного экологического мониторинга 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
ЛИТЕРАТУРА 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 87
Политические и социально-экономические преобразования российского общества привели к коренной перестройке структуры и содержания общего среднего образования. Все большее значение приобретают развивающие и воспитательные функции учебных предметов, в том числе школьной географии. Перестройка содержания среднего образования требует нового подхода к изучению актуальных проблем современности, к которым относится мировой экологический кризис и вопросы урбанизации.
В последние десятилетия XX века изменились представления о реальной экологической ситуации в мире, возникли понятия экологической безопасности, всеобщего экологического императива, связанные с увеличением городского населения и возрастанием всех видов антропогенного воздействия на окружающую среду.
Развитие городских форм расселения привело к тому, что более половины жителей планеты проживает в городах, где происходят глубокие преобразования природной среды, подрывающие жизненные основы существования самой человеческой цивилизации.
Проблемы городской среды являются предметом изучения различных отраслей знаний: географии, биологии, истории, социологии, психологии и др. Современные исследователи изучают отдельные экологические факторы среды, являющиеся причиной и движущей силой какого-либо процесса, определяя их характер и отдельные черты.
В настоящее время идет процесс экологической переориентации, который заключается в перенесении исследования экологических проблем во все области наук, происходит интеграция знаний, ведутся
междисциплинарные исследования и экологизация всех научных дисциплин.
Г еоэкологические проблемы городской среды в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) среднего (полного)
общего образования определены как проблемы создания благоприятной среды как для жизни человека, необходимой для создания благоприятных условий, так и для всего живого в городе [36].
Анализ научной географической, методической, психологопедагогической литературы, позволил выявить следующие противоречия между: обострением геоэкологических проблем в городе и слабым
отражением данных проблем в содержании школьных курсов; необходимостью изменения мирововоззрения учащихся как граждан по отношению к окружающей городской среде в связи с изучением геоэкологических проблем большого города и отсутствием работ практической направленности по их изучению.
Наличие этих противоречий определило актуальность и выбор темы исследования: «Изучение геоэкологи города школьниками».
Цель выпускной квалификационной работы: проанализировать
методики изучения геоэкологических проблем города школьниками.
Достижение поставленной цели осуществляется на основе решения следующих задач:
- изучить теоретические основы геоэкологии и геоэкологии города
- проанализировать методические аспекты практической направленности изучения геоэкологических проблем большого города на основе краеведческого подхода в курсе школьной географии;
- рассмотреть опыт изучения геоэкологических проблем города в курсе географии основной школы на основе школьного экологического мониторинга в России.
Объект выпускной квалификационной работы: процесс изучения геоэкологических проблем города в курсе школьной географии школьниками
Предмет выпускной квалификационной работы: геоэкологические
проблемы города и методика их изучения в курсе географии школьниками
Таким образом, проблема исследования опирается на социальный заказ общества, нуждающегося в воспитании и образовании, экологически грамотной личности.
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, выводов, списка литературы и приложения.
В последние десятилетия XX века изменились представления о реальной экологической ситуации в мире, возникли понятия экологической безопасности, всеобщего экологического императива, связанные с увеличением городского населения и возрастанием всех видов антропогенного воздействия на окружающую среду.
Развитие городских форм расселения привело к тому, что более половины жителей планеты проживает в городах, где происходят глубокие преобразования природной среды, подрывающие жизненные основы существования самой человеческой цивилизации.
Проблемы городской среды являются предметом изучения различных отраслей знаний: географии, биологии, истории, социологии, психологии и др. Современные исследователи изучают отдельные экологические факторы среды, являющиеся причиной и движущей силой какого-либо процесса, определяя их характер и отдельные черты.
В настоящее время идет процесс экологической переориентации, который заключается в перенесении исследования экологических проблем во все области наук, происходит интеграция знаний, ведутся
междисциплинарные исследования и экологизация всех научных дисциплин.
Г еоэкологические проблемы городской среды в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) среднего (полного)
общего образования определены как проблемы создания благоприятной среды как для жизни человека, необходимой для создания благоприятных условий, так и для всего живого в городе [36].
Анализ научной географической, методической, психологопедагогической литературы, позволил выявить следующие противоречия между: обострением геоэкологических проблем в городе и слабым
отражением данных проблем в содержании школьных курсов; необходимостью изменения мирововоззрения учащихся как граждан по отношению к окружающей городской среде в связи с изучением геоэкологических проблем большого города и отсутствием работ практической направленности по их изучению.
Наличие этих противоречий определило актуальность и выбор темы исследования: «Изучение геоэкологи города школьниками».
Цель выпускной квалификационной работы: проанализировать
методики изучения геоэкологических проблем города школьниками.
Достижение поставленной цели осуществляется на основе решения следующих задач:
- изучить теоретические основы геоэкологии и геоэкологии города
- проанализировать методические аспекты практической направленности изучения геоэкологических проблем большого города на основе краеведческого подхода в курсе школьной географии;
- рассмотреть опыт изучения геоэкологических проблем города в курсе географии основной школы на основе школьного экологического мониторинга в России.
Объект выпускной квалификационной работы: процесс изучения геоэкологических проблем города в курсе школьной географии школьниками
Предмет выпускной квалификационной работы: геоэкологические
проблемы города и методика их изучения в курсе географии школьниками
Таким образом, проблема исследования опирается на социальный заказ общества, нуждающегося в воспитании и образовании, экологически грамотной личности.
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, выводов, списка литературы и приложения.
В процессе анализа дидактической научно-методической литературы выявлена недостаточная методическая разработанность вопросов изучения геоэкологических проблем, отражающих специфику крупного города. Последнее диктует необходимость разработки системы геоэкологического образования в курсе географии средней школы.
На передний план выходит новое направление - геоэкология, которая изучает измененные антропогенные ландшафты. Городская среда является типичным антропогенным ландшафтом, в котором наиболее ярко обнажились противоречия в системе человек-природа-общество. Изучение геоэкологических проблем необходимо для обеспечения благоприятных условий для жизни горожан и сохранения созданной экосистемы. Однако выявлена недостаточная методическая разработанность изучения геоэкологических проблем города, что определяет необходимость поиска эффективных путей их изучения.
Выявленная междисциплинарная связь геоэкологии с географией позволяет определить эффективные пути изучения геоэкологических проблем больших городов в курсе географии основной школы.
В процессе исследования было определено, что изучение
геоэкологических проблем большого города должно строиться на основе краеведческого подхода. Он позволяет изучать геоэкологические проблемы на протяжении всего основного курса географии от конкретной территории своего окружения (дом, округ) до всего природного комплекса города.
Выполнение работ практической направленности на местности способствует развитию умений и навыков, расширяет кругозор, позволяет приобрести жизненный опыт, повышает интерес к изучению
геоэкологических проблем своего округа, города.
Наблюдение, самостоятельная работа, выполнение заданий позволяет
учащимся увидеть в реальной жизни существующие проблемы, а также использовать полученные знания и умения применительно к их окружению для сохранения окружающей среды.
На передний план выходит новое направление - геоэкология, которая изучает измененные антропогенные ландшафты. Городская среда является типичным антропогенным ландшафтом, в котором наиболее ярко обнажились противоречия в системе человек-природа-общество. Изучение геоэкологических проблем необходимо для обеспечения благоприятных условий для жизни горожан и сохранения созданной экосистемы. Однако выявлена недостаточная методическая разработанность изучения геоэкологических проблем города, что определяет необходимость поиска эффективных путей их изучения.
Выявленная междисциплинарная связь геоэкологии с географией позволяет определить эффективные пути изучения геоэкологических проблем больших городов в курсе географии основной школы.
В процессе исследования было определено, что изучение
геоэкологических проблем большого города должно строиться на основе краеведческого подхода. Он позволяет изучать геоэкологические проблемы на протяжении всего основного курса географии от конкретной территории своего окружения (дом, округ) до всего природного комплекса города.
Выполнение работ практической направленности на местности способствует развитию умений и навыков, расширяет кругозор, позволяет приобрести жизненный опыт, повышает интерес к изучению
геоэкологических проблем своего округа, города.
Наблюдение, самостоятельная работа, выполнение заданий позволяет
учащимся увидеть в реальной жизни существующие проблемы, а также использовать полученные знания и умения применительно к их окружению для сохранения окружающей среды.
Подобные работы
- Педагогические основы геоэкологического воспитания школьников старших классов посредством туристской деятельности
Магистерская диссертация, география. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ИЗУЧЕНИЕ ГЕОЭКОЛОГИИ ГОРОДА ШКОЛЬНИКАМИ
Дипломные работы, ВКР, география. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КРАЕВЕДЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2019 - Формирование краеведческой компетенции у младших школьников в процессе экскурсий
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2017 - Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках географии в процессе изучения оценки экологического состояния
Зонального района Алтайского края
Дипломные работы, ВКР, география. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ЗАГРЯЗНЕНИЕ ВОД МИРОВОГО ОКЕАНА И ИЗУЧЕНИЕ ТЕМЫ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОГРАФИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЕСТЕСТВЕННО-ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2017 - МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВОЗДУХА НА ОСНОВЕ ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В КУРСЕ ШКОЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2019 - КВЕСТ-ЦЕНТРЫ ГОРОДА БАРНАУЛА КАК СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА (НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КВЕСТ- ЦЕНТРА «ILLUZOROOM»)
Дипломные работы, ВКР, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021



