ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГЕОЭКОЛОГИИ 6
1.1. Геоэкология и её интегративное значение в системе наук 6
1.2. Геоэкология города и характеристика городской среды 9
1.3. Геоэкологические проблемы современных городов 17
1.4. Геоэкологическая классификация городов 29
ГЛАВА II. ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ГОРОДОВ ТАТАРСТАНА 35
2.1. Историко-географическая характеристика городов Татарстана 35
2.2. Мониторинг загрязнения природной среды города 38
2.3. Комплексная оценка экологического состояния крупных городов РТ.. ..48
ГЛАВА III. МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ГОРОДА ШКОЛЬНИКАМИ 60
2.1. Краеведческий подход при изучении геоэкологических проблем
большого города 60
2.2. Школьный экологический мониторинг как форма изучения
геоэкологических проблем города ..69
2.3. Образовательное и воспитательное значение изучения геоэкологических проблем 74
2.4. Отечественный опыт школьного экологического мониторинга 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
ЛИТЕРАТУРА 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 87
Политические и социально-экономические преобразования российского общества привели к коренной перестройке структуры и содержания общего среднего образования. Все большее значение приобретают развивающие и воспитательные функции учебных предметов, в том числе школьной географии. Перестройка содержания среднего образования требует нового подхода к изучению актуальных проблем современности, к которым относится мировой экологический кризис и вопросы урбанизации.
В последние десятилетия XX века изменились представления о реальной экологической ситуации в мире, возникли понятия экологической безопасности, всеобщего экологического императива, связанные с увеличением городского населения и возрастанием всех видов антропогенного воздействия на окружающую среду.
Развитие городских форм расселения привело к тому, что более половины жителей планеты проживает в городах, где происходят глубокие преобразования природной среды, подрывающие жизненные основы существования самой человеческой цивилизации.
Проблемы городской среды являются предметом изучения различных отраслей знаний: географии, биологии, истории, социологии, психологии и др. Современные исследователи изучают отдельные экологические факторы среды, являющиеся причиной и движущей силой какого-либо процесса, определяя их характер и отдельные черты.
В настоящее время идет процесс экологической переориентации, который заключается в перенесении исследования экологических проблем во все области наук, происходит интеграция знаний, ведутся
междисциплинарные исследования и экологизация всех научных дисциплин.
Г еоэкологические проблемы городской среды в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) среднего (полного)
общего образования определены как проблемы создания благоприятной среды как для жизни человека, необходимой для создания благоприятных условий, так и для всего живого в городе [36].
Анализ научной географической, методической, психологопедагогической литературы, позволил выявить следующие противоречия между: обострением геоэкологических проблем в городе и слабым
отражением данных проблем в содержании школьных курсов; необходимостью изменения мирововоззрения учащихся как граждан по отношению к окружающей городской среде в связи с изучением геоэкологических проблем большого города и отсутствием работ практической направленности по их изучению.
Наличие этих противоречий определило актуальность и выбор темы исследования: «Изучение геоэкологи города школьниками».
Цель выпускной квалификационной работы: проанализировать
методики изучения геоэкологических проблем города школьниками.
Достижение поставленной цели осуществляется на основе решения следующих задач:
- изучить теоретические основы геоэкологии и геоэкологии города
- проанализировать методические аспекты практической направленности изучения геоэкологических проблем большого города на основе краеведческого подхода в курсе школьной географии;
- рассмотреть опыт изучения геоэкологических проблем города в курсе географии основной школы на основе школьного экологического мониторинга в России.
Объект выпускной квалификационной работы: процесс изучения геоэкологических проблем города в курсе школьной географии школьниками
Предмет выпускной квалификационной работы: геоэкологические
проблемы города и методика их изучения в курсе географии школьниками
Таким образом, проблема исследования опирается на социальный заказ общества, нуждающегося в воспитании и образовании, экологически грамотной личности.
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, выводов, списка литературы и приложения.
В процессе анализа дидактической научно-методической литературы выявлена недостаточная методическая разработанность вопросов изучения геоэкологических проблем, отражающих специфику крупного города. Последнее диктует необходимость разработки системы геоэкологического образования в курсе географии средней школы.
На передний план выходит новое направление - геоэкология, которая изучает измененные антропогенные ландшафты. Городская среда является типичным антропогенным ландшафтом, в котором наиболее ярко обнажились противоречия в системе человек-природа-общество. Изучение геоэкологических проблем необходимо для обеспечения благоприятных условий для жизни горожан и сохранения созданной экосистемы. Однако выявлена недостаточная методическая разработанность изучения геоэкологических проблем города, что определяет необходимость поиска эффективных путей их изучения.
Выявленная междисциплинарная связь геоэкологии с географией позволяет определить эффективные пути изучения геоэкологических проблем больших городов в курсе географии основной школы.
В процессе исследования было определено, что изучение
геоэкологических проблем большого города должно строиться на основе краеведческого подхода. Он позволяет изучать геоэкологические проблемы на протяжении всего основного курса географии от конкретной территории своего окружения (дом, округ) до всего природного комплекса города.
Выполнение работ практической направленности на местности способствует развитию умений и навыков, расширяет кругозор, позволяет приобрести жизненный опыт, повышает интерес к изучению
геоэкологических проблем своего округа, города.
Наблюдение, самостоятельная работа, выполнение заданий позволяет
учащимся увидеть в реальной жизни существующие проблемы, а также использовать полученные знания и умения применительно к их окружению для сохранения окружающей среды.
1. Александрова В.П., Гусейнов А.Н., Нифантьева Е.А., Болгова И.В., Шапошникова И.А. Изучаем экологию города на примере московского столичного региона (пособие учителю по организации практических занятий) // М.: Издательство Бином. - 2009. - 400 с.
2. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса (Методические основы). М.: Просвещение. - 1982.
3. Базисный учебный план средней школы. М. 1993
4. Базовый компонент географического образования для основной школы // География в школе, 1993. №4.
5. Баранов A.B. Социально демографическое состояние города. - М., 1981
6. Баранова О.Ю. Экология города: проблемы, пути решения (водная среда города) // География в школе. - 2013. - №4. С. 34-40.
7. Баранова О.Ю. Экология города: проблемы, пути решения (состояние воздушной среды) // География в школе. - 2013. - №10. С. 19-25.
8. Баранова О.Ю., Щвецов А.М. Экология города: растительность в городе // География в школе. - 2014. - №9. С. 26-33.
9. Баранова О.Ю., Щвецов А.М. Экология города (проблемы, пути решения). Фауна поселений человека. // География в школе. - 2017. - №2. С. 13-22.
10. Винокурова Н.В. Геоэкологическое образование: преемственность и инновации // География в школе. - 2012. - №5. С. 21-26.
11. Внеклассная исследовательская деятельность учащихся при изучении геоэкологических проблем в курсе "Г еография России" // Г еография в школе. - 2007. - № 3. - С. 69
12. Временный государственный образовательный стандарт /проект/ Образовательная область «Земля» (география и геоэкология) М.: Институт общеобразовательных школ РАО. -1993.
13. Геоэкология: региональные аспекты И Материалы к IX съезду Географического общества СССР. Казань, 1990.
14. Геоэкология: региональные аспекты. // Материалы к IX Съезду Геогр. Общества СССР, провед. в 1990г. в г. Казань / под ред. Ю.П. Селиверстов, В.М. Разумовский. Л., ГО. - 1990
15. Голубчиков С.И. Географо-экологическое образование или мнимая образованность // География в школе. - 2015. №9. - с. 35-40.
16. Горецкая А.Г., Марголина И.А. Биоиндикационные методы в экологическом образовании // География в школе. -- 2014. № 10. С. 19
22.
17. Государственный доклад о состоянии природных ресурсов и об охране окружающей природной среды Республики Татарстан в 1998- 2015 гг. Казань, 1999-2016 г.
18. Государственный доклад о состоянии здоровья населения и сан - эпидемиологического благополучия РТ в 2012 г. Казань: Медицина,
2013.
19. Гусейнов А.Н. Роберт А.Э. Изучение антропогенного воздействия на природную среду в условиях большого города и создание «Красной книги» почв // География в школе. 2015. №3. С.56-57.
20. Демидова Н.Н. Продуктивная познавательная самостоятельная деятельность учащихся при изучении экологических проблем России // География в школе. - 2009. - № 6. - С. 34.
21. Демидова Н.Н., Камерилова Г.С, Матвеева А.В. Живая природа урбанизированной среды как фактор формирования культурноэкологической компетенции школьников // 2014. - №7. - С. 43-47.
22. Демидова Н.Н., Камерилова Г.С. Экологический дизайн городской среды на пути гармонии человека и природы // География в школе. - 2015. №8. - С. 19-24.
23. Жекулин П.С. Введение в географию. Л., 1984.
24. Зверев И.Д. Учебные исследования по экологии в школе: Методы и средства обучения. - М., 1993.
25. Значение экологических классификаций крупных городов России. Реферативный журнал «География», №1, М. 2000.
26. Карлович И.А. Геоэкология. Учебник для вузов. Изд-во «Академический проект», 2013 г. С. 512.
27. Кочуров Б.И. Геоэкология: экодиагностика и эколого-хозяйственный баланс территории. Смоленск, СГР, 1999.
28. Кочуров Б.И. Экодиагностика и сбалансированное развитие / Б.И. Кочуров. - Смоленск: Маджента, 2003. - 381 с
29. Кубышкина Е.Н., Веселова Е.И., Уразметов И.А. Геоэкологический мониторинг городской среды как форма экологического образования и воспитания // Научный журнал «Образование и саморазвитие» 2013. №1. С. 28-33.
30. Лаппо Г.М., Машбиц Я.Г. Урбанизация в системе глобальных проблем человечества. Глобальные проблемы современности: сборник трудов ВНИНСН, вып. 1, М., 1988.
31. Министерство образования Республики Татарстан
http: //mon.tatarstan.ru/rus/monitoring.htm
32. Мустафин М.Р., Хузеев Г.Г. Все о Татарстане (экономикогеографический справочник) Казань: Татарское кн. изд-во, 1995.
33. Поздеев В.Б. Становление и современное состояние геоэкологии / В.Б. Поздеев. - Смоленск: Маджента, 2004. - 324 с.
34. Программы для общеобразовательных учреждений: География.6-11 классы / сост. Е.В. Овсянникова. - 3-у изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2010. - 126 с.
35.21.Реймерс Н.Ф. Природопользование: Словарь-справочник. - М.: Мысль, 1990.
36. Розанова А.Л. Практическая работа «Составление схемы геоэкологических причинно-следственных связей в окружающей среде» // География в школе. - 2008. - № 8. - С. 37.
37. Розанова А.Л., Розанов Л.Л. Профильный курс «Геоэкология»: тематическое планирование и практические работы// География в школе. - 2008. - № 2. - С. 36.
38. Розанова Л.Н. Оценка взаимосвязей токсичности техногенного загрязнения окружающей среды и заболеваемости населения в регионе (на примере Республики Татарстана). Автореферат, Казань, 2000.
39. Ситаров В.А., Пустовойтов В.В. Социальная экология: Учеб. пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 280 с.
40. Становление геоэкологии как важный этап в развитие географии ХХ столетия / Г.Н. Белозерский, В.В. Дмитриев. Известия РАН. Серия географическая.№2, 2007. С.19-28.
41. Соколов В.И., Хозин Г.С. Промышленность и охрана окружающей среды. - М.: Знание, 1980.
42. Тетиор А.Н. Городская экология: учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / А.Н. Тетиор. - 2-е изд. Стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 336 с.
43. Трофимов А.М. Проблемы общей географии: учебное пособие / А.М. Трофимов, И.Т. Гайсин, Е.Н. Кубышкина. - Казань: Школа, МОиН РТ, 2010. - 108 с.
44. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. Проект (доработка 15 февраля 2011 года) «Российская Газета» № 30 17 февраля 2011 г.
45. Экологический мониторинг: учебно-методическое пособие. / Под ред. Т.Я. Ашихминой. М.: Киров, 2006.
46. Экология большого города. Альманах. АО «Прима - м» по охране окружающей среды при правительстве Москвы; нац. Комитет содействия Программе ООН окружающей среде /ЮНЕПКом/- М.: Прима - Пресс, 1996.
47. Экология города Казани. - Казань: Изд-во «Фэн» Академии наук РТ, 2005. - 576 с.
48. Экология и проблемы большого города. Реферативный сборник РАН, 1992.