Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование краеведческой компетенции у младших школьников в процессе экскурсий

Работа №110974

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы59
Год сдачи2017
Стоимость4215 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
89
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические основы краеведческой компетенции у младших школьников 8
1.1 Специфика формирования краеведческой компетенции у младших
школьников 8
1.2 Условия формирования краеведческой компетенции у младших
школьников 16
Выводы по первой главе 27
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию краеведческой компетенции у младших школьников 28
2.1 Диагностика уровня краеведческой компетенции 28
2.2 Разработка и внедрение комплекса занятий 38
2.3 Анализ и обобщение результатов 44
Выводы по второй главе 52
Заключение 53
Список используемой литературы 55


Актуальность работы заключается в том, что в настоящее время возрос интерес к изучению родного края в образовательных учреждениях. Формирование представлений о своей малой родине, о том месте, где ты вырос и находишься, следует начинать именно с младшего школьного возраста, так как на данном возрастном периоде дети стремятся открывать для себя что-то новое.
Основы краеведческой компетенции закладываются на начальных этапах развития личности ребёнка. Формирование краеведческой компетенции начинается еще с детского сада. Важно продолжать изучать новое и закреплять изученное детьми иначе школьники потеряют интерес к данной деятельности на следующем этапе обучения.
Современному обществу нужны такие граждане, которые готовы к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию, где под саморазвитием школьников понимается знание настоящего и прошлого своего народа, осознание своей этнической и культурной принадлежности, знание истории своего народа, своей малой родины, воспитание чувства долга и ответственности перед своей страной.
Так, мы можем сказать о том, что формирование краеведческой компетенции является важным аспектом в работе современной начальной школы.
Для успешного формирования краеведческой компетенции необходимо проводить работу не только в стенах школы, но и в семье, где большое значение для развития играет его близкое окружение. Именно семья дает первый опыт, приобщает к активной деятельности.
Важной является и задача учителя, который должен познакомить ребенка с родным краем, дать необходимые знания и пробудить интерес к изучению своей местности. В связи с этим в педагогике ведется интенсивный поиск новых подходов к привитию школьникам любви к родному краю на основе краеведческих представлений о ярких событиях и фактах.
В рамках педагогики и психологии данный вопрос широко рассматривался в работах многих известных учёных. А.Я. Коменский, Ж.Ж.Руссо, А. Дистервег писали о том, что в воспитании и обучении младшего школьника необходимо систематически обращаться к его краеведческим представлениям, совершенствовать их. Р.С. Иткина, В.А. Котова в своих трудах отразили разработки различных формы краеведческой деятельности у младших школьников. В свою очередь, Н.Н. Баранский выделил две категории связей с преподаванием краеведения.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена следующими противоречиями между:
- потребностями образовательных организаций и недостаточным использованием образовательных и воспитательных ресурсов краеведческой деятельности;
- уровнем подготовленности по данному аспекту учителей начальных классов и актуальными задачами образования, а также особенностью построения классно-урочной системы, которая не позволяет оптимизировать данный процесс.
На основании выделенных нами противоречий, анализа психолого- педагогической литературы, а также в результате изучения опыта работы, была сформулирована проблема исследования: каковы условия
формирования краеведческой компетенции у младших школьников во внеурочной деятельности?
Всё вышеизложенное обусловило выбор темы данной работы: «Формирование краеведческой компетенции у младших школьников в процессе экскурсий».
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность комплекса создания психолого-педагогических условий для формирования краеведческой компетенции у младших школьников.
Объект исследования - процесс формирования краеведческой компетенции у младших школьников.
Предмет исследования - формирование краеведческой компетентности у младших школьников в процессе экскурсий.
Гипотеза исследования базируется на предположении о том, что процесс формирования краеведческой компетенции у младших школьников будет осуществляться наиболее эффективно если будет:
- осуществляться взаимосвязь учебной и внеурочной работы по формированию краеведческой компетенции;
- использованы современные методы и приемы воспитания младших школьников;
- реализован личностно-ориентированный подход к формированию краеведческой компетенции младших школьников;
- использованы современные технические средства обучения.
Цель, объект, предмет обусловили постановку задач исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования краеведческой компетенции.
2. Исследовать уровень сформированности краеведческих компетенций у младших школьников, используя ряд диагностических методик.
3. Разработать и внедрить блок экскурсий по формированию краеведческой компетенции.
4. Проанализировать и обобщить результаты, полученные в ходе проведения исследования.
Методы исследования: теоретические - анализ, обобщение психолого-педагогической литературы; эмпирические - метод тестов, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы), количественный и качественный анализ данных.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты, полученные в ходе проделанной работы, могут быть использованы учителями начальных классов для формирования краеведческой компетенции у младших школьников в рамках образовательного процесса.
Экспериментальная база исследования: МБУ «Школа №47», г.о.
Тольятти, 1 «А» и 1 «Г» классы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе анализа психолого-педагогической литературы было выявлено, что краеведческая компетенция - совокупность знаний, умений, навыков и опыта, необходимых для продуктивной познавательно-краеведческой деятельности, проявляющейся в осознании ценностей родного края.
Проблема формирования краеведческой компетенции остаётся интересной и актуальной сегодня, так как именно младший школьный возраст является наиболее благоприятным для формирования основных знаний. Проанализировав учебную литературу, можно сделать вывод о том, что существует множество различных форм и методов краеведческой компетенции. При работе над формированием краеведческой компетенции у детей развивается бережное отношение к природе, нравственные качества, стремление охранять природу и познать окружающий мир.
Для того, чтобы у детей младшего школьного возраста благоприятно формировалась краеведческая компетенция нужно использовать нестандартные формы и методы работы, например, урок-экскурсия, викторина. При правильной организации работы педагог сможет заинтересовать детей в изучении данной темы, формировать любовь к своему родному краю.
Проведенный нами педагогический эксперимент, описанный во второй главе, состоял из трёх этапов:
1 этап - констатирующий. На данном этапе мы выявили уровень краеведческой компетенции в контрольной и экспериментальной группах;
2 этап - формирующий. В ходе второго этапа нами был разработан и внедрён комплекс занятий, направленный на улучшение уровня краеведческой компетенции младших школьников;
3 этап - контрольный, на котором мы провели повторную диагностику уровня краеведческой компетенции, а также проанализировали полученные результаты.
Исследование проводилось на базе МБУ школы № 47 города Тольятти. Контрольную группу составили 15 учащихся из 1 «А» класса, а экспериментальную 15 учащихся из 1 «Г» класса.
Для исследования уровня краеведческой компетенции использовались следующие методики:
1. Опросник, составленный на основе опросника С.Д Дерябо и В.А. Ясвина «Натурфил».
2. Анкета, составленная на основе Д.В. Григорьева « Отечество моё Россия».
3. Методика В.А. Ясвина «Альтернатива».
4. Методика «Доминанта» А. Ф. Лазурского.
5. Анкета « Знаем ли мы Тольятти».
6. Методика Д.В. Григорьева « патриотизм в моём понимании», адаптирована в методику « Краеведение в моем понимании».
Благодаря методикам мы смогли выявить, что у испытуемых детей преобладает средний уровень краеведческой компетенции. Анализ полученных результатов помог разработать и внедрить комплекс занятий, направленный на повышение уровня краеведческой компетенции на втором этапе педагогического эксперимента.
На последнем этапе мы провели повторную диагностику уровня формирования краеведческой компетенции и выявили, что разработанный комплекс оказался эффективным. Результаты повторной диагностики показывают, что у детей повысился интерес к изучению родного края, дети стали больше знать о своей городе.
Таким образом, поставленные перед нами цель и задачи были достигнуты, а также подтверждена гипотеза.



1. Агапова, И.С. Патриотическое воспитание / И.С. Агапова. - М.: Айрис-пресс, 2002. - 224 с.
2. Азимов, Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. - М. : Издательство ИКАР, 2009. - 448 с.
3. Алешина, Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью / Н.В.Алешина. -М.: Перспектива, 2009. - 145 с.
4. Алешина, Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников / Н.В. Алешина. - М.: Перспектива, 2008. - 248 с.
5. Апетян, М. К. Психологические и возрастные особенности младшего школьника / М.К. Апетян . - М. : Просвещение, 2014. - 144 с.
6. Арнольдов, Н.А. Край наш Кошкинский от А до Я. Краеведческий словарь-справочник / Н.А. Арнольдов. - Сам. : Кошки, 2005. - 143 с.
7. Ашурков, В.Н. Историческое краеведение / В.Н. Ашурков. - М.: Просвещение, 1980. -154 с.
8. Березовин, Н.А. Учитель и детский коллектив / Н.А. Березовин. - М. : Педагогика, 2014. - 120 с.
9. Блонский, П.П. Психология младшего школьника / П.П. Блонский. - М. : Просвещение, 2013. - 324 с.
10. Богатеева, З.А. Приобщение детей к традиционной культуре народов Среднего Поволжья / З.А. Богатеева. - Чебоксары.: Новое время, 2001. - 100 с.
11. Буторина, Т.С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т.С. Буторина. - М.: КАРО, 2004. - 224 с.
12. Виноградова, Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников: Проблемы и перспективы / Н.Ф. Виноградова // Начальная школа. - М. : Просвещение, 2009. - С.20-24.
13. Виситова, Л. С. Формирование экологического воспитания и культуры учащихся начальной школы / Л.С.Виситова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VII междунар. науч. конф. — Краснодар: Новация, 2015. — С. 15-18.
14. Воронова, Е.А. Патриотическое воспитание. Программы, мероприятия, игры / Е.А. Воронова. - М.: Феникс, 2006. - 228 с.
15. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. - М. : АСТ, 2011.- 640с.
16. Давыдов, В.В. Лекции по педагогической психологии / В.В. Давыдов. - М. : Академия, 2006. - 224с.
17. Дерябо, С.В. Экологическая педагогика и психология / С.В. Дерябо. - Ростов на Дону.: Феникс, 1996. - 126 с.
18. Дуденко, И.Б. Историко-краеведческий подход в экологическом образовании школьников / И.Б. Дуденко. - Советская педагогика.: 1989. - 32 с.
19. Дыбина, О.В. Люби и знай свой Отчий край / О.В.Дыбина. - Тольятти.: ТФСамГПУ, 2001. - 150 с.
20. Загайнова, О.Ю Волжская земля - родина моя / О.Ю. Загайнова. - Самара.: Планета детсва, 2007. - 404 с.
21. Заруцкий, Б.А. Олимпиады по краеведению: Из опыта работы / Б.А. Заруцкий. - М. : Просвещение, 1965. - 103 с.
22. Захарова, Л.М. Мир, в котором я живу: Программа и методические рекомендации по воспитанию у детей дошкольного возраста культуры межнационального общения / Л.М. Захарова. - Ульяновск.: Вектор- С, 2008. - 102 с.
23. Захарчук, А.Л. Методические особенности формирования представлений о малой Родине у младших школьников / А.Л. Захарчук. - М. : Просвещение, 2015. - 27 с.
24. Захлебный, А.Н. Школа и проблемы охраны природы / А.Н. Захлебный - М. : Педагогика, 2010. - 184с.
25. Зверев, И.Д. Природа как фактор здоровья человека / И.Д. Зверев. // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. - М.: Педагогика, 2009. - C.29-33.
26. Зеленова, Н.Г. Мы живём в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников / Н.Г. Зеленова.- М.: Скрипторий, 2012. - 112 с.
27. Зеньковский, В.В. Психология детства / В.В.Зеньковский. -М.: Просвещение, 2007. - 297 с.
28. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: Учебник / И.А. Зимняя. - М. : Логос, 2008. - 384с.
29. Зосимовский, A.B. Краеведение и туризм во внеклассной работе /
A. B. Зосимовский. - М.: Академия, 1962. - 109 с.
30. Иванов, П.В. Педагогические основы школьного краеведения / П.В. Иванов. - М. : Просвещение, 1966. - 117 с.
31. Коменский, А.Я. Учитель учителей. Избранное / А.Я. Коменский. - М. : Карапуз, 2008. - 288 с.
32. Коменский, Я.А. Великая дидактика / Я.А. Коменский. - М.: Книга по Требованию, 2012. - 321 с.
33. Краеведческая работа в начальных классах : сборник статей. - М. : Просвещение, 1977. 224 с.
34. Краевский, В.В. Методология педагогического исследования /
B. В. Краевский. — Самара: Кошки, 1994. - 165 с.
35. Крутецкий, В.А. Психология / В.А. Крутецкий. - М. :
Просвещение, 2014. - 336 с.
36. Кузин, Н.П. Воспитательное и образовательное значение применения краеведческого материала в преподавании истории СССР / Н.П. Кузин // Преподавание истории в школе. 1954. - № 4. - С. 24-26.
37. Кузина, Т.Ф. Занимательная педагогика народов России: советы, игры, обряды / Т.Ф. Кузина. -М.:Школьная пресса, 2001. - 144 с.
38. Лавриненко, В. Формирование экологической культуры / В. Лавриненко // Воспитание школьников. 2004. - №3. - С.43-46.
39. Лихачев, Д.С. Земля родная / Д.С. Лихачев. М. : Эксмо, 2015. -
С.125-320.
40. Лярский, П.А. Пособие по краеведению / П.А. Лярский. —
Минск: Высшая школа, 1966. - 76 с.
41. Ляшенко, Е.А. Школа юного краеведа / Е.А. Ляшенко. - Волгоград. : Учитель, 2013. - 158 с.
42. Матова, В.Н. Краеведение в детском саду / В.Н. Матова. - М. : Детство-Пресс, 2015. - С. 24-176.
43. Маханева, М.Д. Приобщение младших школьников к
краеведению и истории России / М.Д. Маханева. - М. : АРКТИ, 2015. - 75 с.
44. Мелкумова, Р.Г. Роль семьи в экологическом воспитании младшего школьника / Р.Г. Мелкумова // Журн. Таврический научный обозреватель. - 2015. - №1-3. - С. 151-156.
45. Милонов, Н.П. Историческое краеведение / Н.П. Милонов. — М.: Просвещение, 1969. - 192 с.
46. Миронов, А.В. Методика изучения окружающего мира / А.В. Миронов. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 360 с.
47. Михайлова, Л. Краеведение во внеурочное время: Школьное творческое объединение «Турист-историк, геоэколог» / Л. Михайлова. - М. : Просвещение, 2003. - 115 с.
48. Мясцова, В. И. Краеведческий материал как средство художественно-творческого развития школьников / В.И. Мясцова. - М. : Просвещение, 2014. - 29 с.
49. Никонова, Г.В. Краеведение / Г.В. Никонова. - М. : Просвещение, 1984. - 38 с.
50. Никонова, М.А. Землеведение и краеведение : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / М.А. Никонова. - М. : Академия, 2005. - 220 с.
51. Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе / Р.В. Овчарова. - М. : Сфера, 2005. - 240 с.
52. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка. Около 100000 слов, терминов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов. М. : Мир и образование, 2017. - С. 759 -1376.
53. Солодянкина, Т.В. Экологическое воспитание учащихся / Т.В. Солодянкина. - М. : Академия, 2013. - С. 846-848.
54. Строев, К.Ф. Краеведение / К.Ф. Строев. М. : Просвещение, 1967. - 150 с.
55. Сухомлинский, В.А. Все добрые люди - одна семья / В.А. Сухомлинский. - М. : Школа, 2014. - С. 64-160.
56. Сухомлинский, В.А. О воспитании: Для педагогов, родителей и студентов педвузов / В.А. Сухомлинский. - М. : Шк. Пресса, 2003. - 189 с.
57. Сухомлинский, В.А. Родительская педагогика / В.А. Сухомлинский. - СПб. : Питер, 2017. - С. 144 -208.
58. Терехина, О.В. Педагогическое краеведение как средство воспитания интереса к учительскому труду у старшеклассников / О. В. Терехина. - М. : Академия, 2002. - 171 с.
59. Ушаков, Д.Н. Толковый словарь русского языка / Д.Н. Ушаков. - М.: АСТ,2004. -575 с.
60. Фабьен, Б. Тольятти. Рождение нового города / Б. Фабьен. - Екб. : TATLIN, 2014. - 144 с.
61. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М. : Просвещение, 2010. - 31 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ