Заказать работу


Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Функционирование фразеологизмов в современном англоязычном художественном тексте и их применение на уроках английского языка

Работа №60930
Тип работыДипломные работы, ВКР
Предметанглийский язык
Объем работы65
Год сдачи2016
Стоимость4760 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено 42
Не подходит работа?

Узнай цену на написание

Введение 3
Глава I . Теоретические основы фразеологии и сферы ее литературного применения 6
1.1 Художественный текст: своеобразие стиля и основные признаки....6
1.2 Фразеологизмы как предмет изучения науки фразеологии и их
характерные особенности 11
1.3 Функции фразеологических единиц в художественном тексте 17
Выводы по I главе 23
Глава II. Лингвистический анализ современного англоязычного художественного текста с позиции употребления фразеологизмов 24
2.1 Сравнительно - сопоставительный анализ функционирования
фразеологизмов в художественных текстах 24
2.2 Художественный текст и фразеологические единицы как способ формирования иноязычной коммуникативной компетенции на уроках
английского языка 48
Выводы по II главе 59
Заключение 60
Список использованной литературы

Художественный текст является важнейшим инструментом
современной литературы, для него характерно восприятие посредством чувств и эмоций, оказание влияния на воображение читателя. Для достижения подобного результата писатели используют все богатства языка, на первый план выходят образность и эмоциональность. Значительную роль в создании неповторимых образов и колоритной языковой материи играют фразеологизмы. Это яркие и живые выражения, применяемые литераторами как готовые образные определения, сравнения, эмоционально¬
изобразительные характеристики персонажей, окружающего мира. Фразеологический фонд и аутентичная художественная литература изучаемого языка являются частью зарубежной культуры и представляют особый интерес при обучении иностранному языку в школе.
Актуальность данной работы обусловлена тем, что интерес писателей, литературоведов и критиков к особенностям художественной литературы, специфике языковой материи и воздействию на читателя не угасает и по сей день. Развивающиеся в настоящее время новые направления в языкознании, а именно когнитивная лингвистика и лингвостилистика, позволяют детально рассмотреть такое явление, как средства выразительности, его сущность и функции в тексте. Постоянное пополнение фразеологического состава языка и признание его одним из самых ярких стилистических приемов речи порождают новые дискуссионные вопросы, исследования и концепции. Проблема анализа особенностей функционирования фразеологических единиц в художественном тексте относится к числу актуальных в современной лингвистике.
С методологической точки зрения, актуальным является вопрос применения аутентичных художественных текстов, содержащих фразеологический пласт английского языка, на уроках иностранного языка в школе. Ввиду недостаточного количества необходимой информации относительно приемов и методов формирования и систематизации речевых навыков учащихся и развития их социокультурной компетенции, возникает потребность детального изучения использования данного материала в рамках школьной практики.
Целью исследования является анализ функционирования
фразеологических единиц в современной англоязычной художественной литературе и процесса их применения на уроках английского языка.
Для достижения указанной цели, были поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы фразеологии и сферы ее литературного применения.
2. Определить степень функционирования фразеологических единиц в англоязычном художественном тексте.
3. Проанализировать влияние устойчивых сочетаний на выразительность языковой материи.
4. Провести анализ функциональных особенностей фразеологизмов на материале произведений Г. Свифта «Епд1апб анб о111ег зФпез» и Д. Барнса «The sense of an ending».
5. Изучить возможность применения художественных текстов и фразеологических единиц на уроках английского языка в школе.
Объект исследования - современная англоязычная художественная литература.
Предметом исследования являются фразеологические единицы
английского языка.
Гипотеза исследования - фразеологизмы являются одним из наиболее экспрессивных пластов образно - выразительной лексики и занимают ведущую позицию в построении современных художественных произведений. Активное функционирование фразеологии в аутентичных текстах на английском языке позволяет использовать данные средства для формирования коммуникативной иноязычной компетенции участников учебного процесса.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют научные труды в области языкознания, текстовой лингвистики и фразеологии английского и русского языков. В nроцeссe разработки ключeвых вопросов были использованы работы таких авторов кaк Ивaновa Б.В., Соловьева Т.С., Кунин Л.В., Валгина Н.С., Вeндинa Т.И., Амосова Н.Н., Лотман Ю. М., Aлeфирeнко Н.Ф., Гальперин И.Р., Кожина М.Н., Кольцова Л.М.
Научная новизна работы определяется тем, что в ней на основе фразеологического фонда отдельных писателей изучена стилистическая значимость фразеологических единиц в формировании художественного текста различных жанровых особенностей, а также сформирована система упражнений, которая базируется на фразеологическом материале изученных текстов.
Теоретическая значимость - в ходе работы будут рассмотрены стилистические и коммуникативные особенности функционирования фразеологических единиц в рамках современных англоязычных художественных произведений.
Практическая значимость - результаты исследования могут быть использованы в теоретических курсах по фразеологии современного английского языка, в создании учебных пособий по работе над художественным текстом с фразеологическим комментарием.
При написании выпускной квалификационной работы применялись общетеоретические методы исследования, а также лингвистический (контекстуальный) анализ изучаемых единиц языка.
Структуру работы составляют две главы: первая часть посвящена теоретическому анализу основ текстовой лингвистики, фразеологизмов и их функционального разнообразия в текстовой материи; практическая часть работы направлена на сравнительно-сопоставительное исследование функционирования фразеологизмов в англоязычных художественных произведениях последних лет и рассмотрение возможного применения данных материалов на уроках иностранного языка в школе.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании студенческих
и аспирантских работ!


Фразеологическая стилистика изучает употребление в речи сложных по составу языковых единиц, имеющих устойчивый характер. Однако возможности применения фразеологизмов значительно шире, чем простое воспроизведение их в речи. Особый интерес представляет изучение особенностей функционирования фразеологизма в художественном тексте. Художественная проза как особый функциональный стиль отличается значительным разнообразием в употреблении фразеологизмов и их частотностью. Текст определяет появление фразеологизма, в свою очередь, фразеологизм в тексте выполняет различные коммуникативные функции, служит средством интеграции текста, его информативности и нередко создает экспрессивно-эмоциональный тон. В целом, исследование текстообразующих способностей фразеологизма в функционально - стилистическом и прагматическом аспектах относится к числу кардинальных проблем фразеологии.
Нами было проанализировано функционировaниe фрaзeологичeских единиц в соврeмeнной aнглоязычной художeствeнной литeрaтурe и процесс их применения на уроках английского языка: нами изучены тeорeтичeские основы фрaзeологии и сфeры ee литeрaтурного примeнeния, указаны основные понятия и особенности фразеологический единиц, их классификации, и структуры художественного текста; проaнaлизировaно влияние устойчивых сочeтaний на вырaзитeльность языковой мaтeрии, рассмотрены и резюмированы основные текстовые функции фразеологизмов: номинативная, коммуникативная, прагматическая, стилистическая; проведено исследование функционально-стилистических и
коммуникативных особенностей фразеологизмов на материале произведений Г. Свифта.
Во время лингвистического анализа выбранных англоязычных текстов мы пришли к выводу о том, что фразеологизмы с различной стилистической окраской и функциями играют определенную роль в художественном произведении, и выбор автора базируется на жанре, форме и структуре произведения. Так, было выявлено, что Г. Свифт использует многообразие стилистических функций в своих произведениях (образно-выразительная, эмоционально-экспрессивная, оценочная) в противовес номинативной функции фразеологических единиц. Д. Барнс же совмещает в своих работах и стилистически-окрашенные выражения, в особенности при создании портретной, эмоциональной и речевой характеристики своих персонажей, и нейтральные фразеологизмы, без оттенка эмоций или оценки, которые, в свою очередь, тоже являются средством создания неповторимого языка художественного произведения. Все материалы художественных произведений и упражнения, направленные на работу с речевыми единицами, были использованы на уроках английского языка в старшем звене при работе с текстом и фразеологией изучаемого языка.
Таким образом, фразеологизмы являются одним из наиболее экспрессивных пластов образно-выразительной лексики и занимают ведущую позицию в построении современных художественных произведений, а активное функционирование фразеологии в аутентичных текстах на английском языке позволяет использовать данные средства для формирования коммуникативной иноязычной компетенции участников учебного процесса.



1. Акопян А.А. Особенности фразеологических единиц, употребляемых в художественном тексте/ А.А. Акопян, Л.П. Леонова // Лингвистика и филологическая герменевтика. - Тверь, 2003. - С. 3-6
2. Алефиренко Н. Ф. Теория языка. Вводный курс : учеб. пособие для филол. спец. вузов / Н. Ф. Алефиренко. - 5-е изд., стер. - М.: Академия, 2012. - 384 с.
3. Aлeфирeнко Н. Ф. Фразеология и когнитивистики в аспекте лингвистического постмодернизма: Монография. - 2-е изд., исп. и доп. - Белгород: Издательство БелГУ, 2008. - 152 с.
4. Амосова Н.Н. Основы английской фразеологии. - М.: ЛИБРОКОМ, 2013. - 216 с.
5. Бакалова З. Н. Функционально-коммуникативный аспект языковых единиц художественного текста // Вестник Новгородского Государственного Университета № 49. - Н. Новгород, 2008. - С. 44-48.
6. Валгина Н.С. Теория текста: учеб. пособие. - М.: Логос, 2003. - 280 с.
7. Вендина, Т. И. Введение в языкознание : учеб. пособие для пед. вузов. / Т. И. Вендина. - Изд. 2-е, испр. и доп. -М.: Высш. шк., 2005. - 391 с.
8. Виноградов В.С. Введение в переводоведение: Учеб. Пособие. - М.: Издательство института общего среднего образования РАО, 2001. - 224 с.
9. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. - Изд. 4-е, - М: КомКнига, 2007. - 144 с.
10. Глухов В. П., Ковшиков В. А. Психолингвистика. Теория речевой деятельности. - М.:Астрель, 2007. - 224 с.
11. Гойхман О.Я. Русский язык и культура речи: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М,2010. -240 с.
12. Голуб И. Б. Стилистика русского языка. - М.:Айрис-Пресс, 2010. - 448 с.
13. Иванова Е. В. Лексикология и фразеология современного английского языка: учеб. пособие / Е. В. Иванова. - СПб.:Филол.факультет СПбГУ, 2011. - 344 с.
14. Изотова A. A. Aнглийскaя фразеология: аллюзии, идиомы, метафоры: сб. статей / A.A. Изотова. - М.: МАКС Пресс, 2014. - 92 с.
15. Исаева С. Ю. Некоторые особенности фразеологии английского языка / С. Ю. Исаева // Молодой ученый №11. - М.: Астрель, 2013. - С. 820 - 821
16. Ковшова М.Л. Лингвокультурологический метод во фразеологии: Монография. - М.: Либроком, 2013. - 458 с.
17. Кожина М. Н. Стилистика русского языка: учебник. - М.:Флинта: Наука,2008. - 464 с.
18. Кольцова Л.М., Лунина О. А. Художественный текст в современной лингвистической парадигме: учеб.-метод. пособие для вузов. - Воронеж, Издательство Воронежского государственного университета, 2007. - 51 с.
19. Кунин А.В. Курс фразеологии современного английского языка. - Изд. 3-е, перераб. и доп. - Дубна: Феникс+, 2005. - 336 с.
20. Купина Н. А. Лингвистический анализ художественного текста: учеб. пособие.- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 2007.- 71 с.
21. Литвинко Ф. М. Коммуникативная компетенция: принципы, методы, приемы формирования: сб. науч. ст. / Белорус.гос.ун-т; в авт. ред. - Мн, 2009.- 102 с.
22. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. - СПб.: «Искусство - СПБ», 2001. - 285 с.
23. Маслов Ю. С. Введение в языкознание: учебник для студ. филол. и лингв. фак. высш. учеб. заведений. - М.:Академия, 2007. - 303 с.
24. Михайлов Н. Н. Теория художественного текста: учеб. пособие. - М.:Академия,2006. -224 с.
25. Смирницкий А.И. Лексикология английского языка. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.:Просвещение, 2003. - 260 с.
26. Соловьева Т. С. Курс лекций по фразеологии: учеб. пособие. - Петропавловск - Кaмчaтский: КамчатГТУ, 2013. - 102 с.
27. Турaeвa З. Я. Лингвистика тeкстa: (Текст: структурa и сeмaнтикa):учeб. пособие для студeнтов иед. ин-тов. - M.: Просвeщeниe, 2002. -127 с.
28. Федуленкова Т.Н. Функциональное развитие коммуникативных фразеологических единиц в современном английском языке // Актуальные проблемы семантики, лингвистической типологии и лингводидактики: Материалы науч. конф. - М.:Моск. пед. гос. ун-т., 2004. - С. 136-139.
29. Хейнонен Е. В. Популярные английские идиомы в упражнениях и комментариях. - М.: Эксмо, 2016. - 224 с.
30. Яшина М. E., Панкратова E. С. Актуальные вопросы использования зарубежной художественной литературы при обучении фразеологизмам и устойчивым словосочетаниям на старшем этапе средней школы // Сб. мат-лов VIII Междунар. науч.-практ. конф. «Язык и культура». - Новороссийск : Центр развития научного сотрудничества, 2013. - С. 67-75.
Словари и энциклопедии:
1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). - М.: Икар, 2009. - 448 с.
2. Жеребило Т.В. Словарь лингвистических терминов. - 5-е изд., испр. и дополн. - Назрань:Пилигрим, 2010.-486 с.
3. Кунин А. В. Большой англо-русский фразеологический словарь. - 5-e изд., перераб. и доп. - М.: Русский язык - Медиа, 2005. -944 с.
4. Нелюбин. Л. Л. Толковый переводоведческий словарь. - 3-е изд., перераб. - М.: Флинта: Наука, 2003. - 320 с.
Электронные ресурсы:
1.Электронная библиотека. - Режим доступа: modernlib.ru
2. Яркий представитель модернизма Джулиан Барнс // Российская Литературная Сеть, 2003-2016. - Режим доступа: www.bams.net.ru
3. WordPress website: the world-wide literary novels from early 20th century onward. - Режимдоступа: www.themodernnovel.org
4. OFF | THE | RECORD - интервью с социально значимыми людьми. - Режим доступа: off-the-record.ru
5. Guardian News and Media Limited, 2016. Режим доступа: www.theguardian.com


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.

Пожалуйста, укажите откуда вы узнали о сайте!


Подобные работы


© 2008-2021 Cервис помощи студентам в выполнении работ
.