Финансовый мониторинг в кредитных организациях
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОГО 6
МОНИТОРИНГА В КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
1.1. Сущность, цели и основные направления финансового мониторинга в 6 кредитных организациях
1.2. Методология проведения финансового мониторинга в кредитных 13
организациях
2. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВОГО 24
МОНИТОРИНГА В КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
2.1. Финансовый мониторинг в российских банках 24
2.2. Применение финансового мониторинга в кредитных организациях 34
Республики Татарстан
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ФИНАНСОВОГО 44
МОНИТОРИНГА В КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
3.1. Проблемы, возникающие в процессе финансового мониторинга и пути 44 их решения
3.2. Пути совершенствования мониторинговой деятельности в связи с 51
развитием методологии учета и банковских технологий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЯ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОГО 6
МОНИТОРИНГА В КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
1.1. Сущность, цели и основные направления финансового мониторинга в 6 кредитных организациях
1.2. Методология проведения финансового мониторинга в кредитных 13
организациях
2. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВОГО 24
МОНИТОРИНГА В КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
2.1. Финансовый мониторинг в российских банках 24
2.2. Применение финансового мониторинга в кредитных организациях 34
Республики Татарстан
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ФИНАНСОВОГО 44
МОНИТОРИНГА В КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
3.1. Проблемы, возникающие в процессе финансового мониторинга и пути 44 их решения
3.2. Пути совершенствования мониторинговой деятельности в связи с 51
развитием методологии учета и банковских технологий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЯ
В настоящее время вопросы финансового мониторинга не теряют своей актуальности как для органов государственной власти, так и хозяйствующих субъектов, одним из которых выступают кредитные организации. Как отмечает Э.А. Иванов, «международный опыт показывает, что основными каналами, через которые преступные доходы проникают в экономику, являются финансовые учреждения, и в первую очередь - кредитные организации».
В этой связи значение деятельности кредитных организаций по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма трудно недооценить. Неслучайно именно кредитные организации стали первыми субъектами финансового мониторинга, как в России, так и в мире. Объемы операций с денежными средствами, проводимыми кредитными организациями, значительно превышают объемы операций, осуществляемых иными субъектами финансового мониторинга.
Именно кредитные организации направляют в подразделения финансовых разведок наибольшее количество сообщений, содержащих информацию о необычных и подозрительных сделках и операциях.
Благодаря работе Росфинмониторинга, Банка России и иных надзорных органов в сфере финансового мониторинга России удалось достаточно в короткие сроки стать полноправным членом международной Группы по борьбе с отмыванием преступных доходов (ФАТФ). По инициативе России создана региональная группа по типу ФАТФ - Евразийская группа (ЕАГ).
Актуальность темы подтверждается преобразованиями, происходящими в национальной системе финансового мониторинга: расширением круга органов и агентов финансового мониторинга, усложнением процедур, направленных на противодействие легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, созданием специализированных международных и региональных организаций, что обуславливает изменения в правовом регулировании общественных отношений в данной сфере, как на уровне 5
отдельного государства, так и на международном уровне.
В работе проведен сравнительный анализ существующих подходов к построению и функционированию национальных систем финансового мониторинга, выделены элементы, общие для всех систем, и отличительные региональные особенности, а также принципы функционирования национальных систем финансового мониторинга. Сравнительно-правовое исследование данных проблем имеет как фундаментальное теоретическое значение для экономической науки, так и прикладное значение для совершенствования национального законодательства в сфере ПОД/ФТ и его применения посредством механизма финансового мониторинга.
Цель выпускной квалификационной работы - на основе анализа разработать меры по совершенствованию системы финансового мониторинга в коммерческих банках Российской Федерации, Республики Татарстан, повышению ее эффективности и расширению комплекса инструментов, применяемых кредитными организациями в целях ПОД/ФТ.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
1. Уточнить содержание термина «легализация» и разработать
определение понятия «финансовый мониторинг в кредитных организациях».
2. Разработать авторский подход в части определения принципов выявления кредитными организациями подозрительных схем с денежными средствами и имуществом клиентов.
4. Исследовать условия функционирования российских коммерческих банков в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, выявить существующие проблемы в системе финансового мониторинга.
5. Разработать предложения по расширению инструментов, используемых российскими кредитными организациями в сфере ПОД/ФТ в целях снижения степени воздействия комплекса внутренних и внешних факторов на уровень риска легализации с помощью механизма финансового мониторинга.
6. Дать рекомендации по совершенствованию законодательной базы в части регулирования деятельности кредитных организаций в сфере ПОД/ФТ и организации взаимодействия субъектов финансового мониторинга всех уровней национальной системы ПОД/ФТ.
Объектом выпускной квалификационной работы выступает организация финансового мониторинга в коммерческих банках и его значение в рамках национальной системы ПОД/ФТ. Предметом исследования является совокупность инструментов и мер, применяемых субъектами финансового мониторинга в целях ПОД/ФТ.
Теоретической базой выпускной квалификационной работы явились труды отечественных и зарубежных ученых в области финансового мониторинга, государственных финансов, управления рисками противодействия легализации незаконных доходов. В работе использовались правовые акты, законодательные акты Российской Федерации, положения и указания Банка России и другие нормативные правовые акты, регламентирующие организацию финансового мониторинга по противодействию легализации незаконных доходов в кредитных организациях Российской Федерации, материалы научных конференций и семинаров, а также публикации в периодических изданиях.
Информационной базой выпускной квалификационной работы послужило законодательство Российской Федерации, нормативно-правовые акты Банка России, федеральных органов исполнительной власти, разработки и результаты деятельности международных организаций, диссертационные исследования в области ПОД/ФТ, материалы научно-практических конференций и семинаров, монографии, публикации в периодической печати, а также справочные и аналитические ресурсы сети Интернет.
В этой связи значение деятельности кредитных организаций по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма трудно недооценить. Неслучайно именно кредитные организации стали первыми субъектами финансового мониторинга, как в России, так и в мире. Объемы операций с денежными средствами, проводимыми кредитными организациями, значительно превышают объемы операций, осуществляемых иными субъектами финансового мониторинга.
Именно кредитные организации направляют в подразделения финансовых разведок наибольшее количество сообщений, содержащих информацию о необычных и подозрительных сделках и операциях.
Благодаря работе Росфинмониторинга, Банка России и иных надзорных органов в сфере финансового мониторинга России удалось достаточно в короткие сроки стать полноправным членом международной Группы по борьбе с отмыванием преступных доходов (ФАТФ). По инициативе России создана региональная группа по типу ФАТФ - Евразийская группа (ЕАГ).
Актуальность темы подтверждается преобразованиями, происходящими в национальной системе финансового мониторинга: расширением круга органов и агентов финансового мониторинга, усложнением процедур, направленных на противодействие легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, созданием специализированных международных и региональных организаций, что обуславливает изменения в правовом регулировании общественных отношений в данной сфере, как на уровне 5
отдельного государства, так и на международном уровне.
В работе проведен сравнительный анализ существующих подходов к построению и функционированию национальных систем финансового мониторинга, выделены элементы, общие для всех систем, и отличительные региональные особенности, а также принципы функционирования национальных систем финансового мониторинга. Сравнительно-правовое исследование данных проблем имеет как фундаментальное теоретическое значение для экономической науки, так и прикладное значение для совершенствования национального законодательства в сфере ПОД/ФТ и его применения посредством механизма финансового мониторинга.
Цель выпускной квалификационной работы - на основе анализа разработать меры по совершенствованию системы финансового мониторинга в коммерческих банках Российской Федерации, Республики Татарстан, повышению ее эффективности и расширению комплекса инструментов, применяемых кредитными организациями в целях ПОД/ФТ.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
1. Уточнить содержание термина «легализация» и разработать
определение понятия «финансовый мониторинг в кредитных организациях».
2. Разработать авторский подход в части определения принципов выявления кредитными организациями подозрительных схем с денежными средствами и имуществом клиентов.
4. Исследовать условия функционирования российских коммерческих банков в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, выявить существующие проблемы в системе финансового мониторинга.
5. Разработать предложения по расширению инструментов, используемых российскими кредитными организациями в сфере ПОД/ФТ в целях снижения степени воздействия комплекса внутренних и внешних факторов на уровень риска легализации с помощью механизма финансового мониторинга.
6. Дать рекомендации по совершенствованию законодательной базы в части регулирования деятельности кредитных организаций в сфере ПОД/ФТ и организации взаимодействия субъектов финансового мониторинга всех уровней национальной системы ПОД/ФТ.
Объектом выпускной квалификационной работы выступает организация финансового мониторинга в коммерческих банках и его значение в рамках национальной системы ПОД/ФТ. Предметом исследования является совокупность инструментов и мер, применяемых субъектами финансового мониторинга в целях ПОД/ФТ.
Теоретической базой выпускной квалификационной работы явились труды отечественных и зарубежных ученых в области финансового мониторинга, государственных финансов, управления рисками противодействия легализации незаконных доходов. В работе использовались правовые акты, законодательные акты Российской Федерации, положения и указания Банка России и другие нормативные правовые акты, регламентирующие организацию финансового мониторинга по противодействию легализации незаконных доходов в кредитных организациях Российской Федерации, материалы научных конференций и семинаров, а также публикации в периодических изданиях.
Информационной базой выпускной квалификационной работы послужило законодательство Российской Федерации, нормативно-правовые акты Банка России, федеральных органов исполнительной власти, разработки и результаты деятельности международных организаций, диссертационные исследования в области ПОД/ФТ, материалы научно-практических конференций и семинаров, монографии, публикации в периодической печати, а также справочные и аналитические ресурсы сети Интернет.
Приобретение российскими банками статуса субъекта национальной системы ПОД/ФТ, особенности их функционирования в ней, потребовали по- новому взглянуть на риски, возникающие в деятельности кредитных организаций. Следует признать, что сформированные к настоящему времени механизмы противодействия вовлечения российских банков в процессы интегрирования преступных доходов в легальный денежный оборот нуждаются в совершенствовании. Доля вовлеченности кредитно¬финансового сектора в схемы легализации преступных доходов в период с 2008 по 2015 год остается самой высокой по сравнению с другими секторами экономики, составляя в среднем порядка 35 %.
В связи с усилением требований национального законодательства в области ПОД/ФТ, а также санкций за их ненадлежащее исполнение, российские кредитные организации подвержены существенным правовым рискам. Нарушение антилегализационного законодательства может повлечь за собой применение к банку штрафных санкций в размере до 1 млн. рублей, приостановление деятельности на срок до 90 суток, а в случае неоднократного несоблюдения требований Федерального закона №115-ФЗ в течение одного года - отзыв лицензии. При этом указанные меры воздействия применяются как по фактам нарушений, повлекших за собой легализацию преступных доходов, так и вследствие выявления отдельных недостатков в функционировании системы внутреннего
противолегализационного контроля коммерческого банка.
Таким образом, кредитные организации подвержены риску применения санкций вследствие неисполнения требований антилегализационного законодательства. С другой стороны, деятельность российских банков как структурных элементов кредитно-финансовой сферы сопряжена с высоким риском участия в процессе легализации доходов, полученных преступным путем. Недостаточная теоретическая проработка вопросов организации финансового мониторинга, отсутствие систематизированных научных знаний о 63
диссертационного исследования:
- анализ условий функционирования российских коммерческих банков в национальной системе ПОД/ФТ, выявление внешних и внутренних факторов риска, которым подвержена их деятельность в данной области; исследование инструментария управления такими рисками в российской банковской системе;
- исследование практики организации финансового мониторинга в целях ПОД/ФТ и сравнительный анализ ее основных показателей;
- разработка предложений по совершенствованию законодательной базы и инструментов управления рисками российских кредитных организаций в сфере ПОД/ФТ в целях снижения воздействия комплекса внутренних и внешних факторов на уровень таких рисков с помощью механизма финансового мониторинга.
По результатам анализа субъектов и объектов финансового мониторинга и осуществляемых им функций, доработано и расширено определение финансового мониторинга путем разделения его на государственный и частный, исходя из различия в целях и способах осуществления мониторинга. Государственный финансовый мониторинг в работе рассматривается как скоординированная деятельность
уполномоченного органа и надзорных федеральных органов по контролю за поднадзорными субъектами финансового мониторинга в части соблюдения последними российского законодательства в сфере ПОД/ФТ, оздоровления национальной экономики путем выявления и уменьшения ее теневых показателей, борьбы с организованной экономической преступностью и финансированием терроризма, а так же с целью выработки мер противодействия данным угрозам.
В работе отмечена сложность применения коммерческими банками такого инстумента, как право отказать клиенту в исполнении его распоряжения о совершении операции, если у сотрудников банка возникают 64
подозрения, что они совершаются в целях ОД/ФТ, вызванная отсутствием критериев обоснованности таких подозрений в российском законодательстве.
Для решеня данного вопроса в ходе исследования предложено законодательно определить основные виды деятельности клиентов, направленные на легализацию доходов, полученных преступным путем, и отнести их к операциям, попадающим под обязательный контроль:
а) снятие с банковских счетов денежных средств в наличной форме свыше пороговой суммы;
б) внесение наличных денежных средств на банковские счета клиентов - физических лиц свыше 1 млн. рублей;
в) вывод денежных средств за рубеж по внешнеторговым контрактам или договорам, не соответствующим заявленным видам деятельности клиента.
Таким образом, в работе выделены основные направления, по которым должны в перспективе вестись работа в рамках национальной системы ПОД//ФТ:
- доработка понятийного аппарата;
- расширение инструментария кредитных организаций, используемого ими для выявления подозрительных операций и сделок;
- решение кадрового вопроса в сфере ПОД/ФТ;
- ослабление санкций за допущенные должностными лицами коммерческих банков нарушения, не повлекшие за собой использование банка в качестве инструмента легализации преступных доходов.
Подготовка специалистов в области банковского противодействия легализации нелегальных доходов, требует комплексного (программного) подхода и может быть надлежащим образом осуществлена только при участии и совместном взаимодействии представителей Банка России с правоохранительными органами и ВУЗами, осуществляющими обучение техническим и экономическим (финансовым и банковским) специальностям.
С целью совершенствования инструментов, направленных на
65
повышение устойчивости национальной банковской системы от
противоправных посягательств клиентов, вработе предложены
дополнительные инструменты, использование которых в совокупности с имеющимся комплексом мер, повысит эффективность работы финансового мониторинга и сопротивляемость внешним негативным факторам в области ПОД/ФТ:
1. Проверка адресов массовой регистрации клиентов для выявления так называемых “фирм-однодневок”, зарегистрированы^ в местах массовой регистрации юридических лиц. Сверку адреса с имеющейся базой клиентов целесообразно осуществить до принятия на обслуживание клиента. Совпадение адреса нового клиента с несколькими, находящимися на обслуживании клиентами, будет служить дополнительным сигналом для усиления контроля за операциями данных клиентов.
2. Анализ прозрачности бизнеса клиента. В работе автором предложено отказаться от направления запросов в адрес клиента для предоставления последними подтверждающих документов. При возникновении сомнени в легитимности деятельности клиента, необходимо провести анализ выписки по расчетному счету клиента, проверить соответствие операций, проводимых по счету, заявленному виду деятельности клиента, уплату налоговых и иных отчислений в бюджет России, что будет являться подтверждением реальности бизнеса. Если со счета не производится уплата налоговых платежей, предложено направлять запрос в ФНС и ФТС, а не клиенту. В этих целях необходимо наладить информационный обмен между банками, Федеральной таможенной службой и Федеральной налоговой службой.
В связи с усилением требований национального законодательства в области ПОД/ФТ, а также санкций за их ненадлежащее исполнение, российские кредитные организации подвержены существенным правовым рискам. Нарушение антилегализационного законодательства может повлечь за собой применение к банку штрафных санкций в размере до 1 млн. рублей, приостановление деятельности на срок до 90 суток, а в случае неоднократного несоблюдения требований Федерального закона №115-ФЗ в течение одного года - отзыв лицензии. При этом указанные меры воздействия применяются как по фактам нарушений, повлекших за собой легализацию преступных доходов, так и вследствие выявления отдельных недостатков в функционировании системы внутреннего
противолегализационного контроля коммерческого банка.
Таким образом, кредитные организации подвержены риску применения санкций вследствие неисполнения требований антилегализационного законодательства. С другой стороны, деятельность российских банков как структурных элементов кредитно-финансовой сферы сопряжена с высоким риском участия в процессе легализации доходов, полученных преступным путем. Недостаточная теоретическая проработка вопросов организации финансового мониторинга, отсутствие систематизированных научных знаний о 63
диссертационного исследования:
- анализ условий функционирования российских коммерческих банков в национальной системе ПОД/ФТ, выявление внешних и внутренних факторов риска, которым подвержена их деятельность в данной области; исследование инструментария управления такими рисками в российской банковской системе;
- исследование практики организации финансового мониторинга в целях ПОД/ФТ и сравнительный анализ ее основных показателей;
- разработка предложений по совершенствованию законодательной базы и инструментов управления рисками российских кредитных организаций в сфере ПОД/ФТ в целях снижения воздействия комплекса внутренних и внешних факторов на уровень таких рисков с помощью механизма финансового мониторинга.
По результатам анализа субъектов и объектов финансового мониторинга и осуществляемых им функций, доработано и расширено определение финансового мониторинга путем разделения его на государственный и частный, исходя из различия в целях и способах осуществления мониторинга. Государственный финансовый мониторинг в работе рассматривается как скоординированная деятельность
уполномоченного органа и надзорных федеральных органов по контролю за поднадзорными субъектами финансового мониторинга в части соблюдения последними российского законодательства в сфере ПОД/ФТ, оздоровления национальной экономики путем выявления и уменьшения ее теневых показателей, борьбы с организованной экономической преступностью и финансированием терроризма, а так же с целью выработки мер противодействия данным угрозам.
В работе отмечена сложность применения коммерческими банками такого инстумента, как право отказать клиенту в исполнении его распоряжения о совершении операции, если у сотрудников банка возникают 64
подозрения, что они совершаются в целях ОД/ФТ, вызванная отсутствием критериев обоснованности таких подозрений в российском законодательстве.
Для решеня данного вопроса в ходе исследования предложено законодательно определить основные виды деятельности клиентов, направленные на легализацию доходов, полученных преступным путем, и отнести их к операциям, попадающим под обязательный контроль:
а) снятие с банковских счетов денежных средств в наличной форме свыше пороговой суммы;
б) внесение наличных денежных средств на банковские счета клиентов - физических лиц свыше 1 млн. рублей;
в) вывод денежных средств за рубеж по внешнеторговым контрактам или договорам, не соответствующим заявленным видам деятельности клиента.
Таким образом, в работе выделены основные направления, по которым должны в перспективе вестись работа в рамках национальной системы ПОД//ФТ:
- доработка понятийного аппарата;
- расширение инструментария кредитных организаций, используемого ими для выявления подозрительных операций и сделок;
- решение кадрового вопроса в сфере ПОД/ФТ;
- ослабление санкций за допущенные должностными лицами коммерческих банков нарушения, не повлекшие за собой использование банка в качестве инструмента легализации преступных доходов.
Подготовка специалистов в области банковского противодействия легализации нелегальных доходов, требует комплексного (программного) подхода и может быть надлежащим образом осуществлена только при участии и совместном взаимодействии представителей Банка России с правоохранительными органами и ВУЗами, осуществляющими обучение техническим и экономическим (финансовым и банковским) специальностям.
С целью совершенствования инструментов, направленных на
65
повышение устойчивости национальной банковской системы от
противоправных посягательств клиентов, вработе предложены
дополнительные инструменты, использование которых в совокупности с имеющимся комплексом мер, повысит эффективность работы финансового мониторинга и сопротивляемость внешним негативным факторам в области ПОД/ФТ:
1. Проверка адресов массовой регистрации клиентов для выявления так называемых “фирм-однодневок”, зарегистрированы^ в местах массовой регистрации юридических лиц. Сверку адреса с имеющейся базой клиентов целесообразно осуществить до принятия на обслуживание клиента. Совпадение адреса нового клиента с несколькими, находящимися на обслуживании клиентами, будет служить дополнительным сигналом для усиления контроля за операциями данных клиентов.
2. Анализ прозрачности бизнеса клиента. В работе автором предложено отказаться от направления запросов в адрес клиента для предоставления последними подтверждающих документов. При возникновении сомнени в легитимности деятельности клиента, необходимо провести анализ выписки по расчетному счету клиента, проверить соответствие операций, проводимых по счету, заявленному виду деятельности клиента, уплату налоговых и иных отчислений в бюджет России, что будет являться подтверждением реальности бизнеса. Если со счета не производится уплата налоговых платежей, предложено направлять запрос в ФНС и ФТС, а не клиенту. В этих целях необходимо наладить информационный обмен между банками, Федеральной таможенной службой и Федеральной налоговой службой.
Подобные работы
- ФИНАНСОВЫЙ МОНИТОРИНГ В КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2018 - Финансовый мониторинг в кредитных организациях
Дипломные работы, ВКР, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2017 - ФИНАНСОВЫЙ МОНИТОРИНГ В КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2018 - Финансовый мониторинг в кредитных организациях
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2017 - ФИНАНСОВЫЙ МОНИТОРИНГ В КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
Дипломные работы, ВКР, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2016 - Сбалансированная система показателей как инструмент финансового и стратегического контроля в кредитной организации
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ФИНАНСОВЫЙ МОНИТОРИНГ В КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2017 - ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2016 - ФИНАНСОВЫЙ МОНИТОРИНГ КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА (НА ПРИМЕРЕ ПАО «БИНБАНК»)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2017



