Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Познавательные состояния в научно- исследовательской деятельности аспирантов

Работа №60513

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы75
Год сдачи2017
Стоимость5650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
231
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические и методологические аспекты проблемы 6
психических состояний
1.1. Основные подходы к изучению психических состояний 6
1.2. Познавательные состояния как особый вид психических 19 состояний
1.3. Особенности познавательных психических состояний в 21 научно-исследовательской деятельности
1.4. Особенности познавательных психических состояний в 23 научно- исследовательской деятельности аспирантов
Глава 2. Эмпирическое исследование познавательных состояний в 26 научно-исследовательской деятельности аспирантов
2.1. Организация и проведение исследования 26
2.2. Интерпретация и обсуждение результатов исследования 31
2.2.1. Феноменологический анализ познавательных психических 31 состояний в научно-исследовательской деятельности аспирантов
2.2.2 Организация познавательных состояний в научно- 38
исследовательской деятельности аспирантов Выводы
59 Заключение 61
Список литературы 63
Список литературы, опубликованной на английском языке 70
Приложения 71

На сегодняшний день существует достаточно большое количество исследований, как теоретических, так и прикладных, касающихся проблемы психических состояний. Этому вопросу посвящены труды таких известных ученых как Левитов Н.Д.[39], Ильина Е.П.[29], Дикая Л.Г.[23], Прохоров А.О.[53-67], Платонов К.К.[52], Куликова Л.В.[36], Ганзен В.А.[20], Сосновикова Ю.Е.[81], Юрьев А.И.[94], и др. Но, несмотря на все их многообразие, данная тематика не теряет своей актуальности, оставаясь востребованной областью научного знания. Такая популярность совсем не случайна, поскольку существует множество спорных моментов, касающихся как определения самого понятия «психическое состояние», так и соотношения психических состояний с другими категориями: процессами и явлениями. Также нельзя оставлять без внимания вопрос о выделении основания для классификации психических состояний, так как выделение классифицирующего признака создаст основу для более точного описания того или иного состояния. И, наконец, рассмотрение психических состояний не представляется возможным в отрыве от деятельности, поэтому существует необходимость изучения взаимосвязи психических состояний и деятельности.
Изучение отдельных видов психических состояний несомненно представляет собой перспективное направление, поскольку открывает возможность более пристально рассмотреть те или иные их особенности. Для нас наибольший интерес представляет группа познавательных психических состояний, так как процесс познания сопровождает нас на протяжении всей жизни, а значит, возникает закономерный вопрос: «Какие из психических состояний способствуют познавательной активности, а какие наоборот препятствуют ей?». Пытаясь найти ответ на этот вопрос, мы обратились к работам, которые посвящены проблеме познавательных психических состояний студентов в учебной деятельности[56]. Мы же в своей работе хотели бы уделить особое внимание рассмотрению познавательных психических состояний аспирантов в рамках научно-исследовательской деятельности так 3
как, на наш взгляд, данный ракурс даст нам возможность расширить представление об изучаемом феномене.
Объектом исследования является научно-исследовательская деятельность аспирантов.
Предмет исследования: познавательные психические состояния в научно¬исследовательской деятельности аспирантов.
В качестве гипотезы выступает предположение о том, что:
1. Интеллектуальные состояния являются наиболее типичными для научно-исследовательской деятельности аспирантов.
2. Когнитивные факторы занимают главенствующее положение в структуре познавательных состояний аспирантов.
Целью работы является исследование феноменологии и структуры познавательных состояний аспирантов естественнонаучных специальностей.
В связи с чем, перед нами встают следующие задачи:
1. Теоретически определить особенности изучения познавательных психических состояний;
2. Выделить особенности познавательных состояний в научно-исследовательской деятельности аспирантов;
3. Произвести феноменологический анализ познавательных психических состояний аспирантов;
4. Выявить наиболее общие закономерности организации познавательных состояний аспирантов;
Теоретическую основу исследования составляют концепции функциональных структур психических состояний (А. О. Прохоров), саморегуляции психических состояний (А. О. Прохоров), субъектно-деятельностный (С.Л. Рубинштейн, В.В. Знаков, К.А. Абульханова- Славская, А.В. Брушлинский), деятельностный (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев) и системный подходы (Б.Ф. Ломов, В.А. Ганзен, В.П. Кузьмин и др.) к исследованию психики.
Методологическую основу исследования составляет логико-теоретический анализ литературы, а также эмпирические методы исследования, среди которых, анкетирование (см. приложение 1), тестирование, опрос.
В исследовании были использованы следующие методики:
1. Методика «Рельеф психического состояния личности»
(А.О. Прохоров);
2. Методика исследования смысложизненных ориентаций
Д.А. Леонтьева;
3. 16 факторный личностный опросник Раймонда Кетелла;
4. Опросник рефлексивности А. В. Карпова;
5. Опросник «Стиль саморегуляции поведения» В.И. Моросановой;
6. Опросник Метакогнитивной включенности в деятельность (metacognitive awareness inventory);
7. Субтесты «Сходство» и «Общая понятливость» Д. Векслера, измеряющие уровень простых знаний.
Теоретическая значимость исследования обусловлена возможностью более глубокого изучения заявленной проблемы.
Практическая значимость выражается в необходимости пополнения базы эмпирических данных.
Структура работы представлена в виде введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Обзор теоретических подходов к изучению психических состояний привел нас к выводу о том, что несмотря на достаточно большое количество исследований, как теоретических, так и прикладных, касающихся данной проблемы, единой концепции, полностью отражающей все стороны этого многогранного понятия так и не найдено. В связи с чем, возникает необходимость поиска все новых и новых способов изучения этого феномена, что, несомненно, является положительным стимулом в развитии науки.
Гипотеза, выдвинутая нами в начале, была подтверждена результатами исследования.
В отношении теоретических и эмпирических задач, заявленных нами ранее можно сказать, что все они нашли свое отражение в этом исследовании.
Подводя итоги теоретического анализа основных подходов к изучению проблемы психических состояний, можно сделать следующие выводы:
1. Психические состояния, наряду с психическими процессами и свойствами личности, являются структурным компонентом психики.
2. Не смотря на все многообразие подходов к определению психических состояний, мнения авторов сходятся в том, что данный феномен имеет неоднозначную и многогранную сущность.
3. В качестве основания для классификации психических состояний могут выступать различные признаки.
4. Структура психического состояния зависит от деятельности, на фоне которой оно протекает.
Резюмируя эмпирические данные, полученные в ходе исследования, можно сделать заключение о том, что, структура познавательных психических состояний сочетает в себе множество разноплановых характеристик, которые в совокупности составляют целостную картину изучаемого явления.
В качестве рекомендации к данной работе можно предложить испытуемым повторно пройти процедуру исследования, но уже в рамках другой деятельности. Такой опыт будет полезен как для самих испытуемых, так как обогатит их знания по психологии состояний, так и для исследователя, который сможет провести сравнительную характеристику познавательных состояний в различных видах деятельности.
В дальнейшем мы планируем продолжить заниматься разработкой проблемы познавательных психических состояний, так как эта область знания кажется нам весьма перспективной и привлекательной для исследователей.



1. Абрамова Г.С. Практическая психология. - Екатеринбург: Деловая книга, 1998. - 368 с.
2. Абульханова К.А. О субъекте психической деятельности. М., 1973.
3. Абульханова— Славская К.А. Стратегии жизни. - М.: Мысль, 1991. - 299 с.
4. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2 т./ Под ред. Бодалева. - М.: Педагогика, 1980. — 229 с.
5. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л.: ЛГУ, 1986. - 368 с.
6. Анохин П.И. Методологическое значение кибернетических закономерностей // Материалистическая диалектика и методы естественных наук. М., 1968.
7. Анохин П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем // Избр. труды. Философские аспекты теории функциональной системы. М.,1978.
8. Аристотель. Метафизика // Серия «Выдающиеся мыслители», -Ростов— на— Дону.: Феникс, 2009. - с. 65— 66.
9. Аристотель. О душе /Пер.П.С.Попова. - М.: Соцэкгиз,1937. - 188 с.
10. Бехтерев В.М. Коллективная рефлексология. — ПБП: «Колос», 1921. 432 с.
11. Большая психологическая энциклопедия. - М.: Эксмо, 2007. - 544 с.
12. Василюк Ф.Е. Психология переживания. Аанализ преодоления критических ситуаций. - М.: Издательство Московского университета, 1984. — 200 с.
13. Вейн А.М., Корабельникова Е.А. Сновидения. - М.: Издательство «Эйдос Медиа», 2003. - 224 с.
14. Волков М.П. Методы социометрических измерений в социально— психологических исследованиях - Л.: Нева, 1972. - 147 с.
15. Вундт В. Введение в психологию — М.: КомКнига, 2007. — 168 с.
16. Выготский Л.С. История развития высших психологических функций. // Собр. соч. в 6-ти томах. — М.: 1983. т.З.
17. Выготский Л.С. Мышление и речь. Психологические исследования / Л.С.Выготский. - М.: Лабиринт, 1996. - 416с.
18. Выготский Л.С. Развитие высших психологических функций. — М.: АПН РСФСР, 1960.500 с.
19. Выготский Л.С. Собрание сочинений. т.4. - М.: Лабиринт, 1984. - 432 с.
20. Ганзен В.А. Системные описания в психологии. -Л., 2004. -176 с.
21. Гельмгольц, Герман-Людвиг-Фердинанд // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
22. Джеймс У. Психология. М., 1991. - 498 с.
23. Дикая Л.Г. Исследование индивидуального стиля саморегуляции психофизиологического состояния //Психологический журнал. 1994. № 6. - с.28— 33
24. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: учебник для вузов // В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер, 2003. - 320с..
25. Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов. Учебник/ О.Ю. Ермолаев- 2 е изд испр- ММосковский психолого- социальный институт, Флинта, 2003-336 с.
26. Зараковский Г.М. Психологический анализ трудовой деятельности. — М.: Наука, 1968.150 с.
27. Зимняя И. А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. — М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. — 384 с.
28. Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г. Психологический словарь. М.: Астрель, 2004. -480с.
29. Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека. — СПб.: Питер, 2005. - 283с.
30. Немин Е.П. васии и чувства. - СПб.: Питер, 2001. - 752 с.
31. Ильясов И.И. Структура процесса учения. - М., 1986.
32. Карпенко Л.А. Психология. Словарь / Под общ.ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. - 2— е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.
33. Карпов, A.B. Психология рефлексивных механизмов деятельности / А.В.Карпов. - М.: Ин— т психологии РАН, 2004. - 424с.
34. Киршбаум, Е.И. Психические состояния / Е.И.Киршбаум, А.И.Еремееева. — Владивосток: Дальневосточный университет, 1990. — 144с.
35. Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М., 1980.
36. Конопкин О.А. Функциональная структура саморегуляции деятельности и поведения // Психология личности в социалистическом обществе: активность и развитие личности. М., 1989.
37. Конопкин О.А., Моросанова В.И. Стилевые особенности саморегуляции деятельности // Вопр. психол. 1989. №5.
38. Куликов Л.В. Психические состояния. Хрестоматия М., 2001. — 512с.
39. Левитов Н.Д. О психических состояниях. — М.: Просвещение, 1964. - 344 с.
40. Леонова, А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека /A. Б.Леонова. - М.: МГУ, 1984. - 198с.
41. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф.Ломов. - М.: Наука, 1984. - 445с.
42. Маклаков, А.Г. Общая психология: учебник для вузов / А.Г.Маклаков. — СПб.: Питер, 2007. — 583с.
43. Методика самооценки эмоциональных состояний (А. Уэссман и Д. Рикс) / Сонин В.А. Психодиагностическое познание профессиональной деятельности. - СПб.: Питер, 2004. - 260 с.
44. Методики диагностики и измерения психических состояний личности/ Автор и составитель А.О.Прохоров. — М.:ПЕР СЭ, 2004.— 176 с.
45. Моросанова В.И. Стилевые особенности саморегуляции личности // Вопр. психол. 1991. №1.
46. Мясищев В.Н. Психические состояния и отношения человека // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. Бехтерева. СПб., 2006, №1. - с. 8— 14
47. Немчин Т.А. Состояния нервно— психического напряжения. — М.: Инфра, 200б.— 239 с.
48. Новейший психологический словарь/ В.Б. Шапарь, В.Е. Россоха, О.В. Шапарь; под общ. ред. В.Б. Шапаря. - Изд. 4— е - Ростов на Дону.: Феникс, 2009. - 806 с.
49. О психических состояниях человека. Профессор Н.Д. Левитов. . - М.: Издательство «Просвещение», 1964.— 344 с.
50. Общая психодиагностика. Под ред. Бодалева А.А., В.В. Столина, М. 1989 - 346 с.
51. Общая психология: учебное пособие для студентов непсихологических специальностей/ Б.С. Алишев, Л.М. Попов, А.О. Прохоров; под общ. ред. Б.С. Алишева.— Казань: Казанский государственный университет, 2008.— 378 с.
52. Павлов И.П. Избранные труды. / Под ред. Э.М. Асратяна, — М.: АПН РСФСР, 1951. 616 с.
53. Панов В.И. Психические состояния как объект и предмет психологических исследований// Мир психологии. 1998. — №2. — с.20
54. Платонов К.К. Краткий словарь системных психологических понятий. М., “Высшая школа”, 1984. - 106 с.
55. Практикум по психологии состояний: Учебное пособие / Под ред. проф. А. О. Прохорова. - СПб: Речь, 2004. - 480 с.
56. Прохоров А. О. Психические состояния и их функции. - Казань, 1994. -168 с
57. Прохоров А.О. Неравновесные психические состояния и их характеристики в учебной и педагогической деятельности //Вопросы психологии. 1996. — №4. — С.32— 43.
58. Прохоров А.О. Познавательные психические состояния: концептуальные основания, феноменология и структурно-функциональная организация//ж. Образование и саморазвитие.-2014.-№3(41). - С.54-59.
59. Прохоров А.О. Психические состояния школьников и учителя в процессе их взаимодействия на уроке// Вопросы психологии. 1990. — №6. — С.68— 78
60. Прохоров А.О. Психологическое состояние и их проявление в учебном процессе. Казань.:Издательство «Казанский Университет», 1991.— 167 с.
61. Прохоров А.О. Психология неравновесных состояний, М.: Институт психологии РАН, 1998.— 152с.
62. Прохоров А.О. Саморегуляция психических состояний:
феноменологические механизмы, закономерности регуляции учебной деятельности, эффективность. — М.: 2005. - 352 с.
63. Прохоров А.О. Семантические пространства психических состояний. Дубна, 2002. - 280 с.
64. Прохоров А.О. Словарь— тезаурус психических состояний человека. — Казань, 1989.— 78 с.
65. Прохоров А.О. Функциональные структуры психических состояний // Психологический журнал 2006. т.17 Вып. 3. С. 9 — 17.
66. Прохоров А.О., Юсупов М.Г. Познавательные состояния в учебной деятельности студентов // Казанский социально-гуманитарный вестник. - 2014. - № 4 (13). - С.98-109.
67. Прохоров А.О., Юсупов М.Г. Познавательные состояния в учебной
деятельности студентов // 11 международная научно-практическая
конференция "Психология личностного и профессионального развития субъектов непрерывного образования". - М., СПб.: Нестор-История, 2015. - С.99-102.
68. Прохоров А.О., Юсупов М.Г. Феноменологические особенности
познавательных состояний студентов различных курсов обучения // Образование и саморазвитие. - 2015. - № 3 (45). - С.39-46.
69. Психические состояния // (Хрестоматия) Сост. и общ. ред. Л.В. Куликова, СПб.: Питер, 2000. — 512с.
70. Психология развивающейся личности. М., 1987 -243 с.
71. Психология состояний. Хрестоматия/Составители Т.Н. Васильева, Г.Ш. Габдреева, А.О. Прохоров/Под ред. Проф.А.О. Прохорова.— М.:ПЕР СЭ; СПб.:Речь, 2004. — 608 с.
72. Психология состояний: Учебное пособие / Под ред. А.О. Прохорова. - М.: Изд— во «Когито— Центр», 2011. - 624 с.
73. Психология. Полный энциклопедический справочник Сост.и
общ..ред.Б.Мещерякова,В.Зинченко.— СПб.:Прайм— еврознак, 2007. — 896 с.
74. Ревонсуо А. Психология сознания / Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2013 - 336 с.
75. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л.Рубинштейн. — СПб.: Питер, 2002. — 720с.
76. Русалов, В.М. Биологические основы индивидуально— психологических различий / В.М.Русалов. — М.: Наука, 1979. — 352с.
77. Русский архив. — СПб.: 1881. кн. 2, 613 с.
78. Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга. // Избранные философские и психологические произведения. — М.: Госполитиздат, 1947. 647 с.
79. Сидоренко Е. Методы математической обработки в психологии. — СПб.: Речь,2003. — 350 с.
80. Собчик Л.Н. Психодиагностика: методы и методология. Ростов на Дону: Феникс, 1999. - 576 с.
81. Сосновикова Ю.Е. Психические состояния человека, их классификация и диагностика. — Горький, 1975. — 350 с.
82. Степанов С. С. Популярная психологическая энциклопедия: — М.: Изд— во Эксмо, 2005. — 672 с.
83. Столяренко Л.Д. Основы психологии. — Ростов на Дону.: Феникс, 2001. — 360 с.
84. Тарт, Ч. Измененные состояния сознания / Ч.Тарт; перев. с англ. Е.Филиной, Г.Закарян. — М.: Эксмо, 2003. — 288с.
85. Узнадзе, Д.Н. Общая психология / Д.Н.Узнадзе / под ред. И.В.Имедадзе; пер. с грузинского Е.Ш.Чомахидзе. — М.: Смысл; СПб.: Питер, 2004. — 413с.
86. Украинцев Б.С. Самоуправляемые системы и причинность. М., 1972.
87. Фахрутдинова Л.Р. Психология переживания человека. Казань: Изд— во КГУ, 2008. - 676 с.
88. Фахрутдинова Л.Р. Теория переживания /. - Казань: Казан. гос. ун— т, 2009. - 416 с.
89. Шадриков, В.Д. Мир внутренней жизни человека / В.Д.Шадриков. — М.: Университетская книга, Логос, 2006. — 392с.
90. Щербатых Ю.В. Общая психология в схемах и таблицах. - СПб.:Питер, 2008. - 272 с.
91. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. - СПб.: Питер, 2011. - 256 с.
92. Щербатых Ю.В., Мосина А.Н. Дифференцировка психических состояний и других психологических феноменов. Казань, 2008. — 528 с.
93.Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., - 1989.
94. Юрьев А.И. Введение в политическую психологию. СПб., 1992.
95. Якобсон П.М. Психология чувств. — М.: АПН РСФСР, 1958. 384 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ