Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ МОТИВАЦИИ К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВНЕКЛАССНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

Работа №53928

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы147
Год сдачи2016
Стоимость4255 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
378
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Теоретические основания процесса формирования у старшеклассников мотивации к исследовательской деятельности во внеклассной воспитательной работе 17
1.1 Формирование у старшеклассников мотивации к исследовательской
деятельности как актуальная социально-педагогическая проблема 17
1.2 Сущность исследовательской деятельности школьников и мотивации к ней учащихся старших классов средних общеобразовательных учреждений....23
1.3 Внеклассная воспитательная работа как фактор повышения
эффективности формирования у старшеклассников мотивации к исследовательской деятельности 37
1.4 Социальные и психолого-педагогические условия формирования у старшеклассников мотивации к исследовательской деятельности во внеклассной воспитательной работе 47
Выводы по I главе 56
Глава II. Моделирование процесса формирования у старшеклассников
мотивации к исследовательской деятельности во внеклассной воспитательной работе 59
2.1 Критерии, показатели и уровни сформированности у старших
школьников мотивации к исследовательской деятельности 59
2.2 Задачи, содержание, формы и методы формирования у
старшеклассников мотивации к исследовательской деятельности во внеклассной воспитательной работе 67
2.3 Модель процесса формирования у старшеклассников мотивации к
исследовательской деятельности во внеклассной воспитательной работе 73
Выводы по II главе 77
Глава III. Реализация модели процесса формирования у учащихся старших классов мотивации к исследовательской деятельности во внеклассной воспитательной работе 82
3.1 Методика проведения констатирующего эксперимента 82
3.2 Опытно-экспериментальная работа по проверке эффективности модели процесса формирования у старшеклассников мотивации к исследовательской деятельности во внеклассной воспитательной работе и анализ ее результатов 90
Выводы по III главе 100
Заключение 102
Список использованной литературы 107
Приложения

В условиях модернизации Российского образования усиливается внимание к исследовательской деятельности учащихся и ориентации одаренных школьников на выбор профессии ученого. Исследовательская деятельность призвана, прежде всего, выявлять потенциал и уникальные возможности каждого ученика и способствовать их развитию. В связи с этим, формирование у старшеклассников мотивации к исследовательской деятельности представляет особую значимость. Поэтому условия для эффективной организации и осуществления этого процесса необходимо создавать уже на ранних этапах обучения в средних общеобразовательных учебных заведениях.
В настоящее время считается, что более раннее включение школьников в исследовательскую деятельность будет способствовать их более успешной социализации и адаптации к условиям обучения в федеральных и исследовательских университетах, уделяющих значительное внимание организации исследовательской деятельности студентов. Кроме того, нельзя не учитывать, что современная экономика государства развивается только на основе научных достижений. Именно талантливые выпускники школ рассматриваются в перспективе как важнейший человеческий фактор и ресурс развития общества. Их деятельностное включение в образовательные, экономические, политические и социальные процессы способно придать дополнительные импульсы развитию, как отдельного региона, так и страны в целом. Привлечение учащихся старшего школьного возраста к исследовательской деятельности предопределит перспективы развития страны. Поэтому, чем раньше будет начата эта работа, тем быстрее будет получен результат и выше его качество.
В процессе изучения психолого-педагогической литературы, посвященной проблеме формирования у учащихся мотивации к исследовательской деятельности, и опыта работы учителей по ее формированию у старшеклассников были выявлены следующие противоречия:
на социально-педагогическом уровне: между постоянно обновляющимися требованиями общества к уровню образованности выпускников школ и не готовностью большинства из них к исследовательской деятельности как одному из видов современных культурных практик;
- на научно-теоретическом уровне: между объективно существующей потребностью школы в формировании положительной мотивации у старшеклассников к исследовательской деятельности и отсутствием научно- обоснованных разработок для решения этой проблемы.
Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: какова модель процесса формирования у старшеклассников мотивации к исследовательской деятельности во внеклассной воспитательной работе.
Актуальность проблемы исследования заключается в том, что формирование мотивации у старшеклассников к исследовательской деятельности поможет реализовать социальные цели, направленные на:
- усиление на мировом уровне конкурентной борьбы за инновационную среду развития страны;
- развитие интеллектуального потенциала населения страны;
- увеличение числа высококвалифицированных конкурентоспособных специалистов;
- повышение рейтинга университетов страны на мировом уровне;
выполнение социального заказа, требующего формирования профессиональной, компетентной и конкурентоспособной личности XXI века, способной к продуцированию идей и развитию науки.
Учеными рассмотрены такие аспекты и проблемы формирования у учащихся мотивации к исследовательской деятельности, как: изучение мотивации научного творчества (А.Г. Аллахвердян, Г.Ю. Мошкова, А.В. Юревич, М.Г. Ярошевский); принципы управления исследовательской деятельностью учащихся (С.В. Белых); дидактические аспекты исследовательской деятельности учащихся (Л.А. Казанцева); изучение мотивации учащихся к исследовательской деятельности (И.Б. Соловьев); ценностные ориентации подростков, увлеченных исследовательской деятельностью (Е.О. Федоровская) и др.
Важно отметить, что проблема формирования у учащихся мотивации к исследовательской деятельности рассматривается в работах не только ученых, но и учителей-практиков: формирование интереса как внутреннего мотива учебно-исследовательской деятельности школьников (А.В. Формус); мотивация поисковой активности учащихся в исследовательской деятельности (В.Н. Дедолко); зависимость результатов исследования от уровня сформированное™ мотивации (Т.М. Голубевой); мотивационно-потребностный компонент исследовательской деятельности и мотивационно-ценностное отношение к ней (Е.А. Мишуковой) и др.
К сожалению, проблема формирования у учащихся старшего школьного возраста мотивации к исследовательской деятельности не нашла достаточно полного отражения в современных педагогических исследованиях, что и обусловило выбор темы исследования «Формирование у старшеклассников мотивации к исследовательской деятельности во внеклассной воспитательной работе».
Объект исследования - внеклассная воспитательная работа в средней общеобразовательной школе.
Предмет исследования - формирование у старшеклассников мотивации к исследовательской деятельности во внеклассной воспитательной работе.
Цель исследования - разработать, теоретически обосновать модель процесса формирования у старшеклассников мотивации к исследовательской деятельности и внедрить ее во внеклассную воспитательную работу средних общеобразовательных школ.
Гипотезу исследования составляют предположения о том, что эффективность процесса формирования мотивации у старшеклассников к исследовательской деятельности повысится, если:
- будут выявлены современные тенденции развития исследовательской деятельности школьников;
- будет уточнена сущность понятий «исследовательская деятельность старшеклассников» и «мотивация старшеклассников к исследовательской деятельности»;
- будут выявлены, теоретически обоснованы и реализованы психолого-педагогические условия, способствующие повышению эффективности процесса формирования мотивации у старшеклассников к исследовательской деятельности во внеклассной воспитательной работе школы;
- будут определены задачи, содержание, формы и методы формирования мотивации у старшеклассников к исследовательской деятельности во внеклассной воспитательной работе;
- будут определены критерии, показатели и уровни сформированности мотивации к исследовательской деятельности у старшеклассников;
- будет разработана, теоретически обоснована и внедрена во внеклассную воспитательную работу школы модель процесса формирования у старшеклассников мотивации к исследовательской деятельности.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой в задачи исследования входит:
- выявить тенденции развития исследовательской деятельности школьников;
- уточнить сущность понятий «исследовательская деятельность старшеклассников» и «мотивация старшеклассников к исследовательской деятельности»;
- выявить и теоретически обосновать психолого-педагогические условия, способствующие повышению эффективности процесса формирования мотивации старшеклассников к исследовательской деятельности во внеклассной воспитательной работе школы;
- определить задачи, принципы, содержание, формы и методы формирования мотивации у старшеклассников к исследовательской деятельности во внеклассной воспитательной работе;
разработать критерии, показатели и определить уровни сформированности мотивации старшеклассников к исследовательской деятельности;
- разработать, теоретически обосновать модель процесса формирования у старшеклассников мотивации к исследовательской деятельности и внедрить ее в воспитательную работу школы.
- провести опытно-экспериментальную работу по определению эффективности модели процесса формирования мотивации у старшеклассников к исследовательской деятельности во внеклассной воспитательной работе;
- разработать научно-методические рекомендации по формированию у старших школьников мотивации к исследовательской деятельности для заместителей директоров средних общеобразовательных школ по внеклассной и внешкольной воспитательной работе и классных руководителей.
Методологической базой исследования являются:
- положения о социальной значимости и сущности исследовательской деятельности учащихся (А.В. Леонтович, А.С. Обухов);
- концепция развития исследовательской деятельности учащихся (Н.Г. Алексеев, А.В. Леонтович, А.С. Обухов, Л.Ф. Фомина);
- структура, подходы и принципы организации и управления исследовательской деятельностью (С.Л. Белых, В.И. Борзенко, А.С. Обухов);
- подходы к классификациям мотивов учения (Л.И. Божович, И.И. Вартанова, Ю.Н. Кулюткин, В.Г. Леонтьев, А.К. Маркова, М.В. Матюхина) и т.д.
Теоретической основой исследования являются:
- современные теории мотивации творческой деятельности (А.Г. Аллахвердян, Н.В. Долгов, Е.Б. Горчаков, В.В. Козлов, В.А. Мазилов, Е.В. Маркова, А.Б. Мигдал, Я.А. Пономарев, И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов, Н.П. Фетискин, А.В. Юревич, В.А. Ядов, М.Г. Ярошевский);
- теория мотивации учения (Л.И. Божович, А.С. Герасимова, Е.П. Ильин, А.К. Маркова, Т.А. Матиас, А.Б. Орлов, С.Л. Рубинштейн и др.);
- психологические основы исследовательской деятельности школьников (В.С. Мухина, А.И. Савенков, В.И. Слободчиков).
В качестве взаимодополняющих и взаимопроверяющих методов научно-педагогического исследования были использованы:
- методы теоретического исследования: анализ педагогической и методической литературы по проблеме исследования; теоретический анализ и синтез; мысленный эксперимент; моделирование;
- методы эмпирического исследования: включенное наблюдение, беседа, анкетирование, метод самооценки, констатирующий и формирующий педагогический эксперимент;
- методы статистического исследования: количественный и качественный анализ результатов, сравнение, первичная статистическая обработка.
База проведения констатирующего эксперимента:
- МБОУ «СОШ № 32», «СОШ № 40» г. Набережные Челны РТ;
- МБОУ «СОШ № 6», «СОШ № 2», «СОШ № 15», «СОШ № 31» г. Нижнекамск РТ;
- МБОУ «Гимназия № 4», «СОШ № 8», «СОШ № 6» и «СОШ № 9» г. Елабуга РТ;
- «1Т-лицей КФУ» г. Казань РТ.
В констатирующем эксперименте участвовали 131 учитель средней общеобразовательной школы и 224 учащихся старших классов.
База проведения формирующего эксперимента:
- МБОУ «СОШ № 6» г. Нижнекамск, в эксперименте участвовали 25 учащихся.
- «IT-лицей КФУ» г. Казань, в эксперименте участвовали 25 учащихся.
Новизна исследования состоит:
- в уточнении сущности понятий «исследовательская деятельность старшеклассников» и «мотивация старшеклассников к исследовательской деятельности»;
- в разработке критериев, показателей и определении уровней сформированности мотивации к исследовательской деятельности у учащихся старших классов;
- в разработке модели процесса формирования мотивации у старшеклассников к исследовательской деятельности во внеклассной воспитательной работе;
- в разработке научно-методических рекомендаций по формированию у старших школьников мотивации к исследовательской деятельности для заместителей директоров средних общеобразовательных учебных заведений по внеклассной и внешкольной воспитательной работе и классных руководителей.
Теоретическая значимость исследования заключается в выявлении тенденций развития исследовательской деятельности школьников; психолого-педагогических условий, способствующих повышению эффективности процесса формирования у учащихся старших классов мотивации к исследовательской деятельности во внеклассной воспитательной работе и теоретическом обосновании модели процесса формирования у старшеклассников мотивации к исследовательской деятельности во внеклассной воспитательной работе школы.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные методические рекомендации могут быть использованы учителями, классными руководителями и заместителями директоров средних общеобразовательных учебных заведений по внеклассной и внешкольной воспитательной работе.
Исследование проводилось в четыре этапа:
I этап (май-сентябрь 2013 г.) - подготовительный. На данном этапе осуществлялось теоретическое осмысление проблемы и изучение степени ее разработанности, был выполнен анализ методологической и психолого-педагогической литературы, выявлены современные тенденции развития исследовательской деятельности школьников; социальные и психолого-педагогические условия, необходимых для эффективного формирования у старшеклассников мотивации к исследовательской деятельности во внеклассной воспитательной работе, разработаны программа исследования и исследовательский инструментарий (анкета для учителей; анкета и лист самооценки для учащихся старших классов) для проведения констатирующего эксперимента.
II этап (октябрь-декабрь 2013 г.) - собственно-исследовательский. На этом этапе осуществлялось определение критериев и показателей оценки эффективности процесса формирования у старшеклассников мотивации к исследовательской деятельности; характеристика уровней ее сформированное™; проведение констатирующего эксперимента, направленного на выявление уровней сформированное™ мотивации старшеклассников к исследовательской деятельности.
III этап (февраль-декабрь 2014 г.) - экспериментальный. Этот этап был посвящен разработке модели исследуемого процесса по формированию у старшеклассников мотивации к исследовательской деятельности; подготовке и проведению формирующего эксперимента.
IV этап (февраль-март 2015 г.) - интерпретационно-оформительский. Данный этап включал оценку эффективности опытно-экспериментальной работы по формированию у старшеклассников мотивации к исследовательской деятельности; обобщение, систематизацию, качественный и количественный анализ результатов формирующего эксперимента; внедрение в практику научно-методических рекомендаций и оформление научно-исследовательской работы.
На защиту выносятся следующие положения:
- определения сущности понятий «исследовательская деятельность старшеклассников» и «мотивация старшеклассников к исследовательской деятельности»;
- тенденции развития исследовательской деятельности школьников;
- выявленные социальные и психолого-педагогические условия реализации модели процесса формирования мотивации у старшеклассников к исследовательской деятельности;
- модель процесса формирования у учащихся старших классов мотивации к исследовательской деятельности во внеклассной воспитательной работе.
Апробация результатов исследования проводилась путем участия в очных и заочных конференциях и конкурсах научных работ студентов.
Очные:
1. VI Всероссийская научно-практическая студенческая конференция (с международным участием) «Наука и молодежь» (23-24 октября 2013 г., Елабуга).
2. Всероссийская научно-практическая студенческая конференция «Наука и молодежь» (23-24 октября 2014г., Елабуга).
3. Итоговая образовательно-научная конференция студентов ЕИ КФУ, секция «Развитие личности школьника как основная проблема деятельности современной общеобразовательной школы» (18 апреля 2014 г., Елабуга).
4. Итоговая научно-образовательная конференция студентов Казанского федерального университета, секция «Современный процесс обучения и его проблемы» (17 апреля 2015 г., г. Елабуга).
5. X Всероссийский конкурс достижений талантливой молодежи «Национальное достояние России» (очный тур, ДО «Непецено» УД Президента РФ, 30 марта - 01 апреля 2016 г.). Диплом I степени.
6. Итоговая научно-образовательная конференция студентов Казанского федерального университета (апрель 2016 г., г. Елабуга).
7. Выступление на круглом столе «Декомпозиция профессиональной деятельности учителя в условиях реализации ФГОС» на тему «Формирование у старшеклассников мотивации к исследовательской деятельности» (14 апреля, 2016 г., Елабуга). Диплом I степени.
8. Конкурс на лучшую научную работу студентов Казанского федерального университета 2016 года по социогуманитарному направлению в номинации «Новации в школьной программе» «(16 мая 2016 г., г. Казань),
I место.
Заочные:
1. XXXIII Международная научно-практическая конференция «Тенденции развития науки» (Украина, г. Горловка, 16-17 мая 2013г.).
2. IV Международная научно-практическая конференция «Академическая наука - проблемы и достижения» (7-8 июля 2014 г., North Charleston, USA).
3. Конкурс на лучшую научную статью в номинации «Психолого-педагогические науки» (18 апреля 2014 г., г. Елабуга). Диплом I степени.
4. Конкурс на лучший студенческий проект «Инновации в образовании». (18 апреля 2014 г., г. Елабуга). Диплом III степени.
5. Конкурс на лучшую научную статью в номинации «Психо лого- педагогические науки» (17 апреля 2015 г., г. Елабуга). Диплом I степени.
6. XIV международная научно-практическая конференция «Современные концепции научных исследований» Евразийский союз ученых (29-30 мая 2015 г., г. Москва).
7. Конкурс на лучшую научную работу студентов Казанского федерального университета 2015 года по социогуманитарному направлению (20 мая 2015 г., г. Казань).
8. Международный конкурс «Лучшая научная книга в гуманитарной сфере -2015» в номинации «Педагогика; теория и методика обучения и воспитания» за работу «Формирование у старшеклассников мотивации к исследовательской деятельности», диплом лауреата №ЛК002462 от 01.10.2015 г. Киров.
9. Всероссийский конкурс педагогических изобретений 2015 года «Классный час на тему «Поговорим о самом важном»», диплом Лауреата СК000080 от 26.11.2015.
10. Молодежная Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция «Идеи и проекты молодежи России» (29.10.2015 г., г. Чебоксары).
11. Х Всероссийский конкурс достижений талантливой молодежи «Национальное достояние России» (30 марта-01 апреля 2016 г., г. Москва). I место.
12. Конкурс на лучшую научную статью студентов ЕИ КФУ (апрель 2016, г. Елабуга) II место.
Основные результаты исследования нашли свое отражение в следующих публикациях:
1. Литвиненко Е.В. Современные тенденции развития исследовательской деятельности школьников // Материалы Международной научно-практической конференции «Тенденции развития науки» 16-17.05.2013 г., г. Горловка. - Украина, 2013. - С. 90-95.
2. Литвиненко Е.В. Социальные, психолого-педагогические условия формирования мотивации к исследовательской деятельности у учащихся старших классов средних общеобразовательных школ // Материалы Всероссийской научно-практической студенческой конференции «Наука и молодежь» (2013 г.). - Елабуга: Изд-во ЕИ КФУ, 2013. - С. 150-157.
3. Литвиненко Е.В. Доминирующие мотивы участия школьников старших классов в исследовательской деятельности // Грани науки: Изд-во ФГАОУ ВПО КФУ, 2013. Том 1. -№2. - С. 22-25.
4. Литвиненко Е.В. Формирование у старшеклассников мотивации достижения в исследовательской деятельности // Материалы Международной научно-практической конференции «Казанские научные чтения студентов и аспирантов - 2013» им. В.Г. Тимирясова. - Казань: Познание. - Казань, 2013. - С. 396.
5. Литвиненко Е.В., Савина Н.Н. Психолого-педагогические предпосылки формирования мотивации у старшеклассников к исследовательской деятельности // Материалы IV Международной научно-практической конференции «Академическая наука - проблемы и достижения». - North Charleston, SC, USA, 2014. Том 3. - С.82-86.
6. Литвиненко Е.В. Формирование у старшеклассников мотивов к исследовательской деятельности // Материалы итоговой научно¬образовательной конференции студентов Казанского федерального ун-та 2014 года: сборник тезисов. - Казань: Изд. Казан, ун-т, 2014. - С. 358-359.
7. Литвиненко Е.В. Комплекс условий, влияющих на формирование интереса у старшеклассников к исследовательской деятельности // Материалы Всероссийской научно-практической студенческой конференции «Наука и молодежь». - Елабуга: Изд-во ЕИ КФУ, 2014. - С. 191-196.
8. Литвиненко Е.В., Савина И.Н. Моделирование процесса формирования у старшеклассников мотивации к исследовательской деятельности // Концепт. - 2015. - № 03 (март). - ART 15055. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15055.htm. - Гос. per. Эл No ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.
9. Литвиненко Е.В. Формирование у старшеклассников мотивации к исследовательской деятельности: Методические рекомендации для заместителей директоров по внеклассной и внешкольной воспитательной работе и классных руководителей средних общеобразовательных школ / Под общ. ред. Е.В. Самсоновой. - 2-е изд., доп. - Елабуга: Печатный Двор ООО «ЕлТИК», 2015. - 112 с. (В соавторстве).
10. Литвиненко Е.В. Задачи, содержание, формы и методы формирования мотивации у старшеклассников к исследовательской деятельности во внеклассной воспитательной работе // Евразийский союз ученых (ЕСУ). - 2015. -№5(14).-С. 81-83.
11. Литвиненко Е.В., Бородина Т.Ф. Исследовательская деятельность школьника как фактор формирования его личной конкурентоспособности // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 5; URL: http://www.science-education.ru/128-21823 (ВАК).
12. Литвиненко Е.В. К вопросу о мотивации учащихся на достижение успеха в исследовательской деятельности // Материалы итоговой научно-образовательной конференции студентов Казанского федерального ун-та 2015 года: сборник тезисов. - Казань: Изд. Казан, ун-т, 2015. - Т.З. - С. 158.
13. Литвиненко Е.В. Программа опытно-экспериментальной работы по формированию у учащихся старших классов мотивации к исследовательской деятельности во внеклассной воспитательной работе // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Идеи и проекты молодежи России» (29 октября 2015 г.) / гл. ред. М.П. Нечаев. - Чебоксары: Экспертно-методический центр, 2015. - С. 248-255 с.
14. Литвиненко Е.В. Классный час «Поговорим о самом важном» / Всероссийский интернет портал «Открытый урок: обучение, воспитание, развитие, социализация» - URL: https://open-lesson.net/4581/
15. Литвиненко Е.В. Формирование у старшеклассников мотивации к исследовательской деятельности во внеклассной воспитательной работе // Сборник тезисов работ участников X Всероссийской конференции обучающихся «Национальное Достояние России». - НС «Интеграция», РАО. - М., 2016.-С. 561.
В сентябре 2013 научно-исследовательский проект «Формирование у старшеклассников мотивации к исследовательской деятельности во внеклассной воспитательной работе» участвовал (с участием А.Ф. Галиевой, Литвиненко Е.В. и Г.Р. Сираевой) в конкурсе проектов на соискание грантов для выполнения научно-исследовательских работ студенческими научными коллективами ФГАОУ ВПО КФУ (2013 г.) и получил финансовую поддержку на его реализацию.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех глав, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В условиях введения новых ФГОС ОО исследовательская деятельность учащихся рассматривается как одна из задач современной школы, решение которой будет способствовать развитию интеллектуально-творческих способностей школьников. В соответствии с этим, актуальным является формирование мотивации у старшеклассников к исследовательской деятельности.
На основе изучения литературы были выявлены следующие тенденции развития исследовательской деятельности учащихся: совершенствование нормативно-правовой базы её организации; развитие протекционистских мер, стимулирующих исследовательскую деятельность школьников; развитие очных и заочных форм научно-практических конференций, олимпиад, конкурсов научных работ; организация повышения квалификации учителей для целенаправленной работы с детьми, склонных к исследовательской деятельности; расширение банка информационных данных и пополнение методических библиотек школ литературой по организации исследовательской деятельности учащихся; усиление деятельности СМИ по пропаганде исследовательской деятельности школьников и др.
В ходе исследования было изучено состояние рассматриваемой проблемы в теории и практике. Это позволило осуществить анализ основных понятий и попытаться самостоятельно сформулировать их определения. Исследовательская деятельность старшеклассника понимается нами как «особый вид поисковой деятельности, который активизирует интеллектуально-творческий процесс, направленный на получение школьниками общественно значимых новых знаний путем проявления ими инициативы в их самостоятельном приобретении и на формирование у них научного мировоззрения и исследовательской компетенции».
Понятие «мотивация старшеклассника к исследовательской деятельности» рассматривается нами как «направленность деятельности старшеклассника на осознание учащимся её личной значимости, удовлетворение его личного интереса к ней и включающая доминирующие мотивы, целевые установки, определенные потребности, побуждающие заниматься исследовательской деятельностью».
Одним из факторов повышения мотивации у старшеклассников к исследовательской деятельности является внеклассная воспитательная работа в школе. Она располагает большими возможностями в формировании мотивации к исследовательской деятельности у старшеклассников: 1) позволяет осуществлять диагностику сформированности уровней мотивации учащихся на «входе» и на «выходе» и 2) последовательно формировать у них мотивацию к исследовательской деятельности с учетом полученных результатов.
Для определения логики деятельности учителя по формированию у старшеклассников мотивации к исследовательской деятельности, интегрирования различных методов воспитания и обучения, форм и средств воспитания и т.д., была разработана модель процесса формирования у учащихся мотивации к исследовательской деятельности во внеклассной воспитательной работе. Она включала четыре основных блока: целевой, методологический, технологический и оценочно-результативный (см.: Приложение 2).
Выделение целевого блока обусловлено тем, что цель деятельности определяет выбор способов, действий и выступает как средство управления, сопоставления результатов действий с прогнозируемым итогом. Целью деятельности классного руководителя, в решении рассматриваемой нами проблемы, является формирование у старшеклассников мотивации к исследовательской деятельности.
Методологический блок включает принципы формирования у старших школьников мотивации к исследовательской деятельности (добровольность, показ связи науки с жизнью, учет возрастных и индивидуальных особенностей, диалогичность и др.) и психолого-педагогические условия (психологические условия: положительное отношение учителя к организации исследовательской деятельности учащихся; гуманизация педагогического общения; создание атмосферы энтузиазма, оптимизма и веры ученика в свои силы в разработке выбранной темы исследования; психологическая поддержка учащихся в процессе их исследовательской деятельности; содействие самопознанию, самовыражению, самореализации и самосовершенствованию учащихся, т.е. внутренней потребности в самообразовании и саморазвитии; учет возрастных и индивидуальных особенностей ученика и др. Педагогические условия: наличие программы деятельности классного руководителя, направленной на формирование устойчивого интереса старших школьников к исследовательской деятельности; учет запаса сформированных у учащегося знаний; создание для обучающихся возможности проявить в учении собственную интеллектуальную самостоятельность и инициативность; применение системы поощрений за успехи в исследовательской деятельности; педагогическое мастерство учителя; применение разнообразных форм организации исследовательской деятельности во внеучебной и внешкольной работе, создание ситуаций успеха и др.), способствующих повышению эффективности рассматриваемого процесса.
Технологический блок модели обусловлен необходимостью организовывать эффективную совместную деятельность учителей и учащихся по формированию у последних мотивации к исследовательской деятельности. Он включает содержание, методы воспитания, обучения и исследования, формы и средства воспитания.
Оценочно-резулътативный блок модели включает мотивационно-ценностный, когнитивный, гностический, эмоционально-волевой и рефлексивный критерии и их показатели, а также уровни (высокий, средний, низкий) сформированности у учащихся старших школьников мотивации к исследовательской деятельности, необходимые для оценивания эффективности рассматриваемого процесса.
До начала процесса формирования у старшеклассников мотивации к исследовательской деятельности был проведен констатирующий эксперимент с целью выявления практического состояния изучаемого процесса в школах Прикамского региона РТ. Для реализации поставленной цели нами были разработаны анкета для учителей, а также анкета и лист самооценки для учащихся старших классов.
Констатирующий эксперимент был проведен на базе 10 средних общеобразовательных школ г. г. Елабуга, Нижнекамск и Набережные Челны Республики Татарстан. В опросе участвовали 131 учитель и 224 учащихся старших классов. Основной задачей констатирующего эксперимента было определение уровней сформированности у старших школьников мотивации к исследовательской деятельности.
В результате констатирующего эксперимента 42% учащихся были отнесены к среднему уровню, следовательно, необходима была дальнейшая работа по формированию мотивации у старшеклассников к исследовательской деятельности с целью достижения высокого уровня мотивации учащихся.
Разработанная модель процесса формирования у старшеклассников мотивации к исследовательской деятельности была внедрена в процесс внеклассной воспитательной работы МБОУ «СОШ № 6» г. Нижнекамска и МБОУ «IT-лицей КФУ» г. Казань. В опытно-экспериментальной работе (эксперимент II уровня по А.С. Сиденко [4, с. 80]) участвовали 25 учащихся X класса.
Данные, полученные в результате реализации модели процесса формирования у старшеклассников мотивации к исследовательской деятельности, свидетельствуют об её эффективности. Диагностический срез, выявил положительную динамику. Оказалось, что высокий уровень мотивации к исследовательской деятельности наблюдался у 40% лицеистов МБОУ «IT- лицей КФУ» (динамика: +20 %), средний уровень - у 52% (динамика: - 8%) и низкий уровень - 8% (динамика: - 12%). В МБОУ «СОШ № 6» к высокому уровню относятся 36% учащихся (динамика: +24%), к среднему - 52% (динамика: - 16 %) и к низкому - 12% (динамика: - 8%).
В ходе опытно-экспериментальной работы была выявлена положительная динамика процесса формирования у старшеклассников мотивации к исследовательской деятельности, что подтверждает эффективность процесса реализации психолого-педагогических условий и разработанной модели процесса формирования у учащихся старших классов мотивации к исследовательской деятельности в ходе внеклассной воспитательной работы.
Результатом исследования также являются разработанные методические рекомендации по формированию у старшеклассников мотивации к исследовательской деятельности, которые могут быть использованы в работе заместителей директоров средних общеобразовательных школ по внешкольной и внеклассной воспитательной работе, классных руководителей и педагогов, занимающихся организацией исследовательской деятельности школьников.



1. Алексеев Н.Г., Леонтович А.В., Обухов С.А., Фомина Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. - 2002. - №1. - С. 24-31.
2. Андреев В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности. - М.: Высшая школа, 1981. - 240 с.
3. Афанасьев С.П. Методика организации интеллектуально¬познавательных игр // Вестник КГПУ им. Н.А. Некрасова. - 1995. - № 3. - С. 72-76.
4. Большая психологическая энциклопедия. [Электронный ресурс]: URL:http://enc-dic.com/word/s/Struktura-dejatelnosti-83849.html (дата обращения: 6.06.2014).(структура)
5. Большой энциклопедический словарь. [Электронный ресурс]. URL: http://enc-dic.com/aphorism/Issledovanie-1037.html(дата обращения: 1.02.2014).
6. Борцовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов СПб.: Издательство «Питер», 2000. 304 с.
7. Борытко Н.М. Диагностическая деятельность педагога: учеб, пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. М.: Академия, 2006. - 288 с.
8. Гриняев С.Н. Мир 2013: события, факты комментарии. - М.: АНОЦСОиП, 2014. - 328 с.
9. Гриффис В.С. Понимание и применение исследований в области мотивации. -М.: Просвещение, 1999. - 327 с.
10. Дереклеева Н.П. Научно-исследовательская работа в школе. - М.: Вербум, 2001. - 48 с.
И. Джидарьян И.А. О месте потребностей, эмоций, чувств в мотивации личности // Теоретические проблемы психологии личности / Под ред. Е.В. Шороховой. -М.: Наука, 1974. - 310 с.
12. Загвязинский В.И., Закирова А.Ф., Атаханов Р. Качественные и количественные методы психологических и педагогических исследований (Балакавриат). - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 240 с.
13. Запрудский Н.И. Технология исследовательской деятельности учащихся: сущность и практическая реализация // Ф1зша: праблемы выкладання. - 2009. - № 4. - С. 51-57.
14. Заслонко Т.Ю. Организация совместной исследовательской деятельности как фактор личностного роста ученика и учителя. [Электронный ресурс]. URL: http://tatiyur.ucoz.ru/publ/l (дата обращения: 20.09.2013).
15. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. - 2003. - №5. - С.34-42.
16. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М.: Логос, 1999. - 304 с.
17. Ильин Е.И Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2003. - 512 с. [Электронный ресурс]: http://psm.in.ua/03.aspx-18.html(дата обращения: 6.03.2014).
18. Карецкая А.М. Методические рекомендации по обучению гимназистов началам научного исследования: Учебно-методическое издание. - М.: Издательство АПК и ПРО, 2001. - 31 с.
19. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе: анализ зарубежного опыта. -М.: Педагогика, 1989. - 132с.
20. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 304 с. [Электронный ресурс]: http: //www. academia-mosco w. ru/ftp_share/_books/fragments/fragment_21192. pdf(дата обращения: 27.09.2015).
21. Королева E.B. Проектно-исследовательская деятельность учащихся как средство формирования и развития инновационного мышления - генератора инноваций // Исследовательская работа школьников. - 2010. - № 1. - С. 5-6.
22. Кочановская Е.В. Формирование познавательной самостоятельности школьников: дис. ...канд. пед. наук: 13.00.01. - Калининград, 2000. - 184 с.
23. Куприянов Б.В. Восемнадцать форм воспитательной работы с детским коллективом класса // Классный руководитель. - 2007. - № 6. - С. 103 - 125.
24. Леонтович А.В. Пособие по разработке методической карты по организации исследовательской работы школьников. - М.: Изд. Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества, 2003. - 19 с.
25. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975.-304 с.
26. Логунов А.В. Престижное потребление в системе средств символического обмена и конструирования социальной идентичности в трансформирующемся российском обществе: автореф. дисс. ... канд. социол. наук. - Владивосток: Дальневост. гос. техн, ун-т, 2003. - 24 с.
27. Маврина И.А, Мотышева А.А. Проектирование системы критериальных оценок эффективности деятельности профессиональных объединений педагогов как субъектов развития образовательного учреждения // Прикладная психология и психоанализ. - №1. - 2006. - С. 30-31.
28. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1983. - 96 с.
29. Моргун В.Ф. Психологические проблемы мотивации учения // Вопросы психологии. - 1976. - № 6. - С. 54-68.
30. Назарова А.В., Загорская Е.В. Организация исследовательской деятельности учащихся в Центре дополнительного образования для детей г. Снежинска // Исследовательская работа школьников. - 2003. - №3. - С. 35-40.
31. Немов Р.С. Психология. Книга 1. Общие основы психологии. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008. - 687 с.
32. Новиков А.М. Методология образования. - М.: Эгвес, 2002. - 320 с.
33. Новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». - СПб.: Питер, 2014. - 240 с.
34. Обухов А.С. Исследовательская деятельность как возможный путь вхождения подростков в пространство культуры // Развитие исследовательской деятельности учащихся. - М., 2001. - С. 48-64.
35. Обухов А.С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения // Народное образование. - 1999. - №10. - С. 18¬20.
36. Обухов А.С. Развитие исследовательской деятельности учащихся. - М.: Издательство «Прометей» МИГУ, 2006. - 224 с.
37. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - 4-е изд., доп. - М., 2000. - 944 с.
38. Онишук В.А. Урок в современной школе. Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1981. - 191 с.
39. Петухова О.В. Взаимодействие школ образовательного округа как условие организации учебно-исследовательской деятельности учащихся: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2005. - 210 с.
40. Письмо Министерства образования и науки Российской федерации от 17.12.2010 г. № 06-1260 «Методические рекомендации по вопросам взаимодействия учреждений общего, дополнительного и профессионального образования по формированию индивидуальной образовательной траектории одарённых детей» [Электронный ресурс]. URL: http: //www. educom. ru/ru/works/rab_odaren_deti/pril 1260. pdf (дата обращения: 17.02.2013).
41. Поддьяков A.H. Методологические основы изучения и развития исследовательской деятельности // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве / под ред. А.С. Обухова. - М.: НИИ школьных технологий, 2006. - С. 51-58.
42. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Владос, 2001. - 368 с.
43. Позиция Представителя Российской Федерации на 68-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН Д.И. Максимычева ГА ООН по и. 127 повестки дня «Глобальное здравоохранение и внешняя политика» (И декабря 2013).
44. Полонский В.М. Научно-педагогическая информация. - М.: Новая школа, 1995. - 352 с.
45. Психологический словарь / Науч.-иссл. ин-т общей и педагогической психологии; Академия пед. наук СССР; под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др. - М.: Педагогика, 1983. - 448 с.
46. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 1. - М.: Педагогика, 1989. - 328 с.
47. Савенков А.И. Одаренный ребенок в массовой школе. - М.: Издательство «Сентябрь», 2001. - 208 с.
48. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. - М.: Просвещение, 2006. - 434 с.
49. Сиденко А.С. Педагогический эксперимент: от идеи до разработки: Учебное пособие. - 2-е изд., доп. - М.: АПКиППРО, 2009. - 130 с.
50. Сидоров П.И., Парняков А.В. Введение в клиническую психологию. - М.: Академический проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - Т. 1. - 416 с.
51. Словарь педагогических терминов / под ред. В.И. Никитина. - Омск: КАЛ, 2003.-237 с.
52. Собкин В.С., Адамчук Д.В., Жуков И.Д., Янбекова Д.В. Изменения мотивационно-целевых аспектов деятельности учителя на разных этапах его профессиональной карьеры // Педагогика. - 2014. - №9. - С. 69-80.
53. Стандарт второго поколения: примерная программа по биологии для основной школы (проект) // Биология в школе. - 2009. - №5. - С. 16-33.
54. Суходольский Г.Е. Понятийная система психологической теории деятельности. Психологический журнал. - 1981. - № 3. - С. 12-24.
55. Титов Е.В. Формирование готовности старшеклассников к исследовательской деятельности в сфере экологии // Педагогика. - 2003. - № 9. -С. 39-45.
56. Титова Е.В. Если знать, как действовать: Разговор о методике воспитания: Кн. для учителя -М.: Просвещение, 1993. - 192 с.
57. ФГОС ОО [Электронный ресурс]. URL: http://scnew.ucoz.ru/file/doc/fgos_oo.pdf(дата обращения: 1.02.2014).
58. Филимонова О.Г. Психологические основы развития интереса учащихся к исследовательской деятельности // Исследовательская деятельность учащихся: научно-методический сборник в 2-х т. Т. I. Теория и методика: Сборник статей / Под ред. А.С. Обухова. - М.: Общероссийское общественное движение творческих педагогов «Исследователь», 2007. - С. 262-268.
59. Фомина Л.Ф. О некоторых тенденциях развития исследовательской деятельности школьников. // Исследовательская работа школьников. - 2002. - №2. - С. 57-72.
60. Шадриков В.Д. Психологический анализ деятельности. - Ярославль: Изд-во Ярослав.ун-та, 1979. - 92 с.
61. Штофф В.А. Роль модели в познании. - Л.: Ленингр. ун-т, 1963. - 128 с.
62. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. - М.: Педагогика, 1998. - 208 с.
63. ЩурковаН.Е. Собранье пестрых дел. -М., 1993. - 95 с.
64. Эксакусто Т.В., Истратова О.Н. Справочник психолога начальной школы. - Ростов н/Д, 2003. - 448 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ