Введение 3
1 Понятие и особенности судебной системы в РФ 5
1.1 Понятие и принципы действия судебной системы в РФ 5
1.2 Структура судебной системы РФ 9
1.3 Актуальные проблемы судебной системы РФ 13
2 Судебная реформа в России 2018 15
2.1 Преимущества новой судебной реформы РФ 15
2.2 Недостатки судебной реформы РФ 18
Заключение 22
Список использованных источников 24
Приложение 1 26
Система органов государственной власти в течение целой истории жизни классового общества выстраивалась в согласовании с функциями каждой страны, потому как в них заложена и отображена воля социальных групп, что является сутью государственной власти.
В соответствии с функциональным направлением органов государства акцентируются разные ветви власти, какие, в связи от характера полномочий их органов, функционируют независимо в границах своей компетентности, но при этом уравновешивают и взаимодействуют друг с другом.
Суд, как орган, напрямую исполняющий судебную власть, считается особым уравновешивающим механизмом, посредником между исполнительной и законодательной властями. Он обязан установить уровень допустимого вторжения одной конституционной власти в полномочия другой.
Актуальность работы. Создание правового государства в нашей стране невозможно без формирования сильной и независимой судебной власти, исполняющей свою деятельность на базе общепринятых демократических принципов отправления правосудия.
Основу судебной власти составляет комплекс судебных органов разной компетенции.
Целью данной работы является анализ судебной системы РФ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
– рассмотреть понятие и принципы действия судебной системы в РФ;
– проанализировать структуру судебной системы РФ;
– изучить актуальные проблемы судебной системы РФ;
– охарактеризовать преимущества и недостатки новой судебной реформы РФ.
Объектом работы выступает судебная система РФ. Предметом – ее особенности.
Теоретической базой написания работы послужили нормативно-правовые акты РФ, труды таких авторов, как М.В. Баглай, Р.Ф. Деряга, Г.Т. Ермошин, А.А. Кондрашов, Л.А. Нудненко и др., а ткже источники сети интернет.
В работе использовались методы теоретического анализа литературы по исследуемой проблеме, методы изучения, обобщения и анализа.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
Итак, сделаем основные выводы.
Судебная система – понятие конституционное, представляющее собой не просто сумму судов, а их логически завершенную совокупность с органичной взаимосвязью.
Судебная система, выступающая как единая организационная форма органов правосудия, направлена на решение задач судопроизводства и осуществление судебной власти на территории государства.
В РФ действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ, в целом составляющие судебную систему РФ.
Судебная система РФ представляет совокупность судебных органов различной компетенции и всех уровней, действующих на территории России. Назначение судебной системы – защита конституционного строя РФ, прав и свобод граждан, обеспечение соответствия Конституции РФ актов законодательной и исполнительной власти, соблюдение законности и справедливости при исполнении и применении законов, а также иных нормативных актов.
Законодательной основой функционирования судебной системы являются Конституция РФ, Федеральный конституционный закон «О судебной системе РФ», федеральные законы о высших судебных органах РФ и иных федеральных судах, устанавливающие компетенцию, порядок образования, структуру и основные функции этих судов.
В профессиональной среде достаточно долго обсуждалась необходимость проведения в России судебной реформы. Об этом, в частности, говорили многие представители юридической общественности, бизнеса, а затем по данному вопросу высказался и Президент Российской Федерации В. Путин, который заявил о необходимости совершенствования судебной системы.
Российское государство нуждается в повышении эффективности функционирования основных государственных институтов, к которым, безусловно, относится и судебная система. Поэтому инициатива по реформированию судебной системы встретила поддержку и среди руководителей государства, и у юридической общественности, и среди самих судей. Ведь российское правосудие еще не до конца можно назвать полностью независимым от органов государственной власти.
Достаточно часто суды, вынося решение по делам, в том числе и громким, вынуждены считаться с теми ожиданиями, которые предъявляют властные структуры к результатам данных дел. Кроме того, многие российские суды перегружены, что также создает дополнительные препятствия – не только для функционирования судов, но и для рассмотрения дел, для самих граждан, которые вынуждены ждать судебных решений гораздо дольше, чем могло бы быть.
Конечно, предстоит сделать достаточно много, прежде чем отечественная судебная система действительно изменится в лучшую сторону. Но стоит заметить, что даже те изменения, которые уже запланированы Верховным Судом РФ, несомненно, будут очень значительными. Ведь они коренным образом меняют важные направления функционирования российской судебной системы, создают в ее рамках новые судебные инстанции, а это уже очень много.