Введение 3
Глава 1. Теоретические и методические основы применения краудфандинговых технологий 6
1.1. Краудфандинг и его роль в формировании долгосрочных
инвестиционных ресурсов 6
1.2. Типы краудфандинга и их специфика 13
1.3. Методические основы организации краудфандинговых
платформ 19
Глава 2. Анализ современных краудфандинговых рынков и инструментов формирования инвестиций 24
2.1. Обзор мировых краудфандинговых технологий 24
2.2. Анализ российских краудфандинговых технологий 32
2.3. Анализ российских краудфандинговых проектов 45
Глава 3. Перспективы развития краудфандинговых технологий в России 53
3.1. Преимущества краудфандинга в сравнении с традиционными
способами финансирования инвестиций 53
3.2. Проблемы и перспективы краудфандинговых технологий в
России 59
3.3. Подходы к регулированию краудфандинговых операций Банком
России 66
Заключение 73
Список использованных источников 76
Любому начинающему предпринимателю, кроме выдающейся идеи для создания бизнеса, необходимо финансирование. Возникает закономерный вопрос: где найти деньги для открытия или же расширения своего бизнеса. Можно пойти в банк за кредитом, обратиться к родным за финансовой помощью или же к государству для получения какого-либо гранта или ссуды и т.п. Все вышеперечисленные методы получения финансовой поддержки сопряжены со сложностями, которые зачастую пугают начинающей предпринимателей. В банке нужен поручитель, положительная кредитная история, проценты по кредитам отбивает желание их брать, у родственников не всегда бывает деньги, для получения ссуд и грантов необходимо соответствовать требования, предъявляемые государством, плюс нужны определенные документы. Что делать предпринимателю в такой ситуации? Обратить свой внимание на краудфандинг.
В последнее время бурно начал развиваться рынок краудфандинга. Краудфандинг - это массовое финансирование. Сущность термина заключается в известной пословице: «с миру по нитке - голому сорочка». Краудфандинг - это коллективное сотрудничество людей, добровольно объединяющих денежные средства или другие ресурсы с целью поддержки усилий других людей или организации.
Финансирование по типу краудфандинга может использоваться для разнообразных целей: продвижение инновационных идей, развитие стартапов, производство новых продуктов и предоставление услуг, создание открытого программного обеспечения, финансирования малого бизнеса, развитие индустрии развлечений, поддержки политических кампаний, помощь потерпевшим от стихийных бедствий. Как правило, сбор средств осуществляется в сети интернет с помощью специализированных сайтов с привлечением финансовых и других ресурсов группой лиц (доноров) для реализации конкретного проекта или с целью помощи отдельным реципиентам. Краудфандинг позволяет привлекать через интернет финансовые ресурсы
большого количества людей (отдельных сообществ, различных групп) для реализации различных идей и проектов (в основном, стартапов.
Актуальность краудфандинга, как инструмента формирования инвестиций для бизнеса, с каждым годом растет, и этому есть причины. Одной из самых важных причин является доступность, любой желающий может попробовать собрать деньги на реализацию своей идеи, также, как и любой человек может помочь ему финансово, при условии, если ему эта идея понравится. Второй, но не менее важной причиной, является простота, т.е не надо собирать кучу разных бумажек для попытки собрать деньги, достаточно будет необходимого минимума.
Цель работы - систематизация знаний о современных краудфандинговых технологиях.
Для выполнения цели были поставлены следующие основные задачи:
• Раскрыть теоретические основы возникновения краудфандинга, его типов и специфику
• Провести обзор мировых и российских краудфандинговых платформ
• Проанализировать факторы успеха российских краудфандинговых проектов
• Выделить преимущества краудфандинга в сравнении с традиционными способами финансирования инвестиций
• Определить перспективы развития краудфандинговых технологий в России.
• Выявить проблемы применения краудфандинга.
• Уточнить подходы к регулированию краудфандинга Центробанком РФ.
Объект работы - краудфандинговые технологии в различных странах. Предмет исследования - краудфандинговые технологии в Российской федерации.
В работе были использованы SWOT-анализ, корреляционный анализ, сгруппированы статистические наблюдения, на основе которых сделаны определенные выводы.
Степень разработанности темы в последнее время увеличивается, появляется все больше публикаций и работ, связанных с краудфандингом. На западе в свою очередь, материалов по данной тематике больше, чем в России, что свидетельствует об опережении запада в развитии краудфандинговых технологий. В работе были использованы, как и зарубежные публикации, так и отечественные.
Практическая значимость исследования носит методологических характер, и его результаты могут использоваться предпринимателями для ознакомления с краудфандинговыми технологиями и предстоящим запуском своего проекта.
Краудфандинг - представляет из себя сбор денежных средств инвесторов с целью поддержки какого-либо проекта через Интернет. Темпы роста объема рынка краудфандинга за последнее время поражают. Во многих странах мира есть такое явление и судя по темпам роста, краудфандинг в своем развитии останавливаться не собирается.
В первой главе данной работы сформировано представление о термине краудфандинг, приведено несколько определений, выявлены у них общие черты и определены главные особенности краудфандинга. Также в данной главе были изучены типы краудфандинга, выявлены различия между ними, специфика их работы. К тому же, были систематизированы знания об устройстве краудфандинговых платформ, раскрыта модель их работы. С этими знаниями потенциальному разработчику проекта будет легче сориентироваться в процессе построения отношений с миром краудфандинга и
краудфандинговыми платформами.
Во второй главе систематизированы знания о мировых
краудфандинговых платформах, выявлена специфика их устройства, то чем они отличаются друг от друга или же наоборот, чем они схожи. Также обобщены результаты деятельности российских краудфандинговых платформ.
Представлены наиболее популярные краудфандинговые площадки в России. Проанализированы их сборы, также дана информация, о том, какие категории проектов были популярны у бэкеров в последнее время. В SWOT анализе были определены сильные и слабые стороны краудфандинга, также с помощью коэффициента корреляции сформировано представление о факторах, влияющих на сборы проектов.
На данный момент активно работают в России около 16-18 краудфандинговых платформ. Причем пять из них были открыты в последнее время, что говорит о развитии краудфандинга. Также в пользу предыдущего утверждения говорят сборы по 10 самым успешным проектам в России, где наблюдается рост из года в год. Результаты анализа сборов говорят об успехе функционирования краудфандинга, как системы финансирования. Определено, что в России наиболее популярными категориями вложения средств являются фильмы, видео и литература. При создании своего проекта наибольшее внимание стоит уделить видео и информационной доступности вашего продукта. Самой опасной угрозой российского краудфандинга является мошенничество, слабой стороной - отсутствие законодательной базы. Сильной же стороной является стирание географических границ. К возможностям можно отнести маркетинговую составляющую процесса краудфандинга.
Третья глава посвящена преимуществам и недостаткам краудфандинга в сравнении с традиционными способами финансирования. Определены проблемы и перспективы развития. Также раскрыта тема правового регулирования краудфандинга в России. Раскрыты подходы Центробанка по регулирования краудфандинга.
Так ключевыми преимуществами краудфандинга являются:
1. Минимум необходимых документов для запуска проекта (в отличии от традиционных способов финансирования).
2. Отсутствие необходимости в наличии хорошей истории компании.
3. Отсутствие залога.
Из всех этих трех преимуществ вытекает, пожалуй, самый значимый плюс краудфандинга - поддержка малого и среднего бизнеса. Теперь не надо иметь хорошую кредитную историю, иметь что-либо для залога, не нужно собирать множество бумаг, которые требуют банки, венчурные капиталисты. Достаточно иметь социально значимую, оригинальную идею, которая понравиться вашим потенциальным инвесторам. По данным Центробанка к концу 2017 года, объем краудфандинга составит 4 млрд рублей, а рост рынка составит 15-30 % ежегодно, что свидетельствует о перспективах развития. Правовое регулирование краудфандинга в России сейчас происходит по способу аналогии закона, то есть похожие законы регулируют взаимоотношения участников. Центробанк ведет неспешную работу по поводу регулирования краудфандинга, опираясь на зарубежный опыт. Сейчас
Центробанк находится на стадии наблюдения за рынком, происходит добровольное анкетирование краудфандинговых платформ, на основе анализа которых банк со временем перейдет к активному регулированию.
Все вышесказанное дает полную картину о краудфандинге, как способе привлечения инвестиций. Предприниматели могут ознакомиться с работой, в случае если захотят создать свой краудфандинговый проект, подчерпнуть для себя какие-либо данные и факты, которые позволят им успешно продвигать свой бизнес.
1. Пупенцова С. В. Экономика недвижимости: Учебное пособие. 2-е изд. - СПб.: Издательство Политехн. ун-та, 2010. - 176 с.
2. Сергеев И. В., Веретенникова И. И., Шеховцев В. В. Инвестиции. - М.: Издательство Юрайт, 2013. - 314 с.
3. Джефф Хау. Краудсорсинг. Коллективный разум как инструмент развития бизнеса = Crowdsourcing: Why the Power of the Crowd is Driving the Future of Business. - М.: «АльпинаПаблишер», 2012. - 288 с.
4. Санин М.К., Безуглова Е.Ю. Краудсорсинг в инновационной деятельности // Труды гуманитарного факультета. Сборник научных статей НИУ ИТМО. 2014. - с. 301-306.
5. Виды краудфандинговых платформ, 2016. URL:
http://www.crowdwinfund.ru/crowdfunding-platform-types/ (дата обращения
1.07.2017)
6. Вперед к краудфандинговым рекордам. Итоги 2015 года, 2015. URL: http://www.crowdsourcing.ru/article/kraudfanding_2015_vpered_k_novym_re kordam?link=themelist (дата обращения 25.06.2017)
7. База индексов краудфандинга по сборам, 2014. URL: http://www.crowdsourcing.ru/cfnindex (дата обращения 1.05.2017)
8. База текущих проектов, 2015. URL:
http://www.crowdsourcing.ru/crowdfunding_projects (дата обращения
27.06.2017)
9. Гаврилин Е. Определение краудфандинга, 2017. URL: https://www.boomstarter.ru/start (дата обращения 25.06.2017)
10. «Динамика краудфандинга: Поисковое исследование» или «От чего зависит успешность проекта на Kickstarter, 2016. URL: https://www.stopgame.ru/blogs/topic/53581, свободный. (дата обращения
30.06.2017)
11. Краудфандинг. Википедия, 2017. URL:
https://www.ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D 1 %80%D0%B0%D 1 %83%D 0%B4%D1%84%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B3 (дата обращения 27.06.2017)
12. Краудфандинг в России: итоги-2014, 2014. URL:
http://www.crowdhunters.ru/crowd2014/ (дата обращения 16.06.2017)
13. Краудфандинг: психологические типы бэкеров, 2016. URL:
https://www.geektimes.ru/post/147670/ (дата обращения 30.06.2017)
14. Кузнецов В. А. Краудфандинг: актуальные вопросы регулирования,
2016. URL: http://www.cbr.ru/publ/moneyandcredit/kuznetcov_01_16.pdf
(дата обращения 23.06.2017)
15. Кузьменко В.А. Исследование агентства Crowduniverse «Вы и краудфандинг», 2016. URL: https://www.rb.ru/opinion/crowd-russia/ (дата обращения 2.06.2017)
16. Опыт краудфандинга. Азия, 2016. URL:
http://www.money.prichod.ru/fonds/22703/ (дата обращения 15.06.2017)
17. Правовые аспекты организации деятельности краудфандинговых
платформ в России, 2016. URL:
http://www.korpusprava.com/ru/publications/analytics/pravovie-aspekti- organizacii-deyatelnosti-kraudfandingovih-platform-v-rossii.html (дата
обращения 14.06.2017)
18. Прасолова Н.И. Краудфандинг/краудинвестинг. Определение, оценка
рисков, подходы к регулированию., 2016. URL: http: //www. files.rmcenter.ru/year/2016/12/prezentation/Prasolova.pdf (дата
обращения 15.07.2017)
19. Разработана концепция регулирования краудфандинга в России, 2016. URL: http://www.cbr.ru/press/event/?id=712 (дата обращения 27.07.2017)
20. Санин М.К. История развития краудфандинга. Классификация видов. Анализ перспектив развития и преимуществ, 2015. URL: http: //www.economics.ihbt.ifmo .ru/file/article/ 14199.pdf (дата обращения
30.06.2017)
21. Top100 Краудфандинговых и Краудинвестинговых платформ мира, 2015. http: //www. crowdsourcing.ru/article/top 100_kraudfandingovyx_i_kraudinvesti ngovyx_platform_mira (дата обращения 2.07.2017)
22. Усова В. Краудфандинг: каким российским и западным интернетплощадкам отдать предпочтение, 2016. URL:
http://www.towave.ru/pub/kraudfanding-kakim-rossiiskim-i- zapadnyminternet-ploshchadkam-otdat-predpochtenie. html?page=5 (дата обращения 2.07.2017)
23. Чечулина Е. Определение краудфандинга, 2017. URL: https://www.planeta.ru/about (дата обращения 24.06.2017)
24. Bradford C. Steven. Crowdfunding and the Federal Securities Laws. Columbia Business Law Review, 2012. URL: http://www.ssrn.com/abstract=1916184 (дата обращения 09.05.2017)
25. Crowdfund IQ Benchmark Study. Equity Crowdfunding Investor Research
Report, 2015. URL: http://www.slideshare.net/earlyiq/crowdfundiq-
benchmark-study (дата обращения 1.06.2017)