Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СТЕРТОЙ ФОРМОЙ ДИЗАРТРИИ

Работа №57674

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы69
Год сдачи2017
Стоимость4340 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12277
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ особенностей речевого дыхания детей
старшего дошкольного возраста 6
1.1 Характеристика просодической стороны речи 6
1.2 Развитие речи в онтогенезе 10
1.3 Особенности психомоторного и речевого развития детей со
стертой формой дизартрии 16
Выводы по первой главе 20
Глава 11. Экспериментальное исследование дыхательных функций у детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии .... 22
2.1 Организация и методика проведения констатирующего
эксперимента 22
2.2 Результаты констатирующего эксперимента и их обсуждение 26
Выводы по второй главе 29
Глава 111. Формирование речевого дыхания у детей старшего
дошкольного возраста со стертой формой дизартрии 31
3.1 Содержание логопедической работы по формированию речевого
дыхания у детей со стертой формой дизартрии 31
3.2 Результаты контрольного эксперимента и их обсуждение 39
Выводы по третьей главе 43
Заключение 45
Библиографический список 47
Приложения

Стертая форма дизартрии является одним из распространенных речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Часто она может сочетаться и с другими речевыми нарушениями, например, такими как заикание, общее недоразвитие речи и другие.
Стертая форма дизартрии является речевой патологией, которая проявляется в виде расстройств просодического и фонетического компонентов речевой функциональной системы. Она возникает из-за невыраженного микроорганического поражения головного мозга.
О.А. Токарева первая предложила термин "стертая" дизартрия. Характерными чертами стертой дизартрии она считает не яркие проявления "псевдобульбарной дизартрии", отличающиеся особой сложностью преодоления [40].
Одним из важных разделов логопедической работы при дизартрии является развитие дыхания и коррекция его нарушений.
Известно, что произношение звуков имеет тесную связь с дыханием. Нормальное звукообразование обеспечивается правильным речевым дыханием. Также от речевого дыхания зависит громкость речи, четкое соблюдение пауз, сохранение выразительности и плавности. Речевое дыхание называют фундаментом формирования устной речи.
Для того чтобы ребенок хорошо умел владеть голосом, необходимо его научить правильному дыханию. Под правильным дыханием понимается короткий глубокий вдох и плавный экономный выдох. У детей со стертой формой дизартрии часто наблюдаются трудности в овладении правильным речевым дыханием, поэтому данная проблема является актуальной [41].
Проблемой формирования речевого дыхания занимались Л.И. Белякова [5,6], М.Ф. Фомичева [43], О.В. Правдина [33], Е.И. Радина [34], М.Е. Хватцев [47], А.И. Максаков [27] и другие.
Актуальность исследования заключается в том, что в настоящее время недостаточно уделяется времени работе по формированию речевого дыхания, отсутствует методическое обеспечение, поэтому мы подобрали содержание работы по плану.
Объект исследования - речевое дыхание детей старшего дошкольного возраста.
Предметом исследования является формирование правильного речевого дыхания у детей со стертой формой дизартрии в процессе логопедической работы посредством игр и упражнений.
Цель исследования - разработка календарного планирования, содержания логопедической работы и методических рекомендаций по формированию речевого дыхания у детей стершего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии посредством игр и упражнений.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать научную литературу, раскрывающую специфику состояния, изучения и преодоления нарушений дыхательной функции детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии.
2. Подобрать методы изучения особенностей речевого дыхания у детей для проведения констатирующего и контрольного экспериментов.
3. Исследовать и проанализировать особенности речевого дыхания у детей старшего возраста со стертой формой дизартрии.
4. Разработать и апробировать содержание логопедической работы по формированию речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии в процессе игр и упражнений на основе составленного календарно-тематического планирования.
5. Экспериментально проверить эффективность проведенной
логопедической работы.
Гипотеза - улучшение состояния речевого дыхания детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии станет возможным при условии:
- учета ведущей деятельности детей дошкольного возраста;
- календарно-тематического планирования содержания
логопедической работы по данному направлению;
- реализации комплексного подхода к формированию речевого дыхания у детей на основе взаимодействия учителя-логопеда, воспитателей и родителей.
База проведения исследования: МБДОУ ЦРР д/с «Лира». Город Оса, ул. Карла Маркса, дом 97.
Практической значимостью исследования является возможность применения представленных методических разработок логопедами, педагогами, воспитателями, которые осуществляют коррекционную работу с детьми со стертой формой дизартрии.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, содержащих семь параграфов, выводов по главам, заключения, библиографического списка и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В специальной педагогике и логопедии просодика рассматривается в качестве важного фактора речевого развития человека. Большинство исследователей отмечает, что просодическая недостаточность может сопровождать многие нозологические формы детского речевого недоразвития различного происхождения и случаи распада речи [5,13].
Дизартрией называют нарушения произносительной стороны речи, которые обусловлены недостаточностью иннервации речевой мускулатуры. Дизартрия возникает вследствие органического поражения центральной нервной системы, при котором нарушается двигательный механизм речи, то есть при дизартрии нарушено не программирование речевого высказывания, а моторное исполнение речи [5].
Стертой дизартрией является речевая патология, которая проявляется в виде расстройств фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникает в виду невыраженного микроорганического поражения головного мозга [2].
У детей со стертой дизартрией наблюдается также нарушение дыхания, которое обусловлено недостаточностью центральной регуляции дыхания. Также недостаточна глубина дыхания, происходит нарушение его ритма: учащение во время речи. Происходит расстройство координации выдоха и вдоха. Наблюдается поверхностный вдох и короткий слабой силы выдох. При этом выдох часто осуществляется через нос, хотя рот полуоткрыт.
Нами было проведено исследование особенностей речевого дыхания у детей старшего возраста со стертой формой дизартрии на базе в МБДОУ ЦРР д/с «Лира» Осинского района г. Оса. В результате эксперимента были выявлены следующие особенности речевого дыхания: короткий речевой выдох (до 4 секунд); слабая целенаправленность воздушной струи; преобладание диафрагмального типа дыхания; аритмичность вдоха и выдоха; слабая дифференциация ротового и носового вдоха и выдоха; речь на выдохе; ослаблен речевой выдох.
На основе данных, полученных в ходе констатирующего эксперимента, нами был сделан вывод о необходимости целенаправленной логопедической работы по развитию речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии. Для этого был составлен календарно-тематический план занятий, основой которых являлись игры, направленные на развитие речевого дыхания.
После проведения логопедической работы с детьми был проведен контрольный эксперимент, в ходе которого было выявлено улучшение речевого дыхания, а именно речевой выдох удлинился (4-5 секунд); целенаправленность и сила воздушной струи увеличилась на 2-5 см; у всех детей преобладает диафрагмальный тип дыхания; дифференциация ротового и носового вдоха и выдоха более четкая; речь на выдохе; улучшение объема речевого дыхания.
Выдвинутая гипотеза была подтверждена. В процессе работы над речевым дыханием, мы учитывали ведущую деятельность детей.
Данная работа осуществлялась на основе календарно-тематического планирования, которое учитывало программу воспитателей «От рождения до школы» и программу логопеда «Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)». Все это позволило создать единый речевой режим для детей.
Полученные результаты доказали, что целенаправленная и систематическая коррекционно-развивающая работа по развитию речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями приводит к повышению уровня сформированности данной функции.



1. Артоболевский, Г.В. Художественное чтение / Г.В.
Артоболевский. - М., 1978. - с. 72. [Электронный ресурс: http://
www.chebelpost.ru/kniga2781351- (Дата обращения: 10.01.17).
2. Архипова, Е.Ф. Стёртая дизартрия у детей/ Е.Ф.Архипова. - М., 2007. - 150 с.
3. Архипова, Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии / Е.Ф. Архипова. - М.: Астрель, 2008. - 152 с.
4. Бабина, Г. В., Белякова, Л. И., Идес, Р. Е. Практикум по дисциплине «Логопедия» (раздел «Дизартрия»): Учебно-методическое пособие / Под ред. Г. В. Бабиной. - М.: МИГУ, 2012. - 104 с.
5. Белякова, Л.И. Логопедия. Дизартрия / Л.И. Белякова, Н.Н. Волоскова. - М.: ВЛАДОС, 2009. - 76 с.
6. Белякова, Л. И. Развитие речевого дыхания у дошкольников с
нарушением речи: метод. Пособие / Л.И. Белякова.- М.: Книголюб, 2005. - 55с. [Электронный ресурс: http://www.twirpx.com/file/2563511 - (Дата обращения: 15.01.17).
7. Белянин, В.П. Психолингвистика / В.И. Белянин.- М., 2003. - 452 с. [Электронный ресурс: http:// docme.ru/doc/349069/psiholingvistika-belyanin- 2003 1 - (Дата обращения: 10.01.17).
8. Бернштейн, Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности / Н.А. Бернштейн. - [Электронный ресурс:http://www.elib.gnpbu. ru1 - (Дата обращения: 9.02.17).
9. Бехтерев, В.М. Современная психология. Тезисы международной научно-практической конференции / В.М Бехтерев. - [Электронный ресурс: http://www.elib.gnpbu.ru1- (Дата обращения: 9.02.17).
10. Борисова, Е.А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. Методическое пособие/ Е.А. Борисова. - М., 2008. - 126 с.
11. Боскис, P.M., Морозова, Н.Г. О развитии мимической речи у глухонемого ребенка и ее роли в процессе обучения и воспитания глухонемых //Вопросы учебно-воспитательной работы в школе для глухонемых. № 7 (10) / Р.М. Боскис. - М., 1939. [Электронный ресурс: https://studopedia.ru16 15110 pedagogicheskaya-tipologiya-detey.html]- (Дата обращения: 29.01.17).
12. Верещагин, Е.М. Порождение речи: латентный процесс / Е.М.
Верещагин. - М., 1968. [Электронный ресурс: http://xn--90ax2c.xn--
p 1 ai/catalog/002676 000027 IRKNB-RU%D0%98%D0%9E%D0%93%D0%A3%D0%9D%D0%91 HOBBIT 15%D0%92+13-000000-035212] - (Дата обращения: 29.11.2017).
13. Волкова, Л.С. Логопедия: Учебник для вузов/ Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, А.М. Мастюкова. - М., 1989. [Электронный ресурс:http://pedlib.ru /Books/2/0049/index.shtml]- (Дата обращения: 29.11.2017).
14. Волкова, Г. А. Методика обследования нарушений речи у детей /
Г.А. Волкова.- СПб., 1993. - 110 с. [Электронный ресурс:
http://pedlib.rukatalogy/katalog.php?id=0&find me=-&page=20] - (Дата
обращения: 9.02.17).
15. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи/ А.Н. Гвоздев. -
М., 1961. - 112 с. [Электронный ресурс: http://newplaylist.
ru/katalogy/katalog.php?id=0&find me=-&page=20] - (Дата обращения:
29.11.17).
16. Глухов, В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов/ В.П. Глухов. - М., 2005. - 132 с. [Электронный ресурс: http://pedlib.ru/Books/4/0356/4 0356- 1.shtml]- (Дата обращения: 28.11.2017).
17. Грибова, О.Е. Технология организации логопедического обследования: методическое пособие. / О.Е. Грибова. - М.: АРКТИ, 2012. - 80 с.
18. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. - СПб.: «Детство - пресс», 2001. - 240 с. / Сост. Лопатина Л. В., Н. В. Серебрякова, Л. С. Соломаха. [Электронный ресурс: http:// logopedia. By]- ( Дата обращения: 28.11.17).
19. Дизартрии: Учеб.пособие для студ. высш. и сред. спец. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - 131 с. /Под ред. Л. С. Волковой, В. И. Селивестова. [Электронный ресурс: https:// univerfiles.com] - ( Дата обращения: 27.05.17).
20. Ермолаев, В. Г. Руководство по фониатрии / В. Г. Ермолаев, Н. Ф. Лебедева, В. П. Морозов.- : Медицина, 1970. - 270 с. [Электронный ресурс:https://search.rsl. ru] - (Дата обращения: 28.02.17).
21. Жинкин, К. И. Психологические основы развития речи / К. И. Жинкин. - М., 1966. - 146 с. [Электронный ресурс:http://www.klex.ru/mwf]- (Дата обращения: 27.09.17).
22. Земляченко, М. В. Формирование речевого дыхания у дошкольников 5-7 лет с речевыми нарушениями посредством использования логопедических игр и дыхательных упражнений в системе работы «учитель - логопед - ребенок - родитель» // Молодой ученый. - 2017. - №10. - С. 421¬424.
23. Карелина, И.Б. Новые направления в коррекции минимальных
дизартрических расстройств// Дефектология» / И.Б. Карелина. - 2000. - № 1. [Электронный ресурс:http://pedlib.ru/Books/4/0337/4 0337-1.shtml] - (Дата
обращения: 25.05.2017)
24. Кольцова, М.М. Двигательная активность и развитие функции мозга ребенка / М.М. Кольцова. — М., 1973. - 155 с. [Электронный ресурс: http://lib.mgppu.ru/opacunicode/index.php?url=/notices/index/IdNotice:9491/Sour ce:default]- ( Дата обращения: 16.02.2017)
25. Леонтьев, А.А. Внутренняя речь и процессы грамматического
порождения высказывания // Вопросы порождения речи и обучения языку/ А.А. Леонтьев.- М., 1967. - 144 с. [Электронный ресурс:
http://www.philology.ru/linguistics1/leontyev-70.htm] - (Дата обращения:
23.01.17).
26. Лопатина, Л.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников: Учебное пособие. / Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова. - Спб., 2003. [Электронный ресурс:http://pedlib.ru/Books/5/0146/5 0146-2.shtml]- (Дата обращения: 19.01.2017).
27. Максаков, А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений, 2-е изд. / А.И. Максаков. - М.: Мозаика - Синтез, 2005. - 156 с. [Электронный ресурс: http://pedlib.ru/Books/2/0167/2 0167-1.shtml]- (Дата обращения: 25.03.2017).
28. Мелехова, Л.В. Дифференциация дислалии. /Очерки по патологии речи и голоса. Под редакцией С.С. Ляпидевского. / Л.В. Мелехова. - М., 1967. [Электронный ресурс:https://books.google.ru]- (Дата обращения: 24.01.2017).
29. Мелехова, Л.В., Фомичева, М.Ф. Речь дошкольника и ее
исправление. - М.: Просвещение, 1967. [Электронный ресурс:
http://www.twirpx.com/file/329771/]- (Дата обращения: 10.01.2017).
30. Панченко, И.И., Щербакова, Л.А. Основные формы дизартрических нарушений речи и дифференцированные пути коррекционного воздействия// Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. факультетов пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003 - Кн. 1: Нарушения голоса и звукопроизносительной стороны речи: В 2 ч. - Ч. 2. Ринолалия. Дизартрия. - 304 с. / Л.А. Щербакова, И.И. Панченко. - [Электронный ресурс:https://studfiles.net]- (Дата обращения: 24.03.2017).
31. Петрова, А.А. Развитие речи в онтогенезе/ А.А. Петрова// Вестник Волгоградского государственного университета, № 1, 2009. - С. 17¬18.
32. Пешковский, А. М. Русский синтаксис в научном освещении. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ^/URSS, 2009. - 120 с.
33. Правдина, О. В. Логопедия. Учеб.пособие для студентов
дефектолог. факультетов пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб. - М.,
"Просвещение", 1973. - 452 с. [Электронный ресурс:
http://pedlib.rU/Books/2/0001 ] - (Дата обращения: 22.10.17).
34. Радина, Е. И. Роль беседы в воспитательной работе советского детского сада/ Е. И. Радина. - Известия АПИ РСФСР, 1948. [Электронный ресурс:https://studfiles.netpreview/3495120/page:25/]- (Дата обращения: 23.10.17).
35. Савкова, З.В. Техника звучащего слова/ З.В. Савкова. - СПб., 1997. - 125 с. [Электронный ресурс:http://metodich.ru]- (Дата обращения: 21.11.2017).
36. Селиверстов, В.И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия: Учеб. пособие для студ. высш. и средн. пед. учеб. заведений. - 4-е изд., доп / В.И. Селиверстов. - [Электронный ресурс:http://pedlib. ru]- (Дата обращения: 28.11.2017).
37. Серебрякова, Н.В. Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста. - М.: КАПО, 2008. - 112 с.
38. Сизова, Э.Я, Макарова, Э.К. О механизме бокового
сигматизма./Психические и речевые нарушения у детей. Вопросы реабилитации. / Э.Я. Сизова, Э.К. Макарова. - Л., 1979. - С. 89 - 97.
[Электронный ресурс:https://superinf. ru]- (Дата обращения: 27.11.17).
39. Слобин, Д., Грин, Дж. Психолингвистика / Под общ.ред. А.А.
Леонтьева. Изд. 2-е. // Д. Слобин, Дж. Грин. - М., 2003. - 315 с.
[Электронный ресурс:http://pedlib. ru]- (Дата обращения: 14.04.2017).
40. Токарева, О.А. Расстройства чтения и письма (дислексии и дисграфии). // Расстройства речи у детей и подростков. / Под.ред. С.С. Ляпидевского. - М.: Медицина, 2007. - С.190-212.
41. Трубникова, Н.М. Логопедическое обследование младших школьников, страдающих олигофренией и детским церебральным параличем / Н.М. Трубникова. - [Электронный ресурс:www.nsportal.ru]- (Дата обращения: 21.11.17).
42. Ушакова, Т. Н. Речь: истоки и принципы развития/ Т.Н.
Ушакова. - М., 2004. - 115 с. [Электронный ресурс:
https://www.ozon.ru/context/detail/id/1702158/] - (Дата обращения: 22.11.17).
43. Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного
звукопроизношения: Практикум по логопедии / М.Ф. Фомичёва. - М., 1989. [Электронный ресурс:http://pedlib.ru/Books/1/0460/1 0460-1.shtml] - (Дата
обращения: 17.02.2017).
44. Хватцев, М. Е. Логопедия/ М.Е. Хватцев. - М., 2009.
45. Чарели, Э.М. Учитесь говорить. / Э.М. Чарели. - Свердловск,
1991. [Электронный ресурс:https://studfiles. net] - (Дата обращения:
14.05.17).
46. Чекина, О. Е. Постановка речевого дыхания у детей с ОНР. - Казань, 2015.
47. Черемисина-Ениколопова, Н.В. Законы и правила русской интонации. - 2-е изд., стер. - М.: Флинта, 2013. - 520 с.
48. Шахнарович, A.M.Проблемы психолингвистики / А.М.
Шахнарович. - М., 1987. - 232 с. [Электронный ресурс:
http://www.tinlib.ru/jazykoznanie/psiholingvistika teorija rechevoi dejatelnosti/p 12.php ] - (Дата обращения: 13.11.17).
49. Швайко, Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи/
Г.С. Швайко. — М. 1983. [Электронный ресурс:
http://pedlib.ru/Books/5/0234]- (Дата обращения: 24.11.2017).
50. Яворская, О.Н. Занимательные задания логопеда для дошкольников / О.Н. Яворская. - СПб.: КАРО, 2015. [Электронный ресурс: http://www.iprbookshop. ru /61001.html]- (Дата обращения: 29.10.2017).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ