Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ

Работа №68921

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

логопедия

Объем работы170
Год сдачи2018
Стоимость5780 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
445
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ 12
1.1. Понимание речевой коммуникации в психолого-педагогической
теории и закономерности ее развития в онтогенезе 12
1.2. Особенности речевой коммуникации у детей с интеллектуальной
недостаточностью 30
1.3. Анализ методических подходов к решению проблемы по
формированию речевой коммуникации у младших школьников с интеллектуальными нарушениями 40
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ 50
2.1. Исследование уровня сформированности речевой коммуникации у
младших школьников с легкой степенью умственной отсталости 50
2.2. Разработка и апробация системы логопедической работы по
формированию речевой коммуникации у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости 69
2.3. Анализ эффективности системы логопедической работы у младших
школьников с умственной отсталостью 87
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 99
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 101
ПРИЛОЖЕНИЕ


В настоящее время интересы образования и государства интегрируются в сфере социализации личности (Стародубов В.И., Пузин С.Н., Амасьянц Р.А.). Эффективность социализации развивающейся личности, как известно, находится в прямой зависимости от полноценности процесса речевого общения и взаимодействия. При отставании в развитии речи или нарушениях речевой функции у ребенка возникают проблемы, связанные с вербальным общением, появляются трудности коммуникативного поведения, что в целом затрудняет взаимоотношения между индивидом и обществом, проявляющиеся в речевом общении.
Коммуникативные способности образовываются на стыке процессов непосредственного общения и усвоения опыта этого общения и проявляются во владении средствами коммуникации; в умении использовать такие средства в деятельности, в построении процесса общения; в анализе своей деятельности и выделении новых средств эффективной коммуникации. На этой основе строится эффективное взаимодействие с людьми, обмен информацией, поведение, соответствующее социальным нормам, а также развиваются организаторские и коммуникативные качества личности (Батаршев А.В.).
Вопросами формирования и развития коммуникативной функции речи занимались многие выдающиеся отечественные и зарубежные ученные. Среди них А.Н. Леонтьев, М.И Лисина, А.И. Сильвестру, А.В. Запорожец, М.Н. Смирнова, Д.Б. Эльконин, Ю.М. Лотман, Ж. Пиаже, Т.А. ван Дейк, Ф. де Соссюр и др.
При нормальном умственном развитии ребенка наблюдается, в основном, быстрое речевое развитие, увеличение активного и пассивного словаря. Дети понимают разговорную речь и сами становятся активными участниками беседы, соответствующей их возрастным особенностям, овладевают навыками активной речи, необходимой для общения с окружающими, проявляют интерес к сверстникам и взрослым. Общение, объединяя достижения ребенка, становится важным условием социализации, а также условием воспитания всесторонне развитой личности.
Умственно отсталый ребенок уже с самого раннего детства испытывает трудности в формировании речи, эмоциональном общении. Речь у таких детей не только появляется значительно позже, но и характеризуется специфическим недоразвитием всех ее компонентов от фонематического до семантического уровня. Характерными являются нарушения, затрагивающие этапы и составляющие речевого высказывания. В этой связи речь не может качественно обеспечивать коммуникативную функцию, способствовать полноценному формированию навыков общения, что сказывается на всех видах деятельности. Выраженная недостаточность речемыслительных средств и отсутствие речевой инициативы способствуют возникновению у умственно отсталых детей речевого негативизма, замкнутости, стереотипии и штампов в использовании одних и тех же речевых конструкций.
Проблемами формирования коммуникативной стороны речи у умственно отсталых детей занимались такие отечественные авторы, как Л.С. Выготский, С.Д. Забрамная, А.Р. Малер, Л.М. Шипицина. Среди зарубежных авторов можно выделить Кристен У., Нюканен Л., Рюкле Х.
Изучение научно-педагогической литературы показало, что в настоящее время в специальной педагогике остро поставлена проблема коммуникативной деятельности младших школьников с нарушениями интеллектуальной сферы. Для полноценного развития и успешной социализации ребенка с особыми потребностями необходимо наладить контакт с окружающими, что, безусловно, возникает в процессе коммуникации (Е.Е. Дмитриева, О.А. Омарова).
Несмотря на то, что большинство работ отечественных и зарубежных исследователей определенным образом затрагивают проблему общения лиц с умственной отсталостью, в специальной литературе недостаточно освещены вопросы, связанные с формированием и развитием речевой коммуникации младших школьников с интеллектуальными нарушениями, ощущается дефицит соответствующих отечественных учебников и учебных пособий.
Анализ научных источников, отражающих аспекты коммуникации детей в соответствии с их особенностями развития (О.К. Агавелян , Г.А. Арина, Б.С. Волков, В.А. Григорьева-Голубева, Л.В. Доманецкая и др.), выявил неполное освещение следующих проблем: организации педагогической деятельности по развитию речевой коммуникации у младших школьников с нарушением интеллекта; проектирования специальных педагогических условий развития речевой коммуникации у данной категории детей с учетом их возможностей; разработки практико-ориентированных направлений работы, обеспечивающих удовлетворение потребностей субъектов образовательных отношений в организации и сопровождении данного процесса.
Таким образом, анализ научно-теоретических и практико-ориентированных исследований позволил выделить противоречия между:
- востребованностью системы коррекционного образования в теоретическом обосновании проблемы развития речевой коммуникации детей с легкой степенью умственной отсталости и недостаточностью современных исследований по данному вопросу;
- необходимостью развития речевой коммуникации детей с умственной отсталостью и неготовностью субъектов образовательных отношений к его осуществлению с учетом особенностей этих детей;
- потребностью практики в развитии речевой коммуникации у умственно отсталых младших школьников и отсутствием научно обоснованного методического инструментария по их сопровождению в коррекционных общеобразовательных учреждениях.
Разрешение указанных противоречий, социальная значимость и недостаточная разработанность проблемы определили тему диссертационного исследования: «Логопедической работа по формированию речевой коммуникации у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью».
Проблема исследования определяется потребностью изучения речевой коммуникации и необходимостью разработки научно обоснованного содержания и методического обеспечения ее развития у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Цель исследования заключается в научно-теоретическом обосновании и разработке системы логопедической работы, обеспечивающей развитие речевой коммуникации детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью.
Объект исследования: речевая коммуникация учащихся младших классов с интеллектуальной недостаточностью.
Предмет исследования: уровень сформированности речевой
коммуникации учащихся младших классов с интеллектуальной недостаточностью.
Гипотезой исследования стало предположение о том, что развитие речевой коммуникации младших школьников с умственной отсталостью может быть эффективным за счет создания системы логопедической работы, при активном взаимодействии всех специалистов учебно-воспитательного процесса и организации специальных педагогических условий, позволяющих стимулировать речевую активность.
Цель и выдвинутая гипотеза обусловили необходимость решения следующих задач:
1. Определить научно-теоретические подходы к проблеме развития речевой коммуникации младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
2. Разработать и апробировать диагностический инструментарий по изучению особенностей речевой коммуникации младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
3. Выделить педагогические условия формирования речевой коммуникации младших школьников с интеллектуальной недостаточностью, разработать и апробировать комплексную систему логопедической работы по их реализации.
4. Оценить результативность логопедической работы по формированию речевой коммуникации младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Методологическую основу исследования составили:
- гуманистический подход, предполагающий уважение личности ребенка и его прав, принятие ребенка как субъекта образования (Ш.А. Амонашвили, О.С. Газман, А.Н. Кочергин, А.Я. Кузнецова и др.);
- личностно-ориентированный подход, суть которого заключается в раскрытии природы и условий реализации индивидуально - развивающих функций образовательного процесса (Т.Е Климова, А.А. Плигин и др.).
- деятельностный подход, рассматривающий коммуникативное взаимодействие как средство и условие развития личности (А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн и др.);
- комплексный подход, в основе которого заложены единство и координация структурированных компонентов образования, связей и отношений, а также взаимозависимость и взаимовлияние отношений внутри системы (Н.В. Кузьмина, В.А. Якунин и др.).
Теоретические основания исследования составили:
- теория о единстве общения и деятельности (Г.М. Андреева, А.А. Леонтьев, А.А. Бодалев, А.Н. Леонтьев и др.);
- теория вербальной коммуникации как сложного взаимодействия и деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов и др.);
- положение о том, что коммуникация предполагает не просто обмен информацией, но и воздействие на партнера с целью изменения его социального поведения (И.В. Дубровина, И.А. Зимняя и др.);
- научные представления о связной речи как составляющей коммуникативно-речевой деятельности (А.Н. Гвоздев, А.С. Звоницкая, Ф.А. Сохин, Т.А. Ткаченко и др.);
- теория о ведущей деятельности в развитии ребёнка (Б.Г. Ананьев, Г.И. Вергелес, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.).
- научные положения о первичных и вторичных нарушениях в структуре коммуникативно-речевого дефекта, об актуальной и ближайшей зонах развития ребенка (Л.С. Выготский, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова, Е.Ф. Соботович, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская и др.)
- научное положение об общих и специфических закономерностях психического и речевого развития (Л.С. Выготский, А.Н. Гвоздев, И.Н. Горелов, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, О.Н. Усанова, Н.И. Жинкин, А.Р. Лурия и др.).
Научная новизна исследования:
1. Разработан комплекс диагностических методик, позволяющих охарактеризовать уровень сформированности речевой коммуникации младших школьников с интеллектуальной недостаточностью, обоснована необходимость коммуникативно-речевого развития детей этой категории.
2. Определена и научно обоснована необходимость комплексного подхода к формированию речевой коммуникации.
3. Разработана система поэтапной логопедической работы по активизации вербальных и невербальных средств коммуникации с учетом всех компонентов языковой системы.
Теоретическая значимость исследования:
- теоретически обоснована комплексная методика исследования вербальных и невербальных компонентов речевой коммуникации, позволяющая выявить условия реализации системы логопедической работы по активизации коммуникативно-речевой деятельности младших школьников с интеллектуальной недостаточностью;
- на основе комплексной диагностики языковых и неязыковых компонентов речевой коммуникации расширены представления о взаимозависимости и взаимообусловленности интеллектуального и коммуникативного развития данной категории детей;
- определены специальные педагогические условия реализации системы логопедической работы по формированию речевой коммуникации младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Практическая значимость исследования:
- апробирована диагностическая модель изучения вербальных и невербальных компонентов коммуникации у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью, позволяющая выявить степень сформированностии уровня развития речевой коммуникации данной группы детей;
- разработанная система логопедической работы по активизации речевой деятельности у умственно отсталых детей может использоваться логопедами - практиками для диагностики и формирования компонентов речевой коммуникации;
- по материалам исследования опубликовано ряд статей, имеющих практическую направленность.
Методы исследования:
1. Теоретические методы: изучение и теоретический анализ общей, специальной и методической литературы по проблеме исследования, анализ медицинской и психолого-педагогической документации.
2. Эмпирические методы: педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный), наблюдение, комплексное обследование, моделирование (разработка и внедрение системы логопедической работы).
3. Качественный и количественный анализ результатов исследования.
База проведения исследования: Казённое образовательное учреждение Воронежской области «Бутурлиновская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Общее число участников исследования составило 24 ребенка, обучающихся в начальных классах, имеющих умственную отсталость легкой степени.
Этапы проведения исследования. Исследование проводилось с сентября 2015 по февраль 2018 гг. и состояло из трех этапов.
Первый этап (сентябрь 2015 г. - май 2016 г.) - изучение и анализ теоретической и научно-методической литературы по проблеме исследования, определение цели, объекта, предмета, задач, гипотезы и подбор методов исследования, проведение констатирующего эксперимента, количественный и качественный анализ полученных данных.
Второй этап (май 2016 г. - май 2017 г.) - проведение формирующего эксперимента, включающего разработку и апробацию системы логопедической работы по активизации речи и повышению уровня коммуникации у детей младшего школьного возраста, имеющих легкую степень умственной отсталости; проверка и уточнение гипотезы исследования, теоретических выводов и положений.
Третий этап (май 2017 г. - январь 2018 г.) - контрольный эксперимент, включающий обработку, количественный и качественный анализ,
систематизацию и обобщение результатов экспериментальной работы; формулирование выводов, оформление диссертационного исследования.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Оптимизация логопедической работы, необходимость разработки системы взаимодействия специалистов образовательного учреждения по формированию коммуникативно-речевой деятельности обусловлена спецификой интеллектуального дефекта, состоянием языковых и неязыковых компонентов в структуре речевой коммуникации у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости.
2. Реализация системы комплексного подхода к формированию речевой коммуникации у детей с интеллектуальными нарушениями позволяет создать специальные условия для повышения эффективности логопедической работы, основанной на учете вербального и невербального развития.
Апробация результатов исследования. Материалы исследования были представлены на:
- Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы развития науки и современного образования» (г. Белгород, 10 апреля 2017 г.).
- Объединенной научно-практической конференции "Современные тенденции, опыт и перспективы образования особых групп детей" (г. Череповец, 5-7 декабря 2017 г.);
- Международной научно-практической конференции «Актуальные
вопросы современной научной деятельности» (г. Саратов, 26 декабря 2017 г.);
- Международной научно-практической конференции «Особенности развития современной науки: актуальные вопросы, открытия и перспективы» (г. Томск, 28 декабря)


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Теоретический обзор психолого-педагогической, лингвистической, социологической, философской литературы по проблеме формирования речевой коммуникации младших школьников с легкой степенью умственной отсталости, результаты констатирующего и формирующего эксперимента позволили сделать следующие обобщения.
Проблемами формирования коммуникативной стороны речи у умственно отсталых детей занимались отечественные и зарубежные авторы такие, как Л.С. Выготский, С.Д. Забрамная, А.Р. Малер, Л.М. Шипицина, Кристен У., Нюканен Л., Рюкле Х. и в настоящее время данная проблема актуализируется.
Всестороннее изучение психолого-педагогической литературы позволило уточнить такие понятия как «коммуникация», «общение», «коммуникативная деятельность», «коммуникативные умения и навыки». На этой основе мы уточнили введенное нами понятие «речевая коммуникация».
Было выяснено, что умственная отсталость - это состояние, обусловленное врождённым или рано приобретённым недоразвитием психики с выраженной недостаточностью интеллекта, затрудняющее или делающее полностью невозможным адекватное социальное функционирование индивидуума. Однако, анализ методической литературы показал, что, благодаря специально организованной работе и применению различных коррекционных методик для обучающихся с умственной отсталостью, является возможным обучение детей с недостатками интеллекта различным технологиям общения, а также формирование у них коммуникативных умений и навыков.
Проведенный нами констатирующий эксперимент показал, что у детей с легкой степенью умственной отсталости практически не сформированы компоненты речевой коммуникации. Мы констатировали также низкий уровень речевого развития.
На основании полученных результатов нами была разработана система логопедической работы, целью которой было создание условий для формирования у детей с интеллектуальными нарушениями умения пользоваться различными средствами речевой коммуникации и способности самостоятельно вступать в коммуникативное общение с окружающими. В рамках логопедической работы была разработана система взаимодействия специалистов образовательного учреждения и родителей учащихся по формированию речевой коммуникации младших школьников с умственной отсталостью, были даны рекомендации и разработаны коррекционные задачи для специалистов, осуществляющих педагогическую работу с указанной группой детей.
Результаты контрольного эксперимента выявили положительную динамику в развитии уровня речевой коммуникации после проведенной логопедической работы: основная масса испытуемых (55,75%) показала средний уровень
сформированности речевой коммуникации, это на 24,75% больше, чем на констатирующем этапе. На наш взгляд, представленные данные свидетельствуют о результативности коррекционно-педагогической деятельности в целом и доказывают эффективность апробированной логопедической работы по реализации педагогических условий, направленных на развитие речевой коммуникации детей, имеющих интеллектуальные нарушения.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что проделанная логопедическая работа на этапе формирующего эксперимента в целом дала положительные результаты. А, следовательно, наша гипотеза о том, что развитие речевой коммуникации младших школьников с умственной отсталостью может быть эффективным за счет создания системы логопедической работы, при активном взаимодействии всех специалистов учебно-воспитательного процесса и организации специальных педагогических условий, позволяющих стимулировать речевую активность, подтвердилась.



1. Абелева, И.Ю. Механизмы коммуникативной речи [Текст]: учебно-моногр. пособие / И.Ю. Абелева. - М.: Парадигма, 2012. - 287 с.
2. Агавелян, О. К. Социально-перцептивные особенности детей с нарушениями развития [Текст] / О.К. Агавелян. - Челябинск, 1999. - 358 с.
3. Азимов Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) [Текст] / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. - М.: Издательство ИКАР, 2009. - 448 с.
4. Акулович, А.Н. Эмпирическое исследование коммуникативной культуры у учащихся с интеллектуальной недостаточностью [Текст] / А.Н. Акулович // Весшк Вщебскага дзяржаунага ушверсггэта. - 2011. - N 3 (63). - С. 131-135.
5. Амасьянц, Р.А. Клиника интеллектуальных нарушений [Текст]: учебник / Р.А. Амасьянц, Э.А. Амасьянц. - М.: Педагогическое общество России, 2009. - 320 с.
6. Аминов Н.А. Коммуникативная природа эмоций [Текст] / Н.А. Аминов // Личность и деятельность. Тез. доклад. - М.: 1977. С 54-55.
7. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева. - М.: Аспект-Пресс, 2008. - 363 с.
8. Аржанухина, Е.К. Развитие речемыслительных операций у младших
школьников с интеллектуальной недостаточностью средствами предметно¬практической деятельности: дис. ... канд.пед. наук: 13.00.03
[Электронныйрессурс] / Е.К. Аржанухина. - М, 2010-Режим доступа: https: //superinf.ru/view_helpstud.php?id=135
9. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. Формирование грамматического строя речи [Текст] / А.Г. Арушанова. - М.: 2004.
10. Астафурова Т.Н. Лингвосемиотика. [Текст] / Астафурова Т.Н., Олянич А.В. // Россия лингвистическая: научные направления и школы Волгограда. — Волгоград: Издательство Волгоградское научное изд-во, 2012. — стр. 246¬261
11. Батаршев, А.В. Психодиагностика способности к общению, или Как определить организаторские и коммуникативные качества личности [Текст] / А. В. Батаршев. - М., 2001. - 184 с.
12. Бгажнокова, И. М. Психология умственно отсталого ребенка [Текст] / И.М. Бгажнокова — М., 2012. - 240 с.
13. Белая, Н.А. Исследование особенностей коммуникативно-речевой сферы детей в специальной педагогике. [Электронный ресурс] / Н.А. Белая // Электронный научный журнал. «APRIORI, серия: Гуманитарные науки». - №1 / Научно-издательский центр АПРИОРИ. - Краснодар, 2014-Режим доступа: author@apriori-journal.ru
14. Бетанова, С.С. Развитие коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста, имеющих легкую степень умственной отсталости. [Текст] / С.С. Бетанова // Соц. работа и соц. Педагогика. - 2012. - № 3. - С. 97 - 107.
15. Бобровникова, Н.М. Формирование речи как средство развития коммуникативных умений и социальных навыков учащихся школы VIII вида [Электронный ресурс] / Н.М. Бобровникова, Г.П. Горлопанова, Г.В. Госпанова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015- Режим доступа: http://e-koncept.ru /2015/95669.htm.
16. Бодалев, А.А. Личность и общение [Текст] / А.А. Бодалев. — М.:
Международная педагогическая академия, 1995. — 328 с.
17. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человекам [Текст] / А.А. Бодалев. - М.: Международная педагогическая академия, 1999. - С. 198 - 200.
18. Бойков, Д. И. Общение детей с проблемами в развитии: коммуникативная дифференциация личности [Текст] / Отв. ред. М. О. Вайполина. - СПб.: КАРО, 2005. - 288 с.
19. Вальсинер, Я. Невербальная коммуникация в диадах (По материалам экспериментальных исследований за рубежом) [Текст] Я. Вальсинер, Х. Миккин // Ученые записки Тартуского государственного университета/Труды по психологии, выпуск 335. -Тарту: 1974. - С. 110-121.
20. Волкова, А.И. Психология общения [Текст] / А.И. Волкова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2007. - 448 с.
21. Выготский, Л.С. К психологии и педагогике детской дефективности [Текст] / Л.С. Выготский // Проблемы дефектологии. М.: 1995. - С. 19-40.
22. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии [Текст]/ Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1995. - С. 426-450.
23. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 2: Проблемы общей психологии [Текст]/ Под.ред. В. В. Давыдова.— М.: Педагогика, 1982.— 504 с.
24. Гаврилушкина, О.П. Понимание простых картинок умственно отсталыми дошкольниками // Восприятие учащихся специальных школ в процессе овладения основами наук / Восьмая научная сессия по дефектологии и пятые Всесоюзные педагогические чтения - М.: 1999. С. 278-279.
25. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А.Н. Гвоздев. - М.: Детство-пресс, 2007. - 480 с.
26. Гойхман, О.Я. Речевая коммуникация [Текст]: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. / О.Я. Гойхман, Т.М. Надеина. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 207с.
27. Горелов, И.Н. Невербальные коммуникации [Текст] / И.Н. Горелов. - М.: 1980. - С.104.
28. Грабенко, Т.Н. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры [Текст] / Т.Н. Грянко, Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева - СПб.: «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2002. - 64 с.
29. Даргевичене, Л.И. Особенности личных взаимоотношений между учащимися младших классов вспомогательной школы [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. Наук / Л.И. Даргевичене - М., 1971. - 16 с.
30. Дементьева, Н.Ф. Характеристика общения умственно отсталых лиц, находящихся в психоневрологических домах-интернатах [Текст] / Н.Ф. Дементьева, Е.Ю. Шаталова // Дефектология. - 1987. -№3. - С 26-30.
31. Дмитриева, Е.Е. Коммуникативно-личностное развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста с легкими формами психического недоразвития [Текст]: Дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.10 / Е.Е. Дмитриева - Н. Новгород, 2005. - 411c.
32. Дмитриева, Е.Е. Коммуникативное развитие умственно отсталых
дошкольников и младших школьников. [Текст] / Е.Е. Дмитриева, Ю.П. Давыдова // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6. - С. 89-97.
33. Дульнев, Г.М Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе [Текст] / Г.М. Дульнев - М.: 1991. С. 176.
34. Екжанова, Е.А. Системный подход к разработке программы коррекционно¬развивающего обучения детей с нарушением интеллекта [Текст] / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева // Дефектология. - 1999. - № 6. - С. 25-34
35. Емельянова, И.А. Особенности коммуникативных умений и навыков и пути их формирования у младших школьников с нарушением интеллекта [Текст] / И.А. Емельянова // Образование и наука. Известия УрО РАО. - 2009. - №1(58). - С. 86 - 96.
36. Емельянова, И.А. Педагогическая технология формирования
коммуникативных умений и навыков у младших школьников с нарушением интеллекта [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.03 / И.А. Емельянова - Екатеринбург, 2009. - 274 с.
37. Емельянова, И.А. Пути формирования коммуникативных умений и навыков у младших школьников с нарушением интеллекта [Текст] /И.А. Емельянова // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2011. - №2. - С. 41 - 44.
38. Екжанова, Е.А. Системный подход к разработке программы коррекционно¬развивающего обучения детей с нарушением интеллекта [Текст]/ Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева // Дефектология. - 2009. - № 6. - С. 25-34.
39. Забрамная, С.Д. Психолого-педагогическая характеристика детей с УО [Электронный ресурс] / С.Д. Забрамная // Сайт, посвященный специальной психологии [Сайт] / Режим доступа:
http://spps. ucoz.ru/publ/patopsikhologija/3.
40.Закрепина, А.В. Педагогическая помощь семье в воспитании ребенка дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью [Текст] / А.В. Закрепина // Дефектология. - 2004. - № 2. - С. 33-39.
41. Защиринская, О. В. Внутрисемейная коммуникация умственно отсталого ребенка / О. В. Защиринская // Вестн. СПбГУ. Сер. 12. -2008. - Вып. 3. - С. 124-132.
42.Зелинская, Е.А. Эффективность методики развития коммуникативных умений детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями средствами арт-терапии [Текст] / Е.А. Зелинская // Вестник Челябинского государственного университета. Образование и здравоохранение. Вып. 3. - 2014. - № 4. - С. 118-124.
43.Зимняя, И. А. Лингвопсихология речевой деятельности [Текст] / И.А. Зимняя — М.: Московский психолого-социальный институт, 2001. — 432 с.
44. Исаев, Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков [Текст]/ Н.Д. Исаев. - М.: Речь, 2003. 391 с.
45. Иссерс, О.С. Речевое воздействие [Текст]: учеб. Пособие для студентов, обучающихся по специальности «Связи с общественностью» / О.С. Иссерс. - М. : Флинта : Наука, 2009. - 224 с.
46. Казанцева, Е.В. Повышение уровня речевой коммуникации у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. [Текст] / Е. В. Казанцева //Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования. - Екатеринбург, 2010. - № 2 (70) с. 121 - 131
47. Кашкин, В. Б. Введение в теорию коммуникации [Текст]: учеб.пособие / В. Б. Кашкин. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Наука, 2013. - 224 с.
48. Клюева, Н.В.Учим детей общению. Характер, коммуникабельность [Текст] / Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина - Ярославль: Академия развития, 1996.
49. Ковалев, Г.А. Психология познания людьми друг друга [Текст] / Г.А. Ковалев // Вопросы психологии, - 1983. -№1. С. 112-118.
50. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах: общие и возрастные особенности: учеб. пособие / Я.Л. Коломенский. - 2-е изд., доп. - Минск: ТетраСистемс, 2000. - 432 с.
51. Коркунов, В.В. Сформированность поведенческого компонента коммуникативной компетентности младших школьников с нарушениями интеллекта [Текст] / В.В. Коркунов, К.К. Рейт // Специальное образование. - 2013. - №2. - С.54 - 61.
52. Кошелева, Е.Н., Мартемьянова А.Н. Особенности речевого развития школьников с умственной отсталостью [Текст] /Е.Н.Кошелева, А.Н. Мартемьянова // Успехи современного естествознания. - 2014. - № 1. - С. 19 - 22.
53. Лабунская, В.А. Невербальное поведение (социально-перцептивный
подход) [Текст] / В.А. Лабунская. - Ростов на Дону, 1986. - С. 36
54. Лабунская, В.А. Психология экспрессивного поведения. [Текст] / В.А. Лабунская - М.: Знание, 1989.- С. 64
55. Лабунская, В.А. Условия опознания эмоциональных состояний по выражению лица [Текст] / В.А. Лабунская // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга / Тез. доклад - М., 1999. С. 52.
56. Лабунская, В.А. Экспрессия человека : общение и межличностное познание [Текст] / В.А. Лабунская. - Ростов н/Д : Феникс, 1999. - 608 с.
57. Лалаева, Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах [Текст] / Отв. ред. Т. А. Савчук. - М.: Владос, 1998. - 224 с.
58. Лебединская, К.С. Нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте [Текст] / К.С. Лебединская, В.В. Лебединский. - М. : Академический Проект; Трикста, 2011. - 303 с.
59. Лебединский, В.В. Общие закономерности психического дизонтогенеза [Текст] / В.В. Лебединский. - М.: Изд-во МПА, 2010. - 86 с.
60. Левина, Р.Е. К психологии детской речи в патологических случаях [Текст] / Р.Е. Левина. - М.: Экспериментально-дефектологический институт им. М.С. Эпштейна, 1936. - 76с.
61. Леонтьев, А. А. Психология общения [Текст]: учеб.пособие для студ. высш.
учеб. заведений. - 5-е изд., стер. / А.А. Леонтьев. — М.: Смысл;
Издательский центр «Академия», 2008. — 368 с.
62. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / Под ред. Т.П. Толстовой. - М.: Смысл, 2004. - 352 с.
63. Лепская, Н.И. Язык ребенка (Онтогенез речевой коммуникации) [Текст] / Н. И. Лепская. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1997. - 151 с.
64. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка [Текст] / Под ред. А. Г. Рузской. - М.: Институт практической психологии, 1997. - 384 с.
65. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения [Текст] / Отв. ред. М. В. Осмоловская. - М.: Педагогика, 1996. - 144 с.
66. Лисина, М.И. Формирование личности в общении [Текст] / М.И. Лисина. - СПб.: Питер, 2009. - 320с.
67. Лурия, А.Р. Язык и сознание [Текст] / А.Р. Лурия. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. - 416 с.
68. Мамайчук, И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии [Текст] / И.И. Мамайчук. - СПб.: Речь, 2012.
69. Махова В.М. Изучение личностных свойств и особенностей эмоцио-нального реагирования детей с интеллектуальной недостаточностью в период их адаптации к школе [Текст] / В.М. Махова // Дефектология. - 2000. - № 6. - С. 9-14.
70. Методы обследования речи у детей [Текст] / Под общ. ред. Г.В. Чиркиной. - М., 2003.
71. Общение. Психология общения. Энциклопедический словарь [Текст] / под общ.ред. А. А. Бодалева. - М.: Изд-во «Когито-Центр», 2015. - 672 с.
72. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми [Текст] / В. В. Ветрова, М. И. Лисина, А. Г. Рузская, Е. О. Смирнова / Под ред. М. И. Лисиной[и др.] - М. : Педагогика, 1985. - 207 с.
73.Омарова О.А. Формирование общения у умственно отсталых учащихся первых классов в условиях социально-психологического тренинга [Текст]: дис.... канд. психол. Наук / О.А. Омарова - 1999. - 175 с.
74.Основы логопедической работы с детьми [Текст]: Учеб.пособие для логопедов, воспитателей дет. садов, учителей нач. кл., студентов пед. училищ / Под общ. ред. Г. В. Чиркиной. - М. :Аркти, 2002.- 240 с.
75. Павлова, Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления [Текст] / Л.Н. Павлова - М.: Мозаика-Синтез, 2000. - 180 с.
76. Павлова, Н.В. Мотивационный компонент упражнений по русскому языку как способ формирования коммуникативных умений учащихся с нарушением интеллекта. Социокультурная интеграция и специальное образование [Текст]: сб. науч. ст. / Н.В. Павлова // Саратовский гос. ун-т им. Н.Г. Чернышевского. - М., 2015. - 164 с.
77. Певзнер, М.С. Дети-олигофрены [Текст] / М.С. Певзнер - М.: 1999. - С. 435.
78. Певзнер, М.С. Динамика развития детей-олигофренов [Текст] / М.С. Певзнер, В.И. Лубовский. - М.: Педагогика, 2011. - 164 с.
79. Петрова, В.Г. Практическая и умственная деятельность детей-олигофренов [Текст] / В.Г. Петрова - М.:1998. - С. 158.
80. Петрова, В. Г. Психология умственно отсталых детей [Текст] / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. - М., 2012. - 180 с.
81. Петрова, В. Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы [Текст] / Отв. ред. Л. С. Деноткина. - М.: Педагогика, 1977. - 199 с.
82. Петровская, Л.А. Обучение общению как форма социально¬
психологического воздействия на межличностное восприятие [Текст] Л.А.Петровская // Вопросы психологии познания людьми друг друга и общения / Научные труды, выпуск 261. Краснодар: 1998. С. 22-29.
83. Психологический словарь. [Текст] / Под ред. В.П. Зинченко, ВТ. Мещерякова. М.: 1996. - С. 440
84. Рейт, К.К. Развитие поведенческого компонента социального взаимодействия у детей младшего школьного возраста в условиях интегрированного обучения [Текст] / К.К. Рейт// Вестник ТГПУ. - 2016. - №1(166). - С. 27 - 32.
85. Розенталь, Д.Э. Словарь-справочник лингвистических терминов [Текст] / Д. Э. Розенталь, М. А. Теленкова. - М. :Астрель : АСТ, 2001. - 623с.
86. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии[Текст] / С.Л. Рубинштейн. - СПб: Издательство: Питер, 2002. - 720 с.
87. Рубинштейн, С.Я. Психология умственно отсталого школьника [Текст] / С.Я. Рубинштейн // Под ред. А.С. Синицина. - СПб: Издательство: Питер, 2003. - 560 с.
88. Свенцицкий, А.Л. Социальная психология [Текст] / А.Л. Свенцицкий. - М.: ТК Велби, 2003. - 336 с.
89. Сенько, Т.В. Изучение межличностного взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми [Текст] / В.И. Сенько. - Л.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1991. - 28 с.
90. Соботович, Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции: (дети с нарушением интеллекта и моторной алалией) [Текст] / Е.Ф. Соботович. - М.: Классик-с Стиль, 2003. - 160 с.
91. Специальная педагогика [Текст] / Под ред. Н.М. Назаровой. - М.: 2004.
92. Стародубов, В.И. Стратегия формирования и развития системы организации комплексной реабилитации детей-инвалидов в Российской Федерации [Текст]: Монография / В.И. Стародубов, С.Н. Пузин, Р.А. Амасьянц. - М., 2006, - 300 с.
93. Тригер Р.Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития [Текст] / Р.Д. Тригер. - Ярославль: Академия развития, 2008. - 128 с.
94. Тупицына, И.Н. Речевая коммуникация: личностно-когнитивное измерение: На материале английского и русского языков [Текст]: автореферат дис. ... доктора филологических наук: 10.02.19 / Воен. ун-т МО РФ. - Москва, 2005. - 41 с.
95. Фатихова, Л.Ф. Диагностический комплекс для психолого-педагогического обследования детей с интеллектуальными нарушениями [Текст] / Л.Ф. Фатихова. - Уфо: ИЦ Уфим, филиала ГОУ ВПО «МГГУ им. М.А. Шолохова». - 2011.
96. Фатихова, Л.Ф. Характеристика социального интеллекта детей с
различными отклонениями в развитии [Текст] / Л.Ф. Фатихова, Е.Ф. Сайфутдиярова // Специальное образование. - 2013. - №3. - С. 87 - 97.
97. Хватцев, М.Е. Логопедия [Текст] / М.Е. Хватцев. - М.: Учпедгиз, 1959. - С. 355-382.
98. Цибульская, В.А. Особенности развития и коррекции коммуникативных
навыков у младших школьников с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, обучающихся в специальной коррекционной школе VIII вида [Текст] / В.А. Цибульская // материалы Регионального научно-практического семинара Актуальные аспекты психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями. -
Комсомольск-на-Амуре: АмГПГУ, 2015. - С. 205
99. Шипицына, Л.М. Невербальное общение у детей при нормальном и нарушенном интеллекте [Текст]: Монография /Л.М. Шипицина, О.В. Защиринская. - СПб.: Речь, 2009. - 128 с.
100. Шипицына, Л.М. Уроки общения детей с нарушением интеллекта [Текст]: Пособие для учителей и родителей / Л.М. Шипицина. - СПб.: филиал издательства «Просвещение», 2006. 302 с.
101. Шипицына, Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе: социализация детей с нарушениями интеллекта [Текст] / Л.М. Шипицына. - СПб.: Речь, 2005. - 477 с. .
102. Эмоциональные и познавательные характеристики общения [Текст] / под ред. В.А. Лабунской. - Ростов н/Д : Изд-во Ростов. ун-та, 1990. - С. 150- 153. - 176 с. 23.
103. Юсупова Г.Х. Направления логопедической работы с детьми с умеренной умственной отсталостью в условиях детского дома-интерната [Текст]: материалы Всерос. науч.практ. конф., посвящ. 75-летию Башк. ин¬та развития образования, 27 нояб. 2008 г./ Г.Х. Юсупова. - Уфа: Изд-во БИРО, 2008.- 144 с.
104. Яшина В. И. Теория и методика развития речи детей [Текст]: учебник / В. И. Яшина, М. М. Алексеева / Под общ.ред. В. И. Яшиной. - 4-еизд., перераб. идоп. - М.: Академия, 2013. - 446 с.
105. Cockerill H. Supporting communication in the child with a learning disability [Text] / H. Cockerill // Current Paediatrics. - 2002. - Vol. 12, Issue 1, - P. 72-76.
106. Hetzroni O.E. Effects of a Positive Support Approach to Enhance Communicative Behaviors of Children with Mental Retardation who have Challenging Behaviors [Text] / O.E. Hetzroni, T. Roth // Education and Training in Developmental Disabilities. - 2003. - Vol. 38, N 1. - Р. 95-105


Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ