ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА, АНАЛИЗА И АУДИТА ВЫПУСКА ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ
1.1 Экономическое понятие готовой продукции 6
1.2 Синтетический и аналитический учет выпуска готовой продукции 4
1.3 Методика проведения анализа и аудита выпуска готовой продукции 18
2. ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И АНАЛИЗА ВЫПУСКА ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ В ООО «АВИОРЪ»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «АВИОРЪ» 25
2.2 Бухгалтерский учет выпуска готовой продукции ООО «АВИОРЪ» 28
2.3 Анализ качества и динамики выпуска готовой продукции ООО «АВИОРЪ» 35
3. АУДИТ ВЫПУСКА ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ ООО «АВИОРЪ»
3.1 Планирование аудита готовой продукции ООО «АВИОРЪ» 47
3.2 Мероприятия по исправлению ошибок, выявленных
в ходе аудита в ООО «АВИОРЪ» 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 75
ПРИЛОЖЕНИЯ
Для того чтобы правильно и своевременно осуществлять учет результатов производственной деятельности организация должна выбрать и закрепить в своей учетной политике ряд основополагающих принципов и методов по учету готовой продукции, варианты которых изложены и закреплены в законодательных актах и рекомендациях Министерства Финансов Российской Федерации.
Объем выпуска и продажи готовой продукции является основным показателем, характеризующим деятельность предприятия. Объем продаж крайне важен для установления различных нормированных статей затрат, например, таких как расходы на рекламу, представительские расходы, а также для исчисления целого ряда налогов.
Актуальность и значимость рассмотрения проблемы учета выпуска и продажи готовой продукции заключается в том, что результатом деятельности любого производственного предприятия или организации является выпуск готовой продукции, выполнение работ или предоставление услуг. В результате, стоимость готовой продукции, работ, услуг переходит из сферы производства в сферу обращения.
По своему экономическому содержанию объем проданной продукции характеризует конечный финансовый результат работы предприятия, выполнения своих обязательств перед потребителями, степень участия в удовлетворении потребностей рынка.
В настоящих условиях основное значение придается объему продаж продукции как важнейшему экономическому показателю работы, определяющему эффективность, целесообразность и стабильность деятельности предприятия на долгосрочную перспективу. В объем проданной продукции на предприятии включается вся отгруженная и отпущенная продукция, независимо от того, оплачена она или нет. Готовая продукция может быть оплачена безналичным путем, либо путем розничных продаж через сеть собственных магазинов за наличный расчет.
Таким образом, процесс продажи завершает кругооборот хозяйственных средств предприятия, что позволяет ему выполнять свои обязательства перед кредиторами (перед поставщиками за сырье и материалы для хозяйственных нужд; перед бюджетом и внебюджетными фондами по налогам и другим обязательным платежам; перед персоналом по оплате труда; перед прочими кредиторами и т.п.) и возмещать различные производственные затраты.
Планирование объемов производства является важным элементом деятельности предприятия и осуществляется в натуральных и стоимостных измерителях. Недовыполнение плана по различным причинам вызывает замедление оборачиваемости оборотных средств, уплату штрафных санкций за нарушение договоров поставки, задержки собственных платежей, что, в свою очередь, приводит к ухудшению финансового положения предприятия.
Цель данной выпускной квалификационной работы — изучить учет, анализ и аудит готовой продукции, а также разработать мероприятия по исправлению ошибок в бухгалтерском учете на примере ООО «АВИОРЪ». Реализация данной цели требует постановки следующих задач:
-изучить и систематизировать информацию по теме работы, полученную из различных источников (научная и учебная литература, законодательная база, СМИ и т.п.)
-рассмотреть порядок отражения в учете операций по учету выпуска и продажи готовой продукции в теоретическом и практическом аспектах;
-оценить качество учета выпуска готовой продукции на предприятии, на базе которого проводилось данное исследование и предложить меры по регулированию учетного процесса;
-провести анализ динамики выпуска и продаж, ассортимента и структуры, качества продукции на предприятии;
-дать оценку ритмичности работы предприятия;
-выявить резервы увеличения выпуска и продаж готовой продукции на предприятии.
Объект исследования - ООО «АВИОРЪ», на примере которого анализируется бухгалтерский учет операций, связанных с выпуском и продажей готовой продукции.
Предметом исследования является бухгалтерский учет, экономический анализ, аудит указанного объекта исследования.
Методологическими основами исследования в работе являются нормативные и законодательные акты по бухгалтерскому учету готовой продукции и ее продаже, а также труды ученых по заданной теме исследования.
Информационной базой исследования является нормативная документация, литература по бухгалтерскому учету и анализу финансово - хозяйственной деятельности, публикации экономических журналов и газет, таких как «Бухгалтерский учет», «Главбух», «Финансовая газета» и внутренняя документация предприятия (регистры синтетического и аналитического учета, бухгалтерская и оперативная отчетность) по выпуску и продажам готовой продукции.
Методами исследования, используемыми в настоящей выпускной квалификационной работе, являются монографический, выборочный, экономико-статистический методы, а также метод сравнительного анализа.
В соответствии с поставленными в выпускной квалификационной работе задачами были раскрыты основные особенности бухгалтерского учета и аудита выпуска и реализации готовой продукции, в соответствии с законодательными и нормативными актами, составлено мнение о степени достоверности бухгалтерской отчетности проверяемого предприятия и соответствие совершенных им в отчетном периоде финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, сделаны выводы и разработаны рекомендации по их совершенствованию.
В выпускной квалификационной работе освещены теоретические аспекты учета выпуска и продажи готовой продукции ООО «АВИОРЪ» в современных условиях. Дана общая характеристика рассматриваемого предприятия.
Во второй главе работы дана технико-экономическая характеристика рассматриваемого предприятия.
Производственного потенциала для обеспечения проектного выпуска продукции по заказу ОАО "КАМАЗ" у ООО «АВИОРЪ» достаточно. В целях сохранения имеющегося потенциала (мощности, персонал), улучшения технико-экономических показателей, снижения текущих затрат на производство, привлечения и вовлечения в оборот денежных средств необходимо увеличивать объем выпуска продукции на сторону, в т.ч. на экспорт. Поэтому находится на подготовке производства более 80 деталей. В 2015 году предполагается реализовать прочей продукции на строну в объеме 4184 тонн на сумму 57255 тыс.руб., в том числе по направлениям: -экспорт - 20000 тыс.руб.;
-поставки по РФ - 37255 тыс.руб., в том числе:
-промышленным предприятиям на сумму 28570 тыс.руб. - 77% предполагаемых поставок;
-коммерческим предприятиям на сумму 8655 тыс.руб. - 23% годовых объемов.
Для производства запланированных объемов необходимо провести подготовку производства по 61 позиции, в том числе:
-на экспорт - по 20 позициям;
-Российским заказчикам - по 41 позиции.
Для обеспечения производства необходимо 5230 тонн металлопроката. На 2015 год прогнозируется поставка металла Заказчиками в объеме 2730 тонн - 52% общей потребности. Остальной объем металла - 2500 тонн - 48% общей потребности предполагается закупать за счет собственных средств, что потребует ежемесячного выделения на эти цели средств в сумме 2,0-2,5 млн.руб.
В работе был проведен также и анализ качества продукции ООО «АВИОРЪ». Приведенные расчеты показали, что качество с каждым годом улучшается. Снизился удельный вес зарекламированной продукции на 3720 тыс.руб. или 1,67%.
Аудитор обнаружил следующие ошибки, сделанные в ООО «АВИОРЪ»:
- отсутствие или несвоевременное отражение документов по учету готовой продукции на складе, что является недостатком системы внутреннего контроля.
- на предприятии числится просроченная дебиторская задолженность в нарушение п.77 Приказа Минфина РФ от 29 июля 1998 г. N 34н "Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации"
- в бухгалтерских регистрах встречаются исправления, не заверенные подписями лиц, которые их внесли;
- аудируемая организация либо не начислила НДС, когда это было нужно, либо, наоборот, начислила налог, когда этого не требовалось делать;
- справки о сделанных исправительных (сторнировочных) записях часто составляются недостаточно ясно;
Аудитор предлагает предприятию принять меры для улучшения общей постановки ведения бухгалтерского учета и составления отчетности:
- внести изменения в учетную политику с учетом приведенных замечаний и рекомендаций;
- согласно действующему законодательству, если дебиторская задолженность подлежит списанию на финансовые результаты, то ее следует списывать, в противном случае искажается чистая прибыль, что напрямую затрагивает интересы собственников (акционеров); кроме того, становится нереальным баланс организации;
- не допускать ошибок в оформлении бухгалтерских регистров;
- не принимать к учету первичные документы, не соответствующие установленным правилам документирования хозяйственных операций;
- необходимо ввести в систему внутреннего контроля, контроль за соответствием данных складского и бухгалтерского учета готовой продукции.
В каждой отдельно взятой организации можно по-своему рационализировать систему внутреннего контроля исходя из внутренних и внешних условий и степени ее развития (эффективности). Реализация предлагаемых ООО «АВИОРЪ» направлений совершенствования внутреннего контроля должна обеспечить снижение возможности злоупотреблений должностных лиц и сохранность имущества организации, а также совершенствование, упрощение и снижение трудоемкости контрольной работы и, как следствие, - повышение эффективности системы внутреннего контроля в целом.
Контроль эффективности сегментов бизнеса. Сегмент бизнеса - это любой элемент коммерческой деятельности организации, который может быть рассмотрен в аспекте расширения или сокращения этой деятельности. ООО «АВИОРЪ» рекомендуется в качестве сегментов бизнеса выделить: вид продукции, тип покупателя, географический район сбыта. Организации целесообразно составлять внутреннюю сегментарную отчетность по указанным элементам. Это позволит выявить наиболее рентабельные сегменты и направления бизнеса, требующие более продуманной сбытовой политики.
Присвоение группы риска покупателю (заказчику) и установление параметров коммерческого кредита. В целях контроля различных аспектов взаимоотношений с покупателями по коммерческим договорам каждому покупателю рекомендуется присвоение категории риска: высокий, средний, низкий
Ранжирование покупателей по категориям риска следует вменить в должностные обязанности начальник отдела сбыта по разработанному алгоритму на основе следующих условий.
1. Степень выполнения обязательств по расчетам за продукцию. На основе статистического учета следует определять степень выполнения договорных обязательств отдельными покупателями, а также группами покупателей, сформированными по различным признакам - критериям рыночного сегментирования (география, размеры организации, отраслевая принадлежность и др.). Если ранее конкретный заказчик не имел хозяйственных связей с организацией (т.е. является совершенно "новым" контрагентом), то категория риска его заказа определяется на основе степени выполнения обязательств той характерной группой заказчиков (покупателей), к которой он отнесен в соответствии с критериями рыночной сегментации.
2. Наличие и содержание первичной информации (материалов) о заказчике (банковские и аудиторские справки, отзывы других организаций и т.п.).
В целях упреждения ситуации роста просроченной дебиторской задолженности, покупателям с учетом категории риска их заказов ставятся в соответствие параметры коммерческого кредита (лимит суммы дебиторской задолженности и предельный срок коммерческого кредитования).
Установление параметров кредитования следует возложить начальника отдела сбыта и главного бухгалтера ООО «АВИОРЪ». Эти параметры по каждому классу риска должны быть зафиксированы в соответствующем разделе "Положения о сбытовой политике".
Совершенствование контроля за злоупотреблениями ответственных лиц. Для снижения риска потерь в результате злоупотреблений (сговор с заказчиками) отдельных должностных лиц, санкционирующих заключение договоров с условиями коммерческого кредита, а также отгрузки по таким договорам, при разработке сбытовой политики следует отдавать предпочтение заключению крупных и долговременных договоров при детальном обсуждении ключевых условий таких договоров на совете директоров (правлении).
Совершенствование контроля при планировании продаж. ООО «АВИОРЪ» рекомендуется разрабатывать планы продаж по видам продукции (ассортиментным группам) с учетом программ реализационных видов продукции, при этом необходимо учитывать развитие организации на перспективу, максимально возможный объем продаж, определенный на основе исследования рыночной конъюнктуры
За исключением корректировок (при наличии таковых), при проверке готовой продукции бухгалтерская отчетность ООО «АВИОРЪ» отражает их достоверно во всех существенных отношениях на отчетные даты.
Результатом проведенного аудита выпуска и реализации готовой продукции является отчет руководству ООО «АВИОРЪ» в которой описаны выявленные недостатки, в котором дана оценка достоверности, полноты и реальности бухгалтерской отчетности.
Для того чтобы правильно и своевременно осуществлять учет результатов производственной деятельности организация должна выбрать и закрепить в своей учетной политике ряд основополагающих принципов и методов по учету готовой продукции, варианты которых изложены и закреплены в законодательных актах и рекомендациях Министерства Финансов Российской Федерации.
Объем выпуска и продажи готовой продукции является основным показателем, характеризующим деятельность предприятия. Объем продаж крайне важен для установления различных нормированных статей затрат, например, таких как расходы на рекламу, представительские расходы, а также для исчисления целого ряда налогов.
Актуальность и значимость рассмотрения проблемы учета выпуска и продажи готовой продукции заключается в том, что результатом деятельности любого производственного предприятия или организации является выпуск готовой продукции, выполнение работ или предоставление услуг. В результате, стоимость готовой продукции, работ, услуг переходит из сферы производства в сферу обращения.
По своему экономическому содержанию объем проданной продукции характеризует конечный финансовый результат работы предприятия, выполнения своих обязательств перед потребителями, степень участия в удовлетворении потребностей рынка.
В настоящих условиях основное значение придается объему продаж продукции как важнейшему экономическому показателю работы, определяющему эффективность, целесообразность и стабильность деятельности предприятия на долгосрочную перспективу. В объем проданной продукции на предприятии включается вся отгруженная и отпущенная продукция, независимо от того, оплачена она или нет. Готовая продукция может быть оплачена безналичным путем, либо путем розничных продаж через сеть собственных магазинов за наличный расчет.
Таким образом, процесс продажи завершает кругооборот хозяйственных средств предприятия, что позволяет ему выполнять свои обязательства перед кредиторами (перед поставщиками за сырье и материалы для хозяйственных нужд; перед бюджетом и внебюджетными фондами по налогам и другим обязательным платежам; перед персоналом по оплате труда; перед прочими кредиторами и т.п.) и возмещать различные производственные затраты.
Планирование объемов производства является важным элементом деятельности предприятия и осуществляется в натуральных и стоимостных измерителях. Недовыполнение плана по различным причинам вызывает замедление оборачиваемости оборотных средств, уплату штрафных санкций за нарушение договоров поставки, задержки собственных платежей, что, в свою очередь, приводит к ухудшению финансового положения предприятия.
Цель данной выпускной квалификационной работы — изучить учет, анализ и аудит готовой продукции, а также разработать мероприятия по исправлению ошибок в бухгалтерском учете на примере ООО «АВИОРЪ». Реализация данной цели требует постановки следующих задач:
-изучить и систематизировать информацию по теме работы, полученную из различных источников (научная и учебная литература, законодательная база, СМИ и т.п.)
-рассмотреть порядок отражения в учете операций по учету выпуска и продажи готовой продукции в теоретическом и практическом аспектах;
-оценить качество учета выпуска готовой продукции на предприятии, на базе которого проводилось данное исследование и предложить меры по регулированию учетного процесса;
-провести анализ динамики выпуска и продаж, ассортимента и структуры, качества продукции на предприятии;
-дать оценку ритмичности работы предприятия;
-выявить резервы увеличения выпуска и продаж готовой продукции на предприятии.
Объект исследования - ООО «АВИОРЪ», на примере которого анализируется бухгалтерский учет операций, связанных с выпуском и продажей готовой продукции.
Предметом исследования является бухгалтерский учет, экономический анализ, аудит указанного объекта исследования.
Методологическими основами исследования в работе являются нормативные и законодательные акты по бухгалтерскому учету готовой продукции и ее продаже, а также труды ученых по заданной теме исследования.
Информационной базой исследования является нормативная документация, литература по бухгалтерскому учету и анализу финансово - хозяйственной деятельности, публикации экономических журналов и газет, таких как «Бухгалтерский учет», «Главбух», «Финансовая газета» и внутренняя документация предприятия (регистры синтетического и аналитического учета, бухгалтерская и оперативная отчетность) по выпуску и продажам готовой продукции.
Методами исследования, используемыми в настоящей выпускной квалификационной работе, являются монографический, выборочный, экономико-статистический методы, а также метод сравнительного анализа.