ОЦЕНКА РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В ГОРОДАХ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические и правовые аспекты анализа процесса стратегического управления столичным городом 6
1.1 Процесс стратегического управления столичным городом: понятие, принципы и этапы 6
1.2 Нормативно-правовое регулирование стратегического планирования социально-экономического развития столичных городов Приволжского Федерального округа 23
Глава 2. Практические аспекты анализа процесса стратегического управления столичными городами в Приволжском Федеральном округе 38
2.1 Оценка процесса стратегического управления в столичных городах 38
2.2 Анализ соотношения социально-экономического развития столичных городов Приволжского Федерального округа с качеством их стратегического управления 53
Глава 3. Основные проблемы и направления совершенствования процесса стратегического управления в столичных городах Приволжского Федерального округа 68
3.1 Проблемы стратегического управления в столичных городах
Приволжского Федерального округа и пути их решения 68
3.2 Основные направления совершенствования процесса стратегического
управления в столичных городах Приволжского Федерального округа 79
Заключение 95
Библиографический список 99
Приложения
Глава 1. Теоретические и правовые аспекты анализа процесса стратегического управления столичным городом 6
1.1 Процесс стратегического управления столичным городом: понятие, принципы и этапы 6
1.2 Нормативно-правовое регулирование стратегического планирования социально-экономического развития столичных городов Приволжского Федерального округа 23
Глава 2. Практические аспекты анализа процесса стратегического управления столичными городами в Приволжском Федеральном округе 38
2.1 Оценка процесса стратегического управления в столичных городах 38
2.2 Анализ соотношения социально-экономического развития столичных городов Приволжского Федерального округа с качеством их стратегического управления 53
Глава 3. Основные проблемы и направления совершенствования процесса стратегического управления в столичных городах Приволжского Федерального округа 68
3.1 Проблемы стратегического управления в столичных городах
Приволжского Федерального округа и пути их решения 68
3.2 Основные направления совершенствования процесса стратегического
управления в столичных городах Приволжского Федерального округа 79
Заключение 95
Библиографический список 99
Приложения
Современное управление на государственном уровне сопряжено с проведением определенных действий по отношению к территориям и ее составляющим. Одним из стратегических приоритетов социально-экономического развития регионов Российской Федерации является эффективное и качественное территориальное управление. На региональном уровне особое место в его структуре отводится местному самоуправлению.
В соответствии с Конституцией РФ, существуют три уровня территориального управления в России: федеральный — РФ; региональный — субъекты РФ; муниципальный — муниципальные образования. В этих условиях стратегическое управление становится не только основой других видов планирования, выступающих важнейшим элементом территориального развития, но и ориентирует на комплексный учет конкретных социально-экономических проблем.
Одним из факторов, позволяющих муниципальным образованиям развиваться достаточно стабильно, в долгосрочной перспективе, является стратегическое планирование, методы которого позволяют нивелировать экономические и политические риски, обеспечив стабильное социальное развитие.
Методы долгосрочного планирования социально-экономического развития используются в системе управления достаточно давно. В разное время вопросами стратегического управления в муниципальных образованиях занимались такие учены и исследователь как Анимица Е.Г., Бочко В.С., Власова Н.Ю., Жихаревич Б.С., Лексин В.Н., Рохчин В.Е., Тургель И.Д., и др. Однако проблемы оценки стратегий социально-экономического развития муниципальных образований изучены весьма слабо.
Главная цель стратегического управления социально-экономического развития муниципальных образований — выход на самодостаточный уровень развития.
Стратегическое управление муниципального образования обеспечивает конкретизацию стратегии и достижение выбранных целей путем использования имеющихся преимуществ, и создания новых. Ключевой проблемой при этом является недостаток опыта стратегического планирования, комплексного подхода к определению целей и приоритетов перспективного развития муниципальных образований, недостаточная квалификация кадров.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы являются крупные муниципальные образования - столичные города ПФО. Особенности реализации стратегического управления в столичных городах ПФО - составляют предмет выпускной квалификационной работы.
Целью исследования является оценка реализации стратегического управления в столичных городах Приволжского федерального округа для разработки рекомендаций по его совершенствованию. Для этого необходимо решить следующие задачи:
• изучить понятие, принципы и этапы процесса стратегического управления крупным городом;
• рассмотреть нормативно-правовое регулирование
стратегического управления социально-экономическим развитием столичных городов ПФО;
• провести сравнительный анализ по стратегическому управлению в столичных городах ПФО;
• проанализировать соотношение социально-экономического развития столичных городов ПФО с качеством их стратегического управления;
• выявить основные проблемы стратегического управления в столичных городах ПФО;
• сформировать основные направления совершенствования стратегического управления в столичных городах ПФО.
Информационная база исследования - научные труды зарубежных и отечественных ученых для теоретической части, и материалы периодических изданий, Интернет-ресурсы, публикации ученых и аспирантов ведущих вузов страны, отчеты и интервью представителей власти по вопросам стратегического планирования - для практической части.
Теоретическую базу составляют труды Уткиной Э.А., Мескона М., Альберта М, Хедоури Ф., Корчагина А. П., Зотова В. Б., Бегун Т. В. и других исследователей данной области.
Среди методов исследования, использованных в работе, можно выделить сравнительный и системный методы исследования, анализ доступных источников информации по данной теме.
Структуру выпускной квалификационной работы составляет вводная часть с обоснованием актуальности, выявлением объектов и предметов, целей и задач исследования, основная часть, раскрывающая содержание темы в 3 главах: теоретические и правовые аспекты анализа процесса стратегического управления столичными городами, практические аспекты анализа процесса стратегического управления столичными городами ПФО, основные проблемы и направления совершенствования процесса управления стратегическим развитием городами ПФО; заключение, с подведением результатов проведенного исследования, определением достижения поставленных целей и выполнения задач, библиографический список используемых источников и приложения.
В соответствии с Конституцией РФ, существуют три уровня территориального управления в России: федеральный — РФ; региональный — субъекты РФ; муниципальный — муниципальные образования. В этих условиях стратегическое управление становится не только основой других видов планирования, выступающих важнейшим элементом территориального развития, но и ориентирует на комплексный учет конкретных социально-экономических проблем.
Одним из факторов, позволяющих муниципальным образованиям развиваться достаточно стабильно, в долгосрочной перспективе, является стратегическое планирование, методы которого позволяют нивелировать экономические и политические риски, обеспечив стабильное социальное развитие.
Методы долгосрочного планирования социально-экономического развития используются в системе управления достаточно давно. В разное время вопросами стратегического управления в муниципальных образованиях занимались такие учены и исследователь как Анимица Е.Г., Бочко В.С., Власова Н.Ю., Жихаревич Б.С., Лексин В.Н., Рохчин В.Е., Тургель И.Д., и др. Однако проблемы оценки стратегий социально-экономического развития муниципальных образований изучены весьма слабо.
Главная цель стратегического управления социально-экономического развития муниципальных образований — выход на самодостаточный уровень развития.
Стратегическое управление муниципального образования обеспечивает конкретизацию стратегии и достижение выбранных целей путем использования имеющихся преимуществ, и создания новых. Ключевой проблемой при этом является недостаток опыта стратегического планирования, комплексного подхода к определению целей и приоритетов перспективного развития муниципальных образований, недостаточная квалификация кадров.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы являются крупные муниципальные образования - столичные города ПФО. Особенности реализации стратегического управления в столичных городах ПФО - составляют предмет выпускной квалификационной работы.
Целью исследования является оценка реализации стратегического управления в столичных городах Приволжского федерального округа для разработки рекомендаций по его совершенствованию. Для этого необходимо решить следующие задачи:
• изучить понятие, принципы и этапы процесса стратегического управления крупным городом;
• рассмотреть нормативно-правовое регулирование
стратегического управления социально-экономическим развитием столичных городов ПФО;
• провести сравнительный анализ по стратегическому управлению в столичных городах ПФО;
• проанализировать соотношение социально-экономического развития столичных городов ПФО с качеством их стратегического управления;
• выявить основные проблемы стратегического управления в столичных городах ПФО;
• сформировать основные направления совершенствования стратегического управления в столичных городах ПФО.
Информационная база исследования - научные труды зарубежных и отечественных ученых для теоретической части, и материалы периодических изданий, Интернет-ресурсы, публикации ученых и аспирантов ведущих вузов страны, отчеты и интервью представителей власти по вопросам стратегического планирования - для практической части.
Теоретическую базу составляют труды Уткиной Э.А., Мескона М., Альберта М, Хедоури Ф., Корчагина А. П., Зотова В. Б., Бегун Т. В. и других исследователей данной области.
Среди методов исследования, использованных в работе, можно выделить сравнительный и системный методы исследования, анализ доступных источников информации по данной теме.
Структуру выпускной квалификационной работы составляет вводная часть с обоснованием актуальности, выявлением объектов и предметов, целей и задач исследования, основная часть, раскрывающая содержание темы в 3 главах: теоретические и правовые аспекты анализа процесса стратегического управления столичными городами, практические аспекты анализа процесса стратегического управления столичными городами ПФО, основные проблемы и направления совершенствования процесса управления стратегическим развитием городами ПФО; заключение, с подведением результатов проведенного исследования, определением достижения поставленных целей и выполнения задач, библиографический список используемых источников и приложения.
В настоящее время органы местного самоуправления начинают осознавать, что для комплексного социально-экономического развития муниципальному образованию просто необходим инструмент стратегического управления. Специфика стратегического планирования как процесса предопределена тем, что одной из его главных задач является снижение неопределенности будущего. А это достигается, в частности, путем обсуждения, прояснения, согласования действий заинтересованных участников развития определённой территории. Поэтому стратегический план может быть разработан только при многостороннем и конструктивном диалоге бизнеса, власти и общества (гражданских институтов).
Основными документами в системе стратегического управления являются: стратегия региона; закон или положение региона о стратегическом управлении/планировании; порядок разработки, реализации и оценки эффективности стратегии развития или целевых программ; государственные и муниципальные программы; схема территориального планирования. В большинстве рассматриваемых регионов данный перечень документов разработан и дополнен иными нормативно-правовыми актами.
Был проведен анализ стратегического управления в 7 столичных городах ПФО. Анализ показал, что высоким уровнем стратегического управления обладает Самара. Примерно на одном уровне по стратегическому управлению находятся города Оренбург, Пермь, Киров и Ульяновск. Во всех городах отсутствует сайт стратегического управления, и, следовательно, возможность горожан оставлять комментарии и отзывы по улучшению города. В стратегии социально-экономического развития города Оренбурга отсутствует четкая формулировка миссии города, что не позволяет сформировать целостный образ назначения города. В стратегии города Перми не прописаны сценарии развития города, что говорит о негибкости стратегии. Однако мониторинг основных индикаторов и публикация новостей по реализации стратегии осуществляется на должном уровне. В Кирове стратегия развития города соответствует практически всем выдвинутым критериям, за исключением мониторинга реализации и новостей по управлению стратегическим развитием города. Это говорит о формальности стратегии. Стратегию Ульяновска можно назвать «самой молодой». Она отличается оригинальностью и красочностью - весь документ наполнен различными графиками, таблицами и диаграммами. Оригинальный подход к написанию различных сценариев: разработано 4 сценария исходя из стратегического внешнего партнерства России и качества государственного управления в РФ. Последние места по уровню развития стратегического управления занимают Саранск и Чебоксары. В стратегиях обоих городов слабо прослеживается параллель со стратегиями регионов. Для улучшения стратегического управления в проанализированных городах необходимо создавать сайты стратегического управления с предоставлением возможности горожанам оставлять отзывы и комментарии по улучшению города. Важным аспектом для совершенствования и оптимизации стратегического управления является освещение новостей, результатов мониторинга по достижению стратегических целей.
Проведенный социально-экономический анализ позволяет сделать вывод, что стратегическое управление несомненно влияет на социально-экономическое развитие города. Яркими примерами тому могут служить Самара, Оренбург и Пермь - города с высоким уровнем стратегического управления и хорошо развитые в социально-экономическом плане. В городах с низким уровнем стратегирования отмечается, соответственно, низкий уровень социально-экономического развития.
Стратегическое планирование развития муниципального образования в России на сегодняшний день находится на стадии развития. Для успешного социально-экономического развития муниципалитетов препятствует ряд проблем:
• осознание необходимости разработки стратегий развития МО;
• политическая поддержка стратегического планирования;
• организационная составляющая;
• публичность процесса разработки стратегического планирования;
• конкретизация общей стратегии в многолетней, среднесрочных и краткосрочных программах социально-экономического развития;
• сложность определения целей на долгосрочный, среднесрочный и краткосрочные периоды;
• унификация процедуры стратегического планирования и др.
Решение данных проблем возможно при использовании зарубежного опыта, но с учетом не только особенностей нашей страны в целом, но и каждого конкретного муниципального образования, в частности.
В качестве рекомендаций по улучшению стратегического управления были предложены следующие:
• разработать сайт стратегии города с публикацией новостей по стратегическому управлению, результатами постоянного мониторинг реализации стратегии города, возможностью для граждан участвовать в обсуждениях, оставлять отзывы, комментарии и предложения и по управлению городом;
• сформировать специальное подразделение по стратегическому управлению с функциями разработки стратегий, программ социально-экономического развития, реализацией этих нормативно-правовых актов, оценкой и корректировкой;
• отдельным городам необходимо разработать и добавить в стратегию концепцию развития города (Оренбург), внести корректировки в стратегические документы для соответствия стратегическим документам региона (Саранск), спрогнозировать различные сценарии развития города (Пермь).
Для улучшения уровня социально-экономического положения городов разработаны следующие рекомендации:
• улучшение демографической политики - в городах Самара, Ульяновск, Чебоксары;
• активизация инвестиционной политики, создание условий для комфортного ведения бизнеса, улучшение инфраструктуры города необходимы для городов Оренбург, Киров, Ульяновск, Чебоксары;
• снижение уровня преступности для повышения безопасности в городе Перми;
• активно внедрение концепции семейной политики в Кирове и Ульяновске, Саранске.
Сегодня стратегическому планированию уделяется всё большее внимание. И это положительно сказывается на развитии муниципального образования: повышается квалификация муниципальных служащих, налаживается общественный механизм партнерства между органами местного самоуправления, бизнесом и общественностью, улучшаются условия для экономической деятельности хозяйствующих субъектов, повышается уровень жизни местного населения.
Основными документами в системе стратегического управления являются: стратегия региона; закон или положение региона о стратегическом управлении/планировании; порядок разработки, реализации и оценки эффективности стратегии развития или целевых программ; государственные и муниципальные программы; схема территориального планирования. В большинстве рассматриваемых регионов данный перечень документов разработан и дополнен иными нормативно-правовыми актами.
Был проведен анализ стратегического управления в 7 столичных городах ПФО. Анализ показал, что высоким уровнем стратегического управления обладает Самара. Примерно на одном уровне по стратегическому управлению находятся города Оренбург, Пермь, Киров и Ульяновск. Во всех городах отсутствует сайт стратегического управления, и, следовательно, возможность горожан оставлять комментарии и отзывы по улучшению города. В стратегии социально-экономического развития города Оренбурга отсутствует четкая формулировка миссии города, что не позволяет сформировать целостный образ назначения города. В стратегии города Перми не прописаны сценарии развития города, что говорит о негибкости стратегии. Однако мониторинг основных индикаторов и публикация новостей по реализации стратегии осуществляется на должном уровне. В Кирове стратегия развития города соответствует практически всем выдвинутым критериям, за исключением мониторинга реализации и новостей по управлению стратегическим развитием города. Это говорит о формальности стратегии. Стратегию Ульяновска можно назвать «самой молодой». Она отличается оригинальностью и красочностью - весь документ наполнен различными графиками, таблицами и диаграммами. Оригинальный подход к написанию различных сценариев: разработано 4 сценария исходя из стратегического внешнего партнерства России и качества государственного управления в РФ. Последние места по уровню развития стратегического управления занимают Саранск и Чебоксары. В стратегиях обоих городов слабо прослеживается параллель со стратегиями регионов. Для улучшения стратегического управления в проанализированных городах необходимо создавать сайты стратегического управления с предоставлением возможности горожанам оставлять отзывы и комментарии по улучшению города. Важным аспектом для совершенствования и оптимизации стратегического управления является освещение новостей, результатов мониторинга по достижению стратегических целей.
Проведенный социально-экономический анализ позволяет сделать вывод, что стратегическое управление несомненно влияет на социально-экономическое развитие города. Яркими примерами тому могут служить Самара, Оренбург и Пермь - города с высоким уровнем стратегического управления и хорошо развитые в социально-экономическом плане. В городах с низким уровнем стратегирования отмечается, соответственно, низкий уровень социально-экономического развития.
Стратегическое планирование развития муниципального образования в России на сегодняшний день находится на стадии развития. Для успешного социально-экономического развития муниципалитетов препятствует ряд проблем:
• осознание необходимости разработки стратегий развития МО;
• политическая поддержка стратегического планирования;
• организационная составляющая;
• публичность процесса разработки стратегического планирования;
• конкретизация общей стратегии в многолетней, среднесрочных и краткосрочных программах социально-экономического развития;
• сложность определения целей на долгосрочный, среднесрочный и краткосрочные периоды;
• унификация процедуры стратегического планирования и др.
Решение данных проблем возможно при использовании зарубежного опыта, но с учетом не только особенностей нашей страны в целом, но и каждого конкретного муниципального образования, в частности.
В качестве рекомендаций по улучшению стратегического управления были предложены следующие:
• разработать сайт стратегии города с публикацией новостей по стратегическому управлению, результатами постоянного мониторинг реализации стратегии города, возможностью для граждан участвовать в обсуждениях, оставлять отзывы, комментарии и предложения и по управлению городом;
• сформировать специальное подразделение по стратегическому управлению с функциями разработки стратегий, программ социально-экономического развития, реализацией этих нормативно-правовых актов, оценкой и корректировкой;
• отдельным городам необходимо разработать и добавить в стратегию концепцию развития города (Оренбург), внести корректировки в стратегические документы для соответствия стратегическим документам региона (Саранск), спрогнозировать различные сценарии развития города (Пермь).
Для улучшения уровня социально-экономического положения городов разработаны следующие рекомендации:
• улучшение демографической политики - в городах Самара, Ульяновск, Чебоксары;
• активизация инвестиционной политики, создание условий для комфортного ведения бизнеса, улучшение инфраструктуры города необходимы для городов Оренбург, Киров, Ульяновск, Чебоксары;
• снижение уровня преступности для повышения безопасности в городе Перми;
• активно внедрение концепции семейной политики в Кирове и Ульяновске, Саранске.
Сегодня стратегическому планированию уделяется всё большее внимание. И это положительно сказывается на развитии муниципального образования: повышается квалификация муниципальных служащих, налаживается общественный механизм партнерства между органами местного самоуправления, бизнесом и общественностью, улучшаются условия для экономической деятельности хозяйствующих субъектов, повышается уровень жизни местного населения.
Подобные работы
- ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ СТОЛИЧНЫХ ГОРОДОВ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - УПРАВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТЬЮ РЕГИОНАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ (НА ПРИМЕРЕ РЕГИОНОВ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЭТНИЧЕСКОГО ТУРИЗМА В ПРИВОЛЖСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ
Дипломные работы, ВКР, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ (НА ПРИМЕРЕ РЕГИОНОВ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - РЕАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ: ОПЫТ РЕГИОНОВ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ (НА ПРИМЕРЕ РЕГИОНОВ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕГИОНОВ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Разработка и реализация системообразующих инфраструктурных проектов в региональной экономике (на примере объектов транспортной инфраструктуры)
Магистерская диссертация, география. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018 - Оценка конкурентоспособности городов-
миллионников Приволжского федерального округа
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2018



